Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Православие. Словарь-справочник.
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПОП"-"ПЯТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПОП"-"ПЯТ")

Попразднство

Попразднство - дни после праздника, в которые на богослужении употребляются молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику. Попразднство имеют Пасха и двунадесятые (кроме праздника Входа Господня в Иерусалим) праздники. Попразднство Пасхи длится тридцать восемь дней (до Вознесения), попразднство других праздников - от одного до восьми дней. Последний день попразднства называется отданием праздника.

См. Праздники и празднования.

Поприще

Поприще - мера расстояния, упоминаемая в Новом Завете (см. Мф. 5, 41), составляющая 1480 м.

Поручи

Поручи - часть богослужебного облачения духовенства, широкие полосы плотной материи с изображением креста посередине, обшитые по краям лентой иного оттенка. Охватывая руку в запястье, поручи соединяются с внутренней стороны руки с помощью шнура, продеваемого в металлические петли на боковых краях его, а шнур обматывается вокруг руки, так что поручь плотно стягивает рукав подризника или подрясника и прочно держится на руке. При этом знамение креста оказывается на внешней стороне руки. Поручи надеваются на оба рукава и знаменуют собой Божию силу, крепость и мудрость, которые Бог дает священнослужителям для совершения Таинств. Знамением креста поручи означают, что не человеческие руки священнослужителей, а Сам Господь через них совершает Таинства Своей Божественной Силой.

См. Облачение.

Посвящение

1. Богослужение, во время которого совершается поставление в церковнослужители - в чтеца и в иподиакона, иначе называемое хиротессией (греч. «руковозложение»). В чтецы поставляют из мирян, в иподиаконы поставление совершается из чтецов. Посвящение совершается архиереем перед литургией. При посвящении в чтецы архиерей, возложив руку на голову посвящаемого, читает соответствующие молитвы, затем поются тропари, архиерей совершает крестовидный постриг, и посвящаемого облачают в короткую фелонь, архиерей опять читает молитву с возложением руки, новопосвященному дается читать Апостол, затем его переоблачают в стихарь. При посвящении в иподиакона посвящаемого облачают крестообразно орарем, архиерей читает молитву посвящения с возложением руки на голову посвящаемого.

2. Возведение в чины: а) архидиакона и протодиакона; б) протоиерея и протопресвитера; в) игумена и архимандрита. Совершается архиереем на литургии во время входа с Евангелием.

Послушание

Послушание - христианская добродетель, а также один из монашеских обетов.

Послушник

Послушник - человек, готовящийся к постригу в монахи и проходящий духовное испытание (искус) в монастыре.

Посох

1. См. Жезл.

2. Посох епископа, отличный от того жезла-посоха, который употребляется им за богослужением. Повседневный посох епископа - это обычно длинная деревянная палка с оправой и утолщением в верхней части из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Повседневный посох имеет гораздо более древнее происхождение, чем богослужебный жезл. Богослужебный архиерейский жезл отделился от обыденного повседневного посоха епископов потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям запрещается украшать себя дорогими и яркими одеждами и предметами в быту. Только за богослужением, где архиерей должен являть людям образ славы Небесного Царя, он облачается в особо украшенные ризы и головные уборы и принимает в руки благолепный жезл.

Пост

Пост - время усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания (особенно в пище животного происхождения). Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные посты установлены: в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель - сплошных седмиц; в праздник Воздвижения Креста Господня, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники. Многодневные посты: Великий пост; Петровский - начинается через неделю после праздника Троицы и кончается днем апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля); Успенский - с 1 (14) августа по Успение Богородицы 15 (28) августа; Рождественский - с 15 (28) ноября по рождественский сочельник 24 декабря (6 января). Великий пост, а также посты в среды и пятницы являются каноническими (см. 69-е правило св. Апостолов). Остальные посты являются уставными, т.е. введенными в практику через монастырский устав, впоследствии распространившийся и на мирян. Накануне однодневных постов и в течение многодневных не совершается венчание.

Постриг

1. Действие, совершаемое на некоторых богослужениях. Пострижение волос существовало в античном мире как символ служения (или рабства) и с этим значением вошло в христианское богослужение: а) пострижение волос совершается над новокрещеным после крещения в знак служения Христу; б) пострижение волос совершается во время посвящения над новопоставленным чтецом в знак служения Церкви.

2. Богослужение, совершаемое при принятии монашества. Соответственно трем степеням монашества существуют постриг в рясофор, в малую схиму и в великую схиму.

Постриг не клириков совершается монашествующим священником (иеромонахом, игуменом или архимандритом), клириков - архиереем. Чинопоследование пострига в рясофор состоит из благословения, начала обычного, тропарей, иерейской молитвы, крестовидного пострижения и облачения новопостриженного в рясу и камилавку. Пострижение в малую схиму совершается на литургии после входа с Евангелием. Перед литургией постригаемый ставится на паперти. При пении тропарей его вводят в храм и ставят перед Царскими вратами. Совершающий постриг спрашивает постригаемого об искренности, добровольности и т.п. и затем совершает постриг и наречение нового имени, после чего новопостриженного облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию, клобук, сандалии и дают четки. Пострижение в великую схиму совершается торжественней и дольше, облачают постриженного в те же одежды, кроме парамана и клобука, заменяемых аналавом и кукулем.

Потир

Потир (греч. «сосуд для питья») - священный сосуд в виде чаши на высокой подставке с круглым основанием, в котором во время евхаристического канона освящается и пресуществляется вино с водой в Кровь Христову (см. Дары Святые). Затем в потир опускается, во образ воскресения Господа, одна из четырех частей преломленного Агнца, ставшего Телом Христовым. Потир изображает собой чашу Тайной вечери (см. Лк. 22, 17). Из потира совершается причащение священнослужителей и мирян.

Похвала Богородицы

1. Особый праздник, установленный в память защиты Божией Матерью Царьграда от Аварского хана (625 г.) и отмечаемый в субботу пятой недели (седмицы) Великого поста.

2. Икона Божией Матери (находится на Афоне), представляющая Богоматерь на троне в окружении пророков с символическими атрибутами их пророчеств о воплощении Христа, о чудесном рождении Бога от Девы. На иконе изображается, как правило, не более тринадцати пророков: Иаков с лествицей, Моисей с Купиной, Валаам со звездой, Гедеон с руном, Иезекииль с вратами, Иеремия со скрижалью, Исаия с клещами и углем, Иессей и Аарон с процветшими жезлами, Давид и Соломон с моделями Иерусалимского храма и Даниил и Аввакум с горами. Известна с XV в.; сформировалась на основе более ранних икон Богоматери с пророками на полях ХI-ХII вв.

Пояс

1. Часть богослужебного облачения священника и архиерея. Надеваемый поверх подризника и епитрахили, представляет собой не очень широкую полосу материи с отделкой в виде полос иного цвета или оттенка по краям и нашитым в середине знамением креста. С двух концов пояса имеются ленты, которыми он связывается сзади, на пояснице. В церковном сознании с древнейших времен пояс был знаком духовной силы, подаваемой Богом для борьбы с грехом, и исполнения воли Божией, знаком целомудрия, отсечения плотских страстей, знаком бодрственной готовности ко всякому доброделанию в служении Богу и людям, а также знаком определенной духовной высоты и власти.

2. Часть облачения монаха и схимонаха.

Праведный

Праведный - святой, который, будучи мирянином и живя в миру, вел святую и праведную жизнь.

См. Чины святости.

Правило ко Святому Причащению

Правило ко Святому Причащению - молитвы и каноны, которые читаются верующими, когда они готовятся к Причащению. Содержатся в молитвослове и Следованной Псалтири.

Православие

Название Православие (греч. «ортодоксия») появляется у христианских писателей с появлением первых формул учения христианской Церкви и означает веру всей Церкви, в противоположность - гетеродоксии - разногласию еретиков. Позже слово Православие стало означать и совокупность догматов Церкви, его критерием признается неизменное хранение учения Христа и апостолов в том виде, в каком оно изложено в Св. Писании, Св. Предании и в древних символах Вселенской Церкви. Со времени отделения западной Церкви от восточной, название «православной» осталось за восточной, тогда как западная усвоила название «кафолической». В общем, нарицательном, смысле названия «ортодоксия» и «ортодоксальный» употребляются и другими христианскими вероисповеданиями, например, - «ортодоксальное лютеранство».

Праздники ветхозаветные

В Ветхозаветной Церкви праздничные дни были указаны и узаконены самим Богом. Важнейшие из них следующие. Суббота - по выражению раввинов, царица праздников. Праздновать субботу установлено потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения. Пасха и праздник опресноков, установленный в память избавления евреев от плена и рабства египетского. Пятидесятница, называемая праздником седмиц и праздником жатвы, в 50-й день после Пасхи установлена в память синайского законодательства для принесения благодарения Богу за новые плоды земные. Праздник Труб, служивший началом нового еврейского года, начинавшегося в первый день осеннего месяца тисри. День Очищения - в 10-й день месяца тисри, праздник, в который первосвященник однажды в год входил в Святое Святых с кровью жертвенного животного и кропил над очистилищем для очищения грехов народа.

Праздник Кущей - в 15-й день седьмого месяца, в воспоминание странствования евреев в пустыне, когда они, останавливаясь, жили в палатках. Новомесячие - начало каждого нового месяца - возвещалось звуком труб и освящалось жертвоприношениями, что показывало евреям, что Бог есть начало всего и что все к Нему должно возвращаться. Особенным празднеством для евреев был субботний год. Каждый седьмой год по Закону Моисееву должен был считаться священным (см. Исх. 23, 10-12). В этот год прекращалось земледелие, прощались долги должникам, всенародно читался Закон, самородные плоды делались общим достоянием для всех по всей земле. Еще более торжественным и радостным празднеством был год юбилейный, или пятидесятый (см. Лев. 25, 8-13). Кроме предписаний субботнего года, в юбилейный год объявлялась свобода на земле всем ее жителям, возвращались наследственные земли потерявшим их владельцам. Впоследствии к великим праздникам были присоединены еще следующие: праздник Пурим - в 14-й и 15-й день адара, установленный в память избавления евреев от гибели, уготованной им Аманом (см. Есф. 9); праздник Дровоношения, т.е. доставления дров для храма, установленный Неемией (см. Неем. 10, 34; 13, 31); праздник Обновления храма, установленный Иудой Маккавеем (см. 1 Мак. 4, 59; Ин. 10, 22), а также праздник, установленный в память победы, одержанной Иудой над Никанором (см. 1 Мак. 7, 49), и праздник, установленный в память взятия и очищения Иерусалимской крепости первосвященником Симоном Маккавеем (см. 1 Мак. 13, 52).

Праздники и празднования новозаветные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Праздников знаки

Праздников знаки (в Типиконе) - Имеется шесть разрядов богослужебных последований в зависимости от значения прославляемого события. В Типиконе и Месячной Минее каждый праздник имеет особый знак, указывающий на его разряд:

Праотцы

См. Чины святости.

Предложение

См. Жертвенник.

Предначинательный псалом

103-й псалом, который поется или читается в начале вечерни. Посвящен прославлению красоты сотворенного мира и величия Создателя.

Предпразднство

Предпразднство - дни перед праздником, в которые на богослужении начинают петься или читаться молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику. Предпразднство имеют двунадесятые (кроме праздников Вознесения, Пятидесятницы, Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие праздники. Предпразднство праздников длится от одного до пяти дней.

См. Праздники и празднования.

Предстоятель

1. Епископ или священник, совершающий Таинство Евхаристии.

2. Именование первоиерарха, возглавляющего Поместную Церковь, обусловленное тем, что единственным главой Церкви Православие считает Иисуса Христа.

Преображение Господне

Преображение Господне - один из двунадесятых праздников Православной Церкви. Посвящен событиям, описанным в Евангелии (см. Мф. 17, 1-13; Лк. 9, 28-36; Мк. 9, 2-12). После беседы о Кресте и о славе Своего Царствия Иисус Христос, в бытность Свою в Галилее, взял из учеников Своих трех свидетелей воскресения дочери Иаировой: Петра и двух братьев, Иакова и Иоанна, и с ними одними пошел на самую высокую в том месте гору - Фавор, чтобы там помолиться. Взойдя на вершину горы, Он стал на молитву, а ученики Его сели отдохнуть и от утомления уснули. Во время этой молитвы произошло чудесное преображение Иисуса Христа, и ученикам Его открылась слава Его как Единородного от Отца. Вид лица Его изменился: оно просияло, как солнце. Одежды Его сделались белы, как снег, и заблестели, как свет. И из другого мира предстали два величайших пророка: законодатель Моисей и ревнитель по Богу Илия. Они явились в прославленном виде и беседовали с Иисусом Христом о последних днях Его земной жизни, которую Он должен окончить в Иерусалиме. Пробудились апостолы и увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. Сердца их наполнились неизъяснимым восторгом, впрочем, они наблюдали и слушали в глубоком молчании. Но когда пророки отходили от Иисуса Христа, Петр не удержал порыва восторженной души и воскликнул: «Наставник! Равви! Господи! Как хорошо нам здесь! Если хочешь, поставим здесь три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». Когда он это говорил, вдруг явилось светлое облако и осенило их, и сошел из облака глас: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором все Мое благоволение; Его слушайте». Услышав этот голос, ученики пали на лица свои от страха. Но Иисус Христос подошел к ним и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Когда они поднялись, то около себя никого уже не видели, кроме одного Иисуса Христа. Когда сходили с горы, Иисус Христос повелел им никому не рассказывать, что они видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

♥ Событие это празднуется Православной Церковью 6 (19) августа.

Преосвященство

Преосвященство - титул епископа, употребляемый при обращении к нему: «Ваше Преосвященство...» или в 3-м лице: «Его Преосвященство...».

Преподобномученик

Преподобномученик - монах, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа.

См. Чины святости.

Преподобный

Преподобный - общее наименование святых иноков, достигших высоты монашеского делания и являющихся образцом монашеской жизни.

См. Чины святости (разряды)

Пресвитер

Пресвитер (греч. «старец», «старейшина») - См. Священнослужители.

Престол

Престол - стол, находящийся в середине алтаря, освященный архиереем для совершения на нем литургии. Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Приступать к престолу разрешается исключительно священнослужителям. Делается из дерева или камня высотой около метра, облачается в две одежды - нижнюю белую, называемую срачицей (ср.: сорочка - нижняя одежда человека), обвитую вервием, и в верхнюю цветную, называемую индитией (см. Облачение престола). На престоле полагаются антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах над престолом устанавливается киворий (сень).

См. Алтарь.

Престолы

Престолы - название одного из 9 чинов ангельских, упоминаемых в Священном Писании. Отцы Церкви отводят Престолам место 3-го чина 1-й степени после Херувимов и Серафимов. Основываясь на их имени, можно, мысля символически, представить, что Господь Вседержитель «восседает на них, как на троне или престоле». Такая образная символика встречается на православных иконах, где Престолы, в виде огненных колес с глазами и крыльями, поддерживают подножие трона Спасителя.

Престольный (Храмовый) праздник

Престольный (Храмовый) праздник - день, в который отмечается праздник или память святого, во имя которого освящен храм или придел храма.

Пресуществление

Пресуществление - термин, обозначающий в православном богословии с XV в. момент становления хлеба и вина Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. В православной догматической литературе термин «пресуществление» подробно сформулирован в «Послании восточных патриархов о православной вере». В пресуществлении Церковь видит чудо всемогущества Божия, подобное сотворению Богом мира из ничего. Самое существо хлеба и самое существо вина прелагается в существо истинного Тела и Крови Христовой, действием Святого Духа, Которого священник призывает в это время для совершения Таинства, молитвою и словами: «Ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сия и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым».

Придел

Придел - дополнительный алтарь с престолом. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресенья) в одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству приделов), т.к. в Православной Церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле (так же, как и священник не может совершать более одной литургии в день).

См. Храм.

Примиrирий

1. Свещеносец, или лампадчик - церковнослужитель, в обязанность которого входит ношение перед архиереем при его служении лампады или подсвечника с одной свечой.

2. См. Светильник.

Припев

1. Стих Священного Писания, полагаемый Уставом перед стихирами; перед одними стихирами - это стихи из псалма «Хвалите Господа» (точнее, Пс. 148, 149, 150), перед другими - из псалма «Господи, воззвах» (точнее, Пс. 140, 141, 129, 116), пред иными - из других псалмов.

2. Молитвенное обращение перед тропарями канона к тем, кому поется канон. В современной практике читается вместо библейских песен. Так, например, при воскресном каноне - припев: «Слава, Господи, святому воскресению Твоему»; при каноне Богородице - припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас»; припев перед каноном свт. Николаю: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас».

3. Песнопение, которое в великие Господни и Богородичные праздники и отдания их поются на утрене после 8-й песни канона, вместо «Честнейшей».

4. «Троичное величание», которое поется на воскресной полунощнице.

Притвор

Притвор - западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой - проход в среднюю часть храма. Собственное название притвора - трапеза, поскольку в ней в древности устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших. Притвор имеет богослужебное назначение. В нем по Уставу должны совершаться литии на великих вечернях, панихиды по усопшим и др. В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений, венчаний.

Притча

Притча - поучительный рассказ, в котором информация подается в образной форме, через примеры. Для лучшего понимания народом Своего учения Иисус Христос часто говорил притчами.

Приход

Приход - община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея.

Высшим органом управления прихода является Приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем Приходского собрания. Исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания является Приходской совет; он подотчетен настоятелю и Приходскому собранию.

Причастен

Причастен (киноник)

(греч. «приобщение»)

стих, который поется перед причащением верующих за литургией во время причащения священнослужителей. По своему содержанию причастен имеет отношение к воспоминанию текущего дня или праздника, поэтому различаются причастны дня, святого, праздника.

Причащение

Причащение (Евхаристия) - Таинство Православной Церкви. При Причащении человек под видом хлеба и вина принимает Плоть и Кровь Иисуса Христа, становится таким образом причастным ко Христу. Таинство Причащения совершается архиереем или священником во время литургии.

См. Литургия.

Причт

См. Клир.

Прокимен

Прокимен (греч. «предлежащий») - краткое изменяемое молитвословие, состоящее преимущественно из строк псалмов (за исключением литургийного прокимна «Величит душа Моя Господа...» (см. Лк. 1, 46-48), читаемого в праздники, посвященные Богородице). Прокимен используется применительно к значению праздника или дня, произносится перед чтением Священного Писания: паримий, Апостола и Евангелия; преобразовательно выражает главную мысль читаемого, а если чтения не положено - указывает на общее значение дневной службы. В IV-V вв. прокимном был псалом, предварявший богослужебное чтение из Нового Завета. Прокимен читался и пелся чтецом и хором. Впоследствии текст прокимна сократился, в настоящее время малый прокимен состоит из двух строф, а великий - из пяти. Великий прокимен возглашается священником (или дьяконом) на вечерне (без чтения из Нового Завета). Малый прокимен возглашается: а) священником (или дьяконом) перед чтением Евангелия на праздничной утрене; б) чтецом перед чтением Апостола или паримии на литургии и на других богослужениях. Священник (диакон или чтец) громко произносит прокимен, и хор вторит ему. Потом хор на каждый возглашаемый стих отвечает прокимном. В заключение произносится первая половина прокимна, а хор заканчивает его.

Пролог

См. Агиография.

Промысл (Промысел) Божий

Божественная деятельность, сохраняющая мир и направляющая его к предназначенной ему цели бытия, непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией. В понятии о Промысле Божием дается указание, что Промысл Божий открывается преимущественно в двух действиях: сохранении и управлении. Сохранением мира называется то действие Промысла Божия, которым как весь мир и все существа, в нем находящиеся, так и силы всех существ с их деятельностью, поддерживаются в бытии. Управление Божие состоит в том, что Бог все действия и события как в мире вещественном, так и в мире нравственном направляет к предположенной Им цели творения.

Действия Промысла Божия обнимают не только великие предметы мира, не только роды и виды существ, равно общие силы и законы природы, но простираются и на малые вещи, на все неделимые и частные явления природы. Отсюда разделяют Промысл Божий на два вида: общий и частный. Общий Промысл - тот, который объемлет мир весь вообще, как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами, частный - тот, который простирается на частные предметы и явления, на частные существа и на каждое из неделимых, какими бы малыми они ни казались. Святые отцы называли Божественный Промысл словом «попечение».

Проповедь

Проповедь - наставление, преподаваемое в храме с целью поучения. Православная Церковь считает необходимым для проповеди благодать Таинства Священства и признает право проповеди лишь за пресвитерами и епископами.

Пророк

1. Человек, предсказывающий будущее.

2. Лицо, возвещающее людям слово назидания, увещания и утешения по особому внушению Святого Духа (см. 1 Кор. 14, 3).

Пророки, труды и изречения которых известны из Священного Писания, следующие: Енох, Ной, Авраам и другие патриархи, Моисей, Аарон, Мариам - сестра Моисея, Девора-пророчица, Самуил, Гад, Нафан, Асаф, Ирифун, Еман, Давид, Соломон, Ахия, Иоиль-прозорливец, человек Божий из Иуды, пророчица Олдама, Азария, Анания, Илия, Елисей, Иона, Амос, Осия, Иоиль, Исаия, Михей, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Аггей, Варух, Захария, Малахия, Захария - отец Предтечи, Симеон Богоприимец, Анна-пророчица, Иоанн Креститель, Агав и т.п.

По пророческим книгам в Священном Писании пророки делятся на больших и малых. Большими называются: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил по обширности оставленных ими после себя пророческих книг. Меньших пророков 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Они называются меньшими потому, что оставили после себя книги меньшего объема сравнительно с книгами больших пророков. Особенный предмет предсказаний ветхозаветных пророков составлял Мессия - Христос и судьбы веры и Церкви Христовой и всего мира. Пророки охватили в своих пророчествах все обстоятельства земной жизни Господа и главнейшие судьбы веры и Церкви: рождение Господа от Девы, место Его рождения, бегство Его в Египет, избиение вифлеемских младенцев, явление перед Ним Предтечи, Его общественное служение, святую жизнь и дела, предание Его одним из учеников за 30 сребреников, Его осуждение на крестную смерть, Его страдания, пронзение рук и ног, распятие между злодеями, разделение Его одежд, напоение оцетом (уксусом), смерть и чудеса при смерти, прободение ребер, погребение между богатыми, Его воскресение из мертвых, вознесение на небо, сидение одесную Бога Отца, ниспослание Святого Духа, проповедь апостолов, просвещение язычников и распространение Церкви до пределов Вселенной, последние времена мира, пришествие Антихриста, второе пришествие Господа, воскресение мертвых, Страшный cуд и решение участи всех людей, добрых и злых, праведных и грешных, и, наконец, вечное царство Христово. Священное Писание свидетельствует о том, что через пророков говорил Святой Дух и что книги, составленные ими, писаны по вдохновению Духа Божьего. Так, апостол Петр пишет: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21).

См. Чины святости.

Проскомидия

Проскомидия (греч. «приносить») - первая часть литургии, во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения Таинства Евхаристии. Совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во время чтения часов. Хлеб употребляется дрожжевой («квасной») пшеничный, вино - красное, виноградное, разбавленное водой. Для проскомидии используются пять служебных просфор (из первой вырезается Агнец, из остальных четырех - частицы, знаменующие состав Церкви Небесной и земной, именно: из второй - частица в память Богородицы, из третьей - девять частиц в память Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, равноапостольных, последняя частица вынимается в память составителя литургии - свт. Иоанна Златоуста или свт. Василия Великого, из четвертой просфоры вынимаются частицы в память живых, из пятой - в память умерших). Кроме того, вынимаются также частицы и из подаваемых верующими просфор о здравии и упокоении с поминовением имен. Вынутые из просфор частицы в конце литургии погружаются в святую Чашу при произнесении священником слов: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». После этого просфоры являются освященными и благоговейно вкушаются верующими прежде принятия всякой пищи.

См. Просфора.

Просфора

Просфора (греч. «приношение») - богослужебный литургический хлеб, употребляемый для Таинства Евхаристии и для поминовения во время проскомидии живых и мертвых. В древности - приношения христиан, лучшая часть которых служила для Евхаристии, остальное употреблялось для вечери любви (см. Агапа) после литургии. После обособления литургии от вечери любви название просфоры сохранилось лишь за хлебом, употребляемым для совершения литургии. Этот хлеб обычно имел сплюснутую круглую в плане форму с оттиснутым на нем изображением креста. Позже при кресте появилась надпись IС ХС НИ КА (Иисус Христос Победитель). У сирийцев и египтян печать на просфоре представляла собой несколько больших изображений креста посередине и много малых крестов вокруг.

Употреблялись также хлебы с печатью приносившего их лица. С VI в. некоторые Церкви стали издавать постановления о том, чтобы внешний вид просфор, употребляемых на литургии, во всех приходах данной Церкви был одинаковым. В Русской Православной Церкви в настоящее время употребляются просфоры, состоящие из двух соединенных между собой круглых частей, верхней и нижней, в ознаменование двух естеств Иисуса Христа - Божественного и человеческого. Готовятся просфоры из квасного (т.е. дрожжевого) теста, состоящего из пшеничной муки, воды и соли. На просфоре помещаются изображения креста с надписью IС ХС НИ КА (Иисус Христос Победитель). Такая печать на просфоре Русской Церкви утверждена Большим Московским Собором 1667 г. Печать на просфоре бывает или круглая, или четырехугольная. Четырехугольная печать и часть, называемая Агнцем, таинственно изображает Божество и человечество Христа, Сына Божия. В некоторых храмах, особенно в монастырях, в виде исключения, допускается применение печати с изображением праздника, иконы или святого, особо чтимых в данной местности. Просфоры с такими печатями обычно предназначаются для раздачи верующим, для совершения Божественной литургии не употребляются. Правда, имеются местные обычаи, когда частицу в честь Божией Матери на проскомидии вынимают из просфоры с Ее изображением.

Протодиакон

Протодиакон - старший дьякон в белом духовенстве. Звание протодиакона дается в качестве награждения.

См. Священнослужители.

Протоиерей

Протоиерей - старший священник в белом духовенстве. Звание протоиерея дается в качестве награждения.

См. Священнослужители.

Протопресвитер

Протопресвитер - высшее звание белого духовенства.

См. Иерей.

Псалмодия

Псалмодия - распевно-речитативное чтение Священного Писания, мелодическая декламация, заимствованная христианством из древнееврейского храмового богослужения. Ритмика псалмодии определяется грамматическими и логическими акцентами текста.

Псалом

Псалом - религиозная песнь из Псалтири. Большинство псалмов написаны пророком и царем Давидом. Из еврейского богослужения псалмы перешли в христианское.

Псаломщик

Псаломщик - церковнослужитель в дореволюционной России, в обязанности которого входило читать и петь при богослужении, возжигать свечи, подавать кадило, следить за чистотой алтаря и т.д.

См. Церковнослужители.

Псалтирь

Псалтирь (греч. psalterion - название музыкального инструмента) - См. Богослужебные книги.

Псалтирь Следованная

Псалтирь Следованная - богослужебная книга, содержащая Псалтирь, разделенную на двадцать кафизм, с указанием тропарей и молитв, читаемых после кафизм. В книге могут помещаться часослов и месяцеслов.

Псальма

Псальма (греч. «псалмы») - духовная песня-гимн на текст, заимствованный из Псалтири. Разновидность канта. В XVI в. получила распространение в Польше, позднее - на Украине, со 2-й пол. XVII в. - в России. Подобно канту, псальма - куплетная, преимущественно 3-голосная песня для небольшого ансамбля певцов. Во 2-й пол. XVIII в. в связи с развитием светской музыки вытесняется кантом.

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пустынь

Пустынь - монастырь или скит, находящийся (или изначально построенный) в отдаленном пустынном месте.

Пядь

Пядь (Пядень) - мера длины, упоминаемая в Ветхом Завете (см. Исх. 28, 16; 39, 9; 1 Цар. 17, 4; Пс. 38, 6; Ис. 40, 12; Иез. 43, 13), равная расстоянию от конца мизинца до конца большого пальца растопыренной ладони.

Пятидесятница

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пятикнижие

Пятикнижие - общее название для первых пяти книг Библии: Бытия, Исхода, Левита, Числ и Второзакония. В самой Библии Пятикнижие называется «Книгой закона Моисеева», «Законом» (Тора), «Книгой закона Яхве» и т.д. Книги эти носят как исторический, так и законодательный характер.

Предыдущая страница Следующая страница