Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Православие. Словарь-справочник.
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

Царица Небесная

Царица Небесная - наименование Богородицы в Православии. Такое почитание объясняется исключительными достоинствами Матери Божией. Чистота и великая святость жизни позволили Ей первой из всего рода человеческого достичь цели, поставленной перед людьми, и перейти из времени в вечность, в Царство Небесное. И все мы, припадая перед ликом Пречистой в молитве и благоговении, неустанно ищем у Нее заступничества и помощи во многих скорбях и напастях.

Царские Врата

Царские Врата - двустворчатые, особо украшенные двери иконостаса, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них исходит Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах.

Царскими же назывались в древности и врата, ведущие из притвора в храм, поскольку через них проходили византийские императоры и перед ними снимали свои короны, оружие и прочие знаки императорской власти.

Царство Божие

Царство Божие (Царство Небесное) - изображается Евангелием в противоположность иудейским представлениям о царстве Мессии как Царство внутреннее, духовно-нравственное, для вступления в которое требуются и условия чисто нравственные - покаяние и вера. По учению Христа, оно принадлежит лишь тем, кто жаждет правды, кто готов терпеть гонение за правду, кто сознает свою нравственную беспомощность. На вопрос фарисеев, когда придет Царствие Божие, Христос отвечал, что не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 20-21).

Внутренняя природа Царства Божия яснее всего изображена в Нагорной проповеди, главная тема которой выражена в словах: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20). Идею Царства Божия Спаситель разъяснял также многими притчами - о сеятеле (см. Мф. 13, 4-8, 18-23), о плевелах (см. Мф. 13, 24-30, 36-40), о горчичном семени (см. Мф. 13, 31-32).

Цвет облачения

Облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения - белого, красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, черного. Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий. В праздники, посвященные дням памяти пророков, апостолов и святителей, цвет облачений царский - золотой или желтый всех оттенков. В праздники Пресвятой Богородицы и бесплотных ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников - голубой или белый, обозначающий особую чистоту и непорочность. В дни памяти Креста Господня - фиолетовый или темно-красный, знаменующий силу Духа и крестный подвиг Спасителя. В праздники преподобных и юродивых - зеленый.

В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Святого Духа и Вербное воскресенье. В посты цвет облачений бывает темный (темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный). В черных облачениях обычно служат в будни Великого поста. Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях, ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет определен и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собой Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие. Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет - красный с золотом. По существующей традиции на Пасху, как на «праздников праздник», священник облачается по очереди в облачения разного цвета.

Целибат

Целибат (лат. «холост») - безбрачие духовенства.

Церковно-славянский язык

Церковно-славянский язык - язык, на который в IX в. был сделан перевод Священного Писания и богослужебных книг первоучителями славян свв. Кириллом и Мефодием. На Руси удерживался в качестве литературного языка до середины XVIII в. Как язык богослужебный используется у всех православных славян и сегодня.

Церковнослужители

Кроме трех священных чинов (епископ, священник, диакон) в Церкви существуют еще низшие служебные должности: иподиаконы, псаломщики (дьячки) и пономари. Они, принадлежа к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через Таинство Священства, а только по архиерейскому благословению. См. Хиротесия.

Обязанность псаломщиков - читать и петь как при богослужении в храме на клиросе, так и при совершении священником духовных треб в домах прихожан. Пономари должны созывать верующих к богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее. В современной богослужебной практике обязанности псаломщика и пономаря исполняют алтарники.

Иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священные одежды, держат светильники (трикирий и дикирий) и подают их архиерею для благословения ими молящихся.

Церковь Христова

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница