Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Буддизм
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

РАГА

Рага (пали) - алчность, жадность, разного рода неконтролируемые вожделения; вместе с ошибками (доша) и невежеством (моха) образует «три основных недостатка характера». - Н. А. Канаева

РАДЖАГРИХА

Раджагриха (санскр.), Раджагаха (пали) - столица инд. гос-ва Магадха, где ок. 545/ 544-493 до н. э. правил царь Бимбисара. Рядом с городом находятся знаменитый монастырь Наланда и пещера Саптапарна - место первого собора буддистов. Р. (ныне Раджагир в р-не Патна шгата Бихар) была местом мн. событий в жизни Будды. - Н. А. Канаева

РАТНА

Ратна (санскр.), ратана (пали) - жемчужина, драгоценность. Для буддистов «три жемчужины» (триратна, ти-ратана) - это Будда, дхарма и сангха. - Н. А. Канаева

РАТНАСАМБХАВА

Ратнасамбхава (санскр. - дословно «тот, из кого возникают драгоценности») - в ваджраяне один из 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата). С ним ассоциируются: страна света - юг, цвет - желтый, животное - лошадь, элемент - земля, чувство - зрение. Его праджня Мамаки, эманирующий из него бодхисаттва - Ратнапани. Р. обычно изображается сидящим на троне из желтого лотоса, в желтой одежде, его правая рука повернута к зрителям (варадамудра), что символизирует щедрость. Согласно нек-рым легендам, именно он произвел «три сокровища» (триратна) - Будду, дхарму, сангху. - Н. Л. Жуковская

РАХУЛА

Рахула (букв. - окова ) - имя сына Будды, родившегося незадолго до того, как Будда оставил дом для поисков просветления. В 15 лет Р. вступил в общину и стал одним из 12 «старейшин» буддизма. В «Тхерагатхе» говорится о достижении им архатства (см.Архат). - Н. А. Канаева

РЁАНДЗИ

Рёандзи - дзэнский храм в Киото, относится к ветви Мёсиндзи. Построен по указанию Хосокава Кацумото в 1450. Первым настоятелем храма стал приглашенный туда из Мёсиндзи Гитэн Гэнсё (1396-1465). В последующие эпохи Р. был крупным центром культуры. Всемирной известностью пользуется «сад камней», выполненный в традиции «сухого пейзажа» (карэсансуй) мастером Соами (ум. 1525) и состоящий только из 15 камней, искусно расположенных среди белого песка. - А. М. Кабанов

РЁБУ-СИНТО

Рёбу-синто (яп. - двусторонний синто) - религ. течение в ср.-век. Японии, объединяющее элементы местных яп. верований (синто) и эзотерич. буддизма школы Сингон-сю. Согл. догматике Р.-с., синтоистские божества (яп. - ками) являются манифестациями («превращенными телами») будды Махавайрочаны (см. Вайрочана), главного будды Сингон-сю. - А. Н. Игнатович

РЁНИН

Рёнин (1071 - 1132) - яп. будд. монах, основатель школы Юдзу нэмбуцу-сю. Монашеский диплом получил в монастыре школы Тэндай-сю. В 1117 стал приверженцем веры в спасительную силу будды Амиды. Предложил ориг. трактовки важнейших понятий амидаизма, к-рые пытался сблизить с филос. традицией, характерной для буддизма махаяны. Разработанный Р. догматич. комплекс Юдзу нэмбуцу-сю является ориг. яп. разновидностью амидаизма. - А. Н. Игнатович

РЕРИХ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

РЕРИХ Юрий Николаевич (1902-1960) выдающийся рус. и сов. востоковед, член Королевского Азиатского об-ва в Лондоне, Азиатского об-ва Бенгалии, Парижского Географического об-ва, Археологического и Этнографического об-в Америки и др. В 1957-60 заведовал Сектором истории религии и философии Индии в Ин-те востоковедения АН СССР. С его именем связано развитие ряда областей совр. ориенталистики. Он - признанный авторитет в исследованиях по буддизму и соприкасающимся с ним направлениям в индологии, монголоведении, тибетологии. Пробыв с нач. 1917 по 1957 за пределами России, Р. по возвращении в СССР сыграл существ. роль в восстановлении и дальнейшем развитии отечеств. школы «классической индологии», в т. ч. и буддологии; создал коллектив ученых-индологов и тибетологов в Ин-те востоковедения, способствовал формированию тибетологич. школы в Бурятии, возобновил издание Библиотеки Буддика, став ее редактором. Работал в составе центральноазиатских экспедиций своего отца - художника Н. К. Рериха. В 1925 выходит в свет его первая монография - «Тибетская живопись». Капитальным трудом является перевод трактата «Дебтер Онбо» («Голубые Анналы», 1946) тиб. ср.-век. автора Гойлоцзавы, без использования к-рого немыслима работа по истории Тибета, школ и направлений тиб. буддизма. В Библиотеке Буддика под его редакцией выходит перевод Дхаммапады, классич. будд. источника. Работы Р. имеют перспективный характер, открывают большие возможности для дальнейших исследований. Е. Д. Огнева

РИНДЗАЙ-СЮ

Риндзай-сю -одно из осн. направлений яп. дзэн-буддизма. Родоначальником Р. (кит. - Линьцзи-цзун) в Японии был Эйсай. Большую роль в распространении идей Р. сыграл Энни Бэнъэн (1202-1280), пользовавшийся симпатиями при императ. дворе. Прибывшие в Японию кит. монахи Ланьцзи Даолун, Усюэ Цзуюань, Ишань Инин, Цинчжо Чжэнчэн были тепло приняты яп. правительством и имели многочисл. учеников. Все они стали основоположниками соответствующих традиций в яп. дзэн. Большинство храмов Р. входили в созданную по кит. образцу систему «пяти гор» или «пяти монастырей» (годзан), находившуюся под строгим правительств. контролем. Наивысшую категорию монастырей составляли одиннадцать храмов Киото и Камакура, из к-рых верховными (с 1386) являлся Нандзэндзи. Все прочие храмы и монастыри Р. (за исключением традиций Дайтокудзи и Мёсиндзи) также имели соответств. ранги. Составляя небольшую часть населения страны, монахи годзан играли в 13-15 вв. важную роль хранителей культурных традиций, благодаря их усилиям бурно расцвела пяти гор литература (годзан бунгаку) на кит. языке. Помимо будд. философии, монахи годзан первыми познакомили японцев с трудами неоконфуц. философов, подготовив т. обр. почву для идеологии, к-рая в 17 в. фактически стала официальной. Ориентация направления Р. прежде всего на офиц. круги была гл. причиной процветания монастырей годзан. Но когда во второй половине 15 в. позиции сегуната Асикага пошатнулись и начались изнурит. междоусобицы, это пагубно сказалось и на монастырях Р. Мн. храмы сгорели дотла, и популярность Р. начала падать. Правда, храмы Дайтокудзи и Мёсиндзи, не подчинявшиеся правит. контролю, а существовавшие благодаря поддержке провинц. феодалов и состоят. горожан, резко упрочили свои позиции. В эпоху Токугава в монастырях Р. шел бурный процесс «японизации» дзэн, мн. наставники начали читать проповеди на разговорном яп. языке (Такуан, Банкэй, Хакуин), писать филос. трактаты тоже по-японски. В наст. вр. направление Р. подразделяется на 15 школ и насчитывает в своих рядах ок. 3 млн приверженцев. Самым крупным центром Р. ныне является Мёсиндзи. - А. М. Кабанов

РИС-ДЭВИДС

Рис-дэвидс (Rhys-Davids) Т. В. (1843 - 1992) англ. ученый-ориенталист, буддолог, уделял особое внимание изучению хинаяны, будд. палийской лит-ры; с его именем связаны фундаментальные исследования палийского канона (см. Типитака). Основал науч. об-во Пали Текст Сосайти (1831), издавал палийские канонич. тексты, необходимые для изучения южн. ветви буддизма. - Е. Д. Огнева

РИССЁ КОСЭЙ КАЙ

Риссё косэй кай (Об-во по утверждению истинного закона и совершенствованию сообщества верующих) - необудд. движение в Японии, возникшее в 1938 в результате выхода группы верующих из Рэй ю кай. Сохраняя в культе ряд элементов, общих с Рэй ю кай, делает упор на проповеди Лотосовой сутры как осн. будд. текста и на практике групповых собеседований - (ходза), цель к-рых помочь верующим осознать свои недостатки, раскаяться и тем самым найти путь к моральному усовершенствованию. Получило развитие после 2-й мир. войны. Социальная база - мелкая и средняя буржуазия города, часть служащих. Движение ведет активную работу среди молодежи; имеет изд-во, ряд учебных заведений и культурных сооружений. Играет заметную роль в буддологич. исследованиях (публикации и комментарии будд. текстов, издание популярной лит-ры по буддизму). Активно участвует в благотворит. кампаниях, в оказании помощи развивающимся странам по линии учреждений ООН. Последовательно выступает за диалог с др. религ. течениями. Играет ведущую роль в Ассоциации новых религий Японии - орг-ции, объединяющей значит. часть новых обществ.-религ. движений. Принимает активное участие в антивоенном движении. Р. к. к. выступило в числе инициаторов проводящихся с 1970 междунар. конгрессов религ. деятелей «Религия и мир». В политике ориентируется на правящую либерально-демократич. партию и отчасти на Партию демократич. социализма. Насчитывает 1-1,5 млн членов. Имеет филиалы за рубежом. Президент - Нивано Никкё. - Г. Е. Светлов

РИССЮ

Риссю - яп. будд. школа, основанная кит. монахом Цзяньчжэнем, прибывшим в Японию в 754. Прообразом Р. являлась кит. школа Наньшань-цзун. Догматика Р. базируется гл. обр. на т. н. Виная-питаке, разделе будд. канона, в к-ром зафиксированы правила жизни, поведения и религ. практики монашества. В доктринальном комплексе Р. гл. место занимает описание и классификация заповедей, к-рые делятся на запрещающие и предписывающие, а также всеобщие и особые. Первые обязательны для всех без исключения верующих буддистов, вторые - для монахов и монахинь. Соблюдение заповедей считается осн. средством достижения нирваны, что нашло отражение и в названии школы (рицу - установление; риссю - сочетание рицу и сю). Большая часть предписаний и запрещений (только т. н. краткий набор для монахов насчитывает 250 обетов, для монахинь - 348, а общее их количество признавалось «бесчисленным») носит хинаянистский характер. Вторым по значению средством спасения является медитация. С т. зр. догматич. обоснования путей спасения учение Р. тяготело к виджнянаваде (см. Йогачара): доктрины этого направления считаются выражающими «сокровенную суть» Закона Будды. Т. обр., Р. нельзя рассматривать как чисто хинаянистскую школу. Расцвет Р. пришелся на 8-9 вв. В 13 - 14 вв. наблюдался определенный рост влияния школы. В наст. вр. в Японии имеется более 20 храмов, принадлежащих Р., количество ее адептов - 50-60 тыс. человек. - А. Н. Игнатович

РОЖДЕНИЕ

Буддизм признает 4 вида рождения существ: 1) андаджа - из яйца. 2) джалабуя - из чрева, 3) самсададжа - из сырости, 4) опапатика - самопроизвольное рождение. Из яиц рождаются птицы и змеи; из чрева - люди, небожители, нек-рые животные; из сырости - примитивные формы жизни; самопроизвольно рождаются духи, демоны и брахмы, т. с. существа, невидимые обычному глазу. - В. И. Корнев

РОЗЕНБЕРГ

Оттон Оттонович (i888-1919) - рус. буддолог, ученик Ф. И. Щербатского, приват-доцент, незадолго до смерти - профессор Петроградского ун-та. В своем гл. труде (магистерская диссертация) «Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам», часть вторая - «Проблемы буддийской философии» (1918), Р. впервые в зап. буддологии на материале абхидхармической литры (см. Абхидхарма) сев. буддизма делает попытку определить методол. принципы изучения будд. философии, исследует ее основополагающие категории и раскрывает весь диапазон значений ключевого термина буддизма-дхарма. - А. А. Терентьев

РУПА

Рупа (санскр., пали - форма; соотв. арупа - бесформенность). Форма подразумевает ограничения, поэтому она, как нечто познаваемое низшим разумом, существует в мире нижних небес. Мир высших небес называется миром без форм, там мир свободен от ограничений, налагаемых созерцанием форм. Желание жить в мире форм (рупа-рага) является, по будд. учению,6-й оковой, от к-рой нужно избавиться. а желание жигь в мире высших небес (арупа-рага) - 7-й оковой. Производный термин «Буддха-рупа.» означает форму Будды, физич. образ Будды (подробнее см. Скандха). - Н. А. Канаева

РУПАЛОКА

Рупалока - см. Космология буддизма.

РЭИ Ю КАЙ

Рэи ю кай (Об-во друзей духа) - необудд движение в Японии, восходящее к вероучению Нитирэна. Основано в 1925. Сочетает культ Лотосовой сутры с практикой поминания предков, к-рая объявляется квинтэссенцией сутры. В первонач. период в религ. практике Р. ю к. преобладали шаманистские элементы. В довоенные и первые послевоенные годы об-во объединяло наиб. консерват. представителей мелкой и средней городской буржуазии, усматривавших в культе Р. ю к. идеологич. основу для сохранения традиц. семейного уклада. С 70-х гг. об-во развернуло работу по привлечению молодежи, используя для этого разл. формы рекреационной деятельности. Получило широкую известность благодаря орг-ции молодежных встреч под лозунгом inner trip (путешествие внутрь себя). Уделяет большое внимание проблемам морал. воспитания. В 30-е и в нач. 50-х гг. от Р. ю к. откололся ряд групп, положивших начало таким необудд. орг-циям, как Риссё косэй кай, Буссё гонэн пай, Мётикай и др., составляющие ныне осн. массу новых обществ.-религ. движений Японии, восходящих к буддизму. В политике ориентируется на консерват. крыло либерально-демократич. партии. Насчитывает ок. полумиллиона членов. Имеет заруб. филиалы в ряде стран Америки, Азии и Европы. Президент - Кубо Цугунари. - Г. Е. Светлов

РЭННЁ

Рэннё (1414-1495) - яп. будд. монах, восьмой патриарх школы Дзёдо-синсю. С именем Р. связывается оживление деятельности Дзёдо-синсю и переименование ее в Икко-сю. Р. прилагал большие усилия для распространения учения Икко-сю среди широких масс сельского и городского населения, за что подвергался преследованиям со стороны властей и духовенства других будд. школ. Р. можно считать одним из вдохновителей крестьянских восстаний под эгидой Икко-сю. - А. Н. Игнатович

Предыдущая страница Следующая страница