Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "Е" (часть 3, "ЕВС"-"ЕГИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е" (часть 3, "ЕВС"-"ЕГИ")

ЕВСТОЛИЙ

ЕВСТОЛИЙ [лат. Eustolius, Eustylius, Eustulius] († до 323), свт., еп. Никомидийский. Подпись Е. имеется в актах Собора в Анкире 314 г. (Le Quien. OC. P., 1740. T. 1. P. 584), т. о. он, вероятно, был преемником сщмч. Анфима († 303) и предшественником Евсевия. Имя Е. встречается в Мартирологе блж. Иеронима под 8 июня. Установить, являлся ли Е. мучеником или нет, невозможно.

Ист.: ActaSS. Iun. T. 2. P. 58; MartHieron. Comment. P. 310.

Лит.: Sauget J.-M. Eustolio // BiblSS. Vol. 5. Col. 308.

О. И. Ф.

ЕВСТОЛИЯ И СОСИПАТРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСТОРГИЙ

ЕВСТОРГИЙ [лат. Eustorgius], сщмч., пресв. Никомидийский. В Мартирологе блж. Иеронима под 11 апр. упоминается группа мучеников во главе с Е.- Нестор (или Несторий), Филон, Церемония. По мнению И. Делеэ, «ceremonia» является не именем собственным, а нарицательным существительным и означает «празднество». В Мартирологе Узуарда, как и в Римском Мартирологе, под 11 апр. упомянут только Е. Другие сведения о святом неизвестны, даже в Сирийском Мартирологе (411), из которого известно о мучениках из Никомидии, нет ни его имени, ни имен др. мучеников из этой дружины. В XVII в. указывалось, что в Болонье в ц. св. Доминика хранятся мощи некоего Евсторгия, но нет указаний, что это мощи именно Е.

Ист.: ActaSS. Apr. T. 2. P. 13; MartRom. P. 134; MartHieron. P. 183.

Лит.: Sauget J.-M. Eustorgio, Nestore, Filono e Ceremonio // BiblSS. Vol. 5. Col. 311.

О. И. Ф.

ЕВСТОРГИЙ I

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСТОРГИЙ II

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСТОХИЙ

ЕВСТОХИЙ [лат. Eustochius] († 461), свт. (пам. зап. 19 сент.), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция). Свт. Григорий Турский в «Истории франков», оконченной в 594 г., упоминал, что Е. принадлежал к галло-рим. знати, происходил из сенаторского рода. Он был избран на кафедру после смерти свт. Брикция (444), стал первым из ряда епископов-аристократов, занимавших Туронскую кафедру в V-VI вв. Е. принял участие в Соборе 453 г. в г. Андекавы (ныне Анже). В актах Собора подпись святителя стоит на 1-м месте среди подписей епископов Третьей Лугдунской пров., это свидетельствует о том, что при Е. началось оформление прав епископа г.

Туроны как митрополита провинции. По окончании Собора святитель вместе со Львом, еп. г. Битуриги (ныне Бурж), и Викторием, еп. г. Ценоманы (ныне Ле-Ман), составил послание к епископам Третьей Лугдунской пров. о решении Собора низлагать клириков, прибегающих к светскому суду (PL. 54. Col. 1239-1240).

Согласно свт. Григорию Турскому, Е. был человеком «удивительной святости», «мужем святым и боящимся Бога». Ко времени его пребывания на кафедре относятся первые записи чудес при гробнице свт. Мартина Милостивого (Pietri. 1983. P. 98). Рядом с кафедральным собором Е. построил ц. в честь святых Гервасия и Протасия и поместил там реликвии мучеников, по преданию полученные свт. Мартином от свт. Амвросия Медиоланского. Е. также построил церкви в поселениях Бриксы (ныне Реньяк-сюр-Эндр), Икциодур (ныне Изёр-сюр-Крёз), Лукки (ныне Лош) и Доль (ныне Долюс-ле-Сек).

По свидетельству Григория Турского, Е. управлял еп-ством 17 лет. Святитель был похоронен в церкви, стоявшей над могилой свт. Мартина. В XV в. рака с мощами Е. хранилась в базилике св. Мартина в Туре, рядом с ракой свт. Мартина. В 1562 г. святыни были уничтожены гугенотами.

Ист.: ActaSS. Sept. T. 6. Col. 26-27; Greg. Turon. Hist. Franc. II 1. 14; X 39. 5; Concilia Galliae a. 314 - a. 506 / Ed. C. Munier. Turnholti, 1963. P. 135-141. (CCSL; 148).

Лит.: CPL, N 483; Duchesne. Fastes. T. 2. P. 303-304; Houssain J. Eustochio // BiblSS. Vol. 5. Col. 307; Griffé É. La Gaule chrétienne à l'époque Romaine. P., 1966. Vol. 2. P. 1112; Vieillard-Troiekouroff M. Les monuments religieux de la Gaule d'après les œuvres de Grégoire de Tours. Lille, 1977. P. 108-109; Pietri L. La ville de Tours du IVe au VIe siècle: Naissance d'une cité Chrétienne. R., 1983. P. 132, 138, 140, 143-145, 147-156, 355-358, 793; Lelong Ch. La basilique St.-Martin de Tours. Chambray-lès-Tours, 1986. P. 105, 113; Van Dam R. Saints and Their Miracles in Late Antique Gaul. Princeton, 1993. P. 17.

А. К.

ЕВСТОХИЙ, ГАИЙ, ГАИАН, ПРОВИЙ, ЛОЛЛИЙ, УРВАН

Евстохий, Гаий (Гаиан), Провий (Провия), Лоллий (Лоллия, Лулуда), Урван (Урвасий) и др. [греч. Εὐστόχιος, Γάϊος (Γαϊανός), Πρόβη, Λολλία (Λουλούς), Οὐρβανός (Οὐρβάσιος)] († нач. IV в.), мученики Анкирские (пам. 23 июня), пострадали при имп. Максимиане (286-305).

Е. (в календаре РПЦ Евстохий Садонский), родом из г. Усады (Васады, М. Азия), был языческим жрецом. Во время гонений на христиан его поразила стойкость мучеников и он обратился в христианство. Приняв Крещение от еп. Антиохийского Евдоксия, Е. вскоре был посвящен в сан пресвитера. Придя в г. Листра, он обратил в христ. веру своего племянника Г. и его семью, в т. ч. его детей П., Л. (то, что это были именно дочери, а не сыновья Г., подтверждается дальнейшим содержанием сказания; в греч. синаксарях встречаются только варианты жен. имен: Провия и Лоллия) и У. Через некоторое время новообращенных христиан арестовали и принуждали отречься от Христа, но безрезультатно. Затем Е., Г., П., Л., У. и др. членов семьи Г., включая женщин и детей, отправили в г. Анкиру, где их вновь пытали по приказу правителя Агриппина. Мученики остались непреклонны и были приговорены к казни. Первому отсекли голову Е., через день - Г., а отроков сначала привязали к вращающемуся колесу, но оно чудесным образом остановилось, и мученики остались невредимыми. Затем девушкам отсекли груди, У. вогнали в голову гвозди и только после мучений обезглавили.

Под Антиохией, вероятно, понимается одноименный город в Писидии. Память мучеников в греч. стишных синаксарях отмечена также под 20 и 21 июня.

Ист.: ActaSS. Iun. T. 4. P. 471-472; SynCP. Col. 760, 766; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 268-269.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 230-231; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1098; Clercq C., de. Eustochio, Gaiano, Proba, Lollia e Urbano // BiblSS. Vol. 5. Col. 307-308; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 152-153.

О. Н. Афиногенова

ЕВСТОХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСТРАТИЙ

ЕВСТРАТИЙ [лат. Eustratius] (V в.), свт. (пам. зап. 28 нояб.), еп. Суфеса (ныне Сбиба, Тунис) в пров. Бизацена. Пострадал от ариан во время гонений на правосл. христиан при кор. вандалов Гейзерихе (428-477).

Виктор, еп. Виты, в соч. «История гонений в Африканской провинции» рассказывает о нек-рых африкан. епископах-исповедниках, в их числе и о Е., которые ок. 453 г. были отправлены в изгнание. Вероятно, к 484 г. Е. вернулся на свою кафедру, поскольку его имя упомянуто среди участников Собора в Карфагене (1 февр. 484).

В IX в. Флор Лугдунский включил имена этих африкан. епископов в свой Мартиролог, присоединив к ним мучеников Папиниана, еп. Виты, и Мансвета, еп. Урци († 439), также упомянутых Виктором Витенским (Vict. Viten. Hist.

I 3). Их память была произвольно помещена под 1 дек. Адон Вьеннский заимствовал из Мартиролога Флора заметку о святителях и по непонятным причинам переместил дату памяти на 28 нояб. Под этим же днем святители упомянуты в Мартирологе Узуарда. Кард. Цезарь Бароний включил день их памяти в Римский Мартиролог, где Е. ошибочно назван Евстахием.

Ист.: Vict. Viten. De persecut. vandal. I 7 // PL. 58. Col. 189-191 (= MGH. AA. T. 3/1. P. 6-7) (рус. пер.: Виктор Витенский. История гонений в Африканской провинции // Церковные историки IV-V вв. М., 2007. С. 104-105); MartRom. P. 553; Notitia provinciarum et civitatum Africae // MGH. AA. T. 3/1. P. 67 (рус. пер.: Перечень провинций и городов Африки // Церковные историки IV-V вв. С. 180).

Лит.: Gautier E. F. Genséric, roi des Vandales. P., 1932; Déjardins V. Les saints d'Afrique dans le martyrologe romain. Oran, 1952; Courtois Ch. Victor de Vita et son œuvre. Alger, 1954; idem. Les vandales et l'Afrique. P., 1955; Caraffa F. Eustrazio // BiblSS. Vol. 5. Col. 312; Constanza S. Vandali-Arriani e Romani-Catholici nella «Historia persecutionis Africanae provinciae» di Vittore di Vita // Oikoumene: Studi paleocristiani in onore del Concilio Vaticano II. Catania, 1964. P. 223-241; Maier J.-L. L'épiscopat de l'Afrique romaine, vandale et byzantine. R., 1973; Нафанаил (Львов), еп. Страдания святых мучеников Африканских, от ариан пострадавших // он же. Беседы о Свящ. Писании и о вере и Церкви. N. Y., 1991. Т. 1. С. 226-236; Диснер Г.-И. Королевство вандалов. СПб., 2002. С. 91-98.

О. И. Ф.

ЕВСТРАТИЙ, АВКСЕНТИЙ, ЕВГЕНИЙ, МАРДАРИЙ И ОРЕСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСТРАТИЙ ГАРИДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСТРАТИЙ МОНАХ

ЕВСТРАТИЙ МОНАХ [груз. ევსტრატი ბერი], основоположник духовного института «наставник наставников» (მომღვართ-მომღვარი - модзгварт-модзгвари) в Грузии в 1-й пол. XII в., о чем сказано в «Уложениях» Руис-Урбнисского Собора Грузинской Православной Церкви. В этом документе имя Е. М. помещено между именами католикоса-патриарха всей Грузии Иоанна IV (Окропири; 980-1001) и мон. Георгия. Личность последнего отождествляют с воспитателем св. блгв. царя Давида IV Строителя свт. Георгием Чкондидели, занимавшим пост мцигнобартухуцеси (главного везира), наиболее влиятельным духовным и адм. лицом царского двора. Это положение в иерархии имен подчеркивает авторитет и значимость личности Е. М. среди современников. Есть упоминание о нем и в синодике «Уложения»: «Святому старцу и духовному отцу нашему Евстратию монаху многие лета». В произведении XIV в. «Распорядок царского двора» указано, что модзгварт-модзгвари при царском дворе был самым уважаемым лицом среди груз. высших иерархов, включая католикосов Вост. и Зап. Грузии. Модзгвари назначался в каждый мон-рь (в больших их было двое), модзгварт-модзгвари главенствовал, видимо, над всеми модзгвари груз. мон-рей.

Ист.: Распорядок царского двора / Ред.: И. Сургладзе. Тбилиси, 1970. С. 32-50 (на груз. яз.); Уложения Руис-Урбнисского Собора / Ред.: Э. Габидзашвили. Тбилиси, 1978. С. 168-170, 195 (на груз. яз.).

Э. Габидзашвили

ЕВСТРАТИЙ ТАРСИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСУЗИЙ

ЕВСУЗИЙ [Евсуций; лат. Eususius, Eusucu], мч. (пам. зап. 24 дек.). Время и место жизни неизвестны. Архиеп. Сергий (Спасский) внес его память в составленный им «Полный месяцеслов Востока» из Неаполитанского мраморного календаря IX в. (архетип VII в.), в к-ром отмечены имена как зап., так и вост. святых. Поскольку архиеп. Сергий ошибочно считал, что память Е. входит также в состав Синаксаря К-польской ц. (кон. Х в.), он поместил его в число правосл. святых, тогда как Е. должен быть включен в разд. «Восточные святые, не находящиеся в настоящих восточных памятниках Агиологии и внесению в настоящие святцы не подлежащие» (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. Прил. 22). Из труда архиеп. Сергия имя Е. было внесено в список «Святые Православной Церкви» в приложении к энциклопедическому словарю «Христианство» (М., 1995. Т. 3. С. 613).

Ист.: Delehaye H. Hagiographie Napolitaine // AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 5-64.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 393.

ЕВСУКИ

ЕВСУКИ [груз. ევსუჟი], католикос-патриарх Картли (приблизительно 887-914). Упоминается в списке католикосов груз. хроники «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли. С. 327). Известно, что он сменил на престоле Арсения I Великого (860-887), а его преемником стал Василий II (914-930).

Ист.: Обращение Картли: Шатбердский сб. X в. / Ред.: Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.).

Лит.: Абашидзе З. Д. Евсуки // Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 40 (на груз. яз.).

З. Абашидзе

ЕВСХИМОН

ЕВСХИМОН [греч. Εὐσχήμων] († до 843), свт. (пам. 14 марта)., исп., еп. Лампсакийский. Возглавлял кафедру в г. Лампсак (ныне Ляпсеки, иль Чанаккале, Турция). Сведения о жизни Е. сохранились в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 535-536), причем в нек-рых списках кон. X в. память указана 15 марта. Е. упоминается также в Минологии Василия II кон. X - нач. XI в. (PG. 117. Col. 352). Кроме того, Е. адресовано одно из писем прп. Феодора Студита (Theod. Stud. Ep. 289), составленное им в ссылке, когда Феодор узнал, что Е. схвачен иконоборцами. Адресат др. письма прп. Феодора (Idem. Ep. 41, написано между 809 и 811) - мон. Студийского мон-ря Евсхимон - не имеет скорее всего ничего общего с Е. (см.: PMBZ, 1726). Согласно этим источникам, Е. с детства был воспитан родителями в благочестии; после возобновления в 815 г. иконоборческой политики при имп. Льве V Армянине яростно обличал клириков-еретиков. При Михаиле II Травле (820-829) Е. пострадал за приверженность к иконопочитанию и был заключен в темницу, где, проповедуя, отвратил от иконоборчества тюремщиков. Феодор Студит в послании призывает Е. к стойкости, уверяя, что благодаря его исповедничеству и сопротивлению гонителям правосл. вера утвердится. Е. был отправлен в ссылку, где и скончался (см.: Janin. P. 243).

При жизни он сподобился дара чудотворения: однажды оживил уже не дышавшего младенца, часто помогал крестьянам, спасая посадки от диких животных. На месте погребения Е. совершалось множество исцелений.

Ист.: ActaSS. Mart. T. 2. P. 355; SynCP. Col. 535-536; Theod. Stud. Ep. 41: Silvano et Euprepiano filiis // Theodori Studitae. Epistulae / Hrsg. G. Fatouros. B., 1992. Bd. 1. S. 121-122; idem. Ep. 289: Euschemoni Lampsaceno // Ibid. Bd. 2. S. 210.

Лит: Euschemon, 1727 // PMBZ. Abt. 1. Bd. 1. S. 548-549; Janin R. Euschemone, vescovo di Lampsaco // BiblSS. Vol. 5. Col. 243; Εὔσχημος, ἢ Εὐσχήμων // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1103.

Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий

ЕВТИХИАН

Евтихиан, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ)

Евтихиан, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ)

[лат. Eutichianus] († 7.12.283), св. (пам. зап. 7 дек.), еп. (папа) Римский с 4 янв. 275 г. Е. был родом из г. Луна в Тусции. В Liber Pontificalis ошибочно указано, что на Римской кафедре он оставался 1 год 1 месяц и 1 день; ошибка восходит к Каталогу Феликса IV (сер. VI в.), в к-ром, однако, как и в Liber Pontificalis, период епископского служения Е. точно датируется по консульской хронологии: от консульства Аврелиана в 3-й раз и Марцелла до консульства Кара во 2-й раз и Карина. В Каталоге папы Либерия (Catalogus Liberianus, сер. IV в.) дана более точная датировка понтификата Е. с указанием дат рукоположения в сан (4 янв. 275) и кончины (7 дек. 283). В календаре Римской Церкви «Depositio episcoporum. Depositio martyrum» имя Е. находится среди епископов-исповедников, дата смерти - 8 дек. Под этой же датой память Е. значится в Мартирологе блж. Иеронима. Вопреки «Depositio episcoporum» в Liber Pontificalis Е. назван мучеником.

Согласно Liber Pontificalis, Е. ввел обычай хоронить мучеников в пурпурном далматике (в понтификат Е. были захоронены 342 мученика (262 - по Каталогу Феликса IV)). Е. погребен в катакомбах Каллиста. В кон. XIX в. Дж. Б. Де Росси обнаружил там эпитафию Е. В 1659 г. папа Иннокентий X передал мощи святого еп. Фиденцы Филиппо Казони, после смерти к-рого они были помещены в кафедральном соборе г. Сарцана (откуда был родом Казони).

Е. почитается в Риме, в Сарцане, а также в еп-стве Специя, куда была перенесена древняя кафедра г. Луна.

Ист.: LP. T. 1. P. 159-160; MartRom. P. 572; MartHieron. Comment. P. 395-396.

Лит.: Roller Th. Les catacombes de Rome. P., 1881. P. 183; Podestà F. S. Eutichiano Papa. Firenze, 1916; Sforza G. La patria di papa Eutichiano // Atti dela Reale Academia delle Scienze di Torino. Torino, 1920. Vol. 55. P. 539-548; Caspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 361-362; Seppelt. Geschichte. Bd. 1. S. 43, 84; Amore A. Eutichiano // BiblSS. Vol. 5. Col. 317-319; Marot H. Euthychien // DHGE. T. 16. Col. 91-92; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 141.

Д. В. Зайцев

ЕВТИХИАН И СТРАТИГИЙ

ЕВТИХИАН И СТРАТИГИЙ [греч. Εὐτυχιανός, Στρατήϒιος], мученики (пам. греч. 19 авг.). Время и место мученической кончины неизвестны. В греч. стишных синаксарях говорится, что они были брошены в огонь. Память Е. и С. и стихи им встречаются в визант. синаксарях семьи М по классификации И. Делеэ (напр., в Paris. Coislin. 223, 1301 г.), откуда они были перенесены в греч. печатную Минею (Венеция, 1592), где Е. назван стратиотом, т. е. воином, и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца.

Архиеп. Сергий (Спасский) и митр. Софроний (Евстратиадис) предположительно отождествляют Е. и С. с мучениками Евтихианом и Стратоном, пострадавшими в Никомидии ок. 303 г., память к-рых отмечается 17 авг. Вместе с мучениками Филиппом и Киприаном их бросили на арену театра на растерзание диким зверям, но, когда те не тронули святых, их предали сожжению (см. в ст. Стратон, Филипп, Евтихиан и Киприан, мученики Никомидийские).

Ист.: SynCP. Col. 909-910; ЖСв. Авг. С. 303-304; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 247-248.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 251; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1109; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 155.

Э. П. А.

ЕВТИХИАНСТВО

ЕВТИХИАНСТВО - см. в ст. Евтихий, архим., IV-V вв.

ЕВТИХИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВТИХИЙ И ДОМИТИАН

ЕВТИХИЙ И ДОМИТИАН [лат. Eutichius, Domitianus], мученики (пам. зап. 28 дек.). В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. IV в.) под 28 дек. упомянуты пресв. Е. и диак. Д., мученики в Анкире, в пров. Галатия. И. Делеэ предположил, что в этом Мартирологе место мученичества Е. и Д. спутано с местом мученической кончины Гаиана и Домития, упомянутых там же неск. строками ниже как мученики Фракийские. В Сирийском Мартирологе (411 г.) и в Мартирологе блж. Иеронима под 29 сент. встречаются 2 мученика с именем Евтихий, пострадавшие в Гераклее Фракийской (Перинфе). Один из них назван епископом. Под 30 авг. в Сирийском Мартирологе (IV в.) упомянут Гаиан с 6 мучениками, пострадавшими в Анкире. Сведения из Мартиролога блж. Иеронима воспроизведены в Мартирологе Узуарда (кон. IX в.) и в Римском Мартирологе (XVI в.).

Под 29 сент. Д. не упомянут ни в Сирийском, ни в Иеронимовом Мартирологе. Имя Д. встречается в группе мучеников Африканских под 29 дек. в Иеронимовом и Римском Мартирологах в искаженной форме (Domicus и Dominicus соответственно).

Ист.: MartHieron. Comment. P. 13, 14, 532; MartRom. P. 604-605; MartUsuard. // PL. 124. Col. 847; Un Martyrologes et douze ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1915. P. 20-21. (PO; T. 10. Fasc. 1. N 46); Breviarium Syriacum / Ed. B. Mariani. R., 1956. P. 47 (рус. пер.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 631, 699).

Лит.: Sauget J.-M. Eutichio e Domiziano // BiblSS. Vol. 5. Col. 326.

О. И. Ф.

ЕВТИХИЙ И ПЛАВТ

ЕВТИХИЙ И ПЛАВТ [лат. Eutichius, Plautus], мученики (пам. зап. 29 сент.). В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. IV в.) под 29 сент. упомянуты Е. и П., пострадавшие в г. Гераклея Фракийская. Узуард, вероятно, пользовался поврежденным текстом и в своем Мартирологе под этой датой указал 3 мучеников - Е., П. и Гераклею (Eraclea). Сведения из Мартиролога Узуарда (кон. IX в.) перешли в Римский Мартиролог (XVI в.). В Сирийском Мартирологе (411 г.), где местом мученической кончины Е. и П. указан г. Перинф (др. название Гераклеи), говорится о 2 Евтихиях, один из к-рых упомянут как епископ, а в его дружину включены Генесий и Савин, не упомянутые в Иеронимовом и, следов., в Римском Мартирологах. На их месте стоит имя П., что, по мнению И. Делеэ, является искажением имени Плакид, память к-рого отмечена также 5, 11 и 14 окт. вместе с неким Амбодом, тоже пострадавшим в Гераклее. Т. о., единственным аутентичным мучеником из списка, указанного в Римском Мартирологе под 29 сент., можно считать Е. Однако др. сведений о нем не сохранилось. Возможно, это мч. Евтихий, днем памяти к-рого является 28 дек. (см. ст. Евтихий и Домитиан).

Ист.: ActaSS. Sept. Vol. 8. P. 125-126; MartHieron. Comment. P. 532; MartRom. P. 424; MartUsuard // PL. 124. Col. 847; Un Martyrologes et douze ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1915. P. 20-21. (PO; T. 10. Fasc. 1. N 46); Breviarium Syriacum / Ed. B. Mariani. R., 1956. P. 47 (рус. пер.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 631, 699).

Лит.: Amore A. Eutichio, Plauto ed Eraclea // BiblSS. Vol. 5. Col. 326.

О. И. Ф.

ЕВТИХИЙ И ФЕССАЛОНИКА

ЕВТИХИЙ И ФЕССАЛОНИКА [греч. Εὐτύχιος κα Θεσσαλονίκη], мученики (пам. греч. 19 дек.). Время и место мученической кончины неизвестны. По сообщению Синаксаря К-польской ц. (кон. Х в.), вместе с Е. и Ф. пострадали 200 мужчин и 70 женщин (SynCP. Col. 328). Те же сведения содержатся в различных списках Типикона Великой ц. (IX-X вв.) и в Петровом Синаксаре РНБ. Греч. 240, 1249 г. (архетип XI в.). В визант. стишных синаксарях говорится, что они были усечены мечом (ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г.). В списке Типикона Великой ц. из мон-ря Св. Креста в Иерусалиме Cod. 40 (архетип X в.) Е. и Ф. названы великомучениками (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 140). В некоторых календарях память этих святых упоминается под 18 дек. (напр., в синаксаре Mess. gr. 103, XII в.).

Память Е. и Ф. и стих им из стишных синаксарей попали в греч. печатную Минею и затем в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца.

Ист.: SynCP. Col. 321, 328; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 32; Владимир (Филантропов). Описание. С. 531; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 359.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 389; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1110; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 155.

ЕВТИХИЙ И ФЛОРЕНТИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВТИХИЯ

ЕВТИХИЯ - св., дочь ап. Филиппа (пам. греч. 4 сент.) - см. в ст. Ермиония, мц., дочь ап. Филиппа.

ЕВТРОПИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВТРОПИЙ, КЛЕОНИК И ВАСИЛИСК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВТРОПИЯ

ЕВТРОПИЯ - прмц. (пам. греч. 25 июня) - см. в ст. Феврония, прмц.

ЕВТРОПЬЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВУРТИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФАЛИЙ

ЕВФАЛИЙ [греч. Εὐθάλιος] (2-я пол. VII в.), еп. Сулкийский. Известен благодаря исповеданию веры, в к-ром он отрекается от подписанного им ранее исповедания (ὁμολοϒία), составленного неким Иоанном, секретарем дуки. Е. называет исповедание веры Иоанна монофелитским и открыто говорит, что оно было направлено против исповедания веры, составленного прп. Максимом Исповедником. Е., вероятно, был вынужден подписать это исповедание под нажимом визант. дуки Сардинии. В своем исповедании Е. провозглашает непоколебимой веру, изложенную на 5 Вселенских Соборах, а также принимает осудивший монофелитство Римский Собор 649 г. (I Латеранский) под председательством папы Мартина I и при участии прп. Максима Исповедника. В заключение он признает правосл. учение Максима Исповедника и осуждает его противников. Упоминание в исповедании Е. св. Максима, названного «блаженной памяти», и только 5 Вселенских Соборов дает основание датировать написание исповедания веры Е. периодом между смертью Максима Исповедника (662) и VI Вселенским Собором (680-681). Из послания друга и корреспондента св. Максима Исповедника мон. Анастасия известно, что на Сардинии была сильная оппозиция монофелитству и еще при жизни прп. Максим пользовался большим авторитетом среди верующих (Ep. Anastasii // PG. 90. Col. 133-135; MartRom. Comment. P. 220).

Соч.: Confessio fidei // Die schriften des Neuen Testaments / Hrsg. H. P. von Soden. Gött., 1911. Tl. 1. Abt. 1. S. 637-682.

Лит.: CPG, N 7742; Stiernon D. Euthalius of Sulci // EEC. Vol. 1. P. 304; Boscolo A. La Sardegna Byzantina e altogiudicale. Sassari, 1978. P. 52-53; Cosentino S. Byzantine Sardinia between East and West // Millenium: Jb. zu Kultur u. Geschichte d. ersten Jahrtausend n. Chr. B.; N. Y., 2004. Bd. 1. S. 329-368.

Д. В. Зайцев

ЕВФАЛИЯ

ЕВФАЛИЯ [греч. Εὐθαλία] († 257), мц. Леонтинская (Леентинская) (пам. 2 марта; пам. зап. 27 авг.). Согласно пространному сказанию, к-рое содержится в добавлениях к Мученичеству Алфия, Филадельфа и Киприна (Кирина) (ActaSS. Mai. T. 2. P. 537-544; см. в ст. Алфий, Филадельф, Кирин, Еразм, Онисим и с ними 14), мать Е., язычница Евтропия, 7 лет страдала кровотечением. Оказавшись на месте погребения этих мучеников недалеко от Месополя Леонтинского (Сицилия), она получила исцеление и, вернувшись домой, рассказала об этом дочери, утаив, что, по предсказанию святых, Е. предстоит вскоре пострадать за Христа. Вместе с Евтропией Е. уверовала в Истинного Бога, о чем узнал ее брат Сервилиан, яростный язычник. Он набросился на мать, желая убить ее, но женщине удалось бежать из дома при помощи служанки. Е. упрекала брата в жестокости и смело исповедовала себя христианкой. Сервилиан пытался склонить сестру принести жертвы идолам, а затем, сорвав с нее одежду, жестоко стегал плетьми. Ни уговорами, ни пытками брату не удалось отвратить Е. от истинной веры, тогда он отдал ее на поругание слуге. По молитве Е. на ее защиту явились Алфий, Филадельф и Киприн, а слуга тот же час упал на землю мертвым. Тогда разгневанный Сервилиан отсек Е. голову (по мнению нек-рых зап. исследователей (BiblSS. Vol. 5. P. 315), Е. скончалась 8 сент. 257). Тело святой было погребено близ пещеры с мощами оказавших ей помощь мучеников.

Краткое сказание о Е. (ActaSS. Aug. T. 6. P. 12) из греч. Минеи и зап. мартирологов отличается следующими деталями: мать Е. названа Евфалией, брат - Сермилианом; мученики Алфий, Филадельф и Киприн явились Евфалии Старшей во сне; получив исцеление, она вместе с дочерью крестилась; слуга, пытавшийся надругаться над Е., ослеп. Этот рассказ был заимствован прп. Никодимом Святогорцем, а также вошел в Минеи-Четьи, составленные свт. Димитрием Ростовским.

В греческих синаксарях память Е. отмечена 2 марта, 6, 7 мая и 27 авг. Последняя дата вошла в западные мартирологи.

Ист.: BHG, N 60; ActaSS. Mai. T. 2. P. 537-544; Ibid. Aug. T. 6. P. 12; SynCP. Col. 501, 661, 680, 929; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 20-21; ЖСв. Март. С. 49.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 61; Т. 3. С. 91; Εὐθαλία // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1027; Morabito G. Eutalia // BiblSS. Vol. 5. Col. 315-316; Janin R. Euthalie // DHGE. T. 16. Col. 49-50; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 143.

А. Н. Крюкова

ЕВФАСИЯ

ЕВФАСИЯ [греч. Εὐθασία], мц. (пам. греч. 12 янв.). Время и место кончины неизвестны. Из греческих стишных синаксарей, где говорится, что Е. была усечена мечом (напр., ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г.; Paris. gr. 1582, XIV в.), ее память вошла в печатную Минею (Венеция, 1595) и затем в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца. Архиеп. Сергий (Спасский) предположил, что Е. является одним лицом с мц. Евфрасией Никомидийской (пам. 19 янв.). По мнению нек-рых зап. исследователей, Е. попала в ряд греч. календарей из-за ошибочной замены буквы «л» буквой «с» в имени мц. Евфалии Леонтинской (пам. 2 марта; пам. зап. 27 авг.).

Ист.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 721; SynCP. Col. 385-388; Владимир (Филантропов). Описание. С. 533; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 3. Σ. 64.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 12; Εὐθαλία // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1028; Mongelli G. Eutasia // BiblSS. Vol. 5. Col. 316; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 143.

А. Н. К.

ЕВФЕРИЙ

ЕВФЕРИЙ [греч. Εὐθέριος] († после 433), еп. Тианский (Каппадокия). Накануне Вселенского III Собора в Эфесе Иоанн I, архиеп. Антиохийский, в послании к Е. называл анафематизмы свт. Кирилла, архиеп. Александрийского, против ересиарха Нестория, архиеп. Константинопольского, аполлинаристскими (ACO. Vol. 1. Pt. 4. P. 147). В Эфесе Е. присоединился к Собору вост. епископов во главе с Иоанном I, архиеп. Антиохийским, выступившим против решений основного Собора под председательством свт. Кирилла, осудившего Нестория. Впосл. Е. выступил против решений III Вселенского Собора на Соборе вост. епископов в Тарсе. Он также был противником преодоления схизмы и не принял восстановления общения между свт.

Кириллом Александрийским и архиеп. Иоанном I Антиохийским в 433 г. Имп. Феодосий II сослал Е. в Скифополь (Палестина) вместе с др. остававшимися верными Несторию епископами (Елладием, еп. Тарсийским, Имерием, еп. Никомидийским, и проч.). Ссылке Е. предшествовало его низложение, точная дата к-рого неизвестна. Фирмин, еп. Кесарийский, поставил на место Е. епископа, к-рый не был принят паствой. Е. бежал из ссылки в Тир, однако его дальнейшая судьба неизвестна. Е.- автор 5 посланий: к архиеп. Иоанну I Антиохийскому, Елладию, еп. Тарсийскому, Александру, еп. Иерапольскому, блж. Феодориту, еп. Кирскому, папе Сиксту III, в которых он пытался отстаивать неправомерность осуждения Нестория, при этом все послания содержат выпады против свт. Кирилла Александрийского. Известно также сочинение Е. «Опровержение неких положений», направленное против анафематизмов свт. Кирилла Александрийского (PG. 28. Col. 1337-1374). Севир, патриарх Антиохийский, в одном из сочинений приводит фрагмент из несохранившегося сочинения Е. Возможно, одно из посланий Фирмина, еп. Кесарийского, адресовано Е. (PG. 77. Col. 1497).

Ист.: PG. 28. Col. 1337-1394; ACO. Vol. 1. Pt. 3. P. 98, 112; Vol. 1. Pt. 4. P. 28, 31, 37, 45, 87, 119-112, 144-148, 204, 242; Sever. Antioch. Contr. gramm. III 17.

Лит.: CPG, N 6143-6153; Ficker G. Eutherius von Tyana. Lpz., 1908; Bardenhewer. Geschichte. Bd. 4. S. 200-202; Van Roey A. Eutherius de Tyane // DHGE. T. 16. Col. 50-51; Quasten. Patrology. T. 3. P. 523-525.

Д. В. Зайцев

ЕВФИМИАН

ЕВФИМИАН - прп.- см. Анна Вифинская, прп.

ЕВФИМИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФИМИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФИМИЙ I

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФИМИЙ II

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФИМИЙ II (I)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФИМИЙ III

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФИМИЙ III (II)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФИМИЙ АГРИТЕЛЛИС

ЕВФИМИЙ АГРИТЕЛЛИС [греч. Εύθύμιος ὁ ῾Αϒριτέλλης] (1876, дер. Паракила, о-в Лесбос - 29.05. 1921, Амасья, Турция), еп. Зильский (1912-1921), народный герой. Начальное образование получил в сельской школе, затем учился в школе Лимониада. По окончании ее в 1892 г. постригся в монахи в процветавшем в то время мон-ре Лимонос. В течение 8 лет подвизался в мон-ре, в 1900 г. поступил в Халкинскую богословскую школу. В 1907 г. окончил c отличием школу, защитил дипломную работу «Цели монашеской жизни на Востоке до IX в.» и был рукоположен во диакона. По возвращении на о-в Лесбос Е. А. получил место директора лимониадской школы и священнопроповедника епархии. В 1907-1909 гг. совмещал обе должности. В 1910 г. был рукоположен во пресвитера; до 1912 г. был протосинкеллом Митимны, затем поступил на службу в качестве секретаря митр. Амасийского Германа (Каравангелиса) и был возведен в помощники митрополита Амасийского с почетным титулом епископа некогда процветавшей на западе Понта Зильской епископии. Архиерейская хиротония Е. А. была совершена в К-поле 12 июня 1912 г., Е. А. был помощником митрополита ок. 10 лет. 21 янв. 1921 г. Е. А. вместе с др. известными жителями Амасьи был арестован тур. властями и посажен в тюрьму. На Пасху, 18 апр., Е. А., несмотря на усиленную охрану, смог войти в камеры, где в одиночном заключении содержались многие из его соотечественников, утешил и ободрил их. 29 мая, на 41-й день одиночного заключения, истощенный тяготами, лишениями и пытками, Е. А. скончался. Приказ о его казни пришел из Ангоры (ныне Анкара) уже после смерти епископа.

Лит.: Τσερνοϒλοῦ Α. Εὐθύμιος ὁ ῾Αϒριτέλλης // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1046-1048.

Л. А. Герд

ЕВФИМИЙ АФОНСКИЙ

ЕВФИМИЙ АФОНСКИЙ - прп. (пам. 13 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) - см. Евфимий Святогорец.

ЕВФИМИЙ ВАТОПЕДСКИЙ

ЕВФИМИЙ ВАТОПЕДСКИЙ - сщмч. (пам. греч. 4 янв.), игум. монастыря Ватопед - см. в ст. Ватопедские мученики.

ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФИМИЙ ВЛАХАВАС

ЕВФИМИЙ ВЛАХАВАС [греч. Εὐθύμιος Βλαχάβας] († 1808), свящ., борец за освобождение греков от турецкого ига. Происходил из семьи потомственных арматолов (греч. партизан, перешедших на службу османскому гос-ву). Род. в дер. Влахава в окрестностях Каламбаки (Фессалия). Его отец поддерживал связь с Метеорскими мон-рями и захотел, чтобы сын стал священником. После смерти отца Е. В. возглавил партизанское движение в своем районе, а в начале русско-тур. войны (1806-1812) открыто выступил против турок. Е. В. стяжал славу отважного бойца, мудрого руководителя и наставника партизан. Его подвиги воспеты в народных песнях, в к-рых его называют отец Евфимий (παπαφύμιος). Но фессалийские партизаны были разбиты войсками султанского наместника в Эпире Али-паши Янинского, и Е. В. со своими соратниками был вынужден бежать на Сев. Спорады. Там грекам удалось снарядить ок. 70 кораблей, к-рые напали на тур. флот. Между тем Е. В., заручившись поддержкой серб. кн. Карагеоргия, готовил новое восстание греков в Фессалии, начало которого было назначено на скорбный для греков день - 29 мая 1808 г., годовщину захвата турками К-поля. Однако в результате предательства Е. В. был схвачен турками и доставлен в Янину, где после долгих мучений был распят на кресте вниз головой.

Лит.: Pouqueville F.-C.-H.-L. Histoire de la Régénération de la Grèce. P., 1829. T. 1; Ιωαννίδης Γ. Μικρή εϒκυκλοπαιδεία εθνομαρτύρων κληρικών. ᾿Αθήναι, 1991. Τ. 1.

К. И. Лобовикова

ЕВФИМИЙ ДЕЧАНСКИЙ

ЕВФИМИЙ ДЕЧАНСКИЙ - прп., пустынножитель близ серб. мон-ря Дечаны (пам. 11 нояб.). Единственное упоминание о Е. Д. как о современнике прп. Нестора Дечанского (60-е гг. XVI в.) содержится в общей стихире серб. просветителям, созданной в XVIII в. Включение Е. Д. в список сербских святых было подтверждено решением Св. Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви 1962 г.

Лит.: Павловић Л. Култови лица код срба и македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 204; Милеуснић С. Свети из српског рода // Црква 2001: Календар Српске Правосл. Патриjаршиjе. Београд, 2000. С. 92.

ЕВФИМИЙ ДОХИАРСКИЙ

ЕВФИМИЙ ДОХИАРСКИЙ - прп. (пам. греч. 9 нояб.) - см. в ст. Дохиар.

ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФИМИЙ ЗОГРАФСКИЙ

ЕВФИМИЙ ЗОГРАФСКИЙ - прмч. (пам. греч. 22 сент.) - см. в ст. Зографские мученики.

ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФИМИЙ ИВЕРСКИЙ

ЕВФИМИЙ ИВЕРСКИЙ - прп. (пам. 13 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) - см. Евфимий Святогорец.

ЕВФИМИЙ ИСПОВЕДНИК

ЕВФИМИЙ ИСПОВЕДНИК - прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 20 янв.) - см. Евфимий (Кереселидзе).

ЕВФИМИЙ МАЛАКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФИМИЙ МТАЦМИДЕЛИ

ЕВФИМИЙ МТАЦМИДЕЛИ (Мтацминдели), прп. (пам. 13 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) - см. Евфимий Святогорец.

ЕВФИМИЙ НАТЛИСМЦЕМЕЛИ

ЕВФИМИЙ НАТЛИСМЦЕМЕЛИ - прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) - см. Евфимий Многотрудный.

ЕВФИМИЙ НОВЫЙ

ЕВФИМИЙ НОВЫЙ [греч. Εὐθύμιος ὁ Νέος], прп. (пам. греч. 4, 5 янв.). Время и место жизни неизвестны. В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) под 4 янв. указана память Е. Н. и говорится, что его мощи находились в к-польской ц. св. Мокия (SynCP. Col. 367). Рус. паломник Антоний Новгородец (ок. 1200) видел в этой церкви мощи святого, к-рый «иже оковався в железах ходил» (Книга Паломник. С. 26).

В ряде визант. календарей Е. Н. упоминается под 5 янв. (напр., Минея Paris. gr. 1571, 1253 г.), но чаще - под 4 янв., как в Парижском (Paris. gr. 1590, 1063 г.) и Оксфордском (Bodl. Auct. E.5.10, 1329 г.) списках Типикона Великой ц. (Mateos. Typicon. Т. 1. Р. 175), в Петровом синаксаре (РНБ. Греч. № 240, 1249 г.) и в стишных синаксарях (Paris. gr. 1582, XIV в.; ГИМ. Син. греч. № 355 (391), XV в.). На основе стишных синаксарей его память была включена в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца.

Ист.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 532; SynCP. Col. 369, 371, 978; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 27.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 5-6; Т. 3. С. 12; Εὐθύμιος // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1033; Kulič J. Ricerca sulle commemorazioni giornaliere bizantine nei Menei. R., 1992. P. 69; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αϒιολόϒιον. Σ. 145.

ЕВФИМИЙ НОВЫЙ ИЗ ДИМИЦАНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФИМИЙ НОВЫЙ ФЕССАЛОНИКИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФИМИЙ САЙФИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФИМИЯ

ЕВФИМИЯ - мц. (пам. греч. 4 янв.) - см. в ст. Хрисанф и Евфимия, мученики.

ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФРАСИЙ

ЕВФРАСИЙ - свт. (пам. греч. 17 июля), еп. Ионопольский (Пафлагония). Сказание об этом святом не сохранилось. Время и обстоятельства его жизни неизвестны. В визант. синаксарях, собранных И. Делеэ в издании Синаксаря К-польской ц. (кон. Х в.), память Е. отсутствует. Вероятно, прп. Никодим Святогорец обнаружил память Е. со стихом в какой-то рукописи и включил ее в свой «Синаксарист».

Ист.: Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 78; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 216.

Лит.: Kulič J. Ricerca sulle commemorazioni giornaliere bizantine nei Menei. R., 1992. P. 184; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αϒιολόϒιον. Σ. 157.

ЕВФРАСИЯ

ЕВФРАСИЯ [греч. Εὐφρασία], мц. (пам. визант. 14, 16 марта, 18 сент.). Упоминание о Е. без к.-л. сведений встречается 16 марта в синаксарях семейства В по классификации И. Делеэ (PG. 117. Col. 356) и 14 марта в ряде синаксарей семейства D, в Петровом синаксаре 1249 г. РНБ. Греч. № 240 (архетип XI в.), Минеях Paris. gr. 1575, XII в.; Paris. Suppl. gr. 152, XIII в. (SynCP. Col. 536, 540). Архиеп. Сергий (Спасский) отождествляет эту святую с Евфрасией, мц. Никомидийской, хотя в др. месте оговаривает, что это может быть и прп. Евпраксия (пам. 25 июля), к-рая упоминается в зап. календарях под именем Евфрасии 13 марта (см.: Aubert R. Euphrasie (2) // DHGE. T. 15. Col. 1411-1412). Ж. М. Соже также отождествляет Е. с прп. Евпраксией, хотя во всех источниках она названа мученицей, а не преподобной.

Канон, составленный в честь Е. гимнографом Георгием, помещен в рукописи Sinait. gr. 608 (Х в.) под 15 марта, а в Sinait. gr. 552 (XI в.) - под 18 сент. (Ταμεῖον. Σ. 46).

В совр. календарь греческих Церквей память Е. не была внесена.

Ист.: ActaSS. Mart. T. 2. P. 262; PG. 117. Col. 356 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 536, 540.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 74, 77; Sauget J.-M. Eufrasia, vergine di Nicomedia // BiblSS. Vol. 5. P. 168-169.

ЕВФРАТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФРОНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФРОСИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФРОСИНИЕВ ПОЛОЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ЕВФРОСИНИЕВ ПОЛОЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - см. Полоцкий Евфросиниев в честь Преображения Господня жен. мон-рь.

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ, ПРЕПОДОБНОЙ, КРЕСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФРОСИНИИ, ПРЕПОДОБНОЙ, ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ МОСКОВСКОЙ, МЕДАЛЬ

ЕВФРОСИНИИ, ПРЕПОДОБНОЙ, ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ МОСКОВСКОЙ, МЕДАЛЬ - награда Русской Православной Церкви. Учреждена определением Патриарха Алексия II и Свящ. Синода от 21 авг. 2007 г. одновременно с Евфросинии, преподобной, великой княгини Московской, орденом в память 600-летия со дня преставления прп. Евфросинии (см. Евдокия Димитриевна (Евфросиния), св. блгв. вел. кнг. Московская). Медалью награждаются женщины, внесшие особый вклад в дело укрепления духовно-нравственных традиций в обществе и в развитие социального служения Церкви, потрудившиеся на поприще церковно-общественной деятельности и церковно-гос. отношений, а также понесшие труды во благо Православия. Медаль имеет 1 степень, при награждении вручаются медаль и грамота.

Лит.: Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2007. № 9. С. 5-6.

ЕВФРОСИНИИ, ПРЕПОДОБНОЙ, ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ МОСКОВСКОЙ, ОРДЕН

Орден прп. Евфросинии, вел. кнг. Московской

Орден прп. Евфросинии, вел. кнг. Московской

награда Русской Православной Церкви. Учрежден определением Патриарха Алексия II и Свящ. Синода от 21 авг. 2007 г. вместе с Евфросинии, преподобной, великой княгини Московской, медалью в память 600-летия со дня преставления прп. Евфросинии (см.: Евдокия Димитриевна (Евфросиния), св. блгв. вел. кнг. Московская). Имеет 3 степени. Орденом награждаются женщины, внесшие особый вклад в дело укрепления духовно-нравственных традиций в обществе и в развитие социального служения Церкви, потрудившиеся на поприще церковно-общественной деятельности и церковно-гос. отношений, а также понесшие труды во благо Православия.

Среди первых удостоенных Е. о.- председатель попечительского совета целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» С. В. Медведева, композитор А. Н. Пахмутова, президент Российской ассоциации международного сотрудничества 1-я женщина-космонавт В. В. Терешкова, 1-й зам. мэра Москвы Л. И. Швецова, председатель попечительского совета «Святость материнства» Н. В. Якунина, настоятельница подворья Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря игум. Филарета (Смирнова), настоятельница Воздвижения Креста Господня и в честь Иерусалимской иконы Божией Матери женского монастыря игум. Екатерина (Чайникова), проф. Гос. музыкально-педагогического ин-та им. М. М. Ипполитова-Иванова Л. П. Соколова, заслуженный строитель РФ Г. Н. Евсеева, многодетная мать А. И. Ладыгина.

Лит.: Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2007. № 9. С. 5-6.

ЕВФРОСИНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФРОСИНИЯ КОЛЮПАНОВСКАЯ (Вяземская Евдокия Григорьевна)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВФРОСИНИЯ МЛАДШАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВХАИТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВХАИТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВХАРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВХАРИСТ

Евха́рист [греч. Εὐχάριστος], прп. Египетский (без даты памяти), пастух. Рассказ о Е. содержится в сб. «Apophthegmata Patrum», сформировавшемся в IV-V вв. Два егип. подвижника молили Бога открыть им степень достигнутой ими праведности. Но благодаря Божественному Промыслу они узнали, что живущие неподалеку пастух Е. и его жена Мария превзошли их праведностью. Найдя их, старцы стали расспрашивать супругов об их жизни, но те уклонялись от ответа, смиренно говоря, что они самые обычные люди. Тогда старцы рассказали им, что Сам Господь послал их, чтобы те послужили для них примером. Супруги поведали, что они девственники, днем трудятся, а ночью облачаются во власяницу. Получаемую от овец прибыль они делят на 3 части: одну отдают бедным, другую - странникам, а 3-ю оставляют себе. Эту милостыню они раздают тайно, так что никто не знает об этом, как и об их целомудренной жизни. Услышав рассказ супругов, старцы прославили Бога, указавшего им этих подвижников.

Рассказ из «Apophthegmata Patrum» был включен в состав древнерус. нестишного Пролога во 2-й пол. XII в. под 17 нояб.

Ист.: BHG, N 2125; PG. 65. Col. 168-169 (рус. пер.: Достопамятные сказания. 1993. С. 60); Изречения египетских отцов. 2001. С. 98.

Э. П. А.

ЕВХАРИСТИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВХАРИСТИЧЕСКИЕ СПОРЫ В РПЦ

ЕВХАРИСТИЧЕСКИЕ СПОРЫ В РПЦ - см. в статьях: Евхаристия, Хлебопоклонная ересь.

ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ КАНОН

ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ КАНОН - см. ст. Анафора.

ЕВХАРИСТИЯ

ЕВХАРИСТИЯ - см. ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I, ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II.

ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВХЕРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВХИТЫ

ЕВХИТЫ - члены различных религ. общин, IV в.- см. Мессалиане.

ЕВХОЛОГИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕГВАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕГЕСИПП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕГИПЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕГИПЕТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница