Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Буддизм
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

АБКМ

Абкм - см. Азиатская буддийская конференция за мир.

АБХАЯГИРИВИХАРА

Абхаягиривихара - будд. монастырь, основан в 29 до н.э. на северной окраине г. Анурадхапура (Ланка). Этот монастырь был оплотом махаянистов, которые вели борьбу и диспуты с тхеравадинами. От А. сохранилась лишь ступа Абхаягири диаметром 100 м и высотой 86 м. - В. И. Корнев

АБХИДЖНЯ

Абхиджня (санскр.), абхиньня (пали) - сверхзнание, достигаемое с помощью медитации. Высшее состояние сознания, при к-ром проявляются шесть способностей: 1) видеть все, что пожелаешь; 2) различать и понимать любой язык; 3) проникать в чужие мысли; 4) знание всех своих предыдущих жизней; 5) знание предшествующих жизней других существ; 6) свобода от любых желаний. - В. И. Корнев

АБХИДХАММА-ПИТАКА

Абхидхамма-питака - одна из трех осн. частей будд канона наряду с Сутта-питакой и Виная-питакой (см. Типитака). - Н.Л. Жуковская

АБХИДХАРМА

Абхидхарма (санскр.) абхидхамма (пали) - третий и последний после Виная-питаки и Сутта-питаки раздел будд. канона. Его полное название - Абхидхарма-питака - букв. «корзина, содержащая будд. доктрину». Появился после раскола буддизма. Предполагают, что каждая из ранних будд. школ имела свою А., но только тексты школ сарвастивада и тхеравада вошли в полный свод канонич. текстов. А. пользовалась большим почитанием у тхеравадинов Юго-Вост. Азии, особенно в Бирме (Мьянма). В ней нет к.-л. логической систематизированности, т. к. А. представляет собой собрание текстов, предназначенных служить основой для медитации. Содержание А. составляют вопросы этики, психологии и эпистемологии. В ней представлены не изречения Будды, а точка зрения на буддизм его учеников и выдающихся ученых. А. включалась в канон не всеми школами, напр., махасангхики не относили ее к числу канонич. текстов. Нек-рые школы включали в Абхидхарна-питаку большую часть Кхуддаканикаи - последней части Сутта-питаки; 2) специфический метод изложения будд. учения в Абхидхарма-питаке и абхидхармической лит-ре, отличающийся от метода изложения в др. разделах канона большей сложностью. Это связано с тем что адресатом А. является не простой верующий, а подготовленный ученый. Специфичностью этого метода является обезличенность и академичность изложения, использование средств индукции, анализа и синтеза, больший интерес к дефинициям. Это уже не проповедь, а описание мира вокруг и внутри человека; 3) содержание учения Будды - букв. «высшая дхарма» будд. доктрины. В корпус абхидхармической лит-ры включают и комментарии на осн. тексты, и учебники, написанные позднее. Йогачары иногда называли А. свои сочинения,независимо от их содержания. Махаянисты называли А. многие свои тексты, включая праджняпарамитские сутры; в Китае и Тибете к А. относят «Бриллиантовую сутру». Осн. абхидхармическими текстами считаются 7 книг школы тхеравада (палийская А.), сохранившиеся на палийском языке, и 7 книг школы сарвастивада (санскритская А.), дошедших только в кит. и тиб. переводах и оказавших большое влияние на развитие будд. философии. В разных традициях эти книги приписываются разным авторам. - Н. А. Канаева

АВАЛОКИТЕШВАРА

Авалокитешвара (санскр. кит. Гуань-инь, яп. Каннон, монг. Хоншим, Арьябала) - бодхисаттва в мифологии махаяны и ваджраяны, выступающий как олицетворение сострадания. Как мифологич. образ сложился в последние века до н. э. А. считается эманацией будды Амитабхи. Известны 32 его формы (в т. ч. индуистские боги Брахма, Ганеша, Вишну, Шива), в облике к-рых он появляется во всех будд. мифах, всюду спасая страдающих. Самая популярная его форма в ваджраяне - А. с 6 руками, 11 лицами, образовавшимися от сочувствия к страданиям человечества. Его земным воплощением считается глава школы гелугпа далай-лама. А. весьма почитаем в кит. и яп. буддизме. - Н. Л. Жуковская

АВИДЬЯ

Авидья (санскр.), авиджя (пали) - невежество, синоним - заблуждение (моха). Первоначало зла и страданий в жизни, т. к. именно невежество не позволяет увидеть истинную сущность вещей и природы, постоянную изменчивость реальности, негативные стороны эгоцентризма и т. д. Невежество как основа всех обусловленных действий любого существа, к-рые порождают зло и страдание, является первым звеном закона зависимого происхождения, или «колеса жизни» (бхавачакра). Оно - одно из червоточин бытия и причина дурных наклонностей, в буддизме особо выделяются три источника зла: невежество, жадность, ненависть, к-рые создают плохую карму. - В. И. Kopнев

АВТОРИТЕТ ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ В БУДДИЗМЕ

Буддизм не признает авторитета в вопросах учения Будды, будь то слово учителя, монаха, священного текста, комментатора и т.д. Учение Будды можно познать лишь на практике, и тогда познавший это учение становится авторитетом для себя. Поэтому в буддизме нет ересей - В. И. Корнев

АГВАНХАЙДАВ

Агванхайдав (1779-1838) - идеолог и основатель обновленческого движения в монг. ламаизме. Настоятель столичного монастыря Гандантекчинлинг, представитель высшего духовенства страны. А. первым выступил с обличением пороков ламства. Его сочинение «Послание ко всем бурханам и бодхисаттвам, непобедимым святым покровителям» бичевало невежество, стяжательство, разврат в среде не только низших, но гл. обр., высших слоев лам, в т. ч. лам-перерожденцев, требовало возврата к первонач. чистоте буддизма. А. уже в пер. пол. 19 в. сформулировал осн. требования «обновления» буддизма, к-рые стали частью идеологии нац. просветительства и смогли быть реализованы лишь в нач. 20 в.: перевод тиб. религ. литературы на монг. язык, введение преподавания религ. и светских дисциплин в монастырских школах на монг. языке, отстранение высшего ламства от участия в мирских и гос. делах. - Н. Л. Жуковская

АГИНСКИЙ ДАЦАН

Агинский дацан (тиб название - Даши Лхундублинг) - ламаистский монастырь в Бурятии, действующий в наст. вр. Строился с 1811 по 1816. В 1816 освящен ламой Ринченом. Божество-охранитель (сахюсан) - Джамсаран. Кроме гл. храма (цокчина) имелось 7 малых сумэ в честь сл. богов пантеона - Аюши, Дэмчок, Оточи, Гунрик, Абиды, Майдари, Арьябала. А. д. известен тем, что с самого основания здесь совершался Маанийн (или Арьябалын бутээд) хурал, исполнявшийся ежедневно 4 раза в день. В службе принимали участие все ламы, начиная от ширетуя (настоятеля) до нештатного гелунга. В обычные дни обряд отправляли 1-2 гелунга, в празд. - 8 гелунгов. В 19 в. в А. д. насчитывалось 60 лам - лекарей, велось изучение медицины. С 1861 при А. д. существовала философская школа цаннит чооре. Далеко за пределами Бурятии славилась и печатня А. д., в к-рой хранились 47 525 ксилографических досок с тиб. и монг. текстами, а также деревянные клише с рисунками и культовыми изображениями. В А. д. печатались книги по будд. философии, логике, медицине, астрономии, астрологии, тантрические трактаты на тиб. языке, издавалась популярная дидактическая лит-ра, словари, справочники на бур. и монг. языках. В кон. 30-х гг. 20 в. А. д. был закрыт, его здания частично разрушены, оставшиеся целыми использованы в светских целях (в гл. храме в теч. неск. десятков лет размещался туберк. санаторий). Предметы культа и религ. искусства, изъятые из А. д., были отправлены в музеи Москвы и Ленинграда. С 1946 А. д. открыт заново, в нем действует 1 храм, живет ок. 20 лам. - Л. Л. Абаева

АГОН-СЮ

Агон-сю - одна из наиб. популярных т. н. новых религий Японии, делающих упор на религ. фундаментализм, мистицизм, разл. виды магии. Основана в 1978 Кирияма Ясуо, последователем эзотерич. буддизма школы Сингон-сю. Сочетает проповедь ранних будд. текстов агама (яп. агон) с магией и мистич. ритуалами, заимствованными из практики ср.-век. монахов-отшельников. Согласно А.-с., только религия, основанная на таком сочетании, способна «сотворить чудо» - помочь «неприкаянным» духам предков, кишащим в окружающем человека мире, обрести «сущность Будды» и тем самым освободить человека от «злой кармы духов». При этом мистич. практика эзотерич. буддизма, его архаичные ритуалы провозглашаются эффективным средством совершенствования духовных и физич. способностей личности. В культе А.-с. имеют место также заимствования из разл. религ. течений Запада, спиритуализма, парапсихологии, тиб. мистицизма. Пользуется большой популярностью среди молодежи, составляющей до 40% адептов группы. Численность - 200-300 тыс. - Г. Е. Светлов

АД

Ад - см. Космология буддизма.

АДЖАНТА

Аджанта - комплекс пещерных храмов в горах Аджанты на плоскогорье Декана (Цент. Индия), созданные во 2 в. до н. э. - 7 в. н. э. Здесь было 27 жилых пещер, в нек-рых сохранились будд. фрески и статуи, относящиеся к 6 в. н. э - В. И. Корнев

АДЖИНА-ТЕПЕ

Аджина-тепе - холм в 12 км к сев.-вост. от г. Курган-Тюбе в Вахшской долине (Южн. Таджикистан), образовавшийся на месте будд. монастыря 7 - нач. 8 в. Раскопки выявили здесь остатки прямоугольного в плане здания (ок. 100 Х 50 м), сооруженного из сырцового кирпича и битой глины по четкому плану. Монастырь состоял из двух дворов с четырьмя айванами - открытыми помещениями под сводчатой кровлей, монаш. кельями, культовыми, хозяйств. и вспомогат. постройками. В центре сев.-зап. двора - большая ступа в виде кубического монолита на ступенчатом постаменте с двухмаршевыми лестницами посреди каждой из четырех сторон; верхняя часть ступы - барабан и купол - не сохранилась. Найдены также остатки многоцв. стенных росписей и отд. части глиняных раскрашенных скульптур (в т. ч. 12-метровой статуи Будды в нирване), вотивные ступы и миниатюрные их макеты. А.-т. - яркий образец небольшого сельского будд. монастыря Ср. Азии времени, предшествующего арабским завоеваниям 8 в. - Б. Я. Ставиский

АДИБУДДА

Адибудда (санскр.) - в мифологии махаяны и ваджраяны осмысляется как «изначальный будда», т. е. персонификация сущности всех будд и бодхисаттв. Неясно, когда именно появился в буддизме этот образ, но в 10 - 11 вв. он получил широкое распространение в связи с концепцией калачакра. А.наиб.популярен в Непале, Тибете, странах Вост. Азии. В нек-рых школах буддизма в качестве А. почитаются др. будды: Самантабхадра, Ваджрадхара, Вайрочана. - Н. Л. Жуковская

АЗИАТСКАЯ БУДДИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЗА МИР (АБКМ)

Азиатская буддийская конференция за мир (АБКМ) (АБКМ) - международная неправительств. орг-ция буддистов стран Азии, основанная в 1970. Штаб-квартира находится в монастыре Гандантекчинлинг в Улан-Баторе. Президентом орг-ции является глава буддистов Монголии, носитель титула и сана хамбо-лама. Целями и задачами АБКМ являются: объединить буддистов Азии в их стремлении к миру и спокойствию на Земле; всемерно способствовать распространению и претворению в жизнь будд. учения, проповедующего высокие идеалы мира, гармонии и соц. справедливости; решительно выступать за мир и безопасность в Азии и во всем мире, за полное запрещение ядерного и др. видов оружия массового уничтожения; поддерживать неотъемлемые требования народов на свободное и независимое развитие, в защиту прав и достоинства человека. АБКМ объединяет 15 нац. центров из 12 стран Азии, мн. авторитетных будд. лидеров, политич. и обществ. деятелей. АБКМ имеет статус третьей категории в ЭКОСОС и ЮНЕСКО. - Ю. Г. Бухаев

АЙРТАМ

Айртам - урочище на правом берегу Амударьи, в 10 км к востоку от г. Термеза, на юге Узбекистана, с остатками древнего поселения. Здесь раскопаны два будд. комплекса кушанского времени (2-4 вв.). В первом комплексе, располагавшемся на холме, окруженном остатками стены, обнаружены остатки монастырской постройки, богато украшенное святилище и следы крупного прямоугольного постамента, скорее всего - от ступы. С этим комплексом связаны также находки замечательных каменных составных капителей с высокохудожеств. рельефными изображениями полуфигур музыкантов и гирляндоносцев на фоне пышной аканфовой листвы, а также части каменного рельефа с большой надписью кушанским письмом. Во втором комплексе, лежавшем значит. восточное первого, раскопаны относит. хорошо сохранившаяся ступа с прямоугольным основанием и полусферическим верхом и остатки сырцовой постройки с фрагментами каменных архитектурных деталей. Установлено,что А. в кушанское время представлял собой довольно крупное поселение, где вблизи от переправы через Амударью обосновалась сильная будд. община. - Б. Я. Ставиский

АК-БЕШИМ

Ак-бешим - городище в Чуйской долине на сев. Киргизии, к востоку от г. Фрунзе, где раскопаны два будд. храмовых комплекса 6-8 вв. Первый представлял собой прямоугольное в плане сооружение с большим внутр. двором, группой помещений у входа и группой культовых строений (восьмиколонный зал и святилище, окруженное с трех сторон обводным коридором). В зале и святилище при раскопках найдены многочисл. фрагменты глиняных и металлич. будд. фигур и др. культовых предметов. Второй храм, квадратный в плане, был окружен по периметру обводным коридором. Храм включал внутр. двор и крестовидное в плане святилище, окруженное с трех сторон обходным коридором. В святилище найдены фрагменты глиняных раскрашенных будд. статуй и лепных архитектурных украшений - Б. Я. Ставиский

АКУСАЛА

Акусала (пали) - неблагоприятная карма, создаваемая невежеством, тщеславием и ненавистью. Символами этих пороков являются черная свинья, красный петух, зеленая змея. - В. И. Корнев

АКШОБХЬЯ

Акшобхья (санскр.) - будда в мифологии махаяны и виджраяны, олицетворение бесстрастия, невозмутимости. Впервые упоминается в текстах первых веков до н. э. В ваджраяне А. - один из 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата). С ним ассоциируются: страна света - Восток, цвет - голубой, животное - слон, чувство - осязание, элемент - вода, символ - ваджра; его женское соответствие (праджня) - Лочана, эманирующий из него бодхисаттва - Ваджрапани; чаще всего его изображают сидящим на голубом лотосе. Как объект культа А. почитается в Непале, Тибете, был популярен в др.-яванском буддизме. - Н. Л. Жуковская

АЛАЯ-ВИДЖНЯНА

Алая-виджняна (санскр - сознание-сокровищница, или всесохраняющее сознание) - единое первонач. индивидуальное сознание, к-рое невыразимо. В нем накапливаются следы всех прошлых деяний (карма) и содержатся определяемые кармой «ростки» всех возможных идей и объектов, являющихся модусами этого сознания. А.-в. не является абсолютом, оно только относительно реально, т. к. соотносится с феноменальным миром, к-рый, согласно йогачарам, добавившим этот вид сознания к шести традиционным для буддизма видам сознания, иллюзорен. В ряду конструируемых А.-в. идей возникают также ошибочные понятия о «Я» как личности и о «не-Я» - феноменальном мире. Ашвагхоша считал А.-в. ступенью в эволюции к «таковости» (татхата), к-рую можно отождествить с абсолютом. С прекращением действия кармы А.-в. угасает в нирване, где снимается дуализм «Я» и «не-Я». - Н. А. Канаева

АМАР БАЯСГАЛАНТ, АМАР ХИЙД

АМАР БАЯСГАЛАНТ, Амар хийд - будд. монастырь в Монголии, заложенный в 1728 по приказу маньчж. императора в качестве усыпальницы умершего в 1723 Ундур-гэгэна, первого главы ламаистской церкви Монголии. В 1737 строительство было закончено. А. Б. - один из лучших образцов ср.-век. монг. культового зодчества, при создании к-рого были использованы последние достижения в кит. и монг. строительном искусстве (напр., система внутр. водостока, грунтовка глиной, замешенной на свиной или конской крови, и др.). В А. Б. имелись неск. храмов и 2 усыпальницы с мощами в виде мумифицированных тел первого и четвертого главы монг. церкви - «живых богов», перерожденцев джебц-зун-дамба-хутухты. В кон. 30-х гг. 20 в. А. Б. был предназначен к уничтожению, как и значит. большинство монастырей и храмов Монголии, но случайно уцелел. В кон. 70-х гг. началась реставрация А. Б., принято решение о создании в нем музейного комплекса.

АМАРАВАТИ

Амаравати - место вблизи Мадраса (Индия), где сохранились образцы будд. изобразительного искусства 2 в. до н. э. - 3 в. н. э. (рельефы на ограде и цоколе ступы). Искусство А. представляет собой синтез сев. и южноинд. скульптуры, для к-рого характерны ярко выраженная экспрессия и динамизм изображаемых массовых сцен - В. И. Корнев

АМБЕДКАР БИМ РАО

АМБЕДКАР Бим Рао (1891-1956) - обществ. и политич. деятель Индии. Входил в законодательную ассамблею Бомбея, был министром юстиции центр. пр-ва, участником разработки проекта нынешней конституции. Выступал за улучшение условий жизни неприкасаемых. В окт. 1956 А. и 0,5 млн его последователей отреклись от индуизма и приняли буддизм. Основал Индийское будд. об-во в г. Нагпур. В. И. Корнев

АМИДА

Амида (яп.),Одпагме (тиб.) - см. Амитабха.

АМИДАИЗМ

Амидаизм (иногда Амидизм) - одно из ведущих направлений буддизма на Дальнем Востоке, возникшее и оформившееся в 5-6 вв. в Китае. Получило название по имени гл. будды этого течения - Амиды. Канонич. текстами А. являются «Три сутры об Амиде», в к-рых отражены осн. догматич. положения данного направления. Целью адепта А. является возрождение после смерти в «чистой земле» Амиды, будд. рае, где ему уготована вечная счастливая жизнь. На учение А. о «чистой земле» несомненное влияние оказывали даосские представления о бессмертных, ведущих блаженное существование на далеком острове в океане. Возрождение в «чистой земле» возможно только при помощи будды Амиды, который дал обет перенести все живые существа после их смерти в свой рай. Верующий в спасительную силу Амиды должен молить будду о помощи, повторяя сакральную фразу «Слава будде Амиде!» и совершая благодетельные поступки. А. получил широкое распространение прежде всего среди сельского населения, хотя в число его приверженцев входила и какая-то часть имущих слоев. В Китае ведущей школой А. была Цзинту-цзун, теоретики к-рой систематизировали догматич. положение «Трех сутр об Амиде» и разработали доктринальный комплекс А. как религ. течения. В Японии, где А. приобрел исключит. популярность в 13 в., возникло четыре гл. школы в рамках этого течения - Юдзу нэмбуцу-сю, Дзёдо-сю, Дзёдо-синсю, Дзи-сю - идеологи к-рых предлагали несколько отличные друг от друга трактовки основополагающих амидаистских догм. - А. Н. Игнатович

АМИТАБХА

Амитабха (санскр.) - будда в мифологии махаяны и ваджраяны, олицетворение «неизмеримого света». В текстах хинаяны о нем нет упоминаний. Культ его возник в Индии в первые века н. э. А. - создатель и владыка рая Сукхавати, в к-ром могут возрождаться все страдающие и уверовавшие в могущество А. живые существа. В ваджраяне А. - один из о дхьяни-будд (см. Панча-татхагата). С ним ассоциируются: страна света - Запад, цвет - красный, животное - павлин, одно из 5 чувств - вкус, элемент - огонь. Эманация А. - бодхисаттва Авалокитешвара, земное воплощение - Будда Шакьямуни, а по мнению последователей гелугпа - также и панчен-лама. Символ А. - нищий будд. монах с патрой, его женское соответствие (праджня) - Пандаравасини. Обычно А. изображается сидящим на троне в виде павлина в позе созерцания с монашеской чашей для сбора подаяний в руках. Его культ развит в Японии (см. Амидаизм), Тибете, Монголии, Бурятии. - Н. Л. Жуковская

АМОГАСИДДХИ

Амогасиддхи (санскр.) - один из будд в будд. мифологии, олицетворение непогрешимой истины. В текстах махаяны и хинаяны не упоминается; в ваджраяне - один из 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата). С А. ассоциированы: страна света - Север, цвет - зеленый, элемент - воздух, чувство - обоняние. Его животное - спутник - Гаруда, его праджня - Тара, его земное проявление - будда Майтрея. А. особенно популярен в Тибете и Монголии. - Н. Л. Жуковская

АМОГХАВАДЖРА

Амогхаваджра (705 - 774) - инд. будд. монах, переселившийся в 720 в Китай и получивший там имя Букун. Один из ведущих теоретиков и практиков эзотерич. буддизма. Приобрел известность как переводчик на кит. язык сутр и трактатов (гл. обр. эзотерич.) с санскрита. У одного из учеников А. обучался яп. монах Кукай, основатель школы Сингон-сю. - А. Н. Игнатович

АМРИТАНАНДА ТХЕРА

АМРИТАНАНДА Тхера (р. 1918) - глава непальских буддистов. В 1936 получил посвящение в будд. монахи в г. Кушинаре. В 1940 стал махатхерой (т. е. великим тхерой) на Шри-Ланке. В 1951 основал Всенепальское общество будд. монахов, в 1952 - будд. колледж. В наст. вр. в Непале живет 70 будд. монахов, из них 60 - тхеравадины, имеется 28 вихар. В. И. Корнев

АНАНДА

Ананда - двоюродный брат царевича Гаутамы и его любимый ученик, к-рый сопровождал Будду как слуга в течение 45 лет. После смерти Будды со слов А. был составлен свод поучений - Сутта-питака - В. И. Корнев

АНАТМАН

Анатман - см. Трилакшана.

АНГКОР

Ангкор - комплекс религ. сооружений 12 в. в джунглях Камбоджи. Наиб. известен в этом комплексе Ангкорский храм, одно из красивейших сооружений в мире. Терр. храма - 1000 Х 850 м. На трех мощных террасах, поднимающихся вверх ступенчатой пирамидой, помещаются пять храмов-башен. Вся галерея первой террасы покрыта сплошными барельефами высотой ок. 2 м. Изображения людей, животных, мифологич. персонажей перемежаются растительным, линейным и геометрическим орнаментом. Среди сюжетов преобладают сцены из «Рамаяны» и «Махабхараты». На второй террасе ок. 2 тыс. изображений «небесных танцовщиц» (апсар). Вблизи Ангкорвата находятся руины кхмерской столицы Ангкорт-хома с центр. храмом Байон, посвященным бодхисаттве Авалокитешвара.- В. И. Корнев

АНИТЬЯ

Анитья (санскр.), аничча (пали) - непостоянство как одно из свойств бытия (трилакшана). Именно из-за непостоянства бытия ему присуще страдание (дуккха) и отсутствие самости (анатман, анатта). Понимание того, что все в жизни непостоянно, подвержено изменениям, разрушается и исчезает, является первой стадией достижения нирваны (сотапатти). - В. И. Корнев

АНУМАНА

Анумана (санскр. - вывод) - в будд. теории познания второй источник достоверного знания (см. Буддийская теория познания). Дословно А. переводится как «последующее измерение», «последующее мнение», т. к. выводное знание следует за восприятием логич. признака объекта и обоснованием неразрывной связи между объектом и его логич. признаком. Логич. термины не были еще жестко определены, и то, что объявлялось меньшим термином, с таким же успехом могло рассматриваться и как больший термин. Буддисты различали «вывод для себя» (свартханумана) - умозаключение, состоящее из двух суждений, похожее на энтимему в зап. логике, и «вывод для другого» (парартханумана) - состоящий из трех высказываний, похожий на простой категорический силлогизм в модусе Барбара. «Вывод для себя» функционирует в будд. учении как средство познания объекта через его знак, а «вывод для другого» - как способ доказательства, или силлогизм. В зависимости от разновидности логич. знака выводы делились на основанные на причинно-следственной связи, на отношении тождества и на отрицательные выводы, к-рых насчитывалось 11 модусов. - Н. А. Канаева

АНУРАДХАПУРА

Анурадхапура - древняя столица Шри-Ланки. Основана в 437 до н. э. Во времена нашествия тамилов в 1 тыс. н. а. мн. города сев. части о-ва были разрушены, в их числе А. и Полоннарува, и заросли джунглями. В 19 в. эти города были частично восстановлены. В А. сохранились огромные дагобы: Тупарама (3 в. до н. э.), Руванвелисея (Махатхупа) (2 в. до н.э.), Абхаягири тхупа (1 в. до н. э.), остатки искусственных водоемов, дерево Бодхи, высаженное, согл. традиции, в 3 в, до н. э., руины храмовых зданий.- В. И. Корнев

АПАРАШАИЛА

Апарашаила (иначе Апараселийя, Махаванаселийя; санскр., в будд. традиции - «те, к-рые поселились на Западной горе») - подшкола чайтики. А. образовалась ок. 2 в. до н. э. в результате незначительных разногласий по вопросам дисциплины, возникших в общине последователей монаха Махадевы. В целом взгляды последователей А. совпадали с учением и культом ее материнской школы. Сакральное значение для них имели исключительно тексты Виная-питаки. Расцвет А. падает на период правления династий Сатаваханов (2 в. до н. э. - 2 в. н. э.) и Икшваков (3 в. н. э.). В это время духовные центры этой школы создаются в Амаравати, Гханташале, Аллуре, Канхери, Нагарджуниконде. А. просуществовала вплоть до кон. 7 в. н. э. - Л. Р. Фурцева

АПОХА

Апоха (санскр. букв. - исключение, отделение, различение) - концепция о чисто относит. или отрицат. значении всех слов. Впервые эта концепция выдвинута в Индии в 6 в. Дигнагой, разрабатывалась Дхармакирти (6 в.), Дхармоттарой (9 в.) и Ратнакирти (9-10 вв.). Реальный мир для буддистов - это мир чистых единичных сущностей - дхарм, а понятие - результат мыслительного конструирования, обобщения, т. е. универсалия. Мир единичных сущностей и мир универсалий никак друг с другом не связаны: понятия ничего не говорят нам о реальности, с к-рой соотносятся. Именно поэтому буддисты провозглашают значения слов относительными. Произнося к.-л. слово - комбинацию звуков, мы утверждаем о существовании связанного с ним предмета и придаем ему нек-рый смысл, но, кроме того, каждое слово является различающим некий объект А и его отрицание не-А, содержит их как две стороны, важные для его понимания. Т. обр., хотя слова и не в состоянии дать нам положит. знания о вещах как таковых, они дают нам знание о том, чем эти вещи не являются, и след., опосредованно обозначают внешнюю реальность. А. затрагивает множество логич., эпистемологич. и метафизич. проблем, поэтому широко дискутировалась в Индии представителями всех религ.-филос. школ. - Н. А. Канаева

АРУПАЛОКА

Арупалока - см. Космология буддизма.

АРХАТ

Архат (санскр., пали арахат, дословно «достойный») - человек, прошедший четырехступенчатый путь духовного совершенствования и достигший его наивысшего уровня (вступивший в поток; возвращающийся один раз; не возвращающийся; архат). К числу А. относятся ближайшие ученики и последователи Будды, в традиции хинаяны их насчитывается 16, в махаяне - 18. А. входит также в число эпитетов Будды. В хинаяне А. более популярны, чем в остальных направлениях буддизма, в махаяне путь А._ это лишь часть пути бодхисаттвы. - Н. Л. Жуковская

АРЬЯДЕВА

Арьядева (3 в.) - крупнейший представитель школы мадхьямика в Индии после Нагарджуны, уроженец Шри-Ланки. Ученик Нагарджуны, вместе с к-рым путешествовал, долго был пандитом в Наланде. А. приписывают 23 работы, из к-рых. несомненно, ему принадлежат 5. Наиб. значит, из них - «Хаставала-пракарана» и «Чатухшатака». Его соч. переводились на тиб., кит. и яп. языки. А. внес значит. вклад в разработку осн. будд. концепций, оказал большое влияние на подъем и оживление интеллектуальной жизни в ср.-век. Индии. Почти во всех соч. защищал центральную для мадхьямики концепцию пустоты (шунья), осн. его оппонентами были санкхьяики и вайшешики. Его вклад особенно велик в филос.-полемич. учение. Согл. А., истинно сущее (парамартхасат), или абсолютное состояние сознания не может быть постигнуто рассудком и описано в соотносит. категориях, оно вне рождения и смерти, вне мысли и языка, а таковым может быть только сознание-пустотность. По его мнению, истинно сущее реализуется практически путем опровержения («опустошения») всех лжеидей по поводу сущего, в первую очередь о неизменном среди всеобщей изменчивости, о счастье среди океана страданий, о вечной душе (атман) среди невечного мира, о прекрасном среди безобразного. Размышления о таких идеях А. называл невежеством и приписывал его буддистам тех школ. к-рые чурались учения махаяны о пути бодхисаттвы, не испытывающего ни привязанности, ни отвращения ко всему взаимозависимому или призрачному. В тиб. традиции А. причисляется к «шести драгоценностям» будд. философии: Нагарджуна, А., Асанга, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти. В кит. буддизме трактат А. «Шата-шастра» («Сто строф») относится к осн. источникам школы Сань-лунь-цзун. - В. П. Андросов, Н. А. Канаева

АРЬЯШУРА, АЧАРЬЯШУРА

Ачарьяшура (ок. 4 в.) - поэт, автор известной поэмы «Джатакамала» (Гирлянда джатак), называемой также «Бодхисаттва - авадана - мала», посвященной поучительным историям из прежних рождений Будды. А. - уроженец Сев. Индии, брахман по происхождению, но перешел в буддизм. Ему приписывают также целый ряд менее известных произведений: «Бодхисаттва-джатакасья дхармагхана» - короткий пересказ «Гирлянды джатак», «Супатха-дешапарикатха», содержащая моральную проповедь, «Пратимокшасутра - паддхати» - комментарий из «Пратимокшасутру» сарвастивадинов и др. В своих соч. А. уделял больше внимания не филос., а популярным аспектам буддизма,т. к.ориентировался на простых верующих. Как защитник молодой религии внес значит, вклад в будд. лит-ру на санскрите. - Н. А. Канаева

АСАНА

Асана (санскр. - «поза») - ряд фиксированных в будд. традиции положений ног и тела. Одни позы используются для медитации, напр. поза со скрещен. ногами «ваджрапарьянка-А.» (в индуист. йоге именуемая позой лотоса), другие характерны только для изобразит. канона ваджраяны, напр. танцующая поза «тандава-А.». Всего в сев. буддизме употребляется ок. двадцати А. - А. А. Терентьев

АСАНГА

Асанга (4 в.) - великий индо-будд. мыслитель, один из основоположников школы йогачара, к-рому приписывается в тиб. каноне авторство 19 трудов, в том числе по абхидхарме и праджняпарамите. А. философски развил учения махаянских сутр: 1) об алая-виджняне, или «сокровищнице сознания», к-рая имеет постоянно меняющееся множество «семян» и «кармических зародышей», дающих жизнь очередным индивидам сансары, поэтому путь к нирване состоит в прекращении влияния кармы, или в «непрорастании» семян в сознаниях, их множественность иллюзорна, т. е. каждый до освобождения пользуется лишь частицей единого сознания Татхагаты («Махаянасамграха»); 2) о виджняна-.матре, или «только сознании», к-рое есть поток частиц (дхарм) и их сочетаний, а в задачи его познания входит доказательство нереальности этих конструкций мыслетворчества и реальности самого осознавания этого («Абхидхармасамуччая»);3) об идеале бодхисаттвы, или просветленного существа, способного стать буддой, но остающегося в нижних регионах Вселенной ради оказания помощи и спасения других индивидов («Иогачарабхуми-щастра»); 4) о высшей реальности, предстающей «тремя телами Будды» (см. Трикая) - невыразимое «тело дхармы», «тело блаженства», «тело воплощения», в к-ром будды приходят к людям возвестить истинное учение («Махаянасамграха»). - В. П. Андросов

АСКЕТИЗМ

Аскетизм - практика отказа от всяких желаний ради достижения духовного идеала или религ. цели. В Индии появляется еще в поздневедийский период (ок. 1500 - 1200 до н. э.). Практика А. была внедрена почти во всех школах брахманизма и индуизма (в ведийской религии, в йоге и джайнизме). Будда под влиянием существовавшей традиции тоже пробовал прибегнуть к А., но его надежды на аскетич. практику как способ достижения просветления не оправдались, и в первой своей проповеди Будда осудил чрезмерный А. как недостойный и бесполезный, советовал следовать «срединным путем» (см. Восьмеричный путь), пролегающим между самоумерщвлением и чувственными обольщениями. В буддизме считается, что А. как форма поведения, направленная на приобретение сверхъестеств. способностей и умилостивление божеств, служит эгоистич. интересам. Единств, вид А., к-рый буддизм поощрял, это самоконтроль за физич. состояниями тела как средство к достижению самоконтроля над сознанием, т. с. самоотречение от временных удовольствий ради вечного блаженства. Для этих целей существовали 5 заповедей и 3 дополнительных правила для мирян, для монахов - 10 заповедей и 227 предписаний. Идеалом буддизма был не аскет, предающийся аскезе ради личного блага, а бодхисаттва, пекущийся о благе других. - Н. А. Канаева

АСУРА-ЙОНИ

Асура-йони - см. Космология буддизма.

АСУРЫ

Асуры (санскр., пали) - персонажи инд. мифологии, вначале обитавшие на небесах и равные богам, а потом из-за постоянных конфликтов с богами низвергнутые на более низкие уровни Вселенной, за что и получили свое название - «а-сура» означает «не-боги». В индуистской и будд. мифологиях много сюжетов о борьбе А. с богами, в к-рых А. постоянно терпят поражение. Одна из причин раздоров - мифич. дерево Читтапатали, корни к-рого находятся во владениях А., а ветви с созревающими плодами - во владениях богов. В будд. мифологии А. образуют один из 6 миров сансары, место их обитания - пещеры горы Меру. Мир А. наряду с др. 5 мирами (богов, людей, животных, духов прета, ада) является местом, где в зависимости от своей кармы могут перерождаться живые существа, и в этом качестве он изображается на иконе «колесо жизни». - Н. Л. Жуковская

АТИША

АТИША, Дипанкара Шри Джняна (санскр.), Джово Мармезадна Пал Ешей (тиб.) (982 - 1054)- инд. ученый, будд. монах, проповедник; с 1042 до конца жизни странствовал по Тибету. С его именем связывается возрождение буддизма, восстановление института монашества с жестким соблюдением дисциплины, активное распространение концепции «колеса времени» (калачакра) и создание системы тибетского летосчисления (1051), а также перевод филос. текстов праджняпарамиты. Его труды «Ботхипатха прадипа» («Светильник пути просветления») и «Боджисаттваманьявали» («Драгоценная гирлянда бодхисаттв») посвящены трехступенчатой классификации интеллекта (высший,средний, низший) и возможности, в зависимости от уровня интеллекта, достичь состояния просветления. Они сыграли значит. роль в становлении и развитии собственно тиб. школ буддизма - кадампа и гелугпа. Е. Д. Огнева

АТМАН

Атман (санскр.), атта (пали) - букв «Абсолютный дух», «Высшее Я», «Мировая душа», «Высшая реальность», «Абсолютная реальность», «Я» - одна из осн. категорий брахманизма. С т зр. представителей брахманистских школ философии, каждая личность есть часть Высшей реальности, поэтому личное «Я» и мировое «Я» тождественны. Концепция А. всегда опровергалась буддистами. - Н. А. Канаева.

АШВАГХОША

Ашвагхоша (ок. 80 - 150) - инд. философ и поэт. Его считали величайшим поэтом Индии до Калидасы (5 в.) и отцом санскр. драмы. Рожден в брахманской семье и исповедовал брахманскую религию, но затем перешел в буддизм. Среди приписываемых ему соч. трактат «Махаянашраддхотпада - шастра» («Пробуждение махаянской веры»), известная поэма «Буддха-чарита» («Жизнеописание Будды») и «Махаланкара» («Книга Славы»). - Н. А. Канаева

АШОДА, АШОКА

АШОДА, Ашока (268-231 до н. э.) - правитель империи Маурьев, при к-ром начался расцвет буддизма в Индии (см. вводную статью, История буддизма. Буддизм в Индии}.

Следующая страница