Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Православие. Словарь-справочник.
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

Макарий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Макарий Великий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Македоний

Македоний - константинопольский епископ, полуарианин (см. Арианство). Его последователи называются македонянами, а также духоборцами. В 360 г. Македоний был низложен с константинопольской кафедры арианскими епископами Евдокием и Акакием, воспользовавшимися нерасположением к нему императора Констанция за его жестокость. Македоний учил, что Сын подобен Богу Отцу и что Святой Дух не имеет участия в Божестве Отца и Сына. Учение Македония было осуждено II Вселенским Собором.

Максим Грек

Максим Грек (ок. 1475-1556) - преподобный. Церковный писатель, публицист, филолог, переводчик. В 1518 г. приехал из Ватопедского монастыря на Афоне в Русское государство. Автор множества проповедей, переводов, богословских трудов, статей по филологии.

♥ Память 21 января (3 февраля).

Максим Исповедник

Максим Исповедник (582-662) - преподобный, один из отцов Церкви, богослов и борец с ересями. Принял пострижение в 613 г.; до этого был секретарем императора Ираклия. Выступал против ереси монофелитов; за исповедание Православия был сослан в 659 г. на Кавказ, где и скончался. В антиеретических трудах Максима Исповедника получает дальнейшее развитие понятие «ипостасного единства» и излагается учение о гармоническом единстве двух воль Иисуса Христа - божественной и человеческой - без слияния их в единый акт. Ему принадлежат также «Мистагогия» - капитальное сочинение, посвященное символическому истолкованию литургии, и комментарии на сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту.

♥ Память 21 января (3 февраля).

Малая Агиасма

См. Агиасма.

Малое Повечерие

См. Богослужение.

Малое Славословие

См. Славословие Малое.

Малые Покровцы

См. Покровы.

Маммона

Маммона (арам. «богатство») - имение, богатство, блага земные. В Новом Завете верующие предостерегаются от служения маммоне (см. Мф. 6, 24; Лк. 16, 13).

Мандорла

Мандорла (итал. «миндалина») - в христианской иконографии миндалевидное сияние, среди которого изображаются Христос и Богоматерь, когда нужно представить их во славе. Является символом Божественного света.

Мантия

Мантия (Палий) - длинная до пят одежда в виде плаща, без рукавов. Застегивается в двух местах - у ворота и у подола, надевается поверх подрясника или рясы. Мантия фиолетового цвета - принадлежность облачения архиерея и архимандрита. Мантия черного цвета - верхнее облачение монахов малой и великой схимы. В чинопоследовании пострига мантия называется одеждой нетления и чистоты. Возникла как монашеское одеяние в IV-V вв. Впоследствии, когда установилась практика избирать архиереев из монашествующего духовенства, мантия стала также архиерейским облачением. Архиерейская мантия - внебогослужебная одежда епископа во время торжественных процессий и при входе в храм. (В храме она снимается, т.к. архиерей облачается в богослужебные одежды.) По покрою она подобна монашеской мантии, но просторнее и длиннее ее. Спереди архиерейской мантии, вверху у плеч и внизу у подола, нашиваются четырехугольные платы с отделкой по краям и с изображениями крестов или Серафимов. Эти платы называются скрижалями и знаменуют собой Ветхий и Новый Заветы, откуда епископ должен черпать мудрость в поучении народа Божия. Учительную благодать епископства символизируют длинные нашивные ленты («источники» или «струи»), огибающие мантию в три ряда (по две ленты в каждом).

Мария Египетская

Мария Египетская (сер. V - нач. VI вв.)

преподобная. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она вместе с паломниками направилась в храм Воскресения Христова. Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него.

Тут поняла она, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту. Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией Матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она беспрепятственно вошла в храм. Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала сердце свое чистым храмом Святого Духа. Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, Промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с прп. Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз - идущей через реку Иордан, как по суше. Расставаясь с Зосимой, прп. Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил прп. Марию святых Таин. Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было приблизительно в 521 г.

♥ Память прп. Марии совершается 1 (14) апреля и в пятую Неделю (воскресенье) Великого поста.

См. Стояние Марии Египетской.

Марк

Марк (ум. 63) - святой евангелист, апостол из 70, епископ Александрийский. Ученик апостолов Петра и Павла, составил по рассказам апостола Петра Евангелие. Стал первым епископом в Александрии, принял мученическую смерть.

♥ Память 4 (17) января, 25 апреля (8 мая), 27 сентября (10 октября), 30 октября (12 ноября).

Мартиролог

Мартиролог (греч. «каталог свидетелей») - список мучеников с описанием обстоятельств их гибели. Стал основой церковного календаря.

Марфа и Мария

Марфа и Мария (I в.) - святые жены-мироносицы, сестры Лазаря Четверодневного. Различия в характерах этих сестер - практической Марфы и молитвенно-созерцательной Марии - символизируют собой различные типы жизнедеятельности как отдельных христиан, так и церковных общин.

♥ Память в Неделю святых жен-мироносиц.

Масленица, Седмица Сырная

Масленица, Седмица Сырная - неделя, предшествующая Великому посту; в это время по Уставу не разрешается употребление мяса (отсюда другое именование масленицы - мясопустная неделя), но разрешается употребление молочных продуктов (в том числе и масла), рыбы и яиц.

Матфей

Матфей - святой евангелист, один из 12 апостолов. Был первоначально мытарем (сборщиком податей), призван Иисусом Христом в число апостолов. По свидетельству древних историков, Матфей после вознесения Иисуса Христа 15 лет проповедовал иудеям в Иерусалиме, потом пошел возвещать Христову веру к персам и эфиопам. По преданию, св. Матфей принял мученическую смерть. Память его совершается 16 (29) ноября.

Матфий

Матфий (ум. ок. 63) - святой апостол, избран после вознесения Христа в число 12 на место Иуды Искариота. Память 30 июня (13 июля), 9 (22) августа.

Мафорий

Мафорий - верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Мафорий Богоматери - одна из важнейших реликвий, связанных с ее памятью; с 474 г. он находился во Влахернском храме Богоматери в Константинополе.

Междочасие

Междочасие - краткое церковное богослужение, положенное после третьего и шестого часов.

Мелхиседек

Мелхиседек (евр. «царь мира») - о нем говорится в книге Бытия, где он называется царем Салимским и священником Бога Всевышнего, благословившим Авраама после победы над союзом четырех царей (см. Быт. 14, 18-20). Мелхиседек вышел навстречу Аврааму и вынес ему хлеб и вино. Ветхозаветный прообраз новозаветного первосвященника Христа (...Ты священник вовек по чину Мелхиседека -Пс. 109, 4; ср. Евр. 5, 6; 7, 1-17). Жизнеописание Мелхиседека, история и истолкование его служения в канонических библейских книгах отсутствуют; различные предания о нем встречаются в иудейских и христианских апокрифах. Что касается Салима, в котором царствовал Мелхиседек, то большинство новейших исследователей отождествляют его с Иерусалимом, потому что так назывался Иерусалим.

Меряло

Меряло - в византийской и древнерусской иконописи один из атрибутов Архангела - тонкий жезл в его руке.

Мессия

Мессия (евр. «помазанник») - обещанный Ветхим Заветом Искупитель, Иисус Христос. Первоначально в иудейской традиции помазанниками Божиими назвались цари, т.к. они помазывались миром на царство. Затем под этим словом стали подразумевать ожидаемого Спасителя.

Местный ряд

Местный ряд - нижний ярус иконостаса, в котором размещены иконы с изображением Спасителя (справа от Царских врат) и Богородицы (слева от Царских врат), а также местная икона (вторая справа от Царских врат), с изображением святого или праздника, в память которых освящен престол. В местный ряд входят северная и южная двери в алтарь, а также иконы, посвященные праздникам и святым, особо чтимым в данной местности.

Местоблюститель Патриаршего Престола

Местоблюститель Патриаршего Престола - в Русской Православной Церкви один из постоянных членов Священного Синода, избранный им для временного исполнения должности патриарха в случае его кончины или иной серьезной причины, не позволяющей ему исполнять свои служебные обязанности.

Месяцеслов

Месяцеслов - церковный календарь с указанием праздников и дней памяти святых, может также содержать необходимые богослужебные указания. Месяцеслов содержится в Служебнике и Типиконе.

См. Агиография.

см. Святцы

Мефодий

См. Кирилл и Мефодий.

Минеи

См. Агиография.

Минеи-Четьи

Минеи-Четьи (Четьи-Минеи)

(от греч. «ежемесячные» и слав. «чтения»)

сборники житий святых, изложенных в порядке празднования их памяти по православному церковному календарю, на все дни года; предназначались для домашнего чтения. Первые Минеи-Четьи известны с XII в. Наибольшей популярностью на Руси пользовались Великие Минеи-Четьи свт. Макария и Минеи-Четьи свт. Димитрия Ростовского (ок. 1700 г.).

См. Агиография.

Минея

Минея (греч. «месячник») - богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий неподвижного годового богослужебного круга. Различаются Минея Месячная, Минея Праздничная и Минея Общая.

См. Богослужебные книги.

Минея месячная содержит службы святых и праздников (расположенные в соответствии с месяцесловом) одного из двенадцати месяцев.

Минея общая содержит службы, посвященные определенному типу святых (например, мученику, святителю и т.п.), и используется, когда совершается богослужение в память святого, отдельной службы которому нет. Минея праздничная содержит службы наиболее важных праздников: двунадесятых и некоторых других.

Мирница

Мирница - сосуд для хранения святого мира. Мирница может находиться на престоле, но если в храме несколько приделов, то дароносицы и сосуды с миром устанавливаются обычно не на главном престоле, а на одном из боковых.

Миро

Миро - благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ, освященное в Великий Четверг на литургии. Приготовление и освящение мира совершает глава Поместной Православной Церкви (в Русской Православной Церкви - Патриарх Московский и всея Руси) один раз в четыре года. Мироварение - священнодействие, которое совершают в мироваренной палате при непрерывном чтении Евангелия. В состав мира специально подбирают масло, вино, благовонные травы и ароматические вещества. Вне Таинства Миропомазания миро употребляется в исключительных случаях (главным образом при освящении храма, когда миром помазуется престол, на котором будет совершаться Таинство Евхаристии, а также стены храма).

Миропомазание

Таинство Православной Церкви. При совершении Миропомазания человек освящается Святым Духом и становится членом Православной Церкви. Совершается священником или архиереем через помазание миром лба, глаз, ноздрей, рта, ушей, груди, ладоней и ступней с произнесением слов «Печать дара Духа Святого. Аминь».

В Православной Церкви принято совершать Миропомазание непосредственно после Крещения. Совершается единственный раз в жизни. В Византии и России миропомазание совершалось второй раз исключительно над монархами при возведении на царствование.

Миряне

Миряне - рядовые верующие в противоположность к монахам и лицам, имеющим священный сан.

Митра

Митра (греч. «повязка, носимая на голове») - богато украшенный золотым шитьем, бисером, драгоценными камнями и иконами головной убор сферической формы.

В центре и по бокам митры помещаются 4 миниатюрные иконы Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, какого-либо святого или праздника, а наверху малая икона Троицы, образ Серафима или миниатюрный крест. Митра - принадлежность богослужебного облачения архиереев, архимандритов, а также священников, которым право ношения митры дается в качестве награды. Митра священника увенчивается иконой, митра архиерея - крестом.

Митрополит

Митрополит (греч. «человек столичный») - первоначально архиерей, глава митрополии - крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту.

Т.к. церковно-административные деления совпадали с государственными, кафедры митрополитов располагались в столицах стран, которые охватывали их митрополии. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской Православной Церкви титул «митрополит» является почетным званием, следующим после титула «архиепископ». Отличительной частью облачения митрополита является белый клобук.

См. Епископ, Священнослужители.

Митрополия

См. Каноническая территория.

Михаил

Михаил (ум. 992) - святитель, первый митрополит Киевский. Пришел в Киев из Царьграда (Константинополя) в 988 г. вместе с принявшим христианство князем Владимиром.

♥ Память 30 сентября (13 октября).

Моисей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Молебен

Молебен - особое богослужение, при котором верующие просят Господа и святых Его о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний. Некоторые молебны принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время, обычно они соединяются с чином малого освящения воды. Другие совершаются по просьбе отдельных лиц или в бедственных случаях (война, засуха, болезнь). Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов - на поле и т.д. В чин молебна входят 50-й псалом, тропари, чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был обращен молебен.

Чинопоследование молебна содержится в Требнике. Иногда к молебну прибавляется пение акафиста Спасителю, Богородице или святым.

Молитва Господня

Молитва Господня - молитва «Отче наш» (см. Мф. 6, 9-13; Лк. 11, 2-4), которую Иисус Христос дал Своим ученикам: «Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго». Молитва Господня вошла в широкое богослужебное употребление.

Молитва Ефрема Сирина

Молитва Ефрема Сирина - покаянная молитва, составленная в IV в. прп. Ефремом Сирином (сирийцем): «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Читается на богослужениях Великого поста.

Молитва Иисусова

Молитва Иисусова - краткая молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Молитвенное правило

Статья большая, находится на отдельной странице.

Молитвослов

Молитвослов - книга, содержащая утренние и вечерние молитвы, правило ко Святому Причащению, благодарственные молитвы по Святом Причащении. Может содержать молитвы из богослужений, покаянный канон, акафисты и каноны Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и др.

Монастырь

Монастырь (греч. «жилище монахов»)

1. Община монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри называются ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри называются лаврами. Около монастырей в более пустынном месте часто устраивались скиты для монахов, стремящихся к большему уединению. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Киево-Печерский, появился в XI в.

2. Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов.

Монах

Монах (греч. «один») - христианин, отказавшийся от жизни в миру и посвятивший себя Богу через принятие определенных обетов, которые сводятся к трем основным: послушанию, нестяжанию и целомудрию. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу. В православной традиции монашеское отречение от мира - не следствие гнушания миром Божиим и радостями жизни, а стремление освободиться от страстей и грехов. Цель жизни инока - возвращение к состоянию ангельской чистоты и непорочности, изначально свойственных первым людям; преображение своей человеческой природы, поврежденной грехом; сосредоточенная молитва за мир и духовное врачевание мирских недугов с помощью благодатной силы, получаемой от Бога. Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принимаемыми обетами: рясофорный монах (греч. «носящий рясу») - подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы - принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы, или ангельского образа (схимонах) - принимает обет отречения от мира и всего мирского. Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником.

Монашество

Монашество - возникло в III в. в Египте и в Палестине. Первоначально монахами были удалившиеся в пустыни отшельники. Постепенно число пустынников возросло, многие отшельники получили известность. Люди стали искать с ними встреч. Многие из тех, кто тоже собирался встать на путь монашества, поселялись рядом с опытными пустынножителями, и так возникали малые монашеские общины - скиты. Устроителем этой формы проживания монахов считается прп. Макарий Египетский (ок. 301 - ок. 391). В IV в. св. Пахомием Великим были организованы первые общежительные монастыри, и затем общежительное монашество распространилось по всему христианскому миру. К IV в. относятся и первые известия о женских монастырях. Монашество IV-V вв. было трех видов - общежительное (когда монахи жили совместно), пустынножительное (когда монахи жили отдельно) и полуотшельническое (когда монахи жили группами по два-три человека). На христианском Западе распространению монашества способствовал прп. Венедикт (Бенедикт) Нурсийский (ум. 543) - основатель монастыря на горе Монте-Кассино под Неаполем (Италия) и автор устава, ставшего в IX-XI вв. общим для западных монастырей. В X в. монашество из Византии пришло в Болгарию и Сербию, а в XI в. - на Русь. На Руси основным типом монашес-кого жития стало общежитие (См. Киновия). Основателями русского монашества считаются прпп. Антоний и Феодосий Печерские, основавшие в XI в. Киево-Печерский монастырь.

Мощевик

Мощевик - ковчежец, в который полагаются мощи святых.

Мощи Святых

Мощи Святых - тела святых подвижников, зачастую нетленные и порой источающие миро. Начало почитания мощей как святыни относится к первым временам христианства. Смысл почитания мощей заключается в учении Священного Писания об участии христианских тел, как храмов Святого Духа, вместе с душами в бессмертии. Почитании мощей основывается на чудесах, совершавшихся от них. По учению Церкви мощи должны почитаться так же, как и иконы, но не должно воздавать им честь, приличную одному Богу, поскольку мы почитаем в них Божию силу. В первые века христианства в местах погребения святых христиане совершали богослужения. На Западе в 269 г. было постановлено, что литургия должна совершаться на мощах мучеников. Пятый Карфагенский Собор определил, что ни один храм не может строиться иначе, как на мощах мучеников. Частицы мощей обязательно полагают в основание алтарей, а также зашивают в антиминсы, на которых совершается литургия.

Мученик

Мученик (греч. «свидетель») - тот, кто засвидетельствовал свою веру в Господа Иисуса Христа своей кровью. Это слово встречается уже в Новом Завете (см. Деян. 7, 55- 60; 22, 20; Откр. 6, 9; 17, 6).

См. Чины святости.

Мученичен

Мученичен - тропарь, прославляющий какого-либо мученика.

Мытарства

1. Занятие мытарей.

2. Обличение грехов, истязание душ в загробном мире, после оставления ими тела, еще до суда Божия.

Мытарь

Мытарь - сборщик мыта (налога, подати). Из- за воровства и притеснений мытари возбуждали общую ненависть у населения Палестины. Слова «мытарь» и «грешник» у древних евреев отождествлялись. Однако многие из мытарей не оставались глухи к Христовой проповеди. Один из мытарей был в числе апостолов (см. Мф. 10, 3; Лк. 5, 27).

Мясоед

Мясоед - период времени между постами, когда употребляется мясная пища.

Мясопустная неделя

Мясопустная неделя - предпоследнее воскресенье перед Великим постом и последующая неделя, в которые по Уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресенье вспоминается грядущий Страшный суд.

Предыдущая страница Следующая страница