Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Православие. Словарь-справочник.
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

Давид

Давид (евр. «возлюбленный») - второй еврейский царь (1055-1015 гг. до Р.Х.). Он был восьмым сыном зажиточного вифлеемского жителя Иессея. Пророк Самуил помазал его на царство, и это сохранялось в тайне. Затем Давид был призван царем Саулом развлекать его своей игрой на арфе. Победив великана Голиафа, Давид приобрел народное расположение. По смерти Саула Давид стал царем. После завоевания Иерусалима он перенес туда свою резиденцию. Давид упрочил внутреннее управление страной, восстановил суд, расширил своими победоносными войнами Израильское царство. Конец своей жизни он посвятил подготовительным работам для построения храма. Погребен Давид был в Иерусалиме. Давид вошел в историю не только как царь, политический деятель, но и как пророк, автор многих псалмов, образец кротости и покаяния.

Даниил

Даниил (евр. «Бог мне судья») - четвертый из больших пророков, его история в книге, носящей его имя, передана с большими подробностями. Он был потомок Давида или, по крайней мере, происходил из царского рода и еще юношей был отведен в Вавилон в числе прочих пленных иудеев.

Одаренный прекрасными душевными и телесными качествами, он научился языку и мудрости халдейской и вместе с тремя своими товарищами, Ананией, Азарией и Мисаилом, был взят на службу при царе и жил в царском дворце (см. Дан. 1, 1-4). С ранних лет он отличался благочестием и мудростью, о чем свидетельствует современный ему писатель пророк Иезекииль (см. Иез. 14, 14-20; 28, 3), и поэтому через некоторое время занял высокое положение при дворе Вавилонского царя. Даниил истолковывал царю его сны и сам удостоился неоднократных видений, в которых ему были открыты важнейшие и замечательнейшие события. При восшествии на престол Дария он был сделан первым из трех правителей Империи и был чудесным образом спасен от пасти львов, брошенный в львиный ров за свою привязанность к отеческой вере (см. Дан. 6, 10-24). Неизвестно, где умер Даниил, хотя и полагают, что он скончался в 90 лет от роду в одной из Халдейских областей.

Даниил Московский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Данилов монастырь

Данилов монастырь (Московский Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь) - один из древнейших мужских монастырей Русской Православной Церкви. Основан в 1282 г. князем Московским Даниилом, сыном Александра Невского.

Исторически возник как крепость, оборонявшая Москву с юга. Во время Ивана Грозного был обнесен мощными каменными стенами с боевыми башнями. В монастыре был построен двухъярусный храм Святых Отец Семи Вселенских Соборов. На протяжении XVII- XIX вв. Данилов монастырь благоустраивался. Здесь был построен собор в честь Живоначальной Троицы. В некрополе монастыря похоронены представители старинных русских родов, писатели, поэты, художники.

В 1929 г. монастырь был закрыт, его здание использовалось как детский приемник-распределитель. К 1988 г. монастырь восстановлен, в нем находится резиденция патриарха Русской Православной Церкви, размещается Синодальная библиотека, проходят важные церковные собрания.

Дароносица

Дароносица - небольшой ковчежец или киот в виде часовенки с дверцей и с крестом наверху. Внутри дароносицы находится ящичек для положения частиц Тела с Кровью Христовой, маленькая чаша, лжица, иногда сосуд для вина. Дароносицы служат для перенесения Святых Даров в дома больных и умирающих людей для их причащения. Великая святость дароносиц обусловила способ их ношения - на груди священника. Для дароносиц, как правило, шьют особые мешочки с лентой для надевания на шею.

Дарохранительница

Дарохранительница - особый сосуд в форме храма или часовни, как правило, из металла, не дающего окиси. Внутри этого сосуда в особом ящичке в нижней части полагаются приготовленные особым образом для длительного хранения частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Эти частицы употребляются для причащения на дому тяжело больных и умирающих людей. Дарохранительница находится на престоле.

Дары Святого Духа

Дары Святого Духа - особые, благодатные действия Святого Духа, служащие для возрождения и освящения христиан и для создания и развития Православной Церкви. Дары эти таковы: дар мудрости и разумения Божественного учения о спасении; дар учительства для просвещения народа Божия светом Христовым; дар пророчества о будущем и проникновения в сокровенные пути Промысла Божия и в тайны человеческого сердца; дар различения духов, дабы отличать истинных пророков от ложных и Божественное вдохновение от бесовского соблазна; дар языков, прежде всех других обнаружившийся в Церкви: тотчас по сошествии Святого Духа апостолы начали говорить на неизвестных им прежде языках; дар толкования языков для назидания всех; дар служения в благочестии - особая способность попечения о бедных и больных и совершения дел христианской благотворительности и любви; дар пастырства, необходимый прежде всего священникам; дар чудотворений - исцеление больных и бесноватых; любовь к Богу и к людям, высший из даров: Заповедь новую даю вам, - говорит Спаситель, - да любите друг друга (Ин. 13, 34).

Дары Святые

Дары Святые - хлеб и вино, освященные и преосуществленные в Плоть и Кровь Христовы во время совершения Таинства Евхаристии. Преждеосвященными, или запасными, Дарами называются освященные Дары, оставленные для совершения Литургии Преждеосвященных Даров, а также для совершения причащения вне храма больных, умирающих, заключенных.

Двенадцать Колен Израиля

Двенадцать Колен Израиля - двенадцать родов (племен), составляющих народ Израиля и берущих свое начало от двенадцати сыновей ветхозаветного патриарха Иакова (Израиля), родоначальника израильтян: Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Завулона, Дана, Неффалима, Гада, Асира, Иосифа и Вениамина. Перед смертью Иаков призывает к себе сыновей и благословляет каждого из них, пророчествуя о судьбе каждого из двенадцати колен, в том числе - о происхождении Мессии (Христа) из колена Иудина (см. Быт. 49). После исхода сынов Израиля из Египта за каждым коленом (учитывая, что колено Иосифа раскололось на два рода - по его сыновьям, Ефрему и Манассии, а левитам - священникам - не полагалось своей особой территории) были закреплены определенные места обитания.

Двери диаконские

Двери диаконские - две одностворчатые двери, расположенные в иконостасе по сторонам от Царских врат (в небольших храмах и приделах диаконская дверь делается с одной стороны). В отличие от Царских врат, диаконские двери служат для входа в алтарь церковнослужителей и духовенства в богослужебное и в небогослужебное время. Название происходит от традиции изображать на диаконских дверях первомученика диакона Стефана (I в.) и римского архидиакона Лаврентия (III в.). Иногда на диаконских дверях помещаются изображения Архангелов.

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники - двенадцать важнейших после Пасхи праздников.

См. Праздники и празднования.

Девять Чинов Ангельских

Девять Чинов Ангельских - в христианской ангелологии ступени иерархии ангельских существ, Сил Бесплотных. По учению св. Дионисия Ареопагита, девять чинов ангельских образуют три триады, перечисляемые (сверху вниз) в таком порядке: первая триада (характеризуемая непосредственной близостью к Богу) - Серафимы, Херувимы, Престолы; вторая триада (особенно полно отражающая принцип божественного мировладычества) - Господства, Силы, Власти; третья триада (характеризуемая непосредственной близостью к миру и человеку) - Начала, Архангелы, Ангелы (в узком смысле). Св. Дионисий в своей ангелологии подвел итоги развития многовековой традиции выделения различных разрядов Бесплотных Сил. Эта традиция восходит к Ветхому Завету, где упоминаются Серафимы, Херувимы, Силы, Ангелы, и Новому Завету (Престолы, Господства, Власти, Начала, Архангелы).

Деисис

Деисис - многоиконная композиция, в центре которой находятся три иконы Деисиса (Спаситель с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей), а далее по обеим сторонам симметрично расположены иконы Архангелов, апостолов и других святых. Деисисный чин является частью иконостаса. На Руси слово «деисис» применялось и в более узком смысле, к самой трехчастной иконе, основному ядру алтарной преграды, и шире, ко всему чину (ряду икон с изображением молитвенно предстоящих Христу святых), и вообще к собранию икон. Характерно, что долгое время словом «деисис», и в период домонгольский, и после него, обозначали весь иконостас. Этимологически это слово предположительно связывается с греческим «деисис» (молитва). Русская транскрипция этого слова через «у» позволяет предположить, что на Руси это слово могло быть понято как составное из двух слов - деяние Христово, т.е. Домостроительство Христово. Кроме того, как достаточно употребительное и в настоящее время, оно могло иметь и латинские корни, обозначая имя Иисус с предлогом «de», выражающим иконографический момент молитвенного обращения ко Христу.

Державная Икона Божией Матери

Державная Икона Божией Матери - явила себя русскому народу 2 (15) марта 1917 г., в день отречения царя Николая II от престола. Эта икона явилась в двух сновидениях крестьянке Евдокии Андриановой и указала место, где ее искать. Придя по этому указанию в церковь села Коломенского, Евдокия рассказала обо всем настоятелю, и после долгих поисков в церковном подвале, среди всякой рухляди, была найдена старая черная икона. Когда ее промыли, всем присутствовавшим в храме открылось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красном царском одеянии, с короной на голове и знаками царского достоинства - скипетром и державой - в руках. Евдокия признала в этой иконе увиденное ею во сне. Священник сейчас же отслужил молебен.

По всей России быстро распространилась весть о том, что Сама Царица Небесная взяла на себя верховную власть над народом, отвергшим своего царя и вставшим на погибельный путь богоборчества. Празднование иконе совершается 2 (15) марта.

Деяния Святых Апостолов

Деяния Святых Апостолов - одна из книг Нового Завета, повествующая о событиях, происходивших после Воскресения Иисуса Христа до 62 г. Книга написана евангелистом Лукой.

Диавол

Диавол (дьявол) (греч. «клеветник»)

САТАНА, ЛЮЦИФЕР - ангел, первый воспротивившийся Богу и соблазнивший других ангелов, ставших демонами, или злыми духами. Называется «клеветником» так по своему коварству и старанию обольстить людей и внушить им ложные мысли и злые желания. Ваш отец дьявол, - говорил Господь неверующим иудеям, - и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и omeц лжи (Ин. 8, 44). Называются иногда диаволом и детьми диавола, так же как и сатаной, и люди, по злым качествам душ их (см. Ин. 6, 70; 8, 44; 1 Ин. 3, 10).

Диакон

Диакон (греч. «служитель») - священнослужитель младшей из трех степеней священства.

См. Священнослужители.

Диаконисса

Диаконисса (греч. «служительница») - в Восточной Церкви IV-VIII вв. особый разряд женщин, вдов и девиц, принявших посвящение и несших определенные церковные обязанности, но не принимавших участия в совершении Святых Таинств. Предшественницами диаконисс были вдовы-служительницы, упоминаемые в посланиях Павла и в сочинениях церковных писателей I-III вв. Диакониссы участвовали в подготовке женщин к крещению, помогали иерею (или епископу) при совершении этого обряда, посещали больных и неимущих христианок.

В некоторых общинах на диаконисс возлагалась обязанность следить за поведением женщин и девушек во время богослужения. На должность диаконисс большею частью избирались пожилые (не моложе 40 лет) девственницы или вдовы. С распространением монашества чин диакониссы в Восточной Церкви постепенно исчезает.

В основанной новомученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной Марфо-Мариинской обители сестер милосердия делались опыты введения в жизнь Русской Церкви диаконисского служения.

Диаконник

Диаконник (Ризница, Сосудохранилище) - помещение в южной части алтаря, где хранятся облачения священнослужителей, богослужебные принадлежности и церковная утварь.

Диаконские двери

См. Двери диаконские.

Дивеевский монастырь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дикирий

Дикирий (греч. «двусвечник») - особый подсвечник с ячейками для двух свечей, используемый наряду с трикирием при архиерейском богослужении. Две свечи соответствуют двум (Божественному и человеческому) естествам Иисуса Христа.

См. Трикирий, Светильник.

Дионисий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дионисий Ареопагит

Статья большая, находится на отдельной странице.

Диптих

Диптих (греч. «дважды складываю») - две соединенные между собой таблички из дерева, слоновой кости или драгоценных металлов, которые покрывались изнутри воском и употреблялись: 1) для различных записей. Были широко распространены в древнем Риме. В раннехристианской церковной практике использовались в качестве поминальников. Поминовение по диптихам считалось большой честью, и вносились в них люди безупречного образа жизни. Диптихи делились в древности на крещальные, диптихи живых (для записи принадлежащих к известной церкви), диптихи святых (или мартирологи) и диптихи умерших (куда вносились епископы, потом священники и светские люди). В настоящее время существуют диптихи двух видов: общие, или церковные (синодики), и частные (помянники). Первые ведутся в монастырях и церквах, вторые - в каждой православной семье; 2) как основа для написания икон. Из малого числа сохранившихся ранних икон значительная часть представляет собой части диптихов, триптихов. Эта традиция соединения икон в одну композицию проявит себя в частности на Руси в виде складней.

См. Складень.

Дискос

Дискос (греч. «круглое блюдо») - богослужебный сосуд, представляющий собой небольшое круглое металлическое блюдо на подножии. Во время проскомидии на дискос особым образом полагаются евхаристический Агнец и частицы из богослужебных просфор. Дискос напоминает о том блюде, с которого во время Тайной вечери Господь взял хлеб и претворил его в Свое Пречистое Тело, раздав ученикам. Во время совершения Божественной литургии именно на дискосе, который в это время находится на святом престоле, Агнец претворяется в истинную Плоть Христову. В то же время круглое блюдо дискоса означает круг, совокупность и вечность Христовой Церкви.

Добродетель

Добродетель - делание добра, положительные нравственные качества личности, противоположность греху. К добродетелям можно отнести, например, покаяние, страх Божий, любовь к ближнему, мудрость, целомудрие, рассудительность, трудолюбие, терпение, несение скорбей, кротость и целый ряд других добрых качеств.

Догмат

Догмат (греч. «установленное мнение») - точно сформулированное изложение православной веры. С богословской точки зрения, догматы являются объективными истинами. Они не вносят в богооткровенные положения веры ничего нового, но выражают словами то учение, которое Бог дал Церкви во всей полноте в Откровении и которое Церковь неизменно хранит. Центральное место в Православии занимает понятие спасения человека, поэтому догматы раскрывают вопросы, имеющие принципиальное для спасения значение. Догматическое определение не исчерпывает содержание той или иной истины, а, скорее, ограждает ее от искажения. Догматы формулируются и утверждаются на церковных Соборах. Новые формулировки (в ответ на возникшие вопросы) составляют таким образом, чтобы исключить трактовки, не соответствующие православному вероучению. Число догматов Православной Церкви невелико. Это догмат о единосущии Лиц Пресвятой Троицы, о всеобщем воскресении мертвых (были приняты в IV в.), догмат об образе соединения Божественной и человеческой природ в единой личности Иисуса Христа (принят в V в.), догмат об иконопочитании (принят в VIII в.) и т.д.

Догматик

Догматик - богородичное песнопение, которое поется на великой вечерне после стихир на «Господи, воззвах». В догматике прославляется Божия Матерь и содержится догматическое учение Святой Церкви о непорочном зачатии и чудесном рождении Богочеловека Пренепорочной и Пречистой Девой Марией, Которая, став Матерью, осталась Девой; и о том, что в рожденном Ею Господе неизменно, неслиянно, нераздельно и неразлучно соединены два естества: Божеское и человеческое.

Домостроительство Божественное

Домостроительство Божественное - богословское понятие, раскрывающее изначальный Божественный Промысл о твари (творение, воплощение, спасение рода человеческого и др.) и являющееся выражением абсолютной мудрости и благости Бога. Восходит к 9-й главе ветхозаветной книги Притч Соломона - Премудрость построила себе дом. Понятие «Божественное домостроительство» встречается уже в сочинениях отцов Церкви; особую популярность оно получило у русских церковных писателей.

Донатисты

Донатисты - раскольники IV в. При Диоклетиане среди христиан возникло стремление к мученичеству и смерти за веру. Так как от них требовали выдачу священных книг, то многие нарочно заявляли, что книги у них есть, но они не выдадут их. Донатисты отрицали возможность покаяния: согрешивший христианин должен был, согласно их воззрениям, смыть грех мученической кровью. Тем более отрицалась возможность принятия в церковное общение отрекшихся от Христа под страхом мучительной смерти. Карфагенский епископ Менсурий выступил против чрезмерных увлечений добровольных мучеников. Это привело к тому, что в карфагенской Церкви произошел раскол.

Донская Икона Божией Матери

Донская Икона Божией Матери - чудотворная икона, много раз помогавшая русским воинам. Впервые - в битве на Куликовом поле, когда ее носили среди воинов и когда перед ней молился князь Димитрий. Именно с тех пор она стала именоваться Донской. В другой раз перед ней молился царь Иоанн Грозный, отправляясь в поход на Казанское ханство, и поход оказался победным. В 1591 г. к Москве подошли крымские татары, и царь Федор Иоаннович приказал совершить вокруг стен Кремля крестный ход с Донской иконой. Татары, устрашенные какой-то невидимой силой, покинули поле битвы. В благодарность Федор Иоаннович основал монастырь, названный Донским-Богородицким, в котором поместили Донскую икону. Там она находится и поныне.

♥ Празднование иконе совершается 19 августа (1 сентября).

Достойно есть

1. Особое песнопение, составленное в честь Богоматери, которое исполняется на литургии свт. Иоанна Златоуста в ее заключительной части, после освящения Святых Даров; одна из самых распространенных Богородичных молитв.

2. Наименование чудотворной иконы Божией Матери (второе название «Милующая»), с которой предание связывает чудесное обретение песнопения «Достойно есть». Согласно преданию, первые два стиха были прибавлены к песнопению Косьмы Маюмского («Честнейшую Херувим...»), после того как Архангел Гавриил, явившийся иноку Карейского монастыря на Афоне, начертал их на каменной плите. Это событие предание относит к X в. Икона, перед которой молился инок, получила наименование «Достойно есть».

♥ Память празднуется 11 (24) июня.

Дух Святой

Дух Святой - третье Лицо, или третья Ипостась, Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы. Он предвечно исходит от Бога Отца, пребывает в Сыне, посылается в мир от Отца Сыном. Он - истинный Бог, имеет одно естество с Богом Отцом, от Которого Он исходит вне времени. Как равный по своему достоинству Отцу и Сыну, Он поклоняем и прославляем наравне с Ними. Он единосущен Богу Отцу и Богу Сыну. За исключением личных свойств Бога Отца и Бога Сына Святой Дух имеет все свойства и действия Божии: например, всеведение, вездесущие, вечность, всемогущество, творение, промышление о мире, совершение чудес. Личное свойство Святого Духа - Бог Дух Святой исходит от Отца. Учение о Святом Духе как богооткровенный догмат внесено в Никео-Константинопольский Символ веры.

Духовенство

Духовенство - понятие, объединяющее представителей всех трех степеней священства: епископов, пресвитеров (священников) и диаконов. Духовенство делится на белое, состоящее из лиц, вступивших в брак (диакон, иерей, протоиерей, протопресвитер), и черное, состоящее из лиц священного сана, принявших монашество (иеродиакон, иеромонах, игумен, архимандрит, епископ, архиепископ, митрополит, патриарх).

См. Священнослужители.

Духовник

Духовник - священник, совершающий Таинство Покаяния (принимающий исповедь) у кого-либо регулярно. Под страхом лишения духовного сана обязан хранить тайну исповеди.

Душа человеческая

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дьявол

Дьявол - см. Диавол.

Предыдущая страница Следующая страница