Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Буддизм
Статьи на букву "Г"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г"

ГАБАЛА

Габала (санскр., дословно - блюдо, чаша, череп) - сосуд, сделанный из человеч. черепа или имитирующий его, оправленный в металл, используется в культовой практике ваджраяны для эзотерич. служб в честь богов ранга «защитников веры» (дхармапала). Обычно Г. помещают на треугольной подставке, прикрывают выпуклой крышкой, навершие к-рой имеет вид ваджры или иного будд. символа. Г., включая подставку и крышку, могут быть изготовлены из драгоценных металлов, украшены бирюзой, кораллами. В момент проведения ритуала Г. наполняют водкой, иногда подкрашенной в красный цвет, имитирующей кровь еретиков - возможно, след кровавых добудд. жертвоприношений, повлиявших на формирование будд. культа. - Н. Л. Жуковская

ГАЛДАН

Галдан (тиб., букв. - «Обитель радости») - рай будды Грядущего мирового периода (Майтреи). - Е. Д. Огнева

ГАЛДАН, МОНАСТЫРЬ

Гелдан-нампар-чжам-балинг (тиб.) - монастырь к востоку от Лхасы на горе Дрогри. Основан в 1409 Цзонхавой. Гл. святыня - Сэрдон-чхенмо, золотая ступа с телом Цзонхавы, сохраненным его учениками. Настоятель монастыря носит титул гьялва (тиб. - «победитель») и в качестве наместника Цзонхавы является лицом, наиболее почитаемым среди приверженцев традиции, идущей от Цзонхавы. Гьялва III - Соднам Джамцхо первым получил титул далай-ламы. В Амдо и Монголии высоко ценились дипломы о присуждении ученых званий, полученные в Г. и скрепленные печатью, принадлежавшей, по преданию, Цзонхаве. - Е. Д. Огнева

ГАМПОПА

Гампопа (1079-1153) - тиб. проповедник, представитель школы кагьюдпа, ученик поэта Миларепы. Последовательно разрабатывал концепцию почитания учителя - духовного наставника, утверждая, что почитание даже единств. волоска учителя еще более высокая заслуга, чем почитание всех будд прошлого, настоящего и будущего. Опираясь на учение Г., один из его учеников основал школу кармапа. - Е. Д. Огнева

ГАНДАНТЕКЧИНЛИНГ

Гандантекчинлинг - действующий будд. монастырь в Монголии. Основан в 1838 по инициативе пятого джебцзун-дамба-хутухты. К нач. 20 в. считался одним из крупн. в стране. В кон. 30-х гг. его постигла та же участь, что и прочие 747 монастырей Монголии. Г. был закрыт, частично разрушен, часть лам репрессирована; часть добровольно сняла сан и вернулась в «мир», влившись в ряды скотоводов, интеллигенции и т. п. Заново был открыт в 1949. При нем создана община буддистов Монголии во главе с хамбо-ламой. С 1970 при Г. функционирует будд. духовная академия, готовящая кадры духовенства для Монголии и будд. монасты рей в России. При Г. функционирует штаб-квартира АБКМ. На терр. Г. находятся 2 действующих храма, библиотека, в к-рой хранятся более 50 тыс. единиц будд. рукописей и ксилографов и подарки будд. общине Монголии от зарубежных буддистов Азии, Европы и США; адм. корпус, юрта для приема почетных гостей, ряды молитв. барабанов; гигантские курильницы, в дыму к-рых верующие «очищают» четки, платки, головные уборы. В течение года в Г. отмечают 6 крупных многодневных хуралов, посвященных главным датам будд. календаря (рождению Будды и погружению его в нирвану, памяти Цзонхавы, будде будущего Майтрее и др.), кроме того, о нем совершаются ежедневные текущие службы. В последние годы Г. был реставрирован, к его комплексу подключен ряд окрестных будд. памятников (храм Женрейсега, ступа, воздвигнутая в 1958 «Во имя мира во всем мире» и т. д.). На терр. монастыря хранится ряд выдающихся произведений будд. искусства (скульптуры Дзана-бадзара, написанные золотом на черной бумаге тома Ганджура и т. д.). - Н. Л. Жуковская

ГАНДЖУР, ГАНЬЧЖУР, КАНЧЖУР

ГАНДЖУР, Ганьчжур, Канчжур (тиб., букв. - переводы сказанного Буддой Шакьямуни) - собрание канонических будд. текстов, переведенных с санскрита и восходящих к Будде Шакьямуни. Известны его издания - Чоне (самое раннее), Дерге, Пекинское (1411), Нартанское (1732), Лхасское (незавершенное). Издания Г. различаются кол-вом томов (92, 100, 108) и составом. Пекинское издание состоит из сл. разделов: Тантры, Праджняпарамита. Ратнакута, Аватамсака, Сутра, Виная. Первым кодификатором Г. был Будон - ученый из монастыря Шалу. Е. Д. Огнева

ГАНДХАРА

Гандхара - санскр. название области, расположенной в районе совр. Пешавара в Индии и части Афганистана. В 100 - 300 - цитадель буддизма, сыгравшая важную роль в эволюции махаяны. В Г. сложился особый стиль искусства скульптуры, представляющий собой сплав древнеинд. и греко-романского стилей. В будд. искусстве Др. Индии не изображали фигуру Будды, а символизировали его присутствие; в гандхарском искусстве изображают не только самого Будду, но разворачивают в сценах историю всей его жизни. - Н. А. Канаева

ГАРУДА

Гаруда (санскр.) - персонаж др.-инд. мифологии, царь птиц, ездовое животное (вахана) бога Вишну. В будд. мифологии - огромная птица, вечно враждующая со змеями (нага). Считается, что Шакьямуни в одном из своих прошлых земных рождений был царем Г. Поэтому Г. иногда изображается в человеческом обличье, но с головой и крыльями птицы, со змеей в клюве. Популярный персонаж в мифологии тибетцев, монголов, бурят, калмыков (монг. Хан Гаруди, Хангарид, бур. Хэрдиг, калм Хэрд). - Н. Л. Жуковская

ГЁКИ, ГЁГИ

ГЁКИ, Гёги (668-749) - яп. монах школы Хоссо-сю, сыгравший большую роль в распространении будд. веры среди широких слоев населения страны. Много внимания уделял благотворит. деятельности, к-рую считал осн. для будд. монаха, организовывал строительство дорог и мостов, храмов, приютов для престарелых, больных и сирот. Уже при жизни Г называли бодхисаттвой. Тяготел также к амидаизму и внес определенный вклад в распространение в Японии веры в «чистую землю» будды Амида. А. Н. Игнатович

ГЕЛУГПА

Гелугпа (тиб. - закон добродетели), гелданпа (тиб. - добродетельный), жа-сер (тиб. - желтая шапка, отличит, атрибут одежды монахов) - будд. школа в Тибете, созданная в нач. 15 в. Цзонхавой. Глава школы, он же настоятель ее гл. монастыря - Галдан носит титул гьялва («победитель») и считается воплощением бодхисаттвы Ченрези (см. Авалокитешвара). Установив при помощи монголов в сер.16 в. власть над Тибетом и закрепив ее при посредстве китайцев, контролировавших с сер.17 в. сношения Тибета с внешним миром, школа распространилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве, Китае (преимуществ. как придворный культ). Доктрина школы опирается в инд. традиции на учение мадхьямиков-прасангхиков, в тиб. - в осн. на школу кадампа. Последователями Г. было разработано учение о «степенях пути», или лам-рим, под руководством ламы-учителя Значение последнего в Г.столь велико, что в традиции трехчленная формула обета Будде, общине и учению дополняется четвертым членом - обетом ламе. Внутр. единство школы Г. цементировалось строгим уставом, требовавшим от монахов безбрачия,отказа от употребления алкоголя и мяса, систематич. повышения своего образования, соблюдения новой обрядности (празднования Нового года и др.). Влияние школы закреплялось быстрым строительством монастырей: Галдан (1409), Брайбун (1416), Сера (1419) вблизи Лхасы и Ташилхунпо (1447) в Зап. Тибете. - Е. Д. Огнева.

ГЁНЭН

Гёнэн (1240-1321) - яп. монах школы Кэгон-сю, был близок к императ. двору. Автор большого кол-ва доктринальных сочинений, один из первых историков буддизма в Японии. Наиболее известны его трактаты «Очерк восьми школ» (яп. «Хассю кое»), «История распространения Закона Будды в трех странах» (яп. «Сангоку буппо дэндзу энги»). - А. Н. Игнатович

ГЕСЕР, ГЕСАР, ГЭСЭР

ГЕСЕР, Гесар, Гэсэр (тиб.) - персонаж тиб. мифологии и мифологии монг. народов (в т. ч. и бурят), ряда тюркских (саларов, тувинцев, алтайцев) и тибето-бирманских народностей; герой сюжетных циклов эпич. сказаний Гесериады. Включен в ламаистский пантеон, иногда отождествляется с божествами Далха или Джамсаран. В Китае с кон. 18 в. его отождествляют с Гуаньди - кит. богом войны, покровителем и защитником династии. Согл. поверьям, дух Г. нисходит на певца-исполнителя эпич. сказаний. В культовой практике Г.- защитник воинов, податель счастливой судьбы, победитель демонов, погодное божество. Г. посвящались театрализованные представления - Линдро-ролмо. Согл. преданию, Г. придет во главе армии из мифич. страны Шамбала, когда буддизм и Тибет окажутся в опасности. Е. Д. Огнева

ГЕЦУЛ, ГЕЦУЛЬ

ГЕЦУЛ, гецуль (монг.) - вторая монаш. степень в ламаизме. Ее носитель принимает 36 обетов (см. Банди, гэлюнг). Н. Л. Жуковская

ГНОСЕОЛОГИЯ БУДДИЙСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОКУЛИКА

Гокулика (санскр., в будд. традиции - «из рода быка») - школа ветви махасангхика. Возникла в кон. 3 в. до н. э.,отстаивая достоверность махаяна-сутр, что привело к ее выделению из махасангхики. Центральным пунктом учения школы Г. становится утверждение о том, что «сансара - это лишь пепел (куккула)», отсюда др. название Г. - «куккулакатха», или «рассуждение о горячем пепле», иначе «куккулагирийя», или «те, к-рые живут на горе пепла». В отличие от материнской школы махасангхика, Г. признавала сакральность лишь за текстами Абхидхармы, поскольку, с ее т. зр., только этот раздел свят. писания содержал истинное учение Будды, а изучение Сутта-питаки порождает чрезмерную гордость и мешает достигнуть освобождения. Гокулики отказывались от любого вида проповеднич. деятельности. Они вели замкнутый, уединенный образ жизни, предпочитая проповедям созерцание, размышление и медитацию. Единственный известный нам центр Г. был создан в Джамалпуре, одном из районов Maтхуры, во 2 в. н. э Согл. Таранатхе, Г. исчезла междy 4 - 9 вв. н. э. - Л. Р. Фурцева

ГОРИКИ

Горики (яп ) - «пять сил» (санскр. - панчабалани, при помощи к-рых можно разрушить «пять преград», стоящих на пути к просветлению. Полный контроль за «пятью силами» возможен только после очищения «пяти органов чувств», т. е. глаз, ушей, носа, рта и тела в целом. 1) сила веры (синрики), т, е. вера в Будду и его учение, позволяющая разрушать сомнения и избегать ложных учений; 2) сила решимости (сёдзинрики), постоянная активность тела и сознания; 3) сила мысли (нэнрики), т. е. уверенность в своих устремлениях, помогающая разрушать ложные помыслы; 4) сила сосредоточения (дзёрики), т. е. концентрация сознания, при к-рой устраняются все суетные, посторонние мысли; 5) сила знания (эрики), при помощи к-рой устраняются все иллюзии и заблуждения. Г. входят в число «37 признаков просветления» (сандзюсити добон). - А. М. Кабанов

ГОСЮДЗАММАЙ

Госюдзаммай (яп.) - «пять видов самадхи». Самадхи - концентрация сознания на одном объекте. Согласно Нирвана-сутре существует «пять видов самадхи». 1) сюранган саммай (самадхи Шурамгама-сутры) - медитация Будды, благодаря к-рой можно сокрушить войско демонов, символизирующих чувств. страсти; 2) Ханняхара-мицусаммай (самадхи праджня-парамиты) - мудрость Будды, позволяющая узреть «истинную сущность» (дзиссо) вещей; 3) конго саммай (самадхи ваджраччхедики) - мудрость, уподобляемая алмазной палице - ваджра (яп. - конго), при помощи к-рой можно сокрушить чувств. страсти; 4) сисикон саммай (самадхи Сутры львиного рыка) - основанная на мудрости проповедь Будды, сокрушающая войско демонов, подобно тому как звери падают ниц от львиного рыка; 5) буссё саммай (самадхи сущности будды) - состояние, достигаемое после того, как все предыдущие четыре самадхи возвращаются к сущности будды, где неразделимо присутствуют принцип (ри) и мудрость (ти). В школе дзэн особое значение придавали пятому самадхи. - А. М. Кабанов

"ГРЯЗНАЯ ЗЕМЛЯ"

"ГРЯЗНАЯ ЗЕМЛЯ" (кит. хуэйту, яп. эдо) - земной мир, наполненный пороками и страстями («грязью») населяющих его живых существ. В амидаизме Г. з. противопоставляется «чистая земля»,  в к-рой возрождаются верующие в спасительную силу будды Амида. А. Н. Игнатович

ГУАНЬ-ИНЬ

Гуань-инь (кит), Ченрези (тиб.) - см. Авалокитешвара.

ГУМБУМ, ГУМБУМ ЧЖАМБАЛИНГ

ГУМБУМ, Гумбум Чжамбалинг (тиб.- «Сто тысяч изображений», или «Обитель со ста тысячами изображений») - монастырь школы гелугпа в Амдо, сев.-вост. Тибет. Основан в 1533 по приказу Соднам Джамцхо, далай-ламы III. Гл. святыня - «дерево цандан» с изображениями божеств; по преданию, выросло на месте, где «пролилась кровь» при рождении Цзонхавы, и заключено его матерью в ступу со ста тысячами изображений. Администрацию монастыря возглавляет настоятель, избираемый на три года. Г., расположенный на караванных путях между Монголией и Тибетом, являлся не только духовным центром, благодаря своим святыням, но и местом торгового обмена между разл. регионами Монголии, Тибета, Китая. Е. Д. Огнева

ГУСИНООЗЕРСКИЙ ДАЦАН

Гусиноозерский дацан (тиб. название - Даши Гандан Даржалинг) - ламаистский монастырь в Бурятии. Основан в 1741. Реставрирован в 1853. Божество-охранитель Г. д. - Лхамо. Монаст. комплекс Г. д. включал 17 больших и малых храмов. С самого основания (наряду с Цонгольским дацаном) был резиденцией хамбо-ламы. С 1809 официально становится центром управления будд. духовенства на терр. Забайкалья. При Г. д. действовала филос. школа цаннит (чойра) (см. Цаннит чооре), основанная в 1861. Культ и система образования - монг. (ургинская). Г. д. издавал книги на тиб. и монг. языках. В 1938 Г. д. был закрыт, часть его храмов разрушена, культовые предметы частично попали в музеи Улан-Удэ, многое просто исчезло. Осн. храмы Г. д. (Цогчин, Чойра, Деваджин, Аюши) сохранились. В 1957-63 велись реставрац. работы, по завершении к-рых храм Деваджин был перенесен в Музей дерев. зодчества Бурятии в пригороде Улан-Удэ, называемом Верхняя Березовка, а храм Аюши - в Историко-архитектурный музей Сиб. отд. АН СССР в Новосибирске. Уцелевшие на месте храмы Цогчин и Чойра продолжали пребывать в забвении. В 1990 начала возрождаться гусиноозерская будд. община, к-рая совместно с энтузиастами архитекторами пытается восстановить Г. д. как центр бур. будд. культуры и как архит.-худож. памятник. Ему возвращено его старое название - Тамчинский. В июле 1991 в связи с торжествами по случаю 250-летия официального признания буддизма в России его посетил и освятил далай-лама XIV. - Л. Л. Абаева

ГЬЯЛПО ЛОСАР

Гьялпо лосар (тиб., букв «Царь Новый год») - тиб. Новый год. Празднование его кроме традиц. новогодних торжеств (монлам) включало конные скачки и состязания в воинских искусствах, посещение Лхасы гос. оракулом из монастыря Нечунг, изгнание из Лхасы лугонов - двух «козлов отпущения», к-рые символич. уносили на себе грехи города и страны за весь проведший год. - Е. Д. Огнева

ГЭГЭН

Гэгэн (монг., букв. светлый) - титул духовного лица в ламаизме (см. Богдо-гэгэн). - Н. Л. Жуковская

ГЭЛЮНГ, ГЕЛУН, ГЭЛУН

ГЭЛЮНГ, гелун, гэлун (монг.) - третья монаш. степень в ламаизме. Ее носитель принимает 253 обета (см. Банди, Гецул).

ГЭНСИН

Гэнсин (942-1017) - яп. монах школы Тэндай-сю, основатель течения Энсин в рамках этой школы. Осн. средством достижения просветления считал медитацию. Автор известного «Сборника важнейших (сведений ) о возрождении (в «чистой зем.ле»)» (яп. «Одзё ёсю»), антологии отрывков из сутр и трактатов, излагающих осн. положения амидаизма, благодаря чему считается одним из ведущих идеологов этого будд. направления в Японии, подготовившим возникновение школы Дзёдо-сю. - А. Н. Игнатович

Предыдущая страница Следующая страница