Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Православие. Словарь-справочник.
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

Равноапостольный

Равноапостольный - святой, который много способствовал распространению христианства в какой-либо области или стране. Например, св. равноапостольный князь Владимир.

Радоница

Радоница - в Русской Православной Церкви день особого всецерковного поминовения умерших во вторник второй недели после Пасхи.

Разрешительная молитва

1. Тайносовершительная молитва исповеди. При чтении разрешительной молитвы священник или архиерей данной ему властью (см. Мф. 18, 18) отпускает кающемуся исповеданные грехи.

2. Молитва, читаемая священником или архиереем в конце отпевания. В ней он просит Бога разрешить умершего от соделанных при жизни грехов.

В Русской Православной Церкви по древней традиции в руку умершему влагается лист с текстом разрешительной молитвы.

Рай

Рай (евр. «закрытый сад»)

1. Эдем, место, отведенное Самим Богом для пребывания первых людей, Адама и Евы. Точных указаний о месте нахождения рая нет. Предполагают, что он находился около Месопотамии, Сирии и Армении.

2. Царствие Небесное, уготованное Богом людям, праведно проведшим жизнь, для вечного блаженства. По Священному Писанию, небесный рай представляет собой жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2 Кор. 5, 1).

Рака

Рака - гробница, большой, красиво украшенный ларь, в котором помещаются (часто - вместе с гробом) мощи святого.

Распев

Распев - круг песнопений Православной Церкви, объединенных определенным принципом строения мелодий. Существенными признаками каждого распева служат: тип попевок, тесситура, мелодический склад (преобладание песенного начала, или речитатива), ритмическое строение, а также общий эмоциональный характер. Наиболее распространен знаменный распев. По давности происхождения он близок к греческому и болгарскому распевам. Известны также: киевский, ярославский, ростовский, донской (по месту их возникновения), ипатьевский (по названию монастыря), успенский (по названию собора в Москве) и др. Распевы построены по системе осмогласия и делятся на полные (охватывающие все 8 гласов) и неполные.

Рафаил

Рафаил (евр. «исцеление Божие») - один из Архангелов.

♥ Празднование 8 (21) ноября.

Регент

Регент - лицо, управляющее церковным хором. В обязанности регента входит подбор голосов для хора, разделение их по партиям, разучивание с хором песнопений. При исполнении он указывает хору высоту тона данного песнопения, размер движения и оттенки исполнения каждой партии. Для всего этого регенту необходимо знать теорию музыки и хорового дирижирования, иметь практический навык в чтении партитуры, управлении хором и обладать музыкально-эстетической культурой и вкусом. Ему необходимо знать чинопоследования всех храмовых богослужений и Таинств, уметь быстро ориентироваться в текстах богослужебных книг. Само собой разумеется, что к лицу, претендующему на звание регента, предъявляются строгие религиозно-нравственные требования. В Русской Православной Церкви подготовка регентов осуществляется в специальных регентских училищах, находящихся обычно при духовных семинариях, куда принимаются православные христиане, проявившие достаточные музыкально-вокальные способности.

Риза

См. Фелонь.

Ризница

См. Диаконник.

Ризы

Ризы - богослужебные одеяния священнослужителей.

См. Облачение.

Рипида

Рипида (греч. «опахало», «веер») - лучистый круг из золота, серебра или золоченой бронзы с изображением шестикрылого Серафима, укрепленный на длинном древке. Употребляется только при архиерейском богослужении и служит символом покровительства ангельских Сил. Рипиды употреблялись при совершении Таинства Евхаристии с самых древних времен. Первоначально они изготавливались из тонких кожиц, или из павлиньих перьев, или из тонкого полотна и имели практическое назначение: ими отгоняли летающих насекомых от Святых Даров.

Родительские Субботы

Родительские Субботы - дни особого всецерковного поминовения усопших. К таким дням относятся: Вселенская мясопустная родительская суббота - суббота перед началом масленицы; субботы 2, 3 и 4-й седмиц (недель) Великого поста; Радоница - вторник после окончания Светлой седмицы ; День поминовения усопших воинов - 9 мая; Троицкая родительская суббота - суббота накануне праздника Святой Троицы (см. Пятидесятница) и, наконец, Димитриевская родительская суббота - суббота перед днем памяти вмч. Димитрия Солунского 26 октября (8 ноября), установленная в память русских воинов, погибших в Куликовской битве в 1380 г.

См. Поминовение усопших.

Рождество Иоанна Предтечи

Рождество Иоанна Предтечи - праздник Православной Церкви - 24 июня (7 июля). Принадлежит к числу великих праздников. Установлен в память рождения Иоанна Предтечи от праведных родителей - иудейского священника Захарии и его жены Елисаветы (см. Лк. 1, 5-25; 57-80).

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы - первый в чреде двунадесятых неподвижных праздников в годовом богослужебном круге; празднуется 8 (21) сентября. Праздник установлен в IV в. Он посвящен «началу нашего спасения», рождеству Девы Марии. Обстоятельства этого события описаны не в Новом Завете, а в апокрифе II в. - «Евангелии Иакова». Оно повествует о скорби благочестивой иудейской четы - Иоакима и Анны, которым Господь не дал потомства. Однажды, когда Иоаким пришел в храм, один книжник сказал ему: «Не надлежит тебе предлагать дар твой, ибо нет у тебя потомства в Израиле» (в народе бесплодие считалось знаком гнева Божия). Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала, как вдруг заметила гнездо воробья на ветке лавра. «Увы! - воскликнула Анна. - Чему могу уподобить себя? Кто дал мне жизнь, что так проклята я перед сынами израильскими? Они смеются надо мной, и оскорбляют меня, и изгнали из Храма Господня! Увы! Чему уподоблю себя? Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты перед Тобой, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться с морем, ибо оно полно рыбами, ни с землей, ибо она дает плоды во времена свои и благословляет Господа». И тогда явился в саду Ангел Господень. «Анна, - сказал он, - Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь, и будет славен во всем мире род твой».

Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. Анна была у дверей дома своего и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на его грудь, говоря: «Теперь я знаю, что Господь Бог благословил меня». А через девять месяцев у престарелых родителей появилась Дочь. Ее назвали Марией (Мариам).

Хотя Церковь не приняла «Евангелия Иакова» в качестве вполне достоверного и канонического, предание, запечатленное в нем, пользовалось авторитетом и любовью церковного народа.

К нему часто обращались поэты, византийские и русские иконописцы и западные художники. Важен самый смысл сказания. Богоматерь рождается в семье праведников, а в родословии Ее немало славных мужей Ветхого Завета. Это свидетельствует, что появление в мир чистого Сосуда Божия было подготовлено нравственным подвигом многих предшествовавших поколений.

Накануне праздника Рождества Богородицы совершается всенощное бдение с чтением паримий и литией. Паримии, как и в другие Богородичные праздники, включают тексты из Ветхого Завета, в которых можно видеть символы, прообразующие Деву Марию.

Рождество Христово

Статья большая, находится на отдельной странице.

Роман Сладкопевец

Роман Сладкопевец (кон. V в. - ок. 560 г.) - преподобный, был по происхождению греком и родился в середине V в. в сирийском городе Емесе. Получив образование, он стал диаконом в Воскресенском храме в городе Бейруте. При императоре Анастасии Дикоре (401-518 гг.) он переехал в Константинополь и стал клириком при патриаршем храме святой Софии. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь. Расположение патриарха к св. Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь.

Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, св. Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, св. Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его.

И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог». На следующий день св. Роман пришел в храм. Он настоял, чтобы ему разрешили снова спеть на амвоне, и на этот раз так прекрасно спел составленный им гимн «Дева днесь», что вызвал всеобщий восторг. Император и патриарх благодарили св. Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. С тех пор св. Роман украшал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами. Любимый всеми, св. Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты.

♥ Память прп. Романа празднуется 1 (14) октября.

Роскрышь

Роскрышь - в иконописи равномерное начальное распределение художником красок внутри контура по плоскости предмета; затем на роскрышь накладывается плавь (очень тонкий слой краски), на нее - пробела (высветление отдельных частей изображения) и т.д.

Рукоположение

Рукоположение (греч. «хиротония») - богослужение, во время которого совершается Таинство Священства - постановление в священнослужители. Рукоположение совершается во диаконы (из иподиаконов), в священники (из диаконов) и в архиереи (из священников). Соответственно существуют три чина рукоположения. Во диаконы и священники рукоположение совершать может один архиерей; в архиереи рукоположение совершается собором архиереев (по крайней мере, двумя архиереями - см. 1-е правило св. апостолов).

Рукоположение во диаконы совершается на литургии после евхаристического канона. Посвящаемый вводится в алтарь через Царские врата, троекратно при пении тропарей обводится вокруг престола и затем встает на одно колено перед престолом. Архиерей возлагает край омофора на голову посвящаемого, сверху полагает руку и читает тайносовершительную молитву. После молитвы архиерей снимает крестовидно одетый орарь с посвященного и возлагает орарь ему на левое плечо с возгласом «аксиос». Рукоположение в священники совершается на литургии после великого входа подобным образом - полагаемый становится на оба колена перед престолом, читается тайносовершительная молитва, рукоположенный облачается в священнические одежды. Рукоположение в архиереи совершается на литургии после пения Трисвятого перед чтением Апостола. Рукополагаемый вводится в алтарь через Царские врата, делает три поклона перед престолом и, встав на оба колена, полагает сложенные крестом руки на престол. Архиереи, совершающие рукоположение, держат над его головой открытое Евангелие, первенствующий из них читает тайносовершительную молитву. Затем возглашается ектения, после которой Евангелие полагается на престол, а новорукоположенного облачают с возгласом «аксиос» в архиерейское облачение.

Русская Православная Церковь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ряса

Ряса (греч. «рваная одежда») - верхнее облачение духовенства и монашества - длинная до пят одежда, просторная, с широкими рукавами, черного цвета.

См. Облачение.

Рясофор

Рясофор (греч. «носящий рясу»),

РЯСОФОРНЫЙ МОНАХ - монах низшей степени пострига, готовящийся к принятию малой схимы. Рясофорному монаху разрешается носить рясу и камилавку.

Предыдущая страница Следующая страница