Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Православие. Словарь-справочник.
Статьи на букву "С" (часть 1, "САВ"-"СКР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САВ"-"СКР")

Саваоф

Саваоф - см. Господь Саваоф.

Савва Освященный

Савва Освященный (ум. 532) - преподобный, родился в V в. в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечении дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали св. Савву вернуться в мир и вступить в брак. В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя тринадцать лет в различных обителях, прп. Савва затворился в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и св. Савва подвизался в пещере в течение 5 лет. Затем св. Савва поселился в пещере близ обители прп. Герасима Иорданского (ум. 475; память 4 (17) марта). Через несколько лет к прп. Савве стали собираться ученики - все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь. Прп. Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам прп. Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых. Прп. Савва написал первый устав церковных служб, так называемый «Иерусалимский», принятый всеми палестинскими монастырями. Святой мирно преставился к Богу в 532 г.

♥ Память его совершается 5 (18) декабря.

Савва Сторожевский, Звенигородский

Савва Сторожевский, Звенигородский (ум. 1406) - преподобный, игумен, ученик прп. Сергия Радонежского. По желанию Звенигородского князя Юрия основал близ Звенигорода на Сторожевской горе монастырь, игуменом которого и состоял в течение 30 лет. Память 19 января (1 февраля) и 3 (16) декабря.

Савватий

Савватий - см. Зосима

Саввино-Сторожевский Рождествено-Богородский монастырь

Саввино-Сторожевский Рождествено-Богородский монастырь - мужской монастырь близ Звенигорода, основанный прп. Саввой около 1380 г. Особенного расцвета достиг после явления мощей прп. Саввы в 1652 г. В 1812 г. разорен и разграблен французами. Восстановлен. В советское время - музей. Теперь возвращен Церкви.

Сажень

Сажень, трость измерений - мера длины, упоминаемая в Священном Писании, равная 6 локтям, т.е. приблизительно 286 см, выступала в роли основного модуля в архитектуре древнего Средиземноморья, а впоследствии перешла на Русь.

Саккос

Саккос (евр. «рубище», «вретище») - верхнее богослужебное облачение архиерея, длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из дорогой ткани. Передняя и задняя половины саккоса соединены петлями и звонцами. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом. Первоначально саккос - предмет царского облачения. В богослужебную практику саккос стал входить в ХI-ХII вв., когда был пожалован Константинопольским патриархам как знак их особого отличия.

Из великого почтения к этой одежде патриархи сначала облачались в нее только три раза в год: на Пасху, в День Пятидесятницы и на Рождество Христово. Затем саккос перешел к другим восточным патриархам и митрополиту Московскому, а с XVI в. на православном Востоке и с начала XVIII в. в России стал облачением всех архиереев, заменив фелонь.

См. Облачение.

Самогласен

Самогласен - песнопение, которое само не пользуется чужими способами метрики или мелодии, заимствованными от других песнопений, но и другим не служит прототипом, образом.

Самоподобен

Самоподобен - песнопение, которое имеет свои собственные способы метрики и мелодии и не пользуется метрикой или мелодией какой-либо иной песни, но, наоборот, само является метрическим и мелодическим примером для иных песнопений.

Санкирь

Санкирь - в иконописи темный, оливковый или коричневый тон, поверх которого кладутся остальные, более светлые слои в живописи лица, рук и других открытых частей тела (личного письма).

Саровская Пустынь

Саровская Пустынь (Свято-Успенская Саровская пустынь) - мужской монастырь, основанный в XVII в. Пустынь приобрела известность прежде всего благодаря прп. Серафиму Саровскому, подвизавшемуся в ней в течение многих лет.

Сатана

Сатана (евр. «противник») - См. Диавол.

Светилен

См. Ексапостиларий.

Светильник

Светильник - приспособление для возжжения в храмах во время богослужения елея или восковых свечей. Первый обычно называют лампадой, а второй- подсвечником. Начало употребления их в христианской Церкви во время богослужения современно обычаю возжигать свечи и масло.

В древней Церкви лампады изготовлялись из обожженной глины, бронзы, серебра и других твердых материалов и имели разнообразную форму, насчитывая от одного до нескольких десятков горящих фитилей. В последнем случае чаще всего они получали форму венца или круга. Они укреплялись на подножиях или подвешивались на металлических цепочках перед священными изображениями в знак молитвенного возгорания, возникающего в сердце у христианина, который обратил свой взор на святую икону. Светильники второго рода - свечники, или подсвечники, по числу свечей разделяются на односвечные, или примикирий, и многосвечные. Двухсвечник и трехсвечник называются соответственно дикирием и трикирием. Они употребляются для епископского благословения и в таинственном смысле знаменуют: первый - два естества, Божественное и человеческое, неслиянно и нераздельно присутствующие в Иисусе Христе; второй - троичность Лиц (Ипостасей) в Боге.

Подсвечник для большего числа свечей называется паникадило, или многосвечник. Он также имеет обычно форму круга или многоярусного конуса. Паникадило подвешивается к своду храма и, по выражению св. Симеона Солунского, изображает блеск звезд на небосводе. Число свечей в паникадиле ничем не ограничено. Достаточно указать на то, что св. Константин Великий поставил перед гробницей апостола Петра золотой свечник с пятьюстами светильниками. Но Церковь предпочтительнее относится к сакральным числам: семи, напоминающему о семи Дарах Духа Святого; двенадцати, по числу апостолов; сорока, по числу дней, которые провел Иисус Христос в пустыне. Наконец, встречаются смешанные светильники, состоящие из лампад и свечей.

Светильничные молитвы

Светильничные молитвы - молитвы, читаемые священником перед закрытыми Царскими вратами после каждения с непокровенной головой, при пении предначинательного (103-го) псалма, при начале вечерни. Они напоминают об Адаме, изгнанном из рая и кающемся пред вратами его. Их положено священное число 7, что отвечает 7 дням творения и промышления, воспеваемым при чтении их. На утрене, соответственно большей длине и важности этой службы, аналогичных молитв положено тоже священное число - 12. По содержанию ни каждая отдельно из светильничных молитв, ни тем более весь ряд их не представляет чего-либо систематического. Тем не менее каждая следующая молитва пополняет прошение предшествующих.

1-я, взывая к милости и долготерпению Божиим, просит прежде всего услышать наше моление, наставить нас вообще на путь Божий и сообщить радостное чувство страха Божия.

2-я и 3-я молитвы - покаянного характера, причем одна из них содержит прошения о духовном просвещении и безгрешном проведении остатка дня, а другая - об исполнении всех прошений наших, полных надежд на Бога, о даровании нам не только страха Божия (1-я молитва), но и любви к Нему.

4-я молитва - радостного характера, воспоминая о славословиях ангельских Богу, просит слить с ними и наше хваление теперь и в вечности.

5-я молитва, повествуя о промышлении Божием, непоколебимом нашими грехами, просит о сохранении от них в остаток дня и во всю жизнь. 6-я молитва, обращая внимание на Промысл Божий, свидетельствующий о величии, неисповедимости и благости Божией и на обетованное нам Царство, опять просит о безгрешном остатке дня. Исключительна по своему содержанию и величине среди других светильных молитв - 7-я. Направляя наш духовный взор к величию, бессмертию и светоносности Божией, она содержит одно лишь прошение о безгрешном и счастливом вечере, ночи и утре.

Светильничные стихиры

Светильничные стихиры - вечерние стихиры на «Господи, воззвах», во время пения которых зажигаются свечи для наступающего малого входа.

См. Стихира.

Свеча церковная

Свеча церковная - символ молитвы верующего человека; изготовленная из воска - вещества самого чистого и благоуханного, получаемого от цветов, - она означает чистоту и искренность нашего приношения и жертвы Богу. Впоследствии состав церковной свечи изменился, но в Русской Православной Церкви чистый воск входит в них неотъемлемой частью.

Каждая церковная служба совершается при возжженных свечах и светильниках, и мы видим многообразие духовно-символического значения возжигания их - в ознаменование того, что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озаряет наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в Лице Иисуса Христа (2 Кор. 4, 6), просвещающего мир светом духовным (см. Ин. 1, 9-8, 12). Горящие в храме свечи являются также выражением благоговения молящихся, их любви и жертвы Богу и вместе с тем радости и духовного торжества Церкви, напоминая своим горением о невечернем свете, который в Царстве Небесном веселит души праведных, благоугодивших Богу.

В Ветхом Завете, когда был устроен первый Божий храм на земле - скиния, службы совершались там со светильниками, как повелел Сам Господь (см. Исх. 40, 4, 25). По образу Церкви Ветхозаветной возжжение свечей и лампад с елеем стало непременной принадлежностью богослужений Новозаветной Церкви.

Православные люди, посещая храм Божий, возжигают перед иконами Господа, Его Пречистой Матери и святых свечи. Горящая перед иконой свеча - это знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, всегда обильно посылаемую всем, кто с верой и молитвой прибегает к Господу и святым Его. Возжженная свеча - символ и нашей пламенеющей и благодарной любви к Богу.

Святейший

Святейший - церковно-юридический термин, первая часть титула предстоятелей следующих Автокефальных Православных Церквей: Русской, Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Румынской и Болгарской.

Святитель

См. Чины святости.

Святки

Святки (святые дни) - двенадцать дней после праздника Рождества Христова до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику, т.е. с 25 декабря (7 января) до 4 (17) января. Они называются также святыми вечерами. Святить двенадцать дней после Рождества Церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также слова св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского. Древность установления празднования святок подтверждается церковным Уставом прп. Саввы Освященного (ум. 532 г.), по которому в дни святок не положен пост, а также не совершаются коленопреклонения ни в церкви, ни в кельях; запрещено также браковенчание. То же подтверждено кодексом Юстиниана (535 г.). Между тем святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года. Против этого направлены 61-е и 62-е правила VI Вселенского Собора.

Святое Святых

См. Скиния.

Святости.

Святости. (греч. «старец», «старейшина») - См. Священнослужители.

Святцы

Святцы (Месяцеслов) - поименный перечень святых, чтимых Православной Церковью, составленный по порядку месяцев и дней их чествования. Церковные святцы предназначаются для богослужебного употребления. Они печатаются при богослужебных книгах: Каноннике, Акафистнике, Молитвослове. В святцы входят имена канонизированных, т.е. причисленных Церковью к лику святых, исторических лиц. Этим святцы отличаются от старинных церковных диптихов, или поминаний, куда вписываются имена живых и умерших людей, которые хранятся в храме или приносятся верующими с собой для поминовения их священнослужителями. В отдельных изданиях святцы обычно назывались Месяцесловом; в них, помимо списков имен святых угодников, обычно помещали таблицы для определения дат празднования Пасхи: Зрячую пасхалию, Ключ обращения индиктиона, лунное течение. Здесь же помещались кондаки и тропари праздникам и святым. В настоящее время Русская Православная Церковь ежегодно издает «Православный церковный календарь», где, кроме алфавитного списка святых, помещены богослужебные указания на каждый день текущего года, пасхалия, репродукции чтимых икон, тексты некоторых богослужебных последований.

См. Агиография.

Святые

Статья большая, находится на отдельной странице.

Святые Дары

См. Дары Святые.

Святые Таины

См. Дары Святые.

Священник

См. Иерей, Священнослужители.

Священное Писание

См. Библия.

Священное Предание

Греческое слово, переводимое как «предание», означает буквально преемственную передачу, например передачу по наследству, а также и сам механизм передачи от одного человека к другому, от одного поколения людей к другому. Механизм преемственного распространения Божественного Откровения имеет свое основание в Священном Писании, где говорится, что именно таким образом должно сохраняться и распространяться в мире Божественное Откровение (см. 1 Кор. 11, 23; Ин. 17, 8). Таким образом, в Новом Завете и в понимании отцов Церкви Священное Предание - это непрерывная цепь передач богооткровенной истины от одного человека к другому или от одного поколения людей к другому. При этом начальное звено этой цепи - в Боге. Священное Предание - это не только видимая и словесная передача знания и исторических памятников, связанных с этим знанием, но и передача опыта духовной жизни и благодатного освящения.

Священномученик

Священномученик - священник или епископ, претерпевший страдания и положивший жизнь свою за исповедание перед людьми учения Господа нашего Иисуса Христа. Таковы, например, сщмчч. Климент, папа Римский, по повелению императора Траяна сосланный в Херсонес и утопленный в море; Климент, епископ Анкирский, пострадавший при Максимине в 312 г.; Василий, пресвитер Анкирской Церкви, пострадавший при Юлиане Отступнике в 363 г.

См. Чины святости.

Священнослужители

Статья большая, находится на отдельной странице.

Священные сосуды

Священные сосуды - сосуды, употребляемые при совершении Таинства Евхаристии: потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница, а также сосуд для хранения святого мира. К этим сосудам не позволяется прикасаться не только мирянам, но и низшим чинам клира. В более общем смысле священными сосудами называются все сосуды и предметы, употребляемые при священнодействиях Православной Церкви. Священные сосуды такие же древние, как само христианское богослужение. При совершении важнейших церковных богослужений, Таинств, стали необходимы священные сосуды, которые были позаимствованы из бытовой утвари. Но, освященные для богослужебного употребления, они не могли быть обращены в прежнее употребление. Только в исключительных случаях дозволялось отдавать (продавать) священные сосуды для небогослужебного употребления: когда не было никаких иных средств для выкупа пленных христиан и для помощи бедным во времена неурожая и голода. Но и в этом случае священные сосуды, как правило, переливались, и, таким образом, в нецерковное употребление отдавался металл, а не сами сосуды. Для хранения священных сосудов в храмах с древнейших времен отводилось особое помещение - сосудохранительница, находившаяся под надзором диаконов или других клириков. В древности священные сосуды были деревянные и стеклянные, глиняные и каменные, медные и оловянные, а также драгоценные, изготовленные из золота и серебра и украшенные драгоценными камнями. Все зависело от материального состояния прихода и отчасти от назначения сосуда. В Православной Церкви согласно 73-му апостольскому правилу принято, чтобы потир, дискос, звездица и лжица были изготовлены из благородного (некоррозирующего) металла или сплава: золота, серебра, латуни, мельхиора, олова, но отнюдь не из железа, меди, бронзы, стекла или дерева. Обычно весь набор священных сосудов одного храма бывает изготовлен из одного металла. Копие обычно бывает железное (стальное).

Священный Синод

Священный Синод - постоянно действующий коллегиальный высший орган церковной власти в Русской Православной Церкви, осуществляющий законодательную и исполнительную власть в период между Поместными и Архиерейскими Соборами. Священный Синод назначает и увольняет архиереев, а также рассматривает отчеты и инспектирует их деятельность; назначает и освобождает от должности руководителей синодальных учреждений, ректоров духовных школ, настоятелей монастырей; утверждает центральный церковный бюджет. Последнее слово принадлежит Синоду в судебных решениях по делам ответственных сотрудников синодальных учреждений за нарушение ими церковных правил и служебных обязанностей, по каноническим проступкам священников и диаконов. Помимо Председателя Священного Синода (Патриарха Московского и всея Руси) в состав Священного Синода входят пять постоянных и пять временных членов - епархиальных архиереев.

См. Синод.

Священства Таинство

См. Рукоположение.

Седален

Седален - тропарь, который поется во время чтения кафизм, т.е. псалмов, и во время которого разрешается сидеть. Седален берется из Октоиха или Триодей Постной и Цветной, а в предпразднства и попразднства - и из Минеи.

Седмица

1. Семь дней, или неделя.

2. В иконописи - изображение на одной иконе семи главных персонажей Деисиса. При этом в центре на троне (престоле) - Христос Вседержитель с Евангелием, слева и справа от Него Богородица и Иоанн Предтеча, позади престола - архангелы Гавриил и Михаил, над ними апостолы Петр и Павел. Часто композицию дополняют фигуры коленопреклоненных к стопам Христа святых (например, прп. Сергия). В иконостасах седмицу часто помещают в центре деисусного ряда.

Седмичный Богослужебный Круг

Каждый день седмицы (недели) посвящен прославлению священного лица (или лиц) или подвига Спасителя. Первый день седмицы посвящен Воскресению Господа нашего Иисуса Христа; понедельник - Бесплотным Силам; вторник - ветхозаветным пророкам и особенно величайшему из них, Иоанну Предтече; среда - Животворящему Кресту Господню, Крестным страданиям Иисуса Христа и прославлению Его Пречистой Матери; четверг - апостолам Христовым и свт. Николаю Чудотворцу; пятница - крестным страданиям Христовым и, наконец, суббота - всем святым и поминовению усопших. Все эти темы отражены в песнопениях и молитвах. Круг молитв и песнопений, соответствующих дням недели, содержится в богослужебной книге Октоих.

Семисвечник

Семисвечник - особый светильник из семи ветвей, укрепленных на одной высокой подставке, который ставится в алтаре перед Горним местом в соответствии с Откровением Иоанна Богослова, который прямо перед престолом Вседержителя, т.е. против Горнего места, видел семь светильников огненных, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4, 5). Ветви светильника имеют теперь чаще всего чашечки для семи лампад.

См. Алтарь.

Сень

См. Киворий.

Серафим Саровский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Серафимы

Ангельские существа. В иерархии девяти чинов ангельских св. Дионисий Ареопагит отводит Серафимам место первого чина высшей триады.

См. Ангелы.

Сергий Радонежский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сергий Страгородский

Сергий Страгородский (Иван Николаевич Страгородский; 1867-1944) - Патриарх Московский и всея Руси. Родился в г. Арзамасе, в семье священника, окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию, защитил магистерскую диссертацию, служил в составе православной миссии в Японии, являлся членом Священного Синода, образованного в соответствии с решением Поместного Собора 1917-1918 гг. В июне 1922 г. поддержал самочинное Высшее церковное управление, выражавшее идеи обновленчества, но в августе 1923 г. покаялся перед патриархом Тихоном (Белавиным) и был принят в церковное общение. С 1924 г. управлял Нижегородской епархией. Дважды подвергался тюремному заключению «за антисоветскую деятельность».

В декабре 1925 г. в связи с арестом местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра (Полянского) и согласно его завещанию исполнял обязанности заместителя патриаршего местоблюстителя. В 1926-1927 гг. добился разрешения у властей на официальное функционирование церковно-административных органов - Временного патриаршего Священного Синода и Епархиальных управлений, возвращения из ссылок некоторых епископов.

В июле 1927 г. вместе с Синодом выступил с Декларацией, обращенной к пастырям и пастве, в которой сформулировал позицию лояльности Церкви по отношению к советскому государству, отмежевавшись от политических взглядов и поступков иерархов Русского зарубежья, выступивших против советского режима. Касаясь исторического значения Декларации, следует сказать, что она была проникнута реалистическим духом. В условиях укрепления советской власти Русской Православной Церкви нужно было легализовать свое положение. Всякая же вооруженная борьба внешних сил против Советской России неизбежно становилась вооруженной борьбой против русского народа. Тем не менее, Декларация 1927 г. вызвала неприятие со стороны более радикальной части православного священства и мирян, приведя к расколу Русской Православной Церкви на три ветви: Церковь Московской Патриархии, Зарубежную и Катакомбную. Две последние ветви Русской Церкви отказались от признания законности советской власти и ее права вмешиваться в церковные дела. Кроме того, возникло движение «непоминающих», которые не признавали лично митрополита Сергия за принятие Декларации.

В 1934 г. Сергий (Страгородский) назначается митрополитом Московским и Коломенским. В 1937 г. в связи со смертью митрополита Петра он становится местоблюстителем патриаршего престола. С самого начала Великой Отечественной войны занял патриотическую позицию, лично написав обращение к чадам Русской Православной Церкви и призвав их к защите Отечества. На Архиерейском Соборе в сентябре 1943 г. был избран Патриархом Московским и всея Руси.

Сестричество

См. Братство.

Сикер

Сикер - алкогольный напиток, изготовленный из разных плодов, бывший на Востоке в широком употреблении как дешевое крепленое вино (см. Лк. 1, 15).

Силы

Силы - см. Ангел.

Сильвестр

Сильвестр (XVI в.) - писатель, протопоп Благовещенского собора Московского Кремля. В начале царствования Иоанна Грозного имел на него большое влияние, затем был удален от двора, постригся в монахи. Ему приписывается авторство «Домостроя» - учительной книги об укладе семейной жизни.

Символ веры

Статья большая, находится на отдельной странице.

Символы Евангелистов

Символы Евангелистов - изображения четырех живых существ, которые древняя иконографическая традиция присвоила евангелистам; как принято считать, символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова. Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов. При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (см. Откр. 5, 5). Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных Таин. На некоторых древних иконах и фресках эти символы, имея тот же смысл, сочетаются и в другом порядке. Изображения четырех евангелистов и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя.

Симеон Богоприимец

Симеон Богоприимец - благочестивый, праведный старец, живший в Иерусалиме и ожидавший здесь утешения Израилева, т.е. Спасителя мира (см. Лк. 2, 25-35). Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня. По древнему преданию, этот Симеон был одним из 70 переводчиков Библии на греческий язык и на его долю выпал перевод книги пророка Исаии. Он усомнился в пророчестве о рождении Эммануила от Девы (см. Ис. 7, 14), тогда ему явился Ангел и сказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнения этого пророчества. И вот, старец жил, ожидая исполнения данного ему откровения.

В 40-й день по рождении, когда по закону Мария Богоматерь и Иосиф принесли Младенца Иисуса в храм, чтобы представить пред Господом и принести при этом узаконенную жертву, Симеон, по особенному вдохновению от Бога, пришел в храм, взял Младенца на свои руки и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29-32). Личность св. Симеона Богоприимца имеет особое значение. Его пророчество, одна из трех «песен Нового Завета», в течение всего годичного круга богослужений поется на каждой вечерне. В святом старце, принявшем на свои руки Младенца Христа, хотели видеть храмового священника. Одни утверждали, что он был законоучителем, сыном Гиллеля и отцом Гамалиила, наставника апостола Павла. Другие говорили, что он один из 70 толковников, переводчик Библии и что Бог хранил его до пришествия Мессии в течение 350 лет.

♥ Память праведного Симеона 3 (16) февраля.

Симеон Новый Богослов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Симон Зилот

Симон Зилот - один из 12 апостолов, происходил из Каны Галилейской, был сыном святого Иосифа Обручника, братом Господа по плоти.

Первое чудо, которое сотворил Спаситель, - претворение воды в вино, произошло в доме Симона: во время пира для гостей недостало вина. Тогда Господь, по предстательству Пресвятой Богоматери, претворил воду в вино (см. Ин. 2, 1-11). Пораженный чудом, Симон всем сердцем и душой уверовал в Господа Иисуса как обетованного Мессию и, все оставив, последовал за Ним. Симон получил наименование «зилота», т.е. ревнителя. В день Пятидесятницы он принял вместе с другими апостолами дар Святого Духа. Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял мученическую кончину, был распят на кресте. Погребен в городе Никопсии около Сухуми. Впоследствии (в XIX в.) на месте подвигов святого апостола, близ Иверской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Зилота. Доныне сохранилась пещера, в которой подвизался святой апостол.

♥ Память его 10 (23) мая, 30 июня (13 июля).

Синай

Синай - гора на Синайском полуострове, соединяющем Африку и Азию, которая является водоразделом Средиземного и Красного морей. На юге полуострова, между двумя рукавами Красного моря, находится горная гряда. Наиболее известной является гора Синай, которая в Библии называется гора Хорив, а окружающая ее местность - землей Мадиамской (см. Исх. 2, 15), потому что здесь проживали потомки Авраама мадиамитяне (см. Быт. 25, 2). Сюда, спасаясь от гнева фараона, из Египта пришел пророк Моисей (см. Исх. 2, 15) и на протяжении многих лет пас овец у мадиамского священника Иофора. Пребывая в тишине Синайской пустыни, он очищал свою душу и готовился к пророческому служению. Здесь Бог явился ему в пламени Неопалимой купины и послал в Египет, чтобы вывести из плена народ еврейский (см.

Исх. 3-4).

По выходе из Египта народ Израиля, перейдя Чермное (Красное) море, остановился на Синайском полуострове, где на горе Синай пророк Моисей получил от Бога начертанные на скрижалях десять заповедей (см. Исх. 31, 18; 34, 28).

Шесть веков спустя еще один великий пророк Израиля Илия пришел в эти края в поисках убежища от гнева царицы Иезавели, и именно здесь явился ему Господь в веянии тихого ветра (см. 3 Цар. 19, 2-8).

На Синае находится монастырь св. Екатерины, расположенный на высоте 1570 метров в долине между горами Моисея, Катарины и Сафсафа. Монастырь был построен в VI в. Екатерина происходила из состоятельной семьи, получила хорошее образование: владела многими языками, знала математику и философию. Она была убежденной христианкой. Пострадала в правление римского императора Максимина.

На территории монастыря растет Неопалимая купина - куст, в пламени которого, согласно Ветхому завету, Бог впервые явился пророку Моисею. В 324 г. мать императора Константина св. равноап. Елена приказала построить на месте Неопалимой купины капеллу. Для защиты от непрекращающихся набегов кочевых племен монастырь в 537 г. был превращен в крепость. После исламизации Египта в Х в. на территории монастыря была возведена мечеть - это позволило избежать разрушения монастыря. Предполагается, что корни библейского куста находятся под алтарем, опирающимся на мраморные колонны. Веками монастырь св. Екатерины был местом традиционного паломничества русских людей. Особую известность монастырь св. Екатерины приобрел в VI и VII вв., когда там подвизался и был его игуменом прп. Иоанн Лествичник.

Хотя прп. Иоанн возглавлял обитель непродолжительное время, это имело большое духовное значение для развития монашества. Будучи игуменом монастыря, он написал книгу под названием «Лествица», отчего и получил свое имя Лествичник. Содержащиеся в этой книге наставления имеют важное духовное значение для каждого христианина (см. Лествица).

Синаксарь

Синаксарь (греч. «собирать») - См. Агиография.

Синергия

Синергия (греч. «сочетание энергий») - богословский термин, означающий соединение нетварной энергии Божией и энергии твари. Идея синергии является ключевой для понимания православного учения об обожении человека и преображении мира, поскольку предполагает взаимосвязь двух необходимых условий спасения: человеческой свободы и Божией благодати. В процессе религиозного восхождения на нижних ступенях подвижнику, который действует сам, помогает Божественная благодать, на высших же ступенях - действует энергия Божия, а человек участвует в синергии своим свободным приятием высшей духовной силы. Православное богословие подчеркивает, что ведущую, решающую роль в синергии играет Божественная благодать. Поэтому для достижения синергии столь необходимо молитвенное обращение к Богу, особенно призывание имени Господа Иисуса Христа.

Синод

Синод (греч. «особое собрание», «собор») - в настоящее время - совещательный орган при патриархе, состоящий из двенадцати архиереев и носящий титул «Священный Синод». В Священный Синод входят шесть постоянных членов: митрополит Крутицкий и Коломенский (Московская область); митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский; митрополит Киевский и всея Украины; митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх Белоруссии; председатель Отдела внешних церковных связей; управляющий делами Московской патриархии и шесть непостоянных членов, сменяемых каждые полгода. С 1721 по 1918 г. Синод являлся высшим органом церковно-административной власти, заменявшим собой патриарха (носил патриарший титул «Святейший»). Члены Святейшего Синода назначались императором, в заседаниях Синода принимал участие представитель государственной власти - обер-прокурор Синода.

См. Священный Синод.

Синодик

Синодик (греч. «собрание») - особая памятная книжка, куда вписываются имена живых и мертвых, поминаемые священником во время богослужения - на литургиях и панихидах.

Скиния

Статья большая, находится на отдельной странице.

Скит

Скит - жилище отшельников, вполне самостоятельное или достаточно автономное в рамках монастыря. Жизнь в скиту - средняя форма монашеского подвижничества между общежитием и уединенным отшельничеством. Скит состоит обычно из двух-трех келий, в которых иноки живут по отдельности, но сохраняют общность имущества, труда и пропитания. Слово «скит» происходит от названия одного из пустынных мест в Египте, в котором в IV-V вв. были уединенные поселения монахов.

Складень

Складень - створчатая икона, состоящая из нескольких (двух-трех, иногда более) частей, на каждой из которых имеется свое изображение (Христа, Богородицы, святых). Части складня подвижно скреплены между собой так, что его можно сложить.

Скоромная пища

Скоромная пища (др.-рус. «скором» - «жир», «масло») - мясная, молочная пища, яйца. Скоромная пища исключается во время поста.

Скоропослушница

Скоропослушница - чудотворная икона Божией Матери, названная так потому, что Сама Богородица дала обещание всем, обращающимся к Ней, оказывать скорую помощь и поддержку. Находится икона на Афоне, где и совершилось первое ее чудо: монах, небрежно обращавшийся с нею, ослеп и вновь прозрел только после покаяния. На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием списки с иконы. Празднование 9 (22) ноября.

Скрижаль

1. Каменная доска с высеченным на ней текстом 10 заповедей, полученная Моисеем от Бога на горе Синай (см. Исх. 24, 12; 34, 1-4).

2. Четырехугольный плат с изображением креста или иконы в центре; нашивается на архиерейскую мантию у плечей и у подола, символизируя в совокупности Ветхий и Новый Заветы.

Предыдущая страница Следующая страница