Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 5, "АВР"-"АГА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 5, "АВР"-"АГА")

АВРЕЯ ПАРИЖСКАЯ

АВРЕЯ ПАРИЖСКАЯ († 666, Париж), прп. (пам. зап. 4 или 5 окт.). О ней сообщают два источника VII в.: Житие св. Элигия (I 17-18) и Житие св. Колумбана Ионы из Боббио (II 10). Св. Элигий, еп. Нуайонский, пользовавшийся большим влиянием при дворе франк. кор. Дагоберта I и при его поддержке основавший неск. обителей и храмов в разных местах Франции, поставил А. П., дочь знатных и благочестивых родителей Маврина и Квирии, во главе основанного им в 633 г. первого жен. мон-ря в Париже. Строгая дисциплина обители привлекла туда ок. 300 насельниц, в т. ч. из высших слоев об-ва. Главный храм мон-ря - базилика св. ап. Павла - дал название парижскому кварталу Сен-Поль. Устав мон-ря, вероятно, сочетал элементы бенедиктинского и колумбанского. А. П. управляла мон-рем в 633-666 гг., однако сведений об этом периоде ее жизни нет. Согласно преданию, св. Элигий, уже умерший к тому времени, явился А. П. и предупредил о приближающейся кончине. Умерла она вместе со 160 сестрами своего мон-ря в разгар эпидемии чумы, охватившей Париж. А. П. похоронили у стен храма ап. Павла, позже тело перенесли в базилику св. Марциала, а затем - в храм ап. Павла. Прославление мощей состоялось 3/4 апр. 1402 г., когда их поместили в серебряную раку и выставили для поклонения в мон-ре св. Марциала. Во время Французской революции в 1792 г. мощи были осквернены; лишь часть их удалось спасти и перевезти в Нормандию.

Ист.: ActaSS. Oct. T. 2. P. 472-493; MGH, Scr. Mer. T. 4. P. 634-741.

Лит.: Séjourné P. Aure (1) // DHGE. T. 5. Col. 701-706.

П. Б. Михайлов

АВРИКИЙ

АВРИКИЙ [Авиркий; греч. ̓Αβρίκιος], мч. (пам. греч. 28 февр.). Усечен мечом. В нек-рых синаксарях в этот день упоминаются мученики Аверкий и Вениамин; возможно, А. тождествен мч. Аверкию (пам. греч. 5 дек.). В Типиконе Великой ц. (Х в.) отмечена память А. (Mateos. Typicon. Vol. 1. P. 240-241). В совр. греч. Минее (Θεβρουάριος. Σ. 264) сохранился стишной ямбический синаксарь этому мученику на утрене после 6-й песни канона (Χριστοῦ λατρευτὴς αὐχένα τμηθεὶς ξίφει). Память святому переведена на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. она под 28 февр. внесена в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 499).

Лит.: SynCP. P. 495; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 3.

А. Ю. В.

АВРОН

АВРОН [евр. АВРОН , АВРОН , греч. ̓Αβρῶν - прибрежное место], названия, упоминаемые в ВЗ.

1. Один из станов евреев во время путешествия их по пустыне из Египта в землю обетованную; находился между Иотвафой и Ецион-Гавером, к северу от зал. Акаба (Числ 33. 34-35).

2. Река в Месопотамии (Иудифь 2. 24), точное местоположение к-рой неизвестно. На основании описания похода войск Олоферна (Иудифь 2. 21-25) А., возможно, протекал между верхним течением Евфрата в Сев.-Зап. Месопотамии и Средиземным м. В Синайском кодексе имеется др. вариант чтения этого названия - Χεβρῶν (Хеврон), следов., древние переводчики предполагали местонахождение А. в Иудее.

Лит.: Иосиф, архим. Книга Иудифь // Лопухин. Толковая Библия. Т. 3. С. 362-411; Fretz M. J. Abron // ABD. 1992. Vol. 1.

Е. С. Полищук

АВСАНИЙ, ФИЛИМОН и ЛУКИЯ

АВСАНИЙ, ФИЛИМОН и ЛУКИЯ [Арсений; лат. Ausanias, Arsenius], мученики (пам.копт. 19 февр.); упоминаются в копт. календаре; по преданию, крещены ап. Павлом в Пергаме; часто отождествляются со святыми Архиппом, Филимоном и Апфией, поминаемыми в этот же день правосл. Церковью.

Лит.: SynCopt. P. 316.

А. И. М.

АВСТРАЛИЙСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВСТРАЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВСТРЕМОНИЙ

АВСТРЕМОНИЙ [Стремоний; лат. Austremonius, Stremonius] (III-IV вв.), сщмч. (пам. зап. 1 или 3 нояб.). Один из 7 миссионеров, посланных из Рима в Галлию; проповедовал Евангелие в Оверни, где стал первым епископом в г. Цивитас Арвернорум (совр. Клермон-Ферран). Описание его мученичества, созданное в VII в. Каутином Клермонским, утрачено, однако сохранились 3 версии жития IX-X вв. Мощи А. перенесены ок. 685 г. в Вольвик, а в 761 г. в аббатство Мозак.

Ист.: ActaSS. Nov. T. 1. P. 23-82; Greg. Turon. Hist. Francorum, I, 30; idem. Glor. conf. 29.

Лит.: Leclercq H. // DACL. T. 3. Col. 1095-1914; T. 8. Col. 2357-2436; Baix F. // DHGE. T. 5. Col. 793-797.

А. Р. Фокин

АВСТРИЙСКАЯ ИЕРАРХИЯ

Австрийская иерархия - см. Белокриницкая иерархия.

АВСТРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

АВСТРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. ῾Ιερά Μητρόπολις Αὐστρίας, нем. Griechische Orientalische Metropolis von Austria], епархия К-польского Патриархата. Митрополия Австрии, Венгрии и Центр. Европы с кафедрой в Вене основана 17 февр. 1963 г. Патриаршим и Синодальным томосом К-польской Патриархии. Титул правящего архиерея - Митрополит Австрии, экзарх Венгрии и Центр. Европы (с 1991 г.- Михаил (Стаикос)). А. м. признана как юридическое лицо федеральным законом Австрии за № 229 от 23 июня 1967 г. Венгерский экзархат учрежден хартией К-польской Патриархии 15 июня 1995 г. и признан венг. правительством (постановление № 7 РК 61.190/9/51 от 19 сент. 1995). В юрисдикции Митрополита находятся храмы: Троицкий и Свято-Георгиевский в Вене, св. Антония в Граце, святых архангелов Михаила и Гавриила в Линце, Покрова Богородицы в Инсбруке, св. Димитрия и святых равноапостольных Константина и Елены в Белояннисе. Правосл. греков, живущих в др. городах Австрии и Венгрии, окормляют правосл. клирики Вены. Офиц. печатный орган - периодическое изд. «Στάχυς» (Колос); ежегодно издается церковный календарь.

Лит.: Δίπτυχα, ῾999. Σ. 1050-1053.

Б. А. Нелюбов

АВСТРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОКЕФАЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОКРАТОР

АВТОКРАТОР [греч. αὐτοκράτωρ - самовластный], в поздней античности этот термин применялся как греч. соответствие лат. imperator. С 629 г. использовался наряду с титулом василевс (βασιλεύς) в офиц. языке Византии, обозначая главного правящего императора в отличие от императора-соправителя. В VIII в. изредка применялся как титул в самоназваниях императоров и в офиц. обращениях к ним (в аккламациях VII Всел. Собора, в адресате папских посланий к императору). В X в. возрождается широкое употребление этого титула, окончательно утвердившегося в офиц. титулатуре визант. императоров. С 912 г. он появляется на монетах, с XI столетия - в имп. грамотах (хрисовулах). В поздневизант. время (при Палеологах) термин «А.» означал императора-соправителя, определенного в престолонаследники. По своему содержанию визант. понятие «А.» не соответствует воспринятой на Руси южнослав. кальке этого слова - самодержец.

Лит.: Wikkert L. Imperator // Pauly, Wissowa. 1950. Bd. 22/2. Sp. 2278ff.; Ostrogorsky G. A. Das Mitkaisertum im mittelbyzantinischen Byzanz. S. 171, Anm. 3 // Kornemann E. Doppelprinzipat und Reichsteilung im Imperium Romanum. Lpz.; B., 1930; Dölger F. Das byzantinische Mitkaisertum in den Urkunden // Byzantinische Diplomatik. Ettal, 1956. S. 102-151; Glötzner U. Das Moskauer Cartum und die Byzantinische Kaiseridee // Saeculum. 1970. Bd. 21. S. 393-418; Rösch G. ΟΝΟΜΑ ΒΑΣΙΛΕΙΑΣ: Stud. zum offiziellen Gebrauch der Kaisertitel in spätantiker und frühbyzantinischer Zeit. W., 1979. S. 35-36.

А. С. Чичуров

АВТОНОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОНОМНАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОНОМНАЯ ЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОРИТЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВУДИМ

АВУДИМ [греч. ̓Αβούδιμος] († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля). Род. на о-ве Тенедос (совр. о-в Бозджаада, Турция). Принуждаемый отречься от Христа, А. отказался вкусить идоложертвенную пищу и смело исповедал христ. веру, за что претерпел жестокие мучения и принял мученическую смерть. В нач. XII в. его мощи видел на о-ве Тенедос рус. паломник Даниил (БЛДР. Т. 4. С. 28.).

Гимнография

Память А. зафиксирована в источниках к-польского происхождения: в Типиконе Великой ц. (X в.- см. Mateos. Typicon. T. 1. P. 338-339), Минологии имп. Василия (X в.), Петровом Синаксаре и нек-рых др. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 214). Из греч. рукописи XI в., хранящейся в б-ке мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sin. Gr. 624), известна служба А. (F. 54-55), не вошедшая в печатные Минеи, с каноном (4-го гласа) Иосифа Песнописца († 883), имеющим акростих «̓Αβουδίμου μέλψοιμι τοὺς θείους πόνους.̓Ιωσήφ» (Ταμεῖον. Σ. 245-246. N 758). В совр. богослужебной практике греч. и рус. Церквей последование А. не совершается, однако в афинской Минее сохранился после 6-й песни канона на утрене ямбический стих святому.

Ист.: BHG, N 2004; SynCP. P. 821.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 272; ̓Αβούδιμος // ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 57; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 3.

М. В. Большаков, А. Ю. Никифорова

АВУНДИЙ

Базилика свт. Авундия в Комо. XI в.

Базилика свт. Авундия в Комо. XI в.

[Абунданций] († 469), свт. (пам. зап. 2 апр.), свящ. из Фессалоники, ставший 4-м епископом г. Комо в Сев. Италии (с 449). Вместе с Евтерием Капуанским был направлен папой Львом I в К-поль для разбора дела Патриарха Анатолия; созванный в связи с этим Поместный Собор (21 окт. 450) одобрил послание папы к Патриарху Флавиану (т. н. томос Льва), осуждающее учения Нестория и Евтихия; вскоре это решение утвердил IV Всел. Собор. По возвращении А. в Италию папа отправил его с посланием о догмате Воплощения в Милан и назначил суффраганом архиепископа (452). Остаток жизни А. провел в пастырских заботах в своей епархии, просвещая язычников. Погребен в Комо в храме апостолов Петра и Павла (в наст. время храм св. Авундия, считающегося покровителем диоцеза); в 1587 г. его мощи перенесены в кафедральный собор. Лат. житие А. датируется VIII-X вв. А. представлен как святитель на фреске в ц. Санта-Мария-Антиква в Риме, сер. VIII в.

Ист.: BHL, N 15; ActaSS. Apr. T. 1. Col. 91-95.

Лит.: Lanzoni. Diocesi. P. 978-979; Savio. Lombardia. T. 2. P. 281-285; Mouterde P. // AnBoll. 1930. T. 48. P. 124-129; idem // MUB. 1930. P. 35-50.

Иконогр.: Weis E. // LCI. Bd. 5. Sp. 14.

А. Р. Фокин

АВУНДИЙ, АБУНДАНЦИЙ, МАРКИАН И ИОАНН

АВУНДИЙ, АБУНДАНЦИЙ, МАРКИАН И ИОАНН [Абундий; лат. Abundius], Абунда́нций, Маркиа́н и Иоа́нн († 303), мученики Римские (пам. зап. 16 сент.). Согласно позднему житию (VII-IX вв.), А. и диак. Абунданций обратили ко Христу сенатора Маркиана и его сына Иоанна, к-рого А. воскресил из мертвых; в гонение Диоклетиана все четверо были обезглавлены на 14-й миле Фламиниевой дороги, где сохранился древний храм и катакомба (IV-V вв.); при имп. Оттоне III (983-1002) мощи мучеников перенесены в Рим; в наст. время пребывают в ц. Иисуса (Чивита-Кастеллана).

Лит.: BHL, N 16-18; ActaSS. Sept. T. 5. Col. 300-301, 305-306; CIL. T. 11, N 4076; Delehaye. Origines. P. 322.

А. Р. Ф.

АВУНДИЙ, АЛЕКСАНДР, АНТИГОН И ФОРТУНАТ РИМСКИЕ

АВУНДИЙ, АЛЕКСАНДР, АНТИГОН И ФОРТУНАТ РИМСКИЕ (Солунские), мученики (пам. зап. 26 или 27 февр.); пострадали в Фессалонике или Риме в неизвестное время. Рим. мартиролог, называя местом их мученичества Рим, добавляет под этой же датой неизвестных мучеников: Татиана, Макария, Севериана, Калана и Януария.

Лит.: ActaSS. Febr. T. 3. P. 681-682.

АВУНДИЙ РИМСКИЙ

АВУНДИЙ РИМСКИЙ [Аконтий] Римский́ († 564), св. (пам. зап. 14 апр.). Мансионарий (ризничий или сторож) рим. храма св. Петра; прославился смирением и святостью жизни; папа Григорий I Двоеслов (Беседы. III. 25) передает рассказ о том, как А. Р. исцелил расслабленную девочку, к-рой указал на него во сне ап. Петр.

Лит.: BHL, N 18; ActaSS. Apr. T. 2. Col. 214; PL. 77. Col. 280.

А. Р. Ф.

АВФОНИЯ ИУДЕЙ

АВФОНИЯ ИУДЕЙ - см. Успение Пресв. Богородицы.

АГАВ

АГАВ [греч. ̀ρδβλθυοτεΑγαβος], ап. от 70, сщмч. (пам. 4 янв. в Соборе 70 апостолов и 8 апр.), обладавший даром пророчества. Находясь в Антиохии, А. «предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» (Деян 11. 27-28) в 44 г. по Р. Х. Об этом голоде сообщают рим. историки (Тацит. Анналы. 12. 43; Dio Cassius. Hist. 60. 11; ср.: Иосиф Флавий. Иуд. древн. ХХ 5. 2 - о голоде в Иерусалиме в правление прокуратора Тиберия Александра (46-48 по Р. Х. )). В это время отмечен первый опыт христ. благотворительности (Деян 11. 29-30). Через неск. лет А. в Кесарии Палестинской в доме архидиак. Филиппа, встретив ап. Павла, предсказал ему предстоящие страдания в Иерусалиме (Деян 21. 10-14). По преданию, А. проповедовал в разных странах и мученически пострадал в Антиохии. Существует похвальное слово апостолам Иродиону, А. и Руфу (Patm. 254. Fol. 309. X-XI вв.).

Лит.: Lake K. The Famine in the Time of Claudius // The Beginnings of Christianity. L., 1933. Vol. 5. P. 452-455; Patsch H. Die Prophetie des Agabus // TZ. 1972. Bd. 28. S. 228-232.

Е. С. Полищук

АГАВВА ИСМАИЛЬТЯНИН

АГАВВА ИСМАИЛЬТЯНИН [Авва; греч. ̓Αββᾶς], прп. († сер. V в.; пам. 22 нояб.). Рассказ о нем сохранился в «Истории боголюбцев» блж. Феодорита Кирского. А., по национальности араб, был учеником известного сир. подвижника прп. Марозаса, а затем вместе со своим учителем перешел под начало прп. Евсевия на г. Корифу к востоку от Антиохии. Там он подвизался более 38 лет, в конце жизни став настоятелем мон-ря. Проводя почти все время в молитве и лишь изредка присаживаясь отдохнуть, преподобный никогда не ложился на постель и не пил воды, довольствовался скудной полужидкой пищей, носил тяжелые вериги и не надевал обуви, в холод прячась в тени, а в жару подставляя себя палящим лучам солнца. Ко времени написания «Истории боголюбцев» (ок. 444) А. был глубоким старцем.

Ист.: Феодорит. История боголюбцев, IV 12; ЖСв. Нояб. С. 619.

М. В. Б.

АГАВР

АГАВР [греч. ̀ρδβλθυοτεΑγαυρος, τὰ ̓Αγαύρου], визант. мон-рь в р-не Вифинского Олимпа, находившийся приблизительно в 3 км к западу от г. Пруса. Предположительно слово ἄγαυρος означает «евнух» (им, возможно, был основатель мон-ря). Впервые упоминается в деяниях VII Всел. Собора (787), где имеется подпись Григория, игум. агаврского, известного по житию св. Иоанникия Великого, деятельность к-рого тесно связана с А. Важные сведения о мон-ре содержатся также в 2 житиях св. Евстратия Тарсского (IX в.), впосл. возглавившего обитель. Как явствует из этих памятников, А. играл значительную роль в церковно-политической борьбе второго периода иконоборчества, об исключительности его положения среди др. мон-рей Вифинского Олимпа говорит наличие в его подчинении еще 4 или 5 обителей. Достоверные свидетельства об истории А. после IX в. отсутствуют.

Лит.: BHG, N 645, 935; Janin. Grands centres. P. 132-134.

А. М. Крюков

АГАГ

АГАГ [евр. АГАГ , АГАГ ], имя 2 упомянутых в Библии амаликитянских царей, возможно ставшее царским титулом (ср. Авимелех у филистимлян). Этимология этого слова неизвестна, но обычно она связывается с аккад. АГАГ  (гневаться, раздражаться). В благословении прор. Валаама говорится, что царь Израиля «превзойдет Агага», имя, переведенное в LXX как «Гог» (Числ 24. 7; см. Иез 38-39). Амаликитянский царь по имени А. был взят в плен царем Саулом при разгроме амаликитян ок. 1025 г. до Р. Х. (1 Цар 15. 8), но вопреки воле Бога оставлен в живых. Прор. Самуил во исполнение воли Бога казнил А. «пред Господом» (1 Цар 15. 33).

Лит.: Christensen D. L. Agag // ABD. Vol. 1.

Е. С. Полищук

АГАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГАДЖАНЯН

Григорий Петр [Григор Петрос; итал. Agagianian Gregorio Pietro] (18.09.1895, Ахалцихе, Грузия - 16.05.1971, Рим), патриарх Армянской Католической Церкви Григор Петрос XV, кард., префект Конгрегации пропаганды веры, д-р богословия, философии и канонического права. Учился в папской Армянской коллегии в Риме, получил философские и теологические знания в Папском ун-те Урбана VIII (Pontificia Università Urbaniana). После принятия сана священника в 1917 г. А. изучал каноническое право в Папском ин-те рим. и канонического права (Pontificum Institutum Utriusque Juris). В 1919 г. А. стал викарным священником в Тифлисе. В 1921 г. он был возвращен в Рим, получил должность вице-ректора, а в 1932 г.- ректора папской Армянской коллегии. С 1921 г. был также профессором космологии и сакраментологии в ун-те Урбана, с 1928 г.- советником Конгрегации по делам Вост.

Церквей и членом Комиссии по кодификации вост. канонического права. В 1935 г. А. был назначен титулярным епископом Команы (Армения). В 1937 г. он был избран патриархом арм. католиков и католиков Киликии с местопребыванием в Бейруте. С 1946 г.- кардинал, назначен титулярным кардиналом-епископом Альбано (близ Рима). На конклаве 1958 г. был одним из кандидатов на избрание папой («папабиле»).

С 1958 по 1970 г. А. принимал участие в работе различных ватиканских комиссий и конгрегаций, в т. ч. Секретариата по содействию христ. единству; был супрефектом, затем (1960-1970) префектом Конгрегации пропаганды веры. Участвовал в подготовке и проведении Ватиканского II Собора, на к-ром был одним из четырех модераторов (председатель сессии), ему принадлежит особая роль в подготовке Конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» (Радость и надежда) и декрета о миссионерской деятельности «Ad gentes divinitus» (Народам по Промыслу Божию). Способствовал сближению Армяно-григорианской и Армянской Католической Церквей, участвуя в подготовке встреч в Ватикане папы Павла VI с католикосом Киликии Хореном I (1967) и католикосом Армении Вазгеном I (1970). Важнейшие сочинения А.: «Церковь и родина» (1946), «Отцы Армянской Церкви о примате св. Петра» (1949), «Армянская Католическая Церковь» (1950), «Отцы Восточной Церкви о пресвятом Таинстве» (1951), «Отцы Армянской Церкви о Божией Матери» (1954).

Лит.: Falconi С. I perchè del Concilio. Novara, 1961. P. 246-247; Encyklopedia Katolicka. Lublin, 1989. T. 1. S. 166; Modern Catholicism: Vatican II and After / Ed. A. Hastings. L.; Oxf.; N. Y., 1991. P. 43-44; LTK3. Bd. 1. S. 219.

Е. В. Калиниченко

АГАЛЛИАН МАНУИЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГАЛЛИАН ФЕОДОР

АГАЛЛИАН ФЕОДОР - см. Феофан, митр. Мидийский.

АГАМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГАПА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГАПИЙ

АГАПИЙ [греч. ̓Αγάπιος от ἀγάπη - любовь], прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта); упомянут в «Синаксаристе» Никодима Святогорца. Подвизался на св. горе Афон в скиту Ватопедского мон-ря. Плененный сарацинами, 12 лет был в рабстве, затем бежал и вернулся в свой мон-рь. Но игумен мон-ря осудил бегство А. от хозяина и заставил его вернуться в рабство к мусульманам. А. удалось обратить хозяина и 2 его сыновей в христианство, они крестились и стали афонскими монахами. А. скончался в мире.

Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 8; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 152.

О. Н. З.

АГАПИЙ (I)

АГАПИЙ (I) († ок. 960), Патриарх Антиохийский (на каф. с 953). Его рукоположение в 7-й год правления халифа аль-Мути (946-974) упоминается в летописи Яхьи Антиохийского, на основании чего позднейшие исследователи (М. Лекьен, еп. Порфирий (Успенский)) включали его в списки Антиохийских Патриархов. Однако впосл. ученые (К. Каралевский, В. Грюмель) высказали сомнение в исторической реальности этого лица. Поэтому первым Антиохийским Патриархом с этим именем обычно называют др. Агапия (см. ниже).

К. А. Панченко

АГАПИЙ I (II)

АГАПИЙ I (II) († 19.09.997), Патриарх Антиохийский (22.01.978 - сент. 996). По происхождению араб. Будучи в сане епископа Веррии (Халеба), участвовал летом 976 г. в подборе кандидатур для замещения Антиохийского престола после кончины в Тарсе Патриарха Феодора (970-976). А. повез список кандидатов, куда было включено и его имя, в К-поль на утверждение имп. Василию II (975-1025). В это время Антиохия вышла из-под власти императора, присоединившись к мятежу Варды Склира. Тайно вернувшись в Сирию, А. от имени василевса вошел в контакт с начальником гарнизона Антиохии магистром Убайдаллахом и убедил его перейти на сторону Василия II. За услуги, оказанные империи, А. был возведен в сан Патриарха Антиохийского (23 дек. 977; канонически утвержден Синодом через месяц).

Впосл. он сблизился с доместиком схол Востока Вардой Фокой, тайно поддержав его планы овладеть имп. престолом. После поражения мятежа Фоки (авг. 987 - весна 989) А., пытаясь оправдаться перед Василием II, поднял восстание антиохийцев против наместника Варды Фоки, его сына Льва. Тем не менее причастность Патриарха к мятежу была раскрыта, и в кон. 989 г. его вызвали в К-поль. 7 лет он провел в столице под почетным арестом, продолжая руководить делами своего Патриархата. В сент. 996 г., после настойчивых уговоров императора, А. согласился отречься от престола в обмен на пожизненную пенсию и сохранение его имени в диптихах. Умер он через год в переданном в его управление к-польском мон-ре Пикридион. А. был не только мастером политических интриг, но и одаренным писателем. Сохранился текст его послания (дек. 978) к Александрийскому Патриарху Илии (963-1000), к-рый оспаривал каноничность избрания А. на Патриарший престол. Ответ А.- образец публицистики, полной внутреннего достоинства и такта, со стройной системой доказательств и экскурсами в области церковного права, истории, философии. Это произведение имело большой резонанс; правосл. араб. хронисты даже спустя столетия включали его текст в свои хроники.

Ист.: Cheikho L. Annales Yahia Ibn Said Antiochensis // CSCO. Arab. Ser. 3. Beryt; P., 1909. T. 7; Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечение из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883. С. 3-11, 24-26, 33-34; Медников Н. А. Палестина от завоевания ея арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Т. 2. С. 349-351, 358-359.

Лит.: Schlumberger G. L'épopée byzantine à la fin du Xe siècle. P., 1896. Vol. 1. P. 410-415; P., 1900. Vol. 2. P. 27-30; Grumel. Chronologie. P. 447; Cheynet J. Cl. Pourvoir et contestation à Byzance, 963-1210. P., 1990. P. 31; Todt K.-P. Region und griechisch-orthodoxes Patriarhat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit und im Zeitalter der Kreuzzüge (969-1204). Wiesbaden, 1998. S. 645-654.

К. А. Панченко

АГАПИЙ, ВАЛЕРИЙ, ПУБЛИЙ, ВАСС, ИУЛИАН, ФЕЛИКС, ПАВЕЛ, МАВР, ГЕРТУЛА, ВЕРЕКУНДА

АГАПИЙ, ВАЛЕРИЙ, ПУБЛИЙ, ВАСС, ИУЛИАН, ФЕЛИКС, ПАВЕЛ, МАВР, ГЕРТУЛА, ВЕРЕКУНДА - и 42 др. († ок. 304), мученики (пам. зап. 12 апр.). Упомянуты в мартирологе Иеронима. Болландисты относят время их мученичества к гонению имп. Диоклетиана; место и подробности мученичества неизвестны.

Ист.: ActaSS. Apr. Т. 2. P. 79; MartHieron. P. 42.

Лит.: Rouzès U. Agapius (3) // DHGE. T. 1. Col. 903; LTK. Bd. 1. Sp. 183.

А. И. М.

АГАПИЙ МАНБИДЖСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГАПИЙ ПАЛИЕРМ

АГАПИЙ ПАЛИЕРМ (Хиосский) [греч. ̓Αγάπιος Παλιέρμος, Χῖος] (г. р. неизв., о. Хиос - 1815, Бухарест), греч. мелург. Его имя связано с безуспешной попыткой изменения визант. нотации. После обучения в Италии А. П. отправился на Святую гору Афон, где пытался преподавать клиросное пение по европ. нотам. Однако ни там, ни в Эфесе, куда он переехал впосл., его нововведение не встретило понимания и одобрения. В 1797 г. он предложил Вселенскому Патриарху Григорию V и Свящ. Синоду либо принять меры по усовершенствованию визант. нотации (с его т. зр., несовершенной и вызывающей трудности при обучении), либо принять созданную им самим ното-линейную систему муз. записи и в соответствии с ней переписать все поющееся за богослужением. А. П. убедил Патриарха и Синод в необходимости проведения реформ и получил разрешение преподавать муз. грамоту по своей системе. Однако Патриарший протопсалт Иаков активно протестовал против записи богослужебного пения с помощью чужеродной системы муз. нотации. Тогда А. П. заменил пятилинейную систему на своего рода нотный алфавит, но и эта форма муз. записи не нашла отклика. Деятельность А. П. послужила импульсом к формированию нотации нового метода в 1814-1815 гг. в Фанари (К-поль).

Лит.: Χρυσάνθου ἐκ Μαδύτων. Θεωρητικόν Μέγα τῆς Μουσικῆς. Τεργέστη, 1832. Σ. LI-LII; Stathis G. I Sistemi Alfabetici di scrittura musicale // Κληρονομία. 1972. 4b. Σ. 367-368.

Г. Статис

АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГАПИЙ, СЕКУНДИН

АГАПИЙ, СЕКУНДИН - и др. († ок. 259), священномученики Нумидийские (пам. зап. 29 или 30 апр.). В актах святых Иакова и Мариана говорится, что А. и Секундин, епископы или священники, изгнанные в Нумидию (возможно, из Испании) по первому эдикту имп. Валериана против христ. иереев (257), после второго эдикта (авг. 258) были призваны явиться к правителю провинции. По дороге они нашли приют в доме св. Иакова в окрестностях Цирты (Константины), где были схвачены и преданы суду. После непродолжительного заключения оба епископа были обезглавлены (в Цирте или в Ламбезе) вместе с девами Тертуллой и Антонией и c некой женщиной и ее детьми-близнецами. Неск. днями позже Иаков увидел во сне А. на празднике. В рим. мартирологе назван как пострадавший вместе с ними воин Эмилиан, не упоминающийся в актах.

Ист.: BHL, N 131-132; Passio SS. Jacobi, Mariani et aliorum plurimorum martyrum in Numidia // Ruinart. Acta. 1713. P. 222-229; ActaSS. Apr. T. 3. P. 745-749.

Лит.: Monceaux P. Histoire littéraire de l'Afrique chrétienne. P., 1902. T. 2. P. 26, 154-161; T. 3. P., 1905. P. 536; Leclercq H.-M. L'Afrique chrétienne. P., 1904. T. 1. P. 230; Audollent A. Agapius (2) // DHGE. T. 1. Col. 903; LTK. Bd. 1. Sp. 183.

А. И. М.

АГАПИЙ, СЕЛЕВК, МАМАНТ

АГАПИЙ, СЕЛЕВК, МАМАНТ - и 40 др., мученики в Софианах (пам. греч. 3 дек.); усечены мечом. В нек-рых синаксарях их память связывается с именами святых Индиса, Домны и Гликерии (см. Никомидийские мученики, 20 тыс.). В совр. греч. Минее (Δεκέμβριος. Σ. 25) сохранился стишной ямбический синаксарь А. после 6-й песни канона утрени.

Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 7, 216.

А. Ю. Виноградов

АГАПИЙ СТАРШИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГАПИОН РИМЛЯНИН

АГАПИОН РИМЛЯНИН [греч. ̓Αγαπίων от ἀγάπη - любовь] († 304), мч. (пам. греч. 22 нояб.). Согласно одному из синаксарей (Paris. Gr. 1578), был родом из Рима. Брошенный на растерзание зверям в гонение имп. Диоклетиана, чудесным образом не претерпел от них телесных ран и отошел ко Господу. Место мученичества неизвестно. В совр. греч. Минее (Μηναῖον. Νοέμβριος. Σ. 286) сохранился стишной ямбический синаксарь этому мученику на утрене после 6-й песни канона («̓Απῆλθε θηρσὶ μὴ βλαβεὶς ̓Αγαπίων»).

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 361-362; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 8.

М. В. Г.

АГАПИТ

АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 4.11.1894, г. Гатчина Санкт-Петербургской губ.-18.07.1936, г. Орёл), исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. Род. в дворянской семье. В 1912 г. окончил гимназию и поступил в Санкт-Петербургский ун-т на юридический фак-т. В 1916 г. был мобилизован и направлен в действующую армию, получил ранение. В 1918-1922 гг. служил в Красной армии. В 1922 г. демобилизовался и поступил сотрудником в музей «Оптина Пустыни», учрежденный на месте закрытого мон-ря. Вскоре принял постриг с именем Агапит. В качестве научного сотрудника музея А. оставался до мая 1925 г. 16 июня 1927 г арестован. по групповому делу иером. Никона (Беляева) и заключён в Калужскую следственную тюрьму. 19 дек. 1927 г. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ А. был приговорён к трём годам заключения в ИТЛ, наказание отбывал в СЛОН. 25 мая 1930 г. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорён к трём годам высылки в Северный край, проживал в Архангельске. В 1931 г. арестован в ссылке как «участник контрреволюционной группировки среди местного и ссыльного духовенства», 2 дек. того же года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорён к заключению в ИТЛ и отправлен в Мариинские лагеря в Сибирь. После окончания срока заключения А. поселился в г. Орле. Скончался после тяжелой болезни. Имя А. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 27 дек. 2007 г.

Арх.: Архив УФСБ РФ Архангельской обл. Д. П-11397; Архив УФСБ РФ по Калужской обл. Д. П-16298.

Лит.: Дойков Ю. В. По ком звонит колокол // Волна. Архангельск, 1994. 29 марта; Дамаскин. Преподобноисповедник Агапит (Таубе)// Московские ЕВ. 2008. № 3/4. С. 117-119.

АГАПИТ I

АГАПИТ I [лат. Аgapitus] († 23.04.536, К-поль), свт. (пам. 17 апр., пам. зап. 22 апр.), папа Римский (13.05.535-23.04.536).

Свт. Агапит, папа Римский. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент

Свт. Агапит, папа Римский. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент

Происходил из рим. аристократической семьи; отец был священником, А. ко времени своего восшествия на Римскую кафедру достиг сана архидиакона. Его понтификат был отмечен жесткими мерами против ариан (см. Арианство): вопреки желанию имп. Юстиниана I папа запретил бывш. арианам присоединенного к Византийской империи Вандальского гос-ва (Сев. Африка) занимать церковные должности. В нач. 536 г. А. по просьбе остготского кор. Теодагада отправился в К-поль, с тем чтобы отговорить Юстиниана от ведения войны против Остготского королевства. Эта дипломатическая миссия провалилась, т. к. Юстиниан не пожелал отказаться от своих планов, однако пребывание папы в визант. столице сыграло важную роль в истории Вост. Церкви: при его активном участии Патриарх К-польский Анфим, приверженец монофизитства, был смещен с кафедры. А. создал первую известную христ. б-ку в Риме. Еще будучи архидиаконом, он собирал книги и организовал работу по сверке канонических текстов. Умер в К-поле, похоронен в соборе св. Петра в Риме.

Иконография

Самое раннее изображение А. было представлено в цикле образов рим. епископов в росписи базилики Сан-Паоло-фуори-ле-мура в Риме, V в. (роспись утрачена в 1823; известна по копии в ркп. XVII в. Vat. Barb. 4406). Изображение святого имеется в настенных минологиях XIV в.: в нартексе ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг. (полуфигурное изображение); в нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. на минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА).

Ист.: PL. 66. Col. 35-80; Collectio Avellana. Epp. 82, 86-91 // CSEL. Vol. 35. P. 229, 330-347; LP. Vol. 1. P. 287-289; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1997. Т. 2. С. 86-91.

Лит.: Marrou H. J. Autour de la bibliothèque du Pape Agapit // Mélanges d'archéologie et d'histoire. P., 1931. N 48; BiblSS. Т. 1. Р. 317-319.

Иконогр.: Schütz L. // LCI. Bd. 5. Sp. 42-43; Миjовић. Менолог. C. 297, 336.

А. Ю. Серегина, Е. А. Луковникова

АГАПИТ II

Агапит II, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. Vitis pontificum. 1626)

Агапит II, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. Vitis pontificum. 1626)

(Ɨ дек. 955, Рим), папа Римский (10.05.946 - дек. 955). Римлянин по происхождению. Проводил реформы монашества в духе клюнийских идеалов (см. Клюнийская реформа) при поддержке Альбериха II († 954), герц. Сполето, в то время самого могущественного сеньора Центр. Италии. Несмотря на зависимость от него, А. сумел поднять авторитет Римской курии, напр. в споре о кандидатуре на Реймсскую кафедру, в утверждении за Гамбургом прав митрополии по отношению к Скандинавии (948). Под давлением Альбериха А. отклонил притязания герм. кор. Оттона I на имп. корону (952), но расширил его права в церковной организации завоеванных западнослав. земель (955).

Лит.: Jaffé. RPR. Vol. 1. P. 459-463; Vol. 2. P. 706; LP. Vol. 2. P. 1892; Kölmel W. Rom und Kirchenstaat im 10. und 11. Jh. B., 1935; Brezzi P. Roma e l'Imperio medievale. Bologna, 1947; Zimmermann H. Das dunkle Jahrhundert. Münch., 1973.

О. С. Воскобойников

АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГАПИТ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ

АГАПИТ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (в схиме Феодосий, в миру Милованов Тимофей Павлович; г. р. неизв., Саратов - 17.02.1887, Киев), игум. Род. в семье мещан. Родители хотели женить сына, но он отправился на богомолье в Киев и в 1843 г. был принят в число братии Киево-Печерской лавры, поселился около Ближних пещер, нес послушания на клиросе и в гостинице. В 1844 г. переведен из Ближних пещер в лаврскую больницу, в 1846 г.- в братскую аптеку. После тяжелой болезни в янв. 1847 г. пострижен в рясофор с именем Тит, в марте 1850 г. принял монашеский постриг с именем А. в честь прп. Агапита, врача безмездного, Печерского чудотворца, к-рому подражал, самоотверженно ухаживая за больными. В дек. 1851 г. рукоположен во иеродиакона, в 1858 г. назначен смотрителем больницы, в авг. 1859 г. рукоположен во иеромонаха. В 1862 г. за усердную службу награжден набедренником. В 1863 г. назначен смотрителем лаврской гостиницы. Перестроил и утеплил гостиничные и больничные помещения, построил гостиничную церковь. Прославился как духовник, стяжал дар прозорливости и исцеления. Заботясь о неимущих, учредил бесплатные обеды, организовал швейную мастерскую и богадельню. Построил новый гостиничный корпус, соорудил серебряные раки для мощей свт. Михаила, митр. Киевского, и прп. Агапита. В 1869 г. награжден наперсным крестом, в 1881 г.- орденом св. Анны 3-й степени, в 1876 г. возведен в сан игумена. В авг. 1872 г., заболев холерой и находясь при смерти, А. К.-П. принял постриг в схиму с именем Феодосий. Вскоре поправился, носил схиму тайно и продолжал исполнять обязанности смотрителя гостиницы. В авг. 1882 г. был назначен штатным братским духовником лавры, в 1886 г.- игуменом больничного Николаевского мон-ря. За неск. месяцев А. К.-П. предвидел свою кончину. Погребен в Китаевской киевской пуст. вместе со своей матерью-монахиней. Спустя год будильщик мон-ря видел наяву А. К.-П. молящимся в церкви. Одному из монахов А. К.-П. явился во сне: он кадил мощи угодников в Ближних пещерах и произнес: «Милостию Божиею и я причислен к лику преподобных Печерских».

Лит.: ЖПодв. Февраль. С. 211-233; Ковалевский А. Ф. Игумен Агапит, старец Киево-Печерской лавры. 1899.

Н. Н. Крашенинникова

АГАПИТ МАРКУШЕВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГАПИТОВ МАРКУШЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ

АГАПИТОВ МАРКУШЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ - находился в Тотемском у. Вологодской губ. Основан в 1576 г. прп. Агапитом Маркушевским. При впадении р. Маркуши в р. Тарнагу, в 100 верстах к северо-востоку от Тотьмы, преподобный выстроил келью и часовню, куда перенес чудотворную икону свт. Николая, явленную ему, по преданию, во время тяжелой болезни. Вскоре собралась братия, желавшая жить под руководством прп. Агапита. 20 июля 1578 г. на месте часовни была заложена холодная деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца, затем теплая ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделом св. прав. Прокопия Устюжского. В 1578 г. прп. Агапит получил от царя Иоанна IV Васильевича Грозного разрешение на владение землей и на строительство мельницы на р. Лохте, а от митр. Московского Антония благословение на освящение храмов.

7 сент. 1579 г. Никольская ц. была освящена и в нее перенесена чудотворная икона свт. Николая. Вскоре была освящена и теплая Благовещенская ц. После кончины прп. Агапита (1584) над местом его погребения в мон-ре, между Благовещенским и Никольским храмами, братией была возведена часовня. В 1752 г. оба храма сгорели, но вскоре были отстроены: Благовещенский - в 1754 г., Никольский (в камне) с приделом прав. Прокопия - в 1758 г. Мон-рю принадлежали приписные муж. пустыни в Тотемском у.: Дружинина Зосимо-Савватиевская, Печенгская Спасская, Бабозерская Николаевская (основана ок. 1605 маркушевским мон. Сергием), а также 3 часовни, 3 водяные мельницы, скотный двор. В 1744 г. мон-рь владел 290 крестьянами. В 1764 г. А. М. м. и приписанные к нему пустыни были упразднены, Никольский храм обители обращен в приходской. В 1850 г. на месте старой деревянной была построена каменная двухэтажная Благовещенская ц. В нижнем храме находилась надгробная рака прп. Агапита, в иконостасе верхнего храма - чудотворная икона свт. Николая. К 2000 г. монастырские постройки не сохранились.

Ист.: История вкратце о преподобном Агапите и о создании обители сея // Вологод. ЕВ. 1878. № 12. Примеч. С. 226-227.

Лит.: Малевинский А., свящ. Описание бывшего Николаевского Маркушевского монастыря // Вологод. ГВ. 1849. № 44-

47; Строев. Списки иерархов. С. 774-

775; Суворов Н. Воспоминания о Маркушевском Николаевском монастыре, бывшем в Тотемском уезде Вологодской епархии // Вологод. ЕВ. 1878. № 12-

13. Приб.; Следников Н. В местах священных по воспоминаниям о преподобном Агапите Маркушевском // Вологод. ЕВ. 1905. № 17. Приб.

К. О. Козлов

АГАПИЯ

АГАПИЯ [греч. ̓Αγάπη -любовь], мц. Антиохийская (пам. зап. 10 или 11 марта). Сведения об А. весьма скудны. Мартиролог Иеронима называет лишь место ее мученической кончины - Антиохию; в вост. источниках упоминается имя ее сподвижницы, св. Марины. Поздняя легенда относит А. к испан. мученикам времен Декиева гонения (см. Деций) (вероятно, на основании сообщений о перенесении в Испанию ее мощей).

Ист.: ActaSS. Mart. Т. 2. P. 31-32; MartHieron. P. 30; Nau F. Martyrologium. Syriacum // PO. 1915. T. 10. P. 7-26.

Лит.: DHGE. T. 1. Col. 875-876.

А. Ю. Виноградов

АГАПИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

АГАПИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - находится в Сев.-Вост. Румынии (жудец Нямц), в Романской епархии Румынской Православной Церкви. Основан в Молдавском княжестве гетманом Гавриилом в 1642-1644 гг., во время правления господаря Василия Лупу. На территории мон-ря в 1644-1647 гг. возведен каменный триконховый одноглавый храм во имя святых архангелов Михаила и Гавриила (перестроен в 1823). В 1858-1861 гг. выдающийся румын. худож. Н. Григореску (1838-1907) расписал храм и создал для него картины в неоклассическом стиле. Самая древняя из сохранившихся икон мон-ря датируется 1-й пол. XVI в. Первоначально мон-рь был мужским. В связи с открытием в 1803 г. ДС в мон-ре Сокола (см. Сокольская семинария) его монахини были переведены в А., а монахи последнего - в Секу. В 1804-1834 гг. настоятельницей А. была Екатерина (в схиме Елисавета), сестра митр. Молдавского Вениамина (Костаки). А.- один из наиболее крупных жен. мон-рей Румынии. В мон-ре, возглавляемом одной настоятельницей, действуют 2 устава: особожительный и общежительный. Имеются богослужебные книги на румын. языке, написанные кириллицей. Священники мон-ря, как и всех церквей в окрестностях г. Нямц, служат в фелонях российского покроя, т. е. с высоким оплечьем. Действует ДС для монахинь. В монастырском музее имеется богатое собрание произведений средневек. молдав. церковного искусства.

Ист.: Некулче И. О самэ де кувинте: Летописецул Цэрии Молдовей. Кишинэу, 1969.

Лит.: Арсений (Стадницкий), еп. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904; Iorga N. Istoria bisericii româneşti şi a vieţii religioase a românilor. Vălenii-de-Munte, 1908-1909. 2 vol.; Stati V. Istoria Moldovei în date. Chişinău, 1998; Nicolescu C. Icoane vechi româneşti. Bucureşti, 1971.

В. Я. Гросул

АГАПИЯ И ФЕОДОРА

АГАПИЯ И ФЕОДОРА - святые (пам. копт. 2 апр.). Упомянуты в копт. календаре; время жизни неизвестно. В Абиссинском календаре в тот же день поминаются святые Агап, Феодор и Макробий, сыновья св. Моисея.

АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГАРАК-ЦАЛКСКАЯ ЕПАРХИЯ

АГАРАК-ЦАЛКСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. აგარაკისა და წალკის] Грузинской Православной Церкви с кафедрой в г. Цалка была образована в 1918 г. путем слияния территорий древних епархий - Цалкской и Агаракской. В состав епархии входили территории совр. р-нов: Цалкского, Тетри Каро, Дманисского и Болнисского. В 1995 г. из территории А.-ц. е. выделилась самостоятельная Болнисско-Дманисская епархия, а оставшаяся часть территории А.-ц. е. вместе с территорией Манглисской епархии была преобразована в Манглисско-Цалкскую епархию. На территории А.-ц. е. находилось множество памятников груз. зодчества, наиболее известными из к-рых являются Болнисский и Дманисский Сиони. Карту А.-Ц. е. см. в статье Грузинская Православная Церковь.

Лит.: Δίπτυχα. C. 1193-1196.

З. Д. Абашидзе

АГАРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГАРЯНЕ

АГАРЯНЕ - см. Измаильтяне.

АГАТА

АГАТА - св.- см. Агафия, св.

АГАТАНГЕЛ

АГАТАНГЕЛ - митр. Белградский - см. Агафангел, К-польский Патриарх.

АГАТОНИЙСКАЯ ЕПИСКОПИЯ

АГАТОНИЙСКАЯ ЕПИСКОПИЯ - см. Агафоникийская епископия, К-польского Патриархата.

"АГАФАНГЕЛ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГАФАНГЕЛ

АГАФАНГЕЛ [греч. ̓Αγαθάγγελος - благой вестник], сщмч. (пам. греч. 9 февр.), митр. Дамаска. Сведений об А. не сохранилось. По греч. рукописи XIV в., хранящейся в б-ке мон-ря вмц. Екатерины на Синае, известна служба А. (F. 5-11), не вошедшая в печатные Минеи с каноном (1-го гласа), имеющим акростих «Τὸν φερώνυμον ̓Αγαθάγγελον μέλοπω» (Ταμεῖον. N 487. Σ. 164).

А. Ю. Никифорова

Предыдущая страница Следующая страница