Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Православие. Словарь-справочник.
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

Вавилонская Башня

Вавилонская Башня - важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в книге Бытие (см. Быт. 11, 1-9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар. Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес», сделаем себе имя, - говорили они, - прежде нежели рассеемся по лицу всей земли (Быт. 11, 4). Однако строительство было пресечено Господом, Который «смешал языки». Люди, переставшие понимать друг друга, прекратили строительство и расселились по земле (см. Быт. 11, 8). Город получил название «Вавилон». По преданию, строительством Вавилонской башни руководил потомок Хама Нимрод. Библейское повествование о Вавилонской башне дает символическое объяснение причины появления разнообразия языков мира, которое может быть соотнесено и с современным пониманием развития языков человечества.

Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратическим», из него вычленились другие языки. Кроме того, рассказ о Вавилонской башне является важным указанием на библейское понимание человека и исторического процесса и, в частности, на вторичность для человеческой сущности разделения на расы и народы.

В христианской традиции Вавилонская башня - символ, во-первых, гордыни людей, считающих возможным своими силами достичь неба и имеющих в качестве главной цели «сделать себе имя», и, во-вторых, неизбежности наказания за это и тщеты человеческого разума, не освященного Божественной благодатью. В даре сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы рассеянное человечество получает некогда утраченную способность полного взаимопонимания. Таким образом, антитезу Вавилонской башне представляет чудо основания Церкви, которая соединяет народы Духом Святым (см. Деян. 2, 4-6). Вавилонская башня также является прообразом современной технократии с ее тоталитарной идеологией и тираническим отношением к человеку.

На образ Вавилонской башни, несомненно, наложила отпечаток месопотамская традиция храмового строительства. Храмы Месопотамии (зиккураты) представляли собой ступенчатые сооружения, на верхней террасе находилось святилище божества. Священное Писание точно передает реалии именно месопотамского храмового строительства. Во время активного археологического изучения Древней Месопотамии было сделано множество попыток найти прообраз Вавилонской башни, наиболее обоснованным можно считать предположение о вавилонском храме Мардука, который имел название «основание неба и земли».

Ваий Неделя

Ваий Неделя - праздник Входа Господня в Иерусалим. Название происходит от обычая приходить в этот день в храм с ветками пальмы (вайя - греч. «ветка») подобно тому, как жители Иерусалима встречали Иисуса Христа с пальмовыми ветвями (см. Ин. 12, 13). На Руси вместо пальмовых ветвей приносят ветки вербы, откуда происходит русское название праздника - Вербное воскресенье.

См. Вход Господень в Иерусалим.

Валаамский монастырь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Варфоломей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Василий Блаженный

См. Юродивые.

Василий Великий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Василия Блаженного Храм

Василия Блаженного Храм (Покровский Собор) - храм, расположенный на Красной площади в Москве. Построен в середине XVI в. по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. 1 октября 1552 г., в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска. Через два года в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. Первоначально здесь, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Во время походов на Казань Иван Грозный приказал ставить вокруг Троицкой церкви обетные деревянные храмы в честь тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем.

Согласно заданию, собор должен был состоять из восьми отдельных церквей, символизирующих дни решающих боев за Казань. Строители собора творчески истолковали задачу, создав оригинальную и сложную композицию: между четырьмя осевыми столпообразными церквами (Троицкой, Николая Великорецкого, Входа Господня во Иерусалим, Киприана и Устинии) расположены меньшие по высоте церкви: Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского и Трех патриархов Константинопольских); те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной Покровской церкви, завершенной шатром с маленькой главкой. Все эти престолы первоначально находились в составе девяти глав-церквей Покровского собора, когда святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить здесь один собор в камне. Все церкви были объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами. Храм был выстроен из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей выполнены из белого камня. В 1588 г. к собору был пристроен придел Василия Блаженного, давший всему сооружению его второе название. В 1670-х гг. построена шатровая колокольня.

В 1929 г. храм был закрыт, тогда же были сняты колокола. С ноября 1990 г. в храме возобновились богослужения, хотя до настоящего времени храм является филиалом Государственного Исторического музея.

Введение Во Храм Пресвятой Богородицы

Введение Во Храм Пресвятой Богородицы - один из двунадесятых праздников неподвижного круга, отмечаемый Церковью 21 ноября (4 декабря). Праздник не относится к числу древнейших. Однако уже в конце VII в. этот праздник, по всей вероятности, отмечался. Столетием позже он был введен и в Константинополе. На Западе он был впервые отпразднован в Авиньоне в 1374 г.

Наряду с Рождеством Богородицы праздник Введения Ее во храм возник на основании Церковного Предания. В апокрифическом «Евангелии Иакова» говорится: «Дитя достигло трехлетнего возраста, и сказал Иоаким: «Позовите непорочных дев еврейских, и пусть возьмут светильники и зажгут их, и пусть не обращается назад Дитя и дух Ее да не отделится от Дома Божия». И девы сделали так и вошли в храм.

И первосвященник принял Дитя, поцеловал Ее и сказал: «Мария, Господь дал величие имени Твоему во все роды, и в конце дней Господь проявит в Тебе цену искупления сынов Израилевых». И он поставил Ее на третью ступень жертвенника, и Господь Бог излил милость Свою на Нее, и Она дрожала от радости и плясала на ногах Своих, и полюбил Ее весь дом Израилев. Пошли родители Ее, дивясь и славя Бога, что Дитя не обернулось к ним. Мария воспитывалась, как голубица, в храме Господнем и получала пищу из рук Ангелов».

Средневековые авторы добавили к рассказу апокрифа одну знаменательную деталь: принимая Дитя, первосвященник ввел Ее в Святое Святых храма. Святое Святых храма было местом, скрытым от взоров людей. Туда входил, да и то раз в год, только первосвященник. Там во мраке пребывала незримая Слава Господня. Тайна этого Богородичного праздника вводит нас в глубинную сущность Предания. Церковь нарушает молчание Священного Писания, раскрывая неисповедимые пути Господни, которые предуготовляют Вместилище Божественного Слова, Богородицу, Которая вводится во Святое Святых как «священное сокровище славы Божией». Это таинственное предуготовление вочеловечения Христа: избранная Дева предуготовляется в храме Иерусалимском, чтобы стать пречистым храмом Спасовым, и позднее Сын воспримет от Нее храм тела Своего, который должен быть разрушен и в три дня воздвигнут (см. Ин. 2, 18-22).

Веельзевул

Веельзевул - см. Вельзевул

Великая Агиасма

См. Агиасма.

Великая Суббота

Великая Суббота - суббота Страстной седмицы. В этот день вспоминается погребение тела Иисуса Христа и Его сошествие во ад. На утрене поются непорочны с похвалами (стихи псалма поются хором, похвалы - краткие молитвословия - читаются чтецом после стихов псалма). После Великого славословия совершается крестный ход с плащаницей. Литургия Василия Великого начинается с вечерни. Во время нее читаются пятнадцать паримий, содержащих ветхозаветные пророчества об Иисусе Христе. После чтения Апостола во время пения «Воскресни, Боже, суди земли...» в храме все темные облачения меняются на белые. Евангелие читается о воскресении Иисуса Христа (Мф. 28, 1-20).

Великие Праздники

См. Праздники и празднования.

Великий пост

Статья большая, находится на отдельной странице.

Великий Пяток

Великий Пяток (Великая Пятница) - пятница Страстной седмицы. В этот день совершается воспоминание распятия и погребения Иисуса Христа. Литургия в этот день не совершается (если Великий Пяток совпадает с праздником Благовещения, совершается литургия Иоанна Златоуста). Во время утрени читаются Двенадцать Евангелий - двенадцать евангельских текстов, посвященных страданиям Иисуса Христа. Т.к. богослужебный день начинается с вечера, то утреня обычно служится вечером в четверг. Днем в Великую Пятницу совершается вечерня с выносом плащаницы.

Великий Четверток

Великий Четверток (Великий Четверг) - четверг Страстной седмицы. В этот день вспоминается Тайная вечеря Иисуса Христа с учениками, Гефсиманское моление, взятие под стражу Иисуса Христа и суд у первосвященников и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. На утрене читается Евангелие о Тайной вечере (см. Лк. 22, 1-39). Служится литургия Василия Великого, которая начинается с вечерни. Вечером в Великий Четверток совершается малое повечерие. В кафедральных соборах при архиерейском богослужении после литургии архиереем совершается Чин умовения ног сослужащим с ним священникам.

Великое Славословие

См. Славословие Великое.

Великомученик

См. Чины святости.

Величание

Величание - краткое песнопение, в котором прославляется празднуемое лицо или событие. Величание поется сначала священнослужителями перед праздничной иконой посреди храма, а потом несколько раз и певчими, к которым присоединяются все присутствующие за богослужением. После величания поются стихи из псалмов пророческого содержания, которые образуют как бы музыкально-словесную икону данного праздника.

Велум

Велум (лат. «парусина», «покрывало», «завеса») - в восточнохристианском искусстве изображение ткани (обычно красного цвета) в верхней части композиции, перекинутой между архитектурными сооружениями. Будучи отголоском античных театральных декораций (указывал на действие в интерьере), велум наследовал функцию условного обозначения внутреннего помещения, в котором происходит событие.

Вельзевул

Вельзевул (Веельзевул) - в Новом Завете имя одного из демонов (см. Мф. 10, 25; 12, 24, 27; Мк. 3, 22; Лк. 11, 15, 18-19). Имя Вельзевула встречается в рассказе об обвинении фарисеями Иисуса Христа в том, что Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского (см. Мф. 12, 24; ср. Мк. 3, 22; Лк. 11, 15, 18-19) как повелителя демонов, при этом параллельное, синонимичное употребление в этом рассказе имени сатаны (см. Мф. 12, 26; Мк. 3, 23; Лк. 11, 18) ставит их носителей в один ассоциативный ряд. Показанная в Евангелиях власть Иисуса над бесами свидетельствует о наступлении долгожданной эры Мессии.

Традиционным является сопоставление Вельзевула с упомянутым в 4 Цар. 1, 2-3, 6, 16 «Ваал Зевувом», языческим божеством из ханаанского пантеона. Вельзевул, имя которого изначально было именем языческого божества, в новозаветную эпоху фигурировало как имя одного из наиболее высокопоставленных демонов и в этом качестве осталось в системе христианского мировоззрения. Апостол Павел жертвоприношение богам языческого пантеона рассматривает как жертву бесам (см. 1 Кор. 10, 18-22).

Венец

Венец - необходимая принадлежность Таинства Брака (см. Брак, Венчание), от чего и само бракосочетание называется венчанием. Употребление брачных венцов, равно как и обозначение обряда бракосочетания венчанием, встречается у многих народов древности. Первое упоминание об употреблении венцов в христианской Церкви находится у Тертуллиана (II в.), а позже - у свт. Григория Назианзина, свт. Иоанна Златоуста и др. В древней Церкви брачные венцы изготовляли из древесных ветвей и цветов. Позже их стали делать из благородных металлов и украшать драгоценными камнями. Форма их была разнообразна: пирамидальная, цилиндрическая, коническая и пр. Духовно-символическое значение венцов в Таинстве Брака, по объяснению свт. Иоанна Златоуста, заключается в знаменовании победы, одержанной целомудрием для сохранивших себя в чистоте до брака (при повторных браках обоих супругов венцы обычно не употребляются). Поскольку подвиг воздержания является лучшим началом брачной жизни, в чинопоследовании венчания Церковь не только прославляет целомудрие жениха и невесты, но и призывает Божие благословение их новой - совместной жизни в словах: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Венчание

Венчание - богослужение, во время которого совершается Таинство Брака: благословляется и освящается христианский брак. Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства. В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обручения. Венчание происходит так: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий перед аналоем с крестом и Евангелием. Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)». Возглашается прокимен и читаются Апостол (Еф. 5, 20-33) и Евангелие (Ин. 2, 1-11), произносится ектения и поется молитва «Отче наш». Венчающиеся пьют из общей чаши вино, и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари «Исаие, ликуй...», «Святии мученицы...», «Слава Тебе, Христе Боже...», после чего священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отпуст. В Православной Церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй или третий брак, однако чин второбрачного венчания менее торжествен, с чтением покаянных молитв. В Русской Православной Церкви венчание не совершается во все посты, на Пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресенья (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг).

См. Брак.

Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Вера, Надежда, Любовь и мать их София - мученицы. Во II в., в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит «премудрость»). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам.

Узнав, что они христианки, правитель италийской области Антиох доложил о них императору. Тот призвал их к себе и, обещая различные почести, склонял принести жертву языческим богам, но они открыто исповедали веру во Христа. На глазах матери дочерей по очереди подвергали пыткам, а затем казнили. Но ни одна из мучениц, видя страдания сестер, не поколебалась в вере, а стоящая рядом София призывала их быть стойкими и не бояться мук. София погребла тела дочерей недалеко от города и пребывала на их могиле в непрестанной молитве, а на третий день скончалась. Она также считается мученицей, хотя приняла страдания за Христа не телом, а сердцем.

Пострадали они в 137 г. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, - 10, а младшей, Любови, - лишь 9 лет. Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества.

♥ Память совершается 17 (30) сентября.

Вербное Воскресение

См. Вход Господень в Иерусалим.

Вервие

Вервие - лента длиной около 40 м, которой поверх срачицы опоясывается престол во время освящения.

Вериги

Вериги (слав. «цепь») - оковы и цепи, носимые на теле подвижниками- аскетами, в сочетании с другими проявлениями телесного подвига, такими как ограничение в пище, лишение себя элементарных бытовых удобств, многочисленные земные поклоны. Целью этого умерщвления плоти являлось приготовление души к очищению от грехов.

Верные

Верные - те из христиан, кто уже принял Крещение (в противоположность оглашенным) и регулярно участвует в Таинстве Евхаристии. В Новом Завете верными называются все уверовавшие во Христа (см. Деян. 10, 45; Еф. 1, 1; Кол. 1, 1; 1 Тим. 4, 3, 6, 2; 1 Пет. 1, 21; ср.: Ин. 20, 27). В Посланиях к последователям Христа прилагаются различные наименования: «братья», «святые» (см. 1 Кор. 6, 2; 2 Кор. 13, 12; Флп. 4, 22; Евр. 3, 1), «подражатели» (см. 1 Кор. 11, 1; 1 Фес. 1, 6; 2, 14), «избранные» (см. 1 Пет. 1, 1; Кол. 3, 12), «(при)званные» (см. Рим. 1, 6-7; 8, 28; 1 Кор. 1, 2, 24). Они должны открыто исповедать свою веру прежде всего в принятии Таинства Крещения. К неверным относятся язычники (см. 1 Кор. 6, 6; 7, 12; 14, 22; 2 Кор. 6, 14; 1 Тим. 5, 8). С развитием института оглашения так начинают называть только одну из категорий членов Церкви - крещеных - в противоположность оглашенным, которые, уже считаясь христианами, еще не имели права участвовать в Таинствах.

Именно полноценное участие в Таинствах являлось для святых отцов основным критерием отличия верных. Строгая покаянная дисциплина исключала из их числа всех кающихся. Различение среди христиан верных, оглашенных и кающихся получило литургическое выражение в том, что на Востоке чин Божественной литургии разделяется на «литургию оглашенных» (центр которой - библейские чтения и проповедь) и «литургию верных» (центр которой - анафора и причащение Святых Таин). Литургия верных начинается с возгласа диакона: «Оглашенные, изыдите... Верные, Господу помолимся!»

См. Литургия.

Ветхий Завет

См. Библия.

Вечерня

Вечерня - первое по порядку богослужение суточного круга, совершаемое вечером, перед заходом солнца. Так как церковный суточный круг начинается с вечера, то вечерня всегда относится к следующему (по гражданскому исчислению суток) дню. В зависимости от значимости празднуемого в наступающий день события вечерня бывает трех видов: малая, повседневная и великая. Малая вечерня совершается только перед всенощным бдением. Великая вечерня большей частью служится в составе всенощного бдения в праздничные и воскресные дни всего года, где она соединяется с утреней. В среды и пятницы Великого поста, а также в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы великая вечерня предшествует Литургии Преждеосвященных Даров.

В понедельник, вторник и среду, в навечерия праздников Рождества Христова, Богоявления и в праздник Благовещения, если он случится в простой великопостный день, великая вечерня соединяется с литургией свт. Иоанна Златоуста, в Страстной Четверг и Субботу - с литургией свт. Василия Великого. В праздник Пятидесятницы вечерня служится после литургии, и в состав ее включаются три коленопреклоненных молитвы к Богу. Вечерня содержит молитвословия, песнопения и священнодействия, в которых Святая Церковь прославляет Бога Творца за промышление Его о мире и человеке. Она переносит верующих в ветхозаветные времена, напоминая о блаженном пребывании прародителей в раю, их нуждах и скорбях по грехопадении, об обетовании, данном им и всем людям о Спасителе мира, о вере ветхозаветного человека в искупление рода человеческого Крестной смертью Единородного Сына Божия.

В службе вечерни мы благодарим Бога за все Его благодеяния, явленные нам, и особенно в истекший день, каемся в грехах, совершенных в течение дня; испрашиваем у Господа мира и безгрешности на остаток дня и ночь, мирной жизни и блаженной кончины, подобной той, которой удостоился праведный Симеон Богоприимец. В последовании вечерни каждый день воспоминается то или иное священное событие или творится память чтимым святым и совершается служба в честь чудотворных икон.

См. Богослужение.

Вечеря

Вечеря - славянское название вечерней трапезы. Кроме собственно слова «вечеря» (обозначающего просто ужин) в богословской литературе употребительны сочетания «Тайная вечеря» и «Вечеря любви».

Тайная вечеря (см. Мф. 26, 17-30; Мк. 14, 12-31; Лк. 22, 7-38; Ин. 13; 1 Кор. 11, 18-34) является одним из важнейших событий в истории совершенного Господом Иисусом Христом домостроительства спасения. Будучи тесно связанной с совершением ветхозаветной Пасхи, она вместе с тем предначинала собой Страсти Христовы и была установлением Таинства Евхаристии, главного Таинства Церкви (подробнее см. Тайная вечеря).

Вечери любви, или агапы, - это особые трапезы христиан первых веков, отделенные от Евхаристии (или отделившиеся от нее со временем) и проходившие по особому чину.

В литературе порой любые упоминания о неевхаристической вечерней трапезе ранних христиан отождествляются с агапой. См. Агапа.

Ежедневная вечеря, то есть ужин, является с точки зрения принятого ныне в Православной Церкви богослужебного устава важнейшей дневной трапезой; будучи рассчитанным на монастырские условия, устав указывает каждый день одну или две трапезы; обед отменяется в дни усиленного поста: в сочельники Рождества Христова и Богоявления, в будние дни Великого поста, во все дни Страстной седмицы с понедельника по субботу, в среду и пятницу Сырной седмицы. Вечеря же отменяется только в дни особо строгого поста - в понедельник и вторник 1-й седмицы Великого поста и в Великую Пятницу. Тем самым вечеря имеет даже большее значение, чем обеденная трапеза, поскольку есть немало дней в году, когда по уставу вечеря - это единственная монастырская трапеза за целый день.

Вечеря должна происходить сразу после вечерни. По уставу после вечери братия исходит из монастырской трапезы и возвращается в храм, где должно петься повечерие, являющееся службой перед сном и названное так именно по той причине, что оно следует за вечерей. Определенный аналог вечери - чин благословения хлебов на праздничной всенощной, первоначально возникший в среде палестинского монашества как особый тип вечери, происходящий непосредственно во время ночной службы. По современному уставу чин благословения хлебов является не заменой вечери, а скорее дополнением к ней, поскольку вечеря должна происходить после малой вечерни и перед началом всенощной (повечерие тогда отменяется).

Вечная память

Вечная память - возглашение на отпевании умерших и на панихидах.

Викарий

Викарий (лат. «наместник», «заместитель») - архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею.

Вифлеем

Вифлеем (евр. «дом хлеба») - город в Иудее близ Иерусалима, в котором родился Иисус Христос (см. Мф. 2, 1-12; Лк. 2, 1-7).

Вифлеемские младенцы

Вифлеемские младенцы - мученики, убиенные по приказу царя Ирода в Вифлееме (см. Мф. 2, 16-18). С древности они почитаются мучениками, невинно пострадавшими не только за Христа, но вместо Него. По преданию, число жертв составляло 14 тысяч. Память 29 декабря (11 января).

Владимирская Икона Божией Матери

Статья большая, находится на отдельной странице.

Власти

Власти - ангельские существа, упоминаемые в Новом Завете как особого рода духи, причем как благие, послушные Богу (см. 1 Пет. 3, 22), так и злые (см. Еф. 6, 12). В иерархии девяти чинов Ангелов св. Дионисий Ареопагит отводит Властям место последнего чина средней триады после Господств и Сил и подчеркивает особую близость Властей к ним.

См. Ангел.

Влахерны

Влахерны - местность в северо-восточной части Константинополя вдоль бухты Золотого Рога, где находился один из самых знаменитых на востоке храмов, посвященных Богородице. Этот храм был основан в 451 г. Пульхерией Августой. В 474 г., при императоре Льве Мудром, здесь был помещен мафорий (покрывало) Богоматери, привезенный из Святой Земли, а уже с 511 г. известны особые службы, посвященные Богородице и совершавшиеся в этом храме. Именно во Влахернском храме происходили многие чудесные события, свидетельствовавшие об особом покровительстве Богоматери Константинополю (см. Покров Пресвятой Богородицы). Храм был разрушен в XV в.

Водоосвящение

Водоосвящение (Водосвятие) - освящение воды, совершаемое священником (или архиереем). Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое - в дни храмовых и некоторых других праздников (Преполовения Пятидесятницы и др.), а также по желанию верующих в любой день.

См. Агиасма.

Водосвятие

Водосвятие - см. Водоосвящение

Возглас

Возглас - краткое молитвословие, провозглашаемое священником или архиереем. Некоторые возгласы являются завершением тихо читаемой молитвы.

Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Креста Господня - один из неподвижных двунадесятых праздников, посвященный Кресту Христову, отмечается 14 (27) сентября.

Если Рождество Богоматери - преддверие тайны Воплощения, то Крест возвещает об Искупительной Жертве Христа. Знак креста с глубокой древности был символом вечной жизни во многих религиях. Но после Голгофы абстрактный иероглиф стал реальным знамением спасения.

Уже во II в. христиане стали осенять себя крестным знамением. Еще раньше в Церкви появились первые изображения креста. Эти изображения предшествуют Распятиям, самые ранние из которых относятся к VI в.

Происхождение праздника связано с торжеством христианства при Константине Великом (IV в.), который воздвиг на месте Голгофы и Гроба Господня храм Воскресения.

Это место с первых лет существования Церкви привлекало христианских паломников, но в начале II в. император Адриан, враждебный как к иудейству, так и к христианству, решил уничтожить все следы обеих неугодных ему религий. Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией Капитолиной, срыл Голгофский холм, засыпал пещеру святого Гроба и соорудил там храм Венеры.

Когда император Константин принял христианство, он приказал снести капище и начать раскопки на святом месте. Так была обнаружена пещера Гроба Господня. Император снабдил иерусалимского епископа Макария средствами для возведения над пещерой храма. Через некоторое время Палестину посетила престарелая мать Константина - Елена. Предание связывает обретение орудия искупления именно с равноапостольной царицей Еленой. Царица искала Крест и нашла его зарытым в землю близ Голгофы. Чтобы удостовериться в его подлинности, на святыню положили мертвеца, и он ожил. После того патриарх воздвиг (то есть восставил, поднял) Крест над молящейся толпой. В честь этой святыни и был установлен праздник Воздвижения Креста. Накануне, во время всенощного бдения (после Великого славословия) священник выносит изображение Креста на середину храма. Есть обычай совершать «чин воздвижения Креста», при котором священник поднимает его на четыре стороны света при пении «Господи, помилуй». В день Воздвижения Креста Господня установлен пост.

Воздух

Воздух - четырехугольный плат, служащий для накрытия дискоса и потира, покрытых малыми покровцами, во время литургии. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа. Изготавливается из парчи или шелка, по краю украшается золотой и серебряной каймой. В середине изображается крест.

См. Покровы.

Вознесение Господне

Вознесение Господне (см. Лк. 24, 50-53; Деян. 1, 9-12) - двунадесятый праздник, отмечаемый на 40-й день после Пасхи. Согласно новозаветному повествованию, вознесение Господа Иисуса Христа произошло через 40 дней после Его воскресения (см. Деян. 1, 3) в окрестностях Иерусалима. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк. 24, 50-52). Вознесение Господа на небо происходило на горе, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути (Деян. 1, 9-12). Два мужа в белой одежде (два Ангела) обратились к апостолам: Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11). Господь Иисус Христос взошел на Небо человечеством, ибо Божеством Он всегда пребывал и пребывает на Небе. Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах (Евр. 8, 1).

Воинство Небесное

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вонмем

Вонмем (церк.-слав. «будем внимательны») - возглас диакона или священника, призывающий верующих к внимательному восприятию предстоящего богослужебного акта (как правило, чтения Священного Писания), имеющего особое значение.

Воплощение

Воплощение - ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что предвечное Слово (Логос), Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, восприняло человеческую природу. Вера в факт воплощения служит основанием христианского исповедания Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека. Систематическое изложение учения об Иисусе Христе как конкретном историческом Лице, соединившем в Себе Божество и человечество, и рассмотрение связанной с этим утверждением богословской и исторической проблематики составляют задачу и содержание христологии.

Воскомастих

Воскомастих - расплавленная смесь воска, мастики, толченого порошка мрамора, смирны, алоэ, ладана, которой во время освящения престола архиереем заливаются углы верхней доски престола в местах их сопряжения со столпами.

Воскресение Иисуса Христа

См. Пасха Новозаветная.

Воскресение мертвых

Воскресение мертвых - по учению Церкви, последует со вторым пришествием Иисуса Христа. Воскресение мертвых, по словам апостола Павла, произойдет во мгновение ока (1 Кор. 15, 52). Бог своей Силой воскресит мертвых нетленными, тело воскресшего не будет по своему существу таким, как при жизни. Оно будет нетленно, духовно и бессмертно, вследствие чего оно не будет нуждаться ни в пище, ни в питии, ни в одежде, оно будет легко, светоносно, подобно воскресшему телу Спасителя. Тела нечестивых людей должны быть также духовны и бессмертны, но вместе с тем, отражая внутренний мир преступников Божьего Закона, они будут мрачными, безобразными и, как тела закоренелых грешников, будут внушать отвращение.

Земля при воскресении мертвых подвергнется сначала страшной катастрофе, а затем превратится посредством огня в новое небо и новую землю (см. 2 Пет. 3, 10-13). Вслед за всеобщим воскресением, по новозаветному учению, произойдет окончательный суд над воскрешенными праведниками и грешниками.

См. Страшный суд.

Воскресный день

Воскресный день - день недели, посвященный празднованию события воскресения Христова в седмичном круге богослужений (см. Богослужение). Начинается воскресный день в субботу вечером воскресным всенощным бдением, за которым читается воскресный канон.

Восприемники

Восприемники - в Таинстве Крещения свидетели, поручители за веру крещаемого, обязанные наставлять его в правилах христианской жизни. Институт восприемников существует с первого века христианства. Первые письменные упоминания о восприемниках относятся ко второму столетию. Обязанности восприемников состояли в следующем: до крещения они должны научить простых и необразованных людей, что отвечать во время крещения; если крещаемый младенец, то восприемник произносил за него исповедание веры, отрекался от диавола, соединялся со Христом, отвечал на все вопросы. Такие же обязанности возлагались на восприемника, когда крещаемый был в ненормальном состоянии (тупоумный или больной). Если крещаемый взрослый был здоров, то обязанность восприемника выражалась в том, что он являлся свидетелем, поручителем за истинность веры крещаемого. Ответственность восприемника после крещения не менее велика: восприемник должен наставлять крещаемого в вере и благочестии и в дальнейшей жизни.

Воцерковление

Воцерковление - в широком смысле процесс приобщения человека к христианской традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах - особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения. Чин воцерковления появился после IV в., когда обычным сделалось Крещение не взрослых людей, а детей, но сохранялось стремление полностью совершить чины катехизации над крещаемыми. Над младенцами совершалось воцерковление, с тем чтобы приобщить их к Церкви еще до Крещения. Чин воцерковления возник уже к VI в. Кроме того, термин «воцерковление» можно отнести и к матери младенца, поскольку только на 40-й дней после родов ей дозволялось вновь входить в храм, т.е. «воцерковляться» (или «всороковляться»). Таким образом, совершение чина воцерковления именно на 40-й день связано, с одной стороны, с тем, что в это время заканчивается положенный срок послеродового очищения матери ребенка, с другой стороны - с воспоминанием евангельского события Сретения (см. Лк. 2, 22-38), которое было обусловлено ветхозаветным законодательством о ритуальной чистоте.

Чин воцерковления сейчас совершается как заключительный акт Крещения; совершение этого обряда распространилось и на новокрещеных взрослых. После молитв священник начертывает младенцем крест перед входом в храм, вносит его в храм, а затем через южные врата - в алтарь (если младенец - мальчик). Мальчика обносят вокруг престола с чтением песни праведного Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши»; девочку с чтением той же песни подносят к иконам в иконостасе. Далее следует «полагать» младенца перед Царскими вратами, откуда его забирает восприемник. На практике ребенка сразу отдают на руки восприемнику.

Врата ада

Врата ада - образное выражение, означающее всю силу диавола или смерти. Образ этот взят из устройства древних городов, которые были окружены стенами и в которые можно было пройти только через ворота. Поэтому у ворот всегда находилась стража. В таком смысле упоминается ад в пасхальном кондаке: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже...».

Вселенские Соборы

Вселенские Соборы - собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских Церквей, на которых формулировались и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси. Основные деяния Вселенских Соборов: I Никейский (325 г.) - принятие первой редакции Символа веры, осуждение арианства и утверждение постулата о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении, определение времени празднования Пасхи; II Константинопольский (381 г.) - выработка понятий, раскрывающих представление о Троице, в том числе об исхождении Святого Духа от Отца, подтверждение единства и равенства в Божестве этого Лица с Отцом и Сыном, уточнение и канонизация Символа веры, который стал называться Никео-Константинопольским, осуждение арианства, савеллианства, макеллианства и др.; III Эфесский (431 г.) - осуждение несторианства и признание Девы Марии Богородицей; IV Халкидонский (451 г.) - осуждение монофизитства и определение понятия о Богочеловеке как о едином Лице Иисуса Христа, в Котором Божественная и человеческая природы соединились неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно; V (II Константинопольский, 553 г.) - осуждение некоторых несторианских сочинений; VI (III Константинопольский, 680-681 гг.) - осуждение монофелитства; VII (II Никейский, 787 г.) - осуждение иконоборчества и утверждение правила о почитании икон и креста. После разделения Церквей на Западную и Восточную (1054 г.) общехристианские Соборы не проводились, хотя Католическая Церковь называет Вселенскими созываемые ею соборы.

Всенощное бдение

Всенощное бдение - богослужение, совершаемое накануне воскресенья и больших церковных праздников. Состоит из соединения великой вечерни, полиелейной утрени и 1-го часа (см. Богослужение). Всенощное бдение служится с особой торжественностью. Согласно свидетельству свт. Василия Великого, всенощные бдения совершались уже в раннехристианские времена - под воскресные дни и накануне некоторых праздников. Чин всенощного бдения символически воспроизводит основные события священной истории Ветхого Завета (вечерня) и Нового Завета (утреня).

Всех Скорбящих Радости

Всех Скорбящих Радости - икона Божией Матери, получившая известность с 1688 г., в царствование Ивана и Петра Алексеевичей, когда перед ней совершилось исцеление страдавшей неизлечимой болезнью сестры патриарха Иова, Евфимии. Празднование иконе 24 октября (6 ноября).

Второе Пришествие Христово

О Втором пришествии на землю Иисуса Христа неоднократно говорил и Он Сам (см. Мф. 16, 27; 24, 27; 25, 31; Мк. 8, 38; Лк. 12, 40), и апостолы (см. 1 Ин. 2, 28; 1 Кор. 4, 5; 1 Фес. 5, 2-6). По словам Иисуса Христа, Он придет на землю так же видимо, как видимо вознесся на небо перед своими учениками. Спаситель явится не уничиженным сыном человеческим, как в первый раз, но как истинный Сын Божий, окруженный служащими Ему ангелами. Но это славное пришествие будет в то же время грозным и страшным, т.к. Христос придет судить живых и мертвых (см. Страшный суд). Ни Иисус Христос, ни апостолы не указывают точно день и час Второго пришествия. Напротив, они прямо говорят о невозможности для человека знать это.

Однако они указывают некоторые признаки этого времени, в частности оскудение веры и любви к людям (Мф. 24, 12; Лк. 18, 8), распространение евангельской проповеди по всему миру (Мф. 24, 14) и явление антихриста (см. Антихрист). Борьба антихриста с Церковью Христовой будет продолжаться три с половиной года и окончится его поражением. В это время и произойдет Второе пришествие Христа.

Вход

Вход - действие, торжественный вход священнослужителей в алтарь через Царские врата. На вечерне совершается вход с кадилом перед каждением алтаря и пением «Свете тихий». На литургии совершается малый вход, или вход с Евангелием (после пения антифонов), и великий вход, или вход с Дарами (предлагаемыми для Евхаристии или преждеосвященными). Во время великого входа Дары переносятся с жертвенника на престол. На литургии свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого великий вход совершается во время пения херувимской песни, кроме дней Великого Четверга и Великой Субботы. В эти два дня, как и в дни, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров, во время великого входа поются особые песнопения. Происхождение входа таково: в древности Евангелие и Дары хранились в храме в отдельных помещениях - ризнице и жертвеннике, и внесение их в алтарь совершалось с особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были перенесены в алтарь, но вход сохранился как составная часть богослужения. Согласно некоторым литургическим толкованиям, малый вход символизирует выход Иисуса Христа на проповедь, а великий - Его шествие на страдание и смерть.

Вход Велиrий

См. Вход.

Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим - праздник Православной Церкви, принадлежит к числу двунадесятых праздников. Празднуется в шестое воскресенье Великого поста (за неделю до Пасхи). В этот день вспоминается встреча иерусалимским народом Иисуса Христа как Царя и Мессии. Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Ин. 12, 12-13). Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21, 9). На Востоке существует традиция в день праздника приходить в храм с пальмовыми ветвями, в России приносят ветки вербы. Отсюда произошли другие названия праздника: Неделя ваий и Вербное воскресенье.

См. Ваий Неделя.

Выносной (запрестольный) крест

Выносной (запрестольный) крест - крест с изображением Распятия, укрепленный на длинном древке, вставленном в подставку. Выносной крест помещается в алтаре за престолом, у правого его угла, если смотреть от Царских врат, и выносится в особо торжественных случаях во время крестных ходов.

Выносной (Запрестольный) образ Божией Матери

Выносной (Запрестольный) образ Божией Матери - икона Богородицы, укрепленная, как и выносной крест, на длинном древке. Выносной образ Божией Матери помещается в алтаре слева от престола и вместе с крестом выносится во время крестных ходов.

Высокопреосвященство

Высокопреосвященство - титул архиепископов и митрополитов, употребляемый при обращении «Ваше Высокопреосвященство...» или в 3-м лице: «Его Высокопреосвященство...».

Высокопреподобие

Высокопреподобие - общий титул, которым, начиная с синодального периода, пользуются архимандриты, игумены, протопресвитеры и протоиереи. В основном этот титул употребляется в случае официального обращения, в том числе в официальных документах. В синодальный период по отношению к протопресвитерам и протоиереям употреблялся также титул Высокоблагословение. В настоящее время архидиаконы и протодиаконы также титулуются Высокопреподобием (в синодальный период обычным их титулом было Высокоблаговестие).

В Российской империи титул Высокопреподобие в известном отношении приравнивался к титулу Высокоблагородие, право на который принадлежало чиновникам и офицерам 6, 7 и 8-го классов, а также к титулу Высокородие, право на которое имели военные и статские чины 5-го класса по табели о рангах.

Предыдущая страница Следующая страница