Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Энциклопедия иудаизма
Статьи на букву "С" (часть 1, "САВ"-"СИМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САВ"-"СИМ")

Саван

Саван (Тахрихин)

Сшитое полотно, в которое заворачивают тело умершего еврея перед погребением. В далеком прошлом богатые семьи шили своим умершим дорогую одежду, чтобы почтить их роскошью. Сказано в Барайте: "В прошлом расходы на погребение были иногда для родственников усопшего тяжелее самой смерти. Были случаи, что оставляли тело и убегали, пока не пришел р. Гамлиэль, который облегчил положение родственников и велел похоронить себя в льняном саване" (Кт. X). С тех пор во всех общинах Израиля принято хоронить мертвых в С, сшитом из белого полотна. По обычаю, шьют С. большими стежками без узлов на конце нити. В диаспоре умершего мужчину покрывают еще и талитом*, в который он облекался при жизни во время молитвы. На основе изречения хазал* "раскайся за день до смерти твоей" некоторые мудрецы советовали готовить себе С. еще при жизни, с тем чтобы, увидев его перед собой, человек мог раскаяться.

Савораим

Дословно - объясняющие. С окончанием составления Талмуда* временно иссяк источник духовного творчества. Нельзя уже было интерпретировать Мишну* заново, так как было принято всеми и считалось фактом, что Талмуд разъяснил и окончательно сформулировал все законы Мишны. Но затем возникла необходимость объяснения разных мест Талмуда и обработки его стиля. Этим занимались в VI веке мудрецы, пришедшие после амораим*. Их называли С. - объясняющие. С. имеют такое же отношение к Талмуду, как книжники после Эзры* - к Библии: они сравнивали формулировки, собирали версии, а иногда и добавляли к тексту Талмуда свои соображения. Именно С. окончательно завершили запись Устной Торы и подготовили почву для изучения Талмуда будущими поколениями.

Об отдельных С. и их деятельности источники сохранили очень мало материала. Эта деятельность началась в разгар волнений в царствование Кавада (488-531 гг.) и продолжалась в более спокойные времена в царствование Хосрова Ануширвана (531-578 гг.). Их труд был завершен в середине VI века. Ешивы* Суры и Пумбедиты часто закрывались и открывались в зависимости от политического положения Вавилонии. Главы ешив и их ученики занимались, главным образом, как уже сказано, сравнением текстов Талмуда и установлением точной редакции. Величайшими из С. VI века были, согласно традиции: глава ешивы Пумбедиты, рав Йоси, который участвовал под руководством Равины, последнего из амораим, в окончательной редакции Талмуда; р. Эйна в Суре и р. Симона в Пумбедите. Во время беспорядков в царствование Гормиза IV (579- 590 гг.) вновь закрылись ешивы, и С. кочевали с места на место. В это время возникла временная ешива в Пируз-Шаворе, неподалеку от Пумбедиты. С восстановлением порядка в стране возобновилась учеба в ешивах Суры и Пумбедиты, но к этому времени завершилась, по-видимому, окончательная редакция Талмуда.

Саврей маранан

При освящении* над вином говорят: "Саврей, маранан ве-работай" ("Вдумайтесь, господа и учителя мои" - по арамейски). Смысл этого обращения: "Позвольте мне, господа, благословить". А согласно "Шулхан Аруху", смысл таков: "Полагаете вы (т. е. решили вы довольствоваться моим благословением - так внимайте), господа и учителя мои".

Сад Эденский

Сад Эденский, или Рай

(Ган Эден)

Впервые упоминается С.Э. в книге Бытие: "И насадил Господь сад в Эдене с востока и поместил там человека, которого Он создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для еды, и древо жизни посреди сада, и древо познания добра и зла. И река выходит из Эдена для орошения сада и оттуда расходится и образует четыре потока" (II, 8-10).

"И взял Господь Бог человека и поместил его в С.Э., чтобы возделывать его и хранить его" (там же, 15).

Из рассказанного о рае в книге пророка Иехезкеля видно, что в древности ходило в народе предание о чудесном саде, который насадил Господь в Эдене. В саду этом росли чудесные деревья, приятные на вид и плодоносные. Росли в нем кедры, кипарисы и каштаны невиданной красоты. Не только плоды произрастали на деревьях, но и драгоценные камни - яшма, сапфир, хризолит и оникс. В этом саду поместил Господь самое чудесное из своих созданий, человека. Но человек согрешил и изгнан был за это из С.Э.

Мудрецы утверждали, что в С.Э. обитают души праведников, которые оставили тело, -в противоположность аду*, где обитают души нечестивых. Сказано в трактате Авот (V, 20) : "Дерзкий - в ад, а стыдливый - в рай".

По мнению мудрецов, есть нижний рай и верхний. В верхнем разделе нет ни пищи, ни питья, ни других телесных удовольствий. Там находятся праведники, и венцы на челе их, и наслаждаются сиянием Шехины.

Самаритяне

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самбатион

Название сказочной реки, протекающей на границе неведомой страны, в которой живут десять колен Израилевых, уведенных в плен Салманассаром, царем Ассирии. Упоминается в Талмуде* и в раввинской литературе Средних веков, где рассказывается об удивительном свойстве этой реки: обильная водой и чрезвычайно быстрая, шесть дней в неделю она шумна и бурлива, вздымает вверх песок и камни со дна своего, а по субботам отдыхает и утихает. Когда р. Акива хотел убедить Турносруфуса, что Суббота предназначена Господом для отдыха, он сказал: "Самбатион докажет". Путешественник Элдад Гадани подробно описывает реку С. У И.Флавия в "Иудейской войне" (VII, 581) она названа "Субботней рекой".

Самоубийца

Самоубийца (Меабед ацмо ладаат)

Хазал* относят стих "Особенно же кровь вашей жизни взыщу Я..." (Быт. IX, 5) к тому, кто проливает собственную кровь, то есть к самоубийце. Отсюда - строжайший запрет С. в еврейском законодательстве. В Талмуде сказано, что человек не вправе наносить ущерб своему телу. И некоторые законодатели убеждены, что даже если С. раскаялся перед смертью, - это не раскаяние. Сказано в книге "Ха-сидим": "Подобно тому, как нанесение повреждения ближнему - проступок, так и нанесение повреждения себе - проступок. Если человек царапает себя, и рвет на себе волосы, и раздирает свою одежду, и бьет посуду в ярости своей, и разбрасывает деньги свои, он неподсуден суду человеческому, но грешен перед Небом, как сказано: "Особенно же кровь вашей жизни взыщу Я".

"Даже если напали на человека разбойники и хотят ограбить его, а он не может ни бежать от них, ни оказать им сопротивление, и говорит: "Если забирают мое имущество, зачем мне жизнь?", или гибнет человек в горящем доме, пытаясь спасти свое имущество, - о всех этих случаях сказано: "Особенно же кровь вашей жизни взыщу Я".

Многие из раввинов не могли примириться с законом, запрещающим произносить по С. поминальную молитву "Кадиш". Хазал утверждают, что царь Давид произнес "Сын мой, Авшалом!" семь раз, чтобы спасти его от семи кругов ада. А Рамбам пишет (Гилхот эвел I, 11), что не следует соблюдать траура по С; не следует оплакивать его, но нужно делать все, что делается в честь скорбящих.

По обычаю, не хоронят С. в могиле его предков или среди могил умерших естественной смертью, а вдалеке от них, у кладбищенского забора.

Сандак

Человек, который держит на своих коленях младенца во время обрезания. Это считается важной мицвой*, и приглашают выполнить ее самых уважаемых из гостей. Обычно отец ребенка выбирает С. очень набожного человека, и рассказывают об одном из крупных раввинов Средневековья, Магарале, что он мылся и окунался в микву* перед тем, как выполнял обязанности С, чтобы ввести младенца в союз Господний в ритуальной чистоте.

Саранча

Саранча (Арбе)

В Библии упомянуты десять видов С, среди них - разрешенные и запрещенные в пищу. Признаки чистых (разрешенных, кашерных*) видов названы в книге Левит (XI, 21 - 23): "Но это вы можете есть: всякое летучее насекомое, у которого пара голеней выше ног, чтобы скакать ими по земле. Этих можете есть: С. [...] Всякое же другое летучее насекомое, у которого четыре ноги, мерзость оно для вас". Известны признаки кашерности для С: всякий вид, у которого четыре передние лапки и две задние лапки для прыгания, и четыре крыла, и четыре голени, и крылья его покрывают большую часть тела (Хулин 59). Есть и другие признаки, упомянутые в Талмуде.

В странах Востока едят С. жареную и вареную. Когда налетает туча С, разжигают костры на ее пути. Насекомые задыхаются от дыма и падают на землю. Есть люди, которые собирают их, высушивают и перемалывают в муку, из которой приготовляется пища. Ашкеназим* не разбираются в признаках кашерности С. и не употребляют ее в пищу.

Сатана

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свадьба

Статья большая, находится на отдельной странице.

Светильник храмовый

Светильник храмовый (Менора)

Золотой С, изготовленный Бецалелем в пустыне по велению Господа, был помещен в Скинии*, вначале - в пустыне, позднее - в Шило, а впоследствии был перенесен в Храм, который выстроил царь Соломон. Согласно книге I Ц. (VII, 49) в Храме царя Соломона было еще девять золотых С. Конструкция С. описана в книге Исх. (XXV, 31-37) : "И сделай светильник из чистого золота [...] Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок [...] так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на самом светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. [...] И сделай семь лампад его, и зажжет он лампады его, чтобы он осве-. щал лицевую сторону свою".

В начале периода Хасмонеев во Втором Храме стоял С. из железа, покрытого оловом. С обогащением казны отлили С. из серебра, а позднее - из золота.

Запрещено изготовлять С, подобный тому, который был в Храме, и сказано: "Да не дерзнет человек выстроить дом, подобный Храму, и светильник подобно светильнику Храма".

Можно изготовлять пяти-шести-восьмисвечники, но нельзя отливать семисвечники.

После разрушения Второго Храма римский триумфатор Тит Флавий ограбил Храм и вывез всю его священную утварь, а император Веспасиан перенес ее в святилище "богини мира". Барельеф с изображением светильника сохранился на Триумфальной арке в Риме, которую воздвиг Тит в честь завоевания Иудеи. Со временем вся храмовая утварь исчезла, в том числе и светильники.

По каббале* С. символизирует древо жизни, а семь лампад его символизируют семь планет (которые были известны в древности), освещающих мир, Семь Дней Творения и семь небес.

В возрожденном Израиле семисвечник, подобный изображенному на Триумфальной арке Тита, стал гербом государства.

Свеча поминальная

Свеча поминальная (Нэр нэшама)

Принято зажигать СП. в день годовщины смерти близких родных. Свеча эта называется "нэр нэшама" (дословно - "свеча души"). Так называется свеча, зажигаемая в синагоге* в День Искупления (Йом Кипур*). Связывается это со сказанным в Библии: "Свеча Господа - душа человека..." (Пр. XX, 27).

Свидетельство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свинья

Свинья (Хазир)

"А свинья, хотя копыта у нее и раздвоены, но жвачки не жует; нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь" (Втор. XIV, 8).

Дикие С, обитавшие в лесных чащах и болотах, водились в изобилии в Передней Азии. Охота на С. была распространена, и изображения такой охоты найдены в Месопотамии и Эрец Исраэль. В наше время дикие С. водятся в долинах Иордана и Хулы. Запрещение употреблять в пищу свинину Тора* распространяет одинаково на мясо дикой и домашней С. Запрет этот не распространяется на использование ее как пищи для работника-иноверца и на торговлю ею. Однако разводящий и выращивающий свиней - проклят мудрецами. Существует предположение, что Тора наложила запрет на употребление свинины, так как она вредит здоровью. Таково мнение Рамбама*. Однако каббалисты и поздние толкователи придерживаются мнения, что употребление свинины в пищу вредит душе, и автор "Акейда" пишет, что причина запрета заключается не в ущербе телу, а в том, что свинина оскверняет и растлевает душу, притупляет мышление и порождает животные чувства.

Свиток Торы

Свиток Торы (Сейфер Тора)

Тора* (Пятикнижие) написана на свитке пергамента и называется Книгой Торы (Сейфер Тора), или просто Книгой. С Т. читают публично в Субботы, праздники и другие особые дни. "Мицва* для каждого из Израиля переписать Книгу Торы самому, ибо сказано: "А теперь напишите себе песнь", что означает переписать всю Тору, в которой есть песнь "Внимайте, небеса". И тот, кто переписал Тору сам, как будто получил ее на горе Синай. Если же не умеет он писать, другие напишут ему. И всякий, кто корректирует Книгу Торы, хотя бы одну букву, как будто написал ее всю" (Рамбам*, Гилхот Сейфер Тора).

Книга Торы - самая священная из всего нашего Священного Писания. И вследствие этой святости мы не меняем ее первозданную форму (особое письмо и пергамент). С.Т. пишут только на пергаменте, специально для этого изготовленном из кожи "чистых" животных.

В С. Т. есть "паршийот" открытые и закрытые. Закрытым называется раздел, завершающийся на той же строке, на которой начинается следующий, и промежуток между ними достаточен для написания девяти букв. Открытым называется раздел, завершающийся на строке, на которой не начинается новый раздел (параша*).

В С. Т. нет ни гласных знаков, ни пунктуации, ни ударений; над некоторыми буквами начертаны "коронки". Для сшивания кусков пергамента и прикрепления их к деревянным основам пользуются сухожилиями "чистых" животных.

Книга Торы, данная нам Господом, - это наше самое дорогое и священное сокровище. Поэтому хазал* требовали от нас обращаться с Торой благоговейно, и тот, из чьих рук выпал С.Т., обязан поститься. С.Т. можно хранить только завернутым в талит* или в особое облачение.

Когда проносят С.Т. перед евреем, он должен встать, и нельзя садиться, пока он не будет принесен на место.

С.Т., обветшавший или поврежденный, ставший непригодным для чтения, кладут в глиняный сосуд и хоронят рядом с могилой мудреца.

Свобода выбора

Свобода выбора - см. Выбор

Святой

Святой (Кадош)

Лишенный всякой нечистоты, отрешенный от всякой будничности, светскости. С. - это один из атрибутов Господа: Кадош Исраэль (Святой Израиля). Особо выдающиеся люди, праведники, а также ангелы называются С.

В Средние века десятки тысяч евреев погибли ради "Освящения Имени Господа" (Кид-душ ха-Шем), ибо не пожелали изменить своей вере. Они называются С. Жертвы Катастрофы, постигшей еврейство во время Второй мировой войны, тоже названы С.

Святой Дух

Святой Дух (Руах ха-кодеш)

С.Д. - Дух Божий, синоним пророчества и пророческого откровения. "И будет, после того, изолью Я Дух Мой на всякую плоть, и будут сыны ваши и дочери ваши пророчествовать, а старцам вашим будут сниться сны, юноши ваши будут видеть видение. И также на рабов и рабынь изолью в те дни Дух Мой" (Йоэль 111,1-2). В Талмуде* сказано: "Праведность приводит к СД." (Сота XV) и "Есть среди вас двое, достойных С.Д., и старый Гилель* среди них" (ТИ, Гор. 3, 7). Иногда понятие С.Д. относится к самому Богу: "А они противились и омрачали С.Д. Его, и стал Он им врагом" (Ис. L XIII, 10), или "Не отбрасывай меня от Себя, и С.Д. Твой не отними у меня" (Пс. LI, 13). И в Талмуде: "Моисей и Израиль говорят: не ради нас, Господи, не ради нас, а СД. отвечает им: ради Себя совершу Я" (Псах. С XVII).

В эпоху Талмуда господствовало убеждение: "После смерти последних пророков, Хагая, Зхарии и Мал'ахи, удалился СД. от Израиля..." (Санй XI).

Но есть проявления С.Д., которых можно удостоиться посредством добрых деяний: "Р. Пинхас бен Яир говорит: Тора* приводит к осмотрительности, осмотрительность ведет к проворству; проворство ведет к чистоплотности; чистоплотность ведет к очищению; очищение ведет к отшельничеству; отшельничество ведет к святости; святость ведет к скромности; скромность ведет к боязни греха; боязнь греха ведет к праведности; праведность ведет к С.Д., а С.Д. ведет к воскресению мертвых" (Сота LXXXIX). Из слов р. Пинхаса явствует, что необходимо усилие, дабы обрести С.Д., который не нисходит сам по себе.

По мнению Рамбама*, С.Д., или пророчество, - дар Божий: " Умственное превосходство одного из нас над другим - это обилие Божественного, которое дается нам, чтобы мы разумели. Иногда дарует Он человеку немного, чтобы тот стал совершеннее, но не настолько, чтобы мог уделить другим. А иным достается больше этого, и они могут наделить и других. Иногда этот дар разума обогащает только способность речи, а иногда - только образное мышление. А бывает, что и то и другое вместе. Наделенные обоими дарами достигают ступени пророческой" (Морэ Невухим 11,37). Каббалист* р. Моше Кордоверо пишет в своей книге "Пардэс римоним": "От степени приближения человека к своему Творцу зависит эманация, воспринятая его душой, и если душа очистится больше, она воспримет больше. Другими словами, удостоится он [человек] С. Д.".

Святой Ковчег

Святой Ковчег (Арон ха-кодеш)

Кивот, в котором находятся свитки Торы в синагогах*. Он стоит обычно у той стены синагоги, которая обращена к Храмовой горе. В Вавилоне, расположенном к востоку от Эрец Исраэль, К. стоял у западной стены; в большинстве современных еврейских общин, находящихся к западу от Эрец Исраэль, К. стоит у восточной стены синагоги. Но если по каким-то причинам С.К. отодвигают от восточной стены, то он ставится у южной.

Место К. и с ним вся восточная стена считаются самыми почетными в синагогах. У К. молится кантор, перед К. выступают раввин общины или даршан, а общество, кроме стоящих у восточной стены, молится к нему лицом.

В дни, когда читают Тору, раскрывают К. и вынимают из него свиток Торы. К. раскрывают также при произнесении "Песни почестей" в Субботы и праздники, "Авину Малкейну" - в дни постов, особых молитв в "Ямим нораим"* и "Гошана"* в Суккот*.

Во всех еврейских общинах принят обычай завешивать С.К. красиво вышитым занавесом. Традиция эта упоминается еще в Талмуде. Занавес этот называется в раввинской литературе и в народном языке "парохет". Название связано, очевидно, с "парохет" в соборном шатре и в Храме. Принято устанавливать над К. модель скрижалей завета, на которой высечены два первых слова каждой из десяти заповедей.

Многие обычаи в синагоге связаны с С.К. Об открытии К. во время особых молитв уже говорилось, но и "закрытие С.К." после молитвы считается важным обрядом и совершается обычно тем же человеком, которого почтили "открытием".

"Вынос Торы" сопровождается чтением: "И было, когда К. продвигался...", молитвой "Благословенно Имя Господа" (на арамейском языке), которая является отрывком из книги "Зогар"

Святость

Святость (Кедуша)

Степень чистоты, противоположность нечистоте и будничности. Святой - чист и отрешен от будничности. Израиль называется "святым народом". Бог благословил день Субботний и освятил его. Перед дарованием Торы народ освятил себя сам, то есть смыл с себя всю грязь и очистил одежды свои. Эрец Исраэль избрана из всех стран и освящена. Священной утварью называются сосуды и инструменты, которые были в Храме и оберегались от всякой нечистоты. Есть и моральная С. - отрицание дурных поступков и чистота мыслей. И сказали хазал*: "Боязнь и воздержание от греха приводит к С, а С. - к духу святому, как сказано: "...освящайтесь и будьте святы, ибо свят Я..." (Лев. XI, 44). И пояснили хазал: "Сказал Святой, благословен Он, Моисею: "Иди, скажи Израилю: как Я обособлен, так и вы будьте обособлены, как Я свят, и вы будьте святыми" (Лев. Р. XXIV, 4).

Священники

Священники (Коганим)

Агарон и сыновья его, из колена Леви, избраны были для службы в скинии, а затем и в Храме; приносили жертвы и совершали воскурения*. Вначале служение в скинии было возложено на первенцев, как сказано: "Посвяти Мне каждого первенца..." (Исх. XIII, 2). Но после того, как первенцы участвовали в поклонении золотому тельцу, они были устранены от священнослужения и вместо них на священство были избраны левиты, не замешанные в грехе. Согласно Агаде*, С. Всевышнего был вначале Малкицедек, царь Шалема. "И благословил он Авраама, говоря: Благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли. И благословен Бог Всевышний, предавший врагов твоих в руку твою" (Быт. XIV, 19-20). Сказал ему Авраам: "Разве благословляют раба перед владельцем?" Отобрал Господь священство у Малкицедека и передал его Аврааму. Моисей совершал службу только в течение семи дней - священство не перешло к его потомкам. Звание первосвященника передавалось по наследству от Агарона к его потомкам.

Со временем, когда С. стали пренебрегать службой, значение института священства упало в глазах мудрецов. В период Эзры многие С. брали в жены неевреек, и те родили сыновей, непригодных для священства. Посему трудно было Эзре отыскать С., пригодных для службы, и он расследовал их родословные. Те, кто не могли представить генеалогические книги, отстранялись.

Первосвященник (Коген гадол)

Первосвященство переходило по наследству или согласно постановлению Синедриона* семидесяти одного, и судить П. за уголовные преступления мог только Верховный Суд семидесяти одного. П. должен был быть первым среди своих собратьев по силе, богатству, мудрости и красоте; и если не было у него средств, все священники давали ему из своих, каждый - по возможности, пока не обогатят П. (Гор. II). П. всегда должен был быть на высоте в своем поведении, чтобы пользоваться уважением народа. Его не должны были видеть нагим ни в бане, ни в отхожем месте. Ему не следовало входить в дом, где потчевали гостей вином или происходила многолюдная трапеза, даже праздничная. Он мог, однако, входить в дом, где объявлен траур. Не следовало ему идти рядом с другими священниками, как с равными. Если умер член его семьи, он не выходил из Храма на похороны, а народ приходил к нему домой утешать его. П. не отращивал волос, а стригся в канун Субботы, и не брился бритвой, а стриг волосы ножницами вокруг головы (Санг. XXII).

Священное Писание

Священное Писание (Китвей ха-кодеш)

Священному Писанию (Библии) дано было множество собирательных имен:

1. Микра, то есть чтение, так как существовал обычай зачитывать перед народом главы из СП. в субботние и праздничные дни. В Мишне* появляется название "Микра", как отличающее СП. от Мишны и от Мидраша -Устной Торы.

2. Книги - по написанному: "...Даниэль искал по книгам..." (Дан. IX, 2).

3. Термин С. П. многократно употребляется в Мишне и Талмуде* как противопоставление "светским писаниям".

4. Катув (написанное), что соответствует термину "Микра".

5. Тора, Невиим у-Хтувим (Тора, Пророки и Писания) и отсюда общепринятое сокращение - Танах.

В Талмуде книги Пророков и Писания называются иногда "Каббала"*. В эпоху Талмуда принято было также называть книги Библии "Каф далет сфарим" ("Двадцать четыре книги"), и говорили, что каждый мудрец должен быть знатоком "Двадцати четырех книг". Самым распространенным названием было -"Танах".

В разных изданиях С.П., появившихся в печати, принят следующий порядок: пять книг Торы, четыре книги первых Пророков, три книги поздних Пророков; двенадцать книг Малых пророков, сведенные в одну в период Бен-Сиры; одиннадцать книг Писаний: Псалмы, Притчи, Иов, Песнь Песней, Рут, Эйха (Плач), Экклезиаст (книга Когелет), Эстер, Даниэль, Эзра и Нехемья (одна книга) и Хроники.

С возвращением из Вавилона и возобновлением службы в Храме мудрецы приступили к сбору и оформлению всего литературного богатства, которое скопилось с древности в Эрец Исраэль и в Вавилоне. Народ верил в то, что все несчастья и поражения свалились на него за то, что оставил он Тору Господа, не прислушивался к гласу пророков. Вера эта пробудила стремление собрать все С.П. и все пророческие речи со времен Первого Храма, которые уцелели. Со времен Эзры и до Хасмонеев занимались розысками и разбором старинных свитков. Эзра и его суд и Мужи Великого Собрания сравнили разные тексты СП. и окончательно установили текст Танаха. Так был сохранен этот духовный клад, основная Святая Книга веры евреев, а позднее - большинства человечества. К обязанности богопочитания добавилась обязанность изучения Торы. Не священник - пастырь народа, а Книга, включающая в себя установления веры, законы, общественные нормы и высшую мораль. От нее -моральная и интеллектуальная мощь еврейского народа, которая стала отличительной чертой нашей нации.

Седалищная жила

Седалищная жила (Гид ха-наше)

Жила, расположенная у бедреного сустава крупного и мелкого рогатого скота, которую еврею запрещено употреблять в пищу. Заповедь эта восходит к Первой книге Торы (Быт. XXXII), в которой содержится эпизод борьбы Яакова с ангелом после перехода Яакова через реку Ябок. Яаков боролся с ангелом всю ночь до восхода, и ангел, не будучи в силах одолеть его, дотронулся до бедра его (до жилы) и вывихнул его. "Посему сыны Израилевы не едят жилы, которая у сустава бедра..." (Быт. XXXII, 33). В эпизоде этом видели мудрецы намек на то, что не пропадет Израиль в галуте*; хотя придется перенести ему многие несчастья от рук потомков Эсава*, потомки Израиля и имя их не исчезнут: придет Избавитель и избавит их от гонителей. (Ангел, который не мог одолеть Яакова, считается, по преданию, покровителем Эсава.)

Сейдер ха-авода

Порядок жертвоприношений в Храме. Так же называется и порядок богослужения в Йом Кипур*. С. А., который читают в молитве Йом Кипур, - это описание службы первосвященника в Йом Кипур в Храме. В наше время С.А. произносят только в молитве "Мусаф", но прежде он входил в молитвы "Шахарит" и "Минха".

Молящиеся читают С.А. с большим волнением, на особую мелодию, и эта молитва считается одной из важнейших в Йом Кипур.

Семнадцатый день месяца тамуз

Семнадцатый день месяца тамуз (Шив'а асар бе-тамуз)

Пост. "В четвертый месяц, в девятый день месяца, усилился голод в городе, и не было хлеба у народа земли, и была пробита брешь в городской стене, все воины бежали и покинули город ночью [...] а халдеи - кругом..." (Иер. LII, .-7). Согласно этому тексту, назначен был пост в память о падении Первого Храма на девятый день месяца Тамуз, день пролома стены Иерусалима. "Но хотя сказано в Писании, что в четвертом месяце, в девятый день пробита была стена, следует поститься не девятого, а семнадцатого Тамуза, ибо во время осады Второго Храма брешь в стене пробита была [римлянами] семнадцатого Тамуза, и постановили поститься семнадцатого, так как падение Второго Храма было большей трагедией" ("Орах хаим", 549).

Пять несчастий постигло наших предков в семнадцатый день месяца Тамуз: семнадцатого Тамуза разбиты были Моисеем скрижали Торы, была отменена постоянная жертва всесожжения, сломлена защита Иерусалима (время Первого Храма), Апостомус (офицер сирийской армии) сжег свиток Торы, и в Храм была внесена статуя.

Шестого дня месяца Сиван* Израилю дана была Тора на горе Синай, седьмого Сивана взошел Моисей на гору Синай и пребывал на ней сорок дней и сорок ночей до семнадцатого Тамуза. В этот день сошел Моисей с горы Синай со скрижалями в руках. Увидев сынов Израилевых, пляшущих вокруг золотого тельца, он бросил скижали и разбил их.

С семнадцатого дня месяца Тамуз начинаются траурные дни в память о разрушении Первого и Второго Храмов, которые длятся до поста Девятого Ава*.

Семь

Семь (Шив'а)

Число "семь" часто встречается в Торе*, в Талмуде* и в каббалистических книгах. В Торе сказано: "И завершил Бог к седьмому дню дело Свое, которое делал, и почил в день седьмой от всей работы Своей, которую делал. И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот день почил Он от всего творения Своего, которое Он совершил, созидая" (Быт. II, 2-3). Отсюда С. дней в неделе; сыны Израилевы обходили С. раз вокруг стен Иерихо; С. свечей у светильника, седьмой год - "шмита"*.

В Талмуде приводится множество сказаний, в которых фигурирует число С: С. предметов скрыты от людей, С. творений созданы были до сотворения мира, и проч.

Сиван

Третий месяц, считая от Нисана*, и девятый, считая от Тишри*. Под этим названием С. упомянут в Книге Эстер (VIII, 9). Соответствует созвездию Близнецов и насчитывает всегда тридцать дней. Его вавилонское название -"Симану". Шестой день месяца Сиван - праздник Шавуот*, день вручения Торы, и в этом же месяце, согласно преданию, родился и умер царь Давид.

Сидра

Сидра - см. Параша

Симхат бейт ха-шоэйва

Дословно: "Радость водочерпания". Праздник С.Б.Ш. был учрежден, вероятно, мудрецами, и связывали его с обычаем "возлияния воды", введенного прушим* против воли цдуким. "И будете черпать воду с радостью" (Ис. XII, 3). Черпание совершалось каждый вечер в хол ха-моэд Суккот*. Описание этого обряда приводится в Мишне*: "Тот, кто не видел С.Б.Ш., не видел веселья в жизни своей". На исходе первого дня пряздника спускались на "площадку женщин", и были там золотые светильники с четырьмя золотыми чашами на верху их, и четыре лестницы к каждой из них, и четыре отрока из священников, и в руках их сосуды, в каждом из них сто двадцать лог масла, которое наливалось в чаши. Светильники зажигались, и не было двора в Иерусалиме, которые не был бы залит светом в С.Б.Ш.

Праведники танцевали перед народом с факелами в руках и произносили славословия и песни, а левиты* играли на арфах, цимбалах и свирелях на пятнадцати ступенях лестницы Храма, которая спускалась с мужской площадки на женскую. А у верхних ворот на лестнице стояли два священника, и трубы в руках их. Они трубили и шли к вратам восточной стороны. Дойдя до восточных ворот, поворачивали к западу и говорили: "Отцы наши на этом месте поворачивались спиной к Храму Господа, а лица их - к востоку, и они кланялись в сторону солнца, а мы - к Господу обращаем глаза наши".

Прощаясь друг с другом, они говорили: "Да благословит тебя Господь с Сиона, и да увидишь ты благо Иерусалима во все дни жизни твоей, и да увидишь сыновей сынов твоих. Мир Израилю".

Предыдущая страница Следующая страница