Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Православие. Словарь-справочник.
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

Иаков

Иаков (Израиль) - ветхозаветный патриарх, внук Авраама, сын Исаака и Ревекки. Христианская традиция придает особое символическое значение двум событиям из жизни Иакова: борьбе Иакова с Ангелом (см. Быт. 32, 24-32) и видению лествицы (см. Быт. 28, 10-17); оба они понимаются как ветхозаветные образы Боговоплощения, раскрывающие различные его аспекты.

Иаков алфеев

Иаков алфеев - один из 12 апостолов. Брат апостола и евангелиста Матфея, бывшего прежде мытарем. Был призван Самим Господом в число 12 апостолов и вместе с прочими послан на проповедь. После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному в Эдессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте.

♥ Память его совершается 30 июня (13 июля), 9 (22) октября.

Иаков, Брат Господень

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иаков Зеведеев

Иаков Зеведеев - один из 12 апостолов. Апостол Иаков всегда упоминается вместе со своим братом Иоанном, поэтому отдельные черты его характера неизвестны. По-видимому, он был старший из братьев, т.к. при перечислении апостолов всегда упоминается первым. Вместе со своим братом и апостолом Петром Иаков был наибо- лее близок к Спасителю. Только они трое были свидетелями Преображения (см. Мф. 17, 1-7; Мк. 9, 1-8; Лк. 9, 27-36) и моления в Гефсиманском саду (см. Мф. 26, 37-44; Лк. 22, 41-44). В повествовании о мученической кончине апостола Иакова сказано, что он усечен мечом при Ироде Агриппе I в 44 г. С этими фактами, рассказанными в Новом Завете, в широком противоречии стоит предание испанской Церкви о проповеди апостола Иакова в Испании.

♥ Память его совершается 30 апреля (13 мая).

Иверская Икона Божией Матери

Иверская Икона Божией Матери - величайшая святыня Афона. В IX в. находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. Тогда в тех краях распространилось иконоборчество. Иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один из воинов ударил икону копьем. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Потрясенный этим чудом, воин с раскаянием пал на колени. Потом он оставил ересь и принял иночество. Чтобы спасти икону от поругания, женщина пустила ее в море. Спустя много лет эта икона явилась в «столпе огненном» на море близ Иверской обители, что на Афоне. В этом монастыре она находится и доныне. Точный список с иконы был привезен в 1648 г. в Москву и помещен в Иверскую часовню Воскресенских ворот у въезда на Красную площадь.

♥ Празднование - 12 (25) февраля, 13 (26) октября и во вторник Светлой седмицы.

Игнатий Брянчанинов

Игнатий Брянчанинов (1807-1867) - святитель, епископ Кавказский и Черноморский. Краса русского православного монашества, крупный церковный писатель. Окончил курс в Петербургском инженерном училище (см. рассказ Н.С. Лескова «Инженеры-бессребреники»). Был деятельным учителем монахов не только в своих богословских сочинениях по аскетике, но и всей жизнью своей являл пример самоотвержения, борьбы со страстями, скорбями, болезнями. Сочинения: «Аскетические опыты», «Аскетическая проповедь», «Приношения современному монашеству», «Отечник», «Слово о смерти» и другие - признаны классическими произведениями православного богословия и выдержали много изданий.

♥ Память его совершается 30 апреля (13 мая).

Игумен

Игумен (греч. «ведущий») - первоначально - начальник монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. О поставлении в игумены - см. Посвящение. Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха.

Идиоритма

Идиоритма (греч. «особенный») - форма монастырского жительства, при которой собственность у монахов частная, нет общей трапезы, а за выполнение послушаний они получают деньги. Каждый монах живет в отдельно стоящей келье или в одной из келий братского корпуса. Он самостоятельно определяет, как и сколько молиться, какую духовную литературу читать и т.д. Общее богослужение совершается лишь по воскресным дням. Данная форма монашества была учреждена на Афоне (Греция) в XIII в. и сохранялась до середины XX в., когда особожительные монастыри были преобразованы в киновии.

См. Киновия.

Иегова

Иегова (Яхве) - имя образовано от тетраграммы YHWH, точное произношение которой неизвестно; произнесение имени Яхве было табуировано, а тетраграмма рассматривалась как идеограмма слова «господь», в греческой передаче «кириос»; в масоретской огласовке тетраграмма звучала как Иегова - название, принятое христианскими богословами в XIV в. Тетраграмма может означать либо «постоянно сущий», либо - «творец всего сущего»; подлинное значение спорно.

Это одно из священнейших имен Бога заключает в себе понятие вечности и совершенства. Это имя заключает в себе понятие безусловной самобытности, предвечного бытия и совершенства во всех отношениях. У евреев оно являлось настолько священным, что они считали святотатством произносить его, и потому впоследствии забыли его истинное произношение: составлявшие его четыре священные буквы произносились ими с помощью пунктуации, заимствованной из других имен Бога - Адонай, Елогим. По библейскому повествованию (см. Исх. 6, 3), под таким именем Бог впервые открылся Моисею, а дотоле Бог открывался под другими именами. Но это не значит, чтобы данное имя впервые стало известным еврейскому народу только с этого времени. В действительности оно известно было патриархам и раньше, но с этого времени оно сделалось знаменем национальной религии евреев или, лучше сказать, выражением их особого отношения к Богу, как народа избранного. Вполне неосновательны те теории, по которым имя Иегова имеет египетское происхождение. В качестве составного слова оно встречается во множестве собственных имен, начиная с древнейшего времени. Так, например, оно звучит в имени матери Моисея, Иохаведы (см. Иcx. 6, 20). По своему внутреннему значению Иегова отличается от Элогима тем, что последнее имя заключает в себе идею всебытия и творчества, а первое выражает преимущественно идею Бога в его отношении к людям, идею Промышления Божия о судьбе человечества и, в частности, избранного народа Божия.

Иезекииль

Иезекииль (евр. «которого укрепляет Бог») - третий из великих пророков, принадлежавший к священническому роду. Пророк Иезекииль родился в царствование Иосии, царя Иудейского, и в двадцатипятилетнем возрасте, за 600 лет до Р.Х., вместе с царем Иехонией был отведен пленником в Вавилон (см. Иез. 1, 2; 4 Цар. 24, 6-12). Здесь-то он видел явление славы Божьей (в херувимской колеснице) и призван к пророческому служению (см. Иез. 1, 2-28; 2, 3). О последующей судьбе пророка и о кончине его достоверного ничего неизвестно. Из пророческой книги его знаем только, что он жил в своем собственном доме в Тель-Абибе (см. Иез. 3, 24; 8, 1), что он был женат и нежно любил свою жену, что она скончалась внезапно (см.

Иез. 24, 16-18) и что его пророческое служение продолжалось 22 года (см. Иез. 29, 17). К этому предание прибавляет, что его предал смерти один из иудейских князей, которого он обличал в идолопоклонстве, что гробница его, в соседстве древнего Вавилона, даже до этого дня продолжает служить местом паломничества для восточных иудеев и что даже магометане считают ее особой святыней. Библейская книга пророка Иезекииля содержит описание его призвания (см. Иез. 1-3, 15), пророчество о разрушении Иерусалима (см. Иез. 4-25) и о других проявлениях гнева Божия, прообразующих конец мира и наступление Страшного Суда (см. Иез. 19-32). Наконец, в заключительной части книги Иезекииль описывает грядущее восстановление Израиля и строительство Нового Иерусалима и иерусалимского храма (см. Иез. 33-48). Это описание перекликается по смыслу с заключительной частью Апокалипсиса (см. Откр. 11-20) и воспринимается в христианской традиции как пророчество о воскресении мертвых и торжестве праведников в Царствии Божием - Небесном Иерусалиме. Видение «подобия славы Господней» в виде радужного пламени, окруженного существами с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла (см. Тетраморф) и огненными колесами, полными глаз (см. Престолы), нашло свое отражение в христианском искусстве; в частности, оно послужило одним из источников для иконографии «Спаса в силах». Кроме того, заключительная часть книги Иезекииля содержит также один из ветхозаветных прообразов воплощения - так называемые «Врата Иезекииля», символизирующие непорочное зачатие и чудесное рождение Христа: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены (Иез. 44, 2).

♥ Память 21 июля (3 августа).

Иерарх

Иерарх (греч. «священновластный») - общее наименование для священнослужителей высшей степени церковной иерархии: епископа, архиепископа, митрополита, экзарха, патриарха. Употребляется наряду с «архиерей» и «архипастырь».

Иерархия

Иерархия (греч. «священноначалие») - общее название для всех трех степеней священства: диакона, иерея и епископа.

Иерей

Иерей (греч. «священник») - священнослужитель второй после епископа степени священства. Священники могут совершать с благословения епископа все Таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу, т.е. кроме Таинства Священства и освящения мира и антиминсов. Более достойным и заслуженным священникам дается звание протоиерея, т.е. первенствующего священника. Если священник является в то же время монахом, то он называется иеромонахом, т.е. священномонахом. Иеромонахам по назначению их настоятелями монастырей, а иногда и независимо от этого, как почетное отличие, дается звание игумена или более высокое звание архимандрита. Особенно достойные из архимандритов избираются в епископы.

См. Священнослужители.

Иерейские молитвы

Иерейские молитвы - молитвы, читаемые священником во время богослужения.

Иеремия

Иеремия (евр. «Иегова отвергающий») - второй из четырех великих пророков Израиля. Пророческое служение Иеремии обнимало собой самый мрачный период иудейской истории. Призвание его к пророческому служению произошло в ранней молодости, на 15-м году жизни, в тринадцатый год царствования Иосии, царя Иудейского (конец VII в. до Р.Х.), и затем продолжалось при царях Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, в продолжение почти сорока пяти лет.

Он возвещал слово Божие и в храме, и во вратах Иерусалима, и в доме царя, и на площадях народных, и в частных домах. С раннего утра (Иер. 25, 3) проповедовал он слово Божие, навлекая на себя через это поношение и повседневное посмеяние (Иер. 20, 8). Собственное его семейство отказалось от него (см. Иер. 12, 6), сограждане преследовали его ненавистью (см. Иер. 11, 21), смеялись над ним, задавая вопрос: «где слово Господне? пусть оно придет!» (Иер. 17, 15).

Иеремия был свидетелем разрушения Иерусалима (587 г. до Р.Х.). Древнее христианское предание свидетельствует, что кончина его была мученическая, именно что он в г. Тафнисе был побит иудеями камнями за обличение их пороков и за пророчество об их погибели. Александрийское предание говорит, что Александр Македонский перенес его тело в Александрию. Могилу его, находящуюся недалеко от Каира, и в настоящее время глубоко уважают египтяне. По словам Александрийской летописи, над могилой его первоначально стоял величественный памятник, впоследствии возобновленный и украшенный царицей Еленой.

Иеродиакон

Иеродиакон - монах в сане диакона.

Иеромонах

Иеромонах - монах в сане иерея.

Иерусалимская Икона Божией Матери

Иерусалимская Икона Божией Матери - по преданию, написана в Гефсимании евангелистом Лукой через 15 лет после вознесения Иисуса Христа.

♥ Празднование 12 (25) октября.

Избранные псалмы

Избранные псалмы - псалмы, стихи из которых читаются чтецом переменно с пением величания на праздничной утрене.

Извод

Извод - в средневековой иконографии общее название для разновидностей (традиций) установленного канона (например, икона новгородского извода).

Изобразительны

Изобразительны - богослужение, совершаемое вместо литургии. Изобразительны являются также составной частью литургии Иоанна Златоуста и литургии Василия Великого. В просторечии изобразительны называют обедницей.

Изобразительные псалмы

Изобразительные псалмы - псалмы 102-й и 145-й, поются в составе изобразительных (кроме богослужений Великого поста) и на литургии в воскресные и праздничные дни антифонами.

Иисус Христос

Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, воплотившийся от Святого Духа и Девы Марии. Богочеловек. Возвестил миру величайшее и самое светлое учение в истории человечества, чем вызвал раздражение и злобу фарисеев - первосвященников иудейской Церкви и иудейских законников. Был ими предан суду и погиб позорной смертью. Как человек спустился в ад, куда попадали за свои грехи все люди, начиная с Адама, но как Бог победил ад, освободив из него души тех, кто веровал в Его пришествие, и воскрес, дав всем нам надежду на спасение после смерти. Иисус - др.-евр. «Спаситель», Христос - греч. «Помазанник (Божий)».

Икона

Икона (греч. «образ», «изображение») - изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого-либо святого, евангельского или церковно-исторического события. Догматически почитание икон было утверждено в VIII в. (хотя церковное искусство, в том числе и иконопись, существовали с первых веков христианства) VII Вселенским Собором (787 г., Никея), согласно догмату которого, «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется личности изображенного на ней».

Иконоборчество

Иконоборчество - отрицание почитания святых икон. Это движение появилось в первой половине VIII в. и продолжалось до второй половины IX в. Первый этап гонений имел место при византийских императорах Льве III Исавре (717-741), который из-за политических соображений резко выступил против почитания икон, и Константине V Копрониме (741-775). В 754 г. был созван иконоборческий собор, и 300 епископов единодушно осудили иконопочитание. Преемники Льва Исавра то держались его политики, то были нейтральны в этом вопросе, то, наконец, некоторые признавали ошибочность взгляда и объявляли свободу иконопочитания.

При императрице Ирине и ее сыне Константине Порфирородном (780-797) был созван VII Вселенский Cобор, утвердивший правило об иконопочитании. Затем гонения на иконы возобновились при Льве V Армянине (813-820) и его преемниках. Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в 842 г. при императрице Феодоре, управлявшей Восточной Империей по причине малолетства ее сына и наследника Михаила III, в честь чего был установлен церковный праздник Торжество Православия (первое воскресенье Великого поста). Обосновывая свою позицию, иконоборцы апеллировали, прежде всего, к ветхозаветному запрещению изображать Бога (см. Втор. 5, 8), хотя уже в самом Ветхом Завете присутствуют описания священных изображений - Херувимов на ковчеге Завета, в иерусалимском храме и др. Кроме того, с догматической точки зрения, иконоборческая ересь была направлена против воплощения Христа, поскольку икона воспринималась как одно из наглядных подтверждений явления Бога в мир в человеческом образе. В защиту иконопочитания выступали многие богословы и церковные деятели: прп. Иоанн Дамаскин, прп. Федор Студит, константинопольские патриархи Герман, Тарасий, Никифор и др.

Иконография

Иконография - искусство изображения предметов почитания христиан - икон, крестов.

Иконописный подлинник

Иконописный подлинник - особое средневековое руководство по иконописанию; собрание образцов, определявших все детали канонических изображений различных лиц и событий (вплоть до технических приемов письма). Иконописные подлинники подразделялись на толковые и лицевые (иллюстрированные).

Иконопись

Иконопись - вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по содержанию, выполненной на деревянных досках, холсте и т.д. Первоначально иконы выполнялись в технике энкаустики, то есть живописи восковыми расплавленными красками, создающими блестящую, жирную, осязаемую поверхность. Затем иконописцы стали использовать главным образом темперу - живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком). Реже использовалась мозаика, то есть изображение или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц: камень, смальта, галька и т.д. Позднее в иконописи стали применяться масляные краски, в качестве основного связующего вещества которых служили растительные масла. Обычно иконы входили в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой и декоративным искусством и включались в иконостас.

Иконостас

Иконостас - перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся Царские врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которому посвящен храм, с левой стороны от Царских врат - икона Богородицы. За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной) расположены диаконские двери. Над Царскими вратами помещается икона Тайной вечери. Второй ярус снизу - праздничный и содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус - иконы Деисиса. Четвертый - икону Богородицы «Знамение» и иконы предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус - икону Троицы и иконы предстоящих ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.

Икос

Икос (греч. «дом») - вторая часть строфы акафиста. В первой своей трети заключает более пространное развитие темы, содержащейся в кондаке. Во взаимно соответствующих стихах икосы единообразны по числу слогов. Сам термин возник вследствие буквального перевода сирийского слова, которое означает «дом» и «строфа».

За развитием темы кондака в икосе следуют 12 воззваний, или хайретизмов, начинающихся призыванием имени Господня - приветствием Ангела Благовестника, обращенного ко Пресвятой Богородице: «Радуйся...». В этих молитвенных воззваниях представлены как ветхозаветные преобразования, так и их новозаветное свершение, описываются величие и совершенства Божии, святость избранных Его и благодеяния, явленные и постоянно являемые верующим по благости Божией и по ходатайству Пресвятой Богородицы, Ангелов и святых.

Иларион

Иларион (XI в.) - святитель, митрополит Киевский и всея Руси, первый русский митрополит на Руси (до него были иностранцы, в основном греки), автор знаменитого «Слова о законе и благодати», являющегося восторженным гимном православной вере. Ему же принадлежат: «Исповедание веры», «Поучение о пользе душевней ко всем христианам» и «Слово к брату-столпнику».

♥ Память 21 октября (3 ноября).

Илитон

Илитон (греч. «обертка», «повязка») - особый плат из шелковой или льняной материи, который используется для хранения антиминса. Илитон символически изображает Плащаницу, которой было обвито тело Господа Иисуса Христа во гробе.

Илия

Илия (евр. «Бог моя крепость») - один из ветхозаветных пророков, ревностный поборник истинной веры и обличитель идолопоклонников, живших во времена израильских царей Ахава и Охозии (IX в. до Р.Х.). По окончании служения был вознесен живым на небо. Жизнеописание Илии излагается в библейских книгах (см. 3 Цар. 17; 4 Цар. 2). Память 20 июля (2 августа).

Илия Муромец

Илия Муромец (XII в.) - святой преподобный. Бывший воин, послуживший прообразом любимого персонажа русских былин. Последние научные исследования его мощей, почивающих в пещерах Киево-Печерской Лавры, подтверждают, что Илия при жизни отличался крупным телосложением и физическим могуществом, хотя и страдал врожденным заболеванием ног, из-за которого много лет был прикован к постели. Останки его сохранили свидетельство ратных подвигов: следы ударов копья и меча. Состарившись, Илия ушел в монастырь, где и подвизался в постах и молитве до самой кончины.

♥ Память 19 декабря (1 января) и 28 сентября (11 октября).

Индикт

Индикт - пятнадцатилетний период времени сбора податей в Римской империи, разделявшийся на три срока по пять лет. Такое летосчисление в 312 г. ввел император Константин Великий для сбора податей в империи. Христианская Церковь удержала это летосчисление и поместила в пасхальную таблицу в память равноапостольного императора Константина, даровавшего христианской Церкви свободу.

Индиктион

Индиктион - великий пасхальный круг - период времени в 532 года. Это число получится, если солнечный круг, состоящий из 28 лет, помножить на лунный круг, состоящий из 19 лет. По истечении великого индиктиона все месяцы, числа, дни, а также фазы луны будут следовать в таком же порядке, в каком они следовали в предшествовавший период. Такой период времени в 532 года в Пасхалии называется обращением великого индиктиона.

Индития

Индития (греч. «одежда») - верхнее облачение престола - светлый шелковый или парчовый плат.

Инок

Инок - русское наименование монашествующего как представителя иной жизни, иного мира. По другой версии, понятие «инок» образовано от церковнославянского «ин» - «один», подразумевая и уединение, и поиск духовного единства, равно характерные для монаха, и, таким образом, является буквальным переводом с греческого (греч. «монахос» означает «одинокий»).

Инославие

Инославие - принятое в православной традиции обобщенное наименование неправославных христианских исповеданий, к которым относятся, прежде всего, католицизм, протестантизм и армяно-григорианство.

Интронизация

Интронизация - торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного патриарха на патриаршую кафедру. Интронизация совершается во время литургии с облачением новоизбранного патриарха в патриаршие одежды и вручением ему патриаршего посоха. День интронизации Святейшего Патриарха Алексия II - 10 июня (1990).

Иоаким

Иоаким (Иван Савелов; 1621-1690) - Патриарх Московский и всея Руси, церковный и политический деятель, сторонник сильной и независимой Церкви, проповедник нетерпимости к «еретикам». Родился 6 января 1621 г. в семье можайских дворян. В 1652 г., узнав о смерти жены и детей, принял монашеский постриг в киевском Межигорском монастыре. Возможно, учился в Киевской Духовной Академии. Приглашен в 1657 г. патриархом Никоном в Иверскую, а затем в Новоиерусалимскую обитель. Вскоре Иоаким был переведен в Москву, где подвизался сначала в Андреевском монастыре, а затем в Ново-Спасском. В 1664 г. он был поставлен архимандритом Московского Чудова монастыря. В 1672 г. назначен митрополитом Новгородским, однако оставался в основном в столице, управляя делами при больном патриархе Питириме. 26 июля 1674 г. был возведен на Первосвятительскую кафедру. Его усилия были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество, которое шло в то время в основном через Польшу. Первосвятитель отличался ревностью к строгому исполнению церковных канонов. Много трудов положил патриарх Иоаким для уврачевания раскола, воздействуя на старообрядцев не только административными мерами, но и путем увещания. В 1678 г. патриарх Иоаким расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства. По благословению патриарха Иоакима в 1685 г. братья Иоанникий и Софроний Лихуды основали в Москве духовное училище при Заиконо-спасском монастыре. Это училище положило начало Славяно-греко-латинской академии, которая в 1814 г. была преобразована в Московскую Духовную Академию (см. Академии духовные). Скончался патриарх Иоаким 17 марта 1690 г. и был погребен «в соборной великой церкви патриарша престола» - Успенском соборе Московского Кремля.

Иоаким и Анна

Иоаким и Анна (евр. «Яхве воздвигнет») и Анна (евр. «благодать», «милость»)

согласно Священному Преданию, родители Девы Марии, чета ближайших предков Иисуса Христа (церк.-слав. «Богоотцы»). В ка-нонических новозаветных текстах Иоаким и Анна не упоминаются. Первоисточник многочисленных преданий об Иоакиме и Анне - раннехристианский апокриф «Рождество Марии», возникший около 200 г., по-видимому, в Египте и получивший впоследствии название «Первоевангелие Иакова». По преданию, Иоаким происходил из колена Иуды, из царского и мессианского рода Давида (будучи, таким образом, родичем Иосифа Обручника), а Анна - из колена Левия, из священнического рода Аарона; в их браке соединилось наследственное преемство царского и священнического сана.

Тот и другой сан получал утверждение в их личной праведности ветхозаветного типа. Будучи людьми состоятельными, они треть своих доходов отдавали на жертвоприношения и пожертвования в иерусалимский храм, треть - на дела милосердия и только треть оставляли себе.

До преклонных лет, несмотря на все их молитвы, у них не было потомства. Когда Иоаким в очередной раз пришел в храм принести жертву, его прогнали на том основании, что его бездетность - очевидный знак отверженности, а значит, и его жертва неугодна Богу. Глубоко удрученный старец ушел из дому и жил с пастухами, в долгих жалобах оплакивая свое бесплодие среди общего плодородия природы, пока Ангел не велел ему возвращаться к жене, обещав рождение младенца; то же обещание получила по молитве и Анна. Радостная встреча постаревших супругов у Золотых ворот Иерусалима - излюбленная тема живописи Средних веков и Возрождения. Иоаким и Анна три года воспитывали родившуюся дочь. Византийская иконографическая традиция знает изображения этой четы, склонившейся над Марией, которая делает свой первый шаг, - мотив, имеющий источником тот же апокриф. Затем по обету родители посвятили Марию Богу и отдали в храм.

Отношения Иоакима и Анны - воплощение наиболее полной чистоты в браке, выражение христианской мистики брака, отмеченное печатью чуда. В православной иконографии

Богоотцы Иоаким и Анна изображаются в иконе Рождества Пресвятой Богородицы с житийными клеймами и в иконе Введения во храм Пресвятой Богородицы.

♥ Православная Церковь особо чтит память Иоакима и Анны 9 (22) сентября.

Иоанн Богослов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иоанн Дамаскин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иоанн Златоуст

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иоанн Креститель, Предтеча Господень

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иоанн Кронштадтский

Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев; 1829-1908) - святой праведный.

Родился в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Отец его - сельский дьячок Илия Сергиев - с раннего детства воспитал в нем горячую любовь к богослужению. В декабре 1855 г. совершилось его посвящение в сан иерея. Вся остальная жизнь отца Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте.

В то время среди жителей Кронштадта процветали маловерие и иноверие. Ежедневно отец Иоанн стал бывать в убогих жилищах горожан, беседовал с ними, утешал их, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог.

Скоро открылся в отце Иоанне и дивный дар, который прославил его по всей России и далеко за пределами ее. По молитве отца Иоанна при жизни его совершалось (как и теперь, по его блаженной кончине, продолжает совершаться) множество дивных чудес. Вся верующая Россия потекла к великому и дивном чудотворцу. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть отца Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Вместе с письмами, телеграммами к отцу Иоанну стали поступать громадные суммы денег на благотворительность. На эти деньги отец Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение - «Дом трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь на Карповке.

По свидетельству очевидцев и сослуживших отцу Иоанну, во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их. Отец Иоанн был замечательным проповедником, причем говорил весьма просто и в каждом слове его чувствовалась какая-то особенная сила, отражавшая силы его собственного духа. Несмотря на свою необыкновенную занятость, отец Иоанн находил время вести духовный дневник. Его книга «Моя жизнь во Христе» уже вскоре после своего выхода в свет была переведена на несколько иностранных языков.

К тяжелому подвигу служения людям в последние годы жизни отца Иоанна присоединился мучительный недуг - болезнь, которую он кротко и терпеливо переносил, никому никогда не жалуясь. 20 декабря (2 января) 1908 г. великий наш праведник мирно отошел ко Господу, заранее предсказав день своей кончины. В погребении отца Иоанна участвовали десятки тысяч людей. Похоронили отца Иоанна в церкви-усыпальнице, специально устроенной для него в подвальном этаже сооруженного им на Карповке монастыря.

♥ Память его совершается 20 декабря (2 января).

Иоанн Лествичник

Иоанн Лествичник (ок. 570-649) - преподобный. По преданию, св. Иоанн родился в семье свв. Ксенофонта и Марии (память 26 января (8 февраля)). Шестнадцати лет он пришел в Синайский монастырь, где через 4 года был пострижен в иноки и девятнадцать лет воспитывался под руководством старца Мартирия. Однажды они пошли к старцу Иоанну Савваиту, который встал, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку. После их ухода ученик св. Иоанна Савваита спросил его, почему он так сделал. Старец ответил: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». Авва Стратегий предсказал, что Иоанн будет великим духовным светочем. Слова великих старцев сбылись. В 35 лет прп. Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай. Провел там сорок лет, смиренно и кротко трудился с молитвой, сочиняя книги. Затем он был избран игуменом Синайской обители. По просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря, им была написана знаменитая «Лествица добродетелей», где он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству. Цель этого творения - показать, что дело спасения требует от человека самоотвержения и усиленных подвигов. Ступени «Лествицы» - это путь человека к совершенству, которое постепенно, а не вдруг может быть достигаемо, чтобы он мог приблизиться к Царству Небесному. Четыре года св. Иоанн пробыл игуменом, затем вновь возвратился к уединению и безмолвию. Скончался в 649 г.

♥ Память 30 марта (12 апреля) и в 4-ю Неделю Великого поста.

Иоанн Предтеча

Иоанн Предтеча - см. Иоанн Креститель.

Иоасаф I

Иоасаф I (ум. 1640) - Патриарх Московский и всея Руси в 1634-1640 гг. Происходил из боярского рода. Много, усердно и с большой пользой потрудился патриарх Иоасаф I, чтобы упорядочить церковные обряды и укрепить благочиние. Продолжая издательские труды своих предшественников, Патриарх Иоасаф произвел большую работу по сличению и исправлению богослужебных книг. Патриарх Иоасаф I управлял Русской Церковью около семи лет, оставив о себе память доброго и кроткого пастыря. Он скончался 28 ноября 1640 г. и был погребен в Московском Успенском соборе.

Иоасаф II

Иоасаф II (ум. 1672) - Патриарх Московский и всея Руси в 1667-1672 гг. Патриаршество Иоасафа II, продолжавшееся 5 лет, было ознаменовано крупными событиями в жизни Русской Церкви и важными церковными реформами. В мае 1667 г. проходил Большой Московский Собор, на котором, кроме патриарха Московского Иоасафа II, присутствовали патриархи Александрийский и Антиохийский, 24 архиерея и 54 духовных лица. Патриарх Иоасаф II продолжил начатое патриархом Никоном исправление и печатание богослужебных книг. Он также способствовал развитию миссионерской деятельности Русской Церкви. При нем трудами русских подвижников-миссионеров были просвещены многие народности на северо-восточных окраинах России. Особую заботу патриарх Иоасаф II проявлял о распространении христианства в Сибири. Скончался патриарх Иоасаф II 17 февраля 1672 г. и был погребен в Успенском соборе, у западной стены, возле раки свт. Ермогена.

Иов

Иов (ум. 1607) - святитель, Патриарх Московский и всея Руси. Первый патриарх в истории Русской Церкви. До него Церковью на Руси управляли митрополиты, но в 1588 г. восточные патриархи дали согласие на возведение Московской митрополии в патриархат - это было признанием величия Русской Православной Церкви.

Патриаршество Иова пришлось на начало Смутного времени. Твердый поборник Православия, он предал анафеме самозванца Лжедмитрия Гришку Отрепьева, поддерживал Бориса Годунова, по смерти которого был принудительно сведен с патриаршего престола, сослан в Старицкий монастырь и заменен греком Игнатием - ставленником Лжедмитрия. После того как собор иерархов лишил Игнатия сана, избранный новым патриархом Ермоген пригласил Иова в Москву. В Успенском соборе Московского Кремля стали рядом: патриарх Ермоген в полном облачении и бывший патриарх Иов в бедной монашеской рясе - к тому времени уже совсем слепой старец. Все плакали, когда архидиакон от имени народа просил у патриарха Иова прощения за то, что ослушались его благословения, нарушили присягу дому Годуновых и пошли на поводу у врагов Отечества. И Иов простил: «Чада, - сказал он, - молю вас больше таковая не чинити и клятвы ваши не преступати».

После смерти святителя у его могилы в Старицком монастыре стали происходить исцеления, и в 1652 г. его мощи были перевезены в Москву, в Успенский собор Кремля, где они и почивают доныне.

♥ Память 5 (18 апреля) и 19 июня (2 июля)

Иов Многострадальный

Иов Многострадальный - по преданию, племянник праотца Авраама. Был человеком богобоязненным и благочестивым, удалялся от всего злого не только в делах, но и в мыслях.

В славе и богатстве прожил 78 лет, после чего Господь послал праведнику тяжелейшие испытания, которые Многострадальный Иов перенес с терпением и благодарением Богу. Господь дал, Господь и взял; будет имя Господне благословенно (Иов 1, 21), - произнес он, когда ему сообщили о гибели всех детей и потере всего имущества. После этого он перенес жестокую болезнь - проказу. Жена Иова укоряла мужа, думая, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала и роптала на Бога. Она советовала праведному Иову похулить Бога и умереть. Праведный Иов тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу.

Он отвечал жене: Ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов 2, 10).

Услышав о несчастиях Иова, три его друга пришли издалека к нему разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом за грехи, и убеждали не повинного ни в чем праведника покаяться. Праведник отвечал, что он страдает не за грехи, но что эти испытания посланы ему от Господа по непостижимой для человека Божественной воле. Друзья, однако, не верили и продолжали считать, что Господь поступает с Иовом по закону человеческого возмездия, наказывая его за совершенные грехи. В тяжкой душевной скорби праведный Иов обратился с молитвой к Богу, прося Его Самого засвидетельствовать перед ними его невиновность. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб Божиих. Праведник всем сердцем раскаялся в этих мыслях и сказал: я ничтожен... отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов 39, 34; 42, 6). Тогда Господь повелел друзьям Иова обратиться к нему и просить его принести за них жертву, ибо, - сказал Господь, - только лицо Иова Я приму, чтобы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов 42, 8). Иов принес жертву Богу и помолился за друзей, и Господь принял его ходатайство, а также возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Вместо умерших детей у Иова родилось семь сыновей и три дочери. После перенесенных страданий Иов прожил еще 140 лет и видел потомство свое до четвертого рода.

♥ Память его 6 (19) мая.

Иона

1.

ветхозаветный пророк из числа 12 малых, живший, предположительно, в IХ- VIII вв. до Р.Х. Он называется сыном Амафия из Гафхефера и, несомненно, принадлежал к колену Завулонову. Иона проповедовал об усилении и победах израильтян при царе Иеровоаме (см. 4 Цар. 14, 25-27), вступление которого на престол обыкновенно относится к 825 г. до Р.Х. Одно из иудейских преданий говорит, что Иона был сыном сарептской вдовы, которого чудесно воскресил пророк Илия (см. 3 Цар. 17, 8-24). Но это предание не имеет достаточного основания. Бесспорно, что мы знаем касательно личности пророка Ионы из самой же его книги, состоит в следующем: Иона, сын Амафиев, получил однажды от Бога повеление идти в Ниневию с предсказанием о гибели города за его нечестие.

Но пророк, вместо того чтобы повиноваться велению Божию, отправился в Иоппию (ныне Яффа), сел на корабль и отправился в Фарсис, Финикийскую колонию в Испании. Во время морского пути корабль был застигнут страшной бурей, и мореплаватели в страхе бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи они навлекли на себя гнев Божий. Жребий пал на Иону, который сознался в своем грехе неповиновения Богу и просил мореплавателей бросить его в море, что те немедленно и исполнили, и буря утихла. Между тем, по Божественному Промыслу, Иону в море поглотил кит. Пробыв в чреве кита три дня и три ночи, Иона молился Господу и затем был выброшен китом на берег. После своего избавления пророк Иона получил вторично Божие приказание идти в Ниневию и отправился. Его проповедь поразила ужасом сердца ниневийского царя и народа. Они раскаялись в своем нечестии, и вследствие их раскаяния Господь пощадил Ниневию. Согласно новозаветному тексту, Иисус Христос предсказывает свою смерть и воскресение на третий день, уподобляя эти события трехдневному пребыванию Ионы в чреве кита (см. Мф. 12, 39-40).

♥ Память св. пророка Ионы празднуется Церковью 22 сентября (5 октября).

2.

(ум. 1461)

святитель, митрополит Московский и всея Руси. Строгий поборник Православия, блюститель монашеских уставов, благочиния и обряда, чудотворец и прозорливец. Мощи его были обретены при строительстве Успенского собора в Московском Кремле. Там они с тех пор и покоятся.

♥ Память 31 марта (13 апреля), 27 мая (9 июня), 15 (28) июня, 5 октября (18 октября).

Иосиф

Иосиф (ум. 1652) - Патриарх Московский и всея Руси в 1642-1652 гг. При патриархе Иосифе, так же как и при его предшественниках, издавались богослужебные и церковно-учительные книги. Кроме нескольких изданий богослужебных книг впервые были изданы Жития русских святых (прпп. Сергия и Никона Радонежских, прп. Саввы Сторожевского), творения святых отцов и учителей Церкви, «Слова» прп. Ефрема Сирина, «Лествица» прп. Иоанна Лествичника, «Поучения» аввы Дорофея, «Толкования на Четвероевангелие» блж. Феофилакта, архиепископа Болгарского. Издавались также книги апологетические и полемические - против латинян и протестантов. Были напечатаны «Грамматика Славянская» Мелетия Смотрицкого, «Кормчая» - сборник церковных законов и правил. Всего же при патриархе Иосифе за 10 лет было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались.

Большое внимание уделял патриарх Иосиф делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 г. в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре - так называемое «Ртищевское братство» (по имени боярина Феодора Ртищева, пригласившего ученых монахов из Киева).

Патриарх Иосиф скончался 15 апреля 1652 г., погребен в Успенском соборе, рядом с гробницей первого патриарха Московского Иова, на месте, которое сам указал незадолго до своей кончины.

Иосиф Волоцкий

Иосиф Волоцкий (Иоанн Санин; ок. 1440-1515) - преподобный. Родился в семье вотчинника, владельца села Язвище Волоколамского княжества. Точная дата рождения преподобного не установлена, но большинство источников указывает 1439/1440 г. Прадед Иосифа - Саня - был родом из Литвы. О родителях прп. Иосифа Иоанне и Марии известий почти не сохранилось, за исключением сведений о том, что они умерли в монашестве. Кроме прп. Иосифа у них было еще три сына: Вассиан, Акакий и Елеазар. Вассиан и Акакий приняли монашеский постриг. Впоследствии Вассиан стал архиепископом Ростовским.

В возрасте семи лет отрок Иоанн был отдан в обучение старцу Волоколамского Кресто-воздвиженского монастыря Арсению.

За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием и, руководствуясь его советом, пришел в обитель прп. Пафнутия Боровского.

В Боровском монастыре прп. Пафнутий постриг юношу в иночество с именем Иосиф. Восемнадцать лет провел прп. Иосиф под руководством святого подвижника. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Прп. Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского монастыря он удалился в Волоколамские пределы, где в 1479 г. при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы. В своем монастыре прп. Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из устава прп. Нила Сорского. Прп. Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие монахи Иосифо-Волоколамского монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви.

На церковных Соборах 1490 и 1504 гг. прп. Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих, возникшей в Новгороде. Он решительно добивался осуждения упорствующих отступников. Кроме основного его сочинения «Просветитель», направленного против этой ереси, перу святого принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского «Устава». Прп. Иосиф преставился 9 (22) сентября 1515 г. и был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором 1578 г. прп. Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 г. - к общерусским.

♥ Память 9 (22) сентября и 18 (31) октября.

Ипакои

Ипакои (греч. «внимание», «послушание») - краткое песнопение, поется или читается на воскресной утрене (перед антифонами и чтением Евангелия), на воскресных повечерии и полунощнице (вместо тропарей), на утренях праздников Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и др. (после третьей песни канона) в составе пасхальных часов. В древней Церкви этим словом назывался способ пения псалмов, при котором один диакон начинал петь стих псалма, а присутствующий народ или допевал стих, или подпевал припев. Этот способ похож на возникшее позднее пение с канонархом. Ипакои посвящены событиям праздников.

Иподиакон

Иподиакон - церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения: готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает Царские врата и пр. Облачение иподиакона - стихарь и крестовидно одеваемый орарь. О поставлении в иподиакона см. Посвящение.

Ипостась

Ипостась (греч. «бытие», «сущность») - богословское понятие, первоначально воспринималось в качестве синонима категории «сущность», но затем стало подразумевать индивидуально конкретное и уникально личное бытие. Именно так ипостась понимается в богословии Пресвятой Троицы, обозначая самобытные Лица Бога, тогда как Его единая сущность стала именоваться «усия».

См. Усия.

Ирмологий

Ирмологий - богослужебная книга, содержащая ирмосы канонов из Октоиха и праздничных канонов из Минеи и Триоди.

См. Богослужебные книги.

Ирмос

Ирмос (греч. «связь») - первая строфа песни канона. В византийских канонах ирмос служит музыкальной, метрической связкой и образцом для последующих тропарей песни. Все тропари должны в смысле ударения, количества слогов и напевов быть приставленными в ряд к данному ирмосу, быть на него нанизанными. Авторы наших церковных песнопений были не только поэтами, но и композиторами. Творя свое поэтическое произведение, такой автор писал и соответствующую мелодию для него, вполне ему отвечающую. При этом авторы старались выдержать свои поэтические творения в строгой зависимости от правил метрики и ударения. Соблюдалось количество слогов, качество их (длина или краткость) и соответственная мелодия. При переводе песнопения с греческого на другие языки (арабский, славянский и пр.) исчезает это строгое соответствие метрики и мелодии. Кроме того, ирмос представляет собой более или менее близкое воспроизведение стиха библейской песни. Тем самым, ирмос является смысловым связующим звеном между библейской песнью и тропарями песни канона.

Исаия

Исаия (евр. «спасение Господне») - один из величайших ветхозаветных пророков. Из Священного Писания о нем известно, что он жил в Иерусалиме, имел двух сыновей и пророчествовал во времена царей иудейских: Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии (см. Ис. 1, 1). К пророческому служению Исаия был призван особенным чудесным образом, именно: он видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном; края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы и взывали друг к другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! При виде этого величия славы Божией Исаия воскликнул: Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами... и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда один из летавших Серафимов коснулся горящим углем, взятым клещами с жертвенника, уст Исаии и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И сказал ему Господь: Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? Исаия отвечал: Вот я, пошли меня (Ис. 6). Вступление в пророческое служение Исаии последовало в последний год царствования Озии (см. Ис. 6, 1), за 759 лет до Р.Х., и продолжалось более 60 лет. По древнему преданию, принятому многими отцами Церкви, по повелению царя Манассии Исаия был перепилен деревянной пилой между кедровыми досками за обличение царя и вельмож в нечестии. Пророчества пророка Исаии отмечаются удивительной ясностью и точностью. Из множества пророчеств достаточно указать, например, на его пророчества о рождении Спасителя от Девы (см. Ис. 7, 14) и страданиях Спасителя (см. Ис. 53). По удивительной ясности пророчеств Исаию называют ветхозаветным евангелистом.

Исихазм

Исихазм (греч. «покой», «безмолвие», «отрешенность») - целокупное учение-действие, направленное на стяжание Святого Духа и обожение души и тела. Высочайшей целью исихазма является преображение и обожение всего человека по образу воскресшего Иисуса Христа. Исихасты учили, что неизреченный Логос, Слово Божье, постигается в молчании. Созерцательная молитва, отказ от многословия, постижение Слова в его глубине - вот путь познания Бога, который исповедуют учители исихазма.

В центре исихастского молитвенного делания стоит призывание имени Господа, ибо так сказано в Священном Писании: всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Деян. 2, 21). Именно в форме так называемой Иисусовой молитвы исихастская традиция получила распространение на Руси. Большое значение для исихастской практики имеет созерцание Фаворского света - того света, что видели апостолы во время преображения Господа Иисуса Христа на горе. Через этот свет, нетварный по своей сущности, подвижник входит в общение с Непостижимым Богом. Исполняясь этим светом, он приобщается божественной жизни, преображается в новую тварь. «Человек не может стать богом по природе, но может стать богом по благодати», - утверждали они. Обожение и есть конечная цель всякого духовного делания.

В первой половине XIV в. основные теоретические положения исихазма были обоснованы в сочинениях Григория Синаита, Николая Кавасилы и, в особенности, Григория Паламы - создателя фундаментального учения о сообщаемости Божественных энергий, которое имело чрезвычайное значение для аскетической практики. К последователям исихазма на Руси принадлежали прпп. Сергий Радонежский, Нил Сорский и другие подвижники.

Исповедник

Исповедник - человек, принявший мучения за исповедание православной веры.

См. Чины святости.

Исповедь

Таинство Православной Церкви, иначе называемое Таинством Покаяния. Во время исповеди человек, исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов. Принимает исповедь священник или архиерей.

См. Таинства Православной Церкви.

Иуда Иаковлев

Иуда Иаковлев (Леввей, Фаддей) - один из 12 апостолов. Происходил из рода царя Давида, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены и братом святого Иакова, брата Господня, будущего предстоятеля Иерусалимской Церкви. В начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда, не верили в Его Божественность, о чем говорится в Священном Писании: Ибо и братья Его не веровали в Него (Ин. 7, 5). Позднее Иуда поверил в Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12 учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и в своем соборном послании именует себя лишь братом Иакова.

Святой апостол Иуда имел и другие имена: евангелист Матфей называет его «Леввеем, прозванным Фаддеем» (см. Мф. 10, 3), святой евангелист Марк тоже называет его Фаддеем (см. Мк. 3, 18). По вознесении Господа апостол Иуда распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем - в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу. Сохранилось известие, что святой апостол Иуда ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное послание, в кратких словах которого заключено много глубоких истин. Побуждением к написанию этого послания послужило то обстоятельство, что в общество верующих вкрались нечестивые люди, которые под видом свободы христианской дозволяли себе всякие мерзкие дела. Это послание заключает в себе много глубоких и назидательных мыслей. В нем содержится частью учение догматическое: о таинстве Святой Троицы, о воплощении Иисуса Христа, о различии ангелов добрых и злых и о будущем Страшном Суде; частью же учение нравственное: увещание избегать нечистой греховной плотской хулы, гордости, непослушания, зависти, ненависти, коварства и лукавства. Апостол советует всякому быть постоянным в своем деле, в вере, в молитве, в любви, советует заботиться об обращении заблудших, сохранять себя от еретиков, душевредные нравы которых он изобразил ясно и сказал, что еретики погибнут, подобно жителям Содома (см. Иуд. 1, 7 и след.). Кроме того, в своем послании святой апостол Иуда говорит, что недостаточно для спасения быть только обращенным из язычества в христианство, но должно при вере делать добрые дела, приличные христианину.

Святой апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.

♥ Память его 19 июня (2 июля), 30 июня (13 июля).

Иуда Искариотский

Иуда Искариотский - один из 12 апостолов, предатель Господа. Назывался он Искариотским по месту своего рождения в г. Кариоте, находившемся в колене Иудином. Евангелист Иоанн говорит, что он был сын Симонов (см. Ин. 6, 71; 13, 2, 26). После того как Иисус Христос избрал 12 апостолов, Иуде поручено было ношение при себе деревянного ящика, в который опускались приношения (см. Ин. 12, 6). Слова Искариота, сказанные им по случаю бесполезного, по его мнению, излияния и траты драгоценного мира на ноги Спасителя Мариею, сестрой Лазаря, прямо указывают на преобладавшее в нем корыстолюбие. Эта же гибельная страсть и послужила для него побуждением предать за 30 сребреников своего Господа и Учителя. Получив сказанную цену, он после пасхальной вечери явился ночью в сад Гефсиманский, где Господь только что окончил Свою молитву перед наступавшими крестными страданиями, и там лицемерным лобзанием предал Его в руки врагов. Увидев после того, что Господа Иисуса, как преступника, влекут от суда к суду, он раскаялся, пошел к первосвященникам и старейшинам, возвратил им 30 сребреников и сказал: Согрешил я, предав кровь невинную. Ему отвечали: Что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел; пошел и удавился (Мф. 27, 3-5); и когда низринулся, - замечает св. писатель книги Деяний, - расселось чрево его, и выпали все внутренности его (Деян. 1, 18). Во время пасхальной вечери с учениками Господь засвидетельствовал об Иуде так: Но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться (Мф. 26, 24).

Предыдущая страница Следующая страница