Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А" (часть 6, "АГА"-"АГР")
АГАФАНГЕЛ ОЛОНЕЦКИЙ (Амосов Алексей Иванович) (Амосов Алексей Иванович; 1841, дер. Алексеевская Сольвычегодского у. Вологодской губ.- 27.12.1909, Александро-Свирский мон-рь), архим. Сын зажиточного крестьянина. Рано потерял отца, оставшись старшим в семье, где было еще 5 детей. В 14 лет ушел в С.-Петербург на заработки. 5 лет тяжелого труда и лишений, частые молитвы на могиле блж. Ксении Петербургской привели его к твердому решению стать монахом. В 1861 г. пришел в Валаамский мон-рь, где пробыл 3 года трудником; затем прожил 3 года в Артемиевом Веркольском мон-ре, но его неудержимо влекло обратно на Валаам, куда он и вернулся в 1868 г. В 1872 г. А. О. был зачислен в состав штатных послушников, в 1880 г. пострижен в мантию, в 1882 г. посвящен во диакона, в 1885 г.- во иеромонаха. Духовным руководителем А. О. был игум. Дамаскин (Кононов). Позднее самого А. О. братия избрала одним из старцев. А. О. хотел принять схиму и уйти в затвор, но в 1891 г. был назначен настоятелем Александро-Свирского мон-ря с возведением в сан архимандрита (1892). Переустроил и расширил мон-рь, воздвиг неск. часовен, построил церковноприходскую школу, ввел строгий распорядок жизни братии, общежитие и старческое руководство новоначальных, богослужение устроил по Валаамскому уставу, добился расцвета вверенной ему обители. Пользовался большим почетом и уважением братии, богомольцев и приезжавшего в обитель духовенства. Погребен в Александро-Свирском мон-ре. Лит.: ЖПодв. Декабрь. Ч. 2. С. 332-357; Настоятель Александро-Свирского монастыря о. архимандрит Агафангел (1891-1909): Крат. биогр. очерк. Б. м., б. г. Н. Н. Крашенинникова |
АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ (Афанасий; † 19.04.1818), прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе мучеников, на Афоне просиявших). Род. во Фракии. В юности нанялся на работу на тур. корабль, капитан к-рого пытался заставить его сменить веру. Юноша уступил, но вскоре раскаялся и, желая искупить свой грех, вступил в афонский мон-рь Эсфигмену, приняв монашество с именем А. Желая пострадать за Христа, А. Э. покинул Афон и отправился в Смирну, где подверг ислам публичному поруганию. За это 19-летний святой претерпел мученическую кончину. Благочестивые смирнские христиане выкупили его мощи и поместили их в храме св. Георгия вместе с мощами нмч. Дима († 1763). В 1844 г. по просьбе святогорских монахов часть мощей святого была перенесена в Эсфигменский мон-рь. Лит.: Περαντώνης. Λεξικόν. Σ. 40-41; Μικρόν Εὐχολόγιον. Σ. 442. О. Е. Петрунина |
"АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ" (полное название - «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига и возрождении Византийской империи, популярных среди греч. населения Османской империи в эпоху тур. владычества. В предисловии сообщается, что пророчество было составлено неким мон. Агафангелом в Мессине (Сицилия) в 1279 г., в 1555 г. переведено на итал. язык и издано в Милане, в 1751 г. архим. Феоклит Полиидис сделал его обратный перевод на греч. Однако большинство исследователей полагают, что оно было написано самим Полиидисом, поскольку текст довольно точно описывает историю Зап. и Сев. Европы XVI - 1-й пол. XVIII в. Совр. греч. богословы считают, что цель написания и распространения «А. в.» - борьба с католич. пропагандой, а также возвещение утешения страждущему под османским игом греч. народу. В Греции и на Кипре имеет хождение не только текст пророчества, но и многочисленные его истолкования. Лит.: Nikolopoulos J. From Agathangelos to the Megale Idea: Russia and the Emergence of Modern Greek Nationalism // Balkan Studies. Thessal., 1985. N 26/1; Podskalsky G. Griechische Theologie. S. 336; ΘΗΕ. T. 1. Σ. 86-89; Δόικος Δ. ῾Ο ̓Αγαθάγγελος ὡς προφητικόν ἀποκαλυπτικόν ἔργον καί το μήνυμά του // Μνήμη 1821. Θεσσαλονίκη, 1971; Мисюревич О. Е. «Русская партия» и развитие национальной идеологии в Греции: пророчества о восстановлении Византийской империи в 1840 году // ВМУ: Ист. 1997. № 6. О. Е. Петрунина |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АГАФИМЕР [греч. ̓Αγαθημέρος - доброденный], мч. Мисийский (пам. зап. 3 апр.); упоминается в мартирологе Иеронима, к-рый сообщает лишь о том, что он «из древних». Лит: ActaSS. Apr. T. 1. P. 244; MartHieron. P. 39. А. Ю. Виноградов |
АГАФИЯ [Агата; лат. Agatha, греч. ̓Αγάθη - добрая], прмц. Никомидийская (пам. 28 дек.) - см. Никомидийские мученики, 20 тыс. |
АГАФИЯ ВСЕВОЛОДОВНА († 7.02.1238), мц., местночтимая (пам. 4 фев. и 23 июня - в Соборе Владимирских святых), дочь вел. кн. киевского Всеволода Святославича Чермного (из князей Черниговского дома; 1210-1214). В 1211 г. выдана отцом замуж за блгв. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича (в 1212-1216, 1218 -1238 вел. кн. владимирский). В кон. 1237 - нач. 1238 г. он уехал из Владимира на р. Сить собирать войска для борьбы с татарами, оставив семью во Владимире. Во время штурма Владимира татарами А. В. с сыновьями и дочерью приняла постриг от Владимирского еп. Митрофана и заперлась в Успенском соборе на хорах. Там они скончались от огня и дыма. Мощи А. В. находятся в Успенском соборе Владимира. Местная канонизация А. В. в Соборе Владимирских святых была совершена в 1982 г. Ист.: НПЛ. С. 75, 287-288; ПСРЛ. Т. 1. С. 435, 463, 518; Т. 2. С. 779-780; Т. 4. С. 31-32; Т. 5. С. 173; Т. 7. С. 117, 141; Т. 10. С. 108; Т. 39. С. 77-78; Описание о российских святых. С. 227. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 11; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 68-69; Cергий (Спасский). Месяцеслов. М., 1997. Т. 3. Ч. 2-3. С. 547. В. В. Василик |
АГАФИЯ ЕЛЕЦКАЯ (ок. 1689 - до 1770, мон. елецкого Знаменского жен. мон-ря на Каменной горе. В 1769 г. мон-рь сгорел, монахини и послушницы были перемещены в воронежский жен. мон-рь, лишь старицы А. Е. и Ксения остались, устроив себе келью в каменном погребе. Устное предание гласило, что они удостоились видения св. Иоанна Воина, возвестившего: «Буди имя Господне благословенно на месте сем отныне и до века!» Вскоре после этого А. отошла ко Господу. Свт. Тихон Задонский предрек, что мон-рь будет возобновлен молитвами почивших там стариц, и, действительно, в 1823 г. обитель была возрождена (вновь закрыта в 20-х гг. ХХ в.). Лит.: ЖПодв. Июнь. С. 83-84. |
АГАФОДОР [греч. ̓Αγαθόδωρος - благой дар], сщмч. Херсонесский (пам. 7 марта) - см. Херсонесские священномученики. |
АГАФОКЛИС [греч. ̓Αγαθοκλῆς] Панайотис, греч. муз. теоретик и преподаватель XIX в. По происхождению из Эноса Фракийского (совр. Энез, Турция), образование получил на о-ве Кея. Преподавал в Греческом уч-ще (῾Ελληνικὴ Σχολή) и был протопсалтом кафедрального собора в Аргосе (Пелопоннес). В 1855 г. издал в Афинах «Теоретикон церковной музыки». Как и др. муз. теоретики его эпохи, А. многое заимствовал из «Теоретикона» Хрисанфа Мадитского, но в отличие от них пытался уточнить и дополнить этот труд. А. энергично выступал против введения в богослужение европ. четырехголосия и в поддержку визант. монодии, о чем составил подробное «Изложение», к-рое Свящ. Синод Элладской Церкви поместил в циркуляре «К министерству по церковным делам» (31.07.1870). Соч.: Θεωρητικὸν τῆς ̓Εκκλησιαστικῆς Μουσικῆς. ̓Αθῆναι, 1855. Лит.: Παπαδόπουλος Γ. Ι. Συμβολαί εἰς τὴν ἱστορίαν τῆς παῤ ἡμῖν ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς. ̓Αθῆναι, 1890. Σ. 455-456. Г. Статис |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АГАФОН [греч. ̓Αγάθων - добрый, лат. Agatho] (кон. VI в., Сицилия - 10.01.681, Рим), свт. (пам. 20 февр., пам. зап. 10 янв.), папа Римский (27.06.678-10.01.681). Был монахом мон-ря св. Ермы в Палермо. Созванный А. в 680 г. Латеранский Собор осудил монофелитство. На том же Соборе папа восстановил на кафедре св. еп. Вильфрида Йоркского, к-рый был незаконно смещен Кентерберийским архиеп. Феодором. А. стремился к усилению влияния папства в Британии. Посланный им архикантор Иоанн распространял там литургию римского обряда. Легаты А. присутствовали на К-польском Соборе 680-681 гг., однако А. умер прежде, чем постановления Собора были привезены в Рим. Был известен своей добродетелью и милосердием и почитается как чудотворец. Ист.: LP. Vol. 1. N 350-358; Jaffé. Vol. 1. P. 238-240; Vol. 2. P. 699; Butler A., Thurston H. The Lives of the Saints. L., 1877. Лит.: DHGE. T. 1. Col. 916-918; Caspar E. Geschichte des Pаpsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Tüb., 1933. Bd. 2. S. 588-608, 684-686; Seppelt. Geschichte. Bd. 2. S. 71-75, 79; Haller J. Das Papsttum. Stuttg., 1950. Bd. 1. S. 332-339, 545f. И. Н. Попов |
АГАФОН И ТРИФИНА - мученики Сицилийские (пам. зап. 5 июля). Упомянуты в Римском мартирологе; известно лишь, что жили они на Сицилии. Лит.: ActaSS. Jul. T. 2. P. 222 sq. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АГАФОН, ЛУКИЯ И ДИОГЕН - мученики Александрийские (пам. 26 июня); упомянуты в Иеронимовом мартирологе; время и обстоятельства мученичества неизвестны. |
АГАФОН СКИТСКИЙ (V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.). Многочисленные свидетельства его мудрости и добродетели приводятся в «Апофтегмата патрум». Из этого же источника известно, что у него был брат Авраам, подвизавшийся вместе с ним в Египетской пуст. А. С. был младшим современником святых Виссариона и Пимена († 350). Ок. 394 г., когда в пустыню явился св. Арсений Великий, А. С. уже имел учеников, двое из них известны по именам Александр и Зоил. А. С. отличался необыкновенным смирением и незлобием. Однажды монахи стали упрекать его во множестве грехов. А. С. кротко отвечал: «Да, это правда». Лишь когда его назвали еретиком, А. С. отверг это обвинение, объяснив, что признание себя грешником приносит пользу душе, побуждая к покаянию; быть же еретиком - значит отлучить себя от Бога. А. С. ко всем людям относился с необыкновенной любовью и добротой. Господь чудесным образом испытал и прославил человеколюбие А. С. Как-то раз святой шел на рынок продавать глиняные сосуды и встретил прокаженного, лежащего на дороге, к-рый попросил донести его до города и положить рядом с собой на рынке. А. С. исполнил эту просьбу. Через нек-рое время прокаженный потребовал купить ему пирог на деньги, вырученные за только что проданный сосуд. Так повторялось неск. раз, пока святой не продал все сосуды и прокаженный не попросил вернуть его на прежнее место. Когда святой исполнил и это, прокаженный сказал: «Благословен ты, Агафон, от Господа на небе и на земле!» - и после этого исчез. То был ангел, посланный для испытания святого. В копт. версии «Апофтегмата патрум» приводится рассказ о том, как А. С. долгое время жил в пещере с большим змеем, к-рому он запретил покидать это место. Время от времени А. С. и змей вместе выходили из пещеры и ели смоквы. Причем змей срывал плоды только со своей стороны смоковницы, к-рую старец разделил чертой на 2 части. В копт. синаксаре А. С. назван столпником, что не находит подтверждения в др. источниках. Ист.: Изречения египетских отцов. [Гл.] 22, 72-76, 139, 247, 262. С. 37, 48-49, 62, 91, 95; Достопамятные сказания. С. 28-34; Аверинцев. Антология. С. 203; Basset R. Synaxaire arabe-jacobite (version copte) // PO. T. 1. P. 265-268. Лит.: De Buck V. De sancto Agathone // ActaSS. Oct. T. 9. P. 896-908; AnBoll. 1896. T. 15. P. 494; 1898. T. 17. P. 70; DHGE. T. 1. Col. 915. М. В. Грацианский |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АГАФОНИК [греч. ̓Αγαθόνικος - благопобедительный], мч. (пам. греч. 19 нояб.); святой, упоминаемый в нек-рых греч. синаксарях; иногда отождествляется с мч. Агапием Кесарие-Палестинским. Память святому была переведена на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. она была внесена под 19 нояб. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 192). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АГАФОНИКА [греч. ̓Αγαθονίκη - благопобедная], мц. Карфагенская († нач. IV в.; пам. зап. 10 авг.). Пострадала, вероятно, при имп. Диоклетиане. Одна из благочестивых христианок, к-рые перенесли в Минео (Сицилия) мощи св. Агриппины Римской. Лит.: ActaSS. Aug. T. 2. P. 533; DHGE. T. 1. Col. 921. А. И. М. |
АГАФОНИКИЙСКАЯ ЕПИСКОПИЯ - древняя кафедра в составе К-польского Патриархата, располагавшаяся в г. Агафоникия, во Фракии, находившийся у подножия Родопских гор (предположительно совр. с. Беласица, Болгария). С нач. X в. А. е. упоминается первой среди 10 епископий, подчиненных митрополиту Филиппополя (совр. Пловдив); не сохранилось ни одного имени епископа. В наст. время А. е. сохранилась в качестве титулярной. Лит.: ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 102. Б. А. Нелюбов |
АГАФОПОД [греч. ̓Αγαθόπους - доброногий], сщмч. Солунский (пам. 5 или 4 апр.) - см. Феодул и Агафопод, мученики |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АГГРЕГАЦИЯ - см. Орден. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АГИЛОЛЬФ [Агилульф; древневерхненем. Agilolf, Agilulf - сильный волк] († ок. 751), св. (пам. зап. 9 июля - перенесение мощей), еп. Кёльнский. Занимал Кёльнскую кафедру после еп. Регинфрида (с 745). Последователь «апостола Германии» Бонифация; участник общегерм. Собора 747 г. Позднее был ошибочно отождествлен с одноименным мучеником из Мальмеди. Лит.: Levison W. Bischof Agilulf von Köln und seine Passio // Annalen des hist. Vereins für den Niederrhein, insbesondere das alte Erzbistum Köln. 1929. Bd. 115. S. 76-97; Torsy J. Agilulf, hl. // LTK. Bd. 1. Sp. 194. |
АГИЛОЛЬФ ИЗ МАЛЬМЕДИ († 31.03.716 или 717), мч. (пам. зап. 9 февр.- перенесение мощей). Происходил из знатной семьи, был настоятелем мон-ря Стабло-Мальмеди (совр. Вост. Бельгия). Препятствовал майордому Карлу Мартеллу узурпировать трон Меровингов. Будучи отправлен с посольством в Люксембург, был предательски убит. Погребен в Мальмеди. В 1068 или 1075 г. мощи перенесены в Кёльн (в наст. время в Кёльнском кафедральном соборе), впосл. А. из М. стали неверно идентифицировать с одноименным епископом Кёльнским. А. В. П. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АГИОГРАФА - см. Канон библейский. |
АГИОГРАФИЯ - см. Житийная литература. |
АГИОДУЛ [греч. ῾Αγιοδοῦλος - раб святости] (VI в.), прп. (пам. в субботу сырную); настоятель лавры прп. Герасима на Иордане. Почитался как чудотворец. Рассказ о его чудесах приводит блж. Иоанн Мосх в «Луге духовном». Однажды по молитве А. был воскрешен один из монахов лавры, с к-рым А. не успел проститься; во время отпевания почивший инок поднялся и поцеловал старца, после чего преподобный приказал ему покоиться с миром, ожидая всеобщего воскресения. Другой раз, когда А., проходя вдоль берега Иордана, размышлял о том, что произошло с 12 камнями, положенными на дне реки Иисусом Навином по числу колен Израилевых (Нав 4. 9), воды вдруг расступились, и святой увидел эти камни. Ист.: Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 11. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 536. М. В. Б. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АГЛАИЙ [греч. ̓Αγλάιος - светлый], мч. Севастийский (пам. 9 марта) - см. Севастийские мученики, 40. |
АГЛАЯ [Аглаида; греч. ̓Αγλαΐα - блестящая], св. матрона (III-IV в.; пам. зап. 14 мая). Согласно житию св. Вонифатия Римского (пам. 19 дек.), его госпожа А. нек-рое время жила с ним в греховной связи, но затем раскаялась и, стремясь вымолить прощение через заступничество святых мучеников, отправила Вонифатия на Восток за их мощами. После мученической кончины св. Вонифатия в М. Азии А. похоронила его в Риме. Остаток дней своих она провела в покаянии и трудах милосердия. Ист.: ActaSS. Maii. T. 3. P. 284; ЖСв. Дек. С. 505-514. Лит.: DHGE. T. 1. Col. 963. А. И. М. |
АГЛИПАЙ-И-ЛАБАН [испан. Aglipay у Laban] Грегорио (9.05.1860-1.09.1940), филиппинский религ. реформатор и политический деятель, основатель католич. Независимой (Аглипаянской) Филиппинской Церкви (Н(А)ФЦ). А.-и-Л. окончил римско-католич. семинарию, в 1888 г. принял сан священника. В годы национально-освободительной борьбы на Филиппинах против испан. владычества (1896-1898) был назначен генеральным военным викарием революционных войск, фактически стал главой филиппинского духовенства. Во время оккупации страны войсками США (1899-1901) возглавил партизанский отряд. После безуспешных попыток добиться от Рима признания епископов-филиппинцев часть (около четверти) католиков на Филиппинах во главе с А.-и-Л. обратилась к протестантам США, затем к старокатоликам Швейцарии, а в 1902 г. к правосл. Церкви (Kurian; NCE. Т. 11. P. 275) с целью объединения при условии признания самостоятельности Филиппинской Церкви. Не получив поддержки, в 1902 г. А.-и-Л. создал Н(А)ФЦ, присвоив себе чин «верховного епископа». Н(А)ФЦ вышла из юрисдикции Римского престола. Сохранив внешнюю обрядовость католич. Церкви, новая Церковь отрицала Св. Троицу, Божественную природу Христа, непорочное зачатие, а также ад, чистилище, целибат и верховную власть Римского папы. Церковь, возникшая на волне национально-освободительной борьбы, стала приходить в упадок, как только эта борьба пошла на убыль. В 1929 г. часть аглипаянцев присоединилась к Епископальной Церкви. На президентских выборах 1935 г. А.-и-Л. выставил свою кандидатуру, но набрал лишь 14% голосов. Литургическое общение Н(А)ФЦ с католич. Церковью восстановлено в 1961 г. IV Поместный Собор Римско-католич. Церкви Филиппин (Манила, 1979) объявил Н(А)ФЦ «примыкающей к католической». Постепенно аглипаянцы стали возвращаться в лоно Римско-католич. Церкви: в 1999 г. они составляли 6,2% населения Филиппин, т. е. более 4 млн. чел. Лит.: Hayden J. R. The Philippines: A Study in national development. N. Y., 1945; Rodríguez J. R. Gregorio Aglipay у los origines de la Iglesia Filipina Independente (1898-1917). Madrid, 1960; Achutegui de P. S., Bernad M. A. Religious Revolution in the Philippines: The Life and Church of Gregorio Aglipay, 1860-1960. Manila, 1960-1966. 2 vol.; The Catholic Church in the Philippines today. Manila, 1968; Kurian G. T. Encyclopedia of the Third World. N. Y., 1987. vol. 3. p. 1615; Подберезский И. В. Католическая Церковь на Филиппинах. М., 1988. с. 81-82, 86-108, 220; La Civiltà Cattolica. 1999. 18 sett. P. 533. Н. Н. Поташинская |
АГН - мч. Готский (пам. 26 марта) - см. Готские мученики, 26. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АГНЕЦ ХРИСТОС - см. Агнец Божий. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АГНИ ЙОГА - см. Живая этика. |
АГНИЯ [Агнесса; греч. ῾Αγνή - непорочная], мц. (пам. греч. 14 янв.); известно лишь, что она скончалась в темнице. Возможно, ее следует отождествлять со св. Агнией Римской. Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 9. А. И. М. |
АГНИЯ ВАСИЛЬСУРСКАЯ (Мытикова Анна Филипповна) (Мытикова Анна Филипповна; 60-е гг. XIX в., с. Малые Четаи Нижегородской губ.- 5.02.1953, пос. Васильсурск Горьковской обл.), игум. Род. в чуваш. семье. В возрасте 22 лет поступила в мон-рь близ пос. Канаш (Чувашия), где приняла монашество и прожила 12 лет. Затем стала строительницей и игуменией нового мон-ря, к-рый в 1918 г. был разорен большевиками. Насельницы с игуменией вскоре вернулись в прежнюю обитель. После окончательного разорения мон-ря А. В. поселилась в лесу, недалеко от Васильсурска, где вела жизнь в нищете и молитве. Скончалась после болезни. Погребена в Васильсурске. Ее могила особенно почитается марийцами. Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 15. |
АГНИЯ КАЗАНСКАЯ († ок. 15.12.1870), мон. Род. в старообрядческой семье, приняла монашество, в к-ром провела 20 лет, прославившись строгостью жизни. Ок. 5 лет была настоятельницей старообрядческого жен. скита в Архангельской слободе в Казани и, хотя последние 3 года не управляла скитом, пользовалась большим влиянием в общине. В 1869 г. ее духовный наставник инок Пафнутий присоединился к РПЦ, что заставило А. К. пересмотреть свои убеждения. Она стала посещать б-ку КазДА, изучать историю раскола. Заболев и почувствовав близость смерти, А. К. просила инока Пафнутия не допустить того, чтобы она скончалась в расколе. За 2 дня до кончины А. К. была присоединена к РПЦ. Отпевание ее совершил архиеп. Казанский Антоний (Амфитеатров) при большом стечении православных, единоверцев и старообрядцев. Пример А. К. сильно подействовал на старообрядческую жен. общину Казани и положил начало обращения ее насельниц к РПЦ. Лит.: Толстой М. В. Хранилище моей памяти. М., 1995. С. 118-119. |
АГНИЯ КАЛУЖСКАЯ (Десятова; 1733-14.03.1796), игум. калужского Казанской иконы Божией Матери женского монастыря. Отличалась нищелюбием, вела строгую подвижническую жизнь. Погребена в каменной часовне Лаврентьева калужского муж. мон-ря Вознесения Господня. Почиталась в XIX в. в Калуге: на могиле А. К. служили панихиды, с могилы брали песок для исцеления душевных и телесных болезней. Лит.: ЖПодв. Январь. С. 51-52. |
АГНИЯ, ЛУКИЙ И ВИКТОРИН [Виктория], мученики Никомидийские или Римские (пам. зап. 18 окт.). Неизвестны ни время, ни место (Никомидия в М. Азии или рим. гавань Порто) мученичества этих святых. А. И. М. |
АГНОИТЫ [греч. ἀγνοῆται - сторонники неведения, от ἀγνοέω - не знаю, пребываю в неведении], последователи александрийского диак. Фемистия, выделившиеся из среды егип. монофизитов-севириан при копт. патриархе Тимофее III (517-535). Причиной разделения стал вопрос о человеческом ведении Христа. Большинство севириан считали, что Христос обладал всеведением не только по Божеству, но также и по человеческой природе; мысль о действительности человеческого неведения во Христе представлялась им нечестивой. Фемистий же учил, что незнание (ἄγνοια) не грех, а одно из свойств человеческой природы. Поскольку же человечество Христа во всем подобно нашему, то Христос действительно не знал того, что не свойственно знать человеку (напр., день и час Второго Пришествия), а не только казался незнающим. Хотя учение А. представляет собой шаг в направлении правосл. христологии, в целом оно не выходит за рамки умеренного монофизитства. Фемистий неоднократно упоминается как еретик в Актах VI Вселенского Собора (680). Ист.: ДВС. Т. 4. С. 160, 221, 243, 252. Лит.: Болотов. Лекции. Т. 4. С. 358; Флоровский. Вост. отцы V-VIII в. С. 34-35; Meyendorff J. Imperial Unity and Christian Divisions. Crestwood, 1989. P. 255; Ματσούκας Ν. // ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 288-289. Свящ. Олег Давыденков |
Агнундос, мон-рь Успения Богородицы [греч. ̓Αγνοῦντος], бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь); с 1945 г. подворье близлежащей жен. обители Таксиархов в 10 км к северо-западу от Неа-Эпидавр (Пелопоннес, Юго-Вост. Греция). Древнейший мон-рь митрополии основан, по преданию, дидаскалом Анастасием на месте обретения чудотворной иконы Богоматери. Строительство относят к VIII-IX вв. Соборный храм представляет собой однонефную купольную базилику XI в. визант. типа. От XI в. сохранились конха и нек-рые архитектурные элементы. Росписи храма датируются XIV-XV и XVII-XVIII вв. На территории мон-ря находятся кельи, пекарня, трапезная, ризница, странноприимный дом, архондарик, резиденция игумена, б-ка. В 1400 г. А. процветал, в нем подвизалось 120 монахов. В 1821 г. оказывал содействие освободительному движению Греции. Впосл. пришел в упадок. С 1962 г. признан памятником архитектуры и охраняется гос-вом. Престольный праздник - Успение Пресв. Богородицы (15 авг.). Лит.: ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 294-295; Κόκορης Δ. Θ. ̓Ορθόδοξα ῾Ελληνικά Μοναστήρια. ̓Αθῆναι, 1997. Σ. 212; Τὰ Μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1997. Τ. 2. Σ. 57-59; Κοκκίνης Σ. Τά μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ̓Αθῆναι, 1999. Σ. 89. А. Ю. Н. |
АГОБАРД [лат. Agobard] (ок. 769-840), архиеп. Лионский (с 816), церковный деятель эпохи Каролингского возрождения. Родом из Септимании (Юж. Франция). Друг Бенедикта Анианского. Основная цель деятельности А. на кафедре состояла в дальнейшей христианизации образа жизни франков, еще сохранявших архаичные обычаи варварского мира, поэтому он был сторонником гос. централизации, видя в Каролингской империи отображение духовного единства человечества во Христе. Активно боролся против суеверий и ересей (против адопцианства) Феликса Ургельского, против т. н. божиих судов - судебных поединков. В конфликте с иудейской общиной Лиона (822-828), пользовавшейся поддержкой населения, выступил на стороне Церкви, написав полемическое соч. «De insolentia Iudaeorum» (О суевериях иудеев), не оказавшее в дальнейшем значительного влияния на общественную мысль. В конце жизни занимался литургической реформой и вел полемику с литургистом Амаларом Мецким, оставил сочинения «De correctione antiphonarii» (Об исправлении антифонария) и «Contra libros IV Amalarii» (Против 4 книг Амалара). В научной традиции XIX в. получил репутацию религ. рационалиста, провозвестника церковных реформаторов XIV-XVI вв. Соч.: MGH, SS. T. 15. S. 274-279; MGH, Epp. T. 5. S. 150-239. Лит.: Cabaniss J. A. Agobard of Lyons. Siracuse, 1953; Boshof E. Erzbischof Agobard von Lyon: Leben und Werk. Köln; W., 1969. О. С. Воскобойников |
АГОЛИАФ - библ.- см. Скиния. |
АГОНИКИ [агонистики; от греч. ἀγωνιστής - борец], раскольники IV-V вв., принадлежавшие к одному из ответвлений донатистов. А. отличались крайним фанатизмом и жестокостью, насилием и зверствами принуждая жителей Африки к принятию учения Доната (см. Донатизм). Их боевым кличем было Laudes Deo (лат. Хвали Бога). Еще одно историческое название А.- циркумцеллионы (от лат. circum cellas - вокруг хижин) - отражает их образ жизни: А. бродяжничали по деревням, добывая себе пропитание милостыней и грабежами. Дубинам, к-рыми были вооружены А., приписывалось особое религиозно-символическое значение: они назывались «израилями» якобы в память о жезлах, к-рые держали в руках евреи, когда впервые вкушали в Египте пасху. Крайняя агрессивность сочеталась у А. с фанатичным стремлением к мученичеству. Они нападали на язычников, совершавших свои религ. празднования, на вооруженных путешественников, под угрозой насилия требуя, чтобы их умертвили. В случае невозможности мученичества А., стремясь к смерти, бросались в костры или в воду. А. освобождали рабов, издевались над рабовладельцами и состоятельными гражданами. Насилие, убийства, поджоги, повсеместно совершаемые ими, наводили ужас на Нумидию и Мавританию. Гражданские власти требовали от епископов-донатистов положить конец насилию А. Но донатистская иерархия оказалась неспособной повлиять на них. При этом, формально осудив А., епископы-донатисты продолжали чествовать их как мучеников. Для борьбы с А. направлялись войска, но безуспешно, так что они существовали и во времена блж. Августина, продолжая устрашать население и Церковь своими зверствами. Напр., епископу, добровольно присоединившемуся к Церкви, они отрезали язык, пресвитеру выкололи глаза и отрубили пальцы, другого изгнали из дома, еще одного ослепили негашеной известью с уксусом. Блж. Августин так характеризует А.: «Это - сборище беспокойных людей, ужасных по своим преступлениям, отставших от всякого полезного труда; самым жестоким образом они умерщвляют других и сами лишают себя жизни, как вещи ничего не стоящей. Что они делают нам, за то они не считают себя ответственными, и то, что делают над собою, возлагают на нашу ответственность. Они живут как разбойники, умирают как циркумцеллионы, и их чествуют, словно мучеников» (Письмо Ианнуарию. LXXXVIII). Сведения об А. приводятся в полемических произведениях блж. Августина против донатистов. Лит.: Болотов. Лекции. Т. 2. С. 395-423. В. В. Шмалий |
АГРАТ [лат. Agratus, Agricius] († между 695 и 717), исп. (пам. зап. 14 окт.), еп. Вероятно, один из хорепископов долины р. Рона (Юж. Франция). Упоминается в списках святых Вьеннского еп-ства; память вместе с Кастурием, еп. Вьеннским. Ист.: ActaSS. Oct. T. 6. P. 545-556. Лит.: DHGE. T. 1. Col. 1014. А. И. М. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АГРЕСТИЙ [лат. Agrestius] (V в.), еп. Луго. В хронике Гидация под 433 г. сообщается, что епископ г. Луго в Галисии (Сев.-Зап. Испания) А. возражал против избрания епископов Пастора и Сиагрия, выступавших против ереси присциллиан. Этому же епископу приписывают сохранившуюся в отрывках поэму «О вере» (Versus Agresti ep. de fide ad Avitum ep.); это краткое дидактическое послание с исповеданием веры вполне могло служить ответом А. на обвинение в сочувствии еретикам. Этого А. не следует путать с одноименным мучеником Амендоларским, пострадавшим в дружине св. Иоанна Калабрийского (пам. зап. 8 июля). Ист.: Idacio, obispo de Chaves. Cronicón. Sub anno 433 / Introd., texto critico, version y coment. de J. Campos. Salamanca, 1984. Лит: CPL, N 1463 a; Rouziès U. Agrestius (1) // DHGE. T. 1. Col. 1016; Vega A. C. // Bol. de la Real Academia de la historia. 1966. T. 159. P. 203-206. А. И. М. |
АГРЕФЕНИЙ (2-я пол. XIV в.), архим. смоленского Богородичного мон-ря. В 70-х гг. XIV в. совершил паломничество в Иерусалим и составил описание «Хождение архимандрит Агрефенья», дошедшее в 2 списках - XV и XVI вв. Имя паломника в научной лит-ре передавалось по-разному (Григентий, Грефений, Парфений), позднее общепринятым стало его именование Агрефением. Датировка «Хождения» 70-ми гг. XIV в., принадлежащая архим. Леониду (Кавелину), основана на отсутствии упоминания турок, приведении имен «Иерусалимского митрополита» Германа и еп. Марка II († 1378), а также на указании владений арм. духовенства в Иерусалиме. «Хождение» начинается перечнем рус. городов (Москва, Тверь, Смоленск, Новгород, <Великие> Луки, Витебск, Друцк, Слуцк, Белгород); затем путь паломника лежит на Царьград и Иерусалим (по дороге А. посетил о-ва Митилина, Хиос (Стихий), Родос, Патмос, Кипр). Путник последовательно описывает расположение Иерусалима («стоит в горах»), главные христ. святыни (ц. Воскресения с ее реликвиями, Сион, Голгофу, гроб Давидов, св. Келью и др.). Далее следуют краткие описания Гефсимании, Галилеи, Вифлеема, Вифании, лавры св. Саввы, Назарета. В «Хождении» А. отметил совершение в Иерусалиме богослужения разными христ. Церквами: яковитами, хабежами (эфиопами), фрягами (католиками), греками, армянами, иверами (грузинами). Рассказ паломника насыщен упоминаниями лиц и событий ВЗ (гибель Содома и Гоморры, Авраам и Исаак, гроб царя Давида и др.) и НЗ (Христос и Пилат, св. Иоанн Предтеча и др.). Упоминает А. также и апокрифические образы (Авимелех, проспавший 62 года, и др.), что свидетельствует о книжной образованности, наблюдательности автора, сумевшего, не повторяя сведений Даниила игумена, своего предшественника, найти краткие, но выразительные слова для характеристики тех мест, к-рые он посетил. Н. И. Прокофьев, разыскавший и опубликовавший список «Хождения» XV в., обратил внимание на инженерно-экономический аспект при описании архитектурных памятников (в частности, закладку храмов на цистернах), а также на легендарные элементы и на нек-рый архаизм лексики. Изд.: Хождение архимандрита Грефенья, обители Пресв. Богородицы, [во Святую землю] / Публ. Я. И. Горожанского // РФВ. 1884. № 4. С. 251-312; 1885. № 1. С. 1-43; Прокофьев Н. И. Хождение Агрефения в Палестину: (Текст и археогр. примеч.) // Литература Древней Руси. М., 1975. Вып. 1. С. 136-151. (Сб. тр. МГПИ; Вып. 1). Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Два православных славянских паломника XIV века... // он же. Три статьи к русскому палестиноведению. СПб., 1889. С. 1-11. (ППС; Вып. 16. Т. 1). О. А. Белоброва |
АГРЕЦИЙ [Агрикий, Агриций; лат. Agroecius, Agricius, Agritius] († ок. 333), св. (пам. зап. 13 или 19 янв.), еп. Трирский. Род. в Гаскони (Юго-Зап. Франция). Первый из достоверно известных епископов г. Августа Треверов (Трир, Зап. Германия). В 314 г. А. принимал участие в Соборе в Арле, под документами к-рого его подпись стоит сразу после председательствовавшего на Соборе епископа Арелатского. При А. Трир был столицей рим. провинции Бельгика, главным городом Галлии и одной из имп. резиденций. С IX в. существует местное предание о том, что А. будто бы был Патриархом Антиохийским и явился в Трир по приглашению равноап. царицы Елены, матери Константина Великого, к-рая отдала ему часть своего дворца под строительство собора; с собой он принес обретенную св. Еленой тунику Христову, являющуюся с тех пор главной святыней трирского кафедрального собора. А. приписывается также перенесение в Трир мощей св. ап. Матфия, находящихся сейчас в бенедиктинском мон-ре. При А. в Трире начали создаваться первые школы, велось большое церковное строительство. ИконографияНа миниатюре Псалтири Эгберта из Трира (980 г. Сividale. Museo Archeol. Naz. 136 Fol. 66v) А. изображен в епископском облачении с небольшой бородой, на голове тонзура; представлен в молении (орант). Ист.: BHL, N 178-179; ActaSS. Jan. T. 1. P. 773-781; MGH, SS. T. 8. P. 211-212; PL. T. 154. Col. 1248-1249. Лит.: Marx J. Der Biograph des Bischofs Agricius // Westd. Zschr. f. Geschichte u. Kunst. 1893. Bd. 12. S. 37-50; Allmang G. Agrecius (Agricius) (1) // DHGE. T. 1. Col. 1014; LTK. T. 1. Sp. 207. Иконогр.: LCI. Bd. 5. Sp. 63; Menzel K., Corssen P. Die Trierer Ada-Handschrift. Lpz., 1889. S. 114. Tf. 1; Sauerland H. V., Haseloff A. Der Psalterium Erzbischoffs Egberts von Trier. Trier, 1901. Tf. 13; Irsch. S. 14-15. А. И. Макаров, Е. А. Луковникова |