Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 6, "АГА"-"АГР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 6, "АГА"-"АГР")

АГАФАНГЕЛ ОЛОНЕЦКИЙ (Амосов Алексей Иванович)

АГАФАНГЕЛ ОЛОНЕЦКИЙ (Амосов Алексей Иванович) (Амосов Алексей Иванович; 1841, дер. Алексеевская Сольвычегодского у. Вологодской губ.- 27.12.1909, Александро-Свирский мон-рь), архим. Сын зажиточного крестьянина. Рано потерял отца, оставшись старшим в семье, где было еще 5 детей. В 14 лет ушел в С.-Петербург на заработки. 5 лет тяжелого труда и лишений, частые молитвы на могиле блж. Ксении Петербургской привели его к твердому решению стать монахом. В 1861 г. пришел в Валаамский мон-рь, где пробыл 3 года трудником; затем прожил 3 года в Артемиевом Веркольском мон-ре, но его неудержимо влекло обратно на Валаам, куда он и вернулся в 1868 г. В 1872 г. А. О. был зачислен в состав штатных послушников, в 1880 г. пострижен в мантию, в 1882 г. посвящен во диакона, в 1885 г.- во иеромонаха. Духовным руководителем А. О. был игум. Дамаскин (Кононов). Позднее самого А. О. братия избрала одним из старцев. А. О. хотел принять схиму и уйти в затвор, но в 1891 г. был назначен настоятелем Александро-Свирского мон-ря с возведением в сан архимандрита (1892). Переустроил и расширил мон-рь, воздвиг неск. часовен, построил церковноприходскую школу, ввел строгий распорядок жизни братии, общежитие и старческое руководство новоначальных, богослужение устроил по Валаамскому уставу, добился расцвета вверенной ему обители. Пользовался большим почетом и уважением братии, богомольцев и приезжавшего в обитель духовенства. Погребен в Александро-Свирском мон-ре.

Лит.: ЖПодв. Декабрь. Ч. 2. С. 332-357; Настоятель Александро-Свирского монастыря о. архимандрит Агафангел (1891-1909): Крат. биогр. очерк. Б. м., б. г.

Н. Н. Крашенинникова

АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ

АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ (Афанасий; † 19.04.1818), прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе мучеников, на Афоне просиявших). Род. во Фракии. В юности нанялся на работу на тур. корабль, капитан к-рого пытался заставить его сменить веру. Юноша уступил, но вскоре раскаялся и, желая искупить свой грех, вступил в афонский мон-рь Эсфигмену, приняв монашество с именем А. Желая пострадать за Христа, А. Э. покинул Афон и отправился в Смирну, где подверг ислам публичному поруганию. За это 19-летний святой претерпел мученическую кончину. Благочестивые смирнские христиане выкупили его мощи и поместили их в храме св. Георгия вместе с мощами нмч. Дима († 1763). В 1844 г. по просьбе святогорских монахов часть мощей святого была перенесена в Эсфигменский мон-рь.

Лит.: Περαντώνης. Λεξικόν. Σ.

40-41; Μικρόν Εὐχολόγιον. Σ. 442.

О. Е. Петрунина

"АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ"

"АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ" (полное название - «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига и возрождении Византийской империи, популярных среди греч. населения Османской империи в эпоху тур. владычества. В предисловии сообщается, что пророчество было составлено неким мон. Агафангелом в Мессине (Сицилия) в 1279 г., в 1555 г. переведено на итал. язык и издано в Милане, в 1751 г. архим. Феоклит Полиидис сделал его обратный перевод на греч. Однако большинство исследователей полагают, что оно было написано самим Полиидисом, поскольку текст довольно точно описывает историю Зап. и Сев. Европы XVI - 1-й пол. XVIII в. Совр. греч. богословы считают, что цель написания и распространения «А. в.» - борьба с католич. пропагандой, а также возвещение утешения страждущему под османским игом греч. народу. В Греции и на Кипре имеет хождение не только текст пророчества, но и многочисленные его истолкования.

Лит.: Nikolopoulos J. From Agathangelos to the Megale Idea: Russia and the Emergence of Modern Greek Nationalism // Balkan Studies. Thessal., 1985. N 26/1; Podskalsky G. Griechische Theologie. S. 336; ΘΗΕ. T. 1. Σ. 86-89; Δόικος Δ. ῾Ο ̓Αγαθάγγελος ὡς προφητικόν ἀποκαλυπτικόν ἔργον καί το μήνυμά του // Μνήμη 1821. Θεσσαλονίκη, 1971; Мисюревич О. Е. «Русская партия» и развитие национальной идеологии в Греции: пророчества о восстановлении Византийской империи в 1840 году // ВМУ: Ист. 1997. № 6.

О. Е. Петрунина

АГАФИЙ СХОЛАСТИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГАФИМЕР

АГАФИМЕР [греч. ̓Αγαθημέρος - доброденный], мч. Мисийский (пам. зап. 3 апр.); упоминается в мартирологе Иеронима, к-рый сообщает лишь о том, что он «из древних».

Лит: ActaSS. Apr. T. 1. P. 244; MartHieron. P. 39.

А. Ю. Виноградов

АГАФИЯ

АГАФИЯ [Агата; лат. Agatha, греч. ̓Αγάθη - добрая], прмц. Никомидийская (пам. 28 дек.) - см. Никомидийские мученики, 20 тыс.

АГАФИЯ ВСЕВОЛОДОВНА

АГАФИЯ ВСЕВОЛОДОВНА († 7.02.1238), мц., местночтимая (пам. 4 фев. и 23 июня - в Соборе Владимирских святых), дочь вел. кн. киевского Всеволода Святославича Чермного (из князей Черниговского дома; 1210-1214). В 1211 г. выдана отцом замуж за блгв. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича (в 1212-1216, 1218 -1238 вел. кн. владимирский). В кон. 1237 - нач. 1238 г. он уехал из Владимира на р. Сить собирать войска для борьбы с татарами, оставив семью во Владимире. Во время штурма Владимира татарами А. В. с сыновьями и дочерью приняла постриг от Владимирского еп. Митрофана и заперлась в Успенском соборе на хорах. Там они скончались от огня и дыма. Мощи А. В. находятся в Успенском соборе Владимира. Местная канонизация А. В. в Соборе Владимирских святых была совершена в 1982 г.

Ист.: НПЛ. С. 75, 287-288; ПСРЛ. Т. 1. С. 435, 463, 518; Т. 2. С. 779-780; Т. 4. С. 31-32; Т. 5. С. 173; Т. 7. С. 117, 141; Т. 10. С. 108; Т. 39. С. 77-78; Описание о российских святых. С. 227.

Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 11; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 68-69; Cергий (Спасский). Месяцеслов. М., 1997. Т. 3. Ч. 2-3. С. 547.

В. В. Василик

АГАФИЯ ЕЛЕЦКАЯ

АГАФИЯ ЕЛЕЦКАЯ (ок. 1689 - до 1770, мон. елецкого Знаменского жен. мон-ря на Каменной горе. В 1769 г. мон-рь сгорел, монахини и послушницы были перемещены в воронежский жен. мон-рь, лишь старицы А. Е. и Ксения остались, устроив себе келью в каменном погребе. Устное предание гласило, что они удостоились видения св. Иоанна Воина, возвестившего: «Буди имя Господне благословенно на месте сем отныне и до века!» Вскоре после этого А. отошла ко Господу. Свт. Тихон Задонский предрек, что мон-рь будет возобновлен молитвами почивших там стариц, и, действительно, в 1823 г. обитель была возрождена (вновь закрыта в 20-х гг. ХХ в.).

Лит.: ЖПодв. Июнь. С. 83-84.

АГАФОДОР

АГАФОДОР [греч. ̓Αγαθόδωρος - благой дар], сщмч. Херсонесский (пам. 7 марта) - см. Херсонесские священномученики.

АГАФОКЛИС

АГАФОКЛИС [греч. ̓Αγαθοκλῆς] Панайотис, греч. муз. теоретик и преподаватель XIX в. По происхождению из Эноса Фракийского (совр. Энез, Турция), образование получил на о-ве Кея. Преподавал в Греческом уч-ще (῾Ελληνικὴ Σχολή) и был протопсалтом кафедрального собора в Аргосе (Пелопоннес). В 1855 г. издал в Афинах «Теоретикон церковной музыки». Как и др. муз. теоретики его эпохи, А. многое заимствовал из «Теоретикона» Хрисанфа Мадитского, но в отличие от них пытался уточнить и дополнить этот труд. А. энергично выступал против введения в богослужение европ. четырехголосия и в поддержку визант. монодии, о чем составил подробное «Изложение», к-рое Свящ. Синод Элладской Церкви поместил в циркуляре «К министерству по церковным делам» (31.07.1870).

Соч.: Θεωρητικὸν τῆς ̓Εκκλησιαστικῆς Μουσικῆς. ̓Αθῆναι, 1855.

Лит.: Παπαδόπουλος Γ. Ι. Συμβολαί εἰς τὴν ἱστορίαν τῆς παῤ ἡμῖν ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς. ̓Αθῆναι, 1890. Σ. 455-456.

Г. Статис

АГАФОКЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГАФОН

АГАФОН [греч. ̓Αγάθων - добрый, лат. Agatho] (кон. VI в., Сицилия - 10.01.681, Рим), свт. (пам. 20 февр., пам. зап. 10 янв.), папа Римский (27.06.678-10.01.681). Был монахом мон-ря св. Ермы в Палермо. Созванный А. в 680 г. Латеранский Собор осудил монофелитство. На том же Соборе папа восстановил на кафедре св. еп. Вильфрида Йоркского, к-рый был незаконно смещен Кентерберийским архиеп. Феодором. А. стремился к усилению влияния папства в Британии. Посланный им архикантор Иоанн распространял там литургию римского обряда. Легаты А. присутствовали на К-польском Соборе 680-681 гг., однако А. умер прежде, чем постановления Собора были привезены в Рим. Был известен своей добродетелью и милосердием и почитается как чудотворец.

Ист.: LP. Vol. 1. N 350-358; Jaffé. Vol. 1. P. 238-240; Vol. 2. P. 699; Butler A., Thurston H. The Lives of the Saints. L., 1877.

Лит.: DHGE. T. 1. Col. 916-918; Caspar E. Geschichte des Pаpsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Tüb., 1933. Bd. 2. S. 588-608, 684-686; Seppelt. Geschichte. Bd. 2. S. 71-75, 79; Haller J. Das Papsttum. Stuttg., 1950. Bd. 1. S. 332-339, 545f.

И. Н. Попов

АГАФОН И ТРИФИНА

АГАФОН И ТРИФИНА - мученики Сицилийские (пам. зап. 5 июля). Упомянуты в Римском мартирологе; известно лишь, что жили они на Сицилии.

Лит.: ActaSS. Jul. T. 2. P. 222 sq.

АГАФОН КОРОНИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГАФОН, ЛУКИЯ И ДИОГЕН

АГАФОН, ЛУКИЯ И ДИОГЕН - мученики Александрийские (пам. 26 июня); упомянуты в Иеронимовом мартирологе; время и обстоятельства мученичества неизвестны.

АГАФОН СКИТСКИЙ

АГАФОН СКИТСКИЙ (V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.). Многочисленные свидетельства его мудрости и добродетели приводятся в «Апофтегмата патрум». Из этого же источника известно, что у него был брат Авраам, подвизавшийся вместе с ним в Египетской пуст. А. С. был младшим современником святых Виссариона и Пимена († 350). Ок. 394 г., когда в пустыню явился св. Арсений Великий, А. С. уже имел учеников, двое из них известны по именам Александр и Зоил. А. С. отличался необыкновенным смирением и незлобием. Однажды монахи стали упрекать его во множестве грехов. А. С. кротко отвечал: «Да, это правда».

Лишь когда его назвали еретиком, А. С. отверг это обвинение, объяснив, что признание себя грешником приносит пользу душе, побуждая к покаянию; быть же еретиком - значит отлучить себя от Бога. А. С. ко всем людям относился с необыкновенной любовью и добротой. Господь чудесным образом испытал и прославил человеколюбие А. С. Как-то раз святой шел на рынок продавать глиняные сосуды и встретил прокаженного, лежащего на дороге, к-рый попросил донести его до города и положить рядом с собой на рынке. А. С. исполнил эту просьбу. Через нек-рое время прокаженный потребовал купить ему пирог на деньги, вырученные за только что проданный сосуд. Так повторялось неск. раз, пока святой не продал все сосуды и прокаженный не попросил вернуть его на прежнее место. Когда святой исполнил и это, прокаженный сказал: «Благословен ты, Агафон, от Господа на небе и на земле!» - и после этого исчез. То был ангел, посланный для испытания святого. В копт. версии «Апофтегмата патрум» приводится рассказ о том, как А. С. долгое время жил в пещере с большим змеем, к-рому он запретил покидать это место. Время от времени А. С. и змей вместе выходили из пещеры и ели смоквы. Причем змей срывал плоды только со своей стороны смоковницы, к-рую старец разделил чертой на 2 части. В копт. синаксаре А. С. назван столпником, что не находит подтверждения в др. источниках.

Ист.: Изречения египетских отцов. [Гл.] 22, 72-76, 139, 247, 262. С. 37, 48-49, 62, 91, 95; Достопамятные сказания. С. 28-34; Аверинцев. Антология. С. 203; Basset R. Synaxaire arabe-jacobite (version copte) // PO. T. 1. P. 265-268.

Лит.: De Buck V. De sancto Agathone // ActaSS. Oct. T. 9. P. 896-908; AnBoll. 1896. T. 15. P. 494; 1898. T. 17. P. 70; DHGE. T. 1. Col. 915.

М. В. Грацианский

АГАФОНА В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГАФОНИК

АГАФОНИК [греч. ̓Αγαθόνικος - благопобедительный], мч. (пам. греч. 19 нояб.); святой, упоминаемый в нек-рых греч. синаксарях; иногда отождествляется с мч. Агапием Кесарие-Палестинским. Память святому была переведена на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. она была внесена под 19 нояб. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 192).

АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГАФОНИКА

АГАФОНИКА [греч. ̓Αγαθονίκη - благопобедная], мц. Карфагенская († нач. IV в.; пам. зап. 10 авг.). Пострадала, вероятно, при имп. Диоклетиане. Одна из благочестивых христианок, к-рые перенесли в Минео (Сицилия) мощи св. Агриппины Римской.

Лит.: ActaSS. Aug. T. 2. P. 533; DHGE. T. 1. Col. 921.

А. И. М.

АГАФОНИКИЙСКАЯ ЕПИСКОПИЯ

АГАФОНИКИЙСКАЯ ЕПИСКОПИЯ - древняя кафедра в составе К-польского Патриархата, располагавшаяся в г. Агафоникия, во Фракии, находившийся у подножия Родопских гор (предположительно совр. с. Беласица, Болгария). С нач. X в. А. е. упоминается первой среди 10 епископий, подчиненных митрополиту Филиппополя (совр. Пловдив); не сохранилось ни одного имени епископа. В наст. время А. е. сохранилась в качестве титулярной.

Лит.: ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 102.

Б. А. Нелюбов

АГАФОПОД

АГАФОПОД [греч. ̓Αγαθόπους - доброногий], сщмч. Солунский (пам. 5 или 4 апр.) - см. Феодул и Агафопод, мученики

АГГЕЕВ Константин Маркович

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГГЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГГРЕГАЦИЯ

АГГРЕГАЦИЯ - см. Орден.

АГИАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГИАСМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГИЛОЛЬФ

АГИЛОЛЬФ [Агилульф; древневерхненем. Agilolf, Agilulf - сильный волк] († ок. 751), св. (пам. зап. 9 июля - перенесение мощей), еп. Кёльнский. Занимал Кёльнскую кафедру после еп. Регинфрида (с 745). Последователь «апостола Германии» Бонифация; участник общегерм. Собора 747 г. Позднее был ошибочно отождествлен с одноименным мучеником из Мальмеди.

Лит.: Levison W. Bischof Agilulf von Köln und seine Passio // Annalen des hist. Vereins für den Niederrhein, insbesondere das alte Erzbistum Köln. 1929. Bd. 115. S. 76-97; Torsy J. Agilulf, hl. // LTK. Bd. 1. Sp. 194.

АГИЛОЛЬФ ИЗ МАЛЬМЕДИ

АГИЛОЛЬФ ИЗ МАЛЬМЕДИ († 31.03.716 или 717), мч. (пам. зап. 9 февр.- перенесение мощей). Происходил из знатной семьи, был настоятелем мон-ря Стабло-Мальмеди (совр. Вост. Бельгия). Препятствовал майордому Карлу Мартеллу узурпировать трон Меровингов. Будучи отправлен с посольством в Люксембург, был предательски убит. Погребен в Мальмеди. В 1068 или 1075 г. мощи перенесены в Кёльн (в наст. время в Кёльнском кафедральном соборе), впосл. А. из М. стали неверно идентифицировать с одноименным епископом Кёльнским.

А. В. П.

АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГИОГРАФА

АГИОГРАФА - см. Канон библейский.

АГИОГРАФИЯ

АГИОГРАФИЯ - см. Житийная литература.

АГИОДУЛ

АГИОДУЛ [греч. ῾Αγιοδοῦλος - раб святости] (VI в.), прп. (пам. в субботу сырную); настоятель лавры прп. Герасима на Иордане. Почитался как чудотворец. Рассказ о его чудесах приводит блж. Иоанн Мосх в «Луге духовном». Однажды по молитве А. был воскрешен один из монахов лавры, с к-рым А. не успел проститься; во время отпевания почивший инок поднялся и поцеловал старца, после чего преподобный приказал ему покоиться с миром, ожидая всеобщего воскресения. Другой раз, когда А., проходя вдоль берега Иордана, размышлял о том, что произошло с 12 камнями, положенными на дне реки Иисусом Навином по числу колен Израилевых (Нав 4. 9), воды вдруг расступились, и святой увидел эти камни.

Ист.: Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 11.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 536.

М. В. Б.

АГИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГИОПОЛИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГИОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГИОСОРИТИССА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГЛАИЙ

АГЛАИЙ [греч. ̓Αγλάιος - светлый], мч. Севастийский (пам. 9 марта) - см. Севастийские мученики, 40.

АГЛАЯ

АГЛАЯ [Аглаида; греч. ̓Αγλαΐα - блестящая], св. матрона (III-IV в.; пам. зап. 14 мая). Согласно житию св. Вонифатия Римского (пам. 19 дек.), его госпожа А. нек-рое время жила с ним в греховной связи, но затем раскаялась и, стремясь вымолить прощение через заступничество святых мучеников, отправила Вонифатия на Восток за их мощами. После мученической кончины св. Вонифатия в М. Азии А. похоронила его в Риме. Остаток дней своих она провела в покаянии и трудах милосердия.

Ист.: ActaSS. Maii. T. 3. P. 284; ЖСв. Дек. С. 505-514.

Лит.: DHGE. T. 1. Col. 963.

А. И. М.

АГЛИПАЙ-И-ЛАБАН

АГЛИПАЙ-И-ЛАБАН [испан. Aglipay у Laban] Грегорио (9.05.1860-1.09.1940), филиппинский религ. реформатор и политический деятель, основатель католич. Независимой (Аглипаянской) Филиппинской Церкви (Н(А)ФЦ). А.-и-Л. окончил римско-католич. семинарию, в 1888 г. принял сан священника. В годы национально-освободительной борьбы на Филиппинах против испан. владычества (1896-1898) был назначен генеральным военным викарием революционных войск, фактически стал главой филиппинского духовенства. Во время оккупации страны войсками США (1899-1901) возглавил партизанский отряд. После безуспешных попыток добиться от Рима признания епископов-филиппинцев часть (около четверти) католиков на Филиппинах во главе с А.-и-Л. обратилась к протестантам США, затем к старокатоликам Швейцарии, а в 1902 г. к правосл. Церкви (Kurian; NCE. Т. 11. P. 275) с целью объединения при условии признания самостоятельности Филиппинской Церкви. Не получив поддержки, в 1902 г. А.-и-Л. создал Н(А)ФЦ, присвоив себе чин «верховного епископа». Н(А)ФЦ вышла из юрисдикции Римского престола. Сохранив внешнюю обрядовость католич. Церкви, новая Церковь отрицала Св. Троицу, Божественную природу Христа, непорочное зачатие, а также ад, чистилище, целибат и верховную власть Римского папы. Церковь, возникшая на волне национально-освободительной борьбы, стала приходить в упадок, как только эта борьба пошла на убыль. В 1929 г. часть аглипаянцев присоединилась к Епископальной Церкви. На президентских выборах 1935 г. А.-и-Л. выставил свою кандидатуру, но набрал лишь 14% голосов. Литургическое общение Н(А)ФЦ с католич. Церковью восстановлено в 1961 г. IV Поместный Собор Римско-католич. Церкви Филиппин (Манила, 1979) объявил Н(А)ФЦ «примыкающей к католической». Постепенно аглипаянцы стали возвращаться в лоно Римско-католич. Церкви: в 1999 г. они составляли 6,2% населения Филиппин, т. е. более 4 млн. чел.

Лит.: Hayden J. R. The Philippines: A Study in national development. N. Y., 1945; Rodríguez J. R. Gregorio Aglipay у los origines de la Iglesia Filipina Independente (1898-1917). Madrid, 1960; Achutegui de P. S., Bernad M. A. Religious Revolution in the Philippines: The Life and Church of Gregorio Aglipay, 1860-1960. Manila, 1960-1966. 2 vol.; The Catholic Church in the Philippines today. Manila, 1968; Kurian G. T. Encyclopedia of the Third World. N. Y., 1987. vol. 3. p. 1615; Подберезский И. В. Католическая Церковь на Филиппинах. М., 1988. с. 81-82, 86-108, 220; La Civiltà Cattolica. 1999. 18 sett. P. 533.

Н. Н. Поташинская

АГН

АГН - мч. Готский (пам. 26 марта) - см. Готские мученики, 26.

АГНЕЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГНЕЦ БОЖИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГНЕЦ ПАСХАЛЬНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГНЕЦ ХРИСТОС

АГНЕЦ ХРИСТОС - см. Агнец Божий.

АГНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГНИ ЙОГА

АГНИ ЙОГА - см. Живая этика.

АГНИЯ

АГНИЯ [Агнесса; греч. ῾Αγνή - непорочная], мц. (пам. греч. 14 янв.); известно лишь, что она скончалась в темнице. Возможно, ее следует отождествлять со св. Агнией Римской.

Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 9.

А. И. М.

АГНИЯ ВАСИЛЬСУРСКАЯ (Мытикова Анна Филипповна)

АГНИЯ ВАСИЛЬСУРСКАЯ (Мытикова Анна Филипповна) (Мытикова Анна Филипповна; 60-е гг. XIX в., с. Малые Четаи Нижегородской губ.- 5.02.1953, пос. Васильсурск Горьковской обл.), игум. Род. в чуваш. семье. В возрасте 22 лет поступила в мон-рь близ пос. Канаш (Чувашия), где приняла монашество и прожила 12 лет. Затем стала строительницей и игуменией нового мон-ря, к-рый в 1918 г. был разорен большевиками. Насельницы с игуменией вскоре вернулись в прежнюю обитель. После окончательного разорения мон-ря А. В. поселилась в лесу, недалеко от Васильсурска, где вела жизнь в нищете и молитве. Скончалась после болезни. Погребена в Васильсурске. Ее могила особенно почитается марийцами.

Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 15.

АГНИЯ КАЗАНСКАЯ

АГНИЯ КАЗАНСКАЯ († ок. 15.12.1870), мон. Род. в старообрядческой семье, приняла монашество, в к-ром провела 20 лет, прославившись строгостью жизни. Ок. 5 лет была настоятельницей старообрядческого жен. скита в Архангельской слободе в Казани и, хотя последние 3 года не управляла скитом, пользовалась большим влиянием в общине. В 1869 г. ее духовный наставник инок Пафнутий присоединился к РПЦ, что заставило А. К. пересмотреть свои убеждения. Она стала посещать б-ку КазДА, изучать историю раскола. Заболев и почувствовав близость смерти, А. К. просила инока Пафнутия не допустить того, чтобы она скончалась в расколе. За 2 дня до кончины А. К. была присоединена к РПЦ. Отпевание ее совершил архиеп. Казанский Антоний (Амфитеатров) при большом стечении православных, единоверцев и старообрядцев. Пример А. К. сильно подействовал на старообрядческую жен. общину Казани и положил начало обращения ее насельниц к РПЦ.

Лит.: Толстой М. В. Хранилище моей памяти. М., 1995. С. 118-119.

АГНИЯ КАЛУЖСКАЯ

АГНИЯ КАЛУЖСКАЯ (Десятова; 1733-14.03.1796), игум. калужского Казанской иконы Божией Матери женского монастыря. Отличалась нищелюбием, вела строгую подвижническую жизнь. Погребена в каменной часовне Лаврентьева калужского муж. мон-ря Вознесения Господня. Почиталась в XIX в. в Калуге: на могиле А. К. служили панихиды, с могилы брали песок для исцеления душевных и телесных болезней.

Лит.: ЖПодв. Январь. С. 51-52.

АГНИЯ, ЛУКИЙ И ВИКТОРИН

АГНИЯ, ЛУКИЙ И ВИКТОРИН [Виктория], мученики Никомидийские или Римские (пам. зап. 18 окт.). Неизвестны ни время, ни место (Никомидия в М. Азии или рим. гавань Порто) мученичества этих святых.

А. И. М.

АГНОИТЫ

АГНОИТЫ [греч. ἀγνοῆται - сторонники неведения, от ἀγνοέω - не знаю, пребываю в неведении], последователи александрийского диак. Фемистия, выделившиеся из среды егип. монофизитов-севириан при копт. патриархе Тимофее III (517-535). Причиной разделения стал вопрос о человеческом ведении Христа. Большинство севириан считали, что Христос обладал всеведением не только по Божеству, но также и по человеческой природе; мысль о действительности человеческого неведения во Христе представлялась им нечестивой. Фемистий же учил, что незнание (ἄγνοια) не грех, а одно из свойств человеческой природы. Поскольку же человечество Христа во всем подобно нашему, то Христос действительно не знал того, что не свойственно знать человеку (напр., день и час Второго Пришествия), а не только казался незнающим. Хотя учение А. представляет собой шаг в направлении правосл. христологии, в целом оно не выходит за рамки умеренного монофизитства. Фемистий неоднократно упоминается как еретик в Актах VI Вселенского Собора (680).

Ист.: ДВС. Т. 4. С. 160, 221, 243, 252.

Лит.: Болотов. Лекции. Т. 4. С. 358; Флоровский. Вост. отцы V-VIII в. С. 34-35; Meyendorff J. Imperial Unity and Christian Divisions. Crestwood, 1989. P. 255; Ματσούκας Ν. // ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 288-289.

Свящ. Олег Давыденков

АГНУНДОС

Агнундос, мон-рь Успения Богородицы

Агнундос, мон-рь Успения Богородицы

[греч. ̓Αγνοῦντος], бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь); с 1945 г. подворье близлежащей жен. обители Таксиархов в 10 км к северо-западу от Неа-Эпидавр (Пелопоннес, Юго-Вост. Греция). Древнейший мон-рь митрополии основан, по преданию, дидаскалом Анастасием на месте обретения чудотворной иконы Богоматери. Строительство относят к VIII-IX вв. Соборный храм представляет собой однонефную купольную базилику XI в. визант. типа. От XI в. сохранились конха и нек-рые архитектурные элементы. Росписи храма датируются XIV-XV и XVII-XVIII вв. На территории мон-ря находятся кельи, пекарня, трапезная, ризница, странноприимный дом, архондарик, резиденция игумена, б-ка. В 1400 г. А. процветал, в нем подвизалось 120 монахов. В 1821 г. оказывал содействие освободительному движению Греции. Впосл. пришел в упадок. С 1962 г. признан памятником архитектуры и охраняется гос-вом. Престольный праздник - Успение Пресв. Богородицы (15 авг.).

Лит.: ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 294-295; Κόκορης Δ. Θ. ̓Ορθόδοξα ῾Ελληνικά Μοναστήρια. ̓Αθῆναι, 1997. Σ. 212; Τὰ Μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1997. Τ. 2. Σ. 57-59; Κοκκίνης Σ. Τά μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ̓Αθῆναι, 1999. Σ. 89.

А. Ю. Н.

АГОБАРД

АГОБАРД [лат. Agobard] (ок. 769-840), архиеп. Лионский (с 816), церковный деятель эпохи Каролингского возрождения. Родом из Септимании (Юж. Франция). Друг Бенедикта Анианского. Основная цель деятельности А. на кафедре состояла в дальнейшей христианизации образа жизни франков, еще сохранявших архаичные обычаи варварского мира, поэтому он был сторонником гос. централизации, видя в Каролингской империи отображение духовного единства человечества во Христе. Активно боролся против суеверий и ересей (против адопцианства) Феликса Ургельского, против т. н. божиих судов - судебных поединков. В конфликте с иудейской общиной Лиона (822-828), пользовавшейся поддержкой населения, выступил на стороне Церкви, написав полемическое соч. «De insolentia Iudaeorum» (О суевериях иудеев), не оказавшее в дальнейшем значительного влияния на общественную мысль. В конце жизни занимался литургической реформой и вел полемику с литургистом Амаларом Мецким, оставил сочинения «De correctione antiphonarii» (Об исправлении антифонария) и «Contra libros IV Amalarii» (Против 4 книг Амалара). В научной традиции XIX в. получил репутацию религ. рационалиста, провозвестника церковных реформаторов XIV-XVI вв.

Соч.: MGH, SS. T. 15. S. 274-279; MGH, Epp. T. 5. S. 150-239.

Лит.: Cabaniss J. A. Agobard of Lyons. Siracuse, 1953; Boshof E. Erzbischof Agobard von Lyon: Leben und Werk. Köln; W., 1969.

О. С. Воскобойников

АГОЛИАФ

АГОЛИАФ - библ.- см. Скиния.

АГОНИКИ

АГОНИКИ [агонистики; от греч. ἀγωνιστής - борец], раскольники IV-V вв., принадлежавшие к одному из ответвлений донатистов. А. отличались крайним фанатизмом и жестокостью, насилием и зверствами принуждая жителей Африки к принятию учения Доната (см. Донатизм). Их боевым кличем было Laudes Deo (лат. Хвали Бога). Еще одно историческое название А.- циркумцеллионы (от лат. circum cellas - вокруг хижин) - отражает их образ жизни: А. бродяжничали по деревням, добывая себе пропитание милостыней и грабежами. Дубинам, к-рыми были вооружены А., приписывалось особое религиозно-символическое значение: они назывались «израилями» якобы в память о жезлах, к-рые держали в руках евреи, когда впервые вкушали в Египте пасху.

Крайняя агрессивность сочеталась у А. с фанатичным стремлением к мученичеству. Они нападали на язычников, совершавших свои религ. празднования, на вооруженных путешественников, под угрозой насилия требуя, чтобы их умертвили. В случае невозможности мученичества А., стремясь к смерти, бросались в костры или в воду. А. освобождали рабов, издевались над рабовладельцами и состоятельными гражданами. Насилие, убийства, поджоги, повсеместно совершаемые ими, наводили ужас на Нумидию и Мавританию. Гражданские власти требовали от епископов-донатистов положить конец насилию А. Но донатистская иерархия оказалась неспособной повлиять на них. При этом, формально осудив А., епископы-донатисты продолжали чествовать их как мучеников. Для борьбы с А. направлялись войска, но безуспешно, так что они существовали и во времена блж. Августина, продолжая устрашать население и Церковь своими зверствами. Напр., епископу, добровольно присоединившемуся к Церкви, они отрезали язык, пресвитеру выкололи глаза и отрубили пальцы, другого изгнали из дома, еще одного ослепили негашеной известью с уксусом. Блж. Августин так характеризует А.: «Это - сборище беспокойных людей, ужасных по своим преступлениям, отставших от всякого полезного труда; самым жестоким образом они умерщвляют других и сами лишают себя жизни, как вещи ничего не стоящей. Что они делают нам, за то они не считают себя ответственными, и то, что делают над собою, возлагают на нашу ответственность. Они живут как разбойники, умирают как циркумцеллионы, и их чествуют, словно мучеников» (Письмо Ианнуарию. LXXXVIII). Сведения об А. приводятся в полемических произведениях блж. Августина против донатистов.

Лит.: Болотов. Лекции. Т. 2. С. 395-423.

В. В. Шмалий

АГРАТ

АГРАТ [лат. Agratus, Agricius] († между 695 и 717), исп. (пам. зап. 14 окт.), еп. Вероятно, один из хорепископов долины р. Рона (Юж. Франция). Упоминается в списках святых Вьеннского еп-ства; память вместе с Кастурием, еп. Вьеннским.

Ист.: ActaSS. Oct. T. 6. P. 545-556.

Лит.: DHGE. T. 1. Col. 1014.

А. И. М.

АГРАФА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГРАФЕНИНА РЯЗАНСКАЯ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГРЕНЕВЫ-СЛАВЯНСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГРЕСТИЙ

АГРЕСТИЙ [лат. Agrestius] (V в.), еп. Луго. В хронике Гидация под 433 г. сообщается, что епископ г. Луго в Галисии (Сев.-Зап. Испания) А. возражал против избрания епископов Пастора и Сиагрия, выступавших против ереси присциллиан. Этому же епископу приписывают сохранившуюся в отрывках поэму «О вере» (Versus Agresti ep. de fide ad Avitum ep.); это краткое дидактическое послание с исповеданием веры вполне могло служить ответом А. на обвинение в сочувствии еретикам. Этого А. не следует путать с одноименным мучеником Амендоларским, пострадавшим в дружине св. Иоанна Калабрийского (пам. зап. 8 июля).

Ист.: Idacio, obispo de Chaves. Cronicón. Sub anno 433 / Introd., texto critico, version y coment. de J. Campos. Salamanca, 1984.

Лит: CPL, N 1463 a; Rouziès U. Agrestius (1) // DHGE. T. 1. Col. 1016; Vega A. C. // Bol. de la Real Academia de la historia. 1966. T. 159. P. 203-206.

А. И. М.

АГРЕФЕНИЙ

АГРЕФЕНИЙ (2-я пол. XIV в.), архим. смоленского Богородичного мон-ря. В 70-х гг. XIV в. совершил паломничество в Иерусалим и составил описание «Хождение архимандрит Агрефенья», дошедшее в 2 списках - XV и XVI вв. Имя паломника в научной лит-ре передавалось по-разному (Григентий, Грефений, Парфений), позднее общепринятым стало его именование Агрефением. Датировка «Хождения» 70-ми гг. XIV в., принадлежащая архим. Леониду (Кавелину), основана на отсутствии упоминания турок, приведении имен «Иерусалимского митрополита» Германа и еп. Марка II († 1378), а также на указании владений арм. духовенства в Иерусалиме. «Хождение» начинается перечнем рус. городов (Москва, Тверь, Смоленск, Новгород, <Великие> Луки, Витебск, Друцк, Слуцк, Белгород); затем путь паломника лежит на Царьград и Иерусалим (по дороге А. посетил о-ва Митилина, Хиос (Стихий), Родос, Патмос, Кипр). Путник последовательно описывает расположение Иерусалима («стоит в горах»), главные христ. святыни (ц. Воскресения с ее реликвиями, Сион, Голгофу, гроб Давидов, св. Келью и др.). Далее следуют краткие описания Гефсимании, Галилеи, Вифлеема, Вифании, лавры св. Саввы, Назарета. В «Хождении» А. отметил совершение в Иерусалиме богослужения разными христ. Церквами: яковитами, хабежами (эфиопами), фрягами (католиками), греками, армянами, иверами (грузинами). Рассказ паломника насыщен упоминаниями лиц и событий ВЗ (гибель Содома и Гоморры, Авраам и Исаак, гроб царя Давида и др.) и НЗ (Христос и Пилат, св. Иоанн Предтеча и др.). Упоминает А. также и апокрифические образы (Авимелех, проспавший 62 года, и др.), что свидетельствует о книжной образованности, наблюдательности автора, сумевшего, не повторяя сведений Даниила игумена, своего предшественника, найти краткие, но выразительные слова для характеристики тех мест, к-рые он посетил. Н. И. Прокофьев, разыскавший и опубликовавший список «Хождения» XV в., обратил внимание на инженерно-экономический аспект при описании архитектурных памятников (в частности, закладку храмов на цистернах), а также на легендарные элементы и на нек-рый архаизм лексики.

Изд.: Хождение архимандрита Грефенья, обители Пресв. Богородицы, [во Святую землю] / Публ. Я. И. Горожанского // РФВ. 1884. № 4. С. 251-312; 1885. № 1. С. 1-43; Прокофьев Н. И. Хождение Агрефения в Палестину: (Текст и археогр. примеч.) // Литература Древней Руси. М., 1975. Вып. 1. С. 136-151. (Сб. тр. МГПИ; Вып. 1).

Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Два православных славянских паломника XIV века... // он же. Три статьи к русскому палестиноведению. СПб., 1889. С. 1-11. (ППС; Вып. 16. Т. 1).

О. А. Белоброва

АГРЕЦИЙ

АГРЕЦИЙ [Агрикий, Агриций; лат. Agroecius, Agricius, Agritius] († ок. 333), св. (пам. зап. 13 или 19 янв.), еп. Трирский. Род. в Гаскони (Юго-Зап. Франция). Первый из достоверно известных епископов г. Августа Треверов (Трир, Зап. Германия). В 314 г. А. принимал участие в Соборе в Арле, под документами к-рого его подпись стоит сразу после председательствовавшего на Соборе епископа Арелатского. При А. Трир был столицей рим. провинции Бельгика, главным городом Галлии и одной из имп. резиденций. С IX в. существует местное предание о том, что А. будто бы был Патриархом Антиохийским и явился в Трир по приглашению равноап. царицы Елены, матери Константина Великого, к-рая отдала ему часть своего дворца под строительство собора; с собой он принес обретенную св. Еленой тунику Христову, являющуюся с тех пор главной святыней трирского кафедрального собора. А. приписывается также перенесение в Трир мощей св. ап. Матфия, находящихся сейчас в бенедиктинском мон-ре. При А. в Трире начали создаваться первые школы, велось большое церковное строительство.

Иконография

На миниатюре Псалтири Эгберта из Трира (980 г. Сividale. Museo Archeol. Naz. 136 Fol. 66v) А. изображен в епископском облачении с небольшой бородой, на голове тонзура; представлен в молении (орант).

Ист.: BHL, N 178-179; ActaSS. Jan. T. 1. P. 773-781; MGH, SS. T. 8. P. 211-212; PL. T. 154. Col. 1248-1249.

Лит.: Marx J. Der Biograph des Bischofs Agricius // Westd. Zschr. f. Geschichte u. Kunst. 1893. Bd. 12. S. 37-50; Allmang G. Agrecius (Agricius) (1) // DHGE. T. 1. Col. 1014; LTK. T. 1. Sp. 207.

Иконогр.: LCI. Bd. 5. Sp. 63; Menzel K., Corssen P. Die Trierer Ada-Handschrift. Lpz., 1889. S. 114. Tf. 1; Sauerland H. V., Haseloff A. Der Psalterium Erzbischoffs Egberts von Trier. Trier, 1901. Tf. 13; Irsch. S. 14-15.

А. И. Макаров, Е. А. Луковникова

Предыдущая страница Следующая страница