Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Энциклопедия иудаизма
Статьи на букву "Р"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

Р. Ами и р. Аси

Р. Ами и р. Аси - см. Мудрецы Эрец Исраэль.

Р. Аши

Р. Аши - см. Мудрецы Вавилона.

Р. Гамлиэль

1. Глава Синедриона (см.) и духовный вождь еврейского народа на протяжении нескольких десятилетий, предшествовавших разрушению Второго Храма. См. ст. Мудрецы Эрец Исраэль.

2. Рабан Гамлиэль II, или рабан Гамлиэль де-Явне. См. ст. Мудрецы Эрец Исраэль.

Раб Господень

Раб Господень (Эвед ха-Шем)

Моисей назван в Священном Писании "рабом Господним", ибо он был послан Господом к сынам Израилевым - передать им Тору* Господа. Весь народ Израиля тоже назван "рабами Божьими": "...ибо они - рабы Мои" (Лев. XXV, 42). Израиль послан Господом преподать всем народам Истину и Справедливость.

Рабби Меир Чудотворец

Рабби Меир Чудотворец (Рабби Меир, Баал ха-Нес)

Имя праведника, творившего чудеса, который погребен, согласно традиции, у Тивериадских источников. Некоторые связывают эту могилу с р. Меиром - таной*, о котором рассказано в Талмуде* (Ав. Зар. XVIII): "Случилось с ним чудо, когда он освобождал из плена сестру своей жены. Он подошел к стражу и сказал ему: "Выдай ее мне". Сказал ему страж: "Я боюсь начальства". Сказал ему р. Меир: "Возьми деньги, половину потрать на взятку, а другую возьми себе". Сказал ему страж: "А что я буду делать, когда деньги кончатся?" Отвечал ему: "Скажи: "Бог Меира, внемли мне!" - и спасешься". Спросил тот: "Кто сказал, что так и будет?". Сказал ему: "Сейчас увидишь". Бегали там собаки, охочие до человеческого мяса. Р. Меир бросил в них ком земли. Набросились на него собаки. Воскликнул он: "Бог Меира, внемли мне!" - и отстали собаки. Увидев это чудо, страж освободил пленницу".

Упомянутое выше предположение, что это могила р. Меира-таны, оспаривается многими, так как он умер в Асии. Но из Иерусалимского Талмуда очевидно, что р. Меир завещал похоронить его в Эрец Исраэль.

Согласно другому предположению, р. Меир Баал ха-Нес - это сын р. Ицхака кантора, автора "Акдамот", который был известен как чудотворец.

В начале XIX в. распространился обычай в еврейских общинах ставить копилки для пожертвований, называвшиеся "кассар. М.Б.г.Н.". Средства от пожертвований отсылались в Эрец Исраэль для поддержки живших там евреев.

Весьма правдоподобно, что касса р. М.Б.г.Н., или "Рамбагана" (аббревиатура его имени) - это не что иное, как поздний вариант "кассы Рамбана" (Рабейну Моше бен Нахмана), который ввел этот обычай восемьсот лет тому назад, и имя Рамбан перепуталось с именем Рамбаган.

Как уже было сказано, могила р. Меира находится около Тивериадских источников, вне стен города Тверия.

Рабочий и наемник

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рабство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Раввинат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Радуга

Радуга (Кешет бе-анан)

После потопа установил Всевышний завет с Ноахом и обещал ему, что не нашлет больше потопа на землю, чтобы уничтожить все живое на ней. "И сказал Бог: вот знак завета, который Я полагаю между Мной и между вами, и между всяким живым существом, что с вами - на вечные поколения. Радугу мою кладу Я в облаке, и она будет знаком завета между Мной и землей" (Быт. IX, 12-13). Принято произносить при виде радуги: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, царь Вселенной, помнящий завет, верный завету Своему и держащий Свое слово".

Разводный акт

Разводный акт (Гет)

Документ о разводе, который дает муж жене. В Библии он назван "книгой разрыва", так как он "отрывает" женщину от мужа; она разведена и вправе выйти замуж за другого. Согласно Агаде* (Ял. Шим. л.95), "книга разрыва" существовала еще во времена Авраама, и из книги Второзаконие (XXIV, 1-4) очевидно, что она была известна во времена Моисея, еще до вручения Торы.

Текст "гета" в период Мишны* был очень кратким: в нем указывались дата и место развода, имена разводящегося мужа и разведенной жены и слова: "Ты дозволена каждому" (то есть вправе выйти замуж по своему усмотрению). В ешивах Вавилонии были установлены процедура развода, текст и правила вручения гета во всех деталях. Писать Г. имели право только знатоки Торы и законов, и сказано, что всякий, кто не знает правил совершения развода, не должен этим заниматься. Правило это и детали церемонии вручения Г. были установлены, чтобы избежать ошибок. Указание написать Г. должен дать муж. Г. пишут на чистой бумаге, без пятен, и в наши дни он включает двенадцать строк.

Во время вручения Г. присутствуют обычно десять человек. Среди них раввин, секретарь и двое свидетелей. Перед вручением Г. объявляет раввин: "Если кто-либо хочет обжаловать гет, с тем чтобы отменить его, пусть объявит сейчас, так как нельзя анулировать Г. после его вручения". После этого муж вручает Г. жене и говорит ей: "Вот, это твой Г., прими этот Г. твой, и теперь ты разведена им от меня и дозволена каждому".

Разделяющий

Разделяющий (ха-мавдил)

Стих, который произносят на исходе Субботы: "Разделяющий между святостью и буднями, Он грехи наши простит; потомство наше и мир наш приумножит, подобно песку морскому и звездам в ночи". Сложил этот стих р. Ицхак Младший Гиат (1030-1089).

Разногласия

Разногласия (Махлокет)

Имеются в виду расхождения во мнении по религиозным вопросам. Мудрецы часто расходились во взглядах на смысл и интерпретацию текстов Торы. О Р. между школами Гилеля и Шамая свидетельствует р. Йоси: "Вначале Р. в Израиле не были велики. В Лишкат ха-газит* заседал Суд семидесяти одного и два Суда двадцати трех: один - у входа на Храмовую гору, а второй - у входа в Азара ; остальные суды двадцати трех заседали во всех городах Израиля. Все эти суды разрешали любые спорные вопросы. Однако, когда в школах Гилеля и Шамая возросло количество учеников, которые не были достаточно осведомлены в Учении, - умножились Р. в Израиле, и вместо одного Учения стало, якобы, два" (Санг. 88). Однако мудрецы не видели ничего опасного в Р. "во имя Неба", хотя сурово относились к Р., вызывающим раскол. "Каков спор во имя Неба? - Это [например] спор Гилеля с Шамаем. А не во имя Неба? - Это [например] спор Кораха и скопища его" (Авот V).

Чтобы уменьшить Р. в Израиле, мудрецы действовали по принципу Торы: "клониться к большинству". О р. Меире сказано, что даже в тех случаях, когда он не был согласен с мудрецами, он был строг к себе и следовал мнению большинства.

Разрешение сделки

Разрешение сделки (Гетэр иска)

Разрешение брать проценты, несмотря на очевидный запрет, наложенный Торой*. Р. это дается для особых сделок между должником и кредитором. Живя в галуте*, многие евреи вынуждены были заниматься торговлей и перепродажей. Еврейские торговцы покупали товар на больших ярмарках и продавали его в розницу. Как всякие торговцы, они вынуждены были, время от времени, прибегать к кредиту. Иноверцы не одалживали им, и единственными их кредиторами были евреи. Раввины искали возможность облегчить положение нуждающихся в кредите и, чтобы не допустить нарушения запрета взимания процентов, ввели Р.С. Смысл Р. таков, что должник и кредитор становятся компаньонами в сделке, и доходы и убытки от нее должны быть поделены между ними. Кроме того, должник получит жалование за то, что он берет на себя труд и ответственность за часть кредитора, и уговорено, что если должник захочет дать кредитору определенную сумму за долю кредитора в прибыли, то все доходы принадлежат должнику. И нет здесь взаимоотношений "должника и кредитора": они - компаньоны в деле, на особых условиях. Или договариваются, что, вместо компаньонства, весь доход от занятой суммы принадлежит кредитору, и все убытки относятся за его счет, а должник получает жалование.

К Р. С. добавляют еще пункт, обеспечивающий кредитору оговоренный доход. По этому пункту кредитор освобождает должника от присяги об убытках и доходах, но получает определенную сумму.

Разрывание одежды

Разрывание одежды (Криа)

Разрывание одежды служит знаком и проявлением траура. Яаков разорвал одежды свои, получив известие о смерти сына своего Йосефа. По семи родственникам обязан человек быть в трауре и разрывать в знак этого одежды: по отцу, матери, сыну, дочери, брату, сестре и жене (а жена - по мужу).

В знак траура по всем умершим надрывают одежду с правой стороны, а по отцу и по матери рвут на себе одежду, пока не откроется грудь с левой стороны (со стороны сердца).

Рай

Рай - см. Сад Эденский

Раскачивание

Раскачивание, покачивание

(Наануа)

Движение тела во время чтения Торы* и молитвы. В книге "Зогар" объясняется причина такого движения: душа еврея связана с Торой, подобно тому, как фитиль горящей свечи неразрывно связан с пламенем, дрожащим и раскачивающимся на ветру. В книге "Кузари" дается рациональное объяснение: из-за недостатка книг несколько учеников сидели вокруг одной книги, и каждый из них вынужден был наклоняться всякий раз, чтобы заглянуть в книгу, - отсюда раскачивания (Кузари 11,80). Другое объяснение этого обычая - то, что произошло при вручении Торы:"...и увидел народ и содрогнулся" (Исх. XX, 15).

Раскаяние

Раскаяние (Тшува)

Смысл понятия "тшува" (дословно: "возвращение") - Р. в прегрешениях и решение не грешить в будущем. "Если человек нарушил одну из мицвот* Торы, злонамеренно или по ошибке, будь это запрет или повеление, - в любом случае он обязан раскаяться перед Богом, благословен Он. Раскаяние - это мицва, обязанность. Как кается грешник? Он говорит: "Господи, согрешил я, нарушил и преступил пред Тобою и совершил то-то и то-то, и вот: я раскаялся и стыжусь своего деяния, и никогда не совершу его вновь". И славен всякий, кто продлевает свое покаяние" (Рамбам, Гилхот тшува, I).

Человек должен стремиться раскаяться и принести покаяние устами своими, и отречься от греха своего, чтобы мог он умереть раскаявшимся и удостоиться жизни в будущем мире. Сказали мудрецы: "Там, где стоят раскаявшиеся [баалей тшува], не достойны стоять праведники", - то есть раскаявшийся поставлен на ступень выше того, кто никогда не грешил, ибо он сумел обуздать свое злое начало. Все пророки требовали от Израиля Р., ибо только в нем обретет Израиль свое спасение. И обещала Тора, что на исходе дней диаспоры раскаются евреи и тотчас спасутся, ибо сказано: "И будет: когда сбудутся на тебе все эти слова [...] и вернешься к Господу, Богу твоему" (Втор. XXX, 1-2).

Раскаявшиеся должны быть скромны и смиренны. Если попрекнут их глупцы прошлым и скажут им: вчера еще ты поступал и говорил так-то, - пусть не обращают внимания на это, а радуются и знают, что это их заслуга. Ибо то, что они стесняются и стыдятся за прошлые грехи, углубляет их раскаяние. Тяжек грех того, кто скажет раскаявшемуся: помни свои деяния в прошлом; ибо сказано: "Не попрекайте друг друга" (Рамбам, Гилхот тшува, VII).

Ревнители

Статья большая, находится на отдельной странице.

Регалим

Дословно: ноги. В нашем случае - праздники, в которые положено совершать паломничество (восхождение) в Иерусалим.

"Три раза в году празднуй Мне: праздник опресноков [Песах*] соблюдай; семь дней питайся мацой, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца весны, ибо в нем вышел ты из Египта; и да не явятся пред лицо Мое порожними. И праздник жатвы первинок труда твоего, то, что посеял ты в поле [Шавуот*]; и праздник собирания плодов на исходе года, когда собираешь ты с поля плоды трудов твоих [Суккот*]. Три раза в году каждый возмужавший у тебя пусть явится пред лицом Владыки Господа" (Исх. XXIII, 14-17).

"Три раза в году являться должен всякий возмужавший у тебя пред лицо Владыки Господа, Бога Израиля. Ибо Я прогоню народы от лица твоего, и расширю пределы твои, и не посягнет никто на землю твою, если будешь являться ты пред лицо Господа, Бога твоего, три раза в году" (Исх. XXXIV, 23-24).

Мицва* Торы обязывает веселиться в праздники, ибо сказал Господь: "И веселись в праздник твой, ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, который во вратах твоих" (Втор. XVI, 14).

"Поэтому радуйся всеми проявлениями радости, ешь мясо и пей вино, и надевай новые одежды, и наделяй женщин и детей фруктами и сладостями". Особенно подчеркивается употребление вина, ибо вино предназначено для веселья. "Человек обязан веселить детей своих и домочадцев в праздник. Чем увеселять их? Вином". Тана р. Иегуда бен Бетейра говорил: "Когда стоял Храм, веселье в праздник выражалось в мясной трапезе, ибо сказано: "...и заколи жертвы, и ешь там, и веселись". Сейчас веселье только в вине, ибо сказано: "А вино возвеселит сердце человека" (Рамбам, Сейфер мицвот, мицва 54).

Религиозный гимн

Религиозный гимн (Пиют)

Молитвенная песнь, благодарение или славословие, мольба или "раскрытие души" душе-излияние в поэтической форме. Слова "пиют" и "пайтан" (автор пиютов) - производны от греч. "поэтес", т. е. поэт. Уже в эпоху Мужей Великого Собрания* постановили читать в синагогах отдельные главы Псалмов* и Песнь моря* из Торы*. Во времена Талмуда* недостаток молитв ощущался особенно остро, т. к. после разрушения Храма синагога осталась единственным местом богослужения, а жертвоприношение - важнейшая часть богослужения - исчезло. Многие мудрецы, которые были канторами (хазанами)*, сложили молитвы в этот период, среди них и те, имя которых неизвестно. Хазаны, которые составляли эти молитвы и произносили их нараспев перед народом, заимствовали их содержание, главным образом, из агадот* и мидрашей*. Предполагается, что толчком к сочинению молитв послужили религиозные гонения в Эрец Исраэль, и Р. Г. заняли место проповеди, произносимой в синагогах.

В этих Р. Г. были отражены галахот*, нравоучения, утешения и ободрения, которые преподносились народу иносказательно. Гаоны* не противились этому виду творчества и даже согласились включить Р. Г. в общепризнанные молитвы, и так постепенно освятился этот обычай и возросло число Р.Г., объединенных с молитвами. Все же были среди гаонов и противники объединения Р. Г. с текстами молитвы, и мы не находим Р. Г. в сборнике молитв р. Саадьи Гаона. Однако и они допускали произнесение Р. Г. помимо молитв.

Первым пайтаном традиционно считается Йоси бен Йоси. Он жил, вероятно, в Эрец Исраэль. Его Р. Г., которые высоко ценились и гаонами Вавилонии, вошли в молитвы Рош ха-Шана* и Йом Кипур*. В VIII и IX веках распространялись гимны Яная и его ученика, р. Эли-эзера ха-Калира, признанного более поздними поколениями лучшим из пайтанов.

Вершины своей, как произведение искусства, Р. Г. достиг в Средние века в Испании и Германии. Среди авторов этих Р.Г.: р. Шломо Ибн Гвироль, р. Моше Ибн Эзра, р. Иегуда ха-Леви.

В период расцвета каббалы*, когда возродился духовный центр в Цфате, Р. Г. достиг высокого развития в Эрец Исраэль благодаря произведениям р. Моше Алкавеца ("Леха, доди"*) и р. Исраэля Ибн Наджары. Община Йемена тоже внесла свой вклад в сокровищницу Р.Г. произведениями р. Шалома Шабази и многих поэтов, живших до и после него.

Религия (вера) Израиля

Религия (вера) Израиля (Дат Исраэль)

В основе Р. И. лежит вера в Единство Божье, выраженное в стихе: "Слушай, Израиль, Господь - Бог наш, Господь - Един". Заповеди Р. И. записаны в Торе*, толкования и разъяснения их переданы были мудрецам устно. Известно .13 заповедей, из них 248 заповедей-повелений и 3.5 заповедей-запретов.

Смотри статьи "Вера" и "Я верую", в которых изложены принципы религии Израиля в тринадцати основах (догматах) Рамбама.

Ремесло

Ремесло (Млаха)

"Млаха" - занятие, труд, ремесло. Хазал* прославляли занятие Р. Сказал р. Шим'он бен Элазар: "...даже Адам, первый человек, ничего не вкусил в жизни, пока не занялся ремеслом, как сказано: "... и поместил его [Господь] в саду Эденском, чтобы обрабатывать его и хранить его". И только после этого сказано: "...от всякого дерева сада можешь есть". Сказал р. Тарфон: "Всесвятой, благословен Он, не осенил Израиль своей благодатью, пока не занялись они Р., ибо сказано: "И построят Мне Святилище, и буду обитать в среде их" (Иcx.XXV,8).

Дни, когда запрещено занятие Р.: Суббота, праздники, канун Песах* (после полудня).

Ремесленник, получивший работу на дом, отвечает за нее и обязан уплатить, если вещь украдена. Если же изделие завершено и объявлено об этом заказчику, ремесленник не несет ответственности за кражу.

Если ремесленник получил вещь в починку и испортил ее, он обязан возместить владельцу убыток. Если ремесленник получил от заказчика дерево для изготовления ларца и сломал ларец, он обязан уплатить его стоимость. Ремесленник, изготовляющий или чинящий изделие, является его совладельцем, пока не получил плату за труд.

Писарь, сделавший ошибки в документе; учитель, который ничему не научил ученика или учил неверно, и ремесленник, испортивший изделие и не возместивший убытка, могут быть отстранены от работы без предупреждения (Шулхан Арух).

Мицва* - платить вовремя наемному работнику; запаздывать с оплатой - грешно.

Рибоно Шел Олам

Владыка мира. Одно из наименований Господа. Выражение это встречается часто в Талмуде* и в молитвах.

Ритуальный убой скота и птицы

Ритуальный убой скота и птицы (Шхита)

Заповедь "шхита" является одним из законов кашерности* пищи. Запрещено еврею есть мясо птицы или животного, если он не уверен в том, что были соблюдены правила Р.У. Создатель мира позволил нам пользоваться мясом определенных живых существ для поддержания жизни и здоровья. Ноаху* сказано было: "Все движущееся, что живет, будет вам для еды... Только плоти при его жизни - крови - не ешьте!" (Быт. IX,3-4). Вместе с тем Тора повелевает резать животных, мясо которых мы едим: "...можешь резать и есть мясо" (Втор. XII,15), "...зарежь из крупного и из мелкого скота твоего, который дал тебе Господь, как Я заповедал тебе" (там же 21). Другими словами, дозволено есть мясо только ритуально убитых животных. Хазал* установили множество правил Р.У., большая часть которых преследует цель облегчить смерть животного. Только птицы и скот подлежат Р.У., но не разрешенные в пищу рыба и саранча.

Шохэт (резник) должен быть абсолютно сведущ в законах "шхита" и быть мастером своего дела. Поэтому на должность резника общины назначается человек, имеющий соответствующее свидетельство и полномочия от раввина или авторитетного резника.

Особый нож резника, называемый "халаф", должен быть очень острым и лишенным зазубрин. Поэтому резник часто проверяет свой нож, и если нож недостаточно острый или зазубрен, он непригоден для убоя, и мясо животных, забитых этим ножом, запрещено употреблять в пищу.

Резник произносит перед убоем: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам шхита", - и перерезает дыхательное горло и пишевод животного.

Убивая дичь, следует присыпать кровь землей и произнести благословение: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам прикрывать кровь землею", ибо так сказано в Торе: "И всякий из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих среди вас, который изловит зверя или птицу, которых можно есть, должен выпустить их кровь и покрыть ее землею. Ибо душа всякого существа - это кровь его..." (Лев. XVII, 13-14).

Роса

Роса (Тал)

Летом, после пасхальных праздников, прекращаются дожди в Эрец Исраэль, и евреи молят о благодатной Р. В Эрец Исраэль установили особое благословение - "Морид ха-тал" (Ниспосылающий Р.) - вместо "оживляющий и посылающий дождь". В первый день праздника Песах* в молитве Мусаф молят об изобилии Р., ибо Р. в Эрец Исраэль имеет большое значение особенно в сухой период лета.

Рош ха-Шана

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рыба

Рыба (Дагим)

Тора* дозволяет есть только рыбу, покрытую чешуей и имеющую плавники, и запрещает есть рыбу, лишенную одного из этих признаков.

Агада* и еврейская традиция видят в рыбе символ плодородия, и сказано в благословениях Яакова: "...и да расплодятся они (как рыбы) во множестве посреди земли" (Быт. XL VIII, 1.). В некоторых еврейских общинах Северной Африки принято и по сей день бросать рыбу к ногам жениха и невесты, выходящих из-под венца.

Особые рыбные блюда в субботу существовали уже в эпоху Талмуда, и обычай этот сохранился вплоть до наших дней.

Рэайон

Дословно: свидание; производное от глагола леhераот - показаться.

Тора обязывает каждого мужчину "показаться" в Иерусалиме три раза в году: на Песах*, на Шавуот* и на Суккот*. И об этом сказано: "Три раза в году да явится каждый из мужей твоих пред лицом Господа, Бога твоего, на месте, которое Он изберет: в праздник опресноков [Песах], в праздник Шавуот и в праздник Суккот; и да не явятся пред лицом Господа порожними. Каждый - по дару руки своей, по мере благословения Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе" (Втор. XVI, 1.-17). Жертва, которую приносит человек, восходя в Иерусалим, называется "всесожжение свидания". Точного определения этой жертвы не дано.

В книге "Хинух" ("Воспитание") сказано: "Мицва* эта дана, чтобы обратил Израиль внимание при принесении жертв, что все мы - большие и малые - доля Господа и удел Его, народ святой и избраны из всех народов, дабы соблюдать законы Его и осуществлять Учение Его. Поэтому приходим мы трижды в году в Дом Господа (т. е. в Храм*)".

Рэйш духна

Рэйш духна, или Рош ха-духан

Помощник учителя. Мудрецы установили, что на одного учителя полагается двадцать пять учеников. Если в группе больше этого, но не более сорока учеников, следует дать учителю помощника, который назывался "рэйш духна". В иерархии общинных чиновников высшую ступень занимал городской писарь (секретарь), за ним - писец, за ним - хазан*, за ним - учитель младших детей, а за ним - Р. Д.

Предыдущая страница Следующая страница