Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Энциклопедия иудаизма
Статьи на букву "А"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю
Следующая страница

Статьи на букву "А"

Аарон

Аарон (Агарон) - старший брат Моисея и его ближайший помощник. История его жизни изложена в книгах Исход и Числа; Первосвященник.

Абайей

Абайей - один из самых прославленных амораим, создателей Гемары. Возглавил крупнейшую ешиву в Пумбедите (333 г.). В Талмуде видное место занимают дискуссии А. по вопросам Галахи с его знаменитым современником и другом Равой, руководителем ешивы в г. Мехоза.

Ав

Ав - пятый месяц при счислении от месяца Нисан*3 и одиннадцатый месяц при счислении, принятом в наше время, - от месяца Тишри*. В благословении этого месяца в Субботу перед его наступлением А. называют "Менахем (утешитель) Ав". Когда месяцы освящали по свидетельству видевших новолуние, месяц А. был одним из шести, в которые посланцы Суда* отправлялись оповещать евреев диаспоры* о дне освящения месяца, чтобы те знали, когда пост Девятого Ава*.

Девятого А. наши предки ("поколение пустыни"*) были осуждены кочевать сорок лет в пустыне за грех соглядатаев*. "Та ночь [ночь плача] была ночь на Девятое Ава. Сказал Пресвятой, благословенно имя Его: они плакали попусту, а Я установлю им плач вовеки [в этот день]". В седьмой день А. Первый Храм* был захвачен Невухаднецаром, царем Вавилона (I Ц. XXV), а Девятого Ава - подожжен; и Второй Храм был тоже сожжен Девятого Ава.

Созвездие месяца Ав - созвездие Льва. "С наступлением Ава уменьшают веселье", - сказали мудрецы. Со времени разрушения Второго Храма месяц А. считается как бы приуроченным для бедствий, и в течение поколений освятились траурные обычаи и ограничения радости в этот месяц. В первую треть месяца не едят мяса и не пьют вина. Эти ограничения не распространяются на ритуальные акты (обрезание*, выкуп сына* и т. д.).

Авимелех

1. Один из филистимских царьков, современник Авраама.

2. Сын пятого из судей израильских, Гид'она (XII в. до н. э.) и его наложницы из Шхема.

Авраам

Авраам (Аврагам) - первый из трех праотцев еврейского народа (см. ст. Праотцы).

Автальон и Шмайя

Пара руководителей Синедриона (Сангёдрина) в период царствования Антипатра и Ирода (Гордоса).

Авторитеты Галахи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Агада

Агада - см. ст. Галаха и Агада.

Ад

Ад (Геhином)

- обитель душ грешников. Иной смысл этому слову был дан во времена Второго Храма*: геенна - место, где души грешников наказываются и очищаются, в противоположность раю (Ган Эден), где обитают души праведников. С этой точки зрения рай и ад дополняют друг друга, в смысле награды и кары на том свете. Название "геенна" происходит от лощины "Гей Бен-hином", или "Гей-hином", упомянутой в Библии. Это - лощина к югу от Иерусалима, где язычники приносили детей в жертву Молоху, бросая их в огонь. Позже название этой страшной лощины перенесли на посмертное обиталище душ грешников. Существует множество повествований об ужасах А.

Рамбам* представлял кару, ожидающую грешников в А., как лишение их вечной жизни: "истребится душа и не удостоится жизни", обещанной праведным.

В Средние века существовало мнение, что А. очищает и обеляет душу от нечисти, приставшей к ней в этом мире, и только душа, безнадежно оскверненная, сжигается окончательно.

Адар

Двенадцатый месяц при исчислении от Нисана* и шестой месяц при исчислении, принятом в наши дни - от месяца Тишри*. Его созвездие "Рыба". Упоминается в книге Эзры и в книге Эстер. "С наступлением А. множат веселье" (Та'ан. 29).

В те времена, когда месяц освящали по свидетельству видевших молодой месяц, посланцы суда (бет-дина) сообщали живущим в диаспоре о дне освящения, чтобы они знали, когда праздновать Пурим*. А. был одним из шести месяцев, когда посланцы бет-дина отправлялись в диаспору с известием о том, является месяц полным или неполным.

В первый день А. возвещали о сборе "шкалим" - пожертвования для покупки животных, которых в Нисане* приносили в жертву от имени всего общества. О сборе сообщали за тридцать дней до жертвоприношения. Суббота перед новомесячием А. называется субботой "Парашат-шкалим".

Согласно преданию, седьмого А. родился наш учитель Моисей и седьмого А. он умер. Многие общины отмечали весельем этот день, "когда весь мир наполнился светом благодаря рождению Моисея". Но было также немало общин, которые скорбели в этот день, день смерти Моисея.

Адар II

Адар II (бет)

Високосный год по еврейскому календарю состоит из тринадцати месяцев. А. II является главным, А. I - второстепенным. Все законы и обычаи, относящиеся к месяцу А. в двенадцатимесячном году, переносятся на А. II. Мальчик, родившийся в А. обычного года, достигает 13-летнего возраста (Бар-мицва*) в А. II, если в году тринадцать месяцев.

Акива

Акива - один из величайших законоучителей и духовный вождь еврейского народа, жизнь которого овеяна легендами. См. ст. Мудрецы Эрец Исраэль.

Акт Творения

Акт Творения (Маасэ брешит)

Акт сотворения мира. Множество исследований, легенд и преданий посвящены сотворению мира. Что было до его сотворения и что будет "в конце дней", "что сверху и что снизу"? Исследованиями этими занимались великие мудрецы, и они не могли стать общим достоянием, запрещено было даже передавать их двум ученикам одновременно.

Сказали хазал*: "Почему рассказ о сотворении мира начинается с буквы "бет"- 3, со слова "брейшит" - "в начале"? Потому что "бет" закрыта сверху и снизу, но раскрыта спереди. Так и у нас нет права доискиваться, что наверху и что внизу, что в начале и что в конце, а лишь со дня сотворения мира и далее".

Школы Гилеля* и Шамая* придерживались разного мнения в вопросе о том, что было сотворено прежде - небо или земля.

Алфавит

Алфавит (Алеф-бет)

Когда начали впервые писать буквами, принятыми у нас теперь? Когда появился древний еврейский алфавит? Как выглядели буквы, которыми впервые были написаны Священные наши книги?

Все данные исследований последних лет указывают на то, что буквенное письмо появилось в нашей истории с завоеванием Ханаана Израилем. Единственным родом семитского письма до того времени была вавилонская клинопись, и представляется вероятным, что еврейский алфавит был первым в Ханаане.

Хотя еще эллины времен Геродота были убеждены, что изобрели буквенное письмо финикийцы, а евреи переняли у них, нет никаких доказательств того, что именно финикийцы первыми ввели буквенное письмо. Названия букв, сохранившиеся у евреев без изменений с древнейших времен, доказывают, что не Финикия была их источником.

Согласно традиции, Тора была написана еврейским письмом и на Святом языке - иврите. "Вначале дана была Тора Израилю ивритским письмом и на Святом языке. Вновь дана была Тора во времена Эзры ассирийским письмом и на арамейском языке. А евреи избрали для себя ассирийское письмо и Святой язык - иврит" (Сан. XXI).

Самаритяне и по сей день пользуются древним еврейским алфавитом, а Эзра сменил письмо, чтобы отдалиться от самаритян, которые в нескольких местах исказили Тору.

Названия букв алфавита не упоминаются ни в Библии, ни в еврейских надписях. Они известны только из Талмуда и сирийской литературы. Ученые считают, что названия букв вначале служили названиями образов (изображений), которые позднее превратились в буквы. Так, принято было растолковывать: алеф - вол (похож на голову вола); бет - дом, шатер; гимел похож на шею верблюда; далет похож на дверь; гё похож на окно; вав - крюк; заин - оружие, так как видом своим напоминает копье; хет - ограда; тет - мех; йод - рука, так как похож на согнутую руку; каф - ложка; ламед - стрекало для скота; мем похож на волны; нун - рыба; самех - опора; айн похож на глаз; пе похож на рот; цади - рыболовный крючок или острога; коф - ушко иглы, реш - голова, шин - зуб, тав (тоф) - барабан.

Каббалисты считают, что формы букв не случайны, а имеют особый, таинственный смысл.

Альбо, Иосеф

Альбо, Иосеф (1380-1444)

известный еврейский мыслитель, живший в Испании, автор философской книги "Икарим" ("Основы"), посвященной догматам иудаизма.

Альфаси, Ицхак

Альфаси, Ицхак (1013-1103)

известный ученый и раввин, прославившийся своей книгой "Сефер ха-галахот", в которой систематизирована вся законодательная часть Талмуда, имеющей большое практическое значение и в наши дни. Родился на севере Алжира, учился в Тунисе и много лет жил в Марокко в городе Фасе - отсюда его прозвище "Альфаси", или "Фаси" - "из Фаса".

Амалек

Один из сыновей Эсава (Исава). Амалекитяне (потомки А.) первыми напали на сынов Израилевых по выходе их из Египта, как рассказано в Торе*: "И выступил А. и воевал с Израилем в Рефидиме. И сказал Моисей Иегошуе: выбери нам мужей и иди, сразись с А. Завтра я буду стоять на вершине холма с жезлом Божьим в руке моей. И сделал Иегошуа, как сказал ему Моисей о сражении с А., а Моисей, Аарон и Хур взошли на вершину холма. И было, когда поднимал Моисей руку свою, одолевал Израиль, а когда опускал он руку, одолевал А. [...] И одолел Иегошуа А. и народ его острием меча.

И сказал Господь Моисею: Запиши сие на память в книгу и внуши Иегошуе, что Я совершенно сотру память об А. в поднебесье. И построил Моисей жертвенник и нарек ему имя: "Господь - знамя мое". И сказал: Вот рука на престоле Господнем (т. е. - клянусь), что война у Господа с А. из рода в род" (Исх. XVII, 8-1.).

Согласно агаде*, Гаман был потомком А. Поэтому в субботу перед Пурим* читают из Пятикнижия* главу об А.

Амида

Амида - см. Восемнадцать благословений.

Аминь

Аминь (Амен)

Это слово встречается в Библии неоднократно в значении "верно" или "да будет!", "да исполнится!". Чаще всего это слово выражает согласие или подтверждает клятву: "И отвечал весь народ, и сказали: А." (Вт. XXVII, 15) ; пожелание: "А., да скажет это Господь, Бог мой, господину моему, царю" (I Ц. I, 3.); благословение и славословие Господу: "Благословен Ты, Господь, Бог Израиля, от века и до века. А. и А." (Пс. XLI, 14).

Из следующих стихов: "И ответил весь народ: А. и A." (Hex. VIII, .) и "И сказал весь народ: А. и аллилуйя" (Пс. CVI, 48) явствует, что принято было возглашать "Амен!" после молитв и благословений Когенов* и левитов*.

В наши дни принято говорить "А." после каждого благословения.

Отвечающий: "А." - как бы сам благословляет, а говорящий "А." в ответ на чью-то клятву, как бы клянется сам.

Амон и Моав

Запрещено выдавать дочь Израиля замуж за прозелита-амонита или моавита, ибо сказано: "Не может войти амонит и моавит в общество Господне. Даже десятому поколению их нельзя войти в общество Господа вовеки" (Вт. XXIII, 4). Вместе с тем, воспрещено сынам Израилевым воевать с ними (ибо они потомки Лота).

Хазал* поясняют: "Амонит и моавит, но не амонитянка и моавитянка". Женщины этих двух народов могут войти в общину Израиля, то есть еврею можно жениться на моавитянке или амонитянке, перешедшей в иудейство. Поэтому Боаз мог жениться на Рут-моавитянке (Руфи), и из этого рода произошел через несколько поколений Давид, царь Израиля. Агада* рассказывает: когда царь Шаул задался вопросом, подходит ли Давид для царствования, сказал ему Доэг, его советник: "Вместо того, чтобы спрашивать, годен ли он для царствования, спроси лучше, может ли он войти в общество еврейское, ибо от Рут-моавитянки он происходит". Послал Шаул спросить в Доме Учения*. Сказали ему: "Амонит - а не амонитянка, моавит - а не моавитянка" (Евамот LXXVI).

Амораим

Амора в эпоху Талмуда* - человек, который разъяснял и излагал учение мудрецов широкому кругу учеников. С древнейших времен принято возлагать на обладателя хорошего голоса обязанность посредника между мудрецами и слушателями. Это объясняется тем, что мудрецы не всегда умели излагать свои мысли в общедоступной форме. Среди А. были люди, известные своими познаниями в Торе, а иногда даже превосходившие ученостью мудреца, чьи идеи они преподавали.

Титул А. стал применяться впоследствии к мудрецам Талмуда, в период от завершения Мишны* до завершения Талмуда. А. комментировали учение танаим*, мудрецов Мишны* и Барайты*. Они разъясняли своим ученикам галахот*, которые установили танаим. Помимо этого, им принадлежит заслуга в редактировании Мишны и Барайты и устранении противоречий между ними.

А. пользовались несколькими методами для разъяснения Мишны. Иногда они дискутировали о комментариях к Мишне, пока не устанавливали их окончательный текст. Иногда разбивали одну главу Мишны на подглавки и определяли, что каждая из них принадлежит одному танаю. Бывало, находили, что не хватает чего-то в одной из глав Мишны, и дополняли ее.

А. строили свои суждения и комментарии на Мишне и в согласии с ней. Они могли, сталкиваясь с разноречивыми суждениями танаим, решить в пользу одного из них, но не в праве были отвергнуть их мнение. В период А. существовал постоянный контакт между мудрецами Эрец Исраэль и Вавилона. Евреи Вавилона учились в ешивах Эрец Исраэль, а евреи Эрец Исраэль отправлялись в Вавилон (в особенности, с усилением антиеврейских гонений в Эрец Исраэль со стороны византийцев). А. Эрец Исраэль обучались в ешивах Тверии, Ципори и Кейсарии; А. Вавилона - в Негардее, Суре, Мехозе и Пумбедите. Разница между ними заключалась в том, что А. Эрец Исраэль занимались разъяснениями Галахот, а не объяснениями слов из Мишны, так как географически они были близки к танаим. В Вавилоне же А. вынуждены были пытаться понять новые для них слова.

Статус А. в обществе был весьма высок. На их заключениях основывались решения Синедриона*. Даже Рош ха-гола (глава общины) в Вавилоне должен был прислушиваться к мнению А.

А. занимались торговлей и ремеслами, но для части из них источником существования служило преподавание.

Период А. делят, обычно, на семь поколений, а число А., чьи имена упомянуты в источниках, превышает три тысячи. Период этот начинается примерно с 220 г. н. э. и завершается с окончательным оформлением Талмуда. К последнему поколению А., закончивших его редактирование, принадлежит Map, сын рава Аши, и Равина II из Вавилона (конец V в.).

Амулет

Амулет - или Талисман ("Камея")

Магические знаки, написанные на пергаменте или начертанные на драгоценном камне, а также куски пергамента или бумаги, украшенные магическими символами или словами, используемые как талисман или средство врачевания. Амулет носили на шее или прикрепляли его к стенам дома, где лежит больной или роженица. Хазал*, судя по текстам Талмуда, не видели в амулете ничего священного. Посему не следует спасать амулет в Субботу из горящего дома, и в Субботу же запрещено выходить с амулетом.

Источник веры в силу амулета - сравнительно позднего происхождения, и в течение всего периода Талмуда Хазал стремились уничтожить это суеверие. Формулы амулетов содержатся в книге "Мал'ах Разиэль" ("Ангел Разиэль"). В этой же книге имеются объяснения, как изготовлять амулеты.

Ангелы

Ангелы (Мал'ахим)

Посланцы Господа, исполнители Его воли на небе и на земле; бестелесные существа; обитель их - небо. Они спускаются иногда на землю, чтобы раскрыть людям, что произойдет в будущем, или чтобы выполнить поручение Всевышнего. А. принимают иногда человеческий облик. Они способны парить в воздухе и оставаться невидимыми. А. - существа высшей духовности.

Моисей увидел А. в пламени горящего куста; Бил'ам (Валаам) * увидел А., стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке; Иегошуа* - в облике воина, Гид'он* - в облике человека, и только после его ухода открылось Гид'ону, что он видел А.

Пророк Даниэль первым дал А. имена и звания, например: "Михаэль, великий начальник Твоего народа" (Дан. XII, 1).

Согласно Талмуду*, А. сотворены были прежде людей. "Когда решил Святой, благословен Он, сотворить человека, стали А. собираться группами. Некоторые из них сказали: "Пусть сотворит", а другие говорили: "Не должен сотворить" (Хаг. XV).

Еврейская традиция неоднократно подчеркивает, что А. не подобны Господу. "Обитель Господа - на седьмом небе, приближены к нему праведники, а вслед за ними - А. И даже Израиль ближе Господу, чем А. Его. [...] А. прислуживают не только Господу, но и праведникам" (Сан. LIX). А. не испытывают злобы, в них нет злого начала.

Имена А. Кроме имен Гавриэль и Михаэль, приведенных в книге Даниэля, в Талмуде приведены имена многих других А.: Рафаэль, Уриэль, Разиэль и другие.

Согласно Агаде*, Михаэль, Гавриэль и Рафаэль - три ангела, которые пришли к Аврааму*. Гавриэль был послан также спасти из огненной печи Хананию, Мишаэла и Азарью*. И на него же возлагает Господь обязанность карать грешников. Гавриэль уничтожает Сдом (Содом) и поражает лагерь Санхерива*. Согласно Каббале, Гавриэль является начальником "мощи" и "закона", а Михаэль - начальником "величия" и "милости".

По мнению Рамбама*, А. бестелесны, а когда воплощаются - не обладают постоянной формой. Господь создает их, они повинуются Ему и выполняют Его приказы. Сказанное в книге Бытия (III, 24): "...и острие меча вращающегося" - Рамбам комментирует так: "Вращающийся, ибо вращаются и меняются в свойствах: иногда они - мужчины, иногда - женщины, то - духи, а то - ангелы" (Море Невухим).

Антиох Эпифан

Антиох Эпифан - сирийский царь (175-1.3 гг. до н. э.). Прославился своей исключительной жестокостью, осквернением Иерусалимского Храма, запретом исповедовать иудаизм. Это вызвало всенародное восстание, которое возглавили Хасмонеи, или Маккавеи. См. Ханука.

Анусим

Анусим - см. Мараны.

Апокрифы

Апокрифы - см. Поздние писания

Арба канфот

Арба канфот (Четыре крыла)

Заповедь, содержащаяся в Торе*, повелевает сделать четыре кисти (цицит) - по краям четырехугольной одежды. Заповедь эта очень важна, ибо сказано (Чис. XV, 39): "И увидите их, и вспомните все заповеди Господа". Поэтому каждый религиозный еврей надевает на себя и носит в течение всего дня малый талит* определенной величины. Даже дети носят этот талит, поэтому он и называется "Талит катан", то есть талит малыша, в отличие от большого талита. А название А.К. (четыре крыла) дано ему за четыре кисти, которыми он заканчивается.

Надевающий А. К. произносит: "Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам заповедь цицит".

Трудно установить, когда возник обычай носить А.К. под верхней одеждой в течение всего дня. Предполагают, что евреи Европы ввели этот обычай во времена жестоких преследований за веру. Они не носили большой талит с кистями в течение всего дня, а покрывались им только в синагоге, во время молитвы. Но, чтобы не нарушать заповедь, носили А.К. под верхней одеждой.

Арвит

Арвит - см. Маарив

Аристобул II

Аристобул II - младший брат Гурканоса II, воцарившийся в Иудее в .7 г. до н. э. Гур-канос, слабохарактерный по натуре, уступил престол А. II.

Аутодафе

Статья большая, находится на отдельной странице.

Афикоман

Слово греческого происхождения, смысл которого неясен. В трактате "Песахим" амораим* утверждают, что понятие А. означает в Мишне* продолжение трапезы: по окончании пасхального сейдера не подается десерт, как обычно в конце трапезы, чтобы празднующие чувствовали вкус пасхальной жертвы. Толкование слова "афикоман": "афико" (вынесите), "мини" (сорта сласти). И теперь, хотя нет Храма* и не приносят пасхальную жертву, мы храним память о ней: съедаем кусочек мацы (размером не меньше маслины) в конце пасхальной трапезы, не едим больше ничего, и этот кусочек называется А.

Принято в наши дни, что глава семьи прячет половину средней мацы под свою подушку, прежде чем начинает читать Гагаду. Делается это для того, чтобы вызвать любопытство детей и побудить их задавать вопросы относительно обычаев этого вечера. У детей распространился обычай "похищать" эту половинку мацы и возвращать ее только после того, как им пообещают подарок. В основе этого обычая лежит аллегорическое толкование Талмуда*. Сказано в трактате "Песахим" (CIX): "...хватают мацу в пасхальную ночь ради детей, чтобы не заснули" (слово "хватают" истолковано в смысле "похищают"). И хотя смысл этого в том, что полагается быстрее съесть мацу, дабы не запоздать с чтением Гагады, распространился обычай похищать мацу, спрятанную для А. По окончании трапезы глава семьи делит эту спрятанную половинку мацы среди сотрапезников.

Ацерет

Название седьмого дня праздника Песах*, как сказано: "Шесть дней ешь мацу*, а день седьмой - праздник А. Господу, Богу твоему; работы не совершай" (Втор. XVI, 8), а также последнего, восьмого дня праздника Суккот* (Шмини Ацерет), как сказано: "В день восьмой празднество будет у вас; никакой работы не делайте" (Чис. XXIX, 35). В Мишне*, в трактате "Шкалим" (гл. III), праздник Шавуот* тоже назван А. Чтобы отличить А. Шавуот от Шмини А. в Суккот, праздник Шавуот называют иногда "А. шел Песах".

Ашкеназим

Ашкеназим - евреи, выходцы из Центральной Европы, гл. обр. из Германии, расселившиеся затем в странах Восточной Европы. Большие массы А. в течение многих столетий проживали в России, Польше, Литве, Румынии, Венгрии, а в последнем столетии осели в США, в Канаде и в Южной Африке.

Следующая страница