Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Православие. Словарь-справочник.
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПОН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПОН")

Павел

Статья большая, находится на отдельной странице.

Паволока

Паволока - ткань, которая наклеивается на иконную доску перед наложением левкаса (грунта) для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски.

См. Левкас.

Палея

Палея (греч. «древний, ветхий (завет)»)

книга, содержащая краткое изложение ветхозаветных событий; пользовалась особой популярностью на Руси и отчасти заменяла собой книги Ветхого Завета. Греческий оригинал Палеи появляется не ранее IX в. Различают два основных вида Палеи: Палею Историческую (другое название - «Книга бытия небеси и земли») и Палею Толковую («Очи палейные»). Первая содержит краткое изложение ветхозаветной истории от сотворения мира до царя Давида с некоторыми апокрифическими вставками. Что касается Толковой Палеи, то в нее включается меньше исторического материала (хотя хронологически она доводится иногда до самого воплощения Христа); значительное место здесь отводится преобразовательным толкованиям ветхозаветных событий, нередко носящим полемический характер. Текст Толковой Палеи включает в себя также ряд апокрифических сочинений («Заветы двенадцати патриархов» и др.), а также фрагменты «Шестоднева» Иоанна Экзарха, «Христианской топографии» Косьмы Индикоплова и других популярных в Средние века книг.

Палица

Палица - часть богослужебного облачения архиерея. Представляет собой матерчатый ромб, привешиваемый за острый угол на ленте у правого бедра. Символизирует духовное оружие - Божие Слово. Священникам дается в качестве почетной награды.

Паломник

Паломник - богомолец, совершающий путешествие к святым местам.

Панагия

Панагия (греч. «всесвятая»)

1. Молитвенное наименование Богородицы.

2. Просфора, из которой на литургии была изъята частица в честь Пресвятой Богородицы. Эта просфора является поэтому наиболее священной после той, из которой изъят Агнец и которая, как самая священная, вкушается в храме до принятия пищи (см. Антидор). Панагия вкушается братией за монастырской трапезой после принятия пищи. Вкушению Панагии предшествует специальный чин ее возношения. Сущность этого чина заключается в том, что из храма, по окончании литургии, всею братией износится со священными песнопениями Богородичная просфора.

Ее вносят в монастырскую трапезную, где полагают на особом блюде. По окончании трапезы с молитвами Пресвятой Богородице и прославлением Пресвятой Троицы просфору возвышают (поднимают) пред иконами и вкушают частицы от нее. Смысл чина - живо представить присутствие за трапезой Самого Бога и Его Пресвятой Матери. На такое знаменование чина указывает и предание о его возникновении, по которому этот обычай происходит от апостолов и связан с явлением им Богоматери в третий день после Ее Успения. Когда апостолы по окончании трапезы готовы были преломить часть хлеба, всегда оставляемого ими в честь Иисуса Христа, то увидели Богородицу, радостно приветствовавшую их, и вместо обращения ко Христу обратились к Ней с возгласом: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» После этого апостолы, а затем и многие христиане, в особенности монахи, стали в начале трапезы вкушать хлеб в честь Господа Христа, а по окончании - в честь Матери Божией. Ближайшая цель чина - настолько тесно соединить трапезу с только что окончившейся литургией, чтобы та и другая явились одним богослужением и первая сообщила свою благодать второй. Чин о Панагии совершается только в монастырях ежедневно, как указывает его надписание. 3.

См. Нанедренник (Энколпион).

Паникадило

Паникадило (греч. «многосвечник») - большой светильник в центральной части храма. Паникадило со множеством свечей, спускающееся из-под купола, символизирует созвездие, собор небесных членов Церкви, сияющих благочестием и способствующих возвышению мыслей молящихся людей. Из куполов боковых приделов спускаются вниз такие же паникадила, как центральное, но меньших размеров.

См. Поликандило, Светильник.

Панихида

Панихида (греч. «всенощное пение») - заупокойное богослужение, на котором совершается поминовение умерших. Панихиды совершаются по просьбе верующих, а также в установленные всей Церковью дни - на Радоницу и родительские субботы.

Пантелеимон

Пантелеимон (ум. 305) - святой великомученик, целитель. Готовился стать врачом, принял крещение, обратил к вере отца, после смерти которого раздал имущество и стал помогать больным безвозмездно. Это вызвало ненависть других врачей, которые донесли на него императору Максимиану - гонителю христиан. Пантелеимон был схвачен, подвергнут пыткам и казнен. Но и по своей смерти святой остался заступником и целителем всех больных, обращающихся к нему с молитвой. На иконах великомученик изображается юношей, который держит в левой руке ларчик с лекарством, а в правой - кисточку для помазывания.

♥ Память 27 июля (9 августа).

Пантократор

Пантократор (греч. «всевластелин», на Руси - «Вседержитель») - один из основных типов изображения Христа, представляющий Его в виде Небесного Царя и Судии - Христос восседает на троне, благословляя правой рукой, а левой держит свиток или книгу с законом (на листах раскрытой книги обычно записываются различные изречения Иисуса, заимствованные из Евангелий). Получает широкое распространение начиная с IV-VI вв. (то есть после официального признания христианства) в связи с проникновением в христианское искусство элементов позднеантичной иконографии (прежде всего иконографии императора). В более позднее время, наряду с изображением в рост, становится широко известен тип поясничного Пантократора - один из самых статичных иконографических типов, различающийся лишь в деталях: положение книги или свитка, жест благословляющей руки и т.п.

Паперть

Паперть - крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет большой догматический смысл, как образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира, как Царство не от мира сего. Проходя свое служение в миру, Церковь в то же время по природе своей, по существу отлична от мира. Это и обозначают ступени, которые ведут к дверям храма.

Папоротки

Папоротки - в иконописи изображение нижних перьев на крыльях Архангела. Обычно имели другой цвет или оттенок по сравнению с остальной частью крыла.

Параекклисиарх

Параекклисиарх (греч. «околоцерковный распорядитель», церк.-слав. перевод - «кандиловозжигатель») - церковнослужитель, упоминающийся в Уставе, который, согласно Уставу, испрашивает благословение настоятеля на начало богослужения, звонит в колокола, возжигает свечи, подает возжженное кадило священнослужителю во время богослужения, выносит подсвечник при входах с кадилом и Евангелием и в других случаях.

Параклис

Параклис (греч. «утешение») - молебный канон, посвященный Богородице, который поется и читается верующими в случае душевной скорби.

Параман

Параман - принадлежность облачения монаха малой схимы - небольшой четырехугольный плат с изображением креста. Носится на теле под одеждой на шнурах, пришитых по углам. В чинопоследовании пострига параман называется образом и знамением Креста Господня.

Парамонарь

Парамонарь (букв. «приставник», «привратник») - ПОНОМАРЬ - церковнослужитель, в древней Церкви приставник для охранения храма и священных мест. Так, его обязанностью было неотлучное пребывание, например, в Вифлеемской пещере, где родился Спаситель, на Голгофе, как для охраны их от святотатства, так и для оказания различных услуг паломникам. Он наблюдал за имуществом храма, возжигал светильники перед богослужением и гасил их по окончании его. Со временем к обязанностям парамонаря было отнесено чтение и пение за богослужением, принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана, приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты, призывание верующих к богослужению колокольным звоном и, наконец, уборка храма и алтаря. В современной богослужебной практике - алтарник.

См. Церковнослужители.

Параскева

Параскева (греч. «пятница») - христианская святая, великомученица, пострадавшая во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане (304-305 гг.); за отказ отречься от христианской веры была обезглавлена наместником римской провинции Иконии. Православная традиция знает еще трех соименных ей святых: Параскеву Римскую (II в., память 26 июня), балканскую святую Параскеву - Петку (Х-ХI вв., память 14 июля), и малоизвестную мученицу, поминаемую под 20 марта; элементы их житий часто смешиваются между собой. Кроме того, культ Параскевы впитал в себя множество языческих черт и народных поверий; так, она считается покровительницей многих традиционных женских занятий, торговли и т.п. Наконец, по христианским представлениям, Параскева - это персонификация страстной пятницы, отсюда ее изображения с орудиями страстей.

♥ Память 14 (27) октября.

Парастас

Парастас (греч. «предстояние») - заупокойная утреня, служится вечером накануне дней поминовения усопших.

См. Поминовение усопших.

Паримийник

Паримийник - книга, содержащая паримии. В Древней Руси паримийники составлялись для богослужения, но употреблялись и в домашнем чтении.

Паримия

Паримия (греч. «притча», «иносказание») - избранное чтение из Священного Писания Ветхого, иногда Нового Завета, которое содержит пророчество о воспоминаемом праздничном событии или прославляемом лице. Например, в навечерие Рождества Христова среди паримий читается пророчество из книги пророка Исаии (см. Ис. 7, 10-16; 8, 1-4, 8-10) о рождении от Девы Еммануила, т.е. Богочеловека; из книги пророка Михея - о рождении Христа в Вифлееме. На праздники Богородичные в одной из паримий говорится о лествице (см. Быт. 28, 10-17), виденной Иаковом, прообразовавшей собою Божию Матерь, соединившую небо и землю и вместившую в себя Невместимого небесами, Господа Иисуса Христа. Паримии читаются на богослужениях: царских часов и часов в некоторые дни Великого поста; вечерни в дни некоторых праздников и во время Великого поста; утрени Великой Субботы; великого водоосвящения. Читаются паримии чтецом или диаконом. Число паримий различается на разных богослужениях от 1 до 8. На утрени Великой Субботы читается 15 паримий. Паримии читаются после прокимна. Диакон или иерей возглашает: «Премудрость», чтец произносит, например: «Бытия чтения» и др. Диакон или иерей возглашает: «Вонмем», и чтец начинает чтение паримии.

Парсуна

Парсуна (от лат. persona - «лицо») - произведение портретной живописи XVI-XVII вв., сочетающее приемы иконописи с реалистически образной трактовкой. Обычно выполняется в технике яичной темперы.

Парус

Парус - в архитектуре один из элементов перекрытия крестово-купольного храма; сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадрата в плане к окружности купола. В парусах средневекового или древнерусского храма располагались, как правило, изображения четырех евангелистов.

Пасха Ветхозаветная

Пасха Ветхозаветная (от евр. «переходить») - самый важный праздник у евреев, соединявшийся с праздником опресноков, отмечается в середине первого месяца (авив, или нисан, соответствующий второй половине нашего марта и первой половине апреля). Праздник этот установлен Господом перед исходом израильтян из Египта в то время, когда фараон, несмотря на предыдущие ниспосланные Богом казни на народ египетский, не отпускал израильтян в пустыню, и Господь объявил последнюю и самую тяжелую казнь - смерть первенцев - от первенца фараона до первенца рабыни и всего первородного из скота. И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года... в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство... Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец или от коз... И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его... не оставляйте от него до утра [и кости его не сокрушайте]; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня... Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших... Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки. Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите [им]: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил (Исх. 12, 2-27). Уважение к празднику еврейской Пасхи среди язычников было так велико, что вошло в обычай на праздник Пасхи отпускать одного узника по указанию народа (см. Мф. 27, 15). Господь Иисус Христос в последний раз совершил ветхозаветную Пасху перед Своими страданиями.

Пасха Новозаветная

Пасха Новозаветная - высочайший, радостнейший и вместе с тем древнейший христианский праздник - Воскресение Христово. В событии крестной смерти и воскресения Господа из мертвых заключается основание и средоточие всего христианства. Этим событием апостолы начали свою проповедь, на нем все основывали и в нем все соединяли (см. Деян. 2, 22-24; 3, 12-26; 4, 10-12). Вокруг событий смерти и воскресения Спасителя у апостола Павла группируются все высочайшие догматы нашей веры и все высшие наши надежды (см. 1 Кор. 15). Праздновать Пасху заповедали апостолы. Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою... но с опресноками чистоты и истины (1 Кор.

5, 7-8). С первых же времен христианства, как видно из Постановлений и Правил апостольских, праздновались неделя страданий и неделя Воскресения Господа, причем определено и само время празднования - после весеннего равноденствия, но не с иудеями. Возникшие споры о времени празднования Пасхи прекратил I Вселенский Собор, постановивший всем христианам праздновать Пасху в 1-й воскресный день после весеннего равноденствия и 1-го мартовского полнолуния (см. Пасхалия).

Особенности, соединяемые с этим праздником, весьма древнего происхождения. Обычай целовать друг друга (христосоваться) есть подражание древнему лобзанию мира и святой любви (см. Рим. 16, 16), причем верующие уподобляются ученикам Христовым, беседовавшим друг с другом о воскресшем Господе. Обычай дарить красные яйца ведет начало от Марии Магдалины, которая, по вознесении Господнем, пришла в Рим для проповедования Евангелия и, представ перед императором Тиверием, подала ему красное яйцо со словами «Христос воскресе» и таким образом начала свою проповедь. Яйцо - символ жизни, красный цвет - кровь Христа, даровавшего Своим воскресением жизнь вечную. Празднование Пасхи в Православной Церкви отличается особенной торжественностью. В храмах при открытых Царских вратах в продолжение всей пасхальной недели божественные службы совершаются в светлых облачениях, причем чтение Псалтири прекращается и слышится только одно пение; во всех песнопениях святой Пасхи повторяется одна радостная песнь о воскресшем Христе и о победе Его над адом и смертью и нашем избавлении через Него от греха, проклятия и смерти. В течение всех семи дней праздника колокольный звон завершает церковное торжество Пасхи.

Пасхалия

Пасхалия - определение времени празднования Пасхи. Согласно правилам I Вселенского Собора (325 г., Никея, Малая Азия), празднование Пасхи совершается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и 1 мартовского полнолуния, если это воскресенье приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае празднование христианской Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи. Ранее полнолуние бывает 22 марта (4 апреля), а самое позднее 19 апреля (8 мая), причем последнее число бывает иногда в понедельник. Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

Пасхальные Часы

См. Часы.

Патерик

Патерик (греч. «отечник») - в византийской и древнерусской литературе сборник кратких повествований о подвижниках какой-либо знаменитой монашеской обители (иногда с добавлением принадлежащих им нравоучительных слов). Появляются в Византии начиная с IV в.

См. Агиография.

Патриарх

Патриарх (греч. «отец» и «управляю») - титул главы Поместной Церкви. Патриарх избирается Поместным собором. Титул установлен IV Вселенским Собором в 451 г. (г. Халкидон, Малая Азия). На Руси патриаршество было учреждено в 1589 г., в 1721 г. упразднено и заменено Петром I на коллегиальный орган - Синод, в 1918 г. восстановлено. В настоящее время существуют следующие православные патриархаты: Константинопольский (Турция), Александрийский (Египет), Антиохийский (Сирия), Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский. Патриарх Русской Православной Церкви избирается Поместным Собором.

Всего в России было 14 патриархов, 15-й осуществляет свое служение в наше время:

1) Иов (1589-1605);

2) Ермоген (1606-1612);

3) Филарет (1619-1633);

4) Иоасаф I (1634-1640);

5) Иосиф (1642- 1652);

6) Никон (1652-1666);

7) Иоасаф II (1667-1672);

8) Питирим (1672-1673);

9) Иоаким (1674-1690);

10) Адриан (1690-1700);

11) Тихон (1917-1925);

12) Сергий (1943-1944);

13) Алексий I (1945- 1970);

14) Пимен (1971-1990);

15) Алексий II (с 1990 г.).

Патристика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Патрология

См. Патристика.

Пелагий

Пелагий - знаменитый ересиарх, основатель пелагианства. В начале V в. он прибыл в Италию, где вел строгий монашеский образ жизни. Пораженный царившей всюду распущенностью нравов, Пелагий выступил с сочинениями, где утверждал, что неодолимого греха не существует. Всякий человек может быть безгрешным, если он захочет, т.к. Бог не требует невозможного. Первородный грех признан Пелагием лишь дурным примером, данным Адамом, и поэтому он не имеет никакой реальной силы. Грех - проявление единичной воли. Отрицание непреодолимости греха повело Пелагия к отрицанию реальности благодати, которую нужно понимать лишь в смысле всего доброго, что Бог дает человеку в природе и в истории, начиная с самого существования и кончая фактом откровения высшей истины через Христа. Учение Пелагия, высказанное им осторожно, привлекло к нему многих, и в том числе патриция Целестия, который привел своим открытым выступлением с учением Пелагия к разрыву последнего с Церковью. В 411 г. Пелагий и Целестий перенесли свою деятельность в Африку и Палестину. Здесь они были обвинены в ереси, и затем Пелагий был отлучен от Церкви.

Пелена

Пелена - особый покров, которым накрываются все священные предметы на престоле по окончании богослужений.

Перебор

Перебор - медленный звон поочередно в колокола, по одному разу в каждый колокол, начиная с самого маленького и кончая наибольшим, после удара в наибольший одновременно ударяют во все колокола. Совершается перед отпеванием и во время выноса гроба из храма.

См. Колокольный звон.

Перезвон

Перезвон - звон поочередно в колокола (по одному или несколько ударов), начиная с самого большого колокола и кончая наименьшим. Медленный, печальный перезвон по одному удару в каждый колокол совершается на вечерне Великого Пятка перед выносом Плащаницы, на утрене Великой Субботы во время крестного хода с Плащаницей, на утрене в праздник Воздвижения Креста Господня и в Крестопоклонную Неделю (воскресенье) перед выносом креста. Частый перезвон по несколько ударов в каждый колокол совершается перед малым водоосвящением, перед архиерейским рукоположением, в других торжественных случаях.

См. Колокольный звон.

Пересвет и Ослябя

Пересвет и Ослябя - см. Александр и Андрей Радонежские

Перст

Перст - мера длины, упоминаемая в Священном Писании (см. Иер. 52, 21), равная дюйму, т.е. 2,51 см.

Песнь Богородицы, Честнейшая

Песнь Богородицы, Честнейшая - песнопение на утрене, между 8-й и 9-й песнями канона, девятая песнь Священного Писания (см. Библейские песни канонов), составлена из песен Пресвятой Богородицы и праведного Захарии (см. Лк. 1, 46-55; 68-79). Устав назначил этой песни особо благоговейное исполнение. Тогда как другие песни Священного Писания служат припевами к ирмосам и тропарям канона, песнь Богородицы занимает совершенно самостоятельное положение по отношению к последним и вообще в каноне; песнь Богородицы имеет свой припев, одинаковый для всех ее 6 стихов: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим...».

В нем Пресвятая Дева исповедуется истинной Богородицей и великим дерзновением веры поставляется выше высочайших чинов ангельских. По преданию (у Никифора Каллиста, XIV в.), Дева Мария, явившись составителю песни (св. Косме), с веселым лицом сказала: «Приятны Мне песни твои, но эта приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столь близко не бываю к ним, как когда поют они эту новую песнь твою». Способные к тайнозрению неоднократно видели потом Богоматерь, благословляющую эту песнь. О напеве для песни Богородицы в Типиконе сказано только: «Поюще велегласно», что значит «громко». Но в Уставе на 1 сентября, отличающемся вообще подробностью, т.к. это первый день церковного года, указан и глас для этой песни - 6-й. Музыкальная традиция показывает, однако, что это не обычный канонный напев 6-го гласа, а особенный - «самогласный».

Песнь Богородицы выделяется из ряда других особым возгласом диакона перед ней, приглашающим к прославлению Богоматери: «Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим», чем отмечается необходимость особой внимательности к песни. Возглас произносится после каждения святого престола, обычно по выходе из алтаря перед иконой Богоматери. Песнь Богородицы не поется в те дни, в которые Уставом назначено петь на утрене после 8-й песни особые припевы.

Песнь Священного Писания

См. Библейские песни канонов.

Песнь Симеона Богоприимца, Ныне Отпущаеши

Песнь Симеона Богоприимца, Ныне Отпущаеши - молитва св. Симеона Богоприимца, взятая непосредственно из Евангелия от Луки (см. Лк. 2, 29-32), завершающая вечернее богослужение.

См. Вечерня.

Петр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пилат Понтий

Пилат Понтий (Понтийский) - шестой римский прокуратор в Иудее, правил с 26 по 36 гг. по Р.Х. Первосвященники и начальники еврейские, осудив Иисуса Христа на смерть, сами не могли привести в исполнение своего приговора без утверждения римского правителя в Иудее. Поэтому они привели Христа к нему на суд. Пилат же после исследования дела хотел отпустить Иисуса, не найдя в Нем вины, но иудеи говорили: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю». Услышав такие слова, Пилат испугался, что подвергнется императорской немилости, и, умыв руки со словами «неповинен я в пролитии крови этого Праведника», предал Иисуса Христа иудеям на распятие. Народ еврейский при этом отвечал: «Кровь Его на нас и на детях наших».

Пимен

Статья большая, находится на отдельной странице.

Питирим

Питирим (ум. 1673) - Патриарх Московский и всея Руси. Питирим принял первосвятительский сан уже в очень преклонном возрасте и управлял Русской Церковью всего около 10 месяцев, до своей кончины в 1673 г. Период его патриаршества ничем особо примечательным не ознаменовался, о самой личности патриарха Питирима мы имеем сравнительно мало сведений. Известно, что ранее, в течение шести лет (после ухода патриарха Никона), он, будучи митрополитом Крутицким, нес всю тяжесть церковного управления. Еще в 1658 г. патриарх Никон, оставляя патриаршую кафедру, говорил: «Бью челом, чтобы Церковь не вдовствовала и беспастырна не была, а Церковь ведать благословляю Крутицкому митрополиту». Митрополит Питирим, таким образом, стал фактически местоблюстителем патриаршего престола. Скончался патриарх Питирим 19 апреля 1673 г. и погребен был в Успенском соборе Московского Кремля.

Плащаница

Плащаница - плат с шитым, тканым или писаным изображением Тела Иисуса Христа (после снятия с Креста) или усопшей Богородицы. Плащаница Иисуса Христа выносится из алтаря в храм на богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы, плащаница Богородицы - на службу Успения. Плащаницы хранятся в гробнице, стоящей у одной из стен храма, или в алтаре.

Повечерие

Повечерие - богослужение дневного круга, совершаемое в дни, установленные Типиконом. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней еды - вечери. Различаются великое и малое повечерия. Великое повечерие состоит из трех частей и по содержанию напоминает утреню.

В первой части повечерия поется песнопение, прославляющее пришествие в мир Спасителя: «С нами Бог». Вторая часть имеет покаянный характер. Третья - хвалебная, соответствует третьей части утрени: читается великое славословие, поется (или читается) канон, а после того поется тропарь: «Господи сил, с нами буди» со стихами из 150-го псалма. Великое повечерие совершается в Великий пост и накануне великих праздников Рождества Христова и Богоявления. Во все прочие дни совершается малое повечерие, представляющее собой значительное сокращение великого.

Погребение

Погребение - проводы усопшего христианина в соответствии с требованиями Церкви. По смерти тело усопшего мирянина омывается, тело монаха лишь отирается водою, а тело священника отирается губкой, пропитанной елеем. Затем умершего одевают в чистые одежды, сообразные его званию или служению: так, например, военных одевают в форменную одежду, а на диакона, священника и архиерея надевают их служебные облачения. Архиерею и священнику на грудь полагается Евангелие, в руки дается крест, диакону - кадило, мирянину - икона. Во время отпевания на чело умершего полагается венчик - бумажная лента с изображениями Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи, а в руки влагается разрешительная грамота. До отпевания, в продолжение нахождения умершего в доме, над мирянином читается Псалтирь, а над архиереем и священником Евангелие. Перед погребением гроб с телом умершего приносится в храм, где ставится головою к дверям, ногами к алтарю - к востоку. Отпевание производится после литургии, при открытых Царских вратах. После отпевания процессия с пением «Святый Боже», в предшествии священника, отправляется к могиле, где совершается лития. Покойник полагается лицом (ногами) к востоку. В ногах устанавливается крест, обращенный к усопшему.

Подвижничество

Подвижничество - ряд особых действий, основанных на самоотречении и имеющих целью духовное совершенствование.

Подворье

Подворье - территория, как правило, в крупном городе (часто в столице), принадлежащая монастырю и находящаяся вне его. Сам монастырь может быть в сельской местности, за границей и т.д. Фактически подворье - это маленькая самостоятельная обитель, расположенная, как правило, при храме. На подворье существует собственный штат священнослужителей. Монахов из главного монастыря посылают сюда жить в качестве послушания, иногда на несколько лет. Подворье играет роль «официального представительства» того монастыря, к которому оно приписано.

Подризник

Подризник (Стихарь) - нижнее богослужебное облачение священника и архиерея, которое надевается на подрясник и поверх которого надеваются особые богослужебные одежды, обобщенно именуемые «ризы». Это, по времени происхождения самое древнее, одеяние соответствует подиру ветхозаветных первосвященников, но приобретает в христианстве несколько иной вид и значение. У диаконов и низших клириков - стихарь - верхнее богослужебное одеяние с широкими рукавами. В настоящее время подризник и стихарь представляют собой одежду до пят в виде рубахи, расширяющейся книзу, с вырезом для головы, без ворота и с разрезами по бокам от подмышек до пояса и ниже. На спине подризника и стихаря нашивается крест.

У стихаря, как верхней служебной одежды диаконов и клириков, широкие рукава. Стихарь делается из парчи, бархата и других тяжелых тканей. В отличие от стихаря подризник делается с узкими рукавами. Рукава подризника имеют разрезы на концах. К одной из сторон разреза пришивается тесьма или шнурок, так что при облачении этим шнурком нижний край рукава подризника плотно стягивается у запястья. Подризники делаются из легкой ткани и должны быть белыми. Подризник надевается только при служении литургии и в некоторых особых случаях.

См. Облачение.

Подрясник

Подрясник - нижнее облачение православного духовенства, длинное до пят одеяние с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами, надеваемое под рясу. У монахов подрясник обязательно черного цвета, у других он может быть темно-синим, коричневым, серым или белым. Диакон служит в подряснике, поверх которого надевает стихарь. Священник все богослужения, кроме литургии, совершает в подряснике и рясе, поверх которых надеваются богослужебные ризы. Во время литургии, а также в особых случаях, когда священнику предписано быть в полном богослужебном облачении, ряса снимается, и поверх подрясника надевается подризник и ризы. Архиерей совершает почти все богослужения в подряснике, поверх которого надевается подризник и ризы. Исключение составляют некоторые молебны и частные богослужения, которые он может совершать в рясе или рясе и мантии, поверх которых надевает епитрахиль.

См. Облачение.

Покаяние

См. Исповедь, Таинства Православной Церкви.

Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы - праздник Православной Церкви (1 (14) октября), принадлежит к числу великих. Праздник Покрова установлен в XII в. в память о видении блаженному Андрею и его ученику св. Епифанию во время богослужения в константинопольском Влахернском храме Пресвятой Богородицы со святыми и Ангелами, стоящей на воздухе и простирающей Свой головной покров (омофор) над молящимся народом. По преданию, это событие произошло в 910 г. при константинопольском императоре Льве Премудром и патриархе Макарии. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается только Русской Православной Церковью, в которой был введен св. благоверным князем Андреем Боголюбским.

Покровец

Покровец - меньший покров, крестообразный, которым покрывается дискос или потир.

См. Покровы.

Покровы

Покровы - матерчатые платы, которыми покрываются дискос и потир во время литургии. Меньшие по размеру покровы называются покровцами, больший - воздухом. Малые покровцы представляют собою матерчатые кресты, квадратная середина которых, обычно с твердой прокладкой, покрывает верх дискоса и потира, а четыре конца крестов спускаются вниз, покрывая все боковые стороны сосудов. Воздух имеет вид матерчатого мягкого прямоугольника. Покровы делаются из парчи, шелка и других дорогих материалов, украшаются по краям золотой, серебряной каймой. В концах крестов на покровцах вышиваются или нашиваются образы Херувимов. Эти же изображения помещаются в углах большого воздуха. В середине всех покровов изображается крест. Покровы могут украшаться орнаментальной вышивкой.

Происхождение покровов древнее. Ранее всего вошли в употребление малые покровцы, которые вместе с символическим значением исполняли и практическую задачу - предохранение Святых Даров от мух, пыли. Воздух был введен в церковное употребление позднее, в V в.

Полиелей

Полиелей - составная часть чинопоследования, воскресной или праздничной утрени; состоит из торжественного песнопения, составленного из стихов псалмов 134-го и 135-го «Хвалите имя Господне», тропаря или величания, чтения Евангелия и Псалтири. В древности, когда вслед за кафизмами звучали первые слова этого гимна «Хвалите Имя Господне», в храме зажигались многочисленные светильники (елейные лампады). Поэтому эта часть всенощного бдения называется «многоелейной» или по-гречески - полиелеем. Отверзаются Царские врата, и священник в предшествии диакона, держащего возжженную свечу, кадит престол и весь алтарь, иконостас, хор, молящихся и весь храм. Святой алтарь, а потом и весь храм озаряются светом, благоухает кадильный фимиам. Распахнутые Царские врата символизируют отверстый Гроб Господень, откуда воссияло царство вечной жизни. С клиросов воссылается хвала Ангелов и человеков воскресшему Господу. После чтения Евангелия все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней. В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник начертывает знак креста на челе каждого подходящего к иконе.

Поликандило

Поликандило - светильник, подобный паникадилу, но меньших размеров, спускающийся из купола бокового придела.

См. Паникадило.

Полиставрий

См. Риза (Фелонь).

Полунощница

Полунощница - чинопоследование, совершаемое обычно в полночь. Полунощница посвящена грядущему пришествию Господа и Страшному суду. Различается вседневная, субботняя и воскресная. В настоящей приходской практике полунощница почти не совершается.

Поместный Собор

Поместный Собор - один из высших органов церковной власти и управления Русской Православной Церкви. Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян. Поместный Собор истолковывает учение Православной Церкви, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами, решает внутренние вопросы церковной жизни, канонизирует святых, избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания.

Поминание

Поминание, Помянник

маленькая книжица, в которую верующий записывает имена живых и усопших, о которых он молится.

См. Диптих.

Поминовение усопших

Поминовение усопших - молитвенная помощь душам умерших со стороны Церкви. Согласно православному вероучению, состояние духовной сущности каждого умершего человека не определено окончательно до Страшного суда и всеобщего воскресения мертвых. Каждая душа, независимо от того, попадает она в рай или ад, займет свое место только после конца земного мира и Страшного суда Христова. Поскольку до той поры участь душ остается не вполне определенной, некоторые из них, приложившие для своего спасения некоторые усилия на земле, могут получить облегчение и даже освобождение от загробных мук по бесконечной милости Божией, через молитвы Церкви, особенно во время литургии. В церковном предании, в житиях святых содержится много примеров благотворной помощи поминовения усопших тем, в чью память оно совершается. Особенно важным является поминовение усопших сразу после их смерти и в течение 40 дней, поскольку через 40 дней после смерти им назначается место в ином мире до воскресения мертвых. Ежедневное молитвенное поминовение умершего на литургиях в течение всего этого периода называется сорокоустом и заказывается родственниками новопреставленного. В Русской Православной Церкви особое значение имеют Радоница - день всецерковного поминовения усопших (вторник Фоминой - второй - недели после праздника Воскресения Христова), - а также родительские субботы. Родительскими именуются субботы перед масленицей, перед праздником Пятидесятницы, суббота перед днем святого Димитрия Солунского (26 октября (8 ноября)), когда молитвенно вспоминаются русские воины, погибшие в Куликовской битве в 1380 г., а также вторая, третья и четвертая субботы Великого поста.

Пономарь

См. Парамонарь, Церковнослужители.

Предыдущая страница Следующая страница