Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Энциклопедия иудаизма
Статьи на букву "У"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

Уважение к людям

Уважение к людям (Кибуд ха-брийот)

В Талмуде* много говорится о почтении, которое обязан человек проявлять к окружающим. Рассказывает Агада*: "Случилось с р. Элиэзером, который возвращался из Мигдал Эдэр, из дома своего учителя. Ехал он верхом на осле по берегу реки и был очень весел и заносчив, так как был большим знатоком Торы. Встретился ему человек, который был очень уродлив. Сказал ему: "Мир тебе, господин мой!" Но он вместо ответа сказал: "Пустоголовый! Как ты уродлив! Неужели все жители твоего города уродливы, подобно тебе?". Сказал ему: "Что же мне делать? Пойди к Мастеру, Который меня создал и скажи Ему: как уродливо Твое творение!". Понял р. Элиэзер, что согрешил. Он слез с осла, распростерся перед ним и сказал: "Прости меня!". Сказал ему: "Я тебя не прощу, пока не пойдешь ты к Мастеру, Который меня создал, и не скажешь Ему: "Как уродливо Твое творение!". Шел за ним р. Элиэзер, пока не вошли в его город. Вышли к ним горожане и сказали: "Мир тебе, господин наш, учитель наш!". Спросил их: "Кому вы говорите: "Господин наш"?". Сказали ему: "Тому, кто идет за тобой". Сказал им: "Если это учитель ваш, то да не умножатся в Израиле подобные ему!". Спросили его: "Почему?". Сказал им: "То-то и то-то сделал он мне". Сказали ему: "Несмотря на это, прости ему, ибо он великий знаток Торы". Сказал им: "Ради вас прощаю я ему, лишь бы не продолжал он поступать так" (Таан. XX).

Увещевание

Увещевание (Тохейха)

Мицва* - увещевать грешника; и следует делать это мягко и не оскорбляя его. Мицва эта приводится в Торе*: "...увещевай ближнего твоего, и не понесешь за него греха" (Лев. XIX, 17). А в Сифра сказано: "Даже если ты увещевал его четыре и пять раз, попытайся вновь" (Рамбам*, Книга Мицвот).

Удаление птицы из гнезда

Удаление птицы из гнезда (Шилуах ха-кен)

Мицва* - удалить птицу от гнезда прежде, чем забрать птенцов ее или яйца. И сказано: "Если попадется тебе птичье гнездо на дороге, на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или с яйцами, а мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми. Отпусти мать, а детей возьми себе, дабы было тебе хорошо и продлились дни твои" (Втор. XXII, .-7).

В комментарии к Торе* писал Рамбам* об этой заповеди: "Смысл этой мицвы тоже проясняется из предписания: "его и сына его [имеется в виду домашний скот] не убивайте в тот же день". Обе эти мицвы требуют не проявлять жестокосердия". И писал Рамбам в "Морэ невухим", что обе эти мицвы предостерегают не убивать детеныша на глазах у родителя, ибо это причиняет горе живым существам.

Умерщвление плоти

Умерщвление плоти (Сигуфим)

Аскетизм - строгий образ жизни с отказом от жизненных удовольствий. Причинение боли и страданий телу ради искупления гргхов - один из путей раскаяния, предложенный мистиками. Покаяние, согласно мистикам, не исчерпывается признанием вины, раскаянием в сердце и решением самого грешника исправиться. Человек должен, по их мнению, тяжко наказать себя, свое грешное тело. В книге "Решит Хохма" приводятся некоторые из рекомендуемых наказаний. Раскаявшийся сплетник должен изнурять себя постами в течение двух лет, подвергнуть себя бичеванию и до конца дней своих просить прощения у людей, которых он оговорил. Чтобы уберечь себя от искушений греха, человек должен удалиться от удовольствий мира сего, которые не что иное, как "тень". Сатана угрожает тебе именно там, где ты больше всего наслаждаешься жизнью; пристрастие к еде ведет к греху: "Следует поститься, дабы укрепить силы души и ослабить плоть".

Ари (см. Каббала*) проповедовал У.П., чтобы приблизить приход Мессии* и чтобы принести окончательное избавление миру от первородного греха, который тяжким бременем лежит на человечестве. Судьба всего мира находится в руках человека, и можно обновить облик мира раскаянием и отшельничеством. Грехопадение первого человека породило зло и придало большую силу пороку, поэтому следует возобладать над злом.

Бешт (см. Хасидизм*) выступал против У.П. и повторял слова Иешаягу "...и от плоти своей не отрекайся" (Ис. L VIII), однако, и в хасидизме У.П. занимало определенное место.

Основоположники этической школы Мусар выступали против У.П. Рамхал писал: "Отшельничество дурно, оно - путь глупцов, которые не только не берут от мира то, в чем нет особой нужды, но и лишают себя необходимого, и истязают свои тела средствами, которых Господь совершенно не желает. Напротив, сказали мудрецы, что воспрещено человеку мучить себя, и всякий постящийся - грешник. А Гилель говорил: "Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердный разрушает плоть свою (Пр. XI, 17), и поэтому омывает человек перед утренней едой лицо свое и руки, ради Творца своего. Вот оно, истинное правило: то, что не нужно человеку в этом мире, - пусть отстранится от этого. А если отстранится он от необходимого, он - грешник".

Урим и Тумим

Священный предмет, вложенный в нагрудник Первосвященника.

Через него Бог отвечал на вопросы о том, что касалось народа Израилева. О Иегошуа сказано: "И да стоит он пред священником Элеазаром, который спрашивать будет о решении урим пред Господом; по его слову должны выходить, и по его слову должны входить; он и все сыны Израилевы с ним, и все общество" (Чис. XXVII, 21). Раздел Страны Израиля между всеми коленами был совершен по жребию и указаниям У.иТ.

Во время войны Шаула с филистимлянами Ахия, сын Ахитува, священник, "носил эйфод"*. "И вопросил Шаул Бога: "Наступать ли мне на филистимлян? Предашь ли их в руки Израиля?" Но Он не ответил ему в тот день" (I Сам. XIV, 37).

Через У. и Т. вопрошали по просьбе царя, главы бет-дина или человека, в котором все общество'заинтересовано.

При Втором Храме У. и Т. уже не было.

Значение слов "урим и тумим" истолковано мудрецами в трактате Йома. Урим - освещающие слова свои; тумим - дополняющие слова свои.

Уставы

Уставы (Таканот)

Так называются законы и постановления, принятые при определенных обстоятельствах для блага общества, для укрепления религии, для водворения мира и т. п. Многие У. приписываются самому Моисею, иные - пророкам, Мужам Великого Собрания* во главе с Эзрой*, танаим*, а в Средние века и позднее - великим раввинам.

Среди У., приписываемых Моисею: изучать законы каждого праздника в тот же день: гилхот Песах* - в Песах, гилхот Шавуот* - в Шавуот, законы Суккот* - в Суккот, а также читать главу из Торы по Субботам, по праздникам и полупраздникам (Мег. IV); царю Шломо приписаны правила эрува* и омовения рук перед богослужением; пророки, бывшие при разрушении Первого Храма, установили четыре поста. Сто двадцать старейшин в период Эзры, среди них также пророки, установили молитву "Шмонэ эсрэй" ("Восемнадцать благословений"), а в бытность раббана Гамлиэля "наси", в начале эпохи христианства, было добавлено "Отступникам и доносчикам да не будет надежды!". Мужи Великого Собрания приняли У. о количестве молитв и о времени их чтения.

Ниже приводятся известные У. Гершома (Хэрем р. Гершома*) : запрещено еврею покупать образы, одежды священников и молитвенники (иноверцев); запрещено многоженство; запрещено арендовать дом у иноверца, если в нем жил раньше еврей-арендатор, не имея на то согласия этого арендатора; запрещено читать закрытые письма, адресованные другому, без его разрешения.

Устная Тора

Статья большая, находится на отдельной странице.

Утренняя молитва

Утренняя молитва (Шахарит)

Время начала У.М. - с восходом солнца, и читать ее можно до истечения первой трети дня (четыре часа со времени восхода солнца); согласно Агаде*, праотец Авраам* установил У.М., как сказано". "И поднялся Авраам рано утром к месту, где он стоял перед Господом" (Быт. XIX, 27).

У.М. делится на пять частей; самые древние и важные из них - "Шма" и "Шмонэ эсрэй". Молитва "Шма" состоит из трех частей: "шма", "вехая им шамоа" и "вайомэр", в которых заключены основные принципы иудаизма: Единство Господа, любовь к Господу, награда за соблюдение заповедей и возмездие за их нарушение; напоминание о заповедях посредством цицит и память об Исходе из Египта. Молитва "Шмонэ эсрэй" начинается с прославления Господа, затем следуют мольбы об удовлетворении жизненных и национальных нужд и духовных потребностей человека и народа, и завершается молитва выражением благодарности Господу. У.М. основана на убеждении, что Всевышний знает о наших нуждах и без нашей мольбы к Нему, но ежедневная молитва - наша обязанность перед Богом; молитва возвышает человека и приближает его к Творцу, раскрывая перед Отцом Небесным то, что на душе и на сердце.

Учение священников

Учение священников (Торат коганим)

Обычное название третьей книги Торы* - "Ваикра" (в русском переводе - "Левит"), но нет уверенности в том, что книга называлась так в древности. Ее самое распространенное название в книгах танаим* - У.С, что соответствует ее содержанию. Основная идея книги -идея святости: "Святыми будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш-' (Лев. XIX, 2). Законы святости подразделяются на: 1) законы святости для всего народа; 2) особые законы святости для когенов*; 3) законы святости в отдельные периоды и 4) законы святости для Святой Земли. В особенности важны законы ритуальной чистоты и скверны. Когены* и левиты* подвергались в этой связи строгим ограничениям. Среди законов, обязательных для всех: законы о запретной пище; о ритуальной чистоте семьи и чистоте тела. Многие из этих законов направлены на поддержание здоровья человека посредством гигиены. Они требуют не аскетизма, но здоровых ограничений. Вместе с тем Тора требует моральной чистоты.

В книге Левит говорится также о жертвоприношении, о любви к ближнему, о защите слабых и бедных, о справедливости и равенстве.

Предыдущая страница Следующая страница