Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 18, "АНА"-"АНГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 18, "АНА"-"АНГ")

АНАРХИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАСТАС КОРСУНЯНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАСТАСИЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАСТАСИИ АПОКАЛИПСИС

АНАСТАСИИ АПОКАЛИПСИС - соч. неизвестного греч. автора XI-XII вв. Сохранилось в греч. рукописях XV-XVI вв. (Paris. gr. 1631; Ambros. A 56 sup.; Panorm. III.B.25). Слав. версия, не совпадающая полностью с греч. текстом, представлена 14 южнослав. списками XIV-XVIII вв. 3 редакции текста восходят к переводу, выполненному в 1-й пол. XIII в., вероятно в Болгарии. Содержание следует традиции древней и средневек. апокалиптики: арх. Михаил показывает Анастасии Рай, где праведники славят Всевышнего, и Ад, где претерпевают мучения грешники, среди них - визант. имп. Иоанн I Цимисхий, наказанный за убийство имп. Никифора II Фоки. Из уст Бога Отца звучат слова о конце света, Страшном Суде и расплате за грехи. Об Анастасии говорится, что она жила в монашестве 5 лет, прославилась аскетическими подвигами, знанием Свящ. Писания, исцелением слепых и прокаженных.

Изд.: Милтенова А. Неизвестен превод на византийската видение на Анастасия черноризца в стараблъгарската литература // Медиевистика и културна антропология. София, 1998. С. 237-257.

Лит.: Apocalypsis Anastasiae / Ed. R. Homburg. Lpz., 1908; Сперанский М. Малоизвестное византийское «Видение» и его славянские тексты // Bsl. 1931. Vol. 3. P. 110-133; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 653; BHG, N 1868-1870b.

АНАСТАСИИ СВЯТОЙ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ МУЖСКОЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАСТАСИИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАСТАСИЙ

АНАСТАСИЙ († 304), мч. Салонский (пам. 25 окт., 5 дек.; пам. зап. 25 или 26 авг., 7 сент.), пострадал при имп. Диоклетиане. Род. в г. Аквилея (Италия), унаследовал профессию отца-сукновала; достигнув зрелого возраста, переселился в Салону (Далмация). Во время гонений на христиан не пожелал скрывать свою веру и нарисовал крест на входной двери дома, за что был усечен мечом; тело А. бросили в море. Богатая матрона Асклепия обещала награду тому, кто достанет тело казненного мученика. Мощи А. были обретены моряками из Африки, к-рые увезли с собой их часть, а часть Асклепия похоронила на своей вилле и поставила памятник А. Позднее на этом месте возникло христ. кладбище с базиликой, в ее алтаре покоились мощи А. После нашествия аваров и разрушения города в VII в. спасенные мощи были перенесены в Рим (празднуется 28 июля). А. изображен на мозаике в ц. св. Венанция в Латеранском дворце в одежде зажиточного горожанина.

Гимнография

Память А. отмечена в нек-рых вост. и зап. месяцесловах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 330). Последование неизвестно. В совр. греч. печатной Минее по 6-й песни канона утрени помещен синаксарь (̓Οκτώβριος. Σ. 247).

Ист.: ActaSS. Sept. T. 3. P. 19 sq.; AnBoll. 1897. T. 16. P. 488-500.

Лит.: Zeiller J. Anastase (6) // DHGE. T. 2. Col. 1440-1442; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 441-442.

П. Б. Михайлов

АНАСТАСИЙ I

АНАСТАСИЙ I († 478), Патриарх Иерусалимский (с нач. июля 458). Монах и игумен мон-ря св. Пассариона, позднее скевофилак в храме Воскресения Господня и хорепископ. Патриарший сан был предсказан ему прп. Евфимием Великим, и вскоре единогласным волеизъявлением иерусалимских христиан А. был призван наследовать Патриарху Ювеналию. В его правление бывш. императрица Евдокия основала в Иерусалиме храм св. Стефана; возник также храм на месте пещеры почившего прп. Евфимия († 473). Хотя многие писатели того времени и обвиняли А. в нерешительности по отношению к монофизитству, представляется маловероятным, что сам он когда-либо отступал от Православия: мнение о том, что А. будто бы подписал «Энкиклион» узурпатора Василиска, не основано на фактах. Источники отмечают, что Патриарху были свойственны простота нравов и скромность в одежде.

Ист.: Cyrillus Scythopolitanus. Vita S. Euthymii. 22, 33, 40, 43; Vita S. Sabbae. 15 / Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939.

Лит.: Χρυσόστομος. ῾Ιεροσ. Σ. 174-180; Janin R. // DHGE. T. 2. Col. 1447; Grumel. Chronologie. P. 451.

М. В. Грацианский

АНАСТАСИЙ I СИНАИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАСТАСИЙ II

АНАСТАСИЙ II († ок. 705), Патриарх Иерусалимский. В нек-рых списках деяний Трул. Собора (691-692) имеется подпись: «Анастасий Иерусалимский». Вероятно, он вступил на престол вскоре после Всел. VI Собора (680). Многие исследователи, впрочем, отрицают подлинность подписи и сам факт существования этого Патриарха.

В нек-рых древних греч. синаксарях, а также в «Синаксаристе» Никодима Святогорца приводится память «Анастасия, Патриарха К-польского» (10 февр.); поскольку это имя носил только один предстоятель К-польской кафедры, иконоборец Анастасий, налицо явная несообразность, т. к. невозможно церковное почитание еретика. Исследовавший этот вопрос Констанций I, Патриарх К-польский (1830-1834), отнес эту память к А.

Лит.: Le Quien. OC. T. 3. P. 289-290; Παλαμᾶς. ῾Ιεροσ. Σ. 348; Χρυσόστομος. ῾Ιεροσ. Σ. 274; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 65-66; DHGE. T. 2. Col. 1463; Σοφρώνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 36.

М. В. Г.

АНАСТАСИЙ II СИНАИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАСТАСИЙ III

АНАСТАСИЙ III († июнь 913, Рим), папа Римский (с апр. 911). Сведения о нем крайне скудны. Хронист Флодоард говорит об А. как о человеке скромном и справедливом. В течение своего короткого понтификата А. не сыграл значительной политической роли, оказавшись под влиянием Альбериха I, герц. Сполето, а позже рим. патриция Феофилакта и его жены Феодоры. А., безусловно, обладал нравственным авторитетом в Церкви и в миру; к нему обращались по различным частным делам. Известно о привилегиях, к-рые А. пожаловал королю и нек-рым епископам в Италии. В 912 г. из Византии к А. было отправлено послание с вопросами о позиции папы в деле о четвертом браке визант. имп. Льва VI. Ответ А., вскоре умершего, неизвестен.

Ист.: LP. Vol. 2. P. 258-259; Jaffé. RPR. Vol. 1, N 448; Vol. 2, N 706.

Лит.: Kölmel W. Rom und die Kirchenstaat im X. und XI. Jh. B., 1935; Zimmermann H. Das dunkle Jahrhundert. Münch., 1973; idem. Anastase III // Dictionnaire historique de la papauté. P., 1994. P. 86-87.

О. С. Воскобойников

АНАСТАСИЙ IV

Анастасий IV, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. "Vitis pontificum". 1626)

Анастасий IV, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. "Vitis pontificum". 1626)

(мирское имя Конрад; ок. 1070, Рим - 3.12.1154), папа Римский (с 12 июля 1153). До возведения в чин кардинала-пресвитера (между 1111 и 25 февр. 1114) А., видимо, был членом ордена августинцев-каноников в мон-ре св. Руфа около Авиньона (этому мон-рю А., уже будучи папой, пожаловал земельные владения). В 1118 г. участвовал в избрании папы Геласия II. В 1128 г. возведен папой Гонорием II в кардинала-епископа. Во время схизмы 1130 г., когда на папский престол одновременно были избраны Иннокентий II и Анаклет II, А. остался в Риме в качестве викария Иннокентия II, к-рому пришлось покинуть Рим из-за восстания горожан, поддержавших Анаклета II. Пользовался большим авторитетом в Римской курии как миротворец и опытный придворный. Оставаясь в должности викария до 1153 г., А., видимо, выступал посредником между папой и рим. сенатом, высшим органом городской республики (после 1140). После смерти Евгения III был избран папой Римским и в отличие от своих предшественников, к-рые не могли находиться в Риме из-за восстаний горожан, А. без к.-л. сопротивления занял папскую резиденцию в Латеранской базилике. Отправил в Скандинавию в качестве легата кард. Николая Брейкспира (буд. папа Адриан IV), чтобы решить вопрос об отношениях Шведско-Норвежской Церкви и митрополии Лунд, после чего Швеция начала платить денарий св. Петра. Как понтифик А. оказался слишком слаб, чтобы противостоять универсалистским притязаниям буд. имп. Фридриха I Барбароссы, и в переговорах с ним проявил бо́льшую сговорчивость, чем его предшественник Евгений III.

Ист.: LP. Vol. 2. P. 388; PL. 188. Col. 989-1088; Jaffé. RPR. Vol. 2, N 89-102.

Лит.: Potthast. Bibliotheca. Bd. 1. S. 42; Schmale F.-J. Studien zum Schisma des Jahres 1130. Graz; Köln, 1961; Haller J. Das Papsttum: Idee und Wirklichkeit. Reinberg, 1965. Bd. 3. S. 116-120.

О. С. Воскобойников

АНАСТАСИЙ АЛЛЕГОРИСТ

АНАСТАСИЙ АЛЛЕГОРИСТ [греч. ̓Αναστάσιος ὁ ̓Αλληγοριστής], греч. писатель и богослов 2-й пол. IX в. Его личность установил С. Саккос, выделивший принадлежащие ему труды из большой группы сочинений, авторы к-рых носили имя Анастасий. Род., вероятно, на Кипре. Был монахом Синайского мон-ря; совершал путешествия в Палестину, Сирию и Персию. Хорошо знал лит-ру, астрологию, физиологию, этику и философию. Среди его произведений - «Определения», «Физиология», «Энкомий Египту», «Комментарий к книге Притч» (Притчи 15-31), «Комментарий к Евангелию от Матфея» (Мф 17. 24-27; 22. 15-16), «Слово на Благовещение» и др. Часть его трудов в рукописях приписывается пресв. Анастасию Антиохийскому, другу и синкеллу Нестория, Патриарха К-польского (428-431).

Лит.: Stiglmayr J. Der Verfasser der Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi // BZ. 1909. Bd. 18. S. 14-40; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 443-446; Σάκκος Σ. Περί ̓Αναστασίων Συναϊτῶν. ̓Αθῆναι, 1964. Σ. 186-232.

П. И. Жаворонков

АНАСТАСИЙ АПОКРИСИАРИЙ

АНАСТАСИЙ АПОКРИСИАРИЙ [лат. Anastasius Apocrisiarius] († 11.10.666), исп. (пам. греч. 20 сент.), ученик прп. Максима Исповедника. Исполнял должность апокрисиария (представителя папы) в К-поле. За отказ принять «Типос» имп. Константа был сослан в Трапезунд (648), а затем в Месемврию (655). В 662 г. вместе с преподобными Максимом и Анастасием К-польским отозван в К-поль, вновь осужден и сослан на Кавказ, на границу Лазики и Алании, где А. А. содержали в разных крепостях: Скотори в Апсилии (в ущелье р. Кодори), Пушта, Букол (Бухлоо, груз. Бокеле) и Тус (Тхина), где он скончался спустя 4 года после смерти своего учителя.

Известен ряд сочинений А. А.: «Relatio motionis» (Сообщение о прении) - протокол процесса над прп. Максимом в К-поле; «Acta S. Maximi in primo exilio» (Деяния св.

Максима в первой ссылке) - диспут прп. Максима с его противниками в Визии и Регии; «Epistula ad Theodosium Gangrensem» (Послание пресвитеру Феодосию Гангрскому) - описание ссылки и кончины прп. Максима, где А. А. приводит свидетельства святых отцов о двух волях во Христе, в т. ч. тексты, приписывающиеся Ипполиту, еп. Порто (AnBoll. 1955. T. 73. P. 10-16); «Invectiva a quodam monacho pro S. Maximo» (Слово в защиту св. Максима к некоему монаху) - беседа А. А. в К-поле; неизданное послание аскалонским монахам (Vat. gr. 662), к-рое раскрывает философские термины, используемые в христологии. Кроме того, среди проч. Анастасиев А. А. иногда рассматривается как возможный автор соч. «Doctrina patrum de Incarnatione Verbi» (Учение отцов о воплощении Слова; CPG, N 7781).

Гимнография

Редко встречающаяся память А. А. зафиксирована в греч. синаксаре Никодима Святогорца под 20 сент. вместе с памятью Анастасия Монаха, также являвшегося учеником прп. Максима Исповедника (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 289). В нек-рых рукописях Миней 13 авг. помещена служба святых Максима, Мартина и А. А. (Там же. С. 244). В печатных богослужебных книгах последование А. А. отсутствует.

Соч.: CPG, N 7733-7740; Relatio // PG. 90. Col. 109-129 (ср. PL. 129. Col. 603-621); Acta // PG. 90. Col. 136-172 (ср. PL. 129. Col. 625-657); Ep. ad Theodosium // PG. 90. Col. 173-178 (ср. PL. 129. Col. 659-680).

Ист.: BHG, N 1231-1236; BHL, N 5481-5844; Latyšev. Menol. T. 2. P. 273-276; Епифанович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника. К., 1917. С. 1-25; Житие прп. Максима Исповедника / Публ., вступ. ст. и примеч. А. И. Сидорова // Ретроспективная и сравнительная политология. М., 1991. Вып. 1. С. 133-176.

Лит.: Bardenhewer. Geschichte. Bd. 5. S. 35-36; BiblSS. T. 9. P. 41-47; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 442.

Прот. Валентин Асмус, О. В. В.

АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАСТАСИЙ ГОРДИОС

АНАСТАСИЙ ГОРДИОС [греч. ̓Αναστάσιος Γόρδιος; в миру Алексий] (1654, дер. Мегали-Врагьяна, Ср. Греция - 1729, мон-рь Гува), мон., богослов. Учился в мон-ре Гува во имя св. Параскевы, затем в Афинах. Предпринял 2 путешествия по Италии, где изучал языки, физику и медицину, затем преподавал на родине, последние 18 лет - в мон-ре Гува, занимался также медицинской практикой. От А. Г. сохранилась обширная переписка. Написал житие свт. Виссариона, митр. Ларисского (XVI в., пам. 15 сент.), и биографию своего учителя Евгения Яннулиса. Главное сочинение А. Г.- «Руководство о том, что такое царство Магомета, и кто есть антихрист, и о власти папы Римского» в 2 частях: в первой - экзегеза Книги пророка Даниила и Апокалипсиса, вторая посвящена антилатинской полемике. А. Г. утверждает, что царство антихриста уже наступило, поскольку существуют ислам и латинство, причем второе хуже первого. А. Г. скептически относится к идее возрождения Византийской империи.

Соч: Anastasios Gordios. Sur Mahomet et contre les Latins. Athènes, 1983.

Лит.: Argyriou A. Remarques sur un traité contre les hérésies latines attribué à Anastasios Gordios // REB. 1969. T. 27. P. 229-234.

Прот. Валентин Асмус

АНАСТАСИЙ ЕГИПЕТСКИЙ

АНАСТАСИЙ ЕГИПЕТСКИЙ - прмч. (пам. 8 янв.) - см. Иулиан Египетский, сщмч.

АНАСТАСИЙ И ДИМИТРИЙ

АНАСТАСИЙ И ДИМИТРИЙ (Панерис, Панерас, Просерас) и (Беязис, Боязис) († 1816 или 1819), новомученики (пам. греч. 11 авг.), пострадали в Касабе (М. Азия). Оба юноши, 20-летний А. из дер. Асомата и 18-летний Д. из Айясоса (о-в Лесбос), занимавшиеся плетением корзин, были замучены турками за проповедь Евангелия. В Айясосе мученикам посвящен храм.

Лит.: Σωτήριος Γ. Π. Λεσβιακὴ ῾Αγιολογία. Μυτιλήνη, 1958; ΘΗΕ Τ. 2. Σ. 573; Περαντώνης. Λεξικόν. Σ. 70, 170.

О. Е. Петрунина

АНАСТАСИЙ КВЕСТОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАСТАСИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАСТАСИЙ ПЕРСИЯНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАСТАСИЙ РАПСАНИОТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАСТАСИЙ СИНАИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАСТАСИЙ СТРУМИЦКИЙ

АНАСТАСИЙ СТРУМИЦКИЙ [Анастасий, Спас Струмски (Солунски); греч. ̓Αναστάσιος ἐκ Βουλγαρίας] (1774, с. Радовиш, пров. Струмица - 8.08 или 29.08.1794, Фессалоника), мч. (пам. болг., македон. 29 авг., пам. греч. 8 авг.), пострадавший от турок. Занимался оружейным ремеслом, по сведениям из греч. источников, торговал одеждой. В возрасте 20 лет отправился в Фессалонику к мастеру, к-рый попросил его облачиться в тур. одежду, чтобы при продаже товара не платить налог, обычный для всех христиан. Юноша согласился, однако тур. таможенники потребовали от него произнести мусульм. исповедание веры. Святой отказался, за что его заточили в темницу и жестоко истязали. А. С. остался непреклонным и был приговорен к повешению за «поношение Магомета». Скончался от ран на пути к виселице.

Лит.: Филарет [Гумилевский], архиеп. Святые южных славян. Чернигов, 1865; Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 8. Σ. 141; Μικρὸν Εὐχολόγιον. Σ. 450, 455; Асимилаторската политика на турските завоеватели // Сборник от документи за помохамеданчвания и потурчвания XV-XIX в. София, 1964. С. 259-261; Meinardus O. Saints of Greece. P. 15; Περαντώνης. Λεξικόν. Σ. 68-69; Партений, еп. Левкийски. Жития на българските светии. София, 1979. Т. 2. С. 98-100; Спас Струмски // Енциклопедия България. София, 1988. Т. 6. С. 349; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 37.

И. И. Калиганов

АНАСТАСИМАТАРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАСТАСИЯ КАРАГАНДИНСКАЯ

Схим. Анастасия (Шевеленко)

Схим. Анастасия (Шевеленко)

(Шевеленко Анастасия Ивановна; 1888, Витебская губ.- 13.04. 1977, Караганда), схим. Род. в многодетной семье сапожника, оставила школу в 10 лет и начала работать. Получила религ. воспитание от матери, с детства мечтала о подвиге юродства. Переехав к тетке в г. Шуя Владимирской губ., 6 лет служила домработницей у врача, бывшего духовным сыном оптинского старца прп. Амвросия (Гренкова), после чего приняла постриг в полоцком мон-ре. Прожив там 2 года, получила от старца Оптиной пуст. прп. Анатолия (Потапова) благословение на юродство и ушла странствовать. В годы гонений на Церковь А. К. находилась в лагерях, пocлe освобождения была оставлена на поселении в Кокчетаве, затем переехала в Караганду, где жил после заключения оптинский старец исп. Севастиан (Фомин). А. К. поселилась в сторожке, пела на клиросе, с радостью принимала подаяния, к-рые раздавала нуждавшимся. Обладала даром прозорливости и утешения скорбящих. Скончалась на Пасхальной седмице, перед смертью приняла постриг в схиму, похоронена на Михайловском кладбище Караганды.

Лит.: Королева В. Карагандинский старец преподобный Севастиан. М., 1998. С. 375-414.

Архим. Макарий (Веретенников)

АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАСТАСИЯ ЛЕВКАДИЙСКАЯ

АНАСТАСИЯ ЛЕВКАДИЙСКАЯ [Анастасо; греч. ̓Αναστασώ], св. (пам. греч. 18 мая), время жизни неизвестно. Память А. Л. отмечена в стишных греч. и слав. синаксарях XIV в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 148). Последование неизвестно.

Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 37.

АНАСТАСИЯ ПАДАНСКАЯ

АНАСТАСИЯ ПАДАНСКАЯ (Анна; 1819, слобода Гороховатка Купянского у. Слободско-Украинской губ.- 11.07.1901, Введенский Паданский мон-рь Олонецкой епархии), пустынножительница. В полтора года потеряла мать, воспитывалась бабушкой Евфросинией, строгой постницей и молитвенницей, привившей девочке любовь к духовному чтению и водившей ее на богомолье. После смерти 114-летней бабушки и отца в 1836 г. Анна раздала имущество бедным и через год поступила в жен. мон-рь в окрестностях Киева. После видения во сне иконы Божией Матери посетила в г. Балта старца Феодосия (Левицкого) и совершила паломничество в г. Тихвин (Новгородской губ.) к Тихвинской иконе Божией Матери, где встретила олонецкую пустынножительницу Марию. Давно мечтая о пустынножительстве, Анна нек-рое время прожила вместе с Марией в лесах под Ст. Руссой, затем они поселились в лесу близ Никифоровой Важеозерской пуст. (см. Никифоров Важеозерский в честь Преображения Господня мон-рь), где Анна приняла постриг с именем Анастасия. Здесь подвижницы прожили неск. лет в тяжелых трудах и непрестанных молитвах под духовным рук. старца Игнатия. После его кончины в нач. 50-х гг. XIX в. А. П. переселилась в основанную прп. Корнилием Островским Паданскую пуст. в честь Рождества Богородицы и Богоявления (в совр. Лодейнопольском р-не Ленинградской обл.), приписанную к Александрову Свирскому мон-рю и упраздненную в 1764 г. Строгая подвижническая жизнь А. П. привлекла в пустынь насельниц. В 1872 г. пустынь была возобновлена, в 1897 г. стараниями игум. Варсонофии преобразована во Введенский Паданский жен. мон-рь. А. П. тихо скончалась после продолжительной болезни. Ее могила почиталась в обители наряду с могилой прп. Корнилия.

Лит.: ЖПодв. Доп. том. Ч. 1. Кн. 2: Июль-декабрь. С. 16-32; Никодим [Кононов], архим. Олонецкая пустынножительница инокиня Анастасия Паданская // Олонецкие ЕВ. Ч. неофиц. 1910. № 27. С. 578-584; № 28. С. 601-605.

Н. Н. Крашенинникова

АНАСТАСИЯ ПАТРИКИЯ

АНАСТАСИЯ ПАТРИКИЯ (ок. 510 - ок. 576), отшельница Александрийская (пам. 10 марта, греч. 28 авг.). Ее житие содержится среди текстов, объединяемых в «Житие аввы Даниила», и предположительно восходит к VII в. Происходила из одного знатного визант. семейства. Красивая, образованная и благочестивая молодая патрикия была замечена имп. Юстинианом I и вызвала ревность императрицы Феодоры. Чтобы скрыться от интриг двора, А. П. покинула К-поль и основала близ Александрии мон-рь, в к-ром и подвизалась. Когда в 548 г. Феодора умерла, Юстиниан начал разыскивать А. П. Предчувствуя, что ее убежище скоро будет раскрыто, А. П., переодевшись в муж. одежду, бежала в скит к авве Даниилу, и тот поместил ее в отдаленной пещере под именем евнуха Анастасия, скрыв от всех, кто она на самом деле.

Проведя 28 лет в молитвах и умерщвлении плоти, А. П. заболела и, предчувствуя близкую кончину, написала на глиняном черепке записку авве Даниилу. Он провел с ней последние часы ее жизни и похоронил А. П. перед входом в пещеру, где она подвизалась. Только после этого он открыл ее подлинное имя и поведал историю ее жизни.

В греч. синаксарях память А. П. указывается или 28 авг. (Синаксарь К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 932)), или 10 марта (Paris. Coislin. 223, 1301 г. (SynCP. Col. 523-528)). В печатных греч. Минеях (Венеция, 1596) и совр. календаре греч. Церквей память А. П. указана 10 марта.

В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в к-ром под 28 авг. содержится память А. П. (без жития). Краткое житие А. П. было переведено в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и помещено под 10 марта (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.). В ВМЧ включены краткое житие А. П. под 10 марта и пространное житие под 21 дек. (BHG, N 80e), приуроченное к дню памяти Анастасии Узорешительницы (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 252 (1-я паг.); Стб. 12 (2-я паг.)).

Гимнография

Последование А. П. неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне греч. Церквами, в службе 10-го марта, по 6-й песни канона утрени помещен синаксарь А. П. без стихов (Μηναῖον. Μάρτιος. Σ. 8284).

Ист.: BHG, N 79-80; ActaSS. Mart. T. 2. P. 40-42; SynCP. P. 523-528; Clugnet L. Vie de l'abbé Daniel le Scètiote. P., 1901. P. X-XIII, 2-12; ЖСв. Март. С. 223-227.

Лит.: Clugnet L. Anastasie la Patricienne // DHGE. T. 2. Col. 1485-1486; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 37; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 101-102.

М. В. Грацианский, О. В. Лосева

АНАСТАСИЯ Петровна Титова

Петровна Титова (8.10.1873, д. Машутино Александровского у. Владимирской губ. - 17.12.1937, Ивдельлаг, Свердловская обл.), прмц. (пам. 4 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница. Род. в крестьянской семье. В 1895 г. поступила в Спасо-Влахернский мон-рь Московской епархии (с. Деденёво Дмитровский у. Московской губ.). Вскоре после революции обитель была преобразована в сельскохозяйственную артель, а в 1927 г. закрыта. А. поселилась у брата в родном селе, где шила одеяла и крестьянствовала. Церкви в с. Машутино не было, А. посещала храм в соседнем селе, исполняя обязанности псаломщицы. По просьбе верующих А. собирала деньги для уплаты налога на церковь, во время бесед с крестьянами призывала посещать храм. 12 сент. 1937 г. А. была арестована по обвинению в «антисоветской агитации, распространении провокационных слухов о войне, клевете на вождей», виновной себя не признала. 10 окт. того же года Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. осуждена на 8 лет заключения в ИТЛ. Наказание отбывала в Ивдельлаге, где и умерла. Похоронена на кладбище пос. Сама Ивдельского р-на Свердловской обл. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 27 дек. 2005 г.

Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-17907.

Лит.: ЖНИР. Моск. Доп. Т. 4. С. 250-251.

АНАСТАСИЯ РИМЛЯНЫНЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАСТАСИЯ РОМАНОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАСТАСИЯ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАТАЛОН

АНАТАЛОН [лат. Anatalon] (I в.), свт. (пам. зап. 24 или 25 сент.), еп. Медиоланский. Грек по происхождению, А. был спутником ап. Варнавы, вместе с к-рым проповедовал христианство в Медиолане (совр. Милан, Италия). Согласно житию А., ап. Варнава, глава церкви, основанной им в Медиолане, послал А. на проповедь в Бриксию (совр. Брешиа), позже поставив его во главе как Медиоланской, так и Брешианской Церквей. Однако в медиоланских епископских списках именно А. назван первым еп. Медиоланским. Почитается как мученик и исповедник. Мощи А. покоятся в кафедральном соборе г. Брешиа.

Ист.: BHL, N 416; ActaSS. Sept. T. 7. P. 19 sq.

Лит.: Agrain R. Anatalon // DHGE. T. 2. Col. 1491-1492.

П. Б. М.

АНАТМАВАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАТОЛИЕВЫ СТИХИРЫ

АНАТОЛИЕВЫ СТИХИРЫ - см. Восточны, стихиры.

АНАТОЛИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАТОЛИЙ АГИОРИТ

АНАТОЛИЙ АГИОРИТ [греч. ῾Αγιορείτης - Святогорец] (1-я пол. XVIII в.), иером., греч. писец и мелод. Из 5 известных кодексов письма А. А., отличающихся тонким художественным вкусом, 3 важнейших датируются 1723-1724 гг. В лучшей из рукописей - Кратиматарии-Икиматарии (сборник кратим и икосов - Ath. Xeropot. gr. 287) - ямбические стихи имеют акростих «̓Ανατόλιος ὁ μέλοδος» (Анатолий мелод; Fol. 369-369v). Из этой же рукописи известно, что автор был «Агиоритом», происходил «из крепости Наусы Додеканесской» и написал этот кодекс «в 1724 году 28 декабря в великом городе Фессалонике, когда был там в учении у музыкальнейшего и ученейшего нашего [дидаска]ла кир Иммануила» (Fol. 370); последнего, вероятно, следует отождествить с протопсалтом Мануилом Гутом. Перу А. А. принадлежат также кодексы Пападики, Матиматария (Ath. Xeropot. gr. 276). Муз. сочинений, надписанных именем А. А., не сохранилось.

Лит.: Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1. Σ. 35, 39, 51-58, 523; Τ. 2. Σ. 22, 28, 78-79, 87-88, 329, 354; Τ. 3. Σ. 100, 435; idem. ̓Αναγραμματισμοὶ καὶ μαθήματα. Σ. 113, 121, 125; Χατζηγιακουμής Μ. Κ. Χειρόγραφα ̓Εκκλησιαστικῆς Μουσικῆς, 1453-1820. ̓Αθῆναι, 1980. Σ. 45; idem. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Σ. 282.

Г . Статис

АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАТОЛИЙ ПЕРС

АНАТОЛИЙ ПЕРС († ок. 303), мч. (пам. копт. 5 или 4 янв.). Был крупным военачальником в войске имп. Диоклетиана (284-305). Обратившись в христианство, А. П. публично исповедовал свою веру, за что ему вырвали язык. Скончался в тяжелых мучениях. Почитается коптами.

Лит.: Der Heiligen Kalendar der Koptischen Christen. Gotha, 1879. S. 231; Delehaye H. Les martyrs d'Égypte. Brux., 1923. P. 99.

П. Б. М.

АНАТОЛИЙ САЛЕНСКИЙ

АНАТОЛИЙ САЛЕНСКИЙ [франц. Anatole, Anatoile] (VIII или IX в.), свт. (пам. зап. 3 февр., 1 сент.), отшельник. Род. в Шотландии, был возведен в сан епископа. Предпринял паломничество в Рим. Позже поселился в г. Сален (Франция) близ часовни, посвященной святым Симфориану и Агате, прославился чудесами. В нач. XI в. мощи А. С. были обретены и перенесены в собор г. Нозеруа. Житие составлено болландистом Франсуа Шифле в 1657 г. на основе анонимного средневек. жития.

Ист.: ActaSS. Febr. T. 1. P. 355-360.

Лит.: Perrod M. Recherches historiques sur saint Anatoile. Salins, 1896; idem. Anatole (6) // DHGE. T. 2. Col. 1495; Vie des saints de Franche-Comté. Lons-le-Saunier, 1908. T. 1. P. 282-309.

П. Б. М.

АНАТОЛИЙ, СЕРАФИМ И ФЕОГНОСТ

АНАТОЛИЙ, СЕРАФИМ И ФЕОГНОСТ († 20-е гг. ХХ в.), преподобномученики (пам. 29 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). В нач. XX в. в Иссык-Кульский Свято-Троицкий миссионерский мон-рь были приглашены из Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. пуст. неск. иноков, в числе к-рых были Анатолий (Смирнов), Серафим (Богословский) и Феогност (Пивоваров). Известно, что они вели подвижническую жизнь и были образованны, А. был замечательным певчим и регентом.

В 1909 г. в г. Верном (совр. Алма-Ата) А. и С. были рукоположены в священный сан и стали служить в Успенской ц. туркестанского архиерейского дома. В 1916 г. А. управлял архиерейским хором в Вознесенском кафедральном соборе Верного. Городская жизнь тяготила глинских монахов, и в свободное от несения седмичных служб время они удалялись в горное урочище Медео, где ими был устроен скит на сопке Мохнатой (см. Серафимо-Феогностовская Аксайская муж. пуст.) - поставлены кельи на расстоянии ок. 100 м одна от др., вырыты 3 пещеры (они существуют поныне), литургию совершали в большой келье А. Здесь С. и Ф. приняли мученическую кончину от рук красноармейцев в авг. 1921 г., А. отпел их и 40 дней служил заупокойные литургии на Медео в келье С.

После 1921 г. А. нек-рое время жил в Верном, служил в ц. во имя Всех святых Иверско-Серафимовского мон-ря, где управлял хором и писал церковную музыку. В сер. 20-х гг. он уехал в Сухуми, поселился в горах. А. вел переписку с верненскими монахинями, к-рые получили весть с Кавказа о его аресте и расстреле в нач. 30-х гг.

А., С. и Ф. канонизированы как местночтимые святые 11 авг. 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II архиеп. Алматинским и Семипалатинским Алексием (Кутеповым). Прославлены для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г.

Лит.: Крест на Красном Обрыве. М., 1996. С. 7-8, 25-30.

Игум. Дамаскин (Орловский)

АНАТОЛИЯ

АНАТОЛИЯ - мц. (пам. 20 марта) - см. Фотина и др.

АНАТОЛИЯ И АУДАКС

АНАТОЛИЯ И АУДАКС († ок. 250), мученики (пам. зап. 9 июля), пострадали в Центр. Италии в гонение имп. Деция. Христианку А. пытались убить, напустив на нее ядовитую змею. Жрец Аудакс, видя, что змея не может никак укусить А., исповедал Христа и был обезглавлен. А. была зарублена мечом. Мощи мучеников были обретены в Х в.

АНАТОЛИЯ И ВИКТОРИЯ

АНАТОЛИЯ И ВИКТОРИЯ [лат. Anatolia, Victoria], († ок. 500), мученицы (пам. зап. 9 июля). Пострадали недалеко от совр. сел. Сант-Анатолия близ г. Риети (Италия). В ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (VI в.) находится мозаика, на к-рой изображены мученицы. Упомянуты св. Альдгельмом (кон. VII в.).

Ист.: ActaSS. Iul. T. 2. P. 676-677, 672-673; PL. 89. Col. 151, 279.

Лит.: Dufourcq A. Anatolie // DHGE. T. 2. Col. 1501-1502; idem. Étude sur les Gesta martyrum romains. P., 1907. T. 3. P. 259-265.

П. Б. М.

АНАФЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАФОНИМА

АНАФОНИМА [греч. ἀναφώνημα, букв.- возглашениe], прием визант. калофонического пения, применявшийся при антифонном исполнении мелизматических обработок псалмовых стихов, гл. обр. праздничного полиелея и непорочных (Пс 118), и заключавшийся во вставке одним хором (или певчим) кратимы или ихимы, рефрена (ἐφύμνιον) или заключения стиха, непосредственно перед этим исполненного др. хором (или певчим). Применение А. подчеркивало торжественный и радостный характер службы. При пении псалмового стиха др. хором или певчим мог происходить переход к иному напеву или гласу (см. Аллагма). Примером А. может служить полиелей-осмогласник Николая Кукумы с А. и аллагмами (Athen. Bibl. Nat. gr. 2406. Fol. 143-144v, 1453 г.).

Лит.: Στάθης. ̓Αναγραμματισμοὶ καὶ μαθήματα. Σ. 93.

Г. Статис

АНАФОРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАФОФ

АНАФОФ [евр. АНАФОФ , АНАФОФ ], город левитов к северу от Иерусалима на территории колена Вениамина (Нав 21. 18; 1 Пар 6. 60), название к-рого этимологически связано с именем ханаанской богини Анат. Впервые А. упоминается как город, откуда были родом военачальники царя Давида - Авиезер (2 Цар 23. 27; 1 Пар 11. 28; 27. 12) и Иегу (1 Пар 12. 3). Царь Соломон сослал в А. первосвященника Авиафара - сторонника Адонии (3 Цар 2. 27). А. также упоминается у прор. Исайи как один из пунктов на пути ассир. войска (Ис 10. 30). А. был родным городом прор. Иеремии, откуда он был призван на пророческое служение в Иерусалим (Иер 1. 1; 29. 27). Жителям А., стремившимся погубить пророка, была предсказана скорая гибель (Иер 11. 21-23). По внушению Господа Иеремия купил у своего родственника Амалеила поле в А., что символизировало возвращение иудеев из изгнания и Вавилонского плена (Иер 32. 6-15; 41-44). После плена в А. вернулось 128 человек (1 Езд 2. 23; Неем 7. 27).

Иосиф Флавий помещает А. в 20 стадиях (ок. 4 км) от Иерусалима (Иуд. Древн. X 7. 3), а Евсевий Кесарийский - в 3 милях (4,4 км) к северу от Иерусалима (Onomasticon. 26. 27-29). Название А. сохранилось в неск. измененном виде в названии совр. палестинской дер. Аната, к-рая, по-видимому, служила местом паломничеств в ср. века и особенно в период крестовых походов. Однако археологические раскопки, проводившиеся в Анате и ее окрестностях в XX в. (в 1936 американцами Блером и Бергманом и в 1971 израильскими археологами), показали, что древнейшее поселение на этом месте восходит к эллинистическо-рим. периоду последних веков до Р. Х. и достигает своего расцвета уже в визант. период (IV-VI вв.). Библейский А. находился неск. южнее совр. Анаты (чем и объясняется расхождение между Иосифом Флавием и Евсевием) на холме Рас-эль-Харуба, где было обнаружено поселение, восходящее к X-IX вв. до Р. Х. и процветавшее до нач. VI в. до Р. Х., после этого оно постепенно пришло в упадок и окончательно прекратило свое существование в визант. период.

Лит.: Armerding C. E. Anathoth // The New International Dictionary of Biblical Archaeology. Michigan, 1983; Peterson J. L. Anathoth // ABD. Vol. 1. P. 227.

Д. В. Зайцев

АНАХОРЕТЫ

АНАХОРЕТЫ - см. Отшельники.

АНБА БИШОЙ

АНБА БИШОЙ - крупный копт. мон-рь - см. Паисия св. мон-рь.

АНГЕЛ

АНГЕЛ [греч. ἄγγελος - вестник, первоначально евр. АНГЕЛ ,АНГЕЛ АНГЕЛ ], в Свящ. Писании употребляется в различных значениях. В узком смысле используется для названия сотворенных Богом личных духовных существ, одна часть к-рых служит Богу, возвещает людям Его волю и исполняет Его веления (см. Ангелология), а др.- отпав от Бога, превратилась в Его врагов (см. Диавол, Демонология). Словом «ангелы» называется также последний (девятый) чин небесной иерархии «Ареопагитик». В широком смысле это слово употребляется по отношению к различным посланникам (вестникам) Божиим. А. именуется в Лк 7. 27 Иоанн Креститель, о нем же, как считают, напр., блж. Иероним, св. Ириней (Adv. Haer. III 11. 4), Тертуллиан (Adv. Iud. 9; cf. Adv. Marcion. 4. 18), идет речь в Мал 3. 1; св. Климент Римский толкует Мал 3. 1-2 как обетование Второго пришествия Христа (Ep. I 23), св. Кирилл Иерусалимский понимает этот текст как относящийся к обоим пришествиям Господа Иисуса Христа (Catech. XV 2). А. (в рус. пер.- вестниками) именуются пророки (Агг 1. 13) и даже Сам Бог как «Вестник» Своей воли (Быт 31. 11-13). В греч. тексте НЗ А. (в рус. пер.- посланными) названы ученики Иоанна Предтечи (Лк 7. 24), апостолы (вестники - Лк 9. 52), Предстоятели Церквей (Откр 1. 20).

М . С . Иванов

АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЕЛ КЛАРЕНСКИЙ

АНГЕЛ КЛАРЕНСКИЙ [лат. Angelus Clarenus, de Clareno; мирское имя - Пьетро да Фоссомброне] (ок. 1247 - 15.06.1337, мон-рь Санта-Мария де Аспро, Юж. Италия), итал. спиритуал и аскет; диак. Родом из крестьян. Вступил в орден францисканцев в 1262 г. Сторонник крайнего ригоризма в следовании уставу ордена, за что попал в тюрьму, но ок. 1289 г. освобожден и отправлен в качестве миссионера в Армению. С разрешения папы Целестина V основал общину «бедняков-отшельников господина Целестина». От преследований папы Бонифация VIII А. К. пришлось скрываться в Греции. В 1305 г. вернулся в Италию. После 1317 г., во время гонений на спиритуалов, скрывался в мон-ре Субьяко (к востоку от Рима), где и провел последние годы жизни. Автор «Истории семи мучений», описывающей 7 испытаний, к-рым подверглись спиритуалы до 1325 г. Как и многие его собратья по ордену францисканцев, находился под влиянием эсхатологических ожиданий (см. Эсхатология). Большое значение имеют его переводы с греч. языка важнейших произведений визант. аскетики - «Лествицы» св. Иоанна Лествичника и монашеского устава св. Василия Великого.

Соч.: Angelus Clarenus. Expositio regulae fratrum minorum / Ed. L. Oliger. Quaracchi, 1912; Epistole. R., 1980; Historia septem Tribulationum Ordinis Minorum / Ed. a cura di G. Boccali. Perugia, 1999.

Лит.: Auw L. von. Angelo Clareno et les spirituels franciscains. R., 1979; Potesti G. L. Angelo Clareno: Dai poveri eremiti ai fraticelli. R., 1990.

О. С. Воскобойников

АНГЕЛАРИЙ ОХРИДСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЕЛИКИ

АНГЕЛИКИ [итал. Angeliche di S. Paolo, англ. Sisters of S. Paul, сестры св. Павла], жен. католич. конгрегация, основана графиней Луизой Торелли Гуасталла (Ɨ 1559) в 1530-1532 гг. в Милане. Покровитель конгрегации А. св. Антоний Дзаккариа, монах ордена варнавитов, дал им августинский устав (см. Августина устав), способствовал утверждению ордена Папским престолом в 1535 г. и предписал сестрам носить доминиканское одеяние (в наст. время в ордене А. приняты белые одежды). Основные положения их устава - быть помощницами тех падших женщин, к-рые стремятся к покаянию. Первоначально А. существовали как светская орг-ция при ордене варнавитов, но с 1557 г. были преобразованы в самостоятельный жен. монашеский орден, у к-рого появились мон-ри. В 1625 г. устав ордена был утвержден папой Урбаном VIII. С 1879 г. главное управление конгрегации находится в Риме. В 1956 г. орден А. насчитывал ок. 250 сестер в Италии, Бельгии и Бразилии. В наст. время в его составе 38 различных религ. учреждений и 234 сестры (1999).

Гасталинки

В составе ордена А. графиня Гуасталла основала также особую конгрегацию гасталинок, к-рая сохранила светский характер и с нач. XIX в. полностью отделилась от ордена А. Офиц. название гасталинок - Дочери св. Марии (итал. Figlie di S. Maria). Конгрегация занимается призрением и воспитанием детей-сирот. Сестры живут в общинах, посвящают определенное время молитве, но не приносят монашеского обета; носят черную одежду и вуаль особой формы, напоминающей корону. Общее число гасталинок - 604 чел. (1999); генеральное управление конгрегации в Риме.

Лит.: Premoli O. Storia dei Barnabiti nel XV. R., 1913; Tonna-Barthet A. Angéliques // DHGE. Vol. 3. P. 58-60; Heimbucher M. Die Orden und Kongregationen der Katholischen Kirche. Paderborn, 1939. Bd. 1; An. Pont., 1999. P. 1517, 1689.

А . Ю . Серёгина

АНГЕЛИКУД

АНГЕЛИКУД - см. Каллист Ангеликуд.

АНГЕЛИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЕЛИНА ТВОРОЖКОВСКАЯ

АНГЕЛИНА ТВОРОЖКОВСКАЯ (фон Розе (Шмакова) Александра Филипповна; 5.04.1809, С.-Петербург - 17.03.1880, с. Творожково Гдовского у. С.-Петербургской губ. (совр. Псковская обл.)), мон., основательница Творожковского во имя Св. Троицы мон-ря (до 1887 община). Род. в дворянской семье. В 1823 г. окончила с отличием Смольный ин-т благородных девиц, в 1824 г. была выдана замуж за лютеранина К. фон Розе. В 1847 г., после 23 лет супружества, у них родилась дочь Мария, через год девочка умерла, и супруги впали в глубокое уныние. Под влиянием Александры Филипповны ее муж принял Православие с именем Николай. В 1858 г. он скончался, завещав жене основать жен. обитель в недавно купленном имении в с. Творожкове. Основание обители предсказывали блж. Терентий Творожковский и свящ.

Иоанн, видевший огненный столп на месте буд. храма.

В 1859 г. А. Ф. фон Розе подала прошение об устройстве обители митр. Новгородскому и С.-Петербургскому Григорию (Постникову), но получила отказ. Она обратилась за помощью к еп. Ревельскому Агафангелу (Соловьёву), вик. С.-Петербургской епархии, благословившему ее на устройство обители. Вскоре скончался митр. Григорий и А. Ф. фон Розе подала новое прошение. Митр. Новгородский и С.-Петербургский Исидор (Никольский) обещал ей содействие в открытии общины и разрешил начать строительство обители. В 1865 г. Святейшим Синодом было разрешено учреждение общины в с. Творожкове. К этому времени были построены домовая ц. в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость» и деревянный корпус.

В 1866 г. А. Ф. фон Розе приняла постриг с именем Ангелина. В общине все делалось руками сестер под руководством настоятельницы, к-рая сама выполняла всю черную работу. Стараниями А. Т. обитель пришла в цветущее состояние, были устроены приют для девочек и богадельня. Несмотря на болезнь, А. Т. не оставляла трудов, в часы отдыха вязала чулки, заработанные деньги отдавала нищим. По вечерам читала сестрам поучения святых отцов, была особенно добра к молодым и неопытным сестрам, по-матерински наставляла их. Была очень скромна в быту, раздавала бедным всю пенсию, назначенную ей после смерти мужа, лечила крестьян, любила животных. Была усердной молитвенницей и постницей. Похоронена при огромном стечении народа в Творожковской обители.

Лит.: Монахиня Ангелина (в мире А. Ф. фон Розе), основательница и строительница Св.-Троицкой Творожковской общины, возведенной в монастырь с наименованием его Св.-Троицким общежительным жен. монастырем. СПб., 1888; ЖПодв. Март. С. 175-200; Таисия [Карцова], мон. Русское православное женское монашество XVIII-XX вв. Серг. П., 1992р; Жизнеописание монахини Ангелины, основательницы Св.-Троицкой жен. обители в Творожкове. М., 1997.

Н. Н. Крашенинникова

АНГЕЛИНЫ

АНГЕЛИНЫ [итал. Angeline], католич. жен. конгрегации. Главная задача их деятельности - забота об обездоленных, больных и сиротах.

1. Августинская жен. светская конгрегация основана в 1535 г. в Брешии (Италия) блж. Анджелой Меричи, в 1544 г. утверждена папой Павлом III. На базе А. впосл. возник орден урсулинок.

2. А.-францисканки (итал. Francescane Angeline), жен. конгрегация при ордене францисканцев, основанная в 1882 г. в Кастельспина (в окрестностях Алессандрии, Сев. Италия) Екатериной Риччи и францисканцем Инноченцо Гамбалеро. По уставу они должны ухаживать за больными и сиротами и преподавать. В 1894 г. устав был утвержден Львом XIII, в 1928 г. подтвержден Пием XI. Штаб-квартира ордена находится в Риме. В 1999 г. конгрегация насчитывала 196 сестер; А. принадлежало 32 мон-ря.

Лит.: Helyot P. Histoire des ordres monastique, religieux et militaires et des congregations séculières: In 8 vol. P., 1721. Vol. 4. P. 150-157; S. Angela Merici e la compagnia di S. Orsola nel IV centenario della fondazione, 1535-1935. Brescia, 1936; Cistellini A. Figure della Riforma pretridentina. Brescia, 1948. P. 47-55, 198-212; An. Pont., 1999. P. 1572.

А. Ю. Серёгина

АНГЕЛИС

АНГЕЛИС [греч. ̓Αγγέλης] († 1824), нмч. (пам. греч. 28 окт.), пострадал вместе с братом Мануилом и родственниками Георгием и Николаем. Они происходили из дер. Меламбес (о-в Крит) и принадлежали к семье Рецепи, к-рая в эпоху тур. владычества приняла ислам и пользовалась всеми привилегиями мусульман, однако втайне сохраняла веру во Христа. В 1821 г. на Крите, как и в др. частях Греции, вспыхнуло национально-освободительное восстание и все четверо примкнули к повстанцам, обнаружив т. о. свое истинное вероисповедание. После восстановления тур. власти на Крите их обвинили в отступничестве от ислама и заключили в темницу, где они подверглись страшным мучениям; 28 окт. 1824 г. были усечены мечами. Их мощи находились в мон-ре вмч. Георгия в мест. Периволия, затем перенесены архиеп. Рефимнийским и Авлопотамским Иоанникием в храм 4 мучеников в г. Ретимнон. Честная глава одного из мучеников была подарена рус. мореплавателю, частички мощей отданы в мон-рь Аркадиу, розданы клирикам и верующим. Служба, составленная еп. Рефимнийским и Авлопотамским Каллиником, была издана в Афинах в 1852 г.

Лит.: Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 8. Σ. 464-467; Παπαδόπουλος. Νεομάρτυρες. Σ. 73-74; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 167; Μικρόν Εὐχολόγιον. Σ. 429, 453; Περαντώνης. Λεξικόν. Σ. 46-47; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 9; Ματθαίος. ΜΣ. Τ. 8. Σ. 524-527.

О. Е. Петрунина

Предыдущая страница Следующая страница