Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Православие. Словарь-справочник.
Храм

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Храм

Храм - здание, которое посвящено Богу и предназначено для молитв и проведения богослужений. Главным богослужением у православных христиан является Божественная литургия, во время которой совершается Таинство Евхаристии. Впервые Евхаристию совершил Иисус Христос с учениками во время Тайной вечери (см. Мф. 26, 26-29). Произошло это в обычном доме, поэтому первые христиане также совершали Евхаристию по домам. Сначала для этого использовали особые комнаты в жилых домах. Во время гонений на христиан храмами стали служить катакомбы. С IV в., т.е. со времени официального признания христианства, началось развитие церковного искусства, в том числе храмовой архитектуры. Для богослужений использовали базилики - здания, которые строились в Римской империи для гражданских собраний. Базиликальный тип христианских храмов остался основным в Западной Европе, а на христианском Востоке в V-VIII вв. сформировался крестово-купольный тип храмов. Принимая Православие, Русь ориентировалась на византийские образцы церковной архитектуры, но со временем в России сложилось несколько самобытных стилей храмовой архитектуры. В конце XV в. в России в связи с развитием деревянного зодчества возник шатровый тип храма. Вместо центрального купола над храмом возвышается остроконечный, чаще всего восьмигранный, шатер с главкой.

В поздних формах этого типа само здание храма имеет вид огромного конуса, напоминающего башню. Известны как деревянные (Успенская церковь в г. Кондопоге, Карелия), так и каменные храмы этого типа (церковь Вознесения в Коломенском в Москве). Кроме базиликальных и крестовокупольных в древности возводились православные храмы круглой (символ вечности) и восьмигранной (как знак восьмиугольной вифлеемской звезды) формы.

На внешний вид храма влияет также наличие приделов - дополнительных алтарей внутри основной постройки, которые имеют, по сути, значение дополнительных храмов в одном церковном здании. Приделы устраивают в церквях, рассчитанных на большое количество людей.

Иногда они проектируются сразу, иногда «приделываются» позже в связи с перестройкой храма.

Начиная с XV-XVII вв. в России стали возводить двухэтажные храмы. При такой планировке в одном здании расположены две церкви - одна может быть зимней, другая - летней. Теплая церковь находится, как правило, в нижнем ярусе (храм Рождества Христова в с. Бородино Московской области). Ярусы таких церквей соединяются лестницей - внутренней или внешней (храм Благовещения Богородицы в Петровском парке в Москве; Никольская церковь в с. Никольское.

От двухэтажных храмов следует отличать надвратные церкви. Обычно они встречаются в монастырях (например, Преображенский храм Кирилло-Белозерского монастыря). Надвратный храм ставится вторым ярусом над входными воротами монастыря. Храмовое здание завершает барабан с куполом. Древнерусские названия куполов - «маковица», «лоб». Часто церковные купола называют «главами». В древних храмах барабаны были широкими и приземистыми, в некоторых поздних постройках они узкие и вытянутые. Бывают ложные барабаны с куполами, в которых даже устраиваются ложные окна. Такие барабаны внутри храма незаметны: молящийся видит над собой только своды. Для русских православных церквей традиционно пятиглавие (центральный купол выше остальных четырех). Реже встречается другое количество куполов - 2, 3 (обычно ставятся в один ряд), 7, 9, 13 и 25. Многоглавие свойственно архитектуре конца XVII-XVIII вв., склонной к декоративности. Так, Преображенская церковь на о. Кижи (1714 г.) имеет 22 главы. Количество куполов означает: 2 - два естества Христа (Божественное и человеческое); 3 - Пресвятая Троица; 5 - Христос и четыре евангелиста; 7 - семь церковных Таинств, семь Вселенских Соборов; 9 - девять ангельских чинов; 13 - Христос и двенадцать апостолов; 25 - (на Десятинной Церкви, построенной на могиле первых русских мучеников Федора и Иоанна) Христос и 24 апокалиптических старца. Если же 25 куполов встречаются на Богородичном храме, тогда они знаменуют собой в сумме «похвалу Пресвятой Богородице» - число кондаков и икосов в акафисте Богородице. Помимо символики на количество куполов может влиять количество алтарей (в храмах с приделами). При определении количества куполов не учитываются декоративные главки, которые иногда ставят над главным алтарем храма, над его приделами или крыльцом. Купол православного храма обязательно увенчивается крестом. Перед водружением креста его обязательно освящают, совершая особую церковную службу. Накупольный крест, как правило, имеет восьмиконечную форму.

В России распространены также и четырехконечные накупольные кресты. Внизу креста иногда помещается полумесяц. Полумесяц под крестом имеет множество толкований, наиболее распространенными среди них являются: якорь - символ спасения и надежды; церковный корабль, кормчий которого - Христос.

Храм делится на три части: алтарь, среднюю часть и притвор. В алтаре находятся жертвенник и престол. От средней части храма алтарь отделен иконостасом. Со стороны средней части перед иконостасом находится солея с амвоном и клиросами. В архиерейских кафедральных соборах в середине храма ставится архиерейский амвон с кафедрой. Многие храмы имеют колокольню или звонницы с колоколами для созыва верующих на богослужения. Храм освящается во имя праздника или святого, день памяти которого является храмовым, или престольным, праздником.

В начало словаря