Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Буддизм
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т"

ТАВАТИМСА

Таватимса - см. Космология буддизма

ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ ТЭНДАЙ - СЮ

ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ ТЭНДАЙ - СЮ (яп.- таймицу) - эзотерич. доктрины, сложившиеся в рамках догматики школы Тэндай-сю, что отражало стремление ее идеологов к синтезу разл. течений буддизма для придания учению школы универсального характера. Шакьямуни, гл. будда Тэндай, уравнивался с Махавайрочаной, главным буддой эзотерич. учения Сингон-сю. Лотосовая сутра, осн. канонич. текст школы Тэндай, была объявлена эзотерической, заключающей в себе теоретич. принципы «тайного учения», в то время как сутры, на к-рые опиралась школа Сингон-сю, расценивались в качестве практич. руководства для адептов. Собственно Т. у. Т.-с. считалось учение об «одной колеснице», ведущей к просветлению. Со временем в Т. у. Т.-с. оформилось 3 направления, разделившихся на 13 течений. А. Н. Игнатович

ТАКУАН СОХО

Такуан сохо (1573-1645) - яп. монах школы Риндзай-сю. Принял монашество только в возрасте 32 лет. Был настоятелем храмов Нансюдзи (в Сакаи) и Дайтокудзи, одновременно являясь духов. наставником многих феодалов. Автор многочисл. сочинений на разг. яп. языке, где в попул. форме он объясняет правила поведения в повседнев. жизни и трактует их с позиции дзэн. В соч. «Тайные записки о неподвижной мудрости» («Фудоти симмё-року») Т. дал обоснование принципов поведения для мастера фехтования с позиций дзэнской философии. - А. М. Кабанов

ТАНКА, ТХАНГКА, КУТХАНГ

ТАНКА, тхангка, кутханг (тиб., букв. «свиток») - в тиб. изобразительном искусстве - изображение, преимуществ. религ. содержания, выполненное клеевыми красками или отпечатанное на шелке или хлопчатобумажной ткани, предварит. загрунтованной смесью из мела и животного клея. По форме Т. восходят к инд. ритуальным изображениям на холсте и тяготеют к квадрату, двойному квадрату, прямоугольнику; зарисованная поверхность называется - «зеркало» (тиб. мелонг). Т. создавалась или в строгом соответствии с иконографич. текстом и в этом случае предназначалась для медитации, или на основе житийных сочинений, а также в результате визионерской практики; использовалась в религ. процессиях, в храмовых интерьерах, в домашнем алтаре. Объекты изображения на Т.- Будда Шакьямуни, иерархи будд. церкви, персонажи пантеона, житийные циклы, сюжеты бардо. Известны сл. типы Т.: 1) цхокшинг (тиб., букв. «собрание-поле») - изображение персонажей пантеона в виде кроны космич. дерева, к-рое прорастает через все три мира (прошлый, настоящий, будущий). Известны цхокшинги Будды Шакьямуни, Цзонхавы, Падмасамбхавы; 2) «колеса жизни» с изображением шести миров будд. Вселенной: мира богов, мира людей, мира асуров, мира духов, мира животных, ада; 3) мандала. - символич. изображение Вселенной; 4) персонажей опред. тантрических циклов. Е. Д. Огнева

ТАНТРА

Тантра (санскр., дословно «непрерывность», «поток (психики)») - 1. Одно из названий ваджраяны: 2. Базовые тексты ваджраяны, к-рые наряду с сутрами считаются словом Будды, напр. Калачакра-тантра, Гухьясамаджа-тантра и др. В тиб. будд. канон входит 2606 текстов, причисляемых к разделу Т. Обычно их разделяют на 4 класса: 1) Крия-Т., или «Т. действия» - руководства, ориентированные на внешние ритуальные действия; 2) Чарья-Т., или «Т. исполнения», включают в равной степени внеш. ритуальные действия и йогич. медитацию; 3) Йога-Т., как и следует из их названия, направлены преимущественно на йогич. медитацию и 4) Ануттара-йога-Т., или Т. наивысшей йоги, подразделяемые далее на «отцовские» и «материнские» Т. Первые в практике соединения «метода сострадания» и «мудрости относительности» отдают предпочтение «методу», а вторые - «мудрости». Учение Т. представляет собой приближенное к культовой практике развитие положений традиц. будд. философии йогачара-мадхьямики. - А. А. Терентьев

ТАНТРИЗМ

Тантризм - см. Ваджраяна

ТАПАС

Тапас (санскр.), тапа (пали) - аскетизм, к-рый какое-то время практиковал Будда во время поисков просветления, а затем отверг как бесполезный. - Н. А. Канаева

ТАРА

Тара (санскр., тиб. Долма, монг. Дара) - досл. «спасительница», наиб. популярный женский образ в пантеоне будд. мифологии, проходящий по нескольким его разрядам сразу - как бодхисаттва, как праджня, как идам. В хинаяне она неизвестна вообще, в махаяне - мало, в ваджраяне ее образ получил сильное развитие. Известна 21 форма Т. В Непале, Тибете, Монголии, Бурятии. Калмыкии особо почитаемы 2 ее спокойные формы - Белая Т. (санскр. Ситатара, монг. Цагаан-Дара-ехе) и Зеленая Т. (санскр. Сьяматара монг. Ногоон-Дара-ехе), в отличие от прочих - гневных форм. Образ Т. впервые появляется в текстах пер. пол. 1 тыс. Имеется несколько мифов о ее происхождении: из слезы Авалокитешвары; из погрузившейся в созерцание принцессы, давшей будде Амогхасиддхи клятву спасать все живые существа от мук сансары. Т. выступает в пантеоне как праджня (женское проявление) Авалокитешвары и Амогхасиддхи. Ее земными воплощениями считались жены тиб. царя Сронцзангамбо, императрица России Екатерина II (бур. ламы объявили ее воплощением Белой Т.), жена восьмого богдо-гэгэна Монголии и др. - Н.Л. Жуковская

ТАРАНАТХА, ДАРАНАТА ГУНГА НЬИНБО

ТАРАНАТХА, Дараната Гунга Ньинбо (1575-1634) -тиб. историк, крупный религ. деятель, знаток санскрита; восстанавливал и собирал памятники истории Тибета. Его переводы санскр. грамматич. сочинений вошли в состав тибетского канона; он является также автором историч. сочинений, более известен как автор «Истории Индии»(1608); последний крупный представитель школы чжонангпа, репрессированной вскоре школой гелугпа. Е. Д. Огнева

ТАТХAГAТA

Татхaгaтa (санскр., дословно «так ушедший, так пришедший» ) - титул, к-рый в инд. религиях наряду с термином будда (буддха) - «просветленный» применялся к лицам, достигшим освобождения (нирвана, мокша) (см. Панча-татхагата). - А. А. Терентьев

ТАТХАТА

Татхата (санскр., букв. «таковость») - термин, используемый школой йогачара для обозначения подлинной и необусловленной природы всех вещей, т. е. абсолютной реальности; синоним термина «шунья» в философии мадхьямиков. Т.. - это то, что содержится в каждой вещи, но что никак нельзя познать, определить и выразить. - Н. А. Канаева

ТАШИЛХУНПО, ДАШИЛХУНБО

ТАШИЛХУНПО, Дашилхунбо (тиб.) - монастырь школы гелугпа в Зап. Тибете. Его основал в 1447 Гедундуб (1391-1475), племянник и ученик Цзонхавы. До сер. 20 в.- резиденция панчхен - ламы, к-рый одновр. являлся и настоятелем монастыря. Гл. святыни -- огромная статуя Будды, по преданию, отлитая во времена Гедундуба, и ступы-усыпальницы (чортен) 5 предшествовавших панчхен-лам. Богословский фак-т монастыря славился традициями изучения логики. В наст. вр. в монастыре около 600 монахов, ежегодно число паломников, в т. ч. и из др. стран,- ок. 200 000 человек. Е. Д. Огнева

ТЕРМЕЗ

Термез - адм. центр Сурхан-дарьинской обл. на юге Узбекистана, в 10 км к западу от к-рого находится городище Старого Термеза - остатки города, разрушенного в 1220 монголами Чингисхана. Старый Термез переживал расцвет в кушанский период (1-4 вв. н. э.). Именно к этому времени относятся как упоминание его под названием «Тармита» в одной будд. рукописи в Тибете, так и открытые сов. археологами на территории городища 4 монументальных памятника буддизма: будд. культовый центр на холме Кара-тепе и 3 загородных будд. постройки, расположенные по дуге, к северу и востоку от древнего города - монастырь на холме Фаяз-тепе, подвальное помещение какого-то разрушенного будд. здания и руины ступы («башня Зурмала»). Будд. памятники Старого Термеза были покинуты (или разрушены) в кон. 4 в. во время завоевания этих мест Сасанидским Ираном. Какая-то часть Кара- и Фаяз-тепе сохраняла свои культовые функции, вероятно, и в 5 в., когда, возможно, они были частично обновлены. Будд. культовый центр на Кара-тепе охватывал не менее 20 комплексов, каждый из к-рых состоял из пещерных и наземных храмов, святилищ, монаш. келий, внутр. храмовых дворов и вспомогат. помещений, располагавшихся в два яруса и связанных переходами и лестницами. Во дворах находились ступы разных типов. В ходе раскопок найдены глиняные, ганчевые (гипсовые) и каменные скульптуры, многоцв. и моно-хромные стенные росписи с изображениями Будды, др. будд. персонажей, донаторов и т. п., а также керамич. сосуды с дарственными надписями и надписями о их принадлежности отдельным монахам. Надписи выполнены инд. алфавитами кхароштхи и брахми и местным кушанским письмом и содержат, в частн., названия трех вихар (возможно, разных будд. комплексов Кара-тепе) - «вихара государя», «вихара сына Гондофара», «вихара-прибежище», имена дарителей и монахов, школы махасангхиков и т. п. Монастырь на Фаяз-тепе сооружен по единому плану, видимо, единовременно. Это - постройка длиною до 100 м, состоящая из 3 частей, каждая с внутр. двором, каре помещений и ступой. На Фаяз-тепе также найдены глиняные и гипсовые будд. скульптуры, великолепный каменный рельеф с изображением Будды с двумя монахами по сторонам, многоцв. монументальная живопись, изображающая Будду, монахов и донаторов. Найдены здесь и обломки керамич. сосудов с инд. надписями, в к-рых, в частн., содержатся название этого монастыря, окончательно еще не определенное, и школы махасангхиков. Среди находок в подвальном помещении несохранивщегося будд. загородного комплекса найдены надписи того же вида, что и на Кара- и Фаяз-тепе. «Башня Зурмала» - это огромная ступа с прямоуг. основанием, на к-ром был водружен цилиндрич. монолит, увенчанный куполом. - Б. Я. Ставиский

ТИБЕТСКАЯ "КНИГА МЕРТВЫХ"

Тибетская "книга мертвых" (тиб. «Бардо тодол» - букв. - «Освобождение благодаря слушанию в переходном состоянии») - цикл ритуальных текстов, к-рые лама читает умирающему человеку и рядом с умершим в ритуале похорон. Предполагается, что лама способен обращаться непосредственно к сознанию (виджняна) умирающего или уже умершего и т. обр. провести его через все фазы промежуточного состояния от момента остановки дыхания до нового воплощения. Эти тексты описывают видения, возникающие в сознании умирающего, дают их истолкование, являются наставлениями для умирающего, по ним проводятся ритуалы посвящения умершего для достижения им нового благоприятного воплощения. Авторство текстов приписывают Падмасамбхаве (8 в. н. э.), однако письменно их зафиксировал «открыватель сокрытых текстов» тибетец Карма Лингпа (сер. 14 в.). - А. А. Терентьев

ТИПИТАКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИРАЧАНА-ЙОНИ

Тирачана-йони - см. Космология буддизма.

ТОДАЙДЗИ

Тодайдзи - один из крупнейших и известнейших будд. храмов, построенных в Японии в раннее средневековье. В сер. 8 в. был фактич. гл. гос-венным храмом, хотя и принадлежал школе Кэгон-сю. В 752 в Т. была установлена огромная статуя будды Махавайрочаны, отлитая из сплава золота и меди, к-рая символизировала мощь буддизма как гос-венной идеологии. - А. Н. Игнатович

ТРАЙБХУМИКАТХА

Трайбхумикатха (тайск. «Повествование о трех мирах») - один из немногих будд. трактатов по космологии, космогонии и космографии. Автором трактата считается Литай, правитель Сукхотая в 1347-1376. Оригинал не сохранился, наиб. ранний из дошедших до нас манускриптов датирован 1778. В трактате описывается будд. картина бытия (тьакраван), состоящая из 31 уровня существования. В 1-м разделе книги перечисляются дурные поступки, ведущие к возрождению в аду, и дается описание ада. 2-й раздел посвящен происхождению живых существ, в том числе мифич. В 3-м рассказывается о существах, обреченных на страдания в будущих перерождениях, и даются советы, каким образом облегчить свою участь. Раздел 4-й о демонах - асурах. В 5-м излагаются представления о способах зачатия и рождения существ, перечисляются условия существования, на к-рые обречены люди в результате своей кармы, описываются условия жизни на 4 континентах, окружающих гору Меру, рассказывается о всемирном правителе - чакравартине. 6-й раздел повествует о мире богов; 7-й - о мире форм (рупалока); 8-й - о мире без форм (арупалока). В 9-м разделе описываются субстанции, лишенные сознания. В 10-м рассказывается о периодич. разрушении тьакравана огнем, водой и ветром и его последующем возрождении. Книга заканчивается рассуждениями о нирване и способах ее достижения. - В. И. Корнев

ТРАЙРУПЬЯ

Трайрупья (санскр.) - правило трехаспектности для среднего термина в выводе, в формулировке Дигнаги гласящее, что правильный средний термин должен: 1) быть распределен в полном объеме меньшего термина; 2) присутствовать во всех похожих случаях; 3) отсутствовать во всех непохожих случаях. Дхармакирти считал третье условие излишним. Правило Т. было одной из самых дискутируемых проблем в ср.-век. инд. логике. - Н. А. Канаева

ТРИ ИСТИНЫ

Три истины (кит. - саньди, яп. - сантай) - характеристики сущности всех вещей и явлений в догматике школ Тяньтай-цзун (Тэндай-сю), Нитирэн-сю и их ответвлений. Эта догматика включает три взаимосвязанные истины; 1) «истину о пустоте» (кит. - кунди, яп. - кутай), т. е. об отсутствии «собственной природы» у любой единичной сущности; 2) «истину об изменении» (кит. - хуади, яп. - кэтай), т. е. о том, что, несмотря на «пустоту», все вещи и явления характеризуются временной, относительной и условной реальностью (имеют «измененный» по отношению к «пустоте» вид); 3) «истину о середине» (кит. - чжунди, яп. - тютай), согласно к-рой все вещи и явления и не «пусты», и не условно-реальны - их истинная «природа» не может быть выражена в к.-л. знаковой форме и постигнута дискурсивным мышлением. В основу учения о Т. и. положена доктрина шуньявады об условной реальности всего единичного и относительности каких бы то ни было определений. - А. Н. Игнатович

"ТРИ СУТРЫ ОБ АМИДЕ"

"ТРИ СУТРЫ ОБ АМИДЕ" - канонич. тексты одного из ведущих направлений буддизма на Дальнем Востоке - амидаизма. 1) «Сутра о неисчислимой (по времени) жизни». В ней описывается «чистая земля»  и все перерождения будды Амиды. Объясняется путь достижения состояния будды посредством произнесения имени Амиды. 2) «Сутра об Амиде» подробно рассказывает о будде Амиде и его «чистой земле», а также утверждает, что каждый желающий возродиться в «чистой земле» должен совершать моления этому будде (кит. «няньфо»). 3) «Сутра о постижении (значения) неисчислимой (по времени) жизни». В этом тексте рассматриваются 16 видов медитации как средства возрождения в «чистой земле». В сутре подчеркивается, что даже самый греховный человек может обеспечить себе спасение, если будет повторять имя Амиды. А. Н. Игнатович

ТРИКАЯ

Трикая (санскр.) - 3 тела или 3 способа бытия Будды. В хинаяне их обозначают терминами: 1) рупакая-видимое всем физическое тело, состоящее из 4 элементов; 2) нирманакая - «приобретенное (или феноменальное) тело», к-рое Будда мог принимать по своему желанию с помощью йогической силы, чтобы появляться перед своими адептами. 2 эти «тела» не считались реальными буддами, реальным Буддой называли 3) дхармакая - «тело закона», или «космическое тело» Будды, к-рое хинаянисты понимали как сумму всех присущих Просветленному качеств. В махаяне концепция «трех тел» получает дальнейшую разработку, благодаря к-рой она была включена в учение о процессе спасения и заняла более важное место в будд.учении. В махаяне «тела» Будды обозначаются терминами: 1) нирманакая, 2) самбхогакая - «тело блаженства (или наслаждения)»; 3) дхармакая - «тело закона». Последователи «Большой колесницы» учили, что нирманакая - это Будда-человек (напр., Гаутама), в образе к-рого «тело блаженства» проявляется в эмпирич. мире, когда Будда решает спасти мир. Нек-рые школы определяют нирманакая как иллюзорное явление вечной реальности. Будд. мифология говорит о существовании множества будд, т. к. Будда якобы неоднократно воплощался на земле в разных странах, где исповедуется буддизм. Чтобы как-то объяснить эту множественность, мадхьямиками было изобретено понятие «свабхавикакая» - «сущностное тело» Будды, за к-рым скрывается совокупность всех присущих Будде качеств. Смысл понятия «свабхавикакая» во многом смыкается со смыслом понятия «дхармакая»; в нек-рых текстах между ними прямо ставится знак равенства. Самбхогакая в махаяне - это Будда-бог, отражение «космического тела» в мире форм. В этой ипостаси Будда являет свое великолепие бодхисаттвам, толкует им непонятные доктрины, но сам он еще подчинен закону причинности или иллюзии. Дхармакая также получает в махаяне более филос. звучание, ибо понимается как универсум, персонификация истины, вечный закон, нирвана и подлинно реальный Будда, осознающий свою идентичность с Абсолютом и единство со всеми существами. Этот способ бытия Будды лежит уже за пределами иллюзии. - Н. А. Канаева

ТРИЛАКШАНА

Трилакшана (санскр.), Тилаккхана (пали) - «три признака» буддизма, отличающие его от др. религий: признание непостоянства (анитья - санскр., аничча - пали) мира, несуществование вечной души (анатман - санскр., анатта - пали) и определение жизни как страдания (духкха - санскр., дуккха - пали). - Н. А. Канаева

ТРИПИТАКА

Трипитака - см. Типитака.

ТУБЯНСКИЙ МИХАИЛ ИЗРАИЛЕВИЧ

Тубянский Михаил Израилевич (1893-1943) -сов. востоковед, индолог и буддолог. Преподавал бенгальский язык, занимался проблемами будд.логики. С 1927 по 1936 работал в МНР сначала сотрудником полпредства СССР, затем (1930-1936) ученым секретарем Ученого комитета МНР. Награжден орденом Труда I степени МНР. Работая в Монголии, переводил «Ламрим чхенмо», главный труд Цзонхавы, составлял пятиязычный словарь основополагающих терминов будд. философии и логики. В 1937 был репрессирован, погиб в сталинских лагерях. Посмертно реабилитирован. Опубликовал более 20 работ по индологии и буддологии, рукописи нек-рых неопубликованных работ сохранились и архиве Санкт-Петербургского отделения Ин-та востоковедения РАН, и архиве АН Монголии. Е. Д. Огнева

ТУЛКУ, ТРУЛКУ, ТЮЛЬКЮ

ТУЛКУ, трулку, тюлькю (тиб., букв. «тело воплощения»), хутухта (монг.) -тиб. разновидность общей теории реинкарнации (перевоплощения); возникает в 14 в. в школе черношапочной кармапа; школа гелугпа возводит ее в ранг гос.доктрины. Появление концепции Т. обусловлено необходимостью сохранения преемственности власти, духовного авторитета ламы-учителя и собственности в будд. школах и принадлежащих им монастырях: различают реинкарнацию учителя - предшественника и учителя - обладателя высшего интеллекта. К сер. 18 в. наиб. полно разрабатывается ритуал поиска и отождествления перевоплощений далай-ламы; при этом учитывается указание государств. оракула из монастыря Нечунг и указание предыдущего далай-ламы, а также сверхъестеств. явления или чудеса, сопровождавшие рождение кандидата в новую реинкарнацию, узнавание им предметов, принадлежавших предшественнику; в сомнительных случаях прибегают к жребию. Е. Д. Огнева

ТУММО

Туммо (тиб.), чанда (санскр.) - первый путь достижения состояния просветления, описанный Наропой в трактате «Шаданга-йога»; предполагает, что, сосредоточиваясь на видении огня и связанных с ним ощущениях теплоты, созерцатель может достичь полного отождествления себя с огнем; практикуется йогами школы кагьюдпа. Овладевший Т. проходит испытания: водой, во время к-рого он должен в зимнюю стужу высушить жаром собственного тела мокрые простыни: снегом, когда уровень владения мастерством йоги оценивается кол-вом и радиусом растаявшего вокруг него снега. - Е. Д. Огнева

ТУЧЧИ (TUCCI) ДЖУЗЕППЕ

ТУЧЧИ (TUCCI) Джузеппе (1894 -1984) - выдающийся итал. ученый, исследователь истории религии и философии инд. субконтинента и Тибета, специалист по археологии Ирана и Гиндукуша. Гл. объект его исследований - буддизм в разл. его формах от Индии до Тибета, Цент. Азии и Дальнего Востока. Участвовал в экспедициях в Тибет (1929), Непал (1950- 1954), Пакистан (1955), Афганистан (1957) и др. С 1947 по 1978-президент Итал. Ин-та Ср. и Дальнего Востока, издатель ряда переодич. востоковедных изданий, в т. ч. «Восток и Запад» (1950-1984), основатель серии публикаций, включая издание «Seria Orientalia Roma». E. Д. Огнева

ТУШИТА

Тушита (санскр.), Тусита (пали) - см. Космология буддизма.

ТУЭ ЧУНГ

Туэ чунг (1230-1291) - вьет. буддист. Принадлежал к высшей вьетской знати, мирское имя - Чан Тунг. Он был верующим мирянином, одним из наиб. образованных буддистов в стране. В соответствии с традициями буддизма тхиен, он много размышлял. о «пустоте», постижение к-рой для Т. Ч. было неотделимо от обретения «мудрости» (праджня). Он также известен как учитель основателя школы Чук лам Чан Нян Тонга. - С. А. Благов

ТХАО ДЫОНГ

Тхао дыонг - вьет. будд. школа, основанная в 1069 кит. монахом Тхао Дыонгом (Цао Таном) из Чжецзяна. Из Китая он перебрался в Тямпу, к-рая в 1069 подверглась нападению армии вьетского государя Ли Тхань Тонга. В числе пленных Тхао Дыонг оказался в столице вьетского гос-ва Тханглонге, где вскоре привлек к себе внимание двора и основал новую школу буддизма тхиен. Она включала 5 «поколений» наставников и просуществовала до 1210. - С. А. Благов

ТХЕРАВАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТХИТЬ КУАНГ ДЫК

Тхить куанг дык (1890 - 1963) - вьет. монах. Род. в провинции Кханьхоа (Цент. Вьетнам), в возрасте 15 лет стал послушником, в 20 - принял постриг. В 1935 возглавил орг-цию буддистов родной провинции. В 1943 перебирается на юг Вьетнама, ведет проповеднич. деятельность в Сайгоне, провинциях Зядинь и Хатиен. В течение 3 лет жил в Пномпене, где проповедовал среди выходцев из Вьетнама, а также изучал палийский канон (см. Типитака). При его содействии было сооружено и реставрировано 14 пагод в Цент. Вьетнаме и 17 - в Южн. 11 июня 1963 в знак протеста против преследований буддистов режимом Нго Динь Зьема Т. К. Д. совершил самосожжение на одной из площадей Сайгона. Этот поступок 72-летнего монаха получил широкий резонанс в стране и за рубежом, послужив сигналом к активизации антиправительств. выступлений южновьет. буддистов, к-рые стали одной из гл. причин падения режима Зьема. - С. А. Благов

ТЭНДАЙ-СЮ

Тэндай-сю -яп. будд. школа, основанная в нач. 9 в. монахом Сайтё. Прообразом Т.-с. являлась кит. Тяньтай-цзун. Т.-с., опираясь на поддержку императ. двора, быстро превратилась в крупнейшую в Японии церк. орг-цию с мощной экономич. базой (за счет владения обширными земельными угодьями) и огромным влиянием на политич. и обществ. жизнь страны. Учение Т.-с. включало в себя традиц. тяньтайскую догматику и ряд новых доктрин, разработанных Сайтё и отражавших место, занимаемое Т.-с. среди других будд. школ в об-ве. Сайтё сформулировал развернутую концепцию теократич. гос-ва, которая в определенной степени была реализована его преемниками. Гос-во включалось в число объектов спасения, на к-рые направляется альтруистич. деятельность бодхисаттвы. Монахи Т.-с. как носители высшего знания, запечатленного в Лотосовой сутре, признавались бодхисаттвами и объявлялись «сокровищами государства». Именно им, согласно Сайтё. предопределено управлять Японией. В догматике Т.-с. получило развернутое обоснование тяньтайское учение о наличии в каждом живом существе «мира будды». В 10-11 вв. оформилось собственное эзотерич. учение. Т.-с., получившее название «таймицу» (см. Тайное учение Тэндай-сю). В 9-12 вв. Т.-с. фактически представляла собой гос. церковь. С потерей императором и аристократией политич. власти в стране ослабились и позиции Т.-с., тем не менее она продолжала занимать весьма стабильное положение в яп. будд. мире. В наст. вр. в Японии действует около 4 тыс. храмов школы, число адептов достигает 18 млн человек. - А. Н. Игнатович

ТЯНЬТАЙ-ЦЗУН

Тяньтай-цзун - кит. будд. школа, доктринально и организационно оформившаяся в 6 в. благодаря усилиям монаха Чжии и его учеников. Название свое Т-ц. получила по имени горы Тяньтай, на к-рой жил и проповедовал Чжии. Канонич. текстом Т.-ц. является «Сутра Лотоса благого Закона» (санскр. Саддхармапундарика-сутра), называемый также Лотосовой сутрой. Важн. роль в становлении догматики Т.-ц. сыграла шуньявада. Основополагающим в доктринальном комплексе Т.-ц. является учение «инянь-саньцянь» (досл. «одно (мгновение) мысли - три тысячи»). «Три тысячи» - число проявлений т. н. «миров дхармы», к-рых тяньтайская традиция насчитывает 10: это «миры» «ада», «голодных духов», «скотов», «демона Асуры», «человека», «неба (или божеств)», «слушающих голос» («шраваков»), «самостоятельно идущих к просветлению» («пратьекабудд»), «бодхисаттвы», «будды». «Миры» трактуются как физич. и психич. состояния, к-рые переживают (или могут переживать) живые существа. Принципиальное значение для учения Т.-ц. имело утверждение о взаимопроникаемости каждого из десяти «миров» друг в друга (т. е. то, напр., что в «мире ада» присутствует «мир будды» и т. д.) и наличии десяти «миров» во всем сущем - и в том, что на уровне обыденного сознания воспринимается как живое, и в том, что обыкновенно считается неживым. Чжии и его последователи, опираясь на «откровения» Будды Шакьямуни в Лотосовой сутре, представили досконально разработанную аргументацию взаимопроникаемости «миров» и ее всеобъемлющего характера, выявив 3 тыс. ее проявлений в каждое мгновение (цепь мгновений считается бесконечной). В более широком плане учение о 10 «мирах» представляло собой универс. модель бытия. Целью религ. практики адепта школы являлась реализация в человеч. существе «мира будды» и подавление др. «миров» (прежде всего первых трех). Для этой цели предлагался набор методов, наибольшее значение из к-рых придавалось изучению догматики школы и медитации. Особый раздел доктринального комплекса Т.-ц. составляет классификация учений разл. школ. Типология будд. доктрин строится т. обр., чтобы доказать превосходство догматич. положений, изложенных в Лотосовой сутре. Т.-ц. сыграла существенную роль в истории кит. буддизма,занимая в нем в течение неск. веков ведущее положение. Школа пришла в упадок в 10 в. вследствие общего ослабления позиций буддизма в обществ. жизни Китая того времени. - А. Н. Игнатович

Предыдущая страница Следующая страница