Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Буддизм
Статьи на букву "К"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К"

КАГЬЮДПА

Кагьюдпа (тиб., букв. «традиция наставлений») - тиб. будд. школа; ее последователи считают необходимым непосредств. передачу сокровенного учения от учителя к ученику; несоблюдение этого правила может привести к потере учения. Школа ведет свое начало от инд. мастера Тилопы, к-рый передал свое учение йогу Наропе, учеником к-рого стал тиб. домохозяин Марпа, передавший учение поэту и йогу Миларепе. Особое внимание в школе обращалось на аскетич. практику, технику хатха-йоги. Высшая цель - махамудра. Один из осн. текстов - Шаданга йога (Шесть учений) Наропы. В нем описываются возможные пути достижения просветления в этой жизни или в момент смерти: посредством реализации туммо, или внутреннего жара, Иллюзорного тела, Сновидений, Бесконечного света, бардо - промежуточного состояния между жизнью и смертью, перехода из одного существования в другое. Со школой К. связаны ежегодные (в самое холодное время года) состязания йогов, к-рые должны высушить жаром собственных тел полотенца, намоченные в ледяной воде. Раз в 12 лет, в год птицы, Маха тонгба (Великий заклинатель) - йог, пребывавший в затворе 12 лет, должен продемонстрировать собравшимся чудеса левитации, способность реализовать внутр. жар собственного тела, скорость передвижения. - Е. Д. Огнева

КАДАМПА

Кадампа (тиб., букв. «связанный обетом», или «принявший посвящение») - школа тиб. буддизма; возникла в 11 в. на основе учения Атиши, изложенного в трактате «Бодхипатха прадипа», при активной поддержке Бромтонпы, продолжателя дела Атиши. Последователи нового учения опирались на тексты праджняпарамиты и комментаторскую лит-ру к ним, а также на мантры. Отдавалось предпочтение наставлениям ламы - учителя, т. к. именно его пояснения обеспечивали точность передачи смысла канонич. текста, в к-рый ученик получает посвящение от учителя. Школа К. характеризовалась строгой дисциплиной, безбрачием, отказом от собственности, затворничеством; гл. опора на «друга добродетели» (шеньена). Цель религ. практики - достижение ясного видения пустоты (шуньяты) путем очищения разума (ло) от нравств. и интеллектуальных загрязнений. Для проповеди верующим использовали фольклорные тексты, в т. ч. и сказки. В 15 в. учение школы К. становится составной частью учения гелугпа. - Е. Д. Огнева

КАЙДАН

Кайдан (яп.) - площадка, платформа (иногда помещение) в будд. храме, где проходила церемония принятия монахом заповедей, важнейший элемент будд. храмового комплекса. Как правило, К. окружали три ступеньки, символизировавшие три заповеди бодхисаттвы. В Индии по углам К. ставили изваяния «четырех небесных царей», в Китае и Японии в центре К. устанавливали небольшую пагоду, в к-рую помешали статуи будд (напр., на первом К. в Японии, построенном в храме Тодайдзи в 754, это были изваяния Шакья-муни и будды Прабхутаратны). В яп. будд. школе Нитирэн-сю и ее ответвлениях К. интерпретировался как место обращения в веру мирян, а функцию статуй стала выполнять мандала с начертанными на ней иероглифами MЁ ХО РЭН ГЭ КЁ (Сутра Лотоса благого Закона). - А. Н. Игнатович

КАКУБАН

Какубан (1095-1143) - яп. будд. монах, идеолог реформистского течения в школе Сингон-сю. последователи к-рого создали самостоятельную школу Синги Сингон (Сингон нового смысла). Согласно К., Махавайрочана, главный будда эзотерич. буддизма, не может «открывать Закон» живым существам, находясь в «теле дхармы», - для этого ему нужно трансформироваться в «тело соответствия», т. е. принять облик тех, кому предназначена проповедь. В своих рассуждениях К. опирался на махаянистское учение о «трех телах» Будды (см. Трикая). - А. Н. Игнатович

КАЛАЧАКРА

Калачакра (санскр., букв. «колесо времени») - одна из важн. систем будд. тантры, относящаяся к разряду «ануттара-йога»; текст, излагающий эту систему. В Индии К. появляется лишь в 10 в. н. э.: согл. традиции, в 965 ее приносит Цилупа из полулегендарной страны Шамбалы, где учение сохранялось с того времени, когда оно было поведано Буддой царю Шамбалы Сучандре. К. - позднейшая из общепринятых доктрин ваджраяны и, заметно отличаясь своей терминологией и мифологией от других тантр класса «ануттара-йога», несет отпечаток влияния небудд, филос.-религ. систем: вишнуизма, шиваизма, манихейства и др. Особенно заметно влияние ислама: так, первым годом в хронологич.системе К.считается год хиджры (ошибочно 624 вместо 622). Астрологич. и астрономич. исчисления К., на к-рых строился календарь 60-летних циклов, распространенный во мн. странах Азии, придали большую известность этому учению, филос.новизна К. обнаруживается прежде всего в том, что здесь на уровне тантры доводятся до ло-гич. завершения монистич. тенденции махаяны, вводится концепция Адибудды - первоисточника бытия, персонифицируемого в образе 24-рукого Калачакры и его праджни, олицетворяющих слияние Времени и Пустоты. Внутр. реализация тождества микро- и макрокосма, понимаемая как «пробуждение» (бодхи), достигается с помощью сложной психотехники, проводимой, как правило, по методу «шестичленной йоги». Осн. текст традиции К. - Калачакра-мула-тантра считается утраченным. Важнейшим из сохранившихся сокращенных версий считается Калачакра-лагху-тантра-раджа, а наиб. ранний и важный из комментариев, Вималапрабха, приписывается третьему (начиная с Сучандры) царю Шамбалы - Пундарике. - А. А. Терентьев

КАЛЬПА

Кальпа (санскр.) - в будд. космологии период существования Вселенной, или один «поворот колеса времени» Вселенной. Термин заимствован поздними буддистами из индуизма и перетолкован. По мнению буддистов, каждая К. включает в себя этапы разрушения мира огнем, водой и ветром, стабильности, возрождения и разворачивания мира. В конце каждой К. Вселенная разрушается, и все начинается сначала. Причина мирового цикла - грехи живых существ. Каждый из четырех этапов делится на 20 последоват. моментов,или ступеней. Кроме того, К. состоят из четырех эр (юг) - Крита-юги, Трета-юги, Двапара-юги и Кали-юги, различающихся длительностью и кол-вом наличного в мире счастья. К. также длятся неодинаково; они будут сменять друг друга, пока все живые существа не встанут на путь спасения. Тогда мир окончательно перестанет существовать. - Н. А. Канаева

КАМАЛАШИЛА

Камалашила (8 в.) - крупный индо-будд. мыслитель, развивавший философию йогачара-сватантрика-мадхьямиков, ученик Шантаракшиты и его сподвижник по распространению буддизма в Тибете, где он был убит в начале 90-х гг. 8 в. после победы в знаменитом диспуте с кит. чань-буддистом. В тиб. Данджуре сохранилось 18 трудов К. (из к-рых лишь немногие дошли до нашего времени на санскрите), примерно половина из них - комментарии к махаянским сутрам, осн. соч. Шантаракшиты, а также к работам Дхармакирти и Шантидевы. Среди ориг. текстов К. наиб. известностью пользуется «Бхавана-крама», представляющая собой 3 руководства по мадхьямиковской духовной практике «постепенного совершенствования», а также по критике школ виджнянавады и чань. - В. П. Андросов

КАМАЛОКА

Камалока - см. Космология буддизма.

КАМЫНСА

Камынса -будд. монастырь в Корее (гос-во Объедин. Силла). Построен в 681-682. Неоднократно посещался правителями Силла. Существовало спец. гос. учреждение по делам монастыря - Камынса сонджон (Суён Камынса савон). Неоднократно упоминается в источниках, посл. раз - в 864. - С. В. Волков

КАНИШКА

Канишка - царь Кушанского гос-ва, располагавшегося на совр. территории Сев.-Зап. Индии и Афганистана примерно между 2 в. до н. э. и сер. 3 в. н. э. К. правил ок. 80 г. н. э. Он сыграл большую роль в распространении буддизма в своем гос-ве и по всей Индии. Обращен в буддизм махаянистами. Под его покровительством созван большой будд. собор в Пурушапуре (совр. Пешавар), на к-ром, по свидетельству Ашвагхоши, было узаконено отступление от канона тхеравады. - Н. А. Канаева

КАННОН

Каннон (яп.) - яп. аналог бодхисаттвы Авалокитешвара, олицетворение сострадания. Образ Авалокитешвара претерпел на Дальнем Востоке значительную метаморфозу, обретя женский облик. К. считалась спутником будды Амида, к-рому приписывается способность возрождать человека в своей «чистой земле», своеобразном будд. раю. Вера в спасительную силу Амиды была перенесена на К., к-рая стала восприниматься как богиня милосердия, в чем проявляется влияние местных собственно японских верований. Имя К. - упрощенная форма от Кандзэон - «воспринимающая звуки мира» (имеются в виду голоса страждущих помощи). - А. Н. Игнатович

КАПИЛАВАСТУ

Капилавасту (санскр.), Капилаваттху (пали) - столица гос-ва шакьев, где жили царь Суддходана и его жена Майя - родители Будды. - Н. А. Канаева

КАРМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРМАПА

Кармапа (от санскр. карман, термина, обозначающего целостность и полноту всех деяний Будды) - тиб. будд. школа; восходит к традициям кагьюдпа. Известны две ее подшколы, формально различающиеся цветом носимых их приверженцами шапок: красношапочные и черношапочные кармапа. Монастырь Бригунпа (осн. в 1179) - центр черношапочных К., к-рые соперничали со школой сакьяпа в борьбе за политич. власть в Тибете. Они не имели богатых покровителей, материальную поддержку им оказывали кочевники и земледельцы; вели подвижный образ жизни, странствуя от монастыря к монастырю. Подшкола красношапочных К. возникла в 13 в.; ее представители поддерживали политич. контакты с двором монг. императоров, соперничая со школой сакьяпа. В 17 в. иерархи красношапочной К. поддерживали правителя провинции Цанг (Зап. Тибет) в борьбе за становление независимого Тибета, но потерпели поражение от школы гелугпа, к-рую поддерживал Гушри-хан. В традиции черношапочных К. в 14 в. формируется ин-т тулку, или реинкарнации учителя, как принцип передачи духовного авторитета; входит в состав учительской традиции др. школ Тибета, в т. ч. и школы гелугпа. - Е. Д. Огнева

КАРУНА

Каруна (санскр.) - активное сострадание. Наряду с мудростью - один из двух столпов буддизма махаяны, а также - одно из 4-х божеств. состояний, достигаемых через отказ от личных склонностей. см. также Бодхисаттва, Метта. - Н. А. Канаева

КАШЬЯПИЙЯ, СУВАРШИКА

КАШЬЯПИЙЯ, Суваршика (сан скр., в будд. традиции - по имени основателей школы брахмана Кашьяпа и брахмана Суварша) - одна из поздних школ ветви стхавиравада. Возникла после третьего Сангити ок. 240 до н. э. Канон К. по своему содержанию близок канону дхармагуптаков. Сакральным цветом кашьяпийи считали красно-черный. Символом школы был цветок магнолии. Цент. положением учения школы было признание лишь кармич. действий настоящего, к-рые и создают основу для будущей кармы. Классич. примером, объясняющим данное положение, становится у К. причинно-следственная связь растения и зерна: «пока побег не появился, зерно существует, но как только побег появился, зерно более не существует». К. получила широкое распространение в сев.-зап. регионе Индостана: в 1 в. н. э. последователи школы основали свои монастыри в районе Сиркапа и Таксилы. Во 2 в. н. э. монастыри К. возникают вокруг Пурушапура. В 4 в. н. э. кашьяпийи появляются в Белуджистане. Сюаньцзан и Ицзин встречали кашьяпийев в Уддияне и Хотане. В 7 в. н. э. в Индии школа К. перестала существовать. Л. Р. Фурцева

КЛЕША

Клеша (санскр.), килеса (пали) - загрязнение, осквернение, моральное падение, «три пламени» (ненависть, вожделение, иллюзия), к-рые должны быть преодолены на пути к освобождению. - Н. А. Канаева

КОАН

Коан (яп., кит. - гунъань) - одна из двух важн. практик в дзэн-буддизме, помогающая достичь «пробуждения» (сатори). Первонач. в кит. яз. этим термином обозначался офиц. документ в судебной практике, но с сер. 8 в. им стали обозначать истории из жизни чаньских патриархов, к-рые учитель предлагал ученику в качестве интеллек. задачи. Как правило, К. содержат элемент парадоксальности, и решить его рац. способом невозможно. Он должен полностью завладеть сознанием ученика, вытеснив прочие мысли, и тогда после предельного ментального напряжения наступает внезапный «прорыв» и смысл К. становится понятным. Мн. К. считались нормативными и передавались из поколения в поколение. Два наиб. знаменитых сборника К. были составлены в 11 - 13 вв.: «Умэньгуань» («Застава без ворот») и «Бияньлу» («Записки у бирюзовой скалы»). Эти сборники использовались и яп. наставниками. Направление Риндзай-сю отдавало К. предпочтение перед сидячей медитацией: ученикам предлагалось решать поочередно один К. за другим. Напротив, в школе Сото-сю ученику предлагался лишь один К. на всю жизнь, а более важной считалась практика медитации. - А. М. Кабанов

КОЖЕВНИКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович (1852-1917) -ученый, философ, поэт. Окончил Московский ун-т, владел в совершенстве 8-ю языками, в т. ч. санскритом. К. внес значит. вклад в развитие русской буддологии, написав и опубликовав книгу «Буддизм в сравнении с христианством» в 2 томах (Пг., 1916). Он считается одним из основоположников рус. сравнит. религиоведения. К. был собирателем и исследователем разнообр. лингвистич., археологич., этнографич. материала, связанного с историей мировых религий, в т. ч. буддизма. В своих исследованиях он использовал сравнительно-историч. метод, делал акцент на воспитательно-образоват. значение, просветительное, нравств. влияние мировых религий. Цель его буддологич. исследования состояла в том, чтобы дать общекультурную оценку буддизма, показать его место в истории мировых религий и вместе с тем подчеркнуть значение христ-ва, величие его историч. опыта. К. занимался широким кругом религиоведческих проблем, связанных с православием и добудд. религиями Индии. Е. С. Сафронова

"КОЛЕСО ЖИЗНИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМЭЙТО

Комэйто (Партия чистой политики) - яп. политич. партия, созданная в 1964 руководством движения Сока гаккай. Выдвинула лозунг проведения свободной от коррупции «чистой политики», построения «об-ва третьей цивилизации». В 1970, стремясь расширить массовую базу партии, лидеры Сока гаккай - Комэйто провозгласили разделение между политич. партией и религ. орг-цией. Однако это размежевание носит в значит. мере формальный характер. Гл. опору К. и по сей день составляют городские слои населения, находящиеся под влиянием Сока гаккай. К. является второй по числу депутатов парламента (после социалистической) оппозиц. партией Японии. Программа К. сводится, по существу, к требованию частич. улучшений в рамках существующего обществ. строя. В политич. борьбе, как правило, занимает центристские позиции, маневрируя между оппозиц. силами и правящей Либерально - демократической партией, идя по ряду вопросов на компромиссы с последней. - Г. С. Светлов

КОНЦЕПЦИЯ ВЛАСТИ В БУДДИЗМЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСМОЛОГИЯ БУДДИЗМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОФУКУДЗИ

Кофукудзи - главный храм яп. школы Хоссо-сю, основанный в 669. Один из семи главных будд. храмов г. Нара, древней столицы страны. - А. Н. Игнатович

КОЯСАН

Коясан - гора в Японии (префектура Вакаяма), к-рая с нач. 9 в. является центром яп. эзотерич. буддизма. Здесь находится главный храм школы Сингон-сю, основанный монахом Кукаем, первым ее патриархом. - А. Н. Игнатович

КУВА

Кува - районный центр Ферганской обл. Узбекистана. Рядом с ним расположено большое ср.-век. городище, на к-ром раскопан будд. культовый комплекс (7-8 вв.). Он включал два помещения с платформами и пристенными возвышениями для будд. глиняных статуй, курильниц, светильников. При раскопках здесь найдены часть крупной статуи Будды, фрагменты др. статуй,остатки многоцв. стенных росписей. Кувинский комплекс - пока единств. памятник буддизма в ферганской долине; судить с достаточной степенью достоверности о путях проникновения буддизма в эту область в раннее средневековье (из Согда, Тохаристана, долины Чу или Синьцзяна) пока не представляется возможным. - Б. Я. Ставиский

КУЙЦЗИ

Куйцзи (632-682) - кит. будд. монах, религ. философ, один из основоположников школы «дхармовых свойств» - Фасян-цзун (кит. вариант виджнянавады; см. Йогачара). До пострига носил фамилию Вэйчи, известен также под именем Хун-дао. Родился в семье крупного военачальника, в 17 лет принял монашество. Как ученик Сюань-цзана, активно участвовал в переводе будд. текстов с санскрита; в осн. переводил трактаты по абхидхарме и виджнянаваде. Поскольку К. жил в монастыре Цыэньсы («Доброты и милосердия»), находившемся в Чанъане (совр. Сиань), то получил прозвание «Великий учитель из монастыря Цыэнь». Наиб. выдающимся учеником К. был Хуэй-чао (650-714), принимавший участие в комментировании новых переводов, сделанных Ицзином. - Е. А. Торчинов

КУКАЙ

Кукай (774-835) (посмертное имя Кобо-дайси) - яп. будд. монах, основатель школы Сингон-сю. Одна из ключевых фигур в истории яп. буддизма. В юности получил разностороннее светское образование, доктрины и практику эзотерич. буддизма начал изучать в Китае, где был удостоен звания «дэмбо-адзяри». Доктринальные положения Сингон-сю изложены им в ряде трактатов, из к-рых особо выделяют «Рассуждения о двух учениях - явном и тайном» (яп. «Кэммицу никё рон»), «Рассуждения о десяти ступенях сознания» (яп. «Дзюдзюсин рон»), «Смысл (утверждения) «стать буддой в этом теле» (яп. «Сокусин дзёбуцу ги»). К. писал стихи, есть свидетельства, что он был также выдающимся каллиграфом и талантливым скульптором. - А. Н. Игнатович

КУМАРАДЖИВА

Кумараджива (344 - 413) будд. миссионер, сын идийца и сестры царя цент. азиат. гос-ва Куча. Переселился в Китай в 401. Изучив кит. язык, перевел с помощью учеников 35 будд. текстов с санскрита, большинство к-рых сыграло исключительно важную роль в формировании доктринальных комплексов будд. школ в Китае, а позднее в Корее и Японии. Каноническими считаются переводы К. сутр о праджняпарамите, Лотосовой сутры, о будде Амида, трактатов Нагарджуны и Арьядевы. По преданию, имел 3 тыс. учеников. - А. Н. Игнатович

КУНЪЕ

Кунъе (ум. 918) - кор. полит. и религ. деятель конца периода Объедин. Силла. Происходил из правящего рода Ким, был сыном 47-го силлаского вана Хонана (по др. сведениям - 48-го вана Кёнмуна). В молодости К. был монахом монастыря Седальса под именем Сонджона, затем примкнул к отряду одного из восставших сепаратистов Янгиля из Пуквона. Впервые упоминается в летописи в 891 в качестве сподвижника последнего. Захватив значит. территорию, стал играть самост. полит. роль. В 899 разбил Янгиля, а в 901 г. провозгласил себя ваном, назвав свое гос. Маджин (с 911 г. - Тхэбон). Выступал под знаменем собств. эклектич. учения о будде грядущего - Майтрее, к-рый, родившись в этом мире человеком, поведет людей по пути истины и превратит мир в обитель радости. К. провозгласил себя Майтреей, а двух своих сыновей - бодхисаттвами. Его лозунг о «спасении мира» привлек к нему симпатии разл. групп населения, в т. ч. и крестьян. В 918 свергнут и убит своим вассалом Ван Гоном (основателем династии Корё). Был автором 20 цзюаней сутр, не сохранившихся до нашего времени. - С. В. Волков

КУОНДЗИ

Куондзи - гл. храм яп. будд. школы Нитирэн-сю, основанный в 1281 ее первым патриархом на горе Минобу (префектура Яманаси). - А. Н. Игнатович

КУСЯ-СЮ

Куся-сю - одна из ранних яп. будд. школ, возникшая в 7 в. Прообразом ее являлась кит. школа Цзюйшэ-цзун. Будучи хинаянистской по характеру, К.-с. находилась на периферийной линии развития яп. буддизма, однако сыграла известную роль в усвоении яп. монашеством будд. философии. - А. Н. Игнатович

КУШАЛА

Кушала (саяскр.), кусала (пали) - полезный, благотворный (соответственно акусала, акушала - бесполезный, вредный). Термины используются для характеристики деяний, кармические следствия к-рых помогают или мешают моральному прогрессу сознания, являются причиной испытываемого человеком блаженства или страдания. - Н. A. Kaнаева

КУЯ

Куя (903-972) - яп. будд. монах, активно распространявший учение о «чистой земле» будды Амида среди широких слоев населения страны. Активно занимался благотворит. деятельностью, организовывал ремонт дорог, строительство мостов, благодаря чему приобрел исключит популярность. Уже при жизни его называли «святым с улицы». - А. Н. Игнатович

КШАНИКАВАДА, КШАНИКАТВА

КШАНИКАВАДА, кшаникатва (санскр.) - «учение об элементах». Фундаментальная онтологич. концепция, к-рой придерживаются все буддисты и согласно к-рой высшая реальность состоит из точечных моментов-дхарм. Дхармы находятся в постоянном движении, в потоке становления и разрушения. Каждый элемент существует только один момент (кшана), он становится как бы точкой во времени-пространстве. Точечные моменты, как кадры на движущейся кинопленке, так быстро сменяют друг друга, что у человека создается полная иллюзия стабильной и длящейся картины окруж. мира и живущих в нем людей. На самом деле ни материи, ни субстанции, ничего постоянного нет, существуют только отд. элементы. Причем поток элементов не является хаотическим, ничем не обусловленным процессом: каждый элемент появляется в соответствии с законом зависимого происхождения. Н. А. Канаева

КШАНТИ

Кшанти (санскр.) - терпение, смирение, скромность; одна из шести добродетелей (парамита ). Н. А Канаева

КЭГОН-СЮ

Кэгон-сю - ян. будд. школа, прообразом к-рой являлась кит. Хуаянь-цзун. Организац. оформилась в сер. 8 в. Несмотря на поддержку императ. двора в первый период ее существования, К.-с. не смогла стать мощной церк. орг-цией. Однако влияние рафинированной догматики и философии школы отчетливо прослеживается на всех этапах развития яп. буддизма. В наст. вр. К.-с. принадлежит 50 храмов, кол-во адептов достигает 60 тыс. человек. - А. Н. Игнатович

Предыдущая страница Следующая страница