Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Православие. Словарь-справочник.
Статьи на букву "Г"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г"

Гавриил

Гавриил (евр. «сила Божия») - один из Архангелов, т.е. «ангелоначальник», согласно иудео-христианской ангелологии, представитель восьмого ангельского чина. Если всякий Ангел - «вестник» (по буквальному значению греческого слова), то Архангел Гавриил - вестник по преимуществу, его назначение - раскрывать смысл пророческих видений и ход событий, особенно в отношении к приходу Мессии - Христа. Так он выступает в ветхозаветных эпизодах видений пророка Даниила (см. Дан. 8, 16-26; 9, 21-27), где призван «научить разумению» пророка.

В Новом Завете Гавриил, явившись в храме у жертвенника Захарии, предсказывает рождение Иоанна Крестителя и его служение как Предтечи Иисуса Христа (см. Лк. 1, 8-20); явившись Деве Марии, он сообщает Ей благую весть о рождении у Нее от Духа Святого Богомладенца. (см. Лк. 1, 26-38; Мф. 1, 18-25).

В христианской традиции, нашедшей отражение в византийском и западно-европейском религиозном искусстве, Гавриил связан по преимуществу с Благовещением (он изображается даже помимо эпизода Благовещения с белой лилией в руках - символом непорочности Девы Марии).

Георгий Победоносец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гиматий

Гиматий - верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона. В иконописи используется при изображении Спасителя, святых. Так, Спаситель обычно изображается одетым в хитон и гиматий, причем хитон бывает красного цвета, символизируя земную жизнь Богочеловека, а гиматий - синего, передающего Божественность Сына Божия.

Гимн

Гимн - хвалебная песнь. В христианском богослужении гимны появились в первые века христианства наряду с псалмами. Их тексты были заимствованы из ветхозаветных книг и богослужений или составлялись самими христианами, например: «Свете тихий», «Тебе, Бога, хвалим». Последний приписывается св. Амвросию Медиоланскому (IV в.).

Глава Церкви

Статья большая, находится на отдельной странице.

Главопреклонная молитва

Главопреклонная молитва - молитва, во время чтения которой священником народ совершает главопреклонение. В богослужении древней Церкви склонение головы как знак принятия заключительного благословения предстоятеля перед отпустом было очень распространено; со временем во многих традициях установились соответствующие молитвы для таких главопреклонений в конце различных служб. В православном богослужении главопреклонные молитвы обычно предваряются возгласом диакона: «Главы наши Господеви приклоним».

Кроме литургии, эти молитвы встречаются как в чинах Таинств Крещения и Миропомазания, Священства, Брака, так и во многих других последованиях. Но если главопреклонные молитвы чинов Божественной литургии, вечерни и утрени связаны с отпустом по месту в службе и по содержанию - это моление к Богу обратить Свой Лик на молящихся и благословить их, прежде чем они покинут храм, а также прошение о различных нуждах народа (поскольку, покинув богослужение, молящиеся вновь столкнутся со своими повседневными заботами), то главопреклонные молитвы в других местах, как правило, не связаны с отпустом, но дополняют и развивают прошения, содержащиеся в основной молитве соответствующего чина.

Глас

Глас - лад в музыке Православной Церкви. Гласы делятся на 4 главных (прямых, или высоких) и 4 побочных (косвенных, или низких); вместе они образуют осмогласие. Гласы определяются по области (высшей, средней, низшей), занимаемой каждым из них в церковном звукоряде, по конечному звуку, по той или иной мелодии и господствующим в ней звукам, по характерным попевкам. Количество попевок (с вариантами) в каждом гласе достигает нескольких десятков. Таким образом каждый глас имеет свой музыкальный колорит. Тем более что попевки одного гласа неодинаковы для стихир, тропарей, канонов и прокимнов. Тем не менее, музыкальная основа в этих разных вариациях гласа и теперь одна и та же: она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.

См. Октоих.

В современных вариантах гласов (в партесном изложении) сохранилась попевочная структура, однако в упрощенном виде. Она строится не собственно попевками, а чередующимися мелодическими строками, количество которых не столь велико.

Глеб

Глеб - см. Борис и Глеб.

Глоссолалия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Говение

Говение - в широком смысле слова - пост, в более узком - приготовление к Таинству Причащения, заключающееся в посте и воздержании, особо усердном посещении богослужений и совершении келейного молитвенного правила. Этимологически слово «говение» восходит к реконструируемому общеславянскому «говети» - выражать почтение, преданность, угождать, воздерживаться.

Голгофа

Голгофа (евр. «череп», «лоб») - гора, на которой был распят Иисус Христос. Служила у евреев обыкновенным местом казни преступников. По преданию, на Голгофе был погребен Адам. Она находилась тогда вне Иерусалима, сейчас оказалась в самом городе и вся застроена храмами. Еще в IV в. здесь был построен храм св. Еленой, а ныне на этом месте находится храм Гроба Господня.

В иконографии фоном для распятия обычно бывает стена Иерусалима, под Крестом - горка в виде обычных для русской иконописи уступов - лещадок. В горке пещера с костями и Адамовой головой. Иногда Голгофу изображают условно, в виде ступенек, которые сходятся под Крестом. Слово «Голгофа» употребляется иногда как символ подвижничества и нравственных страданий («взойти на Голгофу»).

Гомилиарий

Гомилиарий (от греч. «беседы») - собрание бесед и проповедей (гомилий), составленное на основе творений отцов Церкви, предназначавшееся для чтения в церкви по воскресным и праздничным дням в течение всего года.

Гордость

Статья большая, находится на отдельной странице.

Горнее место

Горнее место - место у центральной части восточной стены алтаря, находящееся против престола. Его происхождение относится к самым ранним временам истории храмов. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа. С древнейших времен до наших дней, особенно в больших соборах, Горнее место устраивается в точном соответствии с видением апостола Иоанна Богослова (см. Откр. 4). В центральной части восточной стены алтаря, обычно в нише апсиды, на некотором возвышении сооружается кресло (трон) для архиерея. По сторонам этого седалища, но ниже него иногда устраиваются скамьи или сидения для священников. Во время архиерейских богослужений в уставных случаях, в частности при чтении Апостола за литургией, епископ восседает на троне, а сослужащее ему духовенство располагается соответственно по сторонам, так что в этих случаях епископ изображает собою Христа Вседержителя, а духовенство - апостолов. Горнее место во всякое время является обозначением таинственного присутствия Небесного Царя Славы и сослужащих Ему, почему этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если на нем, как это часто бывает в приходских храмах, и нет возвышения с седалищем для епископа. В таких случаях признается обязательным лишь наличие светильника на этом месте: лампады, или высокого подсвечника, или того и другого вместе. При освящении храма, после того как освящен престол, епископ своей рукой обязан возжечь и водрузить светильник на Горнем месте. Кроме архиереев и священников, никто, даже диаконы, не имеют права сидеть на седалищах Горнего места.

См. Алтарь.

Господства

Господства - в христианской ангелологии, согласно св. Дионисию Ареопагиту, четвертый из девяти чинов ангельских, образующий с Силами и Властями вторую, среднюю триаду.

См. Ангел.

Господь Вседержитель

Господь Вседержитель - одно из именований Бога в Священном Писании (см. Господь Саваоф), встречающееся в Ветхом Завете: Господи Вседержителю, Боже Израиля! (Вар. 3, 1), Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель (3 Мак. 6, 2), ...во власти Господа Вседержителя врата смерти (Пс. 67, 21) - и в Новом Завете: И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 18). В Откровении Иоанна Богослова тексты: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр. 1, 8); свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет (Откр. 4, 8) - указывают на Христа Второго Пришествия.

«Вседержитель» как именование Христа известно по памятникам византийского, балканского, древнерусского искусства. Наиболее распространенный вариант иконографии - это поясное изображение Спасителя, благословляющего правой рукой и держащего Евангелие в левой.

См. Пантократор.

Господь Саваоф

Господь Саваоф (евр. «Господь воинств») - одно из имен Божиих в Священном Писании. Под «воинствами» понимали войска Израиля (ср.: 1 Цар. 17, 45), небесные существа (например, 3 Цар. 22, 19-23; Пс. 102, 19-22; 148, 1-5; Дан. 8, 10-13), совет («сонм») святых, окружающих Бога (ср.: Пс. 81, 1; 88, 8), или звезды и другие светила (ср.: Втор. 4, 19; 4 Цар. 23, 4-5), а также все земные и небесные существа (ср.: Быт. 2, 1) (см. Воинство небесное).

В отличие от других названий Бога, в имени Саваоф подчеркивается свойство всемогущества, заимствованное от воинства. Название это не встречается в древнейших книгах Библии, но оно часто употребляется у пророков и в псалмах.

Господь Саваоф называется «живущим на горе Сионе» (см. Ис. 8, 18; ср.: Зах. 8, 3), а Иерусалим - Его городом (см. Ис. 47, 9), «сидящим на херувимах» (см. 1 Цар. 4, 4; 2 Цар. 6, 2; 1 Пар. 13, 6; Ис. 37, 16). Такой трон из херувимов был в храме Соломона (см. 3 Цар. 6, 23-28), причем ковчег завета служил подножием для невидимо восседающего на этом троне Бога (см. 1 Пар. 28, 2; ср.: Пс. 98, 5; 131, 7). Этот образ связан с наименованием Господа Саваофа Царем (например, Пс. 23, 10; Иер. 46, 18; 48, 15; 51, 57). Помимо всемогущества и царской власти это имя связывается с творением мира (см. Ам. 4, 13; Иер. 10, 16) и эсхатологической войной (см. Ис. 13, 4; 31, 4). В пророчестве Исаии говорится, что Господь Саваоф воцарится на Сионе (Ис. 24, 23) и сделает там трапезу для всех народов (см. Ис. 25, 6). Все народы будут приходить к Нему на праздник Кущей (см. Зах. 14, 16-17) и приносить дары (см. Ис. 18, 7).

В христианской традиции имя Господа Саваофа употребляется в Новом Завете (ветхозаветные цитаты в Иак. 5, 4 и Рим. 9, 29) и в литургических текстах. Понимание этого именования может совпадать с эпитетом Господь Вседержитель (Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель... - Ам. 5, 16) и относиться и к Святой Троице, и к Богу Отцу, и к Иисусу Христу.

Графья

Графья - в иконописи контурный рисунок, процарапанный по левкасу или штукатурке.

Грех

Грех - в христианстве как сознательное, так и бессознательное отступление от заповедей Божиих и нарушение закона Божия. Грех произошел не от Бога и не от природы, а от злоупотреблений разума и воли разумных существ, от произвольного их уклонения от Бога, от замены Его воли своею, от самоволия. Так первоначально согрешил сатана, а потом Адам и Ева. Первородный грех, заразивший натуру прародителей, стал условием для личных грехов каждого человека.

В основе греха лежит себялюбие, которое может проявляться либо преимущественно в сфере чувственной, либо преимущественно в сфере духовной. Поэтому и все грехи имеют характер либо чувственный, как, например, стремление к жизненным наслаждениям и чувственным удовольствиям, либо духовный, такие как гордость, высокомерие и др.

Греческий распев

Греческий распев - имеет в истории русского церковного пения два вида: 1) древний, известный из безлинейных рукописей - кондакарей, употреблявшихся от конца XI до XIV в., и 2) поздний, известный из линейных нотных книг, начиная с половины XVII в. до настоящего времени.

Мелодия древнего греческого распева до сих пор не объяснена и не прочитана однозначно. Поздний вид греческого распева появился в Русской Церкви в XVII в. благодаря юго-западным певцам и главным образом некоему иеродиакону Мелетию, который был приглашен царем Алексеем Михайловичем в 1655 г. для обучения придворных певчих греческому пению. Особенно полюбил это пение патриарх Никон. Он ввел в богослужение даже текст греческих песнопений. Греческий распев не представляет собою подлинного греческого пения, а есть производный от него, притом упрощенный русскими певцами и приспособленный к славянскому тексту наших песнопений и общему характеру русского церковного пения. В современной практике греческий распев удержался в самом незначительном объеме. Характерными особенностями этого распева служат: живость и свежесть радостного религиозного чувства, задушевная теплота и музыкальность, с внешней стороны - свобода мелодического движения, легкость темпа и плавность голосоведения и, конечно же, церковность.

Григорий Богослов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Григорий Нисский

Григорий Нисский (ок. 335-394) - святитель, был младшим братом свт. Василия Великого. Рождение и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. В 372 г. был рукоположен свт. Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии. Свт. Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 г. был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год свт. Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место.

После смерти царя Валента (378 г.) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой.

В 379 г. скончался его брат, свт. Василий Великий. Св. Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения - «Шестоднев». В том же году св. Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути св. Григорий посетил Иерусалим и поклонился святым местам.

В 381 г. свт. Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа. На этом Соборе по инициативе свт. Григория был дополнен Никейский Символ веры. В 383 г. св. Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 г. он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 г. свт. Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.

Свт. Григорий Нисский был пламенный защитник православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием. Дожив до глубокой старости, свт. Григорий Нисский мирно скончался вскоре после Поместного Константинопольского Собора.

Свт. Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV в. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения. Свт. Григорий Нисский оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.

♥ Память его совершается 10 (23) января.

Григорий Палама

Григорий Палама (ок. 1296-1359) - святитель, родился в Малой Азии. В 1336 г. в скиту св. Саввы он занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни. В 1341 г. Константинопольский Собор принял положение свт. Григория Паламы (против ереси монаха Варлаама) о том, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих нетварным благодатным Своим Светом, каким сиял Он на Фаворе. В 1344 г. патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец учения Варлаама, отлучил свт. Григория от Церкви и заключил в темницу. В 1347 г., после смерти Иоанна XIV, свт. Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского.

В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах. Лишь за три года до кончины свт. Григорий Палама вернулся в Солунь. Мирно преставился Богу 14 (27) ноября 1359 г.

♥ Память его совершается 14 (27) ноября и в Неделю 2-ю Великого Поста.

Грузинская Икона Божией Матери

Грузинская Икона Божией Матери - чудотворный образ. Согласно сказанию, эта икона была вывезена персами из Грузии в 1622 г., во время завоевания страны шахом Аббасом I, в 1625 г. выкуплена Стефаном Лазаревым, приказчиком ярославского купца Григория Лыткина, находившимся в Персии по торговым делам. По возвращении Лазарева в Ярославль в 1629 г. Лыткин, увидев икону, вспомнил о бывшем ему таинственном внушении отправить святыню в Черногорский (Красногорский) монастырь на Пинеге (под Архангельском), которому покровительствовали русские купцы. Доставив икону в монастырь, он построил по своему плану церковь, пожертвовал ей утварь и собрание богослужебных книг, большую часть которых сам переписал.

По прибытии иконы в монастырь начались чудесные исцеления.

В 1658 г. по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона было установлено празднование иконе «ради чудес ее» в день принесения в монастырь. В 1698 г. было постановлено каждый год этот образ приносить в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости»; также икону носили в Вологду, Великий Устюг, Переславль-Залесский, Москву и в Сибирь на Лену. Особой вехой в истории и прославлении иконы был ее привоз в Москву в 1654 г. Существует мнение, что икона была привезена для поновления и наложения новой ризы. Икону поместили в церкви Святой Троицы в Никитниках, где имели двор ярославские выходцы купцы Никитниковы, ктиторы построенного на их средства храма (1628-1651). В это время в Москве была эпидемия чумы. Ищущие помощи от иконы получали исцеления. Среди них - серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов, по чьей просьбе перед иконой был отслужен на дому молебен, в результате чего выздоровел его сын. Гавриил Евдокимов заказал для церкви Cвятой Троицы список с Грузинской иконы, который был помещен в центральном иконостасе слева от Царских врат. Другой список этой иконы был помещен в северном Никольском приделе; церковь освятили в честь Грузинской иконы Божией Матери, что отразилось в названии переулка, ведущего от храма на Варварку. Икона исчезла после закрытия Черногорского монастыря (1920-1922), позже возвращена в монастырь: в 1946 г. упоминается о том, что Грузинскую икону носили во время крестного хода, который совершался в Архангельске. Дальнейшая судьба ее неизвестна. В настоящее время древние списки с иконы имеются в Москве, в храме Живоначальной Троицы в Хорониве, в храме Святителя Мартина Исповедника, папы Римского, что в Алексеевской Новой Слободе, а также в Раифском Монастыре Казанской епархии.

♥ Празднование 22 августа (5 сентября).

Губа Грецкая

Губа Грецкая - бывает истиральная и антиминсная. Истиральная губа используется для отирания чаши (Потира) после ее омовения. Находится на жертвеннике и после омовения чаши оставляется на нем. В настоящее время вместо истиральной губы чаще употребляются платки из красной материи.

Антиминсная губа служит для ссыпания частиц Христова Тела и вынутых из просфор частиц с дискоса в чашу, а также для отирания рук и губ священнослужителей после причащения. Как истиральная, так и антиминсная губа изображают собой губку, которую, напитав уксусом, поднесли на трости к устам распятого на Кресте Спасителя.

Гуменцо

См. Скуфия.

Предыдущая страница Следующая страница