Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Буддизм
Статьи на букву "П"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П"

ПАГБА-ЛАМА, ПХАГБА-ЛАМА ЛОДОЙ-ЧЖАЛЦАН

ПАГБА-ЛАМА, Пхагба-лама Лодой-чжалцан (1235-1280) - представитель школы сакьяпа, совершивший обряд инициации в соответствии с Хеваджра-тантрой над кит. императором Хубилаем, к-рый, обретя власть, даровал ему титул диши (императорского наставника); взаимоотношения Тибета и Юаньской династии Китая оформились т. обр. в виде личной связи между П.-л. как священником и императором Хубилаем как покровителем и донатором. П.-л. входит в число пяти ученых школы сакьяпа, он - автор знаменитого трактата «Шейчжа рабту сал» («Ясное знание»). Е. Д. Огнева

ПАДМАСАМБХАВА

Падмасамбхава (санскр.), Падмачжунба (тиб.)., Гуру Падма, Гуру римпочхе - персонаж в будд. мифологии Тибета. Его прообразом был, видимо, проповедник из страны Уддияна, приглашенный тиб. царем Тисрондецаном (755-791) для помощи философу Шантаракшите в пропаганде буддизма в Тибете. Согласно преданию, П. магией и чарами обращал в буддизм языческих богов Тибета. Его считают основателем древнейшей будд. школы Тибета - ньингмапа и монастыря Самье. С его именем связывается также проникновение в Тибет ваджраяны, введение мистерии цам (чам), создание комментария на текст «Бардо тодол» («Книга мертвых»). П. посвящается цам, исполняемый в 10-й день 5-го месяца или в 10-й день 10-го месяца. - Е. Д. Огнева

ПАЛА

Пала - могуществ. царская династия, правившая в инд. гос-ве Магадха ок. 740-1197. В период правления П. были созданы замечательные произведения будд. искусства, напр. знаменитые скульптурные фигуры из черного сланца в Наланде, изящная и выразит бронзовая скульптура. При этой династии в монастыре Наланда была разработана окончат форма махаянского учения. Отсюда термин «буддизм Палов». - Н. А. Канаева

"ПАЛИ ТЕКСТ СОСАЙТИ"

"ПАЛИ ТЕКСТ СОСАЙТИ" - (Pali Text Sosiety - «Общество палийских текстов») - об-во, основанное в Лондоне в 1881 проф. Рис-Дэвидсом и его женой для публикации латиницей палийских текстов и комментариев к ним, а также англ. переводов этих текстов. Программа Рис-Дэвидсов в наст. вр. почти полностью выполнена: канон тхеравады стал почти полностью доступен англоязыч. миру до того, как его смогли прочитать на пали в тех странах, где исповедуют тхераваду. Н. А. Канаева

ПАНЧА-ТАТХАГАТА

Панча-татхагата (санскр.) (панча джина - пять будд) - белый Вайрочана, красный Амитабха, желтый Ратнасамбхава, синий Акшобхья и зеленый Амогхасиддхи. Эти пять будд, зачастую именовавшиеся в лит-ре термином «дхьяни-будды», занимают верхний этаж в иерархии пантеона ваджраяны. Каждый из них является владыкой одной из будд. «семей»: Вайрочана - семьи татхагаты, трансформирующей неведение; Амитабха - семьи лотоса, трансформирующей сладострастие; Ратнасамбхава - семьи драгоценности, трансформирующей ревность;Акшобхья - семьи ваджры, трансформирующей гнев; Амогхасиддхи - семьи кармы, трансформирующей зависть. Тысячи божеств ваджраяны могут рассматриваться как эманации «пяти татхагат». Размещаясь по странам света (Вайрочана - центр, Амитабха - запад, Ратнасамбхава - юг, Акшобхья - восток, Амогхасиддхи - север),пять татхагат составляют архетип всех мандал ваджраяны. Кроме того, они, как правило, являются сущностью всех пятеричных наборов тантрич. понятий, таких, как «пять познаний», «пять чувств», «пять цветов» и т. д. - А. А. Терентьев

ПАНЧХЕН-ЛАМА, ПАНЧЕН-ЛАМА

ПАНЧХЕН-ЛАМА, панчен-лама (санскр.-тиб., букв., «Учитель - великое знание»), или панчхен-римпочхе («Драгоценное великое знание») - согл. тиб. будд. традиции, титул наставников далай-ламы, считающихся воплощением будды Амитабхи. Формирование ин-та П.-л. связано с именем Лобзан Чой-чжи-джалцана (1570-1663), настоятеля монастыря Ташилхунпо, духовника далай-ламы IV и далай-ламы V. Мотивация отношения учитель - ученик обосновывается будд. доктриной: панчхен-лама является наставником далай-ламы, потому что он - воплощение будды Амитабхи, чьим духовным сыном является бодхисаттва Авалокитешвара, к-рый воплощается в далай-ламе. Местопребывание П.-л.- монастырь Ташилхунпо. Панчхен-лама III был талантливым дипломатом, политиком, писателем, автором эсхатологического трактата о войне страны Шамбала: панчхен-лама IV, Данби-ньма (1781-1854) известен как кодификатор тиб. монг. пантеона. С кон. 19 и до сер. 20 в. возрастает соперничество между далай-ламой и панч-хен-ламой за сферы влияния. Нынешний панчхен-лама Калзан Цхеден (1938-1990) - 10-й в традиции воплощений, был признан в качестве новой реинкарнации; в Тибете он появился в 1952 и был возведен в ранг настоятеля монастыря Ташилхунпо; с 1959 по 1964 считался главой Тибета; вновь появился на политич. арене в 1978. Он - вице-председатель исполнительного комитета Всекитайского собрания народных представителей. Е. Д. Огнева

ПАРАМИТА

Парамита (санскр.; букв. «переправа», «средство спасения») - совершенство. К б совершенствам - ступеням, к-рые должен пройти адепт, чтобы достичь состояния бодхисаттвы: милостыня (дана), обеты (шила), терпение (кшанти), старание (вирья), медитация (дхьяна) и мудрость (праджня) - в нек-рых будд. школах добавляли еще 4: помощь другим (упая), глубокое желание давать просветление другим (пранидхана), совершенствование десяти сил (бала), применение трансцендентного знания (джняна). - Н. А. Канаева

ПАРАНИММИТАВАСАВАТТИ

Параниммитавасаватти - см. Космология буддизма.

ПАРИНИРВАНА

Паринирвана (санскр) - состояние окончат. освобождения, достигнутое тем, кто уже никогда не возродится в мире живых существ (см. Нирвана). - Н. А. Канаева

ПАТРА

Патра (санскр.) - чаша, используемая будд. монахами хинаяны для сбора подаяний; с нею они ежедневно по утрам обходили окрестное население, а потом съедали собранное после полудня в соответствии с правилами жизни общины. С П. в руках обычно изображаются все боги ранга будд, что должно подчеркивать монашеский аскетизм их жизни. - Н. Л. Жуковская

ПЕТА-ЙОНИ

Пета-йони - см. Космология буддизма.

ПИТАКА

Питака (пали, букв. «корзина»). Палийский канон содержал 3 «корзины» (типитика), называемых Виная-питака, Сутта-питака и Абхидхарма-питака. Представлялось, что эти тексты вмещают будд. учение, как вмещают землю корзины, используемые на земляных работах;отсюда - термин. - Н. А. Канаева

ПОЗДНЕЕВ АЛЕКСЕЙ МАТВЕЕВИЧ

ПОЗДНЕЕВ Алексей Матвеевич (1851-1920) - рус. монголовед, специалист по истории буддизма в Монголии. Выпускник, а затем преподаватель ф-та вост. языков Спб. ун-та, с 1899-профессор и директор Вост. ин-та во Владивостоке. В 1876-1878 и 1892-1893 совершил путешествия по Монголии, в результате к-рых собрал значит. коллекцию книг, рукописей, предметов быта и культа, материалы по археологии, этнографии и географии, опубликовал ряд работ, среди к-рых «Очерки быта будд. монастырей и будд. духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу»(1887) и «Ургинекие хутухты»(1880), до сих пор имеющие большое значение для исследователей монг. буддизма. Н. Л. Жуковская

"ПОЛОЖЕНИЕ О ЛАМАЙСКОМ ДУХОВЕНСТВЕ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ" 1853 Г.

"ПОЛОЖЕНИЕ О ЛАМАЙСКОМ ДУХОВЕНСТВЕ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ" 1853 г. - правительств. документ, принятый на основе проекта, разработанного ген.-губ. Вост. Сибири Н. Н. Муравьевым, и данных, представленных рядом правительств. чиновников. Осн. задача «П.» - отрегулировать взаимоотношения цент. и местной власти с бур. ламаистским духовенством. Централиз. управление всеми существующими дацанами поручалось хамбо-ламе, зачисление новых лам в штат должно было производиться через него же, но только после утверждения этих лиц местной губ. администрацией и выдачи им соответствующих дипломов. «П.» утвердило 34 дацана и 285 штатных лам при них, 2 должности -хамбо-лама и ширетуй (настоятель монастыря). Все остальные должности, связанные с культовыми и финансовыми делами монастырей, считались вне закона. Новые ламы из числа учеников школы при Гусиоозерском дацане зачислялись на вакантные места в штат любого дацана. «П.» запрещало строить новые дацаны, производить сбор средств и расходовать их на культовые нужды без подачи спец. ходатайств, утвержденных местными бур. властями, ген.-губ. и министерством внутр.дел в Петербурге. Столь жесткое постановление диктовалось нуждами вост. политики России, попытками ограничить контакты бур. лам с Монголией, входившей в состав Маньчж. империи, однако ограничит. меры своей цели не достигли, ламаизм в Бурятии во вт. пол. 19 в. активно набирал силу. Н. Л. Жуковская

ПОНДОКСА

Пондокса - будд. монастырь в Корее (гос-во Объедин. Силла). Основан в 702-736 ваном Сондоком в память его прадеда - вана Тхэджон-Мурёля. Построен в 738. В 771 для него был изготовлен большой бронзовый колокол. Существовало спец. гос. учреждение по делам монастыря - Нондокса сонджон (Суён Пондокса савон). Посл. упоминание - в 798. - С. С. Волков

ПОСОХ МОНАШЕСКИЙ

Посох монашеский (санскр. кхакхара, тиб. хар-сил, монг. дулдуй) - одна из обязат. принадлежностей будд. монахов. Согласно легендам, первый П. м. из сандалового дерева принадлежал самому Шакьямуни. Классич. раннебудд. П. м. делался из дерева и увенчивался метал. навершием, на к-рое насаживались 12 метал. колец (по числу 12 нидан - причин, ведущих к бесконечной цепи перерождений), издававших мелодичный звон при ходьбе. Осн. назначение П.м. - предупреждать этим звоном все попадающиеся на пути идущего монаха живые существа (мелких животных, насекомых и т. п.) и тем самым дать им возможность избежать участи быть раздавленными, а монаха избавить от невольного преступления - убийства живого существа, т. е. насильств. прерывания чужой кармы. - Н. Л. Жуковская

ПОТАЛА

Потала (санскр.) - 1) в будд. мифологии название рая, где обитают бодхисаттва Авалокитешвара и его женская энергия Тара; 2) дворец и зимняя резиденция далай-ламы в Лхасе (до 1959), одна из гл. святынь Тибета; названа в честь рая бодхисаттвы Авалокитешвары. Строительство началось при царе Сронцзангамбо (Красный дворец, 7 в.), окончательно завершилось при далай-ламе V (Белый дворец, вт. пол. 17 в.). В Красном дворце - 8 ступ с прахом далай-лам (начиная с далай-ламы V и кончая далай-ламой ХIП). Самой большой является ступа с прахом далай-ламы V, а наиб. богато украшенной драгоценными камнями ступа далай-ламы XIII. - Е. Д. Огнева

ПРАДЖНЯ

Праджня (санскр.), паннья (пали) - трансцедентальная мудрость, божеств. интуиция. Одно из 6 совершенств (парамита) и одна из 2-х (наряду с состраданием) опор махаяны. - Н. А. Канаева

ПРАДЖНЯПАРАМИТА

Праджняпарамита (санскр. букв. - запредельная мудрость). Лит-ра, известная под названием праджняпарамитской (т. е. та, в к-рой речь идет о «высшей мудрости»), собиралась в Индии в течение мн. веков, начиная с 1 в. до н. э. Ведущий авторитет в ее изучении, Э. Конзе, различает четыре периода в ее истории (см.: Conze E. Selected Saying from the Perfection of Wisdom, 1955). Осн. масса текстов была собрана и обработана в течение 3-то периода. Наиболее известными сочинениями этого комплекса являются «Бриллиантовая сутра» и «Сутра сердца», относящиеся, по мнению Э. Конзе, к 4 в. Известным праджняпарамитским текстом является также «Абхисамаяланкара», названная Э. Конзе «опьянением необусловленным»; в ней анализируется метафизич. концепция щуньяты - пустоты, или относительности всех вещей. Эта концепция считалась основой всякой мудрости и являлась гл. темой мн. махаянских сочинений и медитаиии Позитивным аспектом щуньяты сторонники махаяны считали понятие «татхата» (или «таковость»), к-рое, так же как и понятие щуньяты, по мнению буддистов, ведет ум к непосредств. осознанию запредельной мудрости (см. также Парамита, Праджня). - Н. А. Канаева

ПРАДЖНЯПТИВАДА

Праджняптивада (санскр., в будд. традиции «те, к-рые проповедуют учение о номинальном») - одна из 18 раннебудд. школ. Возникла ок. 250 до н, э. Согласно будд. преданиям, основателем школы был Махакатьяна, выходец из Гималаев, к-рый, осмыслив учение Будды, направился в Магадху с целью произвести определенные реформы в сангхе. Сплотив вокруг себя учеников, он сформировал собственную школу и вышел из махасангхики. Соглашаясь с общими положениями буддизма и учения материнской школы, праджняптивадины особый акцент делали на разработке учения о дхармах, утверждая, что все дхармы этого и другого мира (лаукика и локоттара) - суть чистые названия. Поэтому, с точки зрения П., нельзя говорить ни что дхармы существуют, ни что их нет. Осн. районами распространения П. являлись Магадха и Кашмир. По словам Таранатхи, здесь она пользовалась влиянием вплоть до конца правления династии Пала. - Л. Р. Фурцева

ПРАТИМОКША

Пратимокша (санскр.), патимокха (пали) - 227 правил для будд. монахов, к-рые повторялись ими вслух в дни собраний на исповедь (упосатха). Правила перечислены в Сутта-вибханге - 1 - й части Виная-питаки. - Н. А. Канаева

ПРАТЬЕКА-БУДДА

Пратьека-будда (санскр.), паччека (пали) - «независимый», или «отдельный будда»;мудрец, достигший личного просветления. Он проходит «благородный путь» один, без последователей, с помощью собств. усилий; безразличен к страданиям др. людей, что отличает его от бодхисаттвы, указывающего путь к спасению др. людям. П. не всеведущ. - Н. А. Канаева

ПРАТЬЯКША

Пратьякша (санскр.) - восприятие, один из двух (наряду с выводом) источников достоверного знания в будд. гносеологии. Буддисты полагали восприятие чистой чувственностью, лишенной к.-л. примеси мышления, а след., и иллюзорности. Функция чистого восприятия сводилась ими к реакции органов чувств на сигналы о наличии объекта восприятия в сфере их действия. Восприятие является обязат. условием всякого знания, но, поскольку в нем не участвует мышление, то его результат невыразим, это «истина-в-себе». Со сферой мышления чистое восприятие связывает продуктивное воображение, к-рое следует непосредств. за актом чистого восприятия и конструирует образ познаваемого объекта, выражаемый затем в суждении типа «это корова». Дхармакирти называл четыре вида восприятия: чистое восприятие, или восприятие внешних объектов посредством внешнего чувства; продуктивное воображение, или восприятие внешних объектов посредством внутр. чувства; интроспекция; восприятие йогинов (восприятие предметов на расстоянии посредством сосредоточения на них). - Н. А. Канаева

ПРЕТА

Прета (пали) - духи умерших людей. Как отмечается в будд. текстах, они очень уродливы: тонкие конечности, огромный живот, длинный язык, крошечный рот и узкая глотка - поэтому П. всегда страдают от голода и жажды. Чаще всего пугают людей жалобными криками и холодными прикосновениями. - В. И. Корнев

ПРОБЛЕМЫ МИРА И ВОЙНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОСВЕТЛЕНИЕ

Просветление - см. Бодхи.

ПУДГАЛА

Пудгала (санскр.), пуггала (пали) - эмпирическая личность, индивидуальность, характер, душа. Важное понятие не только буддизма, но и др. инд. религ.-филос. школ. Для буддизма пудгала - вада была еретич. концепцией, разрабатываемой одной из 18 хинаянистических школ - школой ватсипутрия, или саммития. Согл. ее учению, П., помимо того что она состоит из 5 скандх, обладает еще опред. психологическим единством, т. е. нек-рой реальностью. - Н. Л. Канаева

ПУЛЬГУКСА

Пульгукса - будд. монастырь в Корее (гос. Объедин. Силла). Основан в 751 неподалеку от столицы Силла г. Кёнджу на зап. склоне горы Тхохамсан. На сравнительно небол. площади находилось до 70 строений, нек-рые из них сохранились до наст. вр., в частн. 4 парадные лестницы и 2 пагоды. Особенно хорошо сохранился ср.-вековый монаст. ансамбль. Перестроен ок. 1350. В 1592-1598 сильно пострадал от пожара и в 18 в. был восстановлен по старому плану. - С. С. Волков

ПУРВАШАИЛА

Пурвашаила (иначе Пуббаселийя, Уттарашаила; санскр., в будд. традиции «те, к-рые поселились на Восточной горе») - подшкола чайтики, возникшая одновр. со школой апарашаила. Поддерживала взгляды материнской школы, признавала сакральность текстов Виная-питаки, практиковала культ ступы и дерева бодхи. Имела свои духовные центры исключительно и районах Нагарджуниконды и Амаравати. Исчезла в кон. 7 в. н. э. - Л. Р. Фурцева

ПЯТИ ГОР ЛИТЕРАТУРА

Пяти гор литература (яп. - годзан бунгаку) - лит-ра на кит. языке, создававшаяся дзэнскими монахами в Японии в 13-14 вв. Наряду с жизнеописаниями и «записями речей» (гороку) известных наставников, филос. трудами и комментариями к будд. трактатам, значительное место занимает в ней поэзия, где глубокие филос. сентенции излагаются в изящной форме. Большой вклад внесли монахи «пяти гор» в распространение в Японии идей сунских неоконфуц. философов. Крупн. представителями этой лит-ры являлись: Кокан Сирэн (1278-1346), Гидо Сюсин (1325-1388), Дзэккай Тюсин (1336 - 1406), Тюган Энгэцу (1300-1375) и др. - А. М. Кабанов

ПЯТИЭТАЖНАЯ ПАГОДА

Пятиэтажная пагода - пагода, каждый этаж к-рой сим-волизирует один из 5 «великих элементов» - землю, воду, огонь, ветер, воздух, рассматривающиеся в эзотерич. буддизме как «телесные» первоначала мира. С др. стороны, эти элементы являются материальной репрезентацией «пяти будд» (см. Панча-татхагата), к-рые в свою очередь, есть формы проявления «вселенского» будды Махавайрочаны (см. Вайрочана). В Японии П. п. входит в состав храмовых комплексов школы Сингон-сю. - А. Н. Игнатович

ПЯТЬ БУДД

Пять будд - будды, символизирующие в эзотерич. буддизме четыре стороны света и его середину. В каждой из двух ипостасей бытия («мире чрева» и «мире алмаза») стороны света представляют разные наборы будд, середину - один и тот же будда - Махавайрочана (см. Вайрочана). Кроме того, 4 будды обоих «миров» трактуются как «превращенные тела» Махавайрочаны, выявляющие добродетели последнего (см. Дхьяни-будда, Панча-татхагата). - А. Н. Игнатович

ПЯТЬ ОСНОВОПОЛОЖЕНИЙ

Пять основоположений - (яп. - гохо) - принципы орг-ции пропаганды буддизма, разработанные яп. монахом Нитирэном и применяемые в деятельности нитирэнистских орг-ций. Проповедник обязан: 1) разбираться в догматике различных будд. школ; 2) правильно оценивать способности людей , к к-рым обращена проповедь: 3) учитывать, в каком из трех «веков» («истинного Закона», «подобия Закона», «конца Закона») пребывает мир:4) знать и принимать во внимание особенности страны в к-рой он проповедует и 5) в соответствии с условиями определять последовательность «открытия» слушателям будд. истин. - А. Н. Игнатович

ПЯТЬ ПРАВИЛЬНЫХ ДЕЯНИЙ

Пять правильных деяний - пять видов религ. практики, необходимых для перерождения в «чистой земле» будды Амиды (см. Сукхавати, Амитабха), сформулированных кит. будд. монахом Шаньдао: 1) чтение и декламация 3 главных амидаистских сутр; 2) медитация, объектом к-рой является «чистая земля»; 3) моления будде Амиде; 4) произнесение имени будды Амиды; 5) восхваление добродетелей и могущества будды Амиды, а также совершение ему подношений. Произнесение имени будды Амиды считалось основным деянием. - А. Н. Игнатович

ПЯТЬДЕСЯТ ДВЕ СТУПЕНИ

Пятьдесят две ступени - «задания», к-рые необходимо выполнить бодхисаттве для достижения состояния будды; «путь» бодхисаттвы. После прохождения 50 ступеней, к-рые делятся на 5 этапов, бодхисаттва приближается к состоянию будды, а затем - на последней ступени - обретает «благое просветление», т. е. становится буддой. В более широком смысле П. д. с. представляют собой нормативные принципы жизни, деятельности и религ. практики приверженца буддизма махаяны. - А. Н. Игнатович

Предыдущая страница Следующая страница