Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Буддизм
Статьи на букву "Й"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Й"

ЙОГА

Йога (санскр., букв. «средство», «способ», «единение», «действие», «укрепление» и др.) - комплекс приемов и упражнений для очищения тела и сознания и для достижения состояния духовного созерцания. Йогич. практика применяется во всех инд. религ.-филос. школах, кроме мимансы и чарвака. Она имеет очень древние корни: упоминается уже в Ведах и Упанишадах. Особенно большое значение И. приобрела в одноименной филос. системе, основывавшейся на «Йога-сутрах» Патанджали (ок. 2 в. до н. э.). Представители названной системы сыграли большую роль в совершенствовании методов Й. В буддизме И. считалась важной ступенькой на пути к просветлению. Будда учился приемам Й. у аскета-шрамана Арады Каламы близ г. Вайшали, медитации - у шрамана Удраки Рамапутры в окрестностях Раджагрихи, и хотя эти занятия приблизили его к просветлению, они были признаны им недостаточными для достижения освобождения. Буддисты считали, что с помощью Й. можно развить в себе способность помнить о своих прежних рождениях. - Н. А. Канаева

ЙОГАЧАРА

Йогачара (практика йоги), виджнянавада (доктрина сознания), Дхармалакшана - школа махаяны, стоящая на позициях крайнего идеализма. Возникла в Индии примерно во 2 в., ее расцвет в 4-5 вв. связан с именами братьев Асанги и Васубандху. Свое название школа получила по названию трактата «Йогачара-бхуми-шастра» («Наука о ступенях йогической практики»). Последователями этой школы были Ашвагхоша, а также Дигнага и Дхармакирти в нач. их деятельности. Краеугольным камнем учения йогачаров являлось отрицание реальности внешнего мира (реальность есть не более чем образы, получаемые монахом во время медитации) и сведение всех элементов-дхарм к модусам единого индивидуального сознания-сокровищницы (см. Алая-виджняна), являющегося ступенью в эволюции абсолютной реальности, таковости (татхата), в к-рой оно пробуждается. Поэтому последователи этой школы придавали большое значение интроспекции и йогической практике, к-рая должна была помочь заменить ложные воззрения неискушенных людей интуицией абсолютной реальности. Йогачары считали дхармы изначально покоящимися, что давало им основания рассматривать нирвану как реальность, а сансару, в к-рой дхармы движутся, считать нереальной. Модифицировали они и хинаянистическую концепцию трех тел Будды (см. Трикая). Примерно в 9 в. школа И. разделилась на две подшколы: агаманусарино - виджнянавада - последователей Асанги и ньяянусарино-виджнянавада - последователей Дигнаги. В первой занимались интерпретацией абхидхармы, во второй перенесли акценты с абхидхармы на теорию познания и разрабатывали гносеологич. и логич. проблемы. В 7 в. учение Йогачаров проникает в Китай благодаря Сюаньцзану и образует концептуальный базис школы Фасян-цзун, основанной его учеником. В Японии эта школа появляется под названием Хоссо-сю. - Н. А. Канаева

Предыдущая страница Следующая страница