Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Православие. Словарь-справочник.
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н"

Набат

Набат - тревожный или предупреждающий колокольный звон, которым предписывалось звонить в церквах при нападении врагов, во время пожаров, сильных метелей и других бедствий.

Набедренник

Набедренник - часть богослужебного облачения священника, плотный прямоугольный плат, который носится на длинной ленте у бедра. Право ношения набедренника дается священникам в качестве награждения. Набедренник рассматривается как символическое изображение духовного оружия - Слова Божия. Появился в Русской Православной Церкви около XVI в., возможно, как измененная форма палицы.

Нагорная проповедь

Нагорная проповедь - проповедь Иисуса Христа на горе Курн-Хаттин (находится между Фавором и Капернаумом) перед народом, содержащая основные христианские заповеди. Содержание Нагорной проповеди изложено в Евангелиях от Матфея (см. Мф. 5-7) и от Луки (см. Лк. 6, 17-49). В Нагорной проповеди Христос противопоставил ветхозаветным нормам морали, предполагавшим, главным образом, внешнее исполнение закона, новую христианскую этику, требующую от человека прежде всего внутреннего совершенства. Поэтому не только убийство, но и осуждение ближнего, не только прелюбодеяние, но и вожделенный взгляд на женщину осуждаются Христом как греховные побуждения, духовное же смирение, сокровенная молитва, сосредоточенное устремление к Царству Божию расцениваются как высшие религиозно-нравственные достоинства.

Надвратная церковь (храм)

Надвратная церковь (храм) - ставится вторым ярусом над входными воротами монастыря.

Надежда

Надежда - см. Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

Назарянин

Назарянин (евр. «ноцри») - житель Назарета. Так называли Господа Иисуса во дни Его земной жизни и в соответствии с этим и члены христианской общины - назаряне. Впоследствии термин «назаряне» сохранили в качестве самоназвания некоторые группы иудео-христиан. Термин «назарянин» не следует смешивать со словом «назорей», которое обозначало члена древней ветхозаветной общины, прообразовавшей современное монашество (см. Чис. 6, 2).

Налой

См. Аналой.

Наместник монастыря

Наместник монастыря - духовное лицо (игумен или архимандрит), поставленное архиереем для управления подчиненным ему монастырем.

Нанедренник

Нанедренник (Энколпион, Наперсник)

1. Небольшой ковчежец с изображением креста, Богородицы, святых, в который полагались мощи святых или часть служебной просфоры в честь Матери Божией и который в Средние века в греческих и русских монастырях, а также в миру носили на шнурках или на цепочках на груди. Отсюда и его названия: нанедренник - от «недро» («грудь»), энколпион (греч. «на груди»), наперсник - от слав. «перси» («грудь»). В энколпионе из храма к трапезе переносилась богородичная просфора (см. Чин о Панагии). Поскольку как Сама Приснодева Мария, так и просфора в Ее честь носят издревле название «Панагия» («Всесвятая»), энколпион, в котором переносилась богородичная просфора, назывался панагиара, а впоследствии - панагия. Энколпионы с мощами святых, постоянно носимые благочестивыми людьми на груди, также назывались панагия.

2. Панагия, обязательная принадлежность епископа, которая дается ему при посвящении после литургии. Первое упоминание об энколпионе как об обязательной принадлежности епископа относится к XV в. В XVII в. епископы Греческой Церкви получали драгоценный крест с мощами святых. Обычай возлагать энколпион на епископа при его посвящении от Православного Востока перешел в Русскую Церковь, где со временем он стал представлять собой образ Богоматери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями и без мощей. В настоящее время епископы за богослужением должны носить панагию и крест как знаки высшей власти в Церкви, а в повседневной обстановке - только панагию.

Наперсник

Наперсник (Энколпион) - См. Нанедренник.

Наперсный крест

См. Крест наперсный.

Напрестольный крест

См. Крест напрестольный.

Настоятель

Настоятель - старшее по административной власти духовное лицо в монастыре или храме.

Наталия

Наталия (IV в.) - святая мученица, супруга святого мученика Адриана, пострадавшего при императоре Максимиане в Никомидии. Память 26 августа (8 сентября).

Нательный крест

См. Крест нательный.

Нафанаил

Нафанаил - см. Варфоломей.

Начало года

Древние римляне началом года считали март, потому что, по преданию, в марте Ромул основал Рим. В пасхальных вычислениях первым месяцем тоже считается март. Таким он считался на Руси и в гражданском употреблении до 1343 г., когда Поместный Собор постановил считать первым месяцем года сентябрь, по примеру Александрийской Церкви. Но с начала 1700 г. указом Петра I установлено считать вместе со всеми европейскими народами началом гражданского года 1 января. В таком порядке месяцы в гражданском летосчислении остаются до настоящего времени. Год, началом которого служит 1 сентября, остался только в церковно-богослужебном употреблении и называется церковным годом. Год, началом которого служит 1 января и который употребляется в гражданском общежитии, называется гражданским годом. Март же неизменно остался до наших дней началом и основанием пасхальных вычислений, и первое его число служит началом года, который называется пасхальным годом.

Начало обычное

Начало обычное - совокупность молитв, которыми начинается большая часть богослужений. Обычно читается чтецом. Состоит из благословения, молитвы Святому Духу «Царю Небесный» (от Пасхи до Вознесения вместо «Царю Небесный» читается пасхальный тропарь «Христос Воскресе»; от Вознесения до Пятидесятницы сразу читается Трисвятое), троекратного Трисвятого, малого славословия, молитвы Святой Троице, троекратного «Господи, помилуй», малого славословия, молитвы «Отче наш», возгласа священника «Яко Твое есть Царство...», «Господи, помилуй» 12 раз, малого славословия, троекратного призыва «Приидите, поклонимся...». Если несколько богослужений следуют непосредственно одно за другим, то перед первым из них произносится начало обычное, а перед последующими по благословении сразу читается «Приидите, поклонимся...».

Неделя

Неделя - древнерусское название воскресенья. Происходит от обычая не работать (не делать) в этот день. Неделя в современном понимании в церковно-славянском языке имеет название седмица (7 дней).

Неопалимая Купина

1. Горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Хорив (см. Исх. 3, 2); важнейший ветхозаветный прообраз Богоматери, непорочно зачавшей и родившей Сына Божия Иисуса Христа.

2. Наименование чудотворной иконы Матери Божией, символически раскрывающей сразу несколько аспектов ее почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа. В центре иконы располагается изображение Богоматери с Младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: гору из пророчества Даниила, лествицу Иакова, врата Иезекииля и т.п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками - зеленым и красным (естественный цвет купины и цвет объявшего ее пламени). Вокруг него, в свою очередь, располагаются изображения четырех ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, лествица Иакова, врата Иезекииля и древо Иесеево. Другая тема иконы - служение Ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы - их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды. Предание, повествующее о чудесах, совершенных по молитве перед иконой, не сохранило истории ее обретения; в русской иконописи она известна с середины XVI в. Празднуется 4 (17) сентября.

Неофит

Неофит (греч. «недавно насажденный») - недавно крестившийся член Церкви. Изначально словом «неофит» называли всякого человека, только что обратившегося к вере во Христа. Иногда такие «молодые» члены Церкви по неопытности проявляют неразумное усердие в вере, ведут себя слишком доверчиво или категорично, поэтому слово «неофит» приобрело дополнительный оттенок - «новичок в каком-либо деле». С этой точки зрения, неофитство как период «религиозного младенчества» каждый христианин должен постараться перерасти.

Непорочны

Непорочны - термин для обозначения одной из кафизм Псалтири (17-й) или, иными словами, 118-го псалма, целиком составляющего эту кафизму. Псалом начинается словами «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни...» По второму слову и весь псалом получил свое наименование. Он в течение церковного года занимает очень важное место. В обычные периоды года он должен стихословиться в субботы на утрене; он поется и на воскресной утрене, когда не положен полиелей, т.е. в большую часть года; он исполняется на парастасах, на отпеваниях и т.п. Он, в отличие от всех прочих кафизм Псалтири, делится не только на три части (славы), но, кроме того, словом «среда» в середине второй славы разделяется на две части, так как на некоторых заупокойных службах он исполняется не в три приема, а только в два. Издавна эта кафизма Псалтири имела особое назначение в богослужении, придавая ему особую торжественность. Отсюда и выражение «тропари по непорочных», то есть исполняемые после этой кафизмы. На заупокойных службах это тропари «Святых лик обрете источник жизни» с припевами 118-го псалма «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», а на недельной утрене «Ангельский собор» с теми же припевами.

Нестор Летописец

Нестор Летописец - преподобный, родился в 50-х гг. XI в. в Киеве, в 17 лет поступил в Киево- Печерскую обитель. Был послушником прп. Феодосия (память 3 (16) мая, 14 (27) августа). Постриг принял от игумена Стефана, преемника Феодосия. Чистотой жизни, молитвой и послушанием юный подвижник скоро превзошел даже известных печерских старцев. Был посвящен в иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты Затворника, впоследствии Новгородского святителя (память 31 января (13 февраля)). Прп. Нестор является составителем первоначальной истории нашего Отечества, или летописи, где он излагает по годам сказание о начале Русской земли и последующих событиях ее истории до 1100 г. Кроме того, им написано «Житие святых князей Бориса и Глеба», «Сказание о первых печерских подвижниках» и проч. Нестор достиг глубокой старости и мирно скончался около 1114 г.

♥ Память его празднуется 28 сентября (11 октября), 27 октября (9 ноября).

Несторий

Несторий - основатель секты несториан. Несторий происходил из бедного и незнатного рода; какое-то время он жил в монастыре в Антиохии, принял свящество и стал проповедником. При императоре Феодосии стал патриархом Константинопольским и в первое время выступил противником ариан. Впоследствии он сам оказался еретиком, проповедуя, что: 1) Пресвятая Дева Мария не должна называться Богородицей, так как она родила не Бога, а человека, с которым затем соединилось Слово Божие, предвечно рожденное от Отца. Поэтому Дева Мария может быть названа «человекородицей» или, в крайнем случае, «Христородицей»; 2) человек Иисус, рожденный от Марии, был только обителью Божества и орудием нашего спасения; 3) человек этот под действием Святого Духа стал Христом, т.е. помазанником, и Слово Божие пребывало с ним в особом нравственном соединении. Несторий был осужден на соборе в Эфесе. Против Нестория выступил свт. Кирилл Александрийский, и хотя православное учение о Христе как о единой личности в двух природах удалось отстоять, исторически этот спор так до конца и не был разрешен. Остатки несторианских общин и по сей день еще существуют в Ираке.

Нетварные энергии

Нетварные энергии - благодатные действия Божии, открывающие Бога тварному миру, позволяющие человеку сокровенным образом приобщаться Божеству. Православная Церковь, утверждая учение о запредельном, премирном Боге, одновременно указывает на возможность обожения тварного человека посредством доступных человеку нетварных энергий Божественной Сущности. Учение о непостижимом различии в абсолютно простом Божестве сущности и энергии было принято на Константинопольском Соборе 1351 г.

Неупиваемая Чаша

Неупиваемая Чаша - чудотворная икона Божией Матери, на которой Она изображается с молитвенно воздетыми руками, а Богомладенец - стоящим в чаше, которая является Чашей Причащения. Чаша воистину является неупиваемой, или неиспиваемой, потому что содержит в себе Господа Иисуса Христа, Тела и Крови Которого причащаются верующие.

Явление этого чудотворного образа произошло в 1878 г. Крестьянин Тульской губернии страдал от винопития, в результате чего у него отнялись ноги. Однажды во сне ему явился старец и посоветовал отправиться в Серпухов, в монастырь, где находится икона Божией Матери «Неупиваемая чаша», и отслужить молебен об избавлении от недуга пьянства. С трудом исполнил больной это указание и после молебна совершенно выздоровел. В лице явившегося ему во сне старца крестьянин узнал впоследствии прп. Варлаама. С тех пор по молитве перед иконой происходят исцеления от недугов пьянства и наркомании. В настоящее время икона находится в Высоцком монастыре в г. Серпухов.

♥ Празднование иконы 18 (5) мая.

Неф

Неф (от лат. «корабль») - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или обеих сторон рядом колонн или столбов.

Нечаянная Радость

Нечаянная Радость - чудотворная икона Божией Матери, на которой изображено чудо, описанное святым Димитрием Ростовским: один грешник молился Богородице и вдруг увидел на руках и ногах Богомладенца кровь, как на кресте у Спасителя. Он ужаснулся и спросил, кто это сделал, и Богоматерь ответила, что это сделали такие же грешники, как он. После видения человек раскаялся и стал жить праведно.

♥ Празднование 1 (14) мая и 9 (22) декабря.

Никео-Константинопольский Символ Веры

См. Символ веры.

Николай II

Статья большая, находится на отдельной странице.

Николай Чудотворец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Никон

Никон (Никита Минов; 1605-1681) - Патриарх Московский и всея Руси в 1652-1667 гг. Родился в 1605 г. в семье мордовского крестьянина, вскоре переселился в Москву, где получил приход. Десять лет продолжалась его супружеская жизнь, но все трое детей его умерли в младенчестве, и он, потрясенный горем, увидел в этом знак Божий. Никита уговорил жену принять иноческий постриг и сам в тридцать лет на Соловках, в Анзерском скиту, принял монашество с именем Никон.

В 1643 г. он стал игуменом в Кожеезерском монастыре. В 1646 г. игумен Никон был возведен в сан архимандрита московского Новоспасского монастыря. В это же время царь Алексей Михайлович приблизил его к себе и обычно по пятницам беседовал с ним на духовные темы. Избранный в 1649 г. митрополитом Новгородским Никон во время страшного голода и последовавшего затем бунта в Новгороде в 1650 г. проявил изумительную твердость духа и достоинство архипастыря.

Выбранный в 1652 г. Патриархом Московским и всея Руси, провел церковные реформы с целью унификации богослужения и церковных текстов. Деятельность Никона по исправлению книг и обрядов по греческим образцам вызвала протест значительной части русского духовенства, приведший к расколу Русской Православной Церкви. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» стало причиной разрыва патриарха с царем. В 1658 г. оставил патриаршество, удалился в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. В 1664 г. самовольно вернулся в Москву, но был выслан обратно. На церковном Соборе 1666-67 гг. лишен сана, сослан в Ферапонтов монастырь.

Нил Сорский

Нил Сорский (Николай Майков; ок. 1433-1508) - преподобный, происходил из рода бояр Майковых. Иночество принял в обители прп. Кирилла Белозерского (память 9 (22) июня). Здесь он пользовался советами благочестивого старца Паисия Ярославова, впоследствии игумена Троице-Сергиевой Лавры. Преподобный много путешествовал по Востоку, изучая монашескую жизнь в Палестине и на Афоне. Возвратясь на Русь, он удалился на реку Сору в Вологодской земле, поставил келию и часовню, где вскоре возникла обитель с новым в то время у нас скитским уставом, заимствованным прп. Нилом на Афоне. По завету прп. Нила, иноки должны были питаться трудом своих рук, милостыню принимать только в крайней нужде, избегать вещелюбия и роскоши даже в церкви; женщины в скит не допускались, монахам не разрешалось выходить из скита ни под каким предлогом, владение вотчинами отрицалось.

Расселившись вокруг небольшой церкви в честь Сретения Господня в лесу, в отдельных келиях по одному, по два и не более трех человек, скитники накануне воскресных и других праздничных дней собирались на сутки к богослужению. В остальные дни каждый молился и трудился в своей келье. Главным подвигом иноков была борьба со своими помыслами и страстями, в результате чего в душе рождается мир, в уме - ясность, в сердце - сокрушение и любовь. В своих письменных трудах - «Предание ученикам своим, хотящим жити в пустыне» и «Устав» - прп. Нил подробно излагает ступени этого спасительного мысленного делания. Первая ступень - отречение от мира, в частности, всяких мирских развлечений; вторая - непрестанная молитва, сопровождаемая памятью о смерти. В своей жизни святой подвижник отличался крайней нестяжательностью и трудолюбием. Он сам выкопал пруд и колодец, вода которого имела целительную силу. За святость жизни старца Нила глубоко почитали современные ему русские иерархи. Преподобный участвовал в Соборах 1490 и 1503 гг.

Избегая почестей и славы мира сего, он перед своей кончиной завещал ученикам бросить тело его на съедение зверям и птицам или похоронить без всяких почестей на месте его подвига. Скончался святой на 76-м году жизни 7 мая 1508 г. Мощи его, погребенные в основанной им обители, прославились множеством чудотворений.

♥ Память его празднуется 7 (20) мая.

Нимб

Нимб (лат. «облако», «туча») - сияние вокруг головы в изображениях Христа, Богоматери, святых и т.д. Означает святость.

Новолетие

Новолетие - начало церковного года, приходится на 1 сентября.

См. Начало года.

Новопреставленный

Новопреставленный - так называют в церковном обиходе усопшего (умершего) в первые сорок дней после смерти.

Новый Завет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ной

Ной - десятый и последний из допотопных патриархов, герой повествования о всемирном потопе (см. Быт. 6-9). Ной жил в то время, когда стало велико развращение человеков на земле и все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт. 6, 5), за что Бог решил истребить весь род человеческий. Ной же был человек праведный и непорочный в роде своем (Быт. 6, 9) и поэтому обрел благодать пред очами Господа (Быт. 6, 8). Бог сообщил Ною о своем намерении уничтожить все живые существа на земле грандиозным потопом, а ему повелел соорудить большой ковчег, чтобы взять туда с собой жену, трех своих сыновей, их жен и всех животных по паре, мужского и женского пола. На 600-м году жизни Ноя разразился потоп. Дождь лил на землю 40 дней, 150 дней вода на земле поднималась. Затем Бог навел на землю ветер, вода стала спадать, и ковчег пристал к горе Арарат.

Ной стал родоначальником послепотопного человечества, а через его сыновей Сима, Хама и Иафета получили свое название расы (семиты, хамиты и иафеты, или арийцы). По случаю прекращения потопа Бог заключил с Ноем завет, выразившийся в заповедях, одним из главных положений которых было запрещение человекоубийства под угрозой наказания смертью: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека (Быт. 9, 6).

Номоканон

Номоканон (греч. «закон», «правило») - византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся Церкви, составленные в VI-VII вв. и впоследствии дополненные. Одна из редакций «Номоканона» была положена в основу древнерусской «Кормчей книги» (XIII в.) - основного руководства по православному церковному праву в России.

Предыдущая страница Следующая страница