Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Буддизм
Статьи на букву "Б"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б"

БАДМАЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

БАДМАЕВ Александр Александрович (до крещения Б. Цультим) (?-1873) - лама Агинского дацана, крупный знаток тиб. медицины. По рекомендации генерал-губ. Вост. Сибири Н. И. Муравьева-Амурского был приглашен в Петербург, работал в военном госпитале, где лечил методами медицины тибетской. Б. открыл первую в России тиб. аптеку, перевел с тиб. на монг. язык «Чжуд-щи» - осн. тиб. мед. трактат. Н. Л. Жуковская

БАДМАЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Бадмаев николай николаевич (? - 1939) - ученый-востоковед, врач - специалист по медицине тибетской. Племянник А. А. и П. А. Бадмаевых, продолжавший их дело уже в советское время. Б. лечил А. Н.Толстого и А. М. Горького. По инициативе Б. был создан Отдел вост. медицины при Ин-те экспериментальной медицины, просуществовавший недолго (мед. школы, где готовили врачей тиб. медицины, находились после революции при трех ламаистских дацанах в Бурятии). В 1938 Б. и все приглашенные им из Бурятии врачи, практикующие тиб. медицину, были репрессированы. В 1956 Б. реабилитирован посмертно. - Н. Л. Жуковская

БАДМАЕВ ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Бадмаев петр александрович (до крещения Б. Жамсаран) (1849-1920) - младший брат А. А. Бадмаева, крупный специалист по медицине тибетской, занимавшийся врачебной практикой в Петербурге. Окончил вост. ф-т Петербургского ун-та (кит.-монг.-маньчж. отделение), затем Медико-хирургич. академию. Тиб. медицину изучал под руководством своего брата. В 1873 унаследовал его практику и вскоре значительно ее расширил. С целью совершенствования своих знаний Б. совершил ряд поездок в Китай, Монголию, Тибет, откуда привез большие запасы лекарств, трав и новые рецепты, открыл в Петербурге школу, где изучали вост. языки и тиб. медицину его молодые последователи из числа бурят и русских. Врачебная деятельность Б. пользовалась большим успехом в народе, в среде знати и интеллигенции, при императ. дворе. Тем не менее многочисл. противники его лично и тиб. медицины добились закрытия его школы, изгнания Б. за границу. После революции Б. вернулся в Сов. Россию. Б. занимался также торговой и дипломатич. деятельностью на Дальнем Востоке; опубликовал несколько книг и брошюр, из к-рых самая важная - «О системе врачебной науки Тибета» (1898), являющаяся переводом на рус. язык «Чжуд-ши». Личность и разнообр. деятельность Б. оценивалась и современниками и потомками неоднозначно, однако для развития тиб. медицины в России им сделано очень много. - Н. Л. Жуковская

БАЙЛЯНЬШЭ

Байляньшэ (Общество Белого Лотоса), позднее - банляньцзун или баиляньцзяо (Школа Белого Лотоса; Учение Белого Лотоса) - первонач. одно из направлений кит. буддизма,созданное в 402 известным кит. монахом Хуэйюанем (334-416). В центре его учения - вера в возможность возрождения после смерти в раю будды Амитабхи (кит. Амитофо) - «чистой земле» (Цзинту). Возникшая в 7 - 8 вв. школа «чистой земли», к-рая поглотила Б., рассматривала на этом основании Хуэйюаня как своего первого патриарха. Традиция Б. восстанавливается в 12 в. как одно из направлений школы Цзинту благодаря деятельности монаха Маоцзиюаня. Позднее цент. культ Б._ ПОЧИТАНИЕ АМИТАБХИ дополняется верой в скор. к пришествие будды Maйтреи и пронизывается эсхатологич.мотивами. Этому способствовало и проникновение в идеологию Б. манихейских доктрин. В результате в 13-16 вв. Б. превращался и одну из народных сект, неоднократно запрещавшуюся династиями Юань (1279-1368), Мин (1368 - 1644) и Цин (1644 1911). Эсхатологич. концепции Б. часто выступали в роли идеологии крестьянских восстаний и антиправительств. движений Китая периода позднего средневековья. - Е. А. Торчинов

БАЙМАСЫ

Баймасы (Монастырь Белой лошади) - один из древнейших будд. монастырей в Китае. Расположен в 12-ти км к востоку от г. Лояна (пров. Хэнань). По традиц. представлениям был основан в 64, когда в Китай прибыли первые проповедники буддизма - Кашьяпаматанга (Шэмотэн) и Дхармаратна (Чжу Фалань). Однако в совр. науке это предание считается апокрифическим. Название монастыря имеет два объяснения. Согласно первому, некий иноземный завоеватель разрушил монастырь, но, увидев ночью белую лошадь, скорбно ржавшую на развалинах монастыря, приказал восстановить его. Согласно второму, монастырь получил свое название потому, что первые будд. тексты были привезены в Китай на белой лошади, ставшей своеобр. символом кит. буддизма. Монастырь является выдающимся памятником кит. культуры. В нем хранятся многочисл. произведения искусства, имеются знаменитые фрески. - Е. А. Торчинов

БАЙЧЖАН

Хуайхай (720 - 814) - кит. монах школы чань, ученик Даои. Жил на горе Байчжанщань (совр. провинция Цзянси). Согласно традиции, был основателем первого независ. чаньского монастыря. Ему же приписывается авторство чаньского монастыр. устава «Чистые правила Байчжана» (Байчжан циигуй), считающегося образцом для позднейших чаньски.х уставов. Особое значение Б. X. придавал необходимости физич. труда для всех монахов. Широко известен провозглашенный Б. принцип: «День без работы - день без еды». - А. М. Кабанов

БАЙЧЖАН ХУАЙХАЙ

БАЙЧЖАН Хуайхай (720 - 814) - кит. монах школы чань, ученик Даои. Жил на горе Байчжанщань (совр. провинция Цзянси). Согласно традиции, был основателем первого независ. чаньского монастыря. Ему же приписывается авторство чаньского монастыр. устава «Чистые правила Байчжана» (Байчжан циигуй), считающегося образцом для позднейших чаньски.х уставов. Особое значение Б. X. придавал необходимости физич. труда для всех монахов. Широко известен провозглашенный Б. принцип: «День без работы - день без еды». А. М. Кабанов

БАЙЮНЬ-ЦЗУН

Байюнь-цзун (кит. - Школа Белого Облака) - одна из школ в кит. буддизме Хуаянь-цзун. Основана монахом Кун Цинцзюэ (1043 - 1121) и получила название от его обители Байюнь-ань в провинции Ханчжоу. Цинцзюэ разделил разл. течения в буддизме на десять категорий, из к-рых наивысшим провозгласил «колесницу Будды». Только «колесница Будды», к к-рой относилась и школа Хуаянь, объявлялась им «внезапным учением», а девять более низких направлений считались «постепенными учениями»; др. будд. школы, и в первую очередь чань, подвергались резкой критике. Одновременно Цинцзюэ отстаивал принцип «единства трех учений» (буддизма, даосизма и конфуцианства). Последователи Б.-ц. не принимали монаш. пострига, но практически вели полумонаш. образ жизни. Впервые Б.-ц. была запрещена императ. указом от 1202, впоследствии неоднократно издавались направленные против нее декреты. - А. М. Кабанов

БАЛАГАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Балагатское движение - устоявшийся в научной литературе неверный термин для обозначения движения в бур. ламаизме, возникшего в нач. 20 в. по инициативе ламы Кижингинского дацана Лубсан Самдзн Цыденова (1842-1920) и хамбо-ламы тиб. монастыря Гумбум Джаяксы-гэгэна. Гл. идея Б. д. состояла в уходе его последователей из офиц. существующих монастырей, в к-рых изучают и практикуют не истинное учение Будды, а его искаженные формы, в попытке основать новые общины вдали от людей и монастырей, возродить в них наст. тантрич. практику (см. Тантра). Лама Цыденов как руководитель этого движения носил титул дхарма-раджа (Царь учения). В 1919 в условиях гражд. войны последователям Б. д. была приписана попытка создать в Забайкалье «теократич. гос-во», что естественно обрекло на гибель все движение. Попытку возродить тантрич. основу этого учения в 60 - 70-х гг. предпринял ученик и наследник идей Цыденова Б. Д. Дандарон. - Н. Л. Жуковская

БАНДИ

Банди (монг.) - низшая монаш. степень в ламаизме, послушник, принявший 5 обетов. - Н. Л. Жуковская

БАРДО

Бардо (тиб.; санскр. - антарабхава - «промежуточное состояние») - обычно этот термин подразумевает промежуточное состояние между смертью и последующим рождением, хотя есть и другие виды Б., напр. Б. между сном и бодрствованием. Уже в раннем инд. буддизме сложилось учение, согласно к-рому после распада сознания умершего мановиджняна (но мнению мадхьямиков) или алая-виджняна (по мнению йогачаров) в период до следующего «воплощения» существует в виде самостоят, существа, называющегося «гандхарва». Это существо имеет облик того тела, в к-ром ему предстоит воплотиться, но тело это призрачно и может быть замечено только подобными же гандхарвами,или теми,кто развил паранормальные способности. Сам гандхарва также обладает подобными способностями: движется, как мысль, владеет ясновидением. Гандхарва пребывает в промежут. состоянии до тех пор, пока не сложатся условия для его нового рождения, но не более 7 дней. Если условия так и не сложились, гандхарва умирает и вновь рождается как гандхарва. Этот процесс может повторяться до 7 раз; т. обр., общее время пребывания в Б. не может превышать 49 дней. В Б. особенно сильны эффекты йогич. практики, существуют особые виды йоги, с помощью к-рых прямо в состоянии Б. достигается освобождение, а также приемы, с помощью к-рых считается возможным воздействовать на гандхарву и улучшить его будущее перерождение (см. «Тибетская книга мертвых»). - А. А. Терентьев

БАХУШРУТИЙЯ

Бахушрутийя (санскр., в будд. традиции «те, кто много слышал», иначе «ученые, эрудиты») - одна из школ раннего буддизма из ветви махасингхика. Возникла ок. 250 до н. э. в результате раскола школы гокулика. Основателем школы Б. будд. традиция признает архата Яджнявалкью, к-рый призывал своих последователей донести «глубину истины учения Будды» до всех верующих, как монахов, так и «непосвященных» (притхагджана). Кроме того, бахушрутийи провозгласили трансцендентность (локоттара) природы ключевых пунктов учения Будды - анитья, дуккха, анатман, щуньята (см. Шунья) и нирвана. Все остальное в учении Бхагаваты объявлялось бахушрутийями земным (лаукика). Дары, по учению Б., следует делать как Будде, так и сангхе, несмотря на то что Учитель находится вне сангхи и земного бытия. Бахушрутийи проповедовали принцип воздержанности от категорич. суждений. Расцвет Б. падает на 3 век н. э. и связан с именем ее известного теоретика, выходца из Цент. Азии, ачарьи Харивармана. Его гл. труд «Сатьясидхишастра» был канонизирован школой, а сам канон Б. состоял из шести разделов: Виная-питака, Суттра-питака, Абхидхарма-питака, Самьюкта-питака, Бодхисаттва-питака и Дхарма-питака. Б. практиковали широкую миссионерскую деятельность. За периоде 1 в.н.э. по 4 в. н. э. монастыри Б. возникли в Таксиле, Пешаваре, Тахти-Бахлоле, Нагарджуниконде. Б. просуществовала до кон. 7 в. н. э. - Л. Р. Фурцева

БИБЛИОТЕКА БУДДИКА

Библиотека буддика (Bibliotheca Buddhica) - общее заглавие серии собрания ориг. и переводных будд. текстов, к-рая была организована рус. востоковедом С. Ф. Ольденбургом. продолжившим традицию И. П. Минаева и В. П. Васильева в исследовании текстов сев. буддизма и придавшим этому предприятию междунар. характер. Наряду с рус. востоковедами к изданию были привлечены видн. буддологи кон. 19 - нач. 20 в. - С. Бендал, Л. Фино, Г. Керн, Б. Нанцо и др. Начиная с 1897 и до 1937 вышло 30 томов серии «Б. Б.», после чего работа над изданием была прекращена в связи с репрессиями среди востоковедов. Издание «Б. Б.» было возобновлено в 1960 по инициативе Ю. Н. Рериха. К 1991 вышло еще 6 выпусков. Вплоть до наст. вр. «Б. Б.» продолжает пользоваться широким междунар. авторитетом среди востоковедов. - А. А. Терентьев

БИМБИСАРА

Бимбисара (544 - 480 до н. э.) - правитель гос-ва Магадха в Др. Индии, один из первых последователей Будды (см. История буддизма, Буддизм в Индии. - Н. Л. Жуковская

БЛАВАТСКАЯ ЕЛЕНА ПЕТРОВНА

БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна (1831-1891) -рус. дворянка, прожившая значит. часть своей жизни за рубежом (умерла в Англии), автор ряда работ, написанных в мистич. ключе («Разоблаченная Изида», «Ключ к теософии», «Изыскания в оккультных науках», «Тайная доктрина» и др.). Испытывая тяготение к мистике с детства, Б. посвятила свою жизнь изучению мистич. учений Индии, Тибета, Египта, совершив продолжит. путешествия в эти страны. В 1875 совместно с полковником американской армии Г. Олькоттом основала Теософское об-во в США, филиалы к-рого появились вскоре и в др. странах - Англии, Индии, Шри-Ланке и др. Теософская концепция Б. представляла собой смесь разл. идей, заимствованных в индуизме, буддизме, брахманизме, гностицизме, оккультизме и пр. Девиз основанного ею об-ва - «Всеобщее братство человечества» - был, несомненно, прогрессивным и призывал видеть в народах Востока и в их культурах достойных и равных партнеров европейским народам и их культурам. Задачей об-ва было изучение всех без исключения филос. и религ. учений с целью выявления в них истины, к-рая поможет раскрыть свсрхчувственные силы человека, постичь таинств. явления в природе. В ее учении причудливо соединились мистицизм и атеизм, сравнит.-историч. религиоведение и утопизм. Личность и книги Б. вызывали споры и при ее жизни, и особенно после смерти. Высоко оценили ее вклад в возрождение интереса народов Индии к своей истории и культуре Махатма Ганди, инд. философ К. Мурти, супруги Н. К. и Е. И. Рерих. Н. Л. Жуковская

БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА

Благородная истина (санскр. арья-сатья, пали арья-сачча). Имеются в виду четыре истины, изложенные Буддой в его первой проповеди, известной как Бенареская проповедь. Первая истина заключается в том, что существует дуккха - неудовлетворенность. страдание; вторая - что дуккха имеет причину;третья - что дуккху можно прекратить; четвертая - что имеется путь к прекращению дуккхи. Все, связанное с пятью скандхами, является дуккхой. Причина дуккхи - в желаниях, стремлениях к чему-то, напр. в желании чувственных наслаждений, материального благополучия, нематериального, духовного существования. Избавление от желаний прекращает дуккху. К прекращению дуккхи ведет срединный, или восьмеричный путь.- В. И. Корнев

БЛАГОРОДНЫЙ ПУТЬ

Благородный путь - срединный путь (маджджхима-патипада) - путь, к-рый, избегая две крайности - чувственное сладострастие и самоистязание, - ведет к просветлению и освобождению от страданий (дуккха). Восьмеричным он называется потому, что состоит из 8 ступеней или шагов: правильное понимание, правильное стремление, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная концентрация - В. И. Корнев

БЛИТ (BLYTH) РЕДЖИНАЛЬД ХОРАС

БЛИТ (Blyth) Реджинальд Хорас (1898-1964) - англ. исследователь кит. и яп. культур, истории религий в Китае, в т. ч. буддизма и даосизма. Ученик и последователь Д. Т. Судзуки. Впервые посетил Японию в 1924, преподавал англ. лит-ру в ун-те Кэйдзё до нач. 2-й мир. войны. В кон. 40-х гг. работал в ун-те Гакусюин; читал лекции в Токийском ун-те. В науч. и лекционной деятельности продолжил работу Д. Т. Судзуки по интерпретации традиц. вост. культуры, доступной зап. читателю. Б. хорошо знал лит-ру стран Дальнего Востока, интересовался проблемами вост. психологии. Считается одним из крупнейших специалистов и знатоков школы чань в Европе, перевел и подготовил к изданию ряд важнейших текстов этой школы махаяны. Ряд сочинений Б. посвящен истории инд. философии, формированию учения и религ. практики буддизма в Китае и Японии. Им была задумана серия публикаций, в к-рых предполагалось осветить историю филос. мысли Индии, буддизма в Китае и Японии. Смерть оборвала творч. планы ученого. Среди того, что он успел подготовить и издать, имеются фундаментальные исследования источников школы чань, ее религ. практики, религ. деятельности крупнейших чаньских мыслителей. Для творчества Б. характерна популяризация на высоком науч. уровне идей чань на Западе, что способствовало дальнейшему укреплению взаимодействия культур Востока и Запада. Осн. соч.: Zen in English literature and oriental classics.Tokyo, 1942; Buddhist sermons on Christian texts. Tokyo, 1952; Orient humour. Tokyo, 1963; Japanese humour. Tokyo, 1963; Zen and Zen classics. Vol. 1-5. Tokyo, 1963-1966. - Е. С. Сафронова

БОГДО-ГЭГЭН

Богдо-гэгэн (1870 1924) - последний глава ламаистской, церкви Монголии, восьмой по счету носитель титула джебцзун-дамбахутухта. После провозглашения в 1911 автономии Монголии в составе управляемого маньчж. династией Цин Китая Б.-г. стал главой феод.-теократич. монг. гос-ва и даже после революции 1921 продолжал им номинально оставаться. Несмотря на не соответствующий статусу «живого бога» образ жизни (нарушение осн. заповедей, в т. ч. безбрачия, участие в политич. заговорах против нар. власти Монголии) Б.-г. вплоть до самой смерти был объектом божеств. поклонения со стороны всех слоев населения Монголии. - Н. Л. Жуковская

БОДХИ

Бодхи (санскр., пали, дословно - «пробуждение», «просветление») - одно из ключевых понятий буддизма, означающее высшее состояние сознания, духовное просветление. Достижение Б. не есть прекращение духовного развития личности. Есть разные уровни достижения этого состояния: низший из них - состояние архата. высший - бодхисаттва и будда. Достижения Б. - цель каждого буддиста. Для этого человеку необходимо пробиться через барьеры обыден. мышления к недвойственности, к-рая лежит за противопоставлением «Я» и «не-Я». Однако редко кто становится буддой. Поэтому в св. писании содержатся высказывания о низших ступенях лестницы, ведущей к духовным вершинам: самадхи, праджня, сатори. Б. входит как составная часть в ряд понятий и названий, играющих важную роль в будд. истории, мифологии, философии: Бодхи-Гая - местность, в к-рой на Шакьямуни снизошло просветление; дерево бодхи, под к-рым оно произошло, бодхисаттва - личность, стремящаяся к состоянию просветления; бодхичитта - энергия, движущая бодхисаттву к просветлению. - Н. Л. Жуковская, Н. А. Канаева

БОДХИ-ГАЯ

Бодхи-Гая - местность, в к-рой на Шакьямуни снизошло просветление; дерево бодхи,  под к-рым оно произошло, бодхисаттва - личность, стремящаяся к состоянию просветления; бодхичитта - энергия, движущая бодхисаттву к просветлению.

БОДХИДХАРМА

Бодхидхарма (ум. 528) - согл. чаньской традиции, 28-й общебудд. и 1-й патриарх чань в Китае. Считается, что Б. прибыл в Китай из Южн. Индии ок. 520. После беседы с лянским императором Уди, разочаровавшись в неверном понимании осн. принципов буддизма, Б. удалился в монастырь Шаолиньсы на юре Сущань, где провел 9 лет в неподвижной медитации перед стеной. С именем Б. связывают многие легенды: о появлении в будд. монастырях традиции питья чая, о создании им «шаолиньского стиля» самообороны и пр. Единств. подлинным из приписываемых ему сочинений считается «Трактат о двух вхождениях и четырех практиках» («Эр жу сы син лунь»), в к-ром объясняются осн. методы достижения просветления (бодхи), выражающиеся в интуит. постижении (ли) и практич. деятельности (син). - А. М. Кабанов

БОДХИСАТТВА

Бодхисаттва (санскр., буквально «существо, стремящееся к просветлению») - в будд. мифологии и философии человек, решивший выйти из круга сансары и достичь состояния будды. Концепция Б. несколько различна в хинаяне и махаяне. В хинаяне путь Б. прошли только будды уже закончившихся мировых периодов (разные школы называют разное число таких будд - от 5 до 24, но не более), а также будда нынешнего мирового периода Шакьямуни и будущего - Майтрея. В махаяне путь Б. доступен для всех, Б. обитают не только на земле, но и в др. мирах, число к-рых бесконечно. Высший нравств. подвиг Б. состоит в том, что, достигнув состояния нирваны, они предпочитают не становиться буддами, а остаются в сансаре, добровольно подчиняясь законам кармы, оказывая помощь в обретении спасения всем живым существам. Наиболее популярные Б. будд. пантеона - Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапаны и др. Каждый Б. входит в мифологич. семью какого-либо будды. Высший духовный иерарх Тибета далай-лама считается воплощением («живым богом») Авалокитешвары. - Н. Л. Жуковская

"БОДХИСАТТВА-ДЖАТАКАСЬЯ ДХАРМАГХАНА"

"Бодхисаттва-джатакасья дхармагхана" - короткий пересказ «Гирлянды джатак», «Супатха-дешапарикатха», содержащая моральную проповедь, «Пратимокшасутра -паддхати» - комментарий из «Пратимокшасутру» сарвастивадинов и др. В своих соч. А. уделял больше внимания не филос., а популярным аспектам буддизма,т. к.ориентировался на простых верующих. Как защитник молодой религии внес значит, вклад в будд. лит-ру на санскрите. Н. А. Канаева

БОН

Бон (тиб., букв. - заклинать, призывать) - система религ. представлений тибетцев; включает народные культы, шаманские верования, заимствования из древнеиранской религии и элементы буддизма. Основателем Б. считается полумифич., полуреальная личность Шенраб-мибо. Б. и буддизм развивались параллельно в одном и том же культурном окружении, использовали один и тот же лит. язык. Вследствие этого, напр., конечная цель Б. - «состояние пробуждения» - выражена тем же термином, что и в буддизме-санчже (санскр. бодхи). Путь, к-рый прошел Шенраб-мибо, чтобы достичь состояния санчже, описан в корпусе догматики Б. Его полная версия - Зиджид насчитывает 12 томов, сложилась к концу 14 в.;существует также версия в 2 томах (Зермьиг) и краткая версия в одном томе (Доду), отражающая устную традицию передачи учения Б., записанную учителем Лоден-ньигно (р. в 1350). Первый бонский монастырь - Яруб. Персонажи пантеона Б. отражают сильнейшее влияние буддизма, в части, одной из первых будд. школ Тибета - ньингмапа. - Е. Д. Огнева

БОНЗА

Бонза (от яп. бодзу) - главный монах в будд. храме. В европейской лит-ре Б. называли любого будд. монаха безотносительно его ранга. В наст. вр. термин выходит из употребления. - А. И. Игнатович

БОРОБУДУР

Боробудур - будд. храмовый комплекс 8 в. на Цент. Яве (Индонезия), построен в период расцвета гос-ва Шривиджайя его правителем Шайлендрой, представлял собой выдающийся образец будд. зодчества своего времени. На 5 террасах, увенчанных гл. ступой, установлены 72 статуй будд, 429 статуй бодхисаттв, на боковых стенах вырезаны из камня 1300 рельефов из жизни Шакьямуни. В 9 в. буддизм на Яве был вытеснен индуизмом, в 14 в. его сменил ислам. В целях спасения храма, к-рому грозило разрушение, он был полностью засыпан землей, что дало возможность ему в относит, целостности сохраниться до сер. 19 в., когда он был открыт и раскопан археологами. В наст. вр. Б. сохраняется как памятник мировой культуры. - Н. Л. Жуковская

БУДДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДА И ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК - ОДНА СУЩНОСТЬ

Будда и обыкновенный человек - одна сущность - доктринальное положение буддизма (махаяны), утверждающее сущностное тождество Будды и всех др. живых существ. Различные системы аргументации исходят из признания Будды в «теле дхармы» единственной истинной реальностью, некой универсальной субстанцией (абсолютом), пронизывающей все без исключения живые существа и являющейся их «природой», хотя и скрытой от глаз ее обладателей из-за непросветленности. - А. Н. Игнатович

БУДДА. ОСНОВАТЕЛЬ БУДДИЗМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЗМ В ЕВРОПЕ

Буддизм получил распространение в большинстве европ. стран; будд. орг-ции, центры или небольшие группы имеются практич. во всех странах Зап. Европы, а также в отд. странах Вост. Европы. Почти во всех зап.-европ. странах находятся филиалы международной будд. орг-ции «Интернационал Сока гаккай». Старейшим в Европе являются будд. орг-ции в Германии (с 1903), Великобритании (с 1907), Франции (с 1929). В 1901 в Лейпциге Общество буддийской миссии Германии провело Буддийский конгресс, в к-ром приняли участие представители европ. стран и восточные буддисты. В 20 - 30-x гг. будд. орг-ции возникают во мн. городах и районах Германии (Берлине, Мюнхене. Гамбурге и др.). В 1955 в Гамбурге был образован Германский буддийский союз. центр, объединяющий будд. орг-ции ФРГ. Во Франции было основано об-во «Друзья буддизма», в к-ром состояли ученые-буддологи и последователи будд. учения. Наиб. крупной и влият. орг-цией в Европе считается Буддийское общество Великобритании (основано в 1924), издающее журнал «The Middle Wey» («Срединный путь»), к-рый публикует информацию о буддизме в европ. странах и в США. В Великобритании существуют также Буддийская миссия (с 1926), Лондонская буддийская вихара (с 1954), храм Буддхападипа (с 1966), Тибетский центр, Британская буддийская ассоциация (с 1974), Дзенский тренировочный Центр, Друзья западной буддийской общины и др. Всего таких opг-ций ок. 40, они являются членами Буддийского общества Великобритании. Большую роль в распространении буддизма в Европе сыграли восточные буддисты-миссионеры, к-рые занимались активной пропагандой и популяризацией буддизма в странах зап. мира. С серией лекций в ряде европ. стран выступил Д. Т. Судзуки, оказавший большое влияние на формирование зап. буддизма. Мн. члены будд. об-в в Европе являлись известными буддологами, талантливыми проповедниками буддизма. Б. в Е. практикуется в многочисл. группах, сформировавшихся вокруг гуру вост. и зап. происхождения;помимо этого он стал частью интеллектуальной жизни на Западе, его отдельные положения использовали философы-экзистенциалисты, теоретики психоанализа, «нового левого» движения, молодежной контркультуры. Особенно большое число последователей буддизма в Европе отмечалось в сер. 20 в., когда его идеи были популярны среди «детей - цветов», поколения хиппи и битников. - Е. С. Сафронова

БУДДИЗМ В ИНДИИ

Буддизм в индии - склады вается на севере страны в 6 в. до н. э. как реакция на кризис традиционной системы моральных и религ. ценностей. Основатель - Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда (букв. просветленный). Буддизм в качестве нового мировоззрения, а затем и новой религии, не отверг, а творчески пересмотрел и ассимилировал духовные и культурные традиции Др. Индии. Приверженцами буддизма стали жившие в одно время с Буддой цари гос-ва Магадха - Бимбисара и Аджаташатру. При Аджаташатру в Раджагрихе был созван 1-й буддийский собор. 2-й собор состоялся в Вайщали во вт. пол. 4 в. до н. э. Ко времени образования империи Маурьев (4 в. до н. э.) буддизм имел в Индии много сторонников и будд. община - сангха превратилась в значит. социальную силу. При третьем государе из династии Маурьев Ашоке буддизм ок. 250 до н. э.стал в Индии гос. религией. Под покровительством Ашоки был созван еще один собор, в Паталипутре. После Ашоки буддизм в Индии раскололся на 18 школ. Расцвет буддизма в Индии относится ко времени правления царей Милинды (ок. 150 или 100 до н. э.), Канишки (ок. 80 до н. э.) и Харши (606 - 648) - два последних правителя были обращены в буддизм махаянистами. Постепенно буддизм распространился и в Южн. Индии. После вторжения в Индию в 712 мусульман буддизм начал приходить там в упадок, вытесняться в страны Юго-Вост. Азии. К 10 в. он сохранился гл. обр. в Кашмире, Бихаре и Бенгалии, а к 13 в. буддизм в Индии перестал сущестововать. - Н. А. Канаева

БУДДИЗМ В КАМБОДЖЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЗМ В КИТАЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЗМ В КОРЕЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЗМ В ЛАОСЕ

Буддизм существовал на этой территории еще до образования первого лаосского гос-ва Лансанг. В Лансанге буддизм как господств. религия включал в себя элементы тхеравады и махаяны, а также вишнуитского и шиваитского культов. О значении буддизма свидетельствует тот факт, что золотая статуя Будды по имени Пра Банг, подаренная кхмерским царем королю Лансанга, была объявлена покровительницей королевства, а ее местопребывание стало столицей гос-ва (Луангпрабанг). В пер. пол. 16 в. был издан королевский указ, запрещавший поклонение духам - пхи, культ к-рых был постепенно введен в буддизм. Наиб. расцвета буддизм достиг при короле Сулиньявонгса (правил в 1637_1694). После его смерти Лансанг распался на 3 гос-ва, между к-рыми начались междоусобные войны, приведшие к упадку буддизма и гос-в. В 18 в. лаосские гос-ва попали в вассальную зависимость от Сиама, а в 1893 началась франц. колонизация. По конвенции 1895 из трех лаосских гос-в было сохранено одно - Луангпрабанг, над к-рым был установлен франц. протекторат. В 1928 франц. администрация одобрила постановление о реорганизации лаосской сангхи по типу таиландской и объявлении буддизма гос. религией, в частн., были созданы три будд. колледжа. После ликвидации монархии и создания Лаосской Народно-Демократической Республики буддизм по-прежнему остается господств. религией в стране. Имеется около 2,5 тыс. монастырей и храмов, свыше 10 тыс. членов сангхи.- В. И. Корнев

БУДДИЗМ В МЬЯНМЕ (БИРМА)

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЗМ В НЕПАЛЕ

Поскольку территория совр. Непала долгое время входила в состав гос-в, управлявшихся инд. правителями, ранняя история буддизма в Непале тесно связана с историей возникновения буддизма как мировой религии. В Сев. Непале, у подножия Непальского холма, находится Лумбини - место рождения Будды. Непальская долина часто упоминается в будд. текстах. В Непале находится знаменитая колонна с надписями царя Ашоки (ок. 250 до н. э.). Положение Непала между Тибетом и Индией сделало его тем интеллектуальным и экономич. центром, где осуществлялось взаимодействие двух названных культур. Через Непал буддизм проник в Тибет, Китай и др. страны Юго-Вост. Азии. Независимая история Непала начинается ок. 4-5 вв. при династии Личчхавов, тоже имевшей инд. происхождение. В наст. вр. в Непале исповедуется форма буддизма, во многом схожая с индийской тантрой (см. Ваджраяна). Никакого «непальского» канона не существует. Непальские буддисты используют будд. тексты на санскрите, 9 из к-рых особо ими почитаются. В Непале действует небольшой центр по изучению тхеравады, основанный в наше время Амританандой. В 1956 столица Непала Катманду стала местом проведения IV конгресса «Всемирного братства буддистов». - Н. А. Канаева

БУДДИЗМ В РОССИИ

Традиционные районы России, где живут буддисты, - Бурятия, Тува, Калмыкия, Читинская и Иркутская области. Буддизм на терр. нашей страны представлен школой гелугпа («школой добродетели»), к-рая является разновидностью тибетского буддизма, сложившегося на стыке направлений махаяна и ваджраяна. Калмыки приобщились к буддизму в кон. 16 в. в Джунгарии (Китай), а в 17 в. они перекочевали в Нижнее Поволжье, сохранив свою религию. Уже в тот период у калмыков появилась будд. лит-ра, переведенная с тиб. на калм. язык. В Забайкалье монг. и тиб. ламы появились в пер. пол. 17 в. За короткое время большинство забайкальских бурят приняло буддизм. В 1764 настоятель старейшего в Забайкалье Цонгольского дацана (осн. в 1741) Дамба Доржи Заяев стал главой бур. духовенства с званием бандидо хамбо-лама. На терр. Тувы буддизм утвердился к кон. 18 в., вобрав в себя местные шаманские верования и культы. В 17 - 18 вв. преобладали ламы, жившие вне дацанов, что было вызвано кочевым образом жизни бурят,, калмыков, тувинцев, однако позднее ламы стали жить преимущественно в монастырях. Накануне Окт. революции 1917 на терр. Бурятии имелось 47 дацанов, в к-рых проживало более 10 тыс. лам и послушников:в Калмыкии действовали 28 больших и 64 малых хурула (передвижные монастыри в кибитках), к-рые обслуживали более 2 тыс. духовных лиц; в Туве было 19 монастырей и молелен (хурэ), при к-рых пребывали 3 тыс. лам и послушников. В 1915 в Петрограде был построен на деньги бурят будд. храм, реквизированный гос-вом в 1938. С 1946 на терр. СССР действовали 2 будд. монастыря (Иволгинский и Огинский). В 1990-91 открылись ок. 30 новых общин в Москве, Ленинграде, Элисте, Кызыле, Новосибирске, Анапе, в городах Прибалтики; в Бурятии, Читинской и Иркутской обл. открыты 10 новых дацанов. - В. И. Корнев

БУДДИЗМ В СРЕДНЕЙ АЗИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЗМ В США

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЗМ В ТАИЛАНДЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЗМ В ТИБЕТЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЗМ В ШРИ-ЛАНКЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЗМ В ЯПОНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЗМ ВО ВЬЕТНАМЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЗМ. ИСТОКИ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЗМ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам - на целых двенадцать столетий. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее (КНДР и Республика Корея), Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе. В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве. Ленинграде, городах Прибалтики. С конца XIX - начала XX в. последователи буддизма появились в странах Европы и в США: на сегодняшний день там представлены практически все сколько-нибудь значительные направления и школы, существующие на Востоке. Общую численность буддистов в мире определить трудно: такого рода переписи не проводились нигде, да они и противоречат этическим и правовым нормам многих стран. Однако весьма приблизительно можно сказать, что в мире сегодня насчитывается около 400 млн. мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн монахов и монахинь. Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад в Индии как религиозно-философское учение, буддизм создал уникальную по масштабности и разнообразию каноническую литературу и многочисленные религиозные институты. Широкая интерпретация философских положений буддизма содействовала его симбиозу, ассимиляции и компромиссу с различными местными культурами, религиями, идеологиями, что позволило ему проникнуть во все сферы общественной жизни, начиная от религиозной практики и искусства и кончая политическими и экономическими теориями. В зависимости от угла зрения буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как идеологию, и как культурный комплекс, и как образ жизни. Изучение буддизма является важным звеном в понимании социально-политических, этических и культурных систем восточных обществ, в которых существовали и имеются в настоящее время буддийские общины. И сейчас в ряде районов, где буддизм имеет влияние, его приверженцы нередко уважают традиции и авторитет монахов, а также деревенских старейшин больше, чем законы и институты центрального правительства. В этом кроется его огромная потенциальная сила. Попытка понять роль буддизма в истории, культуре в современной жизни привела к созданию буддологии - науки, изучающей буддизм и все проблемы, которые в связи с ним возникают. В рамках этой науки существует огромное количество литературы, написанной на разных языках в разных странах мира: лишь за последние сто лет буддизму посвящено свыше 100 тыс. исследований, монографий, статей. Немалый вклад внесли в этот поток ученые нашей страны, ныне здравствующие и уже покойные. Их имена представлены в этом словаре. Многим из того, что знает современная буддология, она обязана именно им.

БУДДИЗМ НА ТАЙВАНЕ

Буддизм на тайване - относится к махаяне и был занесен на остров кит. эмигрантами после падения династии Мин (17 в.). Постепенно на Тайване сложилась новая форма народного буддизма, известная как чай-хао (вегетарианская религия), к-рая включала элементы даосизма и конфуцианства, давшие основание считать буддизм своей «домашней религией». На о-ве имеются филиалы Будд. ассоциации КНР, членами к-рых являются десятки тысяч тайваньцев, в т. ч. учащиеся полутора десятка будд. учебных заведений. Имеется ок. 4 тыс. кумирен, храмов, монастырей, из к-рых будд. можно признать не более четверти. Число монахов и монахинь ок. 2 тыс., верующих ок. 5 млн чел. (из 20 млн населения).- В. И. Корнев

БУДДИЗМ НА ТЕРРИТОРИИ ГИМАЛАЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЗМ. НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЗМ. ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЙСКИЙ ХРАМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Буддийский храм в санкт-петербурге - первый в Европе будд. храм, построенный в 1910-1915 на средства, собранные верующими бурятами, монголами и калмыками, а также пожертвованные главой Тибета далай-ламой XIII. Решение о строительстве храма в столице Российской империи было принято в 1900 на встрече императора Николая II и представителя далай-ламы в России Агвана Доржиева. Проектировал и строил его архитектор В. Б. Барановский при участии мастеров из Бурятии, Монголии и Калмыкии. Науч. руководство строительством осуществлял комитет из русских ученых-востоковедов, ку да входили В. В. Радлов, С. Ф. Ольденбург, Ф. И. Щербат ской, Н. К. Рерих и др. Храм был построен в соответствии с канонами тиб. культовой архитектуры и освящен в 1915. Помимо выполнения культовых функций, он служил своеобразным «политич. и культурным окном» в Тибет. Во время революции и гражд. войны подвергся разграблению и не функционировал. В 1924 было воссоздано внутр. убранство храма, и он действовал до осени 1935, когда будд. монахи были незаконно репрессированы, а храм закрыт. В 1938 храм был национализирован, а его имущество передано в Музей истории религии и атеизма г. Ленинграда. В 1989 принято решение о возвращении храма верующим буддистам. - А. А. Терентьев

"БУДДИСТЫ ЗА МИР"

"БУДДИСТЫ ЗА МИР" - печатный орган Азиатской буддийской конференции за мир. Ставит цели: способствовать развитию будд. учения; освещать деятельность штаб-квартиры и нац. центров; публиковать материалы съездов и конференций; раскрывать основы будд. учения; знакомить с достижениями будд. философии; способствовать развитию связей с междунар. религ. и обществ. орг-циями во имя укрепления всеобщего мира. Выпускается ежеквартально на англ. языке в Улан-Баторе при штаб-квартире АБКМ. Ю. Г. Бухаев

БУДДХАПАЛИТА

Буддхапалита (5-6 вв.) - будд. философ из Южн. Индии, последователь Нагарджуны и Арьядевы, развивавший логико - полем. учение мадхьямики. Он усовершенствовал методику опровержения взглядов идейных противников, не раскрывая собственную т. зр., поскольку в этой филос. школе любое суждение считалось лишь относительно верным. Б. не приводил никаких позитивных доказательств и примеров, а доводы оппонентов представлял и анализировал т. обр., что сведение их к абсурду становилось логич. единственно возможным. В тщательно составленном комментарии на осн. афоризмы Нагарджуны Б. посредством своего метода указывал на отсутствие у всего явленного собственной независимой природы и отрицал идею особенного даже в номинальном смысле, После раскола мадхьямиков Б. называли основателем под-школы прасангхика-мадхьямика. - В. П. Андросов

БУДОН, БУДОН РИМПОЧХЕ, БУЛОЦЗАВА

БУДОН, Будон Римпочхе, Булоцзава (1290-1364) - тиб. будд. монах из монастыря Шалу, знаменитый переводчик, историк, редактор и кодификатор тиб. будд. канона: Ганджур («Переводы сказанного Буддой») и Данджур («Переводы пояснений к сказанному Буддой»). Более всего известен как автор «Чхойчжунг» («Истории вероучения», 1322), к-рая состоит из «Общего введения в буддийское вероучение», «Истории возникновения буддийского вероучения и его развития в Индии», «Распространения буддизма в Тибете», «Систематического каталога переводов на тибетский язык», а также «Истории распространения и возникновения систем Йогатантра, Гухьясамаджа, Самвара и Калачакра», Его четырехчленная классификация тантр (см. Ваджраяна) (крия, чарья, йога, аннутарайога) легла в основу тантрич. штудий основателя школы гелугпа Цзонхавы. Е. Д. Огнева

БУРХАН

Бурхан (тюрк., монг.) - тюрко-монг. модификация термина «будда», возможно, образовавшаяся через форму «будда-хан». В мифологии тюрк. и монг. народов Б. означает любого будд. бога вообще и его изображение (иконописное, скульптурное), Бурхан-багша (дословно - бог-учитель) - термин, к-рым обозначается Будда Шакьямуни. - Н. Л. Жуковская

БУССЁ ГОНЭН КАЙ

Буссё гонэн кай (Об-во возносящих Будде молитвы о покровительстве) - необудд. движение в Японии, возникшее в 1950 на базе отколовшейся от Рэй ю кай группы верующих. В догматике Б. г. к. культ Лотосовой сутры и практика почитания предков увязываются с культом верховного божества нац. религии японцев синто - богини Аматэрасу. Руководители движения постоянно призывают верующих «чтить богов и будд». В религ. практике важное место занимают паломничества в посвященный Аматэрасу храм Исэ дзингу, что обосновывается ссылками на Нитирэна, посетившего в свое время Исэ дзингу, дабы испросить позволения Аматэрасу на проповедь Лотосовой сутры в Японии. Опирается на слои мелкой и средней буржуазии, в к-рых сильны монархич. и националистич. настроения. В политике ориентируется на наиб. консервативные силы. - Г. Е. Светлов

БХАВАВИВЕКА, БХАВЬЯ

БХАВАВИВЕКА, Бхавья - (6 в.) - видный индо-будд. мыслитель, последователь Нагарджуны и основатель сватантрика-мадхьямики - подшколы махаянской философии. Б. оспаривал апофатическую методику Буддхапалиты, что привело к расколу среди мадхьямиков. Отрицая возможность независимого возникновения сущностей, Б., однако, утверждал, что познание имеет особенный внешний объект, напоминающий атом саутрантиков, но не существующий в абсолютном смысле. Деструктивный метод полемики мадхьямиков Б. дополнил позитивными доктринальными доводами, в к-рых он опирался на логику Дигнаги. Б. проповедовал религ. идеалы махаяны и разделял идею четырех «тел Будды». После раскола сватантриков в 8 в. Б. стали причислять к саутрантика-сватантрика-мадхьямике. В. П. Андросов

БХАДРАЯНИЯ

Бхадраяния (санскр., в будд. традиции «те, к-рые следуют по пути ачарьи Бхадры») - подшкола ватсипутрии,образовалась ок. 150 до н. э. Б. значительно дополнила Абхидхарма-питаку материнской школы ватсипутрия за счет введения новых разделов. Особым влиянием последователи Б. пользовались в Насике, Канхери, в Бомбее. Здесь во 2 в. н. э. для них были основаны монастыри, к-рые получали всестороннюю поддержку от правителей династии Сатаваханов. - Л. Р. Фурцева

БХУТА

Бхута (пали) - невидимые духи, населяющие землю и воздух, живущие в каждом дереве, строении, холме, ручье, роднике и т. д.- В. И. Корнев

Предыдущая страница Следующая страница