Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Энциклопедия иудаизма
Статьи на букву "И"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

И завершены были...

И завершены были... ("Вайхулу...")

Три первых стиха второй главы книги Бытия, которые произносятся при наступлении Субботы.

Сказали рав Хасида и мар Уква: каждого, кто молится в канун Субботы и произносит "И З.Б.", сопровождают два ангела, которые возлагают руки на его голову и говорят ему: смыта с тебя вина и грех твой искупится (Шаб. 119). И сказал рав Гаменона: каждый, кто молится в канун Субботы и произносит "И З.Б.", становится как бы "соучастником" Господа в акте Творения. По словам Рава, еврей обязан трижды произносить "Вайхулу...": во время субботней молитвы, в конце молитвы и за чашей вина, которая открывает субботнюю трапезу.

Почему трижды? Во время молитвы - чтобы и большие и малые приняли участие в исполнении заповеди; после молитвы - для тех, кто работает в поле и опаздывает на молитву; дома, за чашей вина - для домочадцев.

Ибн-Эзра Авраам

Ибн-Эзра Авраам - известный ученый-энциклопедист, исследователь иврита, поэт и комментатор Библии. Родился в Толедо (Испания) в конце XI в. Все годы бедствовал, испытывая большие материальные трудности.

Ибур

Ибур - см. Високосный год.

Идолопоклонство

Идолопоклонство (Авода зара)

Культ божков, идолов, лепных и рукописных, икон и статуй, которым поклоняются, а также культ природы - поклонение солнцу, луне, звездам или знакам Зодиака, которых обожествляли и которым поклонялись древние народы.

Сыны Израилевы обязаны поклоняться только единому Богу. Чествование божка или молитва ему являются И., которое строжайше запрещено Торой, как сказано в десяти заповедях: "Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня. Не делай себе изваяния и никакого изображения [...] Не поклоняйся им и не служи им" (Исх. XX, 3-5). А Моше Рабейну* предостерег сынов Израилевых и сказал им: "Берегите же особенно души ваши, так как вы не видели никакого образа в день, когда говорил с вами Господь в Хореве из огня. Дабы не развратились и не сделали себе изваяния в образе мужчины или женщины [...] Дабы взглянув на небо и увидев солнце, и луну, и звезды, и все воинство небесное, ты не соблазнился, чтобы поклоняться им и служить им..."(Втор. IV, 15-19).

Термин "авода зара" (дословно - "чужое служение") употребляется в Талмуде* в самом широком смысле и не имеет в русском языке эквивалента: оно включает не только самый идолопоклоннический культ, но и предметы культа, такие, как истуканы, иконы, капища, утварь и т. д. Все это запрещено.

Идолы названы в Библии презрительными кличками, например, "элиль" - божок, уменьшительное от "Эль" - Бог; "гилулим", от слова "галаль" - навоз; "шкуцим", от слова "шекец" - мерзость.

В книге "Кол бо"* сказано: "Каждый еврей должен отличаться от них [от идолопоклонников] одеждой и обычаями... Но еврею, который близок к царскому двору и должен сидеть перед царем [...], дозволено походить на них одеждой и прической, надевать их одеяния и стричься подобно другим".

Иегошуа бин Нун

Иегошуа бин Нун (Иисус Навин) - преемник Моисея, после его смерти руководивший еврейским народом. При нем была отвоевана Земля Обетованная и произведен раздел ее между коленами Израилевыми (XIII в. дон. э).

Иегуда Галеви

Иегуда Галеви - великий средневековый поэт и философ, живший в Испании на рубеже XI-XII вв. Был известен также как выдающийся врач своего времени. Многие его стихи и элегии вошли в праздничные молитвенники, включены в сборники "кинот" (см). На русском языке издан сборник стихов И.Г. "Сердце мое на Востоке" (изд. "Библиотека Алия", 197.) с большой вступительной статьей о жизни и творчестве поэта, и "ха-Кузари" (изд. "Шамир", 1980).

Иегуда ха-Наси

Иегуда ха-Наси - последний из великих танаим (см.), редактор Мишны (см.), духовный вождь народа (II в.). Из большого уважения к нему современники называли его просто "рабби" ("мой учитель"). Он даже сподобился звания "рабейну ха-кадош" ("наш святой учитель").

Иерусалим

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иехезкель

Иехезкель (Иезекииль)

пророк, современник Ирмеягу, изгнанный в 598 г. до н. э. вместе с иудейским царем Иегояхином и другими из Иерусалима в Вавилон. И там он пророчествовал в течение 22 лет.

Иешаягу

Иешаягу (Исайя)

величайший из пророков, живших в период разрушения израильского царства и угрозы, нависшей над Иудеей со стороны Ассирии. Широко образованный, хорошо разбиравшийся в сложной международной обстановке и общественных проблемах, он обладал также большим поэтическим даром.

Избавление

Избавление (Геула)

Древнее значение слова "геула" связано с жизнью семьи и общества.

Обедневшему еврею, который распродал все свое имущество и не мог прокормить себя и свою семью, было дозволено в древности наняться (продать себя) в рабы. Такой раб должен был отработать шесть лет, а на седьмой год выходил на волю. Если не нашлись для него покупатели-евреи и он продавал себя гою*, заповедано его родственникам выкупить, избавить его. Обязанность эта тем сильнее, чем выше степень родства. Суд принуждал родственников раба к выкупу его даже против их воли. Если средства родственников недостаточны для выкупа, то каждому еврею заповедано выкупить раба с тем, чтобы вернуть ему свободу. Заповедь выкупа распространялась и на земельные угодья Израиля, которые нельзя было продать навечно: в юбилейный год (раз в пятьдесят лет) поле возвращается хозяину. Землю, приобретенную по наследству, еврей не мог продать даже на пятьдесят лет, разве что он очень беден, но и тогда заповедано ему выкупить ее как можно скорее, как только доходы его позволят ему. Кроме родственников, естественных избавителей закрепощенного, народ видел в Господе своего Избавителя от рабства и Избавителя каждого, попавшего в беду. В Торе*, Пророках* и Писаниях* неоднократно упоминается Господь, как Избавитель. Он избавил Свой народ от рабства египетского и вторично простирает Сврю десницу, чтобы выкупить уцелевших (Ис. XI, 11). В книге Иеремии мы находим аналогию между понятиями "избавил" и "выкупил": "...ибо выкупил Господь Яакова и избавил его от руки того, кто сильнее его" (Иер. XXXI, 10). Со временем стерлись грани между понятиями "избавил", "помог", "вызволил", "спас", и все они стали синонимами объемлющего понятия "геула" - И., исходящее от перста Божьего.

Перед глазами надеющихся на И. в течение всего периода диаспоры* стояло великое прошлое народа, великие деяния, которые совершил Господь для своего народа при Исходе его из Египта, в эпоху Судей* и в эпоху Царей. Пророки не видели непреодолимых препятствий на пути избавляемых. Господь соберет их, и проложит им тропу в пустыне, и из скал потечет для них вода. Спасенные вернутся в страну свою, и царь из рода Давида будет царствовать над ними, земля даст обильные плоды, все признают Господа и пойдут Его путями. Каббалисты, видевшие в каждом явлении таинство, объясняли Избавление по-своему. До И. над жизнью властвует древо познания добра и зла*, как следствие людской греховности. Но с наступлением И. "будет Бог один и имя Его едино", и власть над миром будет олицетворять древо жизни* - символ единства и совершенства.

Изваяние и изображение

Изваяние и изображение (Песел утмуна)

Сказано в Торе*: "Не делай себе изваяния и какого-либо изображения" (Исх. XX, 4). Изваянием называется образ, запечатленный в камне, металле или дереве, изображением - образ, нарисованный краской. Запрещено изготовлять их с целью идолопоклонства, но как произведения искусства или украшения - разрешено.

Израиль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Илья-пророк

Статья большая, находится на отдельной странице.

Инквизиция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иов

Иов - легендарный герой одноименной библейской книги. Из ее 42 глав только первые две и последняя посвящены рассказу о нем и его жизни, остальные же - это проникновенный рассказ о философской дискуссии между И. и его четырьмя друзьями, пришедшими утешить его в связи с неожиданно свалившимися на И. бедами и несчастьями.

Иосеф

Иосеф (Иосиф)

любимый сын праотца Яакова и Рахили, проданный в рабство его брать (…)

Исру хаг

Так называется день, следующий за каждым из трех праздников - Песах*, Шавуот* и Суккот*, согласно комментарию мудрецов к псалму: "Привяжите [праздничную] жертву узами" (Пс. CXVIII, 27). И сказали хазал*:"Всякий, кто проводит И.Х. в пиршестве, как бы построил жертвенник и принес на нем жертву (Сук. XLV). Это значит, что всякий, кто добавляет к празднику день и отмечает его пиршеством, будто сам принес жертву.

Есть в И.Х. нечто от праздника. Поэтому принята в этот день полупраздничная трапеза, рекомендуется воздерживаться от поста и траура. Во времена Храма не успевали принести все индивидуальные жертвы (личные и семейные) на алтарь за время праздника. Жертвоприношения совершались и в И.Х., посему служит этот день как бы продолжением праздника. Однако работа в этот день не возбранялась.

Исход Субботы

Исход Субботы (Моцаэй шабат)

В древности на И.С. евреи устраивали трапезу, как в субботнюю ночь при встрече Субботы. С наступлением темноты зажигали свечи и по окончании трапезы произносили над ними благословение. К благословению на пищу, которое произносили над бокалом вина, добавляли Гавдалу*. Обычай совершать трапезу был отменен со временем и, более того, с наступлением темноты еда и питье воспрещались, пока не читали Гавдала. Это объяснялось тем, что, якобы, мертвые, осужденные в будни на адские муки, отдыхают по субботам и поэтому следует продлить им субботний отдых. В сидуре р. Амрама гаона (IX в.) сказано, что следует продлить молитву И.С, "чтобы продлить отдых умершим грешникам и отложить их возвращение в ад".

Во многих общинах принята особая трапеза с песнопениями в честь уходящей Субботы, которая называется трапезой "проводов царицы" (Субботы) - "мелаве малка".

Иудаизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ияр

Второй месяц еврейского года при счислении от Нисана*, восьмой месяц - при счислении от Тишри*, как принято в наши дни. В И. двадцать девять дней. Его знак Зодиака - Телец. Происхождение названия вавилонское. В Первой книге Царей именуется месяцем Зив. 2-го И. царь Соломон начал постройку Первого Храма. 29-го И. умер пророк Шмуэль (Самуил).

Предыдущая страница Следующая страница