Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Энциклопедия иудаизма
Статьи на букву "С" (часть 2, "СИМ"-"СЫН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СИМ"-"СЫН")

Симхат Тора

Праздник 22-го Тишри. Дословно: "радость Торы".

Причиной праздника служит завершение годичного чтения Торы по Субботам. Согласно обычаю прочитывать всю Тору в течение всех Суббот года, день завершения чтения приходится на Ацерет* (восьмой день Суккот*). Главный ритуал этого праздника - кружения со свитками Торы, совершаемые в синагогах во время вечерней и утренней молитв.

Со временем С.Т. превратился в народный праздник, в котором участвуют евреи всех возрастов.

Кружения сопровождаются пением и танцами со свитками Торы, и дети принимают активное участие во всеобщем веселье. Многие из них держат цветные флажки, на которых сверху насажены яблоки с воткнутыми в них горящими свечами, символизируя написанное: "...ибо мицва* - свеча, а Тора - свет".

Во время утренней молитвы вызывают всех мужчин к Торе. Последний восходящий к Торе, чтобы завершить ее годичное чтение, называется "хатан Тора" ("жених Торы"), а восходящий к ней за ним, чтобы начать новый годичный цикл чтения, называется "хатан Брейшит".

Синагога

Статья большая, находится на отдельной странице.

Синедрион

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сирота

Сирота (Ятом)

"Каждый обязан быть внимателен к С. и вдовам, ибо дух их надломлен и унижена душа их, даже если они состоятельны. Даже к вдове и С. царя обязаны мы быть предупредительны, ибо сказано: "Никакой вдовы и С. не притесняйте" (Исх. XXII, 21). Как же вести себя с ними? Говорить с ними мягко и почтительно, не изнурять тела их тяжкой работой и не корить сердца их упреками, и беречь их имущество тщательнее, чем свое собственное. Каждый, кто обижает и печалит их, причиняет им боль, угнетает их или наносит ущерб их имуществу, - преступает закон Торы; тем более тот, кто бьет или проклинает их. Кара за это указана в Торе: "И разгневаюсь Я на вас, и поражу вас мечом..." (там же, 23). Союз заключил Вседержитель со вдовами и С, и если вопиют они, притесняемы, слышен вопль их на небесах, как сказано: "...Если возопиет ко Мне, услышу Я вопль его" (там же, 22).

Сколь прекрасна...

Сколь прекрасна... ("Ма яфит...")

Напев, начинающийся словами: "Сколь прекрасна и полна услады ты, Суббота". Поют его в ночь на Субботу во время трапезы. Автор напева Мордехай бар Ицхак Хазак. Напев этот вдохновлял слушателей своей особой мелодичностью, и многие из польских панов требовали от своих "дворовых" евреев петь для них "С.П.". "Дворовые" евреи, жившие в полной зависимости от пана, исполняли этот напев в присутствии его семьи. Отсюда позорная кличка "ма яфит", дававшаяся каждому еврею, который подобострастен перед иноверцами или сильными мира сего. Хасиды* воздерживались от исполнения этого напева в Субботу, и поэтому, быть может, он был упразднен.

Скорбящие по Сиону

Скорбящие по Сиону (Авелей Цион)

Многие из народа Израиля, пережившие разрушение Второго Храма, соблюдали траур и отказывались от наслаждений этого мира. В Талмуде сообщается: "Наши учителя учили: После разрушения Второго Храма в Израиле было много отшельников, которые не ели мяса и не пили вина. Сказал им р. Иегошуа: Почему вы не едите мяса и почему вы не пьете вина? Сказали ему: Как будем есть мясо, от которого совершали приношения на жертвеннике, а теперь [эти жертвоприношения] не совершаются? Как будем пить вино, от которого совершали возлияния на жертвеннике, а теперь их не совершают? Сказал им: Если так, не будем есть хлеб, ибо хлебные приношения тоже не совершаются.

- Можно [питаться] фруктами...

- Фрукты не будем есть, потому что нет приношения первых плодов.

- Можно другими фруктами...

- Воду не будем пить, потому что нет возлияния воды.

Они [отшельники] молчали. Сказал им: Дети мои, вот что скажу я вам: не скорбеть невозможно, потому что трагедия произошла; скорбеть сверх меры невозможно, ибо ограничения возлагают на общество тогда, когда большая часть общества может выдержать их. Но так сказали мудрецы: Когда человек белит свой дом, пусть не белит до конца; когда человек готовит трапезу, пусть убавит немного; когда женщина надевает украшения, пусть уменьшит немного, как сказано: "Если забуду тебя, Иерусалим, [...] да прилипнет язык к гортани моей". А всякий скорбящий по Иерусалиму удостоится увидеть радость его, как сказано: "Возвеселитесь с Иерусалимом [...] и радуйтесь ему все любящие его; возрадуйтесь с ним радостью все скорбящие о нем" (Иc.LXVI, 10).".

С.п.С. можно было встретить во всех концах диаспоры, а также в Стране Израиля. После завоевания страны арабами, когда евреям было разрешено жить в Иерусалиме, в городе поселились многие из С.п.С. Застольная молитва в доме находящегося в трауре включала также утешение С.п.С: "Утешь, Господи, Б-же наш, скорбящих по Сиону и скорбящих по Иерусалиму". Этот стих включен также в молитву "Нахем" ("Утешь") в "Минхе" 9 Ава.

Скрижали Завета

Скрижали Завета (Лухот ха-брит)

Когда кончил Господь говорить с Моисеем на горе Синай, Он дал ему две скрижали откровения - "...каменные скрижали, исписанные перстом Божьим" (Исх. XXXI, 18). Эти две С, на которых выбиты были десять заповедей, стали основой Завета, союза между Израилем и его Богом. "И были С. эти деянием Божьим, а письмена - письмена Божьи, начертанные на С." (Исх. XXXII, 1.).

Когда сошел Моисей с горы Синай и увидел, что евреи поклоняются золотому тельцу, он в гневе разбил С. По прошествии времени сказал Господь Моисею: "Вытеши себе две каменные С., как первые, и взойди ко Мне на гору и сделай себе кивот деревянный. И напишу Я на С. те же слова, что были на первых скрижалях, которые ты разбил, и положи их в кивот" (Втор. X, 1-2).

Кивот (ковчег), где хранились С, назывался "кивотом завета". Кивот со скрижалями хранился в Святая Святых : вначале - в шатре соборном, а через много лет - в Храме, который построил Соломон в Иерусалиме. Согласно одному преданию, кивот был скрыт в период Иошиягу; по другой версии - был увезен в Вавилон после разрушения Храма.

С. хранились в кивоте вместе с обломками первых С, которые разбил Моисей.

Во всех еврейских общинах на внутренних стенах синагог и на ковчежцах, в которых хранятся свитки Торы, изображены СЗ. с начертанными на них десятью заповедями.

Скромность

Скромность, или Смирение

(Анава)

Человек всегда должен быть скромен в своих поступках - с отцом своим и матерью своей, и с учителем своим, и с женой, и с детьми, и с ближними, и с дальними, и даже с гоем на рынке, дабы быть любимым на небесах и приятным на земле, и принятым среди людей, и дабы всю свою жизнь сохранять доброе имя (Учение Двей Элиягу,15).

С. - одно из важнейших нравственных качеств. "...И следует тебе учиться у Моше Рабейну, да почиет он в мире, который достиг совершенства умственного и нравственного до пророческой степени. Он был велик в Торе, велик в мудрости, велик в пророчестве, но прославил его Господь за смирение его и сказал: "А муж Моисей - смиреннейший из всех людей, которые на земле" (Чис. XII, 3)" (Рамбам*, "Перуш ха-мишнайот").

Особую С. должен человек проявлять в своей учености: да не возгордится он своими знаниями, и если он чего-либо не знает, да не постесняется спросить даже у менее мудрого, а тем более, у мудрейшего.

Скромность в обычаях

Скромность в обычаях (Цниут)

Сдержанность, отказ от всего, что аморально и невежливо по отношению к другим. Сказал р. Йоханан: "Если бы не была дарована нам Тора*, мы учились бы С. от кошки, которая прикрывает свои испражнения песком". Человек обязан вести себя скромно; даже когда он наедине с самим собой, из почтения к Всевышнему.

Человек должен относиться почтительно к ближнему; должен быть скромен в еде и питье: нельзя вытирать блюдо хлебом, нельзя собирать крошки со стола.

Смерть

Смерть (Мавет)

Многие библейские стихи убедительно свидетельствуют, что еще в период Праотцев господствовала вера в то, что мертвые не исчезают совершенно, но после С. человек покоится со своими предками, а душа его продолжает существовать вне тела. Тело же бездыханно: "Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восславит Тебя..." (Ис XXXVIII, 18). Мертвые в преисподней не помнят о Господе, "ибо в С. нет памяти о Тебе..." (Пс. VI, .). Из Торы и Пророков очевидно, что исходной точкой является вера в Господа, дающего жизнь всему живому, и душа живого человека - от Господа: "И создал Господь Бог человека из праха земли, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек живым существом" (Быт. 11,7). Власть Господа повсеместна, и нет ничего неподвластного ей. Иов выражает надежду, что удостоится когда-нибудь восстать из мертвых и узреть лучезарный лик Господа. С распространением веры в Единого Бога, в то, что Он - источник жизни, праведность стала аналогом жизни, а нечестие и безбожие - аналогом С: "Смотри, Я предложил тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло. Ибо заповедаю тебе сегодня любить Господа, Бога твоего, следовать путями Его и соблюдать заповеди Его, и уставы Его, и законы Его, дабы ты жил и размножился..." (Втор. XXX, 15-1.).

С. - это наказание Божье, но придет день, и упразднит Господь С. навеки: "Изведет С. навеки и высушит Господь слезы со всех лиц, и грех народа Его устранит со всей земли" (Ис. XXV, 8). Мертвые восстанут из могил: "Оживут мертвецы Твои, восстанут умершие. Преобразитесь и ликуйте, лежащие во прахе..." (Ис. XXVI, 19).

Множество традиций связано с проводами усопшего и погребением. Но они разные в разных общинах. Все делается в честь усопшего. Возвращающийся с кладбища или из дома, где лежит тело усопшего, должен омыть руки прежде, чем войдет в жилой дом. По этой же причине ставят умывальники у выхода с кладбища. Запрещено целовать мертвого, даже самого близкого родственника.

Смирение

Смирение - см. Скромность

Смиха

Смиха - см. Право на звание раввина

Соблюдающие Субботу

Соблюдающие Субботу (Шомрей шаббат)

Суббота - дар Господа избранному Им народу. Посему евреи называются С.С. народом, освящающим седьмой день недели. Первые христиане соблюдали законы Субботы, как и все евреи. На соборе в Никосии, в начале IV в., впервые днем молитвы был объявлен первый день недели - "воскресенье". Секта "субботников" и в наши дни продолжает соблюдать покой субботнего дня.

Согласие

Согласие (Гаскама)

Согласие раввинов и право, предоставленное ими печатнику или автору выпустить в свет книгу. Обычай печатать книги с С. раввинов возник с появлением книгопечатания. Обычай вызван был опасением, что напечатанные книги могут повредить религии и еврейству. Печатники были большей частью неевреи или евреи, но несведующие в религии, и раввины не могли полагаться на них и на их выбор. С другой стороны, первое издание было связано с большими расходами, так как делалось обычно с рукописей, и существовало опасение, что с появлением книги она будет перепечатана другим печатником, и тем самым причинит убыток первому. По этим причинам издание книги стали сопровождать "согласием", которое содержало рекомендацию покупать эту книгу, заверение в том, что в ней нет ничего порочного с религиозной и нравственной точек зрения, и запрещение другим печатникам перепечатывать ее в течение определенного времени (иногда до десяти лет).

Первое С, содержащее восхваление автора книги "ха-агур", относится к 1487-92 гг. Совет общин города Ферара, во главе которого стоял Магарам* из Падуи, решил: "Не посмеют печатники издать новую книгу без С. и разрешения главы одной из общин, близких к печатне, если находится типография в небольшом городе; а в большом городе достаточно согласия трех признанных раввинов общины -в начале книги должны быть указаны их имена и имена мудрецов общины. В противном случае никто из евреев не купит такой книги под страхом штрафа в двадцать пять скудо. Упомянутые деньги пойдут на благотворительные цели".

Конечно, обычай этот имел скорее силу нравственную, чем законодательную, и не всегда выполнялся. Сразу же после выхода в свет в Венеции в 1550-51 г. книги Рамбама* "ха-Яд ха-хазака" с примечаниями Магарама из Падуи, другая, нееврейская, книгопечатня перепечатала эту книгу.

Однако продолжали выпускать книги и без С. раввинов.

Соглядатаи

Соглядатаи (Мераглим)

По указанию Господа, Моисей послал С. высматривать землю Ханаанскую. "...И сказал им: "Поднимитесь на юг и взойдите на гору. И осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней, силен ли он или слаб, мал ли он или велик [...] И каковы города, в которых живет он, в станах или в крепостях?" [...] И возвратились они [...] и сказали: "Пришли мы в землю, куда посылал ты нас, и, действительно, течет она молоком и медом, и вот плоды ее. Но силен народ, живущий в той земле, и города укрепленные, очень большие, и великанов видели мы там...". И оклеветали они землю, которую высмотрели, говоря: "Земля, которую прошли мы, чтобы разведать ее, - это земля, поедающая своих жителей, и весь народ, который мы видели в ней, - люди великорослые. И видели мы там исполинов, сынов великанов, из исполинов, и были мы в глазах своих как саранча, такими же были мы в их глазах" (Чис. XIII, 17-33). "И зарыдало все общество громким голосом, и плакал народ в ту ночь" (там же, XIV, 1).

Та ночь была кануном девятого дня месяца Ав*.

И сказал Господь, благословен Он: "Они плакали напрасно, а Я установлю им [в эту ночь] плач во веки веков".

Соль

Соль (Мелах)

Еще в древности в Эрец Исраэль добывалась соль. Пользовались С., чтобы приправлять пищу, а кроме того солили мясо для предохранения его от порчи. О месторождении С. повествует пророк Цфания (II, 9); по-видимому, С. добывалась в "Городе Соли" (ИбН. XV, .2), который отождествляют с районом Сдома. Сдомская С. была очень едкой и, попадая в глаза, ослепляла. Поэтому каждый, кто дотрагивался до нее, должен был вымыть руки. Этой С. пользовались и в лечебных целях.

Сказано в книге Левит (II, 13): "И всякое дароприношение твое С. соли, и не устрани С. завета Бога твоего от дара твоего...". И сказали хазал*: "Сказано здесь (Чис. XVIII): вечный завет соли; а дальше сказано (там же, XXV) : вечный завет священства - так же, как не может быть жертвоприношений без священников, так невозможны они и без С." (Мег. II).

После разрушения Храма стали уподоблять обеденный стол жертвеннику. Поэтому принято подавать к столу С, и благословляющий хлеб обмакивает ломоть в С. после благословения.

Сострадание к животным

Сострадание к животным (Цаар баалей хаим)

Неоднократно в еврейских источниках от людей требуется СкЖ. "А человек сотворен был последним, ибо если возгордится он тем, что создан по образу и подобию Божьему, то скажут ему: даже комар опередил тебя".

"Господь испытывает праведника на пастьбе овец, так сказано в мидраше*: испытал Он Давида и нашел, что Давид - добрый пастырь. Он выпускал первыми малых овец, чтобы они могли выбрать себе самую мягкую траву, затем выпускал старых, чтобы паслись на средней [по качеству] траве, и последними выпускал крепких овец, чтобы' ели жесткую траву. Сказал Святой, благословен Он: "Тот, кто умеет пасти овец, каждую по силам ее, пусть придет и будет пасти Мой народ". И Моисея испытал Пресвятой, благословен Он, на пастьбе. И сказано, что Моше Рабейну пас овец и коз тестя своего, Итро, в пустыне. Убежал от него козленок, и гнался Моисей за ним, пока не добежал до гряды скал. Под скалой был бассейн, и козленок стал лакать воду. Сказал Моисей: "Я не знал, что ты бежишь из-за жажды. Ты устал". Взвалил его себе на плечи и понес. Сказал Пресвятой, благословен Он: "Ты проявил милосердие, пася скот, [тем более ты подходишь пасти] людей - посему будешь ты пасти Мою паству, Израиль" (Исх. Р. 2).

В Талмуде* высказаны два мнения: одно, что СкЖ. - мицва из Торы*, а другое - что это установления мудрецов и поздних авторитетов; но большинством решено, что СкЖ. - это мицва из Торы. И сказали мудрецы: "Если животное падает в пруд в Субботу, помоги ему выбраться, чтобы оно не погибло, а если болеет оно, принеси ему подстилку и накрой его" (несмотря на запрет работать в Субботу).

И сказано в "Сейфер Хасидим": тот, кто нагружает скотину грузом сверх меры, и она не может идти, и бьет ее, будет наказан Всевышним.

Сотворение мира

Сотворение мира (Бриат ха-олам)

В основе повествования о С.М. в книге Бытие лежит возвышенное понятие о Всемогущем Боге, бестелесном и непостижимом чувственным познанием. Господь сотворил мир речением, а не физическим усилием. Природа провозглашает славу Творцу Превечному, она Его творение. Лишь человека создал Он действием, исходя из высшего морального намерения: сотворил человека из праха земли, чтобы не возносился он в сердце своем и чтобы помнил всегда, что из праха восстал и в прах обратится. А женщина сотворена из мужского ребра, чтобы помнила всегда об обязанности хранить семью сплоченной и ритуально чистой. В обоих описаниях СМ. в книге Бытие подчеркивается, что Господь сотворил мир Сам - не помощники, не ангелы, не небожители, а Он, Один и Единственный, и нет Бога, кроме Него. Другая важная особенность в описании СМ. в Торе - это отсутствие каких бы то ни было россказней о жизни богов и об их родословной. Бог Израиля был до СМ. и будет пребывать после окончания мира, ибо единственно Он вечен, никто не создавал Его, так как Он предшествует всякому созданию.

Такое мировоззрение древнего еврея возносило его над всеми народами с их политеистическим видением мира.

Союз

Союз, или Завет

(Брит)

Соглашение или договор между двумя сторонами, обязующимися защищать друг друга или жить в мире и не причинять друг другу вреда, или соглашение между Богом и народом, определяющее связь между обеими сторонами. В Библии слово "брит" означает, главным образом, связь между Богом и народом Израиля. Господь обещал сынам Израилевым защиту, а также владение землей Ханаана. Сыны Израилевы обязались хранить верность Богу, Его Торе и Его законам: "Ибо Я предопределил его [Авраама] на то, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после него - соблюдать путь Господен, творя добро и правосудие, дабы Господь дал Аврааму то, что изрек о нем" (Быт. XVIII, 19).

Господь, верный союзу, который Он заключил с Авраамом, вывел евреев из Египта и явил милость народу Израиля, хотя сыны Израилевы многократно нарушали условия этого союза.

Таков смысл союза, заключенного Богом с людьми в эпоху Ноя: "И утвержу завет Мой с вами, чтобы впредь не истреблена была всякая плоть водами потопа..." (Быт. IX, 11), даже если люди не исправят путь свой.

Так и сказали мудрецы: "Не потерял силы завет отцов. Ибо смысл завета в том, что он вечен и не подлежит никаким изменениям".

Союз между Богом и Израилем неоднократно возобновлялся и укреплялся. Так было, например, при горе Синай, где обязались колена Израилевы соблюдать законы и предписания.

Примечательны первые союзы, которые Бог заключил с людьми. С Ноем и сыновьями его Бог заключил союз, обязавшись не насылать больше потоп на землю. Знаком этого союза стала радуга. После этого Бог заключал союзы лишь с избранными из людей. В книге Бытие (XVII) рассказывается о союзе Бога с Авраамом - союзе, к которому причастно все потомство Авраама: "И установлю завет Мой между Мною и тобою и потомством твоим после тебя, по родам их, завет вечный". Знаком завета стало обрезание крайней плоти: "Обрезан да будет у вас всякий мужчина". Необрезанный еврей считался "нарушителем завета праотца нашего Авраама". В завете Своем обещал Бог Аврааму приумножить его потомство и отдать ему страну Ханаан.

"В этот день заключил Господь с Авраамом завет, сказав: "Потомству твоему отдал Я эту землю, от реки Египетской до реки Великой, реки Евфрат" (Быт. XV, 18).

Спасение жизни

Спасение жизни (Пиккуах нэфэш)

Хазал* считали С.Ж. делом великой важности и важнейшей мицвой* и постановили, что для С.Ж. можно нарушить даже святость Субботы. Рассказывается о Гилеле*, что он зарабатывал каждый день две монеты. Одну он отдавал сторожу Дома Учения*, а на вторую содер; жал себя и свою семью. Однажды не удалось ему заработать, и сторож Дома Учения не впустил его; Гилель влез на крышу и улегся у окна, чтобы услышать мудрость Торы* из уст Шмайи и Автальона. И сказано: тот день был кануном Субботы, а месяц - месяц Тевет*, и пошел снег, и окутал его. Когда наступило утро Субботы, сказал Шмайя Автальону: "Автальон, брат мой, каждое утро светел дом, а сегодня темен, неужели пасмурный день сегодня?" Выглянули наружу и увидели на крыше фигуру человека у окна. Поднялись на крышу и нашли его под слоем снега в три локтя. Расчистили снег, вымыли Гилеля и усадили у огня. Сказали: "Достоин он, чтобы нарушили ради него Субботу" (Иома XXXV).

Согласно закону, следует нарушить Субботу ради С.Ж., даже если угроза сомнительна. Славен тот, кто делает это быстрее, и не надо спрашивать дозволения у Суда. Если человек упал в воду и тонет, или судно тонет в море, немедля входят в воду и вытаскивают утопающего; если человек упал в яму и не может вылезти, ломают ветку и протягивают ему и вытягивают его. Гасят пожар в Субботу, если есть опасение, что могут пострадать люди. Больного можно кормить запретными продуктами для лечения его.

Старейшины

Старейшины (Зкейним)

Совет старейшин, возглавляющий народ или государство. О назначении первых С. рассказано в книге Числа (XI, 1.-19): "И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из С. Израилевых, о которых знаешь ты, что они С. народа [...] дабы несли они с тобой бремя народа сего, и не будешь нести его ты один". Но еще в бытность сынов Израиля в Египте, посылая Моисея к фараону, Господь сказал ему: "Пойди и собери С. Израиля" (Исх. III, 1.), а при вручении Торы Моисею семьдесят С. Израиля удостоились подняться на гору Синай вместе с ним и Агароном, Надавом и Авигу (Исх. XXIV, 1).

С. Израиля упомянуты несколько раз в Танахе, в качестве уполномоченных народа и его представителей, но не как судьи, а, скорее, как советчики и правители народа в трудные для него времена. Галахическая литература подчеркивает, что они были преемниками Иегошуа, хранителями Торы, до начала периода пророков (Авот 1,1). Согласно книге II Хр. (XIX, 5-.), судьи были назначены впервые в годы царствования Иегошафата: "И поставил он судей в стране во всех укрепленных городах. И сказал он судьям: смотрите, что вы делаете. Ведь не перед человеком, а перед Богом судите, и Он с вами Судья". Они были судьями, а не Советом С. В книге Эзры говорится о С, участвующих в управлении народом (Эзра X, 8). Возможно, что Совет С. преобразован был впоследствии в Великое Собрание (см. Мужи Великого Собрания*). По мнению некоторых исследователей, С. участвовали в управлении государством до периода Хасмонеев. В "Иудейских древностях" Иосифа Флавия сказано, что в царствование Антиоха С. были освобождены от уплаты налогов. В Совете С. заседали люди, известные своей честностью, мудростью и широким образованием, но не обязательно старики и не обязательно люди высокого происхождения. Во II Книге Макавеев (I, 10) второе письмо жителей Эрец Исраэль к евреям Египта начинается словами: "Народ, живущий в Иерусалиме и Иудее и Совет С", а в письме, посланном Ионатаном жителям Спарты, написано: "Ионатан, первосвященник, и Совет С. народа, и священники, и все евреи..." (Книга I Макавеев XII, .). Из сказанного явствует, что Совет С, а впоследствии - Великое Собрание, существовали во времена Хасмонеев. В более поздний период эти учреждения заменены были, по видимому, Синедрионом*.

Суббота

Статья большая, находится на отдельной странице.

Суббота песни

Суббота песни (Шаббат шира)

Суббота, в которую читают раздел "Бешалах" из книги Исход, содержащую "Песнь моря". Эту главу читают в Субботу, предшествующую Новому году деревьев - "Ту би-шват" - или совпадающую с ним. Принято в эту Субботу рассыпать пшено для птиц, в духе сказания агады* о том, как Дотан и Авирам вышли тайком в Субботу за пределы лагеря сынов Израилевых и рассыпали манну по пустыне, чтобы доказать, что слова Моисея "А в день седьмой не будет [манны]" - не соответствуют действительности. Однако манна исчезла, так как птицы склевали ее прежде, чем евреи вышли собирать манну. За это вознаграждают птиц в Шаббат Шира.

Суббота покаяния

Суббота покаяния (Шаббат тшува)

Суббота, которая предшествует дню Йом Кипур*. Она называется также "Шаббат Шува", по первым словам "Гафтара"* из Гошеа: "Шува, Исраэлъ" ("Вернись, Израиль..."). Суббота эта приходится на период "Десяти дней покаяния"*. Во всех еврейских общинах принято в эту Субботу, что раввины произносят проповеди, в которых призывают народ к покаянию.

Суд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Судный день

Судный день (Йом ха-дин)

Первый день месяца Тишри*, начало года, Рош ха-Шана*. В Священном Писании этот день назван "Днем Трубления": "В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой, трубное торжество, священное собрание. Никакой трудной работы не делайте" (Лев. XXIII, 24). До талмудической литературы нет ни одного упоминания об особом дне, когда судит Господь всех смертных. Впервые упомянут этот день в Мишне (Рош ха-Шана I, 2) : "В Рош ха-Шана все смертные проходят пред Ним, как овцы по счету". А в Тосефте (Рош ха-Шана I, 13) сказано: "Все судятся в Рош ха-Шана, а приговор выносится в Йом Кипур" (День Искупления).

Сукка

Сукка, или Куща

Слово "С." (слав, "куща") означает шалаш.

Мицва* из Торы - жить все семь дней праздника Суккот* в шалаше, покрытом ветками, как сказано: "В кущах живите семь дней, все жители Израиля должны жить в кущах. Дабы знали потомки ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской" (Лев. XXIII, 42-43).

Заповедь - жить в С, есть и пить там все семь дней и ночей праздничной недели, так же, как живут в доме в другие дни года.

Наиболее педантичные евреи начинают строить С. сразу по окончании Йом Кипур*, чтобы сблизить обе эти мицвы во времени.

Существует обычай украшать С. красочными полотнами и другими украшениями, а также плодами, которыми славится Эрец Исраэль.

Рамбам* так объясняет необходимость жить в С: "...дабы помнили вы, что в кущах поселил Я сынов Израилевых в пустыне, в течение сорока лет, за неимением поселения или удела, а посему возблагодарите Того, Кто дал вам удел и дома, полные добра, и не говорите про себя: "Сила моя и десница моя дали мне все это изобилие". Поэтому выходят из домов, наполненных добром после уборки урожая, и сидят в С. в память о тех временах, когда не было у них удела в пустыне и домов для жилья. Поэтому и установил Господь праздник во время уборки зерна и винограда, дабы не возгордилось сердце человека". Из законов о С:

1) Во время праздника Суккот едят и пьют в С. Шалаш этот должен служить жильем на все дни праздника, и только стужа или дождь освобождают от пребывания в нем.

2) Строят С. под открытым небом и покрывают ее ветвями или жердями так, чтобы С. стала хорошим укрытием от солнца. И украшают и наряжают ее, как невесту. Не вносят в шатер некрасивые или грязные предметы обихода.

3) Выполняя мицву во время праздника Суккот, благословляют Господа над С. В праздничные дни трапезу в шалаше начинают после благословения над хлебом.

Суккот

Статья большая, находится на отдельной странице.

Счисление омера

Счисление омера (Сфират ха-омер)

Счисление сорока девяти дней со дня вздымания омера* (снопа) в ночь на второй день праздника Песах*, 1. Нисана*, до праздника Шавуот*. Это счисление - заповедь Торы*, ибо сказано: "И отсчитайте себе назавтра от Шаббата [от второго дня праздника], от дня приношения вами омера воздымания, семь недель; полными да будут они. До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней..." (Лев. XXIII, 15-1.), и "Семь недель отсчитай себе; от занесения серпа над жатвой начинай считать семь недель. И совершай праздник Шавуот..." (Втор. XVI, 9-10). Заповедь счисления омера обязательна для каждого еврея, ибо сказано: "И отсчитайте...", то есть отсчитывать должен каждый, в противоположность отсчитыванию лет шмита* и йовэль (юбилея*) - обязанности, лежащей на Верховном Суде.

Жатва омера и принесение его в Храм совершались с большой торжественностью. После разрушения Храма счисление омера, осталось памятным обрядом, а дни счисления - днями тоски по Храму и надежды, что в скором будущем он будет отстроен, и мы удостоимся вернуться к уделу отцов наших. Поэтому в наши дни сразу же после того, как еврей произносит благословление счисления омера, он добавляет молитву: "Милосердный Бог да вернет служение в Храме вскоре, в наши дни. Амен".

Народная традиция объединила дни счисления омэра с днями траура по ученикам р. Акивы, которые погибли во время восстания Бар Кохбы.

Первые семь дней считают дни. Затем считают недели и дни. Например: "Сегодня девять дней, то есть одна неделя и два дня омера". Перед счислением говорят: "Вот, я готов выполнить мицву*, обязывающую отсчитывать дни омера, как написано в Торе: "И отсчитайте себе...".

Из траурных обычаев дней счисления,: не надевают новую одежду и не изготовляют новую посуду, не стригутся, не устраивают свадьбы и т. д. Все эти ограничения недействительны в Лаг ба-Омер* (33-й день СО.) и в день праздника Независимости (Йом ха-Ацмаут).

Сыны Моисея

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница