Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Энциклопедия иудаизма
Статьи на букву "Ч"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

Четыре бокала

Четыре бокала (Арба косот)

Благословенной памяти мудрецы наши заповедали нам выпивать Ч.Б. вина ночью, за Пасхальным Сейдером*. С чем связан этот обычай? Р. Иоханан от имени р. Беная говорит, что эти Ч.Б. символизируют четыре акта спасения, упомянутые в Торе: "Посему скажи сынам Израилевым: Я Господь, Я ВЫВЕДУ вас из-под тягостей Египта и ИЗБАВЛЮ вас от рабства, и СПАСУ вас десницею простертой и казнями великими. И ВОЗЬМУ вас Себе в народ..." (Исх. VI, .-7).

Р. Иегошуа бен Леви говорит: эти четыре бокала напоминают чаши фараона (слово "чаша" упомянуто в снах, которые толковал Иосеф, четыре раза): "И ЧАША фараона в руке моей; и выжал их в ЧАШУ фараона; и дал я ЧАШУ в руку фараона. [...] и дашь ЧАШУ фараона в руку его" (Быт. XLI, 11,13).

Р. Леви говорит: в память о четырех царствах, владевших нами: Вавилон, Мидия, Греция и "Эдом" (= Рим). Другие говорят: в память чаш несчастий, которыми Всесвятой, благословен Он, напоит народы мира. И напротив, Господь напоит Израиль четырьмя чашами утешения (ТИ, Псах. X).

Весь народ Израиля, мужчины и женщины, обязаны в пасхальную ночь выпить по Ч.Б. вина. И даже бедняк, живущий на пожертвования, не убавит от Ч.Б.

Четыре вида

Четыре вида (Лулав)

(Арбаа миним, Лулав)

"И возьмите себе в первый день плод дерева гадар, ветви пальмовые и ветви дерева авот и арвей нахаль, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней" (Лев. XXIII, 40).

Принято вставать рано в первый день Суккот* и произнести два благословения над этими Ч.В. растений: благословение над лулавом и благословение "Ше-гёхэяну". То же делает каждый еврей остальные дни Суккот (кроме благословения "Ше-гёхэяну", произносимого только в первый день). О Ч. В., упомянутых в Торе, толкуют мудрецы: плод дерева гадар - это этрог; ветви пальмовые - это лулав; дерево авот - это гадас (мирт); арвей нахаль - это речные вербы.

Исполняя ту или иную заповедь, еврей старается придать этому акту как можно больше красоты. "Укрась себя заповедями пред Ним", - говорили хазал*. Это особенно ярко проявляется в заповеди о Ч. В., ибо еще в Торе сказано: "плод дерева гадар" ("гадар" означает: великолепие). Существует мнение, что так как остальные три вида упомянуты в этом же стихе, то великолепие, связанное с этрогом, относится и к этим трем.

Хазал видели некий символ в этой заповеди. "Плод дерева гадар" (этрог) - это народ Израиля. У этрога есть вкус и запах, так и в народе Израиля есть люди, соединяющие в себе знание Торы с добрыми делами. "Ветви пальмовые" - это Израиль. У финиковой пальмы есть вкус, но нет запаха, так и в Израиле есть люди, у которых есть знание Торы, но нет у них добрых дел. "И ветвь дерева авот" (мирт-гадас) - это Израиль. Нет вкуса в Гадасе, но есть у него запах, так и в Израиле есть люди, совершающие добрые дела, но нет у них знания Торы. "И арвей нахаль" - это Израиль. Нет в этой вербе вкуса и нет у нее запаха, так и Израиль: есть среди них люди, у которых нет ни Торы, ни добрых дел.

А Всесвятой, благословен Он, что Он делает? Истребить (этих сынов Израилевых) нельзя. Посему сказал Всесвятой, благословен Он: да будут связаны они все вместе (как Ч. В.) и искупают друг друга.

Четыре вопроса

Четыре вопроса, или "Чем отличается..."

(Арба кушйот)

Ч. В., которые задает сын отцу во время Пасхального сейдера* - об особых обычаях, принятых в этот вечер. В трактате Псахим приводится версия Ч.В., отличная от той, которой пользуются в наше время. И вот эта версия: "Чем отличается эта ночь от всех ночей? 1) Во все ночи мы едим хамец (квасное) и мацу*, а в эту ночь - только мацу. 2) Во все ночи мы едим просто овощи, а в эту ночь - "марор" (горькие травы и коренья). 3) Во все ночи мы едим мясо жареное или сваренное в воде, а в эту ночь - только жареное. 4) Во все ночи мы не обмакиваем ни одного раза, а в эту ночь - дважды".

Ч.В., составленные после разрушения Храма, находятся уже в молитвеннике рава Амрама Гаона. В этом изложении вместо вопроса о жареном мясе спрашивается о форме застолья. Во времена Храма такой вопрос был неуместен, ибо в течение всего года, а не только в пасхальную ночь, было принято застолье с возлежанием, а после разрушения Храма неуместным стал вопрос о жареном мясе, ибо отменена пасхальная жертва.

Чтение Торы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чтение Шма

Чтение Шма (Криат "Шма")

Дословно: "Слушай!"

"Шма" - наименование трех мест Торы*, которые каждый еврей обязан читать в утренней (Шахарит*) и в вечерней (Маарив*) молитвах перед произнесением "Шмонэ эсрэй". Вот они: "Шма, Исраэль" - "СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ!" (Втор. VI, 4,9); "И будет, если послушаетесь заповедей..." (Втор. XI, 13) и "И сказал Господь..." - о кистях на одежде (Чис. XV, 37-41). И по первому слову первого отрывка названы все они "Шма". Мицва* читать два из них ("Шма" и "И будет, если послушаетесь заповедей...") исходит из Торы. Одно из строгих постановлений, которые ввели Мужи Великого Собрания*, было: обязать весь народ ежедневно читать некоторые из глав Торы. Поэтому в Храме читали "десять заповедей" и три текста "Шма", упомянутые выше. "И даже в границах [по всей стране] желали [жители] читать десять заповедей, но отменили это из-за [неправильного] толкования отступниками" (Брахот XII), ибо те говорили, что только десять заповедей, и не более, составляют все мицвот Торы. Поэтому мудрецы предпочли чтение текстов, в которых говорится о духе Торы и о выполнении мицвот вообще, или конкретно об одной мицве, предписывающей носить кисти на одежде, так как в этом случае никому не придет в голову сказать, что эта мицва - единственная в Торе.

Чудеса

Чудеса (Нисим)

Удивительные события или явления, знамения Создателя, не похожие на обычные явления природы; результат действия Высшей Силы, которая не связана законами природы. В Талмуде* многочисленны сказания о Ч., которые произошли с праотцами и другими людьми, упомянутыми в Библии: Йохевед родила в возрасте ста тридцати лет (ББ. 120); десять Ч. совершил Господь нашим предкам в Египте и десять Ч. - на море. Десять Ч. совершены были предкам нашим в Храме* (Авот V,4).

Когда пророчество прекратилось в Израиле, исчезли также и явные Ч. "Сказал р. Аси: почему уподоблена Эстер заре? Точно, как заря - конец всякой ночи, так и Эстер - конец всех Ч." (Иома XXIX). Да и само Ч. с Эстер совершилось естественным порядком. И возвращение Израиля из вавилонского плена во времена Эзры*, и победа Хасмонеев были Ч., произошедшими в виде естественных явлений.

Предыдущая страница Следующая страница