Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Православие. Словарь-справочник.
Статьи на букву "С" (часть 2, "СКУ"-"СЫР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СКУ"-"СЫР")

Скуфия

Скуфия - | Скуфья

(от греч. «покрывало», «наряд»)

внебогослужебный головной убор монашествующих, священников и архиереев. Представляет собой мягкую складывающуюся шапочку черного или фиолетового цвета, покрывающую голову до бровей и сшитую так, что складки надетой скуфии образуют над головой знамение креста. В настоящее время монахи и архиереи носят скуфью во внебогослужебное время, священникам из белого духовенства богослужебная фиолетовая скуфья дается в качестве награждения.

Славословие Великое

Славословие Великое - молитвословие, начинающееся с евангельского стиха: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк. 2, 14) и состоящее из стихов, посвященных прославлению Святой Троицы, и стихов псалмов, завершающееся Трисвятым. Входит в состав богослужения утрени и повечерия. Великое славословие - прославление Бога за все Его благодеяния. Такой взрыв религиозного чувства, какой представляет собой это славословие, ближайшим образом вызывается наступающим в этот момент всенощного бдения первым проблеском утренней зари. Вид рождающегося из ночной тьмы утреннего света (эта заключительная часть всенощной в древности совпадала с рассветом) вызывал у верующих образ Бога как несозданного Света («во свете Твоем узрим Свет»). Славословие начинается благодарением Бога за утреннюю зарю, которое и выражается торжественным возгласом: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Этот возглас по традиции произносит настоятель. В праздничные и воскресные дни великое славословие на утрене поется, в будни - читается.

Славословие Малое

Славословие Малое - ангельское славословие, слышанное пастухами в ночь Рождества Христова: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Оно обычно исполняется за вечерним богослужением перед шестопсалмием с присоединением слов 50-го псалма: Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.

Слово

Слово - жанр византийской и древнерусской церковной письменности и проповеди. В Византии жанр Слова достиг расцвета в IV в. благодаря проповеднической деятельности свв. Григория Назианзина, Василия Великого, Епифания Кипрского и особенно Иоанна Златоуста, творения которого стали образцами в странах православного мира. По традиции Слово слагается из вступления, основной части повествовательного характера и заключения - похвалы. К похвале обычно присоединяется молитва Богу или святому, к которому обращено Слово. В древнерусской традиции церковно-учительного и торжественного красноречия, опиравшейся на византийскую традицию, до нас дошли сборники Слов: «Пролог», «Измарагд», «Златоуст», «Маргарит», «Златая цепь» и др. В XIXII вв. наиболее известными были «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона; слова-поучения св. Феодосия Печерского, торжественные проповеди на праздники св. Кирилла Туровского; в XII в. - слова-проповеди Серапиона Владимирского, рисующие ужасы татарского нашествия; в XV-XVI вв. - торжественные проповеди Епифания Премудрого, Фотия и митрополита Даниила; в XVII - начале XVIII вв. - Епифания Славинецкого, Симеона Полоцкого, проповедников Стефана Яворского, Феофана Прокоповича и др.

Словущее Воскресение

Словущее Воскресение - праздник Православной Церкви 13 (26) сентября. Установлен в память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме в 335 г. Название обусловлено тем, что в народе этот праздник «слывет» (считается) за воскресенье (т.е. отмечается как воскресный день), хотя может таковым и не являться.

Служба

Служба - этим словом в богослужебных книгах называется и полный состав всякого отдельного богослужения, например вечерни или утрени, и полный состав всех богослужений, совершаемых в известный день. Но чаще всего этим словом называются все изменяемые молитвословия и песнопения для вечерни, утрени и прочих богослужений определенного дня седмицы или числа месяца, и таким образом слово «служба» заменяет слово «последование» или «восследование». В Служебнике и Часослове содержатся неизменяемые, постоянные молитвословия и песнопения служб ежедневного богослужения: вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, литургии и часов (суточный круг). Для службы вечерни и утрени молитвословия излагаются в обеих книгах - Служебнике и Часослове. В Служебнике находятся молитвословия, произносимые за этими службами священником и диаконом, в Часослове - чтецом и певцами. По этим книгам на утрене или на вечерне священник в алтаре или на солее пред Царскими вратами, а чтец на клиросе совершают иногда разные чтения в одно время; например, на утрене чтец читает по Часослову шестопсалмие, в то же время священник тайно читает по Служебнику утренние молитвы; на вечерне, когда чтец читает по Часослову псалом предначинательный «Благослови, душе моя, Господа» (см. Пс. 103), священник по Служебнику читает молитвы, называемые светильничными. Для других служб излагаются молитвословия в какой-либо одной книге: или в Служебнике, или в Часослове. Так, например, неизменяемые молитвословия литургии находятся в Служебнике (для певцов ее неизменяемые молитвословия печатаются в Ирмологии), а неизменяемые молитвословия часов, изобразительных, повечерия и полунощницы заключаются в Часослове. От содержания тех или иных преимущественно служб Служебник (литургия) и Часослов (часы) и получили свои названия.

Служебник

Служебник (Литургиарий) - богослужебная книга, содержащая по преимуществу молитвословия, произносимые священником и диаконом во время храмового (общественного) богослужения суточного круга. В состав Служебника входят: чин литургии свт. Василия Великого, чин литургии свт. Иоанна Златоуста и чин литургии Преждеосвященных Даров свт. Григория Двоеслова, постоянные (неизменяемые) молитвословия вечерни и утрени, а также «Устав священнослужения», соответствующий 1-й и 2-й главам Типикона. В дополнительной части Служебник содержит чины и молитвословия богослужений, совершаемых вместе со службами суточного круга. Это - чин благословения колива, приносимого в честь и память Господних праздников или святых, так как он присоединяется к вечерне или литургии; чин над кутией в память усопших, который совершается на литургии и на вечерне; чин литии по усопшим, совершаемый по отпусте вечерни и утрени; молитвы по причащении. Для того чтобы иерей и диакон могли иметь в одной книге всю службу, в Служебнике для удобства даются краткие изменяемые молитвословия, которые произносятся на вечерне, утрене и литургии. Сюда относятся отпусты вечерни, утрени и литургии, прокимны Евангелий утренних, прокимны Апостолов, аллилуарии и причастны литургии. Поскольку же в отпустах дневных воспоминаются святые дня, в Служебнике печатается Месяцеслов, т.е. указатель по дням месяцев святых. В конце Служебника помещается «Известие учительное, како иерею, диакону и причетнику служение в церкви совершати и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественной литургии, и каковые бывают бедственные и недоуменныя в скорости случаи, и како в том исправлятися».

См. Богослужебные книги.

Смоленская Икона Божией Матери

Смоленская Икона Божией Матери - чудотворная икона, которая, по преданию, является одной из икон, современных Самой Богородице. Она первой из византийских чудотворных икон прибыла на Русь. Один из исторических источников свидетельствует, что Византийский император Константин Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну, выдавая ее в 1046 г. замуж за князя Всеволода Ярославича. Впоследствии перенесенная сыном Всеволода Ярославича Владимиром Мономахом из Чернигова в Смоленск, она прославилась на Руси как Смоленская.

См. «Одигитрия».

Собор

1. Собрание высшего духовенства в Православной Церкви. В Русской Православной Церкви созываются Архиерейские и Поместные Соборы.

2. Главный христианский храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, епископ, архимандрит).

Соборование

См. Елеосвящение.

Солея

Солея (греч. «возвышение») - возвышение перед иконостасом, являющееся как бы продолжением алтаря. На солее находятся чтецы и певчие, участвующие в богослужении. Центральная часть солеи, расположенная напротив Царских врат, получила название амвона, правая и левая части солеи называются клиросами. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решеткой.

Соловецкий монастырь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Соломон

Соломон (евр. «мирный», «благодатный») - третий и величайший царь израильский и иудейский, правивший в 965-928 гг. до Р.Х.; второй сын Давида от Вирсавии, еще при жизни Давида, в обход старших сыновей, ставший его преемником. Ветхозаветная история представляет Соломона мудрецом, миротворцем и искусным политиком, обеспечившим благоденствие своего народа. Соломон известен также как строитель храма и автор ветхозаветных книг - Притчей Соломоновых, Екклезиаста, Песни Песней, Премудрости Соломоновой и апокрифических - Завета Соломона и Псалмов Соломона.

Сопрестолия

Сопрестолия - места для сидения сослужащих с епископом, изображающих собою апостолов и их преемников. Сопрестолия устраиваются по обеим сторонам Горнего места.

Сороковины

Сороковины - поминовение усопшего на сороковой день после кончины.

Сорокоуст

Сорокоуст - церковное поминовение на Божественной литургии в течение сорока дней. Существует сорокоуст о живых и об умерших.

Сосуд для освящения воды

Сосуд для освящения воды - большая чаша на низкой подставке с круглым основанием. С восточной стороны чаши имеются ячейки для трех свечей во образ Святой Троицы.

Сосуд для освящения хлебов, пшеницы, вина и елея

Сосуд для освящения хлебов, пшеницы, вина и елея (на литии) - металлический сосуд с круглым основанием, на котором укреплено блюдо на ножке для пяти хлебов, полагаемых на него, стаканы для пшеницы, вина и елея. С восточной стороны сосуда имеется подсвечник, представляющий собой ветвь с тремя листьями, куда ставятся три свечи.

Сосудохранилище

См. Диаконник.

Сотериология

Сотериология - учение о спасении. Мотив спасения человека проходит красной нитью через все богословие Православной Церкви: к богословию в самом прямом смысле относятся лишь те вопросы, которые имеют непосредственное отношение к спасению человека.

София

София - см. Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

София Премудрость Божия

София Премудрость Божия (греч. «премудрость») - в ветхозаветных книгах Притчей Соломоновых, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, олицетворение высшей мудрости и творческой любви Бога, Его мироустрояющая воля, источник бытия и орудие творения. Христианская традиция, начиная с апостольских времен, отождествляет Софию с вторым Лицом Св. Троицы, Сыном Божиим, Иисусом Христом (см. 1 Кор. 1, 24 и др.). В византийской и древнерусской иконографии известны иконы Софии.

В России все изображения Софии сводятся к двум типам: киевскому и новгородскому. На новгородской иконе изображена фигура, подобная Ангелу, с большими крыльями. Слева от нее - Дева с Предвечным Младенцем, справа - Иоанн Предтеча. Над головой ее - Спаситель. Киевская икона, древнейшая, изображает Богоматерь, окруженную Архангелами. Над Ее головой - Бог Отец, а на руках Младенец Христос.

Сочельник

Сочельник (сочевник) - день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник установлен строгий пост. Само название происходит от слова «сочиво» - размоченные в воде зерна пшеницы, ржи, овса, которыми согласно Уставу должны питаться в этот день верующие.

Сошествие во Ад

См. Ад.

Сошествие Святого Духа на Апостолов

См. Пятидесятница.

Спас в Силах

Спас в Силах - особый тип изображения Христа Пантократора в радужном сиянии небесной славы и в окружении небесного воинства (Серафимов, Херувимов и Престолов) и четырех апокалиптических животных - четырех евангелистов, разносящих Его славу по четырем концам земли. Сформировался на основе иллюстраций к пророческим видениям (см. Иез. 1, 4-28) и Откровению Иоанна Богослова (см. Откр. 4, 2-9). Известен с начала XV в.

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный - особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате). Согласно преданию, Нерукотворный Образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Нерукотворный Образ был помещен в нише над городскими воротами Эдессы; впоследствии, при язычниках, замурован глиняной доской (черепицей) и кирпичами. Обретен в 545 г. вместе с новым отпечатком на черепице, в 944 г. перенесен в Константинополь. Утрачен после нашествия крестоносцев в 1204 г. Христианская традиция рассматривает Нерукотворный Образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго Лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле - как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. Списки с него получили широкое распространение в византийской и древнерусской живописи. Перенесение Нерукотворного Образа из Эдессы в Константинополь - один из праздников Православной Церкви.

♥ Празднуется 16 (29) августа.

Спасо-Андроников монастырь

Спасо-Андроников монастырь - мужской монастырь, основанный в XIV в. в Москве. Служил как крепость для защиты от набегов кочевников. Назван по имени первого настоятеля, игумена Андроника, ученика прп. Сергия Радонежского. Здесь провел последние годы и был похоронен Андрей Рублев, расписывавший Спасский собор монастыря.

Сплошная Седмица

Сплошная Седмица - неделя, в которой в среду и пятницу нет поста. К сплошным седмицам относятся: святки, третья неделя перед Великим постом; масленица; Пасхальная (Светлая) седмица - неделя после Пасхи; Троицкая седмица - неделя после дня Святой Троицы (Пятидесятницы).

Споручница Грешных

Споручница Грешных - чудотворная икона Божией Матери. Божественный Младенец сидит на левой руке Пресвятой Богородицы и двумя ручками держится за Ее правую руку. Икона находится в Москве, в храме святителя Николая в Хамовниках, в специально выстроенном для нее приделе.

♥ Празднование 7 (20) марта и 29 мая (11 июня).

Срачица

Срачица (Катасарка) - особо освященная белая нижняя одежда престола. Срачица покрывает весь престол и знаменует собой плащаницу, в которую было обернуто Тело Спасителя при положении во гроб.

См. Облачение престола.

Сребреник

Сребреник - иудейская монета, отчеканенная в эпоху Маккавеев; считался национальной монетой, употреблявшейся предпочтительно перед всеми другими в храме. За тридцать таких сребреников Иуда предал Иисуса Христа (см. Мф. 26, 15; 27, 3-6, 9). По тогдашним ценам это была достаточная сумма, чтобы купить небольшой участок земли даже в окрестностях Иерусалима.

Сребролюбие

Сребролюбие - жадность к деньгам, алчность: грех, который ведет к множеству тягчайших грехов и преступлений. Святой апостол Павел в первом послании к Тимофею указывает: Корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6, 10).

Сретение Господа Нашего Иисуса Христа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сретенский монастырь

Сретенский монастырь - мужской монастырь в Москве. Основан великим князем Василием I в 1395 г. на том месте, где была встречена Владимирская икона Божией Матери. Упразднен в конце 1920-х гг., в 1928-30-м гг. его постройки частично разобраны. Сохранился собор Сретения Владимирской иконы Богоматери с приделом Рождества Иоанна Предтечи, построенный в 1679 г. В настоящее время возвращен Русской Православной Церкви. Богослужения возобновлены в 1991 г., с 1994 г. Сретенский монастырь - подворье Успенского Псково-Печерского монастыря. Активно занимается просветительской и книгоиздательской деятельностью.

Ставленническая грамота

Ставленническая грамота - документ, который выдается каждому священнослужителю после рукоположения и который служит свидетельством законности рукоположения.

Ставропигиальный монастырь

Ставропигиальный монастырь (греч. «крестоутвержденный») - монастырь, подчиняющийся непосредственно патриарху. Название обусловлено тем, что крест в главном храме такого монастыря, находящийся позади престола, водружали лично патриархи. Управление ставропигиальным монастырем осуществляет наместник в чине архимандрита или игумена.

Стадия

Стадия - мера расстояния, употребляемая в Новом Завете (см. Лк. 24, 13; Ин. 6, 19), в 125 римских шагов или 600 греческих футов, т.е. 185 м.

Старообрядчество

Старообрядчество - движение, возникшее в России в середине XVII в. в связи с унификацией церковных обрядов по греческому образцу, проводившихся патриархом Никоном. Отделение последователей старообрядчества от официальной Церкви происходило под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, «древлего благочестия». Старообрядцы, создававшие собственные, обособленные от «никониян» общины, не признавали новых икон, исправленных официальной Церковью богослужебных книг, новых обрядов (например, троеперстия вместо прежнего двоеперстия при совершении крестного знамения и др.). Старообрядчество с самого начала не было единым. К концу XVII - началу XVIII вв. распалось на многие течения, получившие названия «толков» и «согласий», основным было деление на поповцев и беспоповцев. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных Таинств. Основные районы распространения поповщины - Керженские леса, Стародубье, Дон, Кубань; беспоповщины - в основном на севере государства. Беспоповцы отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых Таинств. В 1801 г. часть старообрядцев-поповцев пошла на соглашение с Церковью, предпринятое митрополитом Платоном (Левшиным). Сохраняя совершение богослужения и Таинств по старопечатным книгам и по своим обрядам, они стали признавать главенство Синода и подчиняться местным епархиальным архиереям. Это течение получило название единоверия. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 г. принял решение о более лояльном и терпимом отношении к старообрядцам, но эта мера не привела к их примирению с Православием.

Старостильники

Под этим названием объединяют многочисленные религиозные группы, в названиях которых присутствуют слова «старостильная православная церковь». Образованию этих церквей положил начало раскол, который возник среди верующих нескольких Православных Церквей - Элладской, Румынской, Болгарской и Кипрской - после принятия ими новоюлианского календаря, по которому даты неподвижного годового цикла исчисляются по новому (григорианскому) стилю (см. Календарь). С 1937 г. движение старостильников раздробилось на множество (более двух десятков) не признающих друг друга «церквей» и групп. Часть из них вовсе отвергла священство. Большинство старостильных групп считают только себя единственными носителями «чистого» Православия. По их мнению, даже те Поместные Церкви, которые сохранили старый стиль в богослужебном календаре, изменили Православию, допустив общение с «новостильниками». Греческие старостильники не признают Русскую Церковь, запрещают своим верующим участвовать в ее Таинствах. На территории России действуют десятки малочисленных групп старостильников, также не признающих Русскую Православную Церковь.

Стасидия

Стасидия - высокое деревянное кресло с подлокотниками и откидными сиденьями. Стасидии устанавливаются по стенам в храме.

Стефан Пермский

Стефан Пермский (ок. 1340-1396) - святитель. Друг прп. Сергия Радонежского, просветитель зырян (народа коми). В 1379 г. отправился проповедовать христианство в страну коми, стал первым пермским епископом. Создал алфавит языка коми, перевел на этот язык богослужебные книги, основал первую местную школу.

♥ Память 26 апреля (9 мая).

Стихарь

Стихарь (греч. «строка», «прямая линия») - богослужебное облачение священно- и церковнослужителей.

См. Подризник.

Стихира

Стихира (греч. «многостишие») - краткое церковное песнопение, поется со стихами псалмов. Первую половину псаломского стиха возглашает канонарх, вторую допевает хор, после чего поется стихира. В некоторых монастырях текст стихиры также построчно возглашается канонархом. Различаются стихиры: на «Господи, воззвах» (поются на вечерне со стихами псалмов 140, 141, 129, 116); на стиховне (т.е. на стихи разных псалмов, поются в конце вечерни и в конце вседневной утрени); на «хвалитех» (поются на утрене перед великим славословием со стихами псалмов 148, 149 и 150). Стихиры посвящены воспоминаниям дня, и их число зависит от праздничности богослужения. Кроме того, существуют: евангельская стихира, которая поется в воскресные дни после стихир на «хвалитех» и соотносится с евангельским текстом, читаемым на утрене; литийные стихиры и стихиры отпевания, которые поются без стихов псалмов. По Уставу псалмы полагается читать полностью перед пением стихир, однако в настоящее время тексты псалмов не читаются, за исключением тех стихов, на которые поются стихиры. Мелодия стихир подчинена гласам.

Стихира Литийная

Стихира Литийная - стихира, под пение которой совершается выход священнослужителей в притвор на литию во время вечерни. В некоторых праздничных последованиях положены особые литийные стихиры. Но в обычный воскресный (недельный) день, когда нет никаких стихир на литии, они заменяются храмовыми стихирами, т.е. в честь храмового святого. Устав не указывает, какими именно, но пение таких стихир естественно при торжественном прохождении храма; и естественно вспомнить в течение всего бдения хоть раз святого, в честь которого храм.

Стихира Утренняя, Евангельская

Стихира Утренняя, Евангельская - заключительная и самая торжественная хвалитная стихира, соотносящаяся по содержанию с евангельским чтением на утрене. Всего евангельских стихир 11, причем каждая стихира поется неизменно на один и тот же глас. Первые 8 стихир поются соответственно на гласы с 1-го по 8-й, 9-я стихира - на глас 5-й, 10-я - на глас 6-й, 11-я - на глас 8-й.

Стихиры на Господи, Воззвах

Под именем «Господи, воззвах» подразумеваются четыре псалма: 140-й - «Господи, воззвах», 141-й - «Гласом моим ко Господу воззвах», 129-й - «Из глубины воззвах к Тебе, Господи» и 116-й - «Хвалите Господа вси языцы». Эти псалмы входят в состав вечернего богослужения. К последним стихам псалмов присоединяются церковные песнопения, которые и называются стихирами на «Господи, воззвах». Количество их варьируется в зависимости от степени важности празднуемого события: 6, 8 или 10.

Стихиры на стиховне

Стихиры на стиховне («стиховны») - Представляют второй и заключительный ряд праздничных песнопений на вечерне. Они названы так потому, что присоединяются не к повседневному псалму, а к особым стихам, приуроченным к данному дню или празднику. Происхождение «стиховен» достаточно древнее. В синайской утрене VII в. уже имеется одна стиховна, называемая там «Тропарь на Свете Тихий или на Сподоби, Господи». «Стиховнами» они названы в уставах IX в. и встречаются уже в том же числе, что и в наше время. Стихами к стихирам на стиховне служат стихи 92-го псалма.

Стихиры на Хвалитех

Стихиры на Хвалитех (хвалитные стихиры) - стихиры, которые поются на утрене со стихами псалмов 148, 149, 150, называемых «хвалитны», так как в них часто повторяется слово «хвалите». Эти псалмы призывают всю тварь к торжественному прославлению Господа, почему и приуроченные к ним стихиры по содержанию торжественны и полны славословия. Обычное количество хвалитных стихир - 4, в воскресные дни - 8.

Столп Гласов

Столп Гласов - последовательность пения всех 8 гласов в продолжение 8 седмиц и недель. Таких столпов в году шесть. Их пение в седмичные дни начинается с понедельника после Недели (воскресенья) всех святых и оканчивается перед субботой седмицы мясопустной. В воскресенье пение Октоиха начинается с воскресного дня, следующего за Неделей (воскресеньем) всех святых, и продолжается до 5-й Недели Великого поста включительно.

Столпник

Столпник - преподобный, совершавший подвиг монашеского делания на «столпе» - башне или другом возвышении. Основателем столпничества является прп. Симеон Столпник (Сирия, ум. 459 г.).

Стояние Марии Египетской

Стояние Марии Египетской (Мариино стояние) - народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон св. Андрея Критского и житие прп. Марии Египетской.

Страстная седмица

Страстная седмица (церк.-слав. «страдание») - последняя неделя Великого поста, во время которой вспоминаются Тайная вечеря, предание на суд, страдания, распятие и погребение Иисуса Христа. Все дни Страстной седмицы носят название Великих - Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров, в Великий Четверток и Великую Субботу - литургия Василия Великого, в Великую Пятницу литургия не совершается.

Страстотерпец

См. Чины святости.

Страх Божий

Страх Божий - одна из величайших христианских добродетелей: боязнь наказания за грехи, сочетаемая с сыновьей любовью к Богу и со стремлением к благочестию, чистоте и святости.

Страшный суд

Страшный суд - суд, который последует после конца мира и на котором Судьей явится во славе Сын Божий. После Страшного суда праведники пойдут в Царство Небесное, а грешники будут осуждены на вечные муки в аду. Страшный суд вспоминается в последнее воскресенье перед Великим постом (Прощеное воскресенье).

Стригольники

Стригольники - еретики XIV в. Получили название от прозвища своего основателя диакона Карпа («стригольника»), который должен был постригать новопоставляемых диаконов. Первоначально стригольники восстали против «поставления на мзде» священнослужителей, впоследствии они дошли до полного непризнания церковной иерархии, отвергли православные храмы, признали необходимым условием для священников то, что они должны быть неимущими, и установили у себя особых пастырей. В конце концов стригольники разделились на три направления и слились с жидовствующими.

Студийский устав

Студийский устав - богослужебный устав, составленный прп. Феодором Студитом. В России Студийский устав был известен в нескольких списках, древнейшим из которых является синодальный (XII в). В Русской Церкви Студийский устав был в употреблении до XIV в.

Суеверие

Суеверие («суетная вера») - уклонение от чистого духа истинной веры, измена Богу - опасный грех, проявляющийся в веровании приметам, гаданиям, «вещим» снам, заговорам, астрологическим предсказаниям. О пагубности суеверий говорится еще в Ветхом Завете.

Сулок

Сулок (от рус. диалектного «cулог» - небольшая тряпица) - особенность русских архиерейских жезлов - два платка, вложенных один в другой и привязанных у рукояти жезла. Введен в обиход в России с XVII в. Одним, нижним, платом обворачивался жезл под рукоятью и захватывался рукой. Вторым, верхним, прикрывалось запястье и пальцы архиерея. Есть предположение, что сулок введен в употребление для того, чтобы в морозное время не браться за металлическую палку жезла, а верхней частью прикрывать запястье и пальцы от холода.

Схима

Схима (греч. «образ», схема») - ангельский образ, особый чин или степень, установленный для монахов. Различают малую и великую схиму, последняя предполагает исполнение более строгих обетов и возникла как форма отшельничества в общежитийном монастыре. Слово «схима» может употребляться для обозначения монашеского облачения.

См. Монах, Монашество.

Схимонах

Схимонах - монах, принявший великую схиму, иначе - великий ангельский образ. При постриге в великую схиму монах дает обет отречения от мира и всего мирского. Схимонах-священник (схииеромонах или иеросхимонах) сохраняет право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться от монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской власти. Облачение схимонаха дополняется кукулем и аналавом. Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в., когда с целью упорядочить отшельничество императорской властью было приказано пустынникам поселиться в монастырях. Пустынники, принявшие затвор взамен отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным для схимонахов.

Сыропустная Неделя

Сыропустная Неделя - последнее воскресенье перед Великим постом. Этим днем кончается употребление в пищу непостных продуктов (в том числе сыра). В это воскресенье вспоминается изгнание Адама из рая (см. Быт. 3, 24). Сыропустная Неделя также называется «Прощеным воскресением», т.к. в этот день по традиции принято особенно просить друг у друга прощение.

Предыдущая страница Следующая страница