Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Энциклопедия иудаизма
Статьи на букву "Б"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б"

Барайта и Тосефта

Барайта и Тосефта - части Мишны, которые ее редактор рабби Иегуда ха-Наси в силу ряда причин не включил в канон.

Бар-Кохба

Бар-Кохба - вождь всенародного восстания против римлян (132-135 гг. н. э.), ставший символом мужества и самоотверженности.

Бар-мицва

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бен-Сира Шим'он

Бен-Сира Шим'он (II в. до н. э.) - выдающийся еврейский мыслитель и поэт. Его Книга Мудрости содержит сотни притч и поучений, многие из которых по своему стилю и лексике близки притчам Соломона.

Бескорыстная помощь

Благотворительность

(Гмилут хасадим)

Очень велико значение Б.П. ближнему, и потому сказали мудрецы: тот, кто занимается изучением Торы, но не оказывает Б.П., подобен безбожнику. В "Седер гa-йом" сказано, что ни одна мицва* не освобождает от изучения Торы, если она может быть выполнена другими людьми, кроме благотворительности. Б.П. может быть оказана лично, деньгами или словесно. Непосредственную Б.П. оказывает человек, когда он лично помогает другому, или хлопочет за него, или выполняет его поручение, в особенности если это связано со спасением чьей-либо жизни.

Материальную помощь оказывает и тот, кто одалживает (а не только дарит) вещь домашнего обихода или что-либо другое, необходимое ближнему, или деньги (не в рост). Большую помощь оказывает каждый, кто одалживает свои книги для учения. Словесную Б.П. оказывает всякий, кто дает ближнему добрый совет. Но самую важную помощь оказывает тот, кто обучает ближнего Торе.

Бессмертие души

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бикур холим

Бикур холим (посещение больных)

Мицва* - навещать больного, заботиться обо всех его нуждах и желать ему выздоровления. "Навещающий больного да не сядет на высоком месте или на постели, и не выше изголовья больного, а ниже изголовья, - советуют мудрецы, - и пусть утешит больного, чтобы не боялся тот, и укрепился сердцем, и слушался врачей. И спросит больного, нет ли у него недостатка в средствах на лечение, и поможет ему и помолится за него".

В "Завещании р. Элиэзера Великого" читаем: "Сын мой, не забывай навестить больного, ибо навещающий облегчает его страдания; ободри его, и помолись за него, и выйди, не утомляя его своим присутствием. Войди к больному с радостью, ибо сердце и глаза его устремлены на входящих к нему".

"Бедный болен и богатый болен, и многие приходят почтить богатого - пойди ты к бедному, даже если богатый - талмид-хахам (ученый), ибо к бедному мало приходят" (Сефер хасидим, 3.1).

Бил'ам

Бил'ам (Валаам)

знаменитый волшебник из Месопотамии, о котором повествуется в Библии (Числа XXII-XXIV).

Бима

Бима - возвышение в синагоге, с которого произносят проповеди, читают Тору, трубят в шофар и т. д.

Благодарим...

Благодарим... ("Модим...")

Благословение из молитвы "Шмонэ-эсрэй"* начинающееся словами: "Благодарим Тебя...". Когда произносят Б., обычно кланяются, согнув колени. В благословении благодарят Господа за милости, которые Он оказал Своим творениям. Это благословение очень древнего происхождения, и текст его на протяжении веков менялся.

Благословение воздающему

Благословение воздающему (Биркат ха-гомел)

Благодарственное благословение. Сказал рав Иегуда: "Четверо должны благодарить: путешествующий морем, проходящий через пустыню, выздоровевший больной и человек, вышедший из тюрьмы на свободу. Как благословляют? - "Благословен Воздающий милостями" и т. д. Следует благословлять в присутствии миньяна (десяти) ".

По обычаю, благословляющий вызывается к Торе и после последнего благословения Торы читает Б.В.: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, царь Вселенной,. ..за то, что воздал мне добром". Собравшиеся отвечают: "Тот, Кто воздал тебе добром, воздаст тебе добром навеки". Б.В. не следует откладывать на долгое время, желательно произнести его не позднее, чем через три дня после события, давшего повод для благословения.

Благословение детей

Благословение детей (Биркат ха-баним)

Душевная и нравственная связь между отцами и детьми, на которую неоднократно указывает Тора*, породила обычай Б.Д. Обычай этот символизирует то чувство благоговения, которого Тора требует от детей по отношению к родителям. Господь предоставил всем людям право, принадлежавшее Когенам и пророкам: благословлять своих детей. Тора придала благословениям родителей силу исполняться, свойственную слову Божьему.

Hoax (Ной) благословил Шема и Яфета и проклял Хама. Праматерь наша Ривка, следуя пророческому внушению, сумела сделать так, что Ицхак благословил Яакова вместо Эсава. Перед смертью Яаков благословил своих сыновей и особо выделил внуков - Эфраима и Менаше: "Тобою да будет благословлять Израиль, говоря: "да сделает тебя Бог подобным Эфраиму и Менаше" (Быт. XLVIII, 20). Благословение это памятно до сего дня, и им благословляют родители своих детей.

По обычаю, отец благословляет сыновей и дочерей в субботнюю ночь, после вечерней молитвы или при входе в дом. Сыновей благословляют, говоря им: "Да сделает тебя Господь подобным Эфраиму и Менаше". Дочерей: "Да уподобит тебя Господь Сарре, Ривке, Рахели и Лее".

Благословение когенов

Благословение когенов (Биркат коганим)

Тора* заповедала потомкам Аарона*, Когенам (священникам*) благословлять народ Израиля. Благословение это входило в состав богослужения в Храме*. В книге Левит (IX, 22) говорится о богослужении Аарона, по окончании которого "поднял Аарон руки свои к народу и благословил его". Текст благословения содержится в книге Чис. (VI, 24-2.): "Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да озарит тебя Господь ликом Своим! Да обратит Господь лик Свой к тебе и принесет тебе мир". Благословение это не что иное, как молитва Господу, а Когены посланы Господом, чтобы вознести имя Его над Израилем.

В определенное время утром и на исходе дня поднимались когены на ступени у восточной стены Храма и произносили это благословение, воздымая руки, подобно Аарону в скинии.

После разрушения Храма обряд Б.К. перешел в синагогу. Обычай этот обязателен для всех когенов, присутствующих при богослужении. Перед благословением когены снимают обувь. Обычай этот установил еще р. Иоханан бен Закай: "Не смеют когены входить на возвышение обутыми". Предварительно они совершают омовение рук. Обычай, согласно которому, благословляя, когены стоят лицом к народу, раздвинув пальцы рук в форме буквы "шин", введен был, очевидно, еще в период Мишны*.

По окончании Б. коген говорит: "Владыка мира! Сделали мы то, что повелел Ты нам. Теперь и Ты сделай нам обещанное Тобою, взгляни из обители Святости Твоей, с небес, и благослови народ Твой, Израиль, и землю, которую дал Ты нам, когда обещал отцам нашим страну, текущую молоком и медом".

После этой молитвы когены стоят лицом к Иерусалиму и спиной к народу, ожидая, пока хазан (кантор) закончит молитву.

Благословение луны

Благословение луны (Биркат ха-левана)

Ежемесячно, с появлением новой луны, еврей произносит особое благословение, которое с течением времени приняло праздничный характер, так как еврейский календарь сохраняет теснейшую связь с фазами луны; к тому же хазал* видели в обновлении луны символ и намек на особую судьбу нашего народа, перенесшего всевозможные муки и страдания на протяжении своей истории и всякий раз восстанавливавшего свои силы. Идея эта нашла свое отражение в следующем благословении.

"А луне Он повелел обновляться; она венец, краса для тех, которых Он лелеял с самого рождения, ибо и они когда-нибудь обновятся, подобно ей, чтобы превозносить своего Создателя во имя Его славного царствия. Благословен Ты, Господи, обновляющий месяцы".

Текст благословения луны имеется уже в Талмуде* в трактате Сангедрин и, с некоторыми изменениями, - в трактате Софрим. Луну благословляют с наступлением темноты, при свете луны, стоя вне помещения. Чтобы придать благословению более праздничный характер, принято произносить его на исходе Субботы или праздников. Поздние законодатели требовали благословлять до половины месяца, ибо после этого луна уменьшается. Не благословляют месяц Тишри* до исхода Судного Дня*, а месяц Ав* - до исхода Девятого Ава (Тиш'а бе-Ав)*. В более поздний период расширен был текст благословения, и весь ритуал был окутан ореолом мистики. Был прибавлен отрывок: "Давид, царь Израиля, жив и сущ". Включение этого отрывка связано со сказанным в трактате РгШ.: "Сказал р. Иегуда ха-Наси* р. Хие: Иди в Эйн Тав (в Галилее) и освяти месяц, и пришли мне знак, что совершено: "Давид, царь Израиля, жив и сущ". Ибо р. Иегуда ха-Наси опасался освящать месяц публично, что было запрещено властями. Со временем этот отрывок был включен в ритуал освящения луны, и в строке "Давид, царь Израиля..." видели выражение надежды на избавление и воссоздание царства дома Давида.

Благословение месяца завершают чтением молитвы "Мы должны славить Владыку всего...", чтобы никто не мог подумать, будто мы поклоняемся луне.

Благословение месяца

Благословение месяца (Биркат ха-ходеш)

В последнюю субботу уходящего месяца в синагоге после чтения Торы благословляют грядущий месяц и объявляют день начала нового месяца. Определение первого дня месяца, или освящение месяца, было одной из важных функций Синедриона*. В трактате Софрим описан обряд освящения месяца в период Синедриона. С введением постоянного календаря (в 4120 г. по еврейскому летосчислению, ок. 3.0 г. н. э.) стали объявлять в синагогах о наступлении нового месяца в последнюю субботу уходящего месяца. Предполагают, что обычай Б.М. и объявления о нем восходит к эпохе гаонов*.

По обычаю, принятому в наше время, перед Б.М. произносят молитву: "Да будет воля Твоя обновить нам этот месяц, на благо и благословение...". Кантор объявляет о дате новолуния в наступающем месяце и произносит: "Тот, Кто творил чудеса отцам нашим... и скажем: Амен!" Затем он берет в руки Тору и провозглашает: "Начало месяца (такого-то) наступит в день (такой-то), на благо нам и всему Израилю". Затем все общество произносит молитву "Обновит его Святой, благословен Он...".

Благословение над хлебом

Благословение над хлебом (ха-моци лехем мин ха-арец)

В нем десять слов, что соответствует десяти словам Писания: "Выращивающий траву скоту, зелень человеку, чтобы произрастить хлеб из земли" (Пс. CIV, 14), и десяти повелениям, относящимся к хлебным злакам (как, напр.: нельзя сеять смешанно определенные злаки; обязанность оставлять часть урожая для бедных - закон "десятины", и пр.). Текст этого благословения приводится в Мишне*.

Благословение наслаждающихся

Благословение наслаждающихся (Бирхот ха-неhенин)

Полагается благословлять до и после еды или питья, и уже в книге пророка Шмуэля (I Сам. IX, 13) мы находим упоминание об этом. Так сказали хазал*: "Не должен человек пользоваться благами мира, не благословив, и всякий, кто пользуется ими без Б., вероломно использовал дары Неба" (Бр. XXXV).

Как благословляют? За хлеб: "Благословен Ты, Господь,. ..производящий хлеб из земли"; за плоды земные: "Благословен... творящий плоды земли"; за плоды древесные: "Благословен... творящий плод древесный"; за вино: "Благословен... творящий плод виноградный" (Бр. VI). Благословляют также за прочие напитки: "Благословен... за то, что все делается по слову Его"; за ароматы и т. д.

Б. после легкой закуски и питья гласит: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший жизнь и все необходимое для неё, и за все, что Ты сотворил для поддержания жизни всего живого. Благословен Тот, Кто оживляет мир".

Благословение после совместной трапезы

Благословение после совместной трапезы (Биркат ха-мазон)

Трое или больше сотрапезников, сидящих за одним столом, обязаны объединиться для коллективного благословения.

В наше время порядок его таков: если есть вино на столе, наполняют бокал, хозяин дома берет его в правую руку и "приглашает" остальных. Если хозяин дома хочет почтить гостя, он передает ему право приглашающего. Если гость хочет почтить хозяина, он возвращает ему это право. Приглашающий произносит: "Господа мои, будем благословлять". Сотрапезники отвечают: "Да будет благословенно имя Господа, ныне и навеки". Приглашающий продолжает: "С согласия учителей и господ моих (или: с согласия хозяина дома и господ моих), благословен Тот, Чью пищу мы ели и Чьей милостью живем", а затем читают после-трапезное благословение (Биркат ха-мазон).

Благословение при зажигании свечей

Благословение при зажигании свечей (<u>Биркат ха-нерот</u>)

Благословение над свечами и зажигание свечей в канун субботы, перед заходом солнца, в канун всех праздников и Судного Дня является заповедью для женщин. По мнению мудрецов, это способствует семейному покою и миру в семье, "ибо если нет свечей, то нет и мира, который теряется во мраке" (Шаб. XV, Раши*).

Строгое соблюдение этой заповеди объясняется стремлением отвергнуть учение цдуким* и караимов*, которые на основании стиха Торы: "Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в субботу" толковали, что нельзя освещать дом даже накануне субботы, заранее, и еврей должен проводить субботний день в темноте.

Поэтому мудрецы установили обряд зажигания субботних и праздничных свечей и утвердили текст благословения: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас заповедями Своими и повелевший нам зажечь субботние (или праздничные) свечи". Это благословение произносится после зажжения, в противоположность другим благословениям, произносимым перед выполнением заповедей, так как благословение над свечами знаменует наступление субботы, а в субботу нельзя зажигать огонь. Поэтому прежде зажигают и заслоняют зажженные свечи руками или прикрывают глаза, а затем благословляют.

Обряд зажигания свечей в еврейском доме создавал атмосферу праздника и душевного покоя. Зажженные свечи возвещали наступление субботы, когда еврей может отдохнуть от забот, огорчений и унижений, которые омрачали его жизнь в течение всей недели. Свечи зажигают в той комнате, где будет трапеза.

В еврейской семье принято дарить невесте на свадьбу два подсвечника. Количество зажигаемых свечей не ограничено. Обычно замужняя женщина зажигает две свечи и добавляет еще свечи по числу детей.

Благословения

Благословения (Брахот)

Молитвы благодарения и хвалы, произносимые при разных обстоятельствах и начинающиеся словами: "Благословен Ты, Господь". Мы верим, что вся Вселенная - от Бога и по великой милости Его. Когда сотворил Бог человека, Он приготовил все, что необходимо для его существования.

Пишет Рамбам*: "По установлению мудрецов следует произносить благословение над пищей и только потом есть, даже если намеревается человек перекусить, он должен прежде благословить [...] А всякий пользующийся пищей без благословения считается вероломным". Кроме Б. перед едой, мудрецы установили также Б. после еды и питья. И так же, как благословляют, воспользовавшись пищей, следует благословлять при выполнении других заповедей, и лишь затем совершать действие.

"Текст всех Б. установили Эзра* и мужи его суда, и не дано изменять этот текст - ни добавлять к нему, ни убавлять. И ошибается всякий, кто меняет что-либо в тексте Б., установленном мудрецами. И всякое Б., в котором не упоминается Имя Божье, - это не Б." (Рамбам, Гилхот брахот, 1).

Согласно традиции, все Б., кроме Б. после-трапезного* и Б.Торы*, установили Мужи Великого Собрания*. Послетрапезное Б. и Б. Торы - более раннего происхождения и считаются как бы предписанными Торой.

В период Эзры каждая молитва начиналась словами: "Благословите Господа", а по окончании ее собравшиеся отвечали: "Амен"*. С того времени всякую благодарственную молитву стали называть Браха (благословение).

Благословения Торы

Благословения Торы (Бирхот ха-Тора)

Принято произносить благословение перед чтением Торы* и после него, - тем, кто призван к Торе. Еврей сознает, что Всесвятой, благословен Он, вручил Тору Израилю на благо им: "Р. Хананья бен Акашия говорит: "Хотел Господь облагодетельствовать Израиль, потому и дал им Тору и заповеди в изобилии" (Мак. XXIII). Эзра* установил Б. Т., как сказано: "И стоял Эзра на деревянном возвышении... и открыл Эзра Книгу в присутствии всего народа... и благословил Эзра Господа, Бога Великого, и отвечал весь народ: Амен, амен" (Hex. VIII,4-.). Б.Т. начинается словами: "Благословите Господа...", а после чтения Торы говорят: "Благословен Ты, Господь... давший Тору...". К Б.Т. относятся и благословения Гафтара* по субботам и праздникам. Сюда же следует отнести благословения перед чтением Мегилат* Эстер в праздник Пурим. Полный текст этих благословений находится в молитвенниках.

Благотворительность

Благотворительность - см. Подаяние

Божественное откровение

Божественное откровение (Гилуй Шехина)

Появление Бога в нашем мире. В еврейской религии это выражение означает чудесное появление Бога или выявление Его воли посредством пророчества, видения или чуда. Об Откровении Господа Библия иногда повествует, как об обыкновенном явлении, а иногда передает даже чувства человека, которому было откровение.

Так, например, рассказано в Торе об Адаме и Хаве(Еве), которые говорили с Богом: "И спрятались Адам и жена его от Господа Бога среди деревьев сада. И позвал Господь Бог Адама и спросил его: "Где ты?" (Быт. III, 8- 9). Господь говорил с Каином*, Ноахом* и его сыновьями и с Авраамом*. Господь явился во сне Авимелеху*, Ицхаку*, Яакову* и Лавану. С Моисеем* говорил впервые Господь из горящего куста; Шмуэлю* Он впервые явился ночью. Многим из пророков Господа было явление Его, и даже волшебник Бил'ам* говорил с Богом. В книге Иова* повествуется о переживаниях человека, которому явился Господь: "...в мыслях от ночных видений, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет, и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною, дыбом встали власы на мне. Он стоял, но не узнал я вида Его, облик пред глазами моими, тихое веяние - и я услышал голос" (IV, 13-1.).

В книге Чис. (XII, .-8) сказано о различии между Моисеем и другими пророками, которые тоже удостоились говорить с Господом: "...если будет среди вас пророк Господень, в видении ему откроюсь Я, во сне заговорю с ним. Не так с рабом Моим Моисеем: во всем доме Моем пользуется он доверием, устами к устам заговорю с ним, и явление не в гаданиях, и лик Господа узрит он...". А в книге Исх. (XXXIII, И) сказано: "И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как говорит человек с ближним своим...". А чтобы поверили сыны Израиля в Господа и в Моисея, раба Его, решил Господь открыться всему Израилю: "И сказал Бог Моисею: Вот Я приду к тебе в облаке, чтобы услышал народ, что Я говорю с тобой; тогда и в тебя поверят навеки" (Исх. XIX, 9).

Бокал пророка Элиягу

Бокал пророка Элиягу (Косо шел Элиягу ха-нави)

В большинстве еврейских общин во время Пасхального Сейдера* ставят добавочный бокал вина, помимо бокалов для сотрапезников - бокал пророка Элиягу. Согласно преданию, Элиягу приходит в каждый еврейский дом, где справляют Сейдер. После трапезы, прежде, чем продолжать читать Пасхальную Гагаду*, раскрывают настежь двери. Присутствующие встают и торжественно объявляют: "Благословен входящий!", имея в виду пророка Элиягу. Происхождение этого обычая неизвестно. Полагают, что он введен с тем, чтобы вызвать любопытство детей, которые уже не заснут в ожидании прихода пророка. По другому предположению, этот обычай укрепляет веру в грядущее избавление, так как в Нисане* (месяц, на который приходится Песах*) спасены были предки наши, и в Нисане же мы будем избавлены (по Шулхан Аруху).

Большая орава

Большая орава (Эрев рав)

В Торе* рассказывается, что когда сыны Израилевы вышли из Египта, вышла с ними Б.О. неевреев, присоединившихся к ним. Агада* утверждает, что эрев рав разлагающе влиял на Израиль в пустыне и причинил им немало трудностей. Многие из этих примкнувших предавались сладострастию, другие участвовали в поклонению золотому тельцу*; среди них были и виновные в поношении Господа.

Большинство и меньшинство

Большинство и меньшинство (Ров у-миут)

Сказано в Торе*: "Не следуй за большинством на зло, и не отзывайся в тяжбе, кривя судом, лишь бы клониться к большинству" (Исх. XXIII, 2).

"Велено нам следовать за большинством при разногласии между мудрецами в понимании какого-либо из законов Торы; и то же в любом суде, который занимается разрешением частных споров..." (Рамбам*, Сефер ха-мицвот).

Если решение принято большинством голосов (в суде, состоящем из трех судей), обязан ли третий судья подписаться под решением или приговором, вопреки своему мнению? Этот вопрос подробно обсуждает известный талмудист р. Яир Бахрах (XVII в.) в книге "Хават Яир". Окончательное решение таково: если отказ третьего подписаться отменяет исполнение приговора, его заставляют подписать. Если же отсутствие подписи третьего оставляет решение в силе (напр., при разборе тяжб), то его не заставляют подписаться против его воли.

Бракосочетание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Брачный договор

Брачный договор (Ктуба)

Так называется письменное обязательство, которое дает еврей своей жене в день свадьбы. В Б.Д. перечислены обязательства, которые берет на себя муж: содержать жену, пока он с ней живет. В случае развода или вдовства ей полагается определенная сумма денег. Есть предположение, что Б.Д. - закон Торы (ср. Исх. XXII, 1.); другое предположение, что Б.Д. - установление мудрецов, принятое с тем, чтобы затруднить мужу развод. Посему возложили на него уплату, в случае развода, суммы, обещанной им в Б.Д. Размеры суммы обязательства были установлены в эпоху Талмуда: для девицы - не менее двухсот "зуз", для вдовы - не менее ста. Если жена принесла приданое, то к упомянутой сумме муж должен прибавить сто пятьдесят процентов от стоимости приданого.

Б.Д. пишется на арамейском языке, который был разговорным языком в эпоху Талмуда. В Израиле принято под хупой читать также перевод текста Б.Д. на иврит.

Обязанность компенсации за развод не лежит на муже, если жена преступает запреты иудаизма; или бранит родителей мужа в его присутствии; или, если муж хочет жить в Эрец-Исраэль, она же не согласна следовать за ним.

По обычаю, раввин, совершающий бракосочетание, зачитывает текст Б.Д. под хупой после совершения церемонии бракосочетания.

Будни праздника

Будни праздника (Хол гa-моэд)

Хол ха-моэд, или "моэд катан" (малый праздник), - дни между первым и последним днями Песах* и между первым и последним днями Суккот*. Разрешается совершать необходимую для поддержания жизни работу, так же, как и в будни. Если работа не связана с поддержанием жизни (например, шитье одежды), можно ее выполнять при условии, что способ выполнения отличается от обычного. Можно выполнять, как и в будни, работу, связанную с предотвращением убытка (например, орошение земли, без которого погибнет урожай).

Обычай сфардов - не накладывать тфилин* в Б.П., как в субботу и в праздничные дни.

В праздники, включая Б.П., нельзя быть в трауре. Если же траур начался перед праздником, он прекращается с наступлением праздника и не возобновляется в Б.П.

Предыдущая страница Следующая страница