Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Энциклопедия иудаизма
Статьи на букву "В"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

В будущем году в Иерусалиме...

В будущем году в Иерусалиме... (Лешана габаа бирушалаим)

По окончании Пасхального Сейдера произносят: "Лешана габаа бирушалаим габнуя". - "В будущем году - в восстановленном Иерусалиме!" Молитву эту произносят и по окончании богослужения в Йом Кипур*, в конце молитвы "Нэила"*. Причина того, что молитву эту произносят дважды (один раз - в месяце Нисан*, а второй - в месяце Тишри*), заключается в разногласиях между р. Элиэзером и р. Иегошуа. Первый говорит: в Нисане был избавлен народ Израиля и в Нисане будут избавлены, а второй утверждает: в Нисане были избавлены, а в месяце Тишри будут избавлены. Евреи, в стремлении своем к избавлению, принимают оба мнения и произносят "Лешана Габаа бирушалаим габнуя" и в Нисане, и в Тишри.

Вавилонская Башня

Вавилонская Башня (Мигдал Бавел)

Огромная башня, подымавшаяся вершиной к небу, которую сооружали потомки Ноя*. После потопа* они осели в долине Шин'ар, в Вавилоне и сказали друг другу: "Построим себе город и башню до небес и прославимся, чтобы не рассеялись мы по всей земле" (Быт. XI, 4). Это было дерзновенное намерение противостоять небесам, бросая как бы вызов Всевышнему, поэтому Он перемешал их языки настолько, что они перестали понимать друг друга, рассеял их по всему миру, и постройка города прекратилась.

Вдова

Вдова (Алмана)

женщина, муж которой умер. По одной версии, это слово происходит от "илем" - "немой", ибо В. беспомощна и не может ответить своим притеснителям. По другой версии, слово это происходит от корня, означающего "беззащитный".

Юридический статус В.

Во времена язычества В. была лишена покровительства закона. Из-за этого беспомощного положения Библия относит В. и сирот к категориям слабых, беззащитных и нуждающихся в милосердии. Поэтому Тора* выдвигает твердые моральные требования в защиту В. и сирот: "Вдову и сироту не притесняйте. Если притеснишь их, то когда возопят ко Мне, Я услышу вопль их, и возгорится гнев Мой, и поражу вас мечом, и будут жены ваши вдовами, а дети ваши сиротами" (Исх. XXII, 21-23). Всесвятой, благословен Он, Сам "творит справедливость сироте и В." (Втор. X, 18). Стремление еврейского законодательства улучшить положение В. многократно выражено в Библии. Стремление это основано на милосердии и той защите, которую предоставляет В. Сам Господь Бог.

"Обязан человек быть чутким к В. и сиротам, ибо душа их ущербна и дух их унижен, даже если они богаты. Даже в отношении В. и сирот царя должны быть мы чуткими, ибо сказано: "Никогда не притесняйте вдову и сироту". Как следует обращаться с ними? Говорить с ними следует мягко, относиться к ним с почтением, не изнурять тела их работой, а сердца - жестокими словами. Их деньги следует беречь более, чем собственные. Кто дразнит или раздражает их, причиняет им боль, порабощает или разоряет их, - преступает запрет, а тем более тот, кто бьет или проклинает их" (Рамбам).

Правовое положение В. в Израиле регулируется установлениями Галахи*.

Великая Суббота

Великая Суббота (Шаббат гa-гадол)

Суббота перед праздником Песах* называется B.C., по-видимому, по названию гафтары*, которую читают в эту субботу, и в ней сказано: "Вот Я посылаю вам Илью-пророка (Элия ха-нави) перед наступлением дня Господа, великого и страшного"(конец книги Мал.). В эту Субботу после полудня читают Пасхальную Гагаду, начиная со слов "Рабами были мы в Египте..." и до "...искупить все грехи наши". Читают Гагаду в B.C., чтобы привыкнуть и приготовиться к чтению ее во время Пасхального Сейдера.

В B.C. в синагогах произносят проповеди о смысле праздника Песах, разъясняют законы о ритуальном очищении посуды в этот праздник и т. д. Если B.C. приходится на канун Песах, раввин произносит свою проповедь в субботу за неделю до B.C.

Великое Собрание

Великое Собрание - высший законодательный и судебный орган в Иудее со времен Эзры и Нехемьи (см.) и до Шим'она Праведника (см.). См. Мужи В. С.

Вера

Вера (Эмуна)

безусловное принятие чего-либо как истины, даже если нет этому рационального подтверждения. Уверенность в событии, которое должно совершиться в будущем, ибо так было обещано. Вера в Бога, основанная на Откровении, свидетелями которого были наши праотцы у Синая. Всякая убежденность, исходящая не от разума, но от сердца,. называется верой.

"Верить, что есть Единый Бог, который сотворил все сущее; верить, что воля и могущество Его - причина всего, что есть и будет вовеки; и что Он вывел нас из Египта и дал нам Тору; как сказано при вручении Торы: "Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства". Смысл сказанного: знайте и верьте, что есть Превечный Бог [...] И сказано: "Который вывел тебя", чтобы не прельстились сердца ваши рассматривать ваше избавление из египетского рабства и казни египетские* как дело случая, но чтобы знали, что Я вывел вас волею и Провидением, как обещал отцам вашим - Аврааму, Ицхаку и Яакову. Нет надобности разъяснять смысл этой заповеди. Ясно и очевидно каждому, что вера - основа религии, и тот, кто не верит, отрекается от главного, и нет ему удела в Израиле. Вера должна укорениться в душе еврея. И будучи спрошен о своей вере, он ответит, что вера его - вера сердца, и не отречется от нее, даже если ему угрожают смертью. Ибо в том сильна В. сердца, кто осуществляет ее в своих деяниях, чей язык возглашает то, во что верит его сердце. И если удостоится взойти по ступеням мудрости, и поймет сердце, и узрят глаза знамение того, что вера - истинна и что иначе быть не может, тем самым выполнит он заповедь "делай" наилучшим образом. И таковы законы этой заповеди: следует нам верить, что в Нем все могущество, и мощь, и величие, и великолепие, и благословение, и все сущее. И не хватит у человека сил и разума охватить Его величие, ибо скрыто оно от нас. И верить всеми помыслами нашими, что нет в Нем несовершенства, и все Он сделал, и из этого следует: знать, что Он совершенен и бестелесен, ибо тела несовершенны, а Он, Благословенный, нет в Нем несовершенства. Все сказанное и многое другое, относящееся к этому, разъяснено в книгах тех, кто познал мудрость Божью. Счастлив причастный к ней, ибо дано ему исполнить эту заповедь наиболее полно. Всегда и везде заповедано это, мужчинам и женщинам; а нарушающему ее нет места в среде Израиля. Заповедь эта не приурочена к определенному времени, но все дни свои должен человек жить этой мыслью" (Сефер ra-хинух р. Аарона Галеви, XIV в.).

В этом - суть иудаизма: верить, что Бог предшествовал всему сущему как первопричина всего сущего; верить, что все подвластно Ему, а Он - ничему не подвластен.

Верую

Статья большая, находится на отдельной странице.

Взятка

Взятка (Шохад)

Судье воспрещено брать деньги у тяжущихся, даже если он судит справедливо, ибо сказано: "Не бери В.". И запрет этот еще раз подтвержден в Торе*. И сказано в Сифрей: "Не бери взятки, даже чтобы оправдать невинного и осудить виновного". Цель этого запрета - устранить всякую возможность соблазна, чтобы В. не могла повлиять на решение суда.

Видение

Видение (Хазон)

Слово "хазон" - "пророческое видение" -происходит от корня "хаза" - видел. Это слово обозначает Божественные видения, открывающиеся внутреннему взору пророков как зрительный или звуковой образ; отсюда выражение: "слово, которое он видел". "X." означает пророческое видение, так же как слово "Тора" - "Божественное Учение". Тора и X. происходят из одного источника, называемого Божественным Откровением.

Откровение приводит пророка в необычайное волнение, потрясающее его душу. Он весь захвачен огромной силой образа или голоса, который проникает все его существо и приводит иногда к потере чувственного восприятия и рационального сознания.

Вино возлияния

Вино возлияния (Ейн нэсех)

Вино, которое возливают на жертвенник. Но в Талмуде называют так вино идолопоклонников, возливаемое на алтари их божков; такое вино запрещено пить и им нельзя пользоваться. Всякое вино иноверцев, даже не предназначенное для ритуальных целей, было запрещено евреям в период Мужей Великого Собрания*. В восемнадцати запретах, объявленных с целью отдалить евреев от общения с гоями*, перечислено также масло и вино. Запрет на масло был впоследствии отменен, но запрет на вино остался в силе. Главная цель запрета -предотвратить сближение евреев с иноверцами.

Високосный год

Статья большая, находится на отдельной странице.

Власти

Власти (Рашут)

В определенные исторические периоды мудрецы предостерегали от сближения с властями. Сказано: "Будьте осторожны с властями, ибо они приближают к себе человека только ради самих себя" (из поучений р. Гамлиэля, сына р. Иегуды ха-Наси, Авот II, 3).

Вместе с тем евреи признавали господство власти над собою и говорили: "Если об этой [то есть земной] власти, полной лжи, лицемерия и обмана, о власти продажной и временной, сказано: "Приближенные приходят и справляются о здравии судей и свидетелей, чтобы показать, что не таят они в сердце злобы к ним, ибо справедливо судили вы", то Суд Высшей Власти, у которой нет обмана, лжи, подкупа и лицемерия и которая вечна и непреложна, господство Его мы обязаны принять на себя тем более" (ТИ., Сан., из речей р. Авигу).

Возврат пропажи

Возврат пропажи (Гашават аведа)

Существует заповедь Торы возвращать пропажу владельцам, как сказано: "Верни ближнему своему" и повторено: "Если увидишь ты вола, принадлежащего ближнему твоему, верни ему".

Смысл этой заповеди очевиден: она необходима для благополучия общества, ибо пропажа, в частности пропажа скота, была явлением обычным, а благодаря этой заповеди всякая пропажа возвращалась хозяевам. В Талмуде* обстоятельно рассмотрены всевозможные ситуации, связанные с выполнением этой заповеди.

Возвышение

Возвышение (Бама)

Возвышение естественное или сооруженное человеком для жертвоприношений. В Библии - синоним жертвенника, предназначенного для жертвоприношений вне Храма или скинии.

Нам неизвестно, где принес жертву первый человек, Адам. О жертвоприношении Ноаха* сказано: "Построил алтарь Господу". Праотцы (Авраам*, Ицхак*, Яаков*) возводили алтари для жертвоприношений. Эти жертвенники назывались "частными В.". Всякий, даже не будучи священником, был вправе возвести жертвенник и принести на нем жертвы. До постройки скинии израильтяне приносили в пустыне жертвы на В. После постройки скинии в пустыне В. были запрещены. Запрет этот был в силе до прихода в Эрец Исраэль*, когда вновь были разрешены В. - до возведения скинии в Шило. После разрушения Шило израильтяне пришли в Нов и Гив'он, и запрет на алтари и В. снова был снят. После завоевания Иерусалима и построения Храма алтари и В. были запрещены навеки (Зв. XIV, 4-8). Святость Иерусалима вечна, как сказано в Псалмах (СХХХП, 14) : "...это обитель Моя навеки".

Все же, несмотря на запрет, жертвы приносились и на В. в течение всего периода Первого Храма.

Воздаяние

Статья большая, находится на отдельной странице.

Возлияние воды

Возлияние воды (Нисух ха-маим)

Во время праздника Суккот* совершалось В.В. в Храме. В.В. не упомянуто в Торе прямо, но хазал* выводят этот обычай из сопоставлений. Объяснение этого обычая таково. Сказал Господь: "Возлейте предо Мной воду в праздник, чтобы благословил Я вас дождями в этом году". В.В. было принято в Израиле издревле. В Талмуде имеется описание В.В. во времена Второго Храма. Золотой кувшин наполняли водой из Шилоаха. Из кувшина вода переливалась в две серебряные чаши, а из них уже возливали воду на алтарь.

Война заповеданная и война дозволенная

Война заповеданная и война дозволенная (Милхемет мицва умилхемет решут)

Рамбам* пишет: "Царь прежде всего ведет заповеданную войну. Какая же война заповедана? - Война против семи народов [заселявших землю Кнаан], война с Амалеком и оборонительная война против врагов Израиля; и лишь затем он ведет войны по желанию, то есть - войны за расширение границ Израиля и чтобы возвеличить его".

"Для ведения В.З. нет нужды брать разрешение у верховного суда (Сангёдрина). На такую войну царь выходит по своему решению и побуждает народ следовать за ним. На В.Д. царь имел право вести народ только по решению суда семидесяти одного".

"Никогда не начинают войны, не призвав предварительно противника к миру. Так полагается во всех войнах, ибо сказано: "Когда подступишь к городу, чтобы завоевать его, призови его к миру". Если противник отозвался и принял на себя "семь заповедей", обязательных для "сынов Ноаха* (Ноя)", его не убивают, но облагают данью".

"Как в заповеданной, так и в войне дозволенной назначают когена, который должен обращаться к народу во время войны, и мажут его елеем. Такой коген называется "помазанником войны". Дважды обращается "помазанник войны" к народу. Первый раз, когда выходят на войну. Он говорит народу: "Кто из вас насадил виноградник, но не собрал плодов его..." и т. д. (Втор. XX, .-7). Если находятся таковые, они освобождаются от участия в войне. Когда войска уже собрались и двинулись к месту битвы, встает "помазанник войны" на возвышение, а войска - перед ним, и он обращается к ним: "Слушай, Израиль! Вы идете сегодня на бой с вашими врагами. Да не смягчатся сердца ваши! Не страшитесь их и не уступайте им, ибо Господь, Бог ваш, идет с вами воевать с вашими врагами, спасти вас". Слова эти повторяются громко другим Когеном. И вновь говорит "помазанник войны": "Кто из вас построил новый дом, но не жил в нем? Кто из вас насадил виноградник?.." и т. д. Все это провозглашает коген, а затем стражник повторяет его слова громко, чтобы весь народ мог услышать. Затем провозглашает стражник: "Кто из вас боится и мягок сердцем, пусть вернется домой".

"Войска выстраиваются, во главе их ставят военачальников, а позади рядов - сильных стражников с железными мечами, которые поражают в ноги бегущих с поля".

"Передовые войска, которые вступают в пределы иноверцев, завоевывают и удерживают их, вправе есть запрещенную пищу и пить запретное вино, если испытывают голод и не нашли ничего другого, кроме запретного..."

Вопросы и ответы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Восемнадцать благословений

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воскресение мертвых

Воскресение мертвых (Тхият ха-метим)

Последняя из тринадцати основ веры, сформулированных Рамбамом*, гласит: "Я верую полной верой, что будет воскресение мертвых, когда изъявит желание Творец, да будут благословенны память и имя Его во веки вечные". Согласно ему, тела усопших не исчезают, несмотря на процессы разложения в них, ибо сохраняются их исходные элементы, и, в конце времен, с приходом Машиаха (Мессии)* они соединятся и вновь возродятся. В общих чертах о В.М. говорится уже в I Ц. (XVII, 17-24): пророк Элиягу оживил сына женщины из Цорфата. Подобное рассказывается и об Элише, который оживил сына женщины из Шунама (II Ц. IV, 18-37). Правда, описанные случаи - из ряда вон выходящие чудеса, но в книге Ис. (XXVI, 19) говорится о В.М. посредством животворной росы: "Оживут мертвые Твои, восстанут умершие, проснутся и запоют лежащие в прахе, ибо роса Твоя - животворна...". А пророк Иехезкель говорит о сухих костях, которые восстали к жизни (XXXVII, 1-10). Однако сам пророк разъясняет, что он подразумевает весь народ Израиля, который восстанет из мертвых, и мудрецы Талмуда интерпретировали слова пророков как видение будущего, ожидающего народ Израиля.

Но были мудрецы, которые принимали видение буквально. "Р. Элиэзер, сын р. Йоси ха-Галили говорит: умершие, которых оживил Иехезкель, прибыли в Эрец Исраэль, женились и родили сыновей и дочерей. Встал р. Иегуда бен Бетейра на ноги и сказал: я из их потомков, и вот тфилин*, которые оставил мне один из этих пращуров" (Сан. ХСН).

А в книге Даниэля сказано: "И многие из спящих в прахе проснутся, кто для вечной жизни, а кто - для вечного позора".

Вера в В.М. была одной из тем для споров между прушим и цдуким*. Последние не верили в В.М., а в трактате Сан. (X, 1) Мишна* причисляет отрицающих В.М. к тем, кому нет удела в будущем мире.

Воскурение

Воскурение (Кторет)

Смесь душистых трав и растений, которые сжигались на углях в скинии и в Иерусалимском Храме и распространяли приятный запах кругом. По указанию Торы, следовало делать В. дважды в день. "И будет курить на нем Аарон курением благовонным каждое утро; когда он приготовляет лампады, будет курить им. И когда зажигает он лампады в сумерки, будет он курить им..." (Исх. XXX, 7-8).

Запрещено Торой пользоваться для В. иными растениями, не указанными в Торе, и также запрещено приготовлять такой же состав В. для пользования вне Храма. В Талмуде подробно описаны травы и растения, которые употреблялись для приготовления В. В Первом Иерусалимском Храме В. изготовлялось особо назначенными для этого коГаним. А во Втором Храме В. готовили коптим из семьи Автинас. Запах В. распространялся далеко за пределы Храма. И так сказано в трактате Иома (39): "Иерихонские женщины не должны были душиться [благодаря] благовонию В.".

Воскурения

Воскурения (Кторет) - составленная по особым рецептам смесь благовоний, которые воскурялись священнослужителями в Иерусалимском Храме.

Воспитание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Восток

Восток (Мизрах)

"Мизрах" - дословно восток. В синагоге* - это стена, обращенная к В. У восточной стены установлен Арон ха-кодеш - кивот*, в котором находятся свитки Торы*. К этой стене обращены лица молящихся во время молитвы "Шмонэ-эсрей"*, так как молящиеся должны обратиться в сторону Иерусалима, ибо сказано: "И будут молиться Господу, обратившись к городу, который Ты избрал...", а большинство евреев жили в странах Европы, расположенных к западу от Иерусалима. Евреи, живущие к востоку от Иерусалима, молясь, обращали свои лица на запад. Жители Галилеи обращаются к югу.

В. - самая почетная часть синагоги. Скамьи, установленные там, предназначены для раввина и наиболее уважаемых членов общины.

Восхождение Торе

Восхождение Торе (Алия ле-Тора)

Вызванный к Торе подымается на возвышение (бима) и читает строки из Торы. Согласно древней традиции, во время утренней молитвы (Шахарит*) в субботу восходят семеро "приглашенных" к Торе и читают отрывок из недельного раздела. В Йом Кипур* восходят к Торе шестеро, а в каждый из трех праздников (Регалим*) и в Рош ха-шана* - пятеро "приглашенных". Кроме них, вызывается еще один для чтения Пророков (Мафтир). Главы из Торы читают также по понедельникам и четвергам, по субботам - в Минха*, в Рош-Ходеш, в пост, Хол ха-моэд, в Пурим* и в Хануку*.

Согласно старинной традиции, каждый из восходящих к Торе сам читал ее, но с появлением людей, не умеющих читать, постановили позднее, что на биме стоит чтец, который читает текст Торы для всех, чтобы не ставить человека в неловкое положение. Первым восходит всегда коген*, вторым - левит*, а за ним - Израиль, то есть евреи, которые не происходят ни от Когенов, ни от Левитов по мужской линии. Если нет когена среди собравшихся, восходит левит или Израиль "вместо когё-на". Если нет левита, но есть коген, то Коген читает и за левита. Человек восходит к Торе лишь после того, как он был громогласно вызван.

Вот скудный хлеб...

Вот скудный хлеб... (ха-лахма анья)

Этими словами начинается Пасхальная Гагада* (сказание), первые фразы которой приглашают всякого голодного присоединиться к трапезе. "Вот скудный хлеб, который отцы наши ели в земле египетской [при Исходе из Египта] ; всякий, кто голоден, пусть войдет и ест, всякий, кто нуждается, пусть войдет и отпразднует Песах*. В этом году здесь, в следующем году - в Эрец Исраэль; в этом году - рабы, в следующем году - свободные". Судя по содержанию, последняя фраза появилась вскоре после разрушения Храма. Начало составлено из двух отдельных отрывков. Первый из них -приглашение голодных, и многие поступали так перед каждой трапезой, а не только перед пасхальной. Рассказывается о р. Гуна (жившем в III в.), который перед каждой трапезой раскрывал двери и говорил: всякий, кто нуждается, пусть войдет и ест (Та'ан. XX). Второй отрывок - молитва, которую произносили в начале чтения Гагады и по окончании ее, так как, согласно Гагаде, евреи спаслись из Египта в месяце Нисан* и в том же месяце избавлены будут в будущем (Исх.Р. XV, 11).

Вручение Торы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Выбор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Выкуп первенца скота

Выкуп первенца скота (Пидйон бхор)

Предписание Торы - выкупить первенца, родившегося у ослицы, заменив его ягненком, "...а если не выкупишь - сокруши ему шею". В наше время тоже выкупают первенца ослицы, а первенца чистого животного (мелкого и крупного скота) отдают Когену.

Выкуп пленных

Статья большая, находится на отдельной странице.

Выкуп поля

Выкуп поля (Геулат садэ)

Эта заповедь основана на сказанном в книге Левит (XXV, 23-28) : "А землю ты не продавай навечно, ибо земля Моя; ибо пришельцы и поселенцы вы у Меня. И по всей земле поселения вашего дозволяйте выкуп земли. Если обеднеет брат твой и продаст от владения своего, то пусть придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его. А если некому за него выкупить, и достанет у него средств на выкуп, то пусть рассчитает годы продажи своей и вернет излишек тому, кому он продал, и вернется во владение свое".

Выкуп сына-первенца

Выкуп сына-первенца (Пидйон ха-бен)

Мицва* из Торы* - выкупать первого сына матери, даже если он не первый у отца. Выкуп совершается на 31-й день после рождения ребенка, ибо только с этого дня он считается вступившим в жизнь. В наше время выкупают серебряной монетой, но можно выкупить и другими ценностями.

Если 31-й день приходится на субботу или на праздник, выкупают первенца лишь на исходе субботы или праздника.

Процедура выкупа сына-первенца: накрывают стол для трапезы, омывают руки, коген произносит благословение над хлебом. Затем отец приносит когену нарядно одетого ребенка и говорит: это мой сын, мой первенец. Он разверз чресла своей матери, и Господь, благословен Он, велит выкупить его, как сказано: "А выкуп за это: в одномесячном возрасте выкупи его по оценке - пять серебряных шекелей", и еще сказано: "Посвяти Мне всякого первенца, разверзающего чресла, из сынов Израиля и из скота, Мне он". А Коген спрашивает отца: "Хочешь ты отдать мне сына твоего, первенца твоего, разверзшего чресла матери его, или хочешь ты выкупить его за пять шекелей, как обязывает Тора?" Отец отвечает ему: "Желаю я выкупить сына моего, и вот выкуп его, в соответствии с требованием Торы". Коген берет выкуп и возвращает ребенка отцу. Отец говорит: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас заповедями Твоими и заповедавший нам выкуп сына. Благословен Ты, Господь, БОГ наш, Царь Вселенной, давший нам дожить, и просуществовать, и достичь сего дня".

После краткой молитвы Коген кладет руку на голову младенца и благословляет: "Да уподобит тебя Господь Эфраиму и Менаше; да благословит тебя Бог и сохранит тебя; да обратит Господь лик Свой к тебе и помилует тебя; да обратит Бог лик Свой к тебе и дарует тебе мир. Бог охранит тебя, защитит тебя десницей Своей, ибо дни и годы жизни, и мир прибавятся тебе. Бог охранит тебя от всякого зла, охранит душу твою. Амен!"

Предыдущая страница Следующая страница