Приглашаем посетить сайт
Праздники и празднования новозаветные
Каждый день богослужебного года посвящен воспоминанию какого-либо праздника или памяти святого (большинство дней имеют воспоминание не одного, а нескольких святых) или иконы Богородицы. По степени праздничности и торжественности богослужения праздники и празднования святых разделены Уставом на несколько типов. В Типиконе каждый тип службы обозначен специальным знаком (см. Праздников знаки).
Праздники великие
1. Пасха, «праздников праздник».
2. Двунадесятые праздники.
Они делятся на подвижные и неподвижные. Неподвижные: Рождество Христово - 25 декабря (7 января), Богоявление - 6 (19) января, Сретение Господне - 2 (15) февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля), Преображение Господне - 6 (19) августа, Успение Пресвятой Богородицы - 15 (28) августа, Рождество Богородицы - 8 (21) сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря), Воздвижение Креста Господня - 14 (27) сентября. Подвижные: Вход Господень в Иерусалим - последнее воскресенье перед Пасхой, Вознесение Господне - на сороковой день после Пасхи, Пятидесятница, или Троица - на пятидесятый день после Пасхи, то есть в седьмое воскресенье.
В церковном праздновании великих праздников следует различать дни предпразднства, попразднства, отдания праздника и самого праздника. Днями предпразднства Церковь как бы пророчески предуказывает на день великого праздника, приготовляет верующих к достойной встрече его. Поэтому в дни предпразднства, наряду с молитвами и песнопениями вспоминаемым в этот день святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения в честь наступающего праздника.
Все великие праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова и Богоявления, из которых первый имеет 5 дней, а второй - 4 дня.
Дни попразднств составляют продолжение праздника. В эти дни, наряду с песнопениями праздника, Церковь вспоминает и прославляет участников события, вообще же - событие прошедшего праздника. Число дней попразднства простирается от одного до восьми дней. Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большей торжественностью богослужения, потому что последование этого дня во многом повторяет молитвословие и пение из последования самого праздника. Богослужение в сам день двунадесятого праздника посвящается исключительно воспоминаемому событию. Внешняя сторона богослужения в двунадесятые праздники достигает особой торжественности. Священнослужители облачаются в светлые одежды, и богослужение совершается при полном освещении храма. Пению, как выражению радостного состояния, в день праздника отдается предпочтение перед чтением.
Приличнейшим положением тела при молитве в эти дни Церковь считает стояние, и потому на некоторые праздники определенно запрещено коленопреклонение. Наконец, подчеркивая радость и торжество, Церковь ослабляет или вовсе отменяет в эти дни посты.
3. Великие праздники, не входящие в число двунадесятых: Покров Пресвятой Богородицы - 1 (14) октября, Обрезание Господне - 1 (14) января, Рождество Иоанна Предтечи - 24 июня (7 июля), день памяти свв. апостолов Петра и Павла - 29 июня (12 июля), Усекновение главы св. Иоанна Предтечи - 29 августа (11 сентября), а также праздники храмовые и местночтимого святого. Как и двунадесятые, эти великие праздники имеют всенощное бдение. Но последование этих праздников не посвящается целиком вспоминаемому событию, потому что на них к праздничному канону на утрене прилагается канон Богородице.
Помимо великих, праздники бывают средние и малые. Это дни празднования некоторых икон и дни памяти некоторых святых. Отличаются средние и малые праздники друг от друга степенью торжественности службы.