Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Православие. Словарь-справочник.
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

О Тебе Радуется

1. Особое песнопение, составленное в честь Богоматери, текст которого включен в Октоих; используется как задостойник в литургии Василия Великого вместо песнопения «Достойно есть» в литургии Иоанна Златоуста.

2. Одноименная икона, иллюстрирует прежде всего начальные строки песнопения: «О Тебе радуется, обрадованная, всякая тварь, архангельский собор и человеческий род, освященная церковь и раю словесный...» - и представляет Богоматерь с младенцем на престоле, в окружении божественной славы; за нею - собор Ангелов и храм, расположенный на фоне райского сада. У подножия престола Иоанн Дамаскин, протягивающий текст своей молитвы Богородице; под ним изображены все чины святости: праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, мученицы и т.д. - в соответствии с текстом тайной ходатайственной молитвы, которую произносит в алтаре священник, в то время как хор исполняет песнопение. Венчает композицию полукруг неба - как правило, с изображением небесных ангельских сил («...чрево Твое пространнее небес содела...»). Икона «О тебе радуется» появилась в русской живописи в конце XV - начале XVI вв.

Обедница

Обедница - простонародное название изобразительных.

Обедня

Обедня - простонародное название литургии.

Обет

Обет - обещание, данное Богу.

Обетная церковь

Обетная церковь - храм, построенный по обету Богу. Обетная церковь возводилась на средства того, кто дал обет (князя, боярина, дворянина, купца). Отдельно среди обетных церквей выделяются обыденные. Обыденными (то есть единодневными) храмами называются те, которые создавались по обету в один день для избавления страны от какого-либо общественного бедствия. Так как они строились по обету, данному целым городом, то они назывались также обетными.

Обиход церковного пения

Обиход церковного пения - сборник всего круга повседневного богослужебного пения Православной Церкви. Содержит основные песнопения знаменного, греческого и киевского распевов. Издавался в двух видах: 1) «Пространный обиход церковного пения», содержащий в себе мелодии таких священных песнопений, которые почти ежедневно употребляются при богослужении. В начале его помещены песнопения вечернего богослужения, затем утрени и литургии. Прибавлены также песнопения из Триодей Постной и Цветной, последование погребения, панихиды. Обиход церковного пения был первой нотной книгой, напечатанной в Москве (1772 г.); 2) «Сокращенный обиход церковного пения» издан в 1778 г. по рукописи епископа Тверского Гавриила. «Сокращенный обиход церковного пения» был составлен по местным нуждам Новгородской епархии, именно для домашнего обучения церковному пению и применен был к местным обычаям в пении. Содержит наиболее часто употребляемые песнопения. Гласовые мелодии в нем близки к старым церковным распевам, некоторые местами сокращены, другие претерпели изменение. С 1814 г. «Сокращенный обиход церковного пения» стал основным руководством при обучении церковному пению в духовных семинариях. Издавался до 1887 г., когда был заменен «Учебным обиходом нотного пения», более приспособленным для обучения.

Облачение

Облачение - одежды духовенства, церковнослужителей и монахов. По своему назначению облачение делится на: а) внебогослужебное, б) богослужебное, в) монашеское. Внебогослужебное облачение духовенства - одежды, отличающие духовенство от мирян. Внебогослужебным облачением диакона являются подрясник и ряса, священника - подрясник и ряса (отличительная особенность - наперсный крест); архиерея - подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия. Богослужебное облачение клира - одежды, в которых церковно- и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований, и без них священнослужитель совершать богослужение не может. Богослужебным облачением являются: церковнослужителя - стихарь; диакона - подрясник, поручи, стихарь, орарь; священника - подрясник, ряса (во время литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест; архиерея - подрясник, ряса (на литургии вместо рясы - подризник), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь), омофор, панагия, крест, митра.

Некоторые богослужения священник (и архиерей) могут совершать без фелони (саккоса). В качестве награждения священникам дается право ношения скуфьи, набедренника, камилавки, креста с украшениями, палицы и митры. Богослужебные одеяния духовенства имеют общее название - «ризы» и соотносятся так, что священник имеет все диаконское облачение и сверх того - присущее его сану; епископ имеет все священническое облачение и сверх того - присвоенное его архиерейскому достоинству. Богослужебные облачения бывают разного цвета в зависимости от празднования данного дня (см. Цвет облачения). Монашеское облачение - одежда, символически изображающая свойства, обязательные для монаха (облачение рясофорного монаха как подготовительной степени монашества не несло такого смысла). Так, например, куколь (лат. «капюшон») - верхнее одеяние монаха великой схимы, представляющее остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи, - именуется «шлемом спасения» и выражает духовную закрытость, защищенность монаха от влияния земных страстей. Облачением рясофорного монаха являются ряса и камилавка; монаха малой схимы - хитон, параман, ряса, мантия, клобук; монаха великой схимы (см. Схимонах) - хитон, аналав, ряса, мантия, куколь.

Облачение престола

Облачение престола - во время освящения престол облачается в особые одежды: нижнюю - срачицу, или катасарку (белый покров, знаменующий собой плащаницу, в которую было обернуто Тело Спасителя при положении во Гроб), и верхнюю, нарядную - индитию (знаменует собой одеяние царственной славы Христа Спасителя как Сына Божия, после Своего спасительного подвига воссевшего во славе Бога Отца и грядущего «судить живым и мертвым»). Поверх срачицы престол опоясывается вервием длиной около 40 м (при освящении престола архиереем опоясывается таким образом, что вервие образует собой кресты со всех четырех сторон престола).

См. Освящение храма.

Обожение

Обожение - православное, богословско-мистическое учение о спасительном приобщении человека к Богу в нетварных энергиях Божиих, способствующем преображению его тварной природы и делающем человека Божественным существом не по естеству, но по благодати. Согласно православному вероучению, Промысл Божий предначертал обожение в качестве призвания человека и конечной цели бытия тварного мира. Обожение - следствие благодатного действия свыше, однако обожение не может совершиться без личной воли человека и его стремления к преображению своего естества. Во всей полноте обожение твари произойдет только после воскресения мертвых.

Образ Божий

Образ Божий - духовное основание человеческой личности, непосредственно сотворенное Богом и отражающее такие свойства Творца, как бессмертие, свобода воли, разумность. Образ Божий - не безличный отпечаток в нас Божественного начала, а сокровенная, Богом созданная основа нашей духовной личности, не нуждающаяся в преображении и требующая свободной творческой реализации. Духовно-творческую реализацию возможностей отцы и учители Церкви связывают с понятием «подобие Божие», означающим свободное и ответственное уподобление человека Божественному совершенству. Образ Божий дает человеку возможность обожения, но требуется свободная воля человеческой личности, чтобы через синергию свободы и благодати, при решающей роли благодати, реализовалась эта возможность.

Обрезание Господне

Обрезание Господне - праздник Православной Церкви, 1 (14) января. Принадлежит к числу великих праздников. Установлен в память совершения над Иисусом Христом на восьмой день по Его рождении иудейского обряда обрезания (см. Лк. 2, 21).

Обручение

Обручение - богослужение, в котором жених и невеста обещаются друг другу перед Богом; предшествует венчанию. Обручение совершается священником в притворе или у западной стены средней части храма. Священник надевает жениху и невесте кольца, которыми они затем троекратно обмениваются. Обручение и венчание могут быть разделены во времени, однако в настоящей церковной практике принято обручать непосредственно перед венчанием.

Обрядоверие

Обрядоверие - буквальное соблюдение церковного устава без его осмысления и глубокой веры. При этом любое отклонение от церковных норм (к ним могут приравниваться и чисто бытовые) расценивается как ересь.

Общежительный

Общежительный (Устав, Монастырь) - См. Киновия.

Оглашение

Оглашение - предшествующее крещению ознакомление будущих христиан с учением Церкви. В настоящее время утвердилась практика совершать оглашение непосредственно перед крещением.

Оглашенные

Оглашенные - люди, готовящиеся к принятию Таинства Крещения и прошедшие чин оглашения. Оглашенные, хотя и приняли Евангелие, оглашены проповедью Слова Божия, но по тем или иным причинам еще не крестились. Они, как не являющиеся еще членами Церкви в полном смысле слова, не допускаются к присутствию при совершении Таинств. При совершении Таинства Евхаристии им разрешается присутствовать только до начала литургии верных.

Одежды Жертвенника

См. Жертвенник.

Одежды престола

См. Облачение престола.

Одигитрия

Одигитрия (греч. «путеводительница») - иконографический тип изображения Богоматери с Младенцем, сидящим на руке Богородицы и благословляющим. По месту своего создания или явления иконы получили названия: Смоленская, Тихвинская, Иверская, Иерусалимская, Грузинская, Костромская, Ярославская и другие. Сохраняя основной иконографический тип Одигитрии, они отличаются в деталях.

Октоих

Октоих (греч. «осмогласник») - церковно-богослужебная книга, которая содержит службы и последования с изменяемыми молитвословиями и песнопениями для подвижных дней богослужения седмичного круга, распределенные на восемь гласов. Каждое последование содержит для седмичных дней (с понедельника по субботу) изменяемые молитвословия и песнопения вечерни, повечерия, утрени и литургии, а для Недель (воскресных дней), кроме того, малой вечерни и полунощницы. Семь таких служб (каждая для семи дней недели), которые поются в продолжение седмицы одним напевом (гласом), в Октоихе называются «гласом». Гласов в нем восемь - на восемь седмиц. Отсюда он получил название «осмогласник», «октоих». Все последования восьми гласов печатаются большей частью в двух частях: по четыре гласа в каждой части.

К той и другой части присоединяется канон молебный Пресвятой Богородице, написанный Лукой Ласкарем, который поется и на молебне об избавлении от всякой скорби и печали, и на утрене, и в праздники великих святых.

Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. По воскресеньям же оно начинается с воскресного дня, который следует за Неделей всех святых, и продолжается до пятой Недели Великого поста включительно. Пение всех восьми седмиц и Недель (воскресений) называется в Уставе столпом. Таких столпов в году шесть.

Не поется Октоих по седмичным дням, начиная с мясопустной субботы, и по воскресным дням, начиная с Недели ваий до Недели всех святых. Есть и другие дни, в которые оставляется пение Октоиха. Это бывает в двунадесятые праздники Господни, приходящиеся как на седмичные, так и на воскресные дни, в Богородичные двунадесятые праздники и в предпразднства всех вообще двунадесятых праздников, случающихся в седмичные, но не в воскресные, дни. Составлен Октоих в начале VII в.; в VIII в. отредактирован и дополнен св. Иоанном Дамаскиным.

См. Богослужебные книги.

Ольга

Ольга (ум. 969) - святая равноапостольная, великая княгиня. Одной из первых на Руси приняла христианство и по мере сил способствовала его распространению. Патриарх Константинопольский Феофилакт, крестивший ее, благословил русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня». Молитвенные труды и дела св. Ольги подтвердило величайшее деяние ее внука св. равноап. князя Владимира - Крещение Руси. Память 11 (24) июля.

Омофор

Омофор (греч. «носимый на плечах») - принадлежность богослужебного облачения архиерея. Существуют великий и малый омофоры. Великий омофор - длинная широкая лента с изображениями крестов. Великий омофор надевается на плечи епископа так, что огибает оба плеча и одним своим концом спускается с левого плеча спереди, а другим - с этого же плеча сзади. Концы омофора спускаются почти до подола саккоса. Малый омофор - широкая лента с изображениями крестов, спускается обоими концами на грудь, спереди сшита или закреплена пуговицами. Надевается поверх саккоса. Омофор объединяет в себе два основных символических значения: уподобление епископа Христу в попечении о спасении людей и особую полноту Божественной благодати и силы, даваемых для этого епископу.

И форма, и отделка омофора подобны диаконскому орарю и священнической епитрахили. Отсюда становится особенно ясным, что омофор по своему духовному смыслу и по происхождению, в сущности, то же самое, что орарь и епитрахиль - лентион (длинное полотенце), который, свисая через левое плечо у диаконов, означает благодать первой (низшей) ступени священства; а будучи повешен на шею и спускаясь спереди двумя концами, означает благодать второй (средней) ступени и, наконец, надетый на плечи, спускаясь концами спереди и сзади, означает благодать третьей (высшей) ступени священства - епископства. В различные моменты литургии архиерей облачается то в большой, то в малый омофор, то находится вообще без омофора.

Опресноки

Опресноки (от евр. «мацах» - «печенье»)

1. Лепешки из пресного неквашеного теста. Употреблялись иудеями в течение пасхальной недели.

2. Праздник опресноков у иудеев, установленный в память исхода евреев из Египта.

3. Пресный хлеб, употребляемый в Католической Церкви для совершения Таинства Евхаристии.

Оптина Пустынь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Орарь

Орарь - принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона - длинная узкая лента. Диакон носит орарь на левом плече, при этом один конец спускается на грудь, другой на спину. Архидиакон и протодиакон носят двойной орарь - два ораря, из которых один одет как у диакона, а второй спускается от левого плеча к правому бедру и соединяется концами. Орарь символически изображает благодатные дарования диакона как священнослужителя. Иподиакон надевает орарь крестовидно.

Орлец

Орлец - круглый коврик с изображением орла, парящего над городом. Постилается под ноги архиерею при богослужении. Символически изображает епископа, надзирающего за епархией.

Осанна

Осанна (евр. «спаси же») - молитвенный возглас древних евреев, употреблявшийся при торжествах и молитвах. Такими возгласами народ встречал Иисуса Христа, когда Он въезжал на ослице в Иерусалим (см. Вход Господень в Иерусалим).

Освящение храма

Статья большая, находится на отдельной странице.

Осмогласие

Осмогласие - музыкальная система из 8 ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений Православной Церкви. Осмогласные мелодии построены в несимметричном ритме (без деления на равные такты) и следуют в своей структуре словесному тексту. Свод осмогласных песнопений, расположенных по гласам, содержится в Октоихе. Установление системы гласов на Западе приписывается папе св. Григорию Великому, на Востоке - св. Иоанну Дамаскину.

Особножительный

Особножительный (Устав, Монастырь) - См. Идиоритма.

Отдание Праздника

Отдание Праздника - последний день попразднства.

См. Попразднство.

Откровение Иоанна Богослова

Откровение Иоанна Богослова - см. Апокалипсис.

Отпевание

Отпевание - обряд, совершаемый священником или архиереем над умершим верующим. Существуют следующие чины отпевания: мирян, монахов, священников и архиереев, младенцев. В конце отпевания священнослужителем читается разрешительная молитва, в которой содержится прошение к Богу разрешить умершего от совершенных им при жизни грехов. По древней традиции в руку умершему влагается лист с текстом разрешительной молитвы. Отпевание совершается во все дни богослужебного года, кроме дня Пасхи. В Пасхальную неделю отпевание совершается по особому чину - с пением пасхальных тропарей, канона, ипакои. При пасхальном отпевании архиерея или священника поются пасхальные молитвословия.

Отпуст

Отпуст - краткая молитва, произносимая священником или архиереем, которой оканчивается богослужение. Отпуст содержит краткое прошение о милости Божией. Различаются малые и великие отпусты. На великом отпусте вспоминаются святые дня и храма, а на литургии - свт. Иоанн Златоуст или свт. Василий Великий (в зависимости от того, чья литургия служилась).

Отцы Церкви

Отцы Церкви (святые отцы) - те из церковных писателей, произведения которых признаны самой Церковью наиболее точным выражением хранимого ею учения. Когда говорят об отцах Церкви, то обычно имеют в виду великих богословов, таких как, например, святые Игнатий Антиохийский, Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник.

Деятельность большинства отцов Церкви падает на II-VIII вв., однако к ним причисляются и некоторые богословы более позднего времени, например Григорий Палама. Среди всех церковных писателей отцы Церкви занимают особое место. Формальными признаками отцов Церкви служат: 1) ортодоксальность, православность учения, 2) святость жизни, 3) признание Церкви.

Однако ни один из названных критериев нельзя рассматривать с узкоформальной точки зрения. Например, критерий «ортодоксальности» нельзя применять в том плане, что все сказанное тем или иным отцом является абсолютной истиной, т.к. писания отцов - человеческие произведения и существенно отличаются от Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, которое составлено под воздействием Святого Духа. Но следует проводить различие между «погрешностями» и «заблуждениями», т.к. они не одно и то же. Ошибки в изъяснении таких истин, которые не определены Церковью, нередко можно встретить у святых отцов. Но упорство против ясного определения всей Церкви - никогда. Что касается второго критерия - святости жизни, то здесь следует остерегаться отождествления понятий «святость» и «безгрешность», ибо, как известно, только один Бог без греха. Нельзя забывать того, что отцы Церкви были людьми: в жизни их могли случаться падения, проступки, но своим подвигом покаяния и молитвы они искупили их пред Господом, и Церковь единодушно признает их святыми. А главное, их святость должна быть запечатлена блаженной кончиной в общении с Церковью или даже мученичеством за Христа. Третий критерий - признание Церкви - является главным фактором в определении границ понятия «отцы Церкви».

Таким образом, основным и решающим условием в определении истинности учения того или иного отца Церкви является апостольская вера. Святым отцом почитается тот, кто в правильных понятиях толкует апостольскую веру для своих современников. Отцов Церкви, их наследие изучает патристика и патрология.

Отче Наш

См. Молитва Господня.

Отшельник

См. Пустынножитель.

Охра

Охра - используемая в иконописи земляная краска; цвет от желтого до красно-коричневого (в зависимости от металла, окисел которого входит в состав земли).

Предыдущая страница Следующая страница