Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Православие. Словарь-справочник.
Статьи на букву "К"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К"

Кадило

Кадило - металлический сосуд, подвешенный на цепочках, за которые священнослужители его держат. В кадиле на горящих углях воскуривается ладан. Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественные моменты богослужения. В древности кадило отличалось от современного. Оно представляло собой сосуд с рукояткой для ношения, а иногда и без нее. Лишь к X-XI вв. распространение получили кадильницы на цепочках. Кадильница без цепочек с рукоятью, кация, в древности употреблялась наряду с кадилом на цепочках, а на Афоне и в некоторых русских монастырях каждение совершали кациями в определенных случаях до недавнего времени. Современное кадило состоит из двух сферических половин. Верхняя половина покоится на нижней в виде крышки, которая поднимается и опускается на нижнюю половину с помощью цепочки. Нижняя половина имеет форму чаши, в нее полагаются раскаленные угли. Верхняя половина изображает собой кровлю храма с куполом, который венчает крест. На кресте имеется кольцо, к которому прикрепляется цепочка, поднимающая и опускающая верхнюю часть кадила. Под основанием нижней половины иногда укрепляются три шарика с металлическими ядрами, вложенными в них, - звонцы. Во время каждения они мелодично звенят. Звонцы часто подвешиваются и в других местах кадила, например на цепочках. Кадильницы делаются из золота, серебра, бронзы.

Казанская Икона Божией Матери

Казанская Икона Божией Матери - была найдена в Казани в подвале сгоревшего дома в 1579 г. Пресвятая Дева, трижды явившись во сне девятилетней девочке, указала, где искать икону. Была отнесена в ближайший храм, где от нее стали совершаться чудеса, подробное сказание о которых было составлено Казанским митрополитом, впоследствии Патриархом Московским и всея Руси, Ермогеном.

В 1612 г. икона с казанским ополчением прибыла в Москву, находилась в стане князя Пожарского и стала предметом особого поклонения после освобождения Москвы от поляков, в котором православный народ видел несомненную помощь Пресвятой Богородицы. Представляет собою поясное изображение Богоматери с Богомладенцем, сидящим на левой руке. Основные особенности изображения - прямое положение Богомладенца (анфас) и такое положение рук Богородицы, при котором кисти рук не видны.

♥ Празднование совершается 8 (21) июля и 22 октября (4 ноября).

Каин

См. Авель.

Календарь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Камилавка

Камилавка (от греч. «верблюд») - головной убор священников и диаконов в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутого материей. Название происходит от византийских головных уборов, делавшихся из верблюжьей шерсти. Фиолетовая богослужебная камилавка дается в качестве награждения архидиаконам, протодиаконам и священникам. Черная камилавка - принадлежность облачения рясофорного монаха, а также богослужебного облачения иеродиакона.

Кампан

Кампан - название колокола, встречающееся в Церковном Уставе. Происходит от названия местности в Италии - Кампани, где впервые начали изготовлять колокола (в начале VII в.).

Канон

Канон (греч. «правило», «установление»)

1. Жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей. Между 8-й и 9-й песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа...» (см. Лк. 1, 46-55) и припев, прославляющий Богородицу - «Честнейшую Херувим».

В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресенья и праздники на утрене после песен поются катавасии. Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

2. Собрание принятых Церковью книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Греческое слово «канон» заимствовано из семитских языков и первоначально означало линейку или палочку, с помощью которой можно было производить измерения, а отсюда - в переносном значении - «правило», «норму» или «список».

Канон евхаристический

Канон евхаристический - главная часть литургии, сохранившаяся в своем плане и общем содержании молитв от древнейших времен. Называется евхаристическим каноном, евхаристической молитвой в узком смысле этого слова, или анафорой, потому что в ее центральном моменте совершается возношение (от греч. «анаферо» - «возношу») Святых Даров. Несмотря на все исторические влияния, эта часть в своем содержании претерпела меньше всего изменений. Менялись слова молитв, сами молитвы удлинялись или сокращались, но само содержание молитв сохранилось неизменным. Евхаристический канон неделим в своей сущности, но в структурном отношении его можно представить в виде шести членов: евхаризмы - благодарение Богу за все Его благодеяния, кончающиеся ангельским славословием; анамнеза - воспоминание об искупительном подвиге Иисуса Христа и Тайной вечере с установительными словами Таинства; воспоминание о страданиях Христовых, Кресте, погребении, воскресении, вознесении, сидении одесную Отца; эпиклеза - призывание Святого Духа на освящаемые Дары и на молящихся; благодарственные воспоминания о святых и моления о живых и усопших; молитва Господня - «Отче наш». Евхаристический канон начинается возгласом «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие Святого Духа буди со всеми вами» (см. 2 Кор. 13, 1). Затем священник или архиерей читает вполголоса молитвы, возглашая громко последнюю строку, после которой хор поет соответствующее песнопение.

Канонарх

Канонарх (греч. «правящий [пением]») - одно из лиц клира в богослужебном чине Православной Церкви; его обязанностью является предначинание некоторых песнопений; эти обязанности иногда указывает Типикон. Канонарх должен провозглашать во всеуслышание всем, что будет петься и на какой глас; затем он провозглашает хору каждую певческую строку песнопения, которая и повторяется вслед за ним хором. Он же указывает и образцы так называемых подобнов. Поэтому голос канонарха должен быть сильным, произношение отчетливым, ясным, требуется умение делить песнопения на строки, удобные для пения хору, знание начальных, средних и конечных строк. Пение с канонархом в основном сохранилось в монастырях.

Канонизация

Канонизация (греч. «узаконивать», «брать за правило») - признание Церковью какого-либо своего члена святым с соответствующим его почитанием. В Православной Церкви причисление к лику святых отмечается торжественной службой в честь новопрославленного святого. Процедура канонизации была разработана и строго регламентирована относительно недавно. В I-IV вв. почитание святых определялось общиной и узаконивалось епископом. Позднее почитание святых и общецерковное распространение такого почитания определялось внесением имени усопшего члена общины в список мучеников (мартиролог). Когда почитание принимало повсеместный, т.е. общецерковный характер, оно подтверждалось главой Поместной Церкви. В Русской Православной Церкви причисление к лику святых совершали на местах епархиальные архиереи.

Первый пример соборного решения о канонизации - постановления церковных соборов 1547 и 1549 гг. В наше время на местное почитание подвижника святым требуется разрешение патриарха, для общецерковного признания святого - решение Архиерейского Собора. Если святой канонизирован в одной из Поместных Православных Церквей, его имя сообщают главам всех остальных. В этих Церквях может быть принято решение о включении новопрославленного святого в церковный календарь. Так, в Русской Православной Церкви почитают св. Иоанна Русского Исповедника, прпп. Германа Аляскинского и Силуана Афонского, хотя Иоанна Русского и Силуана Афонского канонизировала Константинопольская Православная Церковь, а Германа Аляскинского прославила Американская Православная Церковь.

Православный христианин причисляется Церковью к лику святых после смерти. Наиболее распространены следующие условия канонизации: святость жизни, страдание за православную веру, дар творить чудеса при жизни и/или после смерти как свидетельство того, что через подвижника действует Божественная благодать, точное соответствие веры подвижника православному вероучению, нетленность мощей. Народное почитание служит поводом для рассмотрения вопроса о канонизации церковными властями. В настоящее время материалы для канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых.

Каноническая территория

Территориальный принцип - главный в административном делении Церкви. Исторически каждая Поместная Церковь складывалась на определенной географически замкнутой территории, получившей название канонической. Каноническая территория делится на области - епархии. Это основная «структурная единица» любой Поместной Православной Церкви. Например, в Сербской Православной Церкви 36 епархий, в Польской - 7. Американская Церковь насчитывает 16 епархий. Каждой епархией управляет епископ. В епархию входят находящиеся на ее территории храмы (приходы), монастыри и монастырские подворья, различные церковные учреждения - епархиальные, образовательные и др. Епархии и их границы на территории Поместной Церкви учреждаются церковными органами управления (в Русской Церкви - Священным Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором).

Епархия, как правило, делится на несколько округов - благочиний, во главе которых стоят благочинные. Это священники, назначаемые правящим архиереем и помогающие ему в административном управлении епархией. Границы благочиний и их наименования определяет епархиальный совет. Крупная епархия или объединение из нескольких епархий, возглавляемое архиепископом, получает название архиепископия. В Русской Православной Церкви в настоящее время нет деления на архиепископии, а звание архиепископа является почетным. Объединение нескольких епархий, возглавляемое митрополитом, называется митрополией (митрополичий округ). В Румынской Церкви, например, 29 епархий, объединенных в 5 митрополий. В истории Русской Православной Церкви не раз ставился вопрос об образовании митрополий, но они не были образованы. Поэтому звание митрополита в России сейчас почетное. Экзархат - объединение епархий под властью епископа большого города (этот епископ обычно носит титул митрополита и называется экзархом). В состав Русской Православной Церкви входит, например, Белорусский экзархат. Учреждение экзархата на какой-либо территории - шаг на пути к ее автокефалии: например, ныне независимые Грузинская и Болгарская Православные Церкви в определенный период своей истории были экзархатами.

Каноническое общение

Православные Автокефальные Церкви, несмотря на то что они действуют независимо друг от друга и их часто разделяют большие расстояния, поддерживают постоянные контакты, т.е. пребывают в полном каноническом общении. Каноническое общение может иметь различные виды: 1) молитвенное (литургическое) общение. Для верующих это означает, что любой православный человек из какой-либо Поместной Церкви, оказавшись на территории другой Поместной Церкви (или в принадлежащем ей храме), может участвовать в церковных Таинствах и молиться в храме вместе с остальными верующими. Предстоятели Поместных Церквей молятся друг о друге; 2) взаимное учреждение подворий на территориях других Церквей. На подворье служат представители Церкви-«гостьи», могут проводиться совместные богослужения; 3) совместное решение проблем. Если в религиозной жизни Православных Поместных Церквей возникают вопросы, требующие выработки совместной позиции, проводятся общеправославные совещания. Например, в 1998 г. на всеправославном совещании в Фессалониках (Греция) была уточнена позиция православных по вопросу участия в межхристианском движении; 4) знакомство с культурой Поместных Церквей.

Осуществляется не только через паломнические поездки, но, например, через знакомство с духовной литературой (в России широко распространены переводные книги греческих, сербских и других церковных авторов). Святые одной Поместной Церкви почитаются верующими других Церквей. Знак дружественных отношений - материальная поддержка в трудные времена.

Канонник

Канонник - богослужебная книга, заключающая в себе преимущественно каноны.

Каноны

Каноны - основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (ее внутреннее устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан). Каноны были составлены как отдельными церковными авторитетами, святыми отцами, так и различными церковными Соборами. Каноны едины для всех православных людей всех стран, утверждены на Вселенских и Поместных Соборах и отмене не подлежат. В Русской Православной Церкви все каноны издаются в «Книге правил». В отличие от догматов, в которых сформулировано вероучение Церкви, в канонах определены нормы церковной жизни. В широком смысле эпитет «канонический» в церковной лексике означает «законный», «признанный» (например, канонические книги Священного Писания).

Кант

Кант (лат. «песня») - вид старинного песнопения, исполнявшегося ансамблем певцов или хором а капелла (без сопровождения). В XVI в. кант известен в Польше, позднее - на Украине, со 2-й половины XVII в. - в России. Первоначально возник как гимн религиозного содержания. К началу XVIII в. кант становится излюбленным жанром домашней, бытовой песни благочестивого содержания. Формируются типичные стилистические признаки канта: куплетная форма, преимущественно трехголосный склад с параллельным мелодическим движением в двух верхних голосах, ясность и отчетливость ритма. К середине XVIII в. появляются канты светского, лирического содержания, а также панегирические - виваты.

Канун

Канун (искаж. греч. «установленный») - подсвечник в виде стола со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Устанавливается в храме в месте совершения панихид. На канун ставят свечи об упокоении душ усопших (умерших) православных христиан.

Катавасия

Катавасия (греч. «схождение») - ирмос, который поется на утрене в праздничные и воскресные дни после песен канона (после каждой песни соответствующая катавасия). Название происходит от византийской практики сходиться певцам левого и правого хоров в центр храма для совместного пения катавасии.

Катавасия, которая поется после каждой песни канона, назначена Церковным Уставом в определенные дни. Такая катавасия поется в Господские, Богородичные праздники, в воскресные дни и в дни великих святых. В непраздничные дни катавасия положена только после 3, 6 и 9-й песен канона.

Катапетасма

См. Завеса.

Катасарка

См. Срачица.

Катафатическое богословие

Катафатическое богословие (греч. «положительное») - богословие, которое, в отличие от апофатического, описывает Бога посредством положительных определений. Религиозно-духовное основание катафатического богословия дается чудом Боговоплощения, ибо оно есть Откровение, в котором Бог в Лице Своего Сына открывает Себя миру как Отца Небесного, как Всевышнюю Силу любви, красоты, всякого блага и спасения. Однако первенство апофатического принципа в православном богословии не позволяет замыкать человеческий ум даже в самых возвышенных и утонченно-символических представлениях о Боге. Эти представления лишь отчасти выражают природу Высочайшего Существа весьма условным и внешним образом. Поскольку Бог неисчерпаем нашими определениями, то катафатическое богословие в конечном счете призвано дать не знание собственно Божественной природы, но образы, символы, идеи, способные обратить нашу духовную интуицию и наш разум к практике мистического созерцания, превосходящего всякое рациональное ведение, и, стало быть, не противоречит апофатическому, а, наоборот, способствует углублению изначального православного апофатизма.

Катехизис

Катехизис (греч. «изустное наставление») - руководство, содержащее основные положения христианского вероучения. В первые века христианства катехизис - устное наставление обращающихся к христианской вере, предшествовавшее крещению. С XVI в. катехизис - книга, содержащая сжатое изложение (обычно в форме вопросов и ответов) основных истин христианской веры в общедоступной форме.

Кафедра

Кафедра (греч. «сидение») - седалище для архиерея, поставленное в алтаре на Горнем месте, а также в середине храма на архиерейском амвоне. Отсюда происходит наименование «кафедральный собор», присваиваемое главному храму в епархии, поскольку в нем постоянно находятся архиерейский амвон и архиерейская кафедра.

Кафизма

Кафизма (греч. «сидеть») - богослужебное деление Псалтири. Псалтирь разделена на двадцать кафизм. Во время чтения кафизм на богослужении разрешается сидеть, откуда и происходит их название. Порядок чтений кафизм определен Церковным Уставом, согласно которому Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается целиком, а во время Великого поста - дважды за неделю. Рядовая кафизма - положенная для чтения в данный день по Уставу.

Келарь

Келарь - насельник монастыря, в обязанности (послушание) которого входит заготовка и хранение продуктов.

Келья

Келья (от лат. «комната») - отдельная жилая комната в братском корпусе или отдельный дом монаха или монахини. Иногда при неимении у монастыря другой возможности в одной келье живет несколько человек.

Кеносис

Кеносис (греч. «опустошение») - богословское понятие, означающее снисхождение Бога к людям, самоограничение, самоумаление Бога. Так, Сын Божий, Второе Лицо Троицы, снизошел к миру, воспринял мучение и смерть ради любви к людям.

Киворий

Киворий - сень над престолом, поддерживаемая колоннами; к киворию крепились завесы, закрывавшие престол в промежутках между службами. Впервые появляется в IV-VI вв. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.

Киево-Печерская Лавра

Киево-Печерская Лавра (Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра) - первый в Древней Руси мужской монастырь. Основан в середине XI в. в окрестностях Киева на берегу Днепра. Первыми игуменами монастыря были прпп. Антоний и Феодосий. Киево-Печерская Лавра началась с выкопанных монахами пещер и пещерной церкви Успения Пресвятой Богородицы. С 70-х гг. XI в. в монастыре стали строить каменные храмы - Успенский собор, а затем, в начале XII в., - Троицкую церковь и трапезную. С самого начала Киево-Печерская Лавра стала духовным и культурным центром Киевской Руси. Здесь жили многие святые, церковные писатели, ученые, зодчие, иконописцы. Здесь же прп. Нестором написаны «Повесть временных лет» и жития некоторых святых. В 1595 г. в Киево-Печерской Лавре была создана типография для издания церковных книг, в 1632 г. - Киево-Могилянская академия, которая стала первым на Руси высшим учебным заведением и крупнейшим в ХVII-ХVIII вв. образовательным центром. В Киево-Печерской Лавре сосредоточивается крупнейшее собрание произведений искусства: иконописи, шитья, изделий из драгоценных камней и металлов. К середине XVIII в. складывается ее архитектурный ансамбль. Как великие святыни хранятся в пещерах мощи и мироточивые главы похороненных здесь святых подвижников. В 1926 г. монастырь был упразднен, но с 1942 г. снова действовал до 1961 г. В год празднования 1000-летия Крещения Руси (1988 г.) часть Киево-Печерской Лавры была передана Русской Православной Церкви. Предстоятель Украинской Православной Церкви, находящейся под юрисдикцией Московской Патриархии, является священноархимандритом Лавры.

Киевский распев

Киевский распев - появился в юго-западной Руси к XVII в. как отдельная ветвь большого знаменного распева и вместе с малым знаменным представляет сокращение, упрощение мелодий большого распева. В некоторых случаях киевский распев буквально воспроизводит малый знаменный распев, а в других он является распевом, сходным с болгарским и греческим. В XVII в. киевский распев перенесен южнорусскими переселенцами и певцами в Московскую Русь и, пользуясь покровительством патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, утвердился во всей Русской Церкви. Гармоническая простота, торжественность и приложимость ко всякого рода богослужениям - характерные особенности киевского распева.

Киноварь

Киноварь - минеральная красная краска из сернистой ртути; киноварью обозначались заголовки в книгах.

Киновия

Киновия - общежительная форма монастырского устройства. Возникла на рубеже III-IV вв. Для нее характерна общность собственности и единые для всех требования: общая молитва, общая трапеза, одинаковая одежда.

См. Монашество.

Киноник

Киноник (греч. «общий») - См. Причастен.

Киот

Киот - первоначально кедровый ящик - ковчег, в котором иудеи хранили заповеди. В России киотом стали называть деревянные ящики, в настоящее время застекленные, в которых устанавливаются иконы.

Кирилл Александрийский

Кирилл Александрийский (ум. 444) - святитель, один из отцов Церкви, богослов и толкователь Священного Писания, создатель ортодоксального учения о Богочеловеке. Представитель александрийской богословской школы; с 412 г. - архиепископ Александрийский. С 428 г. боролся против ереси Нестория, тогдашнего архиепископа Константинопольского. Участник III Вселенского (Эфесского) Собора, осудившего ересь Нестория и утвердившего почитание Девы Марии Богородицей (431 г.). Автор многочисленных полемических сочинений против Нестория, в которых утверждалось нераздельное соединение природ в Христе, начиная с момента Его рождения в мир; в этих сочинениях был введен термин «ипостасное единство». Кириллу Александрийскому принадлежат также толкования на ряд ветхозаветных книг, собрание трактатов о Троице и апологетическое сочинение, осуждавшее «Речи против христиан» Юлиана Отступника.

♥ Память 18 (31) января.

Кирилл Белозерский

Кирилл Белозерский (1337-1427) - святой преподобный, игумен основанного им знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря.

♥ Память 9 (22) июня.

Кирилл и Мефодий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь - мужской монастырь на берегу Сиверского озера за Вологдой, основанный в 1397 г. прп. Кириллом Белозерским. Монастырь этот быстро сделался центром просвещения, ревнителем Православия и образцом общежития. Монастырская крепость выдержала в 1612-1613 гг. осаду польско-литовских интервентов.

Кириопасха

Кириопасха (греч. «Господня Пасха») - так в Церковном Уставе называется день Пасхи, если он совпадает с праздником Благовещения.

Клав

Клав - нашивное украшение в виде вертикальных полос, идущих от плеч до нижнего края одежды.

Клевета

Клевета - злословие, распространенный грех против девятой заповеди Божией.

Клейма

Клейма - небольшие композиции с самостоятельным сюжетом, расположенные на иконе вокруг центрального изображения. Обычно они содержат избранные моменты жития изображаемого святого (икона с «житием») или основные события праздника.

Клепало

Клепало - см. Било

Климент Александрийский

Климент Александрийский (Тит Флавий)

(ок. 150 - ок. 215)

один из отцов Церкви, богослов, апологет христианского вероучения. Изучал античную философию в Афинах и в Александрии, затем обратился в христианство. С 190 г. - главный наставник александрийского огласительного училища - в сане пресвитера; в 202 г. во время гонений Септимия Севера удаляется в Каппадокию. В своих фундаментальных апологетических сочинениях «Увещевание язычников», «Педагог» и «Строматы» (греч. «смесь», «разное») Климент Александрийский соединяет основные понятия христианского вероучения с элементами неоплатонической и стоической философии; к их числу относится прежде всего учение о Логосе - творческой энергии Бога, источнике откровений в Ветхом Завете и в эллинистической философии, который отожествлялся с Христом. Полемизируя с другими христианскими мыслителями, противопоставлявшими философскому знанию абсолютную веру, и с гностиками, мистифицировавшими «высшее знание», открытое только избранным, Климент вырабатывает компромиссную позицию, которая впоследствии будет положена в основу христианской гносеологии (наука о познании). Согласно Клименту, вера - необходимый источник и достаточное условие спасения и в то же время - фундамент познания Бога как бесконечного процесса уподобления Ему; таким образом, Климент постулирует единство веры и знания.

Клир

Клир (греч. «жребий») - священнослужители и церковнослужители. Каждый храм имеет свой клир - совокупность людей, совершающих в нем богослужение. Канонически клир храма подчинен епархиальному архиерею.

Клирос

Клирос - часть солеи, слева и справа от амвона, на которой во время богослужения находятся чтецы и певчие. Название происходит от слова «клирики» - так именовались в древности избранные по жребию чтецы и певцы, которые стояли во время богослужений на солее по правой и по левой сторонам от алтаря.

См. Солея.

Клобук

Клобук - первоначально название княжеского головного убора, представлявшего собой колпак, отороченный мехом, с пришитым к нему небольшим покрывалом, нисходящим на плечи.

В настоящее время клобук:

1. Принадлежность облачения монаха малой схимы - головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину. В чинопоследовании пострига клобук называется «шлемом спасения» и «покровом послушания». Иеромонахи могут носить клобук во время богослужения. Цилиндрическая форма клобука появилась в XVII в. в Греческой Церкви, затем распространилась и в России. До этого клобук был полусферической формы.

2. Принадлежность внебогослужебного облачения архиерея - архиерейский клобук, по форме подобен монашескому. Митрополиты носят клобук белого цвета с нашитым крестом, архиепископы - черного с нашитым крестом, епископы - черного.

3. Принадлежность внебогослужебного облачения патриарха - патриарший клобук - полусферической формы, черного или белого цвета, с крестом на навершии, с вышитыми изображениями Серафимов или крестов, одна лента, более широкая, спускается на спину и две на грудь.

Книга Молебных Пений

См. Богослужебные книги.

Книги богослужебные

См. Богослужебные книги.

Ковчег

1. Большое плавучее судно, сделанное Ноем по повелению Бога, в котором Ной спасся с семьей и множеством живых существ от потопа (см. Быт. 6, 13-22).

2. Деревянный киот, в котором хранились скрижали Закона, золотой сосуд с манной и жезл Аарона.

3. В иконописи углубленное среднее поле иконной доски.

Коленопреклоненные молитвы

Коленопреклоненные молитвы - читаются на вечерне в день Пятидесятницы. В этот день вечерня совершается непосредственно после литургии и девятого часа. Коленопреклоненные молитвы читает священник, стоя на коленях в Царских вратах, обратившись лицом к народу. Они содержат прошения о милости Божией, о ниспослании Духа Святого, о упокоении умерших. Составлены в IV в. св. Василием Великим.

Коливо

Коливо (греч. «вареная пшеница») - вареная пшеница (или иной злак), подслащенная медом или сахаром. Благословляется в церкви и употребляется в пищу в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. мученика Феодора Тирона (ум. 306), который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью. Коливо (называемое еще кутьей) благословляется также после панихиды по умершему. Зерна символизируют будущее Воскресение, мед или сахар - блаженство будущей жизни.

Рецепт приготовления колива: зерна пшеницы промыть и замочить на ночь в воде, сварить. Заправить остывшую пшеницу медом. Коливо можно украсить цукатами и изюмом. Вместо пшеницы можно использовать рис.

Колокольный звон

Колокольный звон - различается благовест (при таком звоне ритмично ударяют в один колокол), трезвон (ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами между ними), перезвон, или перебор (при нем ударяют поочередно в разные колокола). Благовест бывает три раза: к вечерне, утрене и к часам перед литургией. К самой литургии положен трезвон. К торжественным богослужениям за благовестом сразу следует трезвон. В особо торжественных случаях сначала бывает благовест, который переходит в перезвон (перебор), а затем - в трезвон. Звоны меняются в зависимости от характера служб (различаются звоны, например, в праздники, в будни, в Великий пост или к заупокойным службам). При многих колоколах в храмах различают праздничный, воскресный, полиелейный, простодневный (будничный), малый колокола. При этом может быть несколько небольших зазвонных колокольцев различной величины, которыми сопровождается звон в основные колокола. Названия колоколов показывают и случаи, в которые каждый из них участвует в благовесте или звоне.

Коляды

Коляды (Колядки) - народные песни, посвященные Рождеству Христову.

Кондак

Кондак (греч. «палочка, вокруг которой наматывался пергаментный свиток») - жанр церковной византийской гимнографии. Основоположником является прп. Роман Сладкопевец (Мелод) (1-я пол. VI в.), непревзойденный автор большинства кондаков. Древние кондаки - многострофные (включающие около 20-30 строф) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим рисунком. Первые буквы строк слагались в акростих. Строфам кондака предпосылалась вводная строфа - кукулий - «капюшон», имеющая другой ритмический рисунок и объем, но тот же рефрен. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается. В современном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. В современном кондаке раскрывается догматическое и историческое значение празднуемого события. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поется и читается при отпевании священника или архиерея. Кондаками также называются строфы акафиста.

Константин Великий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Копие

Копие - обоюдоострый нож с коротким треугольным лезвием, который используется на проскомидии для изъятия частиц из просфор и для вырезания и раздробления Агнца. Символически изображает копье, которым был пронзен Иисус Христос на Кресте (см. Ин. 19, 34).

Корнилий Псково-Печерский

Корнилий Псково-Печерский (1501-1570) - священномученик, игумен Псково-Печерского монастыря. Убит Иоанном Грозным, который поверил клевете на Корнилия. Отрубив невинному голову, Иоанн подхватил его тело и понес в монастырь. Обагренная кровью дорога зовется с тех пор «Кровавой». Память 20 февраля (5 марта).

Краегранесие

См. Акростих.

Крест

Крест - символ спасения и искупления человеческого рода, знамение победы над смертью и адом. Иисус Христос, как искупительная жертва освобождения человечества от власти греха, умер крестной смертью и в третий день воскрес (распятие на кресте было наиболее позорной и мучительной казнью в Римской империи. Она применялась исключительно к рабам, разбойникам и восставшим против власти Рима).

Крест архиерейский

Крест архиерейский - крест, носимый архиереем вместе с панагией.

Крест наперсный (иерейский)

Крест наперсный (иерейский) - крест, носимый священником поверх рясы или фелони. Наперсные кресты для священников появились в Русской Православной Церкви сравнительно недавно. До XVIII в. только епископы имели право носить наперсные кресты. Затем в царствование императора Павла I наперсный крест для священников приобретает статус церковного ордена: наперсным крестом как наградой и знаком монаршей милости награждали заслуженных иереев за долголетнее беспорочное служение. В начале XIX в. священников стали награждать в особых случаях крестами с украшениями. Указом Святейшего Синода от 24 февраля 1820 г. отбывающим за границу русским священникам благословлялось носить там особые золотые кресты, выдаваемые из кабинета императора. Такие кресты получили название кабинетных. Иногда они выдавались как награда некоторым священникам и не выезжающим за пределы России. Государственным указом от 14 мая 1898 г. был введен в церковное употребление восьмиконечный крест, являющийся знаком отличия всякого священника и иеромонаха. Этот крест возлагается с тех пор при иерейской хиротонии. Крест же, введенный в церковное употребление при императоре Павле I, так и остался наградным. Кроме того, в XIX в. протоиереям стали выдаваться как награда кресты с украшениями, подобные архиерейским наперсным крестам.

Крест напрестольный

Крест напрестольный - крест с изображением Распятого Господа, полагаемый на престоле рядом с Евангелием. Напрестольный Крест имеет богослужебное употребление: им в особых случаях осеняется верующий народ, им освящается вода на Богоявление и при особо торжественных молебнах, в предусмотренные Уставом случаи, к нему прикладываются верующие.

Крест нательный

Крест нательный - символ христианской веры, носимый христианами под одеждой на теле; снимать его (например, при мытье) или носить поверх одежды в Русской Православной Церкви не принято.

Крестное знамение

Совершить (сотворить) крестное знамение - перекреститься. Осенить крестным знамением (крестом) - перекрестить. В Православной Церкви крестное знамение совершается правой рукой. При крестном знамении складывают вместе большой, указательный и средний пальцы, что означает нашу веру во Святую Троицу; а безымянный и мизинец прижимают к ладони во ознаменование двух естеств - Божеского и человеческого - в Иисусе Христе. Крестное знамение совершается прикосновением сложенными пальцами последовательно ко лбу (чтобы освятить ум и мысли), животу (чтобы освятить сердце и чувства), правому и левому плечам (чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших); при этом крест не должен выглядеть перевернутым.

Крестный ход

Крестный ход - торжественное шествие духовенства и народа с иконами, крестами, хоругвями вокруг храма или монастыря или от храма к храму при пении молитв. Крестные ходы бывают в праздники, например на Пасху, и в честь святых.

Крестобогородичен

Крестобогородичен - тропарь, обращенный к Пресвятой Богородице, в котором вспоминаются крестные страдания Ее Сына - Иисуса Христа.

Крестовоздвижение

См. Воздвижение Креста Господня.

Крестово-купольный тип храма

Крестово-купольный тип храма - возник в Византии в V в. Окончательно сложился ко времени крещения Руси. Русский классический вариант крестово-купольного храма близок византийскому. Храм имеет в плане крестовидную форму (равноконечного греческого креста), т.е. в отличие от базилики его структуру определяет не одна, а две оси: восток - запад, север - юг. Здание прямоугольное или даже квадратное, на его восточной стене - полукруглые апсиды. Крестовидная форма внутреннего пространства образуется столпами (от 4 до 12 и больше), поддерживающими своды в средней части храма. Над ними расположены свод и купол сферической формы. Сформировался полностью уже к V в. (церковь св. Давида в Греции); получил широчайшее распространение в византийской и древнерусской архитектуре, начиная с IХ-ХI вв.

Для русских церквей более характерна пятикупольная система: в центре купол большего размера, диагонально (по углам) - 4 купола поменьше, так что на оси восток - запад стоит только центральный купол.

Крестопоклонная неделя

Крестопоклонная неделя - третье воскресенье Великого поста, а также и вся последующая седмица, посвященные поклонению Кресту Господню.

Крещение

Крещение (Таинство Крещения) - Таинство Православной Церкви, при совершении которого крещаемый очищается от грехов прошлой жизни (см. Ин. 3, 5) и приобщается к Церкви - рождается в новую, духовную жизнь. По аналогии с естественным рождением крещение совершается один раз в жизни, что нашло свое отражение в словах Символа веры: «исповедую едино крещение во оставление грехов». Крещение совершает священник или архиерей, в крайнем случае крестить может и мирянин. В современной церковной практике принято непосредственно перед крещением совершать оглашение (см. Оглашенные), а после крещения совершать миропомазание. В древности оглашение, крещение и миропомазание разделялись во времени в зависимости от духовной подготовленности человека. В Православной Церкви крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорожденных младенцев. Поэтому для детей необходимы крестные родители (восприемники), которые обязуются взять на себя духовное воспитание крещаемого.

См. Таинства Православной Церкви.

Крещение Господне

См. Богоявление.

Ксения Петербуржская

Ксения Петербуржская (XIX в.) - святая, Христа ради юродивая. После смерти мужа приняла на себя подвиг юродства: раздала имущество, ночи проводила в молитве, уходя за город, в поле. Прославилась прозорливостью и молитвенным заступничеством за нищих, болящих, за детей, и особенно - за вступающих в брак. Похоронена в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище. И в настоящее время верующие просят у Ксении Петербуржской помощи в устроении брака, укреплении семьи и помощи в житейских делах: в часовне над ее могилой регулярно служатся молебны как просительные, так и благодарственные.

♥ Память 24 января (6 февраля).

Ктитор

Ктитор (греч. «владелец», «основатель») - в Византии человек, предоставивший необходимые средства для сооружения храма, а также для снабжения его необходимыми принадлежностями и украшениями (в том числе и для украшения храма росписями). В настоящее время - благодетель, «благоукраситель» храма.

Куколь

Куколь (лат. «капюшон») - верхнее облачение монаха великой схимы (см. Схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи черного цвета, с изображением на нем крестов, Серафимов и текста Трисвятого. Надевается поверх мантии. В чинопоследовании пострига называется «куколем беззлобия, шлемом спасительного упования».

Кукулий

Кукулий (греч. «капюшон») - начальная строфа древнего кондака, написанная другим, отличающимся от остального произведения размером, но имеющая одинаковый с последующими икосами рефрен.

Купель

Купель - большой чашеобразный сосуд. Служит для крещения в ней младенцев.

Купол

Купол - см. Крестово-купольный тип храма.

Кутья

См. Коливо.

Предыдущая страница Следующая страница