Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Энциклопедия иудаизма
Статьи на букву "Ш"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

Шаббат Хазон

Суббота, предшествующая посту Тиш'а бе-Ав*, называется "Ш.Х." ("Суббота видения"), по названию гафтара "Хазон Иешаягу" ("Видение Иешаягу"), которую читают в эту Субботу.

Шавуот

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шахарит

Шахарит - см. Утренняя молитва.

Шват

Одиннадцатый месяц, считая от Нисана*, и пятый, считая от Тишри*. Шват насчитывает тридцать дней. В пятнадцатый день месяца Шват празднуется "Новый год деревьев".

Ше-гехэяну

Благословение, которое произносят при освящении праздников (кидуш) - Песах*, Шавуот*, Суккот* и Рош ха-Шана*, а также перед трублением в шофар* на Рош ха-Шана; перед пользованием лулавом, перед зажиганием первой ханукальной свечи (см. Ханука*), а женщины - перед зажиганием свечей по праздникам. Текст благословения: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, сохранивший нас и давший нам дожить и просуществовать до сего времени". Ш. произносят также, когда едят первый раз в году новые фрукты и когда одевают новую одежду.

Шехина

Дословно: "пребывание, присутствие". Одно из наименований Господа, которое получило распространение в эпоху Талмуда*. Оно было, по-видимому, введено для опровержения философских представлений того времени, согласно которым Господь правит миром посредством созданных Им сил, но Сам Он не руководит миром. Хазал* не приняли этот взгляд и продолжали традиционно верить, что Господь пребывает среди Своего народа. Поэтому они пользовались термином Шехина (пребывание). Правда, мы находим в Талмуде высказывания, противоречащие этому взгляду. Сказал р. Йоси: "Никогда не сходила Шехина на землю, а Моисей* и Элиягу* не поднялись ввысь, ибо сказано: "Небеса эти - Господу, а землю отдал Он людям" (Пс. 115, 1.). А сказанное в Торе*: "И сошел Господь на гору Синай" - следует понять так, что Он пребывал над вершиной этой горы" (Сук. V). Но мудрецы утверждали, что Шехина пребывает всюду, и вся земля преисполнена Ею, и что "человек, который идет высоко подняв голову, как бы отталкивает стопы Шехины" (Бр. XLIII). После падения Храма пребывает Шехина в синагогах, Домах Учения* и Судах. Грехи и преступления приводят к тому, что Шехина удаляется и возносится, а благие деяния возвращают Ее на землю. Но "удаление Шехины" не изменяет Ее сущности, ибо всегда вся земля преисполнена Ею, перемена же происходит в Ее наблюдении за людьми и влиянии на них, ибо проявление Шехины может выражаться двояко - открыто или "со скрытым ликом".

Шеэрит Исраэль

Шеэрит Исраэль (Остаток Израиля)

Дословно: оставшиеся из Израиля. Так называются евреи, живущие в странах диаспоры, а также те, кто останутся в живых в странах диаспоры в далеком будущем, после всех преследований и избиений. И сказано в книге Иер. (XXXI, .): "...спаси, Господи, народ Твой, остаток Израиля".

Шмита

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шмонэ-эсрей

Шмонэ-эсрей - см. Восемнадцать благословений.

Шофар

Шофар (Трубный рог)

О ниспослании Торы* сказано: "И вот на третий день, когда настало утро, были громы, и молнии, и облако густое на горе, и трубный звук очень сильный, и вздрогнул весь народ, который в стане [...] И звук трубный все усиливался..." (Исх. XIX, 1.-19).

Ш. служил также для созыва народа и для устрашения врага: Иегошуа бин Нун, а также Гид'он и его войско трубили в Ш. перед сражением. Трубят в Ш. в праздничные дни; трубили в день, когда Давид переносил Ковчег Завета: "...и Давид, и весь народ Израиля возносят Ковчег Господень празднично и под звуки шофара" (I Сам. VI, 15). Трубили при воцарении потомков Давида, царей Иудеи: "И протрубили в шофар, и воскликнул весь народ: Да живет царь Шломо!" (I Ц. I, 39). Трубят в Рош ха-Шана*, названный "День Трубления". В Йом Кипур* юбилейного года* тоже трубили в Ш., как сказано: "Тогда огласи трубным звуком в седьмой месяц, в десятый день месяца, в День Искупления огласите Ш. по всей земле вашей" (Лев. XXV, 9).

Сказано в Мишне*: "Ш. Рош ха-Шана - бараний рог, простой, а мундштук (конец) его покрыт золотом [храмовый шофар]".

Шофет

Шофет - см. Даян

Шут

Шут (Бадхан)

Человек, развлекающий и веселящий других; так называют свадебного шута, призванного развлекать жениха и невесту. Уже во времена составления Талмуда упоминаются "бадханы", изгонявшие печаль и веселившие сердца ради мицвы, как те двое, о которых сказал Элиягу, что они достойны будущего мира. Когда спросил их р. Брока Хозаа: "Что вы делаете?", ответили ему: "Мы бадханы и веселим людей".

В Средние века профессиональные певцы и шуты (среди них и женщины) странствовали из города в город и развлекали приглашенных на свадьбы и пиры смешными историями, сопровождая их куплетами и напевами. Раввины и ученые косо смотрели на бадханов из-за их легкомысленного поведения. Рав Хаим ха-Ле-ви, автор "Турей загав", порицает пиршества богачей и особенно приглашение профессиональных бадханов.

С течением времени изменились и Ш., и содержание их куплетов. Они стали исполнять еврейские народные песни; складывали куплеты в алфавитном порядке и вставляли в них имена жениха, невесты и приглашенных. Канву для своих прибауток и песенок бадханы черпали из раввинской и талмудической литературы. Афоризмы из Талмуда и изречения мудрецов становились привычными языковыми штампами в куплетах и усваивались простым людом.

Предыдущая страница Следующая страница