Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А" (часть 18, "АНА"-"АНГ")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНАСТАСИИ АПОКАЛИПСИС - соч. неизвестного греч. автора XI-XII вв. Сохранилось в греч. рукописях XV-XVI вв. (Paris. gr. 1631; Ambros. A 56 sup.; Panorm. III.B.25). Слав. версия, не совпадающая полностью с греч. текстом, представлена 14 южнослав. списками XIV-XVIII вв. 3 редакции текста восходят к переводу, выполненному в 1-й пол. XIII в., вероятно в Болгарии. Содержание следует традиции древней и средневек. апокалиптики: арх. Михаил показывает Анастасии Рай, где праведники славят Всевышнего, и Ад, где претерпевают мучения грешники, среди них - визант. имп. Иоанн I Цимисхий, наказанный за убийство имп. Никифора II Фоки. Из уст Бога Отца звучат слова о конце света, Страшном Суде и расплате за грехи. Об Анастасии говорится, что она жила в монашестве 5 лет, прославилась аскетическими подвигами, знанием Свящ. Писания, исцелением слепых и прокаженных. Изд.: Милтенова А. Неизвестен превод на византийската видение на Анастасия черноризца в стараблъгарската литература // Медиевистика и културна антропология. София, 1998. С. 237-257. Лит.: Apocalypsis Anastasiae / Ed. R. Homburg. Lpz., 1908; Сперанский М. Малоизвестное византийское «Видение» и его славянские тексты // Bsl. 1931. Vol. 3. P. 110-133; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 653; BHG, N 1868-1870b. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНАСТАСИЙ († 304), мч. Салонский (пам. 25 окт., 5 дек.; пам. зап. 25 или 26 авг., 7 сент.), пострадал при имп. Диоклетиане. Род. в г. Аквилея (Италия), унаследовал профессию отца-сукновала; достигнув зрелого возраста, переселился в Салону (Далмация). Во время гонений на христиан не пожелал скрывать свою веру и нарисовал крест на входной двери дома, за что был усечен мечом; тело А. бросили в море. Богатая матрона Асклепия обещала награду тому, кто достанет тело казненного мученика. Мощи А. были обретены моряками из Африки, к-рые увезли с собой их часть, а часть Асклепия похоронила на своей вилле и поставила памятник А. Позднее на этом месте возникло христ. кладбище с базиликой, в ее алтаре покоились мощи А. После нашествия аваров и разрушения города в VII в. спасенные мощи были перенесены в Рим (празднуется 28 июля). А. изображен на мозаике в ц. св. Венанция в Латеранском дворце в одежде зажиточного горожанина. ГимнографияПамять А. отмечена в нек-рых вост. и зап. месяцесловах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 330). Последование неизвестно. В совр. греч. печатной Минее по 6-й песни канона утрени помещен синаксарь (̓Οκτώβριος. Σ. 247). Ист.: ActaSS. Sept. T. 3. P. 19 sq.; AnBoll. 1897. T. 16. P. 488-500. Лит.: Zeiller J. Anastase (6) // DHGE. T. 2. Col. 1440-1442; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 441-442. П. Б. Михайлов |
АНАСТАСИЙ I († 478), Патриарх Иерусалимский (с нач. июля 458). Монах и игумен мон-ря св. Пассариона, позднее скевофилак в храме Воскресения Господня и хорепископ. Патриарший сан был предсказан ему прп. Евфимием Великим, и вскоре единогласным волеизъявлением иерусалимских христиан А. был призван наследовать Патриарху Ювеналию. В его правление бывш. императрица Евдокия основала в Иерусалиме храм св. Стефана; возник также храм на месте пещеры почившего прп. Евфимия († 473). Хотя многие писатели того времени и обвиняли А. в нерешительности по отношению к монофизитству, представляется маловероятным, что сам он когда-либо отступал от Православия: мнение о том, что А. будто бы подписал «Энкиклион» узурпатора Василиска, не основано на фактах. Источники отмечают, что Патриарху были свойственны простота нравов и скромность в одежде. Ист.: Cyrillus Scythopolitanus. Vita S. Euthymii. 22, 33, 40, 43; Vita S. Sabbae. 15 / Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. Лит.: Χρυσόστομος. ῾Ιεροσ. Σ. 174-180; Janin R. // DHGE. T. 2. Col. 1447; Grumel. Chronologie. P. 451. М. В. Грацианский |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНАСТАСИЙ II († ок. 705), Патриарх Иерусалимский. В нек-рых списках деяний Трул. Собора (691-692) имеется подпись: «Анастасий Иерусалимский». Вероятно, он вступил на престол вскоре после Всел. VI Собора (680). Многие исследователи, впрочем, отрицают подлинность подписи и сам факт существования этого Патриарха. В нек-рых древних греч. синаксарях, а также в «Синаксаристе» Никодима Святогорца приводится память «Анастасия, Патриарха К-польского» (10 февр.); поскольку это имя носил только один предстоятель К-польской кафедры, иконоборец Анастасий, налицо явная несообразность, т. к. невозможно церковное почитание еретика. Исследовавший этот вопрос Констанций I, Патриарх К-польский (1830-1834), отнес эту память к А. Лит.: Le Quien. OC. T. 3. P. 289-290; Παλαμᾶς. ῾Ιεροσ. Σ. 348; Χρυσόστομος. ῾Ιεροσ. Σ. 274; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 65-66; DHGE. T. 2. Col. 1463; Σοφρώνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 36. М. В. Г. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНАСТАСИЙ III († июнь 913, Рим), папа Римский (с апр. 911). Сведения о нем крайне скудны. Хронист Флодоард говорит об А. как о человеке скромном и справедливом. В течение своего короткого понтификата А. не сыграл значительной политической роли, оказавшись под влиянием Альбериха I, герц. Сполето, а позже рим. патриция Феофилакта и его жены Феодоры. А., безусловно, обладал нравственным авторитетом в Церкви и в миру; к нему обращались по различным частным делам. Известно о привилегиях, к-рые А. пожаловал королю и нек-рым епископам в Италии. В 912 г. из Византии к А. было отправлено послание с вопросами о позиции папы в деле о четвертом браке визант. имп. Льва VI. Ответ А., вскоре умершего, неизвестен. Ист.: LP. Vol. 2. P. 258-259; Jaffé. RPR. Vol. 1, N 448; Vol. 2, N 706. Лит.: Kölmel W. Rom und die Kirchenstaat im X. und XI. Jh. B., 1935; Zimmermann H. Das dunkle Jahrhundert. Münch., 1973; idem. Anastase III // Dictionnaire historique de la papauté. P., 1994. P. 86-87. О. С. Воскобойников |
Анастасий IV, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. "Vitis pontificum". 1626) (мирское имя Конрад; ок. 1070, Рим - 3.12.1154), папа Римский (с 12 июля 1153). До возведения в чин кардинала-пресвитера (между 1111 и 25 февр. 1114) А., видимо, был членом ордена августинцев-каноников в мон-ре св. Руфа около Авиньона (этому мон-рю А., уже будучи папой, пожаловал земельные владения). В 1118 г. участвовал в избрании папы Геласия II. В 1128 г. возведен папой Гонорием II в кардинала-епископа. Во время схизмы 1130 г., когда на папский престол одновременно были избраны Иннокентий II и Анаклет II, А. остался в Риме в качестве викария Иннокентия II, к-рому пришлось покинуть Рим из-за восстания горожан, поддержавших Анаклета II. Пользовался большим авторитетом в Римской курии как миротворец и опытный придворный. Оставаясь в должности викария до 1153 г., А., видимо, выступал посредником между папой и рим. сенатом, высшим органом городской республики (после 1140). После смерти Евгения III был избран папой Римским и в отличие от своих предшественников, к-рые не могли находиться в Риме из-за восстаний горожан, А. без к.-л. сопротивления занял папскую резиденцию в Латеранской базилике. Отправил в Скандинавию в качестве легата кард. Николая Брейкспира (буд. папа Адриан IV), чтобы решить вопрос об отношениях Шведско-Норвежской Церкви и митрополии Лунд, после чего Швеция начала платить денарий св. Петра. Как понтифик А. оказался слишком слаб, чтобы противостоять универсалистским притязаниям буд. имп. Фридриха I Барбароссы, и в переговорах с ним проявил бо́льшую сговорчивость, чем его предшественник Евгений III.Ист.: LP. Vol. 2. P. 388; PL. 188. Col. 989-1088; Jaffé. RPR. Vol. 2, N 89-102. Лит.: Potthast. Bibliotheca. Bd. 1. S. 42; Schmale F.-J. Studien zum Schisma des Jahres 1130. Graz; Köln, 1961; Haller J. Das Papsttum: Idee und Wirklichkeit. Reinberg, 1965. Bd. 3. S. 116-120. О. С. Воскобойников |
АНАСТАСИЙ АЛЛЕГОРИСТ [греч. ̓Αναστάσιος ὁ ̓Αλληγοριστής], греч. писатель и богослов 2-й пол. IX в. Его личность установил С. Саккос, выделивший принадлежащие ему труды из большой группы сочинений, авторы к-рых носили имя Анастасий. Род., вероятно, на Кипре. Был монахом Синайского мон-ря; совершал путешествия в Палестину, Сирию и Персию. Хорошо знал лит-ру, астрологию, физиологию, этику и философию. Среди его произведений - «Определения», «Физиология», «Энкомий Египту», «Комментарий к книге Притч» (Притчи 15-31), «Комментарий к Евангелию от Матфея» (Мф 17. 24-27; 22. 15-16), «Слово на Благовещение» и др. Часть его трудов в рукописях приписывается пресв. Анастасию Антиохийскому, другу и синкеллу Нестория, Патриарха К-польского (428-431). Лит.: Stiglmayr J. Der Verfasser der Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi // BZ. 1909. Bd. 18. S. 14-40; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 443-446; Σάκκος Σ. Περί ̓Αναστασίων Συναϊτῶν. ̓Αθῆναι, 1964. Σ. 186-232. П. И. Жаворонков |
АНАСТАСИЙ АПОКРИСИАРИЙ [лат. Anastasius Apocrisiarius] († 11.10.666), исп. (пам. греч. 20 сент.), ученик прп. Максима Исповедника. Исполнял должность апокрисиария (представителя папы) в К-поле. За отказ принять «Типос» имп. Константа был сослан в Трапезунд (648), а затем в Месемврию (655). В 662 г. вместе с преподобными Максимом и Анастасием К-польским отозван в К-поль, вновь осужден и сослан на Кавказ, на границу Лазики и Алании, где А. А. содержали в разных крепостях: Скотори в Апсилии (в ущелье р. Кодори), Пушта, Букол (Бухлоо, груз. Бокеле) и Тус (Тхина), где он скончался спустя 4 года после смерти своего учителя. Известен ряд сочинений А. А.: «Relatio motionis» (Сообщение о прении) - протокол процесса над прп. Максимом в К-поле; «Acta S. Maximi in primo exilio» (Деяния св. Максима в первой ссылке) - диспут прп. Максима с его противниками в Визии и Регии; «Epistula ad Theodosium Gangrensem» (Послание пресвитеру Феодосию Гангрскому) - описание ссылки и кончины прп. Максима, где А. А. приводит свидетельства святых отцов о двух волях во Христе, в т. ч. тексты, приписывающиеся Ипполиту, еп. Порто (AnBoll. 1955. T. 73. P. 10-16); «Invectiva a quodam monacho pro S. Maximo» (Слово в защиту св. Максима к некоему монаху) - беседа А. А. в К-поле; неизданное послание аскалонским монахам (Vat. gr. 662), к-рое раскрывает философские термины, используемые в христологии. Кроме того, среди проч. Анастасиев А. А. иногда рассматривается как возможный автор соч. «Doctrina patrum de Incarnatione Verbi» (Учение отцов о воплощении Слова; CPG, N 7781). ГимнографияРедко встречающаяся память А. А. зафиксирована в греч. синаксаре Никодима Святогорца под 20 сент. вместе с памятью Анастасия Монаха, также являвшегося учеником прп. Максима Исповедника (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 289). В нек-рых рукописях Миней 13 авг. помещена служба святых Максима, Мартина и А. А. (Там же. С. 244). В печатных богослужебных книгах последование А. А. отсутствует. Соч.: CPG, N 7733-7740; Relatio // PG. 90. Col. 109-129 (ср. PL. 129. Col. 603-621); Acta // PG. 90. Col. 136-172 (ср. PL. 129. Col. 625-657); Ep. ad Theodosium // PG. 90. Col. 173-178 (ср. PL. 129. Col. 659-680). Ист.: BHG, N 1231-1236; BHL, N 5481-5844; Latyšev. Menol. T. 2. P. 273-276; Епифанович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника. К., 1917. С. 1-25; Житие прп. Максима Исповедника / Публ., вступ. ст. и примеч. А. И. Сидорова // Ретроспективная и сравнительная политология. М., 1991. Вып. 1. С. 133-176. Лит.: Bardenhewer. Geschichte. Bd. 5. S. 35-36; BiblSS. T. 9. P. 41-47; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 442. Прот. Валентин Асмус, О. В. В. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНАСТАСИЙ ГОРДИОС [греч. ̓Αναστάσιος Γόρδιος; в миру Алексий] (1654, дер. Мегали-Врагьяна, Ср. Греция - 1729, мон-рь Гува), мон., богослов. Учился в мон-ре Гува во имя св. Параскевы, затем в Афинах. Предпринял 2 путешествия по Италии, где изучал языки, физику и медицину, затем преподавал на родине, последние 18 лет - в мон-ре Гува, занимался также медицинской практикой. От А. Г. сохранилась обширная переписка. Написал житие свт. Виссариона, митр. Ларисского (XVI в., пам. 15 сент.), и биографию своего учителя Евгения Яннулиса. Главное сочинение А. Г.- «Руководство о том, что такое царство Магомета, и кто есть антихрист, и о власти папы Римского» в 2 частях: в первой - экзегеза Книги пророка Даниила и Апокалипсиса, вторая посвящена антилатинской полемике. А. Г. утверждает, что царство антихриста уже наступило, поскольку существуют ислам и латинство, причем второе хуже первого. А. Г. скептически относится к идее возрождения Византийской империи. Соч: Anastasios Gordios. Sur Mahomet et contre les Latins. Athènes, 1983. Лит.: Argyriou A. Remarques sur un traité contre les hérésies latines attribué à Anastasios Gordios // REB. 1969. T. 27. P. 229-234. Прот. Валентин Асмус |
АНАСТАСИЙ ЕГИПЕТСКИЙ - прмч. (пам. 8 янв.) - см. Иулиан Египетский, сщмч. |
АНАСТАСИЙ И ДИМИТРИЙ (Панерис, Панерас, Просерас) и (Беязис, Боязис) († 1816 или 1819), новомученики (пам. греч. 11 авг.), пострадали в Касабе (М. Азия). Оба юноши, 20-летний А. из дер. Асомата и 18-летний Д. из Айясоса (о-в Лесбос), занимавшиеся плетением корзин, были замучены турками за проповедь Евангелия. В Айясосе мученикам посвящен храм. Лит.: Σωτήριος Γ. Π. Λεσβιακὴ ῾Αγιολογία. Μυτιλήνη, 1958; ΘΗΕ Τ. 2. Σ. 573; Περαντώνης. Λεξικόν. Σ. 70, 170. О. Е. Петрунина |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНАСТАСИЙ СТРУМИЦКИЙ [Анастасий, Спас Струмски (Солунски); греч. ̓Αναστάσιος ἐκ Βουλγαρίας] (1774, с. Радовиш, пров. Струмица - 8.08 или 29.08.1794, Фессалоника), мч. (пам. болг., македон. 29 авг., пам. греч. 8 авг.), пострадавший от турок. Занимался оружейным ремеслом, по сведениям из греч. источников, торговал одеждой. В возрасте 20 лет отправился в Фессалонику к мастеру, к-рый попросил его облачиться в тур. одежду, чтобы при продаже товара не платить налог, обычный для всех христиан. Юноша согласился, однако тур. таможенники потребовали от него произнести мусульм. исповедание веры. Святой отказался, за что его заточили в темницу и жестоко истязали. А. С. остался непреклонным и был приговорен к повешению за «поношение Магомета». Скончался от ран на пути к виселице. Лит.: Филарет [Гумилевский], архиеп. Святые южных славян. Чернигов, 1865; Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 8. Σ. 141; Μικρὸν Εὐχολόγιον. Σ. 450, 455; Асимилаторската политика на турските завоеватели // Сборник от документи за помохамеданчвания и потурчвания XV-XIX в. София, 1964. С. 259-261; Meinardus O. Saints of Greece. P. 15; Περαντώνης. Λεξικόν. Σ. 68-69; Партений, еп. Левкийски. Жития на българските светии. София, 1979. Т. 2. С. 98-100; Спас Струмски // Енциклопедия България. София, 1988. Т. 6. С. 349; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 37. И. И. Калиганов |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Схим. Анастасия (Шевеленко) (Шевеленко Анастасия Ивановна; 1888, Витебская губ.- 13.04. 1977, Караганда), схим. Род. в многодетной семье сапожника, оставила школу в 10 лет и начала работать. Получила религ. воспитание от матери, с детства мечтала о подвиге юродства. Переехав к тетке в г. Шуя Владимирской губ., 6 лет служила домработницей у врача, бывшего духовным сыном оптинского старца прп. Амвросия (Гренкова), после чего приняла постриг в полоцком мон-ре. Прожив там 2 года, получила от старца Оптиной пуст. прп. Анатолия (Потапова) благословение на юродство и ушла странствовать. В годы гонений на Церковь А. К. находилась в лагерях, пocлe освобождения была оставлена на поселении в Кокчетаве, затем переехала в Караганду, где жил после заключения оптинский старец исп. Севастиан (Фомин). А. К. поселилась в сторожке, пела на клиросе, с радостью принимала подаяния, к-рые раздавала нуждавшимся. Обладала даром прозорливости и утешения скорбящих. Скончалась на Пасхальной седмице, перед смертью приняла постриг в схиму, похоронена на Михайловском кладбище Караганды.Лит.: Королева В. Карагандинский старец преподобный Севастиан. М., 1998. С. 375-414. Архим. Макарий (Веретенников) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНАСТАСИЯ ЛЕВКАДИЙСКАЯ [Анастасо; греч. ̓Αναστασώ], св. (пам. греч. 18 мая), время жизни неизвестно. Память А. Л. отмечена в стишных греч. и слав. синаксарях XIV в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 148). Последование неизвестно. Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 37. |
АНАСТАСИЯ ПАДАНСКАЯ (Анна; 1819, слобода Гороховатка Купянского у. Слободско-Украинской губ.- 11.07.1901, Введенский Паданский мон-рь Олонецкой епархии), пустынножительница. В полтора года потеряла мать, воспитывалась бабушкой Евфросинией, строгой постницей и молитвенницей, привившей девочке любовь к духовному чтению и водившей ее на богомолье. После смерти 114-летней бабушки и отца в 1836 г. Анна раздала имущество бедным и через год поступила в жен. мон-рь в окрестностях Киева. После видения во сне иконы Божией Матери посетила в г. Балта старца Феодосия (Левицкого) и совершила паломничество в г. Тихвин (Новгородской губ.) к Тихвинской иконе Божией Матери, где встретила олонецкую пустынножительницу Марию. Давно мечтая о пустынножительстве, Анна нек-рое время прожила вместе с Марией в лесах под Ст. Руссой, затем они поселились в лесу близ Никифоровой Важеозерской пуст. (см. Никифоров Важеозерский в честь Преображения Господня мон-рь), где Анна приняла постриг с именем Анастасия. Здесь подвижницы прожили неск. лет в тяжелых трудах и непрестанных молитвах под духовным рук. старца Игнатия. После его кончины в нач. 50-х гг. XIX в. А. П. переселилась в основанную прп. Корнилием Островским Паданскую пуст. в честь Рождества Богородицы и Богоявления (в совр. Лодейнопольском р-не Ленинградской обл.), приписанную к Александрову Свирскому мон-рю и упраздненную в 1764 г. Строгая подвижническая жизнь А. П. привлекла в пустынь насельниц. В 1872 г. пустынь была возобновлена, в 1897 г. стараниями игум. Варсонофии преобразована во Введенский Паданский жен. мон-рь. А. П. тихо скончалась после продолжительной болезни. Ее могила почиталась в обители наряду с могилой прп. Корнилия. Лит.: ЖПодв. Доп. том. Ч. 1. Кн. 2: Июль-декабрь. С. 16-32; Никодим [Кононов], архим. Олонецкая пустынножительница инокиня Анастасия Паданская // Олонецкие ЕВ. Ч. неофиц. 1910. № 27. С. 578-584; № 28. С. 601-605. Н. Н. Крашенинникова |
АНАСТАСИЯ ПАТРИКИЯ (ок. 510 - ок. 576), отшельница Александрийская (пам. 10 марта, греч. 28 авг.). Ее житие содержится среди текстов, объединяемых в «Житие аввы Даниила», и предположительно восходит к VII в. Происходила из одного знатного визант. семейства. Красивая, образованная и благочестивая молодая патрикия была замечена имп. Юстинианом I и вызвала ревность императрицы Феодоры. Чтобы скрыться от интриг двора, А. П. покинула К-поль и основала близ Александрии мон-рь, в к-ром и подвизалась. Когда в 548 г. Феодора умерла, Юстиниан начал разыскивать А. П. Предчувствуя, что ее убежище скоро будет раскрыто, А. П., переодевшись в муж. одежду, бежала в скит к авве Даниилу, и тот поместил ее в отдаленной пещере под именем евнуха Анастасия, скрыв от всех, кто она на самом деле. Проведя 28 лет в молитвах и умерщвлении плоти, А. П. заболела и, предчувствуя близкую кончину, написала на глиняном черепке записку авве Даниилу. Он провел с ней последние часы ее жизни и похоронил А. П. перед входом в пещеру, где она подвизалась. Только после этого он открыл ее подлинное имя и поведал историю ее жизни. В греч. синаксарях память А. П. указывается или 28 авг. (Синаксарь К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 932)), или 10 марта (Paris. Coislin. 223, 1301 г. (SynCP. Col. 523-528)). В печатных греч. Минеях (Венеция, 1596) и совр. календаре греч. Церквей память А. П. указана 10 марта. В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в к-ром под 28 авг. содержится память А. П. (без жития). Краткое житие А. П. было переведено в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и помещено под 10 марта (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.). В ВМЧ включены краткое житие А. П. под 10 марта и пространное житие под 21 дек. (BHG, N 80e), приуроченное к дню памяти Анастасии Узорешительницы (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 252 (1-я паг.); Стб. 12 (2-я паг.)). ГимнографияПоследование А. П. неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне греч. Церквами, в службе 10-го марта, по 6-й песни канона утрени помещен синаксарь А. П. без стихов (Μηναῖον. Μάρτιος. Σ. 8284). Ист.: BHG, N 79-80; ActaSS. Mart. T. 2. P. 40-42; SynCP. P. 523-528; Clugnet L. Vie de l'abbé Daniel le Scètiote. P., 1901. P. X-XIII, 2-12; ЖСв. Март. С. 223-227. Лит.: Clugnet L. Anastasie la Patricienne // DHGE. T. 2. Col. 1485-1486; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 37; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 101-102. М. В. Грацианский, О. В. Лосева |
Петровна Титова (8.10.1873, д. Машутино Александровского у. Владимирской губ. - 17.12.1937, Ивдельлаг, Свердловская обл.), прмц. (пам. 4 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница. Род. в крестьянской семье. В 1895 г. поступила в Спасо-Влахернский мон-рь Московской епархии (с. Деденёво Дмитровский у. Московской губ.). Вскоре после революции обитель была преобразована в сельскохозяйственную артель, а в 1927 г. закрыта. А. поселилась у брата в родном селе, где шила одеяла и крестьянствовала. Церкви в с. Машутино не было, А. посещала храм в соседнем селе, исполняя обязанности псаломщицы. По просьбе верующих А. собирала деньги для уплаты налога на церковь, во время бесед с крестьянами призывала посещать храм. 12 сент. 1937 г. А. была арестована по обвинению в «антисоветской агитации, распространении провокационных слухов о войне, клевете на вождей», виновной себя не признала. 10 окт. того же года Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. осуждена на 8 лет заключения в ИТЛ. Наказание отбывала в Ивдельлаге, где и умерла. Похоронена на кладбище пос. Сама Ивдельского р-на Свердловской обл. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 27 дек. 2005 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-17907. Лит.: ЖНИР. Моск. Доп. Т. 4. С. 250-251. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНАТАЛОН [лат. Anatalon] (I в.), свт. (пам. зап. 24 или 25 сент.), еп. Медиоланский. Грек по происхождению, А. был спутником ап. Варнавы, вместе с к-рым проповедовал христианство в Медиолане (совр. Милан, Италия). Согласно житию А., ап. Варнава, глава церкви, основанной им в Медиолане, послал А. на проповедь в Бриксию (совр. Брешиа), позже поставив его во главе как Медиоланской, так и Брешианской Церквей. Однако в медиоланских епископских списках именно А. назван первым еп. Медиоланским. Почитается как мученик и исповедник. Мощи А. покоятся в кафедральном соборе г. Брешиа. Ист.: BHL, N 416; ActaSS. Sept. T. 7. P. 19 sq. Лит.: Agrain R. Anatalon // DHGE. T. 2. Col. 1491-1492. П. Б. М. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНАТОЛИЕВЫ СТИХИРЫ - см. Восточны, стихиры. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНАТОЛИЙ АГИОРИТ [греч. ῾Αγιορείτης - Святогорец] (1-я пол. XVIII в.), иером., греч. писец и мелод. Из 5 известных кодексов письма А. А., отличающихся тонким художественным вкусом, 3 важнейших датируются 1723-1724 гг. В лучшей из рукописей - Кратиматарии-Икиматарии (сборник кратим и икосов - Ath. Xeropot. gr. 287) - ямбические стихи имеют акростих «̓Ανατόλιος ὁ μέλοδος» (Анатолий мелод; Fol. 369-369v). Из этой же рукописи известно, что автор был «Агиоритом», происходил «из крепости Наусы Додеканесской» и написал этот кодекс «в 1724 году 28 декабря в великом городе Фессалонике, когда был там в учении у музыкальнейшего и ученейшего нашего [дидаска]ла кир Иммануила» (Fol. 370); последнего, вероятно, следует отождествить с протопсалтом Мануилом Гутом. Перу А. А. принадлежат также кодексы Пападики, Матиматария (Ath. Xeropot. gr. 276). Муз. сочинений, надписанных именем А. А., не сохранилось. Лит.: Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1. Σ. 35, 39, 51-58, 523; Τ. 2. Σ. 22, 28, 78-79, 87-88, 329, 354; Τ. 3. Σ. 100, 435; idem. ̓Αναγραμματισμοὶ καὶ μαθήματα. Σ. 113, 121, 125; Χατζηγιακουμής Μ. Κ. Χειρόγραφα ̓Εκκλησιαστικῆς Μουσικῆς, 1453-1820. ̓Αθῆναι, 1980. Σ. 45; idem. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Σ. 282. Г . Статис |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНАТОЛИЙ ПЕРС († ок. 303), мч. (пам. копт. 5 или 4 янв.). Был крупным военачальником в войске имп. Диоклетиана (284-305). Обратившись в христианство, А. П. публично исповедовал свою веру, за что ему вырвали язык. Скончался в тяжелых мучениях. Почитается коптами. Лит.: Der Heiligen Kalendar der Koptischen Christen. Gotha, 1879. S. 231; Delehaye H. Les martyrs d'Égypte. Brux., 1923. P. 99. П. Б. М. |
АНАТОЛИЙ САЛЕНСКИЙ [франц. Anatole, Anatoile] (VIII или IX в.), свт. (пам. зап. 3 февр., 1 сент.), отшельник. Род. в Шотландии, был возведен в сан епископа. Предпринял паломничество в Рим. Позже поселился в г. Сален (Франция) близ часовни, посвященной святым Симфориану и Агате, прославился чудесами. В нач. XI в. мощи А. С. были обретены и перенесены в собор г. Нозеруа. Житие составлено болландистом Франсуа Шифле в 1657 г. на основе анонимного средневек. жития. Ист.: ActaSS. Febr. T. 1. P. 355-360. Лит.: Perrod M. Recherches historiques sur saint Anatoile. Salins, 1896; idem. Anatole (6) // DHGE. T. 2. Col. 1495; Vie des saints de Franche-Comté. Lons-le-Saunier, 1908. T. 1. P. 282-309. П. Б. М. |
АНАТОЛИЙ, СЕРАФИМ И ФЕОГНОСТ († 20-е гг. ХХ в.), преподобномученики (пам. 29 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). В нач. XX в. в Иссык-Кульский Свято-Троицкий миссионерский мон-рь были приглашены из Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. пуст. неск. иноков, в числе к-рых были Анатолий (Смирнов), Серафим (Богословский) и Феогност (Пивоваров). Известно, что они вели подвижническую жизнь и были образованны, А. был замечательным певчим и регентом. В 1909 г. в г. Верном (совр. Алма-Ата) А. и С. были рукоположены в священный сан и стали служить в Успенской ц. туркестанского архиерейского дома. В 1916 г. А. управлял архиерейским хором в Вознесенском кафедральном соборе Верного. Городская жизнь тяготила глинских монахов, и в свободное от несения седмичных служб время они удалялись в горное урочище Медео, где ими был устроен скит на сопке Мохнатой (см. Серафимо-Феогностовская Аксайская муж. пуст.) - поставлены кельи на расстоянии ок. 100 м одна от др., вырыты 3 пещеры (они существуют поныне), литургию совершали в большой келье А. Здесь С. и Ф. приняли мученическую кончину от рук красноармейцев в авг. 1921 г., А. отпел их и 40 дней служил заупокойные литургии на Медео в келье С. После 1921 г. А. нек-рое время жил в Верном, служил в ц. во имя Всех святых Иверско-Серафимовского мон-ря, где управлял хором и писал церковную музыку. В сер. 20-х гг. он уехал в Сухуми, поселился в горах. А. вел переписку с верненскими монахинями, к-рые получили весть с Кавказа о его аресте и расстреле в нач. 30-х гг. А., С. и Ф. канонизированы как местночтимые святые 11 авг. 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II архиеп. Алматинским и Семипалатинским Алексием (Кутеповым). Прославлены для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. Лит.: Крест на Красном Обрыве. М., 1996. С. 7-8, 25-30. Игум. Дамаскин (Орловский) |
АНАТОЛИЯ - мц. (пам. 20 марта) - см. Фотина и др. |
АНАТОЛИЯ И АУДАКС († ок. 250), мученики (пам. зап. 9 июля), пострадали в Центр. Италии в гонение имп. Деция. Христианку А. пытались убить, напустив на нее ядовитую змею. Жрец Аудакс, видя, что змея не может никак укусить А., исповедал Христа и был обезглавлен. А. была зарублена мечом. Мощи мучеников были обретены в Х в. |
АНАТОЛИЯ И ВИКТОРИЯ [лат. Anatolia, Victoria], († ок. 500), мученицы (пам. зап. 9 июля). Пострадали недалеко от совр. сел. Сант-Анатолия близ г. Риети (Италия). В ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (VI в.) находится мозаика, на к-рой изображены мученицы. Упомянуты св. Альдгельмом (кон. VII в.). Ист.: ActaSS. Iul. T. 2. P. 676-677, 672-673; PL. 89. Col. 151, 279. Лит.: Dufourcq A. Anatolie // DHGE. T. 2. Col. 1501-1502; idem. Étude sur les Gesta martyrum romains. P., 1907. T. 3. P. 259-265. П. Б. М. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНАФОНИМА [греч. ἀναφώνημα, букв.- возглашениe], прием визант. калофонического пения, применявшийся при антифонном исполнении мелизматических обработок псалмовых стихов, гл. обр. праздничного полиелея и непорочных (Пс 118), и заключавшийся во вставке одним хором (или певчим) кратимы или ихимы, рефрена (ἐφύμνιον) или заключения стиха, непосредственно перед этим исполненного др. хором (или певчим). Применение А. подчеркивало торжественный и радостный характер службы. При пении псалмового стиха др. хором или певчим мог происходить переход к иному напеву или гласу (см. Аллагма). Примером А. может служить полиелей-осмогласник Николая Кукумы с А. и аллагмами (Athen. Bibl. Nat. gr. 2406. Fol. 143-144v, 1453 г.). Лит.: Στάθης. ̓Αναγραμματισμοὶ καὶ μαθήματα. Σ. 93. Г. Статис |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНАХОРЕТЫ - см. Отшельники. |
АНБА БИШОЙ - крупный копт. мон-рь - см. Паисия св. мон-рь. |
АНГЕЛ [греч. ἄγγελος - вестник, первоначально евр. , ], в Свящ. Писании употребляется в различных значениях. В узком смысле используется для названия сотворенных Богом личных духовных существ, одна часть к-рых служит Богу, возвещает людям Его волю и исполняет Его веления (см. Ангелология), а др.- отпав от Бога, превратилась в Его врагов (см. Диавол, Демонология). Словом «ангелы» называется также последний (девятый) чин небесной иерархии «Ареопагитик». В широком смысле это слово употребляется по отношению к различным посланникам (вестникам) Божиим. А. именуется в Лк 7. 27 Иоанн Креститель, о нем же, как считают, напр., блж. Иероним, св. Ириней (Adv. Haer. III 11. 4), Тертуллиан (Adv. Iud. 9; cf. Adv. Marcion. 4. 18), идет речь в Мал 3. 1; св. Климент Римский толкует Мал 3. 1-2 как обетование Второго пришествия Христа (Ep. I 23), св. Кирилл Иерусалимский понимает этот текст как относящийся к обоим пришествиям Господа Иисуса Христа (Catech. XV 2). А. (в рус. пер.- вестниками) именуются пророки (Агг 1. 13) и даже Сам Бог как «Вестник» Своей воли (Быт 31. 11-13). В греч. тексте НЗ А. (в рус. пер.- посланными) названы ученики Иоанна Предтечи (Лк 7. 24), апостолы (вестники - Лк 9. 52), Предстоятели Церквей (Откр 1. 20). М . С . Иванов |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНГЕЛ КЛАРЕНСКИЙ [лат. Angelus Clarenus, de Clareno; мирское имя - Пьетро да Фоссомброне] (ок. 1247 - 15.06.1337, мон-рь Санта-Мария де Аспро, Юж. Италия), итал. спиритуал и аскет; диак. Родом из крестьян. Вступил в орден францисканцев в 1262 г. Сторонник крайнего ригоризма в следовании уставу ордена, за что попал в тюрьму, но ок. 1289 г. освобожден и отправлен в качестве миссионера в Армению. С разрешения папы Целестина V основал общину «бедняков-отшельников господина Целестина». От преследований папы Бонифация VIII А. К. пришлось скрываться в Греции. В 1305 г. вернулся в Италию. После 1317 г., во время гонений на спиритуалов, скрывался в мон-ре Субьяко (к востоку от Рима), где и провел последние годы жизни. Автор «Истории семи мучений», описывающей 7 испытаний, к-рым подверглись спиритуалы до 1325 г. Как и многие его собратья по ордену францисканцев, находился под влиянием эсхатологических ожиданий (см. Эсхатология). Большое значение имеют его переводы с греч. языка важнейших произведений визант. аскетики - «Лествицы» св. Иоанна Лествичника и монашеского устава св. Василия Великого. Соч.: Angelus Clarenus. Expositio regulae fratrum minorum / Ed. L. Oliger. Quaracchi, 1912; Epistole. R., 1980; Historia septem Tribulationum Ordinis Minorum / Ed. a cura di G. Boccali. Perugia, 1999. Лит.: Auw L. von. Angelo Clareno et les spirituels franciscains. R., 1979; Potesti G. L. Angelo Clareno: Dai poveri eremiti ai fraticelli. R., 1990. О. С. Воскобойников |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНГЕЛИКИ [итал. Angeliche di S. Paolo, англ. Sisters of S. Paul, сестры св. Павла], жен. католич. конгрегация, основана графиней Луизой Торелли Гуасталла (Ɨ 1559) в 1530-1532 гг. в Милане. Покровитель конгрегации А. св. Антоний Дзаккариа, монах ордена варнавитов, дал им августинский устав (см. Августина устав), способствовал утверждению ордена Папским престолом в 1535 г. и предписал сестрам носить доминиканское одеяние (в наст. время в ордене А. приняты белые одежды). Основные положения их устава - быть помощницами тех падших женщин, к-рые стремятся к покаянию. Первоначально А. существовали как светская орг-ция при ордене варнавитов, но с 1557 г. были преобразованы в самостоятельный жен. монашеский орден, у к-рого появились мон-ри. В 1625 г. устав ордена был утвержден папой Урбаном VIII. С 1879 г. главное управление конгрегации находится в Риме. В 1956 г. орден А. насчитывал ок. 250 сестер в Италии, Бельгии и Бразилии. В наст. время в его составе 38 различных религ. учреждений и 234 сестры (1999). ГасталинкиВ составе ордена А. графиня Гуасталла основала также особую конгрегацию гасталинок, к-рая сохранила светский характер и с нач. XIX в. полностью отделилась от ордена А. Офиц. название гасталинок - Дочери св. Марии (итал. Figlie di S. Maria). Конгрегация занимается призрением и воспитанием детей-сирот. Сестры живут в общинах, посвящают определенное время молитве, но не приносят монашеского обета; носят черную одежду и вуаль особой формы, напоминающей корону. Общее число гасталинок - 604 чел. (1999); генеральное управление конгрегации в Риме. Лит.: Premoli O. Storia dei Barnabiti nel XV. R., 1913; Tonna-Barthet A. Angéliques // DHGE. Vol. 3. P. 58-60; Heimbucher M. Die Orden und Kongregationen der Katholischen Kirche. Paderborn, 1939. Bd. 1; An. Pont., 1999. P. 1517, 1689. А . Ю . Серёгина |
АНГЕЛИКУД - см. Каллист Ангеликуд. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНГЕЛИНА ТВОРОЖКОВСКАЯ (фон Розе (Шмакова) Александра Филипповна; 5.04.1809, С.-Петербург - 17.03.1880, с. Творожково Гдовского у. С.-Петербургской губ. (совр. Псковская обл.)), мон., основательница Творожковского во имя Св. Троицы мон-ря (до 1887 община). Род. в дворянской семье. В 1823 г. окончила с отличием Смольный ин-т благородных девиц, в 1824 г. была выдана замуж за лютеранина К. фон Розе. В 1847 г., после 23 лет супружества, у них родилась дочь Мария, через год девочка умерла, и супруги впали в глубокое уныние. Под влиянием Александры Филипповны ее муж принял Православие с именем Николай. В 1858 г. он скончался, завещав жене основать жен. обитель в недавно купленном имении в с. Творожкове. Основание обители предсказывали блж. Терентий Творожковский и свящ. Иоанн, видевший огненный столп на месте буд. храма. В 1859 г. А. Ф. фон Розе подала прошение об устройстве обители митр. Новгородскому и С.-Петербургскому Григорию (Постникову), но получила отказ. Она обратилась за помощью к еп. Ревельскому Агафангелу (Соловьёву), вик. С.-Петербургской епархии, благословившему ее на устройство обители. Вскоре скончался митр. Григорий и А. Ф. фон Розе подала новое прошение. Митр. Новгородский и С.-Петербургский Исидор (Никольский) обещал ей содействие в открытии общины и разрешил начать строительство обители. В 1865 г. Святейшим Синодом было разрешено учреждение общины в с. Творожкове. К этому времени были построены домовая ц. в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость» и деревянный корпус. В 1866 г. А. Ф. фон Розе приняла постриг с именем Ангелина. В общине все делалось руками сестер под руководством настоятельницы, к-рая сама выполняла всю черную работу. Стараниями А. Т. обитель пришла в цветущее состояние, были устроены приют для девочек и богадельня. Несмотря на болезнь, А. Т. не оставляла трудов, в часы отдыха вязала чулки, заработанные деньги отдавала нищим. По вечерам читала сестрам поучения святых отцов, была особенно добра к молодым и неопытным сестрам, по-матерински наставляла их. Была очень скромна в быту, раздавала бедным всю пенсию, назначенную ей после смерти мужа, лечила крестьян, любила животных. Была усердной молитвенницей и постницей. Похоронена при огромном стечении народа в Творожковской обители. Лит.: Монахиня Ангелина (в мире А. Ф. фон Розе), основательница и строительница Св.-Троицкой Творожковской общины, возведенной в монастырь с наименованием его Св.-Троицким общежительным жен. монастырем. СПб., 1888; ЖПодв. Март. С. 175-200; Таисия [Карцова], мон. Русское православное женское монашество XVIII-XX вв. Серг. П., 1992р; Жизнеописание монахини Ангелины, основательницы Св.-Троицкой жен. обители в Творожкове. М., 1997. Н. Н. Крашенинникова |
АНГЕЛИНЫ [итал. Angeline], католич. жен. конгрегации. Главная задача их деятельности - забота об обездоленных, больных и сиротах. 1. Августинская жен. светская конгрегация основана в 1535 г. в Брешии (Италия) блж. Анджелой Меричи, в 1544 г. утверждена папой Павлом III. На базе А. впосл. возник орден урсулинок. 2. А.-францисканки (итал. Francescane Angeline), жен. конгрегация при ордене францисканцев, основанная в 1882 г. в Кастельспина (в окрестностях Алессандрии, Сев. Италия) Екатериной Риччи и францисканцем Инноченцо Гамбалеро. По уставу они должны ухаживать за больными и сиротами и преподавать. В 1894 г. устав был утвержден Львом XIII, в 1928 г. подтвержден Пием XI. Штаб-квартира ордена находится в Риме. В 1999 г. конгрегация насчитывала 196 сестер; А. принадлежало 32 мон-ря. Лит.: Helyot P. Histoire des ordres monastique, religieux et militaires et des congregations séculières: In 8 vol. P., 1721. Vol. 4. P. 150-157; S. Angela Merici e la compagnia di S. Orsola nel IV centenario della fondazione, 1535-1935. Brescia, 1936; Cistellini A. Figure della Riforma pretridentina. Brescia, 1948. P. 47-55, 198-212; An. Pont., 1999. P. 1572. А. Ю. Серёгина |
АНГЕЛИС [греч. ̓Αγγέλης] († 1824), нмч. (пам. греч. 28 окт.), пострадал вместе с братом Мануилом и родственниками Георгием и Николаем. Они происходили из дер. Меламбес (о-в Крит) и принадлежали к семье Рецепи, к-рая в эпоху тур. владычества приняла ислам и пользовалась всеми привилегиями мусульман, однако втайне сохраняла веру во Христа. В 1821 г. на Крите, как и в др. частях Греции, вспыхнуло национально-освободительное восстание и все четверо примкнули к повстанцам, обнаружив т. о. свое истинное вероисповедание. После восстановления тур. власти на Крите их обвинили в отступничестве от ислама и заключили в темницу, где они подверглись страшным мучениям; 28 окт. 1824 г. были усечены мечами. Их мощи находились в мон-ре вмч. Георгия в мест. Периволия, затем перенесены архиеп. Рефимнийским и Авлопотамским Иоанникием в храм 4 мучеников в г. Ретимнон. Честная глава одного из мучеников была подарена рус. мореплавателю, частички мощей отданы в мон-рь Аркадиу, розданы клирикам и верующим. Служба, составленная еп. Рефимнийским и Авлопотамским Каллиником, была издана в Афинах в 1852 г. Лит.: Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 8. Σ. 464-467; Παπαδόπουλος. Νεομάρτυρες. Σ. 73-74; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 167; Μικρόν Εὐχολόγιον. Σ. 429, 453; Περαντώνης. Λεξικόν. Σ. 46-47; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 9; Ματθαίος. ΜΣ. Τ. 8. Σ. 524-527. О. Е. Петрунина |