Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Буддизм
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

ЛАВРАН, ЛАБРАН-ТРАШИКЬИЛ

ЛАВРАН, Лабран-трашикьил (тиб., букв., «Дворец учителей», или «Дворец учителей - круговорот счастья») - монастырь в Амдо (Сев.-вост. Тибет). Основал его в 1709 знаменитый ученый и богослов Джамьян Шадпа I, Нгангван Цзонду (1648- 1791), благодаря к-рому Л. стал центром богословия и обучения. По предсказанию Джамьян Шадпы I, монастырь должен был стать духовной столицей ламаистского мира. Гл. святыня - изображение Джамбы, или будды Майтреи. Каждый настоятель монастыря Л. считается перевоплощением его основателя. Е. Д. Огнева

ЛАЛИТАВИСТАРА

Лалитавистара (санскр.) - одно из подробных легендарных жизнеописаний Будды, созданное на санскрите и пракритах в хинаянистич. школе махасангхика. Название можно перевести как «Подробности о занятиях Будды» (букв. лалита - игра, развлечение). Это сочинение особо почиталось в махаяне; одна из его версий переведена на кит. язык ок. 308. Указанные в нем факты послужили основой для «Жизни Будды» Ашвагхоши и «Света Азии» Эдвина Арнольда. По стилю Л. похожа на пураны, в к-рых также описываются похождения божеств. существ на земле как «игры». Во вводной главе Л. Будда представлен в глубокой медитации, излучающим божеств, сияние и окруженным 12 тыс. монахов и 32 тыс. бодхисаттв. - Н. A. Kaнаева

ЛАМА

Лама (тиб., дословно «высший») - учитель-наставник в ламаизме (тиб., монг., бур., калм., тув.). 1) Л. - собирательный термин, охватывающий разные категории ламства, от низших его званий, прошедших первые ступени монашеского обучения и посвящения (гецул, гэлюнг) до столь высоких его представителей, как далай-лама, панчен-лама, богдо-гэгэн и др. 2) Л. - титул главы духовного управления и монаш. общины в калм. ламаизме. - Н. Л. Жуковская

ЛАМАИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАМАИЗМ В БУРЯТИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАМАИЗМ В КАЛМЫКИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАМАИЗМ В МОНГОЛИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАМАИЗМ В ТУВЕ

Ламаизм в туве - региональная форма ламаизма, сложившаяся на территории Тувы в 18 - 19 вв.Знакомство тувинцев с буддизмом произошло в13 - 14 вв., когда Тува входила в состав Монг. империи. Самые ранние будд., обнаруженные археологами на территории Тувы, датируются 13 - 14 вв. Во второй половине 18 в. после разгрома Джунгарского ханства, в к-рое входила Тува, войсками правившей Китаем манчж. Династии Цин Тува попала в подчинение Китаю. В это же время на территории Тувы начинают активную миссионерскую деятельность монг. ламы, представители школы гелугпа. Начиная с 60-х гг. 18 в. в Туве появляются первые стационарные ламаистские монастыри. Однако потребовалось ещё сто лет, прежде чем Л. в Т. сформировался как самост. форма буддизма. Тув. монастыри (хурэ) имелись в каждом хошуне (администр.единица),с экон. т.зр. они представляли собой крупные феод. хозяйства, владели скотом и крепостными аратами, занимались торговлей.Л. в Т. не имел своего религ. центра, хурэ административно подчинялись главе монг. церкви. Тувинцы - ламаисты часто совершали паломничества в монастыри Монголии. Структуру церк. орг-ции Л. в Т. заимствовал у монголов без особых изменений ( те же штатные должн. единицы, те же монаш. степени и звания). Ламаизм оказал значит. влияние на традиц.культуру тувинцев: наложил отпечаток на народн. обряды жизн. цикла (свадебные, родильные, погребальные), календарные праздники, на народную медицину, привел к модернистским новшествам в шаманизме, но и сам испытал на себе его сильное влияние. Особой популярностью в Л. в Т. пользовалась мистерия цам, известная всем странам ламаистского мира. Тиб. медицина с ее трактатами получила в Туве распространение и признание: ламы-лекари почитались народом, хотя, как и во всякой народной медицине, среди них имелись и шарлатаны. В отличие от Тибета, Монголии, Бурятии Л. в Т. не знал культа перерожденцев. К кон. 20-х гг. 20 в. в Туве насчитывалось 19 хурэ, ок. 3 тыс. лам. К нач. 40-х гг. все хурэ были закрыты, и лишь несколько стариков-лам продолжали обслуживать ритуальные нужды населения. С 1990 в Туве предпринимаются попытки возродить будд. общину. - Н. Л. Жуковская

ЛАМАИЗМ НА АЛТАЕ

В науч. лит-ре в самостоят. национальную и региональную форму Л. на А. не выделяется, и для этого есть все основания: на Алтае не было общины будд. монахов, не было ни одного монастыря и каких-либо внемонастырских будд. культовых сооружений (ступы, мани и т. п.). Однако территория Алтая и его население в разные периоды истории находились в полном или частичном подчинении у соседних государств, где буддизм был офиц. или одной из офиц. религий: гос-ва киданей (10 - 12 вв.), Монг. империи (13 - 14 вв.), Джунгарского ханства (17-18 вв.). Многовековые контакты с народами, исповедовавшими буддизм, привели к появлению нек-рого, хоть и незначит. числа его элементов в культуре алтайцев. В местной мифологии это будд. персонажи: небесный писарь Шигы-минебурхан (Шакьямуни), богатырь Мангдышир (Манджушри), небесное божество Курбустан (Хормуста); в эпосе-это Акбурхан (белый бог), оживляющий убитого главного героя; в сказках - божеств. птица Канкереде (Гаруда) и гора Сумер (Меру) и др. Правосл. миссионеры, работавшие на Алтае с 18 в., в своих донесениях отмечали, что в кон. 19 в. активизировалась деятельность монг. лам в ряде районов Алтая: приезжали на время, проводили службы, развешивали иконы, агитировали принимать «желтую веру». В нач. 20 в. на Алтае возникло местное националистич. движение в религ. оболочке - бурханизм. Обряды его представляли собой смесь шаманства, христ-ва и в наименьшей степени ламаизма, к-рый был представлен лишь некоторыми терминами, в т. ч. словом «бурхан», осмыслявшимся в данном движении как верховный и единый бог. - Н. Л. Жуковская

ЛАМ-РИМ

Лам-рим (тиб., букв. «ступени пути») - система представлений о 3-х типах личности, теории пустотности, необходимости практики созерцания. В Тибете ее разработкой занимались Атиша и более подробно Цзонхава в своем трактате «Ламрим чхенмо» («Ступени великого пути»). Согл. этим представлениям, уровень интеллекта каждого из 3-х типов личности определяет ее форму существования: низший заботится только о благах этого мира, не помышляя о страдании и о спасении от страдания; средний, отвергая блага и грех бытия, заботится только о собственном спасении; высший, зная, что такое страдание и каков путь избавления от него, заботится о спасении всех людей. - Е. Д. Огнева

ЛИ

Ли (кит., букв. «принцип», «разумность», «резонность») - категория классич. кит. философии, обозначающая структурообразующее, оформляющее начало универсума. Первонач. появляется в конфуцианских текстах, откуда и позаимствована буддистами, прежде всего - представителями школы Хуаянь-цзун. В буддизме Хуаянь Л. рассматривалось обычно в оппозиции «ли - ши», «принцип - вещи (или дела)». Под Л. понималась изначальная абсолютная субстанция, истинная сушность всех дхарм, составляющая внутр. основу и регулирующую природу всех вещей феноменального мира. В данном значении Л. отождествлялось с универсальным «телом будды», абсолютом и «природой будды» как исходной сущностью любого живого существа и всего мира в целом. Будд. интерпретация категории Л. непосредств. повлияла на неоконфуцианство, в к-ром Л. стало осн. понятием, давшим и само кит. название неоконфуцианству - «Ли сюе» (учение о принципе, «принципология»). - Е. А. Торчинов

ЛИНГА, ЛИНГАМ

ЛИНГА, лингам (санскр., букв. «знак», «метка») - символ, признак мужского пола. В монг. и бур. ламаизме - изготовленная из теста или нарисованная на бумаге фигурка обнаженного человека, выступающая как символ врага веры и олицетворение человеч. грехов. Во время одноимен. хурала эта фигурка рубится на части, выбрасывается за пределы храма или сжигается. В магич. церемониях частного порядка Л. означает изображение совершенно конкретного врага, к к-рому прилагаются обрывки его одежды, отрезанные ногти и волосы с целью наиболее эффективного причинения ему вреда.

ЛИНЬЦЗИ ИСЮАНЬ

ЛИНЬЦЗИ Исюань (? -867) - кит. будд. монах школы чань. Создатель одноимен. направления школы чань (Линьцзи-цзун). Род. в Наньхуа (ныне Дунмин, провинция Шаньдун), фамилия в миру - Син. После принятия монашества жил в разл. монастырях Китая. Созданное им направление чань уделяло особое внимание использованию для медитации кратких парадоксальных суждений (гунъань, яп.- коан) и диалогов (вэньда, яп.- мондо). Проповеди и беседы И. содержатся в тексте «Линьцзи лу» («Записи Линьцзи»). Посмертный труд И.- «Великий учитель озаряющей мудрости». Направление, основанное И., получило широкое распространение в Китае, Японии, Вьетнаме и Корее.

ЛОКОТТАРАВАДА

Локоттаравада (санскр., в будд. традиции - «те, к-рые проповедуют учение о потустороннем») - одна из 18 школ, возникших в результате внутр. раскола школы махасангхика. Образовалась в 3 в. до н. э. Согласно учению Л., природа будд и бодхисаттв, а также дхарма и нирвана простираются в бесконечность, что было впоследствии признано истинным всеми школами ветви махасангхика. Фактич. последователи Л. впервые обожествили Будду, объявив его сверхмирским существом, материальное тело к-рого бесконечно и простирается над всем миром (лока) Центр Л. был сформирован в период правления кушанского правителя Канишки в Бамиане (Афганистан) в 1-2 вв. н. э. В период правления царей династии Пала, как отмечает Таранатха, монастыри Л. существовали в районах Бенгалии и Магадхи. - Л. Р. Фурцева

ЛОТОСОВАЯ СУТРА

Лотосовая сутра (санскр. Саддхармапундарика-сутра - букв. «Сутра Лотоса благого Закона») - одна из наиб. известных и популярных сутр махаяны. Написана ок. 125, автор неизвестен. Провозглашалась окончательным и полным изложением учения Будды. Заняла цент. место во многих махаянских школах, гл. обр. Китая и Японии: в Индии почиталась в школе «идентичности различных путей к спасению» (экаяна), или саддхармапундарика; в Китае-в школе Тяньтай-цзун, в Японии - Тэндай-сю, Нитирэн-сю и дзэн. Впервые переведена на кит. язык с санскр. в 5 в. Кумарадживой. Гл. цель Л. с. - обоснование единства трех названных Буддой путей к спасению: пути ученичества и обретения архатства (шравакаяна), пути личного спасения (пратьекабуддхаяна) и пути помощи другим в достижении спасения (бодхисаттваяна). Все три провозглашались, в сущности, одним путем просветления (буддхаяна), так как оно является их общей целью. Будда представлен в сутре трансцендентным вечным существом, окруженным множеством мудрецов (архатов), богов, бодхисаттв и др. фигур; здесь упоминается одно из «тел Будды» - «непроявленное тело закона» (дхармакая). Сказано, что религ. заслуги приобретаются проповедующими, повторяющими и слушающими Лотосовую сутру, к-рая есть не просто изложение истины, но гл. объект поклонения. Кит. и яп. версии отличаются от санскр. текста. В них, в частности, содержится концепция 5 периодов в истории будд. учения, доктрина «троякой истины» Нагарджуны и развитая космология, отсутствующие в оригинале. - Н. А. Канаева

ЛХАСА

Лхаса (тиб., букв. «обитель богов», более древнее название - Раса) - столица Тибета, гл. историко-культурный и религ. центр сев. буддизма, место пребывания (до 1959) далай-ламы. «Обителью богов» город назван потому, что две статуи Будды. Шакьямуни были привезены царю Сронцзангамбо в качестве приданого его женами. Эти статуи, изображения царя и его жен, дворец Потала являются на протяжении мн. столетий святынями ламаистов. Покровительница и защитница города - богиня Лхамо (Шри-деви). В ритуал посещения Л. входил обход города по внешнему кругу (Лингкхор) и по внутреннему кругу (Баркхор). С 1979 Л. открыта для посещений туристов. В 1986 ее посетило 28000 иностранцев. - Е. Д. Огнева

Предыдущая страница Следующая страница