Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 23, "АНТ"-"АНФ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 23, "АНТ"-"АНФ")

АНТОНИЙ И АНТОНИН

АНТОНИЙ И АНТОНИН - мученики; время и обстоятельства кончины неизвестны. В их память была построена церковь в г. Гуальдо-Тадино (обл. Умбрия, Италия).

Лит.: BDS. P. 91.

АНТОНИЙ И ФЕЛИКС КАРЕЛЬСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ ИЗ ТАГРИТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ, ИОАНН И ЕВСТАФИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ ИСПОВЕДНИК

АНТОНИЙ ИСПОВЕДНИК († 2.11.843), митр. Диррахия (813-842) и Фессалоники (842-843). До принятия монашества прошел общий курс образования, великолепно знал Свящ. Писание. Был активным защитником иконопочитания. Когда имп. Лев V Армянин (813-820) возобновил иконоборчество, А. И. был приведен к императору и произнес перед ним Слово в защиту иконопочитания. Лев приказал его бичевать и отправил в ссылку, из к-рой его вернул имп. Михаил II Травл (820-829). Восстановленный на кафедре Диррахия, А. И. вновь начал проповедовать иконопочитание. Что с ним происходило при имп. Феофиле (829-842), к-рый жестоко преследовал иконопочитателей, неизвестно. Сразу после восшествия на престол имп. Михаила III (842-867), при к-ром иконопочитание было окончательно восстановлено, А. И. был назначен архиепископом Фессалоники. Погребен в храме св. Димитрия. Мощи его были открыты в 889 г. Сохранились 3 письма прп. Феодора Студита к А. И., датируемые 821-826 гг.

Лит.: Житие и подвиги св. Феодоры Солунской, составленное Григорием / Пер. еп. Арсения (Иващенко). Юрьев, 1899; Лопарев Х. М. Греческие жития святых VIII и IX вв.: Опыт науч. классификации памятников агиографии. Пг., 1914. С. 457, 459-460; Ταφραλής Ο. Η Θεσσαλονίκη από τις απαρχές έως τον ῾῝ο αι. Αθήνα, 1994. Σ. 203, 325.

П. И. Жаворонков

АНТОНИЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ

АНТОНИЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (Александр; † 10.10.1880), иеросхим. Род. в крестьянской семье, в детстве служил батраком у скотопромышленников. С юных лет стремился к монашеству, пришел в Оптину пуст., где был принят игум. прп. Моисеем (Путиловым) в число братии и определен в монастырскую поварню. Через неделю Александра взял в келейники прп.Лев (Леонид) (Наголкин), к-рому было видение прп. Александра Свирского, небесного покровителя юноши. Александр служил поваром и кучером, нек-рое время жил под духовным началом прп. Льва вместе с прп. Макарием (Ивановым). Совершил много паломнических поездок - на Афон, в Палестину, пешком дошел до Валаама, посетил Александров Свирский и мн. др. мон-ри. В Киеве принял постриг и поступил в Киево-Печерскую лавру. Рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха, был назначен старшим лаврским духовником. Будучи еще нестарым человеком, по настоянию наместника лавры о. Лаврентия принял схиму с именем Антоний. А. К.-П. присутствовал на всех службах в Великой ц. лавры, нередко совершая богослужения наряду с др. иеромонахами. В любое время дня и ночи старец принимал желающих исповедаться, он имел огромное количество духовных детей, в т. ч. на Афоне и в Палестине, с к-рыми поддерживал переписку. Принимал участие в судьбе инокинь Дивеевского Серафимова мон-ря во главе с бывш. игуменией обители Евпраксией (Замятовой), удаленных из мон-ря в марте 1862 г. в связи со смутой в обители, и опекал впосл. созданный ими нижегородский Серафимо-Понетаевский мон-рь. Обладал даром прозорливости. Скончался от воспаления легких. Отпевание А. К.-П. было совершено настоятелем лавры архим. Иларионом с 6 игуменами и 8 иеромонахами при большом стечении народа. Погребен на лаврском кладбище в Спасо-Преображенском скиту под Киевом.

Соч.: Посмертные записки иеросхим. Киево-Печерской лавры о. Антония. М., 1881.

Лит.: Ковалевский А. Воспоминания о духовнике Киево-Печерской Лавры иеросхим. Антонии. Б. м., 1881; ЖПодв. Октябрь. С. 293-316.

Н. Н. Крашенинникова

АНТОНИЙ КРАСНОХОЛМСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ КУШТСКИЙ

АНТОНИЙ КУШТСКИЙ - прп. (пам. в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых). Упоминается как «Вологодский чудотворец» в Кайдаловских святцах кон. XVII в. под 19 нояб. и в иконописном подлиннике 2-й пол. XVII в. под 3 марта (ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 129). Время жизни А. К. неизвестно, лишь предположительно его можно считать одним из прямых или косвенных учеников прп. Александра Куштского († 9 июня 1439). Местная канонизация А. К. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова).

Лит.: Барсуков. Источники агиографии. СПб., 1882. Стб. 54; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1897. Вып. 7. Март. С. 43; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 357-358; Т. 3. С. 549; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 54.

Игум. Андроник (Трубачёв)

АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ МАРТКОПСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ МЕЛИССА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ, МЕРУЛ И ИОАНН

АНТОНИЙ, МЕРУЛ И ИОАНН [лат. Merulus] († 2-я пол. VI в.), преподобные (пам. зап. 17 янв.). Упоминаются в «Собеседованиях» свт. Григория Двоеслова, нек-рое время жившего с ними в одном мон-ре. А. с особым усердием изучал Свящ. Писание. М. прославился непрестанной молитвой, через 14 лет после его смерти случайно обнаруженные останки святого источали благоухание. И. умер молодым, успев, однако, явить большую рассудительность, смирение и подвижничество. Всем троим было открыто время их смерти.

Ист.: Григорий Двоеслов. Собеседования. IV 47.

АНТОНИЙ МЕСХ

АНТОНИЙ МЕСХ [груз. ანტონ მესხი] (Наохреблисдзе; 2-я пол. XIII в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 16 марта), просветитель лезгин, современник св. царя Димитрия II Самопожертвователя (1271-1289). Вместе с прп. Пименом Салосским, просветителем лезгин, подвизался в мон-ре Давидгареджи, затем, сопровождая прп. Пимена, переехал в Белакан (совр. Белоканы, Азербайджан), где поселился в пещере.

Ист.: КЦ. Т. 2. С. 283.

М. Сургуладзе

АНТОНИЙ НОВЫЙ

АНТОНИЙ НОВЫЙ (ок. 785 - ок. 864), прп. (пам. греч. 11 нояб. и 1 дек.). Согласно житию, написанному, вероятно, его современником, А. Н. род. в Палестине, недалеко от Иерусалима, и был наречен при Крещении Иоанном. Некий отшельник предсказал ему, что он будет управлять многими городами Византии, а затем сам станет отшельником. После смерти матери Иоанн с братом переселился в Атталию. Имп. Михаил II назначил его управителем фемы Кивирриотов. Иоанн участвовал в подавлении мятежа Фомы Славянина. В возрасте 40 лет принял постриг с именем Антоний. После долгих скитаний святой поселился на горе Олимп в Вифинии. Прожив многие годы отшельником, он поступил в общежительный мон-рь в Киосе (Вифиния). Настоятель подвергал А. Н. суровым испытаниям и поручал самую тяжкую работу, к-рую А. Н. послушно исполнял. Через нек-рое время А. Н. вернулся на Олимп, а затем был послан своим духовным наставником в К-поль. 7 лет А. Н. прожил в полном уединении и прославился чудесами и исцелениями, напр. вылечил брата императрицы Феодоры Петрону, после чего стал его духовным отцом. А. Н. предсказал Петроне, что тот одержит выдающуюся победу над арабами, и тот в битве при Посонте действительно разбил неприятеля и вернулся в столицу с триумфом (863). Вскоре святой тяжело заболел и умер. Петрона скончался в тот же день.

Память А. Н. содержится в ряде визант. синаксарей под 1 дек. (напр.: ГИМ. Син. греч. 354. Л. 140 об., 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 528), а также упоминается 11 нояб. в нек-рых месяцесловах греч. Евангелий (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 352).

Ист.: BHG, N 142-143a.

Лит.: Житие и деяния прп. Антония Нового / Пер. В. Латышева // ППС. 1907. Вып. 57. Т. 19. Вып. 3. С. 186-243; Halkin Fr. Saint Antoine le Jeune et Petronas le vainqueur des arabes en 863 // AnBoll. 1944. T. 62. P. 187-225.

И. В. Т.

АНТОНИЙ НОВЫЙ ВЕРРИЙСКИЙ

АНТОНИЙ НОВЫЙ ВЕРРИЙСКИЙ - прп. (пам. греч. 17 янв.). Время жизни неизвестно, происходил из г. Веррия (Македония). Житие А. Н. В. написано Кириллом (Киром), еп. Касторийским (ркп. Ath. Philoth. 83, XVI в.). Воспитанный благочестивыми родителями, А. Н. В. в юном возрасте поступил в местный мон-рь Перея (греч. Περαία). Проведя там нек-рое время и являясь для братии образцом иноческих добродетелей, он с разрешения игумена удалился в пещеру на берегу реки. Там он провел в отшельнических подвигах ок. 50 лет. После смерти тело А. Н. В. долго оставалось без погребения, пока его случайно не нашли охотники. Жители Веррии вместе с епископом перенесли мощи святого в город и построили храм в его честь. От мощей происходило множество исцелений. Преподобный считается покровителем г. Веррия. На месте пещеры, в к-рой он подвизался, был построен мон-рь, названный Скитом Иоанна Предтечи (греч. Τιμίου Προδρόμου Σκήτης Βέρροιας). Соборный храм (кафоликон) мон-ря относится к XIV в., поэтому время жизни А. Н. В. следует относить к более раннему времени.

Гимнография

Сохранилась греч. служба А. Н. В. с каноном (изд. К-поль, 1806; Фессалоника, 1894 - Petit. Bibliographie des acolouthies grecques. Bruxelles, 1912. P. 11). В совр. богослужебной практике последование А. Н. В. не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь А. Н. В. (Μηναῖον. ̓Ιανουάριος. Σ. 269).

Ист.: BHG, N 2031-2033.

Лит.: ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 976-977; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 48-49; Κοκκίνης Σ. Τά μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ̓Αθῆναι, 1999. Σ. 50.

А. Ю. Виноградов

АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ (Паканич Иван Иванович)

АНТОНИЙ (Паканич Иван Иванович) (Паканич Иван Иванович; род. 25 авг. 1967, с. Чумалёво Тячевского р-на Закарпатской обл.), архиеп. Бористольский, первый викарий Киевской епархии. Из крестьянской семьи. В 1984 г. окончил среднюю школу. В 1985-1987 гг. служил в армии. В 1992 г. окончил Московскую духовную семинарию, в 1995 г. - Московскую духовную академию. За научную работу «Послание святого апостола Павла к Римлянам в русской библеистике» получил степень кандидата богословия и был оставлен преподавателем в МДА.

4 января 1994 г. ректором МДА еп. Дмитровским Филаретом (Карагодиным) пострижен в монашество в честь преподобного Антония Печерского. 18 февр. того же года Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен в сан диакона, а 7 окт. - в сан иеромонаха. В 1999 г. возведен в сан игумена.

14 июня 1995 г. назначен помощником инспектора МДА, с 1 сент. по 31 дек. нес послушание секретаря-референта ректора Академии. С 1 янв. 1996 по 9 сент. 2002 г. - помощник ректора МДА по представительской работе и заведующий Церковно-археологическим кабинетом.

Согласно поданному прошению 9 сент. 2002 г. направлен на Украину, 26 окт. назначен руководителем Информационно-просветительского центра Киево-Печерской лавры. С 11 мая 2003 г. - заведующий канцелярией Киевской митрополии Украинской Православной Церкви. 14 марта 2004 г. митр. Владимиром (Сабоданом) возведен в сан архимандрита.

22 нояб. 2006 г. решением Свящ. Синода УПЦ избран епископом Бориспольским, викарием Киевской епархии. Архиерейская хиротония состоялась 26 нояб. в Трапезном храме Киево-Печерской лавры.

С 31 мая 2007 г. - ректор Киевской духовной академии и семинарии. 14 нояб. того же года назначен председателем Синодальной богословско-канонической комиссии УПЦ.

8 мая 2008 г. освобожден от руководства Богословско-канонической комиссией УПЦ и назначен на должность председателя Учебного комитета при Свящ. Синоде УПЦ. 9 июля 2009 г. вновь возглавил Богословско-каноническую комиссию при Свящ. Синоде УПЦ.

24 сентября 2008 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Свящ. Синода УПЦ от 9 сент. 2009 г. включен в состав Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по диалогу с УАПЦ и рабочей группы по подготовке диалога с представителями УПЦ КП.

23 декабря 2010 г. освобожден от должности председателя Синодальной богословско-канонической комиссии УПЦ.

Решением Свящ. Синода УПЦ от 21 фев. 2012 г. назначен председателем Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви.

8 мая 2012 г. освобожден от должности председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ и назначен управляющим делами Украинской Православной Церкви, постоянным членом Свящ. Синода и первым викарием Киевской епархии УПЦ.

Решением Свящ. Синода УПЦ от 20 июля 2012 г. освобожден от должности председателя Учебного комитета УПЦ.

АНТОНИЙ ПОДОЛЬСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ ПРОТОПСАЛМИСТ

XVI в.- см. Путнянская певч. школа.

АНТОНИЙ РАФАИЛ ЭПАКТИТ

АНТОНИЙ РАФАИЛ ЭПАКТИТ [серб. Андониj Рафаил Епактит] (кон. XIV - 1-я пол. XV в.), серб. книжник. Прозвище Эпактит, сообщаемое им в заглавии «Похвального слова святому князю Лазарю Сербскому», по наиболее убедительному предположению означает «пришелец», «странник» (от греч. ἐπαχτός). Дж. С. Радойчичем высказывалось мнение о происхождении А. Р. Э. из эпирского г. Лепанто (Навпакт, разговорное новогреч. ̀ρδβλθυοτεΕπακτος). «Пришелец» в Сербии, А. Р. Э. мог быть греком, владевшим слав. лит. языком, болгарином и даже сербом, долгое время жившим среди греков и получившим хорошее визант. образование. Единственное известное его сочинение - «Похвальное слово святому князю Лазарю Сербскому» - написано А. Р. Э., судя по указанию в эпилоге, в 1419-1420 (6928) гг. и сохранилось в ряде списков XVI-XVIII вв.

Повествовательная часть «Похвального слова» бедна историческими сведениями, его отличает высокий риторический стиль, усложненная конструкция фраз и изобилие синонимических эпитетов, а также большое число непереведенных грецизмов, в т. ч. весьма редких. А. Р. Э. наряду с Константином Костенечским считается наиболее ярким представителем стиля «плетения словес» в южнослав. лит-ре XIV-XV вв.

Соч.: Стоjановић Љ. Похвала кнезу Лазару // Споменик Српскоj Кралевскоj Академии. Београд, 1890. Књ. 3. С. 81-88; Качановский В. В. История Сербии с половины XIV до конца XV в. К., 1899. Т. 1. С. 349-359; Трифуновић Ђ. Српски средњовековни списи о кнезу Лазару и косовском боjу. Крушевац, 1968. С. 292-310; он же. «Слово о светом кнезу Лазару» Андониjа Рафаила // Стара српска књижевност. Београд, 1976. С. 147-179. (Зб. историjе књижевности; Књ. 10).

Лит.: Enciklopedija Jugoslavije. Zagreb, 1955. T. 1. S. 99; Radojičić Dj. Sp. Drei Byzantiner, altserbische Schriftsteller des 15 Jh. // Akten des XI Intern. Byzantinisten Kongress, 1958. Münch., 1960. S. 504-506; то же на серб. яз.: Радоjчић Ђ. С. Творце и дела старе српске књижевности. Титоград, 1963. С. 247-248; Кашанин М. Српска књижевност у средњем веку. Београд, 1975. С. 392-393; Богдановић Д. Историjа старе српске књижевности. Београд, 1980, 19902. С. 197-199.

А. А. Турилов

АНТОНИЙ РИМЛЯНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ СИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ СУПРАСЛЬСКИЙ

АНТОНИЙ СУПРАСЛЬСКИЙ (2-я пол. XV - нач. XVI в.), прмч. Афонский (пам. 4 февр.). Мирское имя неизвестно, род. в Великом княжестве Литовском в благочестивой правосл. семье. В молодости отличался необузданным нравом, убил человека. Движимый раскаянием, принял монашество с именем Онуфрий в супрасльском Благовещенском мон-ре при его основателе игум. Пафнутии (до 1506). Стремясь искупить тяжкий грех, принял решение пострадать за веру в мусульм. странах, но не получил на это благословения игумена. Наставленный афонскими иноками, устроителями Благовещенского мон-ря, принял схиму с именем Антоний и отправился на Афон, где поселился в пирге (башне) св. Саввы Сербского (вероятно, близ Протата в Карее). На Афоне намерение А. С. принять мучение за веру также не получило одобрения монастырских властей и старцев и он послушно исполнял свой монашеский обет.

Однако по прошествии какого-то времени А. С. услышал о подвиге знатного юноши Иоанна, замученного турками, вероятно в македон. г. Серры, и желание принять мучение за веру вновь овладело им. Он направился в Фессалонику, пришел в ц. Богородицы Ахиропиитос (один из древнейших храмов города, обращенный в мечеть в 40-х гг. XV в.) и начал молиться в ней во время мусульм. богослужения, за что был избит и брошен в темницу, где провел 10 дней без пищи и воды. Вызванный после этого на допрос к тур. градоначальнику, А. С. отказался от предложения перейти в мусульманство и в резкой форме порицал ислам и его приверженцев. Разъяренный градоначальник приговорил его к сожжению, хотя кадий («законный судья») не нашел вины в поступке инока. Приведенный на казнь, А. С. вновь отказался принять ислам, плюнул в лицо стражнику, был убит палицей и сожжен. Его прах был развеян, чтобы пресечь поклонение христиан новомученику.

Почитание А. С. не было распространено ни на Афоне, ни в Салониках, ни на Руси. Не известны ни служба ему (даже отдельные песнопения), ни изображения. Краткое житие А. С. со стихом вначале было написано, по всей видимости, в супрасльском Благовещенском мон-ре по рассказам афонских монахов или паломников вскоре после кончины мученика. Текст жития сохранился в единственном списке XVI в. на вставных листах в западнорус. рукописи Стишного Пролога, где оно помещено под 4 февр. (ГИМ. Увар. № 56-10. Л. 478-479 об.).

А. А. Турилов

АНТОНИЙ ХОЗЕВИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ ЧЕРНОЕЗЕРСКИЙ

АНТОНИЙ ЧЕРНОЕЗЕРСКИЙ († 1598), прп. (пам. 17 янв., в Соборе Новгородских святых), основатель Антониевой Черноезерской в честь Рождества Богородицы пуст. Предположительно в XVI в. А. Ч. пришел на берег одного из Чёрных озер (в 40 верстах к северо-востоку от г. Череповца) и построил там храм. Святой скончался в своей пуст., его мощи находились под спудом за правым клиросом деревянной ц. в честь Рождества Богородицы, построенной в 1839 г. на месте древней часовни над гробом преподобного (сохранился фундамент церкви). День памяти А. Ч. 17 янв.- ради тезоименитства с прп. Антонием Великим. Время местной канонизации неизвестно, существование почитания подтверждено включением имени преподобного в Собор Новгородских святых, установленный ок. 1875 г., тогда же была составлена служба Собору, в к-рой А. Ч. посвящен 4-й тропарь 7-й песни канона утрени. В 1841 г. имя преподобного было включено также в Собор Вологодских святых, установленный по благословению еп. Вологодского и Устюжского Иннокентия (Борисова). В службе Собору Вологодских святых А. Ч. упоминается в славнике на Господи воззвах. В Воскресенском соборе Череповца сохранился образ А. Ч. 40-х гг. XIX в., на нем святой изображен на фоне леса и Чёрных озер в рост, со свитком в левой руке, правая рука благословляющая. В собрании Череповецкого музея находится образок (6´

7 см) А. Ч. нач. XX в.

Ист.: Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 453, 459.

Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Янв. Чернигов, 1861. С. 83-84; СИСПРЦ. С. 32; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 55; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1897. Вып. 5. Январь. С. 143-144; Зверинский. Т. 3. С. 16. № 1375; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17; Голубинский. Канонизация святых. С. 156-157; ЖСв. Книга доп. 2-я: Январь-апрель. С. 147.

Игум. Андроник (Трубачёв), М. Ю. Хрусталёв

АНТОНИЙ ЧКОНДИДСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ-РАВАХ

АНТОНИЙ-РАВАХ († 799 или 805), мч. Дамасский (пам. вост. 19 янв.). По преданию, житель Дамаска Равах происходил из знатной арабо-мусульм. семьи и страстно ненавидел христиан. Но ряд происшедших с ним чудес и явившихся ему видений заставили его уверовать во Христа, и Равах отправился в Иерусалим к Патриарху Илии († ок. 797) с просьбой совершить над ним обряд Крещения. Первосвятитель, не решившийся на это из страха перед мусульманами, отправил его в пустыню у Мёртвого м. Там монахи-отшельники крестили Раваха в водах Иордана, дав ему имя Антоний. Более 6 лет А.-Р. провел со старцами в пустыне, потом отправился проповедовать христианство своим соплеменникам. Вскоре он был схвачен в Дамаске и брошен в тюрьму. В течение неск. месяцев мусульмане пытались уговорами и побоями заставить его вернуться к исламу; наконец А.-Р. был доставлен для допроса в г. Ракка (Каллиник) к халифу Харуну ар-Рашиду. Их беседа вылилась в жаркий диспут о вере, после к-рого халиф повелел отрубить мученику голову. Житие А.-Р. было составлено его современником; высказывалось предположение, что в основе повествования лежал автобиографический рассказ самого святого, записанный незадолго до его казни. Текст этого произведения дошел до нас в неск. вариантах на араб., груз., эфиоп. языках. Среди ученых существует мнение, что оригинал жития мог быть написан по-арабски, и в таком случае оно является одним из самых ранних произведений арабо-христ. лит-ры.

Лит.:

Peeters P. Saint Antoine le néo-martyr // AnBoll. 1912. T. 31. P. 410-450; Кипшидзе И. А. Житие и мученичество св. Антония-Раваха // ХВ. 1914. Т. 2. Вып. 1. С. 54-104; Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 524; Dick I. La passion arabe de St. Antoine Ruwah, néomartyr de Damas († 25 Dec. 799) // Le Muséon. 1961. T. 74. P. 108-133.

К. А. Панченко

АНТОНИН

АНТОНИН († между 657 и 677), свт. (пам. зап. 31 окт. по рим. обряду, 29 окт. по амвросианскому обряду), архиеп. Медиоланский. Упоминается в древних календарях и мартирологах, в т. ч. в рим. мартирологе. В древних списках епископов Медиолана (совр. Милан) отмечены срок его правления (2 года), дата смерти (31 окт.) и место погребения (ц. св. Симплициана). Мощи были обретены вместе с мощами др. епископов Медиолана в ц. св. Симплициана в 1517 г. В 1581 г. их подлинность подтвердил архиеп. Миланский Карло Борромео, к-рый в следующем году перенес мощи А. во вновь построенный алтарь.

Ист.: ActaSS. Oct. T. 13. P. 831-835; Maii. T. 7. P. LIV; MGH. SS. T. 8. P. 101.

Лит.: Cappelletti. Le Chiese d'Italia. T. 11. P. 132; Aigrain R. Antonin (15) // DHGE. T. 3. Col. 855.

П. Б. М.

АНТОНИН, НИКИФОР И ГЕРМАН

АНТОНИН, НИКИФОР И ГЕРМАН [Антоний], [греч. ̓Αντωνῖνος, Γερμανός, Νικηφόρος] (нач. IV в.), мученики (пам. 13 нояб., греч. 12 нояб.), пострадали в Кесарии Палестинской. О них рассказывается в соч. Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках». По сведениям Евсевия, мученики пострадали в гонение имп. Максимина (309-313), греч. краткие жития ошибочно относят их кончину ко времени имп. Максимиана (286-305). Старец А. и юноши Н. и Г. были схвачены правителем Палестинской обл. Фирмилианом и за отказ принести жертву идолам обезглавлены. С ними пострадали мч. Зевин и мц. Манефа [Еннафа] из Скифополя.

В греч. календарях и зап. мартирологах память палестинских мучеников указывается 13 нояб. В этот день память мучеников содержится в большинстве визант. памятников: Типиконе Великой ц.

X в. (Mateos. Typicon. P. 100), Минологии Василия II(PG. 117. Col. 159-160), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 221-222), Петровом Синаксаре XI в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 353). В ряде греч. рукописей (напр., Синаксарь. ГИМ. Син. греч. 354. Л. 115, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 525) и печатной Минее (изд. Венеция, 1593) память мучеников зафиксирована под 12 нояб.

В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития палестинских мучеников из Минология Василия II, включенный под 13 нояб. в нестишной Пролог (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.- Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 170). В 1-й пол. XIV в. краткое житие было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены проложные жития (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 170, 183 (1-я паг.)).

Гимнография

Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь святым (Μηναῖον. Νοέμβριος. Σ. 152).

Ист.: BGH, N 1193; Euseb. De Mart. Palaest. IX 4-8; SynCP. Col. 221-222; ЖСв. Ноябрь. С. 371.

Лит.: Aigrain R. Antonin (4) // DHGE. T. 3. Col. 851-852; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 964; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 48.

О. В. Лосева

АНТОНИН ПИЙ

АНТОНИН ПИЙ [Цезарь Тит Элий Адриан Антонин Август; лат. Antoninus Pius; Caesar Titus Aelius Adrianus Antoninus Augustus] (19.09.86, Немауз; совр. Ним, Юж. Франция - 7.03.161, Рим), рим. имп. с 19 июля 138 г., родом из галльской сенаторской семьи. В 130-135 гг. проконсул провинции Азия. После смерти приемного отца имп. Адриана добился его обожествления, за что получил от сената титул Пий (лат. pius - благочестивый, исполняющий долг в отношении богов). Провел адм. реформы: разделил гос-во на 4 округа под управлением проконсулов, отдал Италию под управление рим. сената, что неск. ограничило полномочия императора. При нем Римская империя сохраняла свои владения и укрепила границы (строительство оборонительного Антонинова вала к северу от вала Адриана в совр.

Шотландии), но восстания в нек-рых провинциях предвещали конец стабильности. При А. П. не проводилось систематических преследований христиан, хотя были отдельные случаи произвола местных властей. По сообщению Мелитона, еп. Сардского, в неск. рескриптах, отправленных в Азию, А. П. запрещал прибегать к насильственным мерам против христиан. Христ. философы святые Иустин и Аристид Афинский обращались к императору с апологиями христианства. А. П. усыновил Марка Аврелия, женив его на своей дочери Фаустине. Деятельность А. П. как миролюбивого императора высоко оценивалась в историографии древнего Рима, традиционно связанной с сенатом и его интересами. В Риме он долгое время считался образцовым правителем, однако в IV в., когда политическая элита империи обратилась к христианству, фигура А. П. с его языческим «благочестием» потеряла свою привлекательность.

Лит.: Blümel C. Ein Porträt des Antoninus Pius aus einem der Rundreliefs vom Konstantinsbogen. B., 1932; Hüttl W. Antoninus Pius. Praga, 1936; Calderini A. Antonino Pio. Mil., 1947; Beaujeu J. La religion romaine à l'apogée de l'empire. P., 1955. T. 1. P. 279-330; Hammond M. The Antonine Мonarchy. R., 1959.

О. С. Воскобойников

АНТОНИНА Андреевна Новикова

Андреевна Новикова (1880, с. Горки Зарайского у. Рязанской губ. - 20.03.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), послушница. В ранней юности поступила в Свято-Троицкий Мариинский мон-рь в г. Егорьевске Рязанской губ. Монастырь был упразднён в 1918 г., но А. продолжала трудиться при монастырской церкви, закрытой в 1929 г. После этого А. переехала в с. Алёшино Егорьевского р-на Московской обл., где служила сторожем местной церкви. В 1931 г. А. вместе с прмц. Надеждой Кругловой переехала в Егорьевск. 20 мая того же года они были арестованы по обвинению в «антисоветской агитации». 29 мая 1931 г. Особая тройка при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской обл. приговорила А. к 5 годам заключения в ИТЛ, приговор был заменён на 5 лет ссылки в Казахстан. С 1935 г., после освобождения, А. проживала в Егорьевске вместе с посл. Надеждой. 1 марта 1938 г. обе послушницы были вновь арестованы по обвинению в «антисоветской агитации и высказывании пораженческих настроений». А. была расстреляна по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 11 марта 1938 г. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 30 июля 2003 г.

Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-75118; Д. П-78607; ГАРО. Ф. 627.

Лит.: Бутовский полигон. Кн. 4. С. 156; Максимов М., свящ. Преподобномученицы Антонина (Новикова) и Надежда (Круглова) // Моск. ЕВ. 2003. № 11/12. С. 121; ЖНИР. Доп. Т. 2. С. 133-135; ЖНИР. Март. С. 83-87; Егорьевский уезд. Храмы Егорьевского и Шатурского районов. / Сост. свящ. Олег Пэнэжко. Б. г. С. 4, 6, 14-17.

АНТОНИНА ПЛАЦЕНТИЙСКОГО ИТИНЕРАРИЙ

АНТОНИНА ПЛАЦЕНТИЙСКОГО ИТИНЕРАРИЙ [Антония] [лат. Anonimus Placentinus] - см. Пьяченцы Паломник.

АНТОНИО ПОССЕВИНО

АНТОНИО ПОССЕВИНО - см. Поссевино, Антонио.

АНТОНИТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЯ ДАЛЬНЕДАВЫДОВСКАЯ (Соколова Вера Ивановна)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЯ КАШИНСКАЯ (Мезенцова Александра Павловна)

АНТОНИЯ КАШИНСКАЯ (Мезенцова Александра Павловна) (Мезенцова Александра Павловна; 5.11. 1814, с. Высокое Угличского у. Ярославской губ.- 26.01.1875, г. Кашин Тверской губ.), игум. Род. в дворянской семье, религ. воспитанием обязана матери и няне (впосл. мон. Дорофея). В 1818 г., после молитвы у мощей свт. Димитрия Ростовского, Александра излечилась от паралича ног, к-рым страдала от рождения. В 5 лет потеряла отца, в 13 - мать. С юности стремилась к монашеской жизни, но братья и сестры удерживали ее от принятия пострига.

В 1837 г. поступила в суздальский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь, в 1839 г. по настоянию родственников вместе с няней переехала в кашинский Сретенский мон-рь. Обладала незаурядными художественными способностями. В 1843-1844 гг. училась живописи в С.-Петербурге, в 1844 г. написала лики для иконостаса строившейся в кашинском мон-ре Троицкой ц. и запрестольное Распятие.

В 1848 г. пострижена в рясофор с именем А. в честь прп. Антония Великого. В 1849 г. особым распоряжением архиеп. Тверского Гавриила (Розанова) назначена начальницей тверского приюта для девочек духовного звания. В 1850 г. вернулась в кашинский Сретенский мон-рь, в 1854 г. приняла постриг в мантию. В 1855 г., несмотря на стремление к уединенной жизни, назначена настоятельницей мон-ря с возведением в сан игумении. Возобновила в мон-ре богослужебное пение по нотам, обучала сестер иконописи, расширила благотворительную деятельность, завела скотный двор, построила кирпичный завод. При заводе вскоре была основана пустынь - построена кладбищенская ц. во имя пустынножителей Петра Афонского, Онуфрия Великого и Иоанна Лествичника и 2-этажный корпус. На деньги благотворителей возвела ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, каменную часовню на могиле мон. Дорофеи и школу. Добилась расширения штата монашествующих, построила 2 каменных 2-этажных келейных корпуса, где поместила беднейших сестер. В 1864 г. награждена наперсным крестом. Отличалась нестяжательностью, нищелюбием, была усердной молитвенницей, обладала даром исцеления. Погребена в часовне кашинского Сретенского мон-ря.

Лит.: ЖПодв. Доп. т.: Январь-июнь. С. 82-140; Тверские ЕВ. № 18-23; 1886. № 1-3; 1887; Иннокентия (Ошанина), игум. Кашинского Сретенского мон-ря игум. Антония Мезенцова. Тверь, 1887.

Н. Н. Крашенинникова

АНТОНИЯ КРЕСТ

АНТОНИЯ КРЕСТ - см. в ст. Крест.

АНТОНИЯ МОСКОВСКАЯ (Троилина Александра Николаевна)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА СЛУЖЕБНИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНОВА

В. И. Антонова

В. И. Антонова

(Буханевич) Валентина Ивановна (16.10.1907, С.-Петербург,- 18.05.1993, Москва), специалист в области древнерус. живописи, преимущественно иконописания, канд. искусствоведения (с 1948), автор (вместе с Н. Е. Мнёвой) «Каталога древнерусской живописи XIV - нач. XVII в.: Опыт историко-художественной классификации» (М., 1963. 2 т.). Работала в отделе древнерус. искусства Третьяковской галереи (в качестве заведующей с 1958); участвовала в комплектовании фондов музея. Для исследований А. характерен анализ образно-стилистических особенностей произведений древнерус. живописи в широком историко-культурном контексте. С 21 окт. 1938 по 27 окт. 1939 г. находилась под следствием по делу А. И. Некрасова, провела год в Бутырской тюрьме, была освобождена в связи с прекращением дела.

Соч.: Памятники живописи Ростова Великого: Дис. / РГБ. М., 1948; Историческое значение изображения Дмитрия Солунского XII в. из г. Дмитрова // КСИИМК. 1951. Вып. 4. С. 85-98; Новооткрытые произведения Дионисия в ГТГ. М., 1952; Московская икона нач. XIV в. из Киева и «Повесть о Николе Зарайском» // ТОДРЛ. 1957. Т. 13. C. 375-392; О Феофане Греке в Коломне, Переславле-Залесском и Серпухове // ГТГ: Мат-лы и исслед. М., 1958. Т. 2. С. 10-27; Иконографический тип Перивлепты и рус. иконы Богоматери в XIV в. // Из истории рус. и западноевропейского искусства: Мат-лы и исслед. М., 1960. С. 103-117; К вопросу о первоначальной композиции иконы Владимирской Богоматери // ВВ. 1961. Т. 18. С. 198-205; Антонова, Мнева. Каталог; Древнерус. искусство в собр. П. Корина. М., 1966; Государственная Третьяковская галерея. М., 1968. (Города и музеи мира); Одигитрия Смоленская раннего XIV в. и ее владелец Иван Мамонов // Средневековая Русь. М., 1976. С. 258-270.

Э. К. Гусева

АНТОНОВИЧ Владимир Бонифатьевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТРОПОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТРОПОДИЦЕЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТРОПОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТРОПОМОРФИЗМЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТРОПОМОРФИТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТРОПОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНУВИЙ

АНУВИЙ [Ануб, Нуб, Ануф; греч. ̓Ανούβ, ̓Ανούφ, копт. anoup, anouf ] (IV в.), прп. Египетский, исп. (пам. 5 июня, греч. 6 июня, копт. 23 паоне (17 июня)). Упомянут в копт. календаре Абу-ль-Бараката. Скорее всего А. подвизался в В. Египте. Вероятно, именно о нем повествует «История монахов» как об отшельнике, к-рого пришли навестить монахи Сурус, Исаия и Павел, т. к. им было видение о его скорой кончине. По их просьбе А. рассказал им о своей жизни и упомянул о том, что во время гонений (возможно, при имп. Юлиане Отступнике) он исповедал имя Спасителя и с тех пор ни разу не произнес неправды. По словам преподобного, пищу ему приносили ангелы, а сам он неоднократно сподоблялся чудесных видений Небесного Царства. На 3-й день А. умер, и монахи видели, как ангелы приняли его душу. В сохранившихся изображениях мон-ря Бауит встречается изображение 3 монахов: Аполлона, основателя мон-ря, Фиба и А., однако нет оснований для того, чтобы без сомнений отождествить А. на фресках мон-ря Бауит и подвижника, о к-ром упоминает «История монахов».

Память А. содержится в греч. и слав. стишных синаксарях под 6 июня, в к-рых А. назван «знаменосцем» (греч. σημειοφόρος), т. е. человеком, видевшим божественные знамения. В ВМЧ стих и память А. помещены под 5 июня (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 211 (2-я паг.)).

Ист.: ActaSS. Iun. T. 6. P. 641; Hist. mon. Aeg. 11; Rufinus. Hist. mon. 10 (рус. пер.: Руфин. Жизнь отцов. С. 65-67); ЖСв. Июнь. С. 94-97.

Лит.: David J. Anoub (2) // DHGE. T. 3. Col. 420-421.

М. В. Грацианский

АНУРИЙ

АНУРИЙ - см. Ианнуарий Соловецкий, прп.

АНУФРИЕВ

Николай Петрович († 5.09.1941, Москва), деятель старообрядческого поморского согласия, потомственный почетный гражданин Москвы. После окончания Московского ун-та нек-рое время учился за границей, до 1917 г. служил помощником присяжного поверенного. В 1907 г. избран секретарем 2-й московской общины поморского брачного согласия. Членами совета общины были его отец П. И. Ануфриев и дядя И. И. Ануфриев; П. И. Ануфриев являлся председателем правления «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова» (см. Кузнецовы), активно участвовал в храмоздательной и церковно-устроительной деятельности этой семьи: в сооружении старообрядческих церквей в Дулёве, Вербилках, в отводе земли для старообрядческого кладбища близ Вербилок и др.

А. принимал активное участие в делах по строительству храма 2-й поморской общины (Токмаков пер., 17; архит. И. Е. Бондаренко, освящен во имя Воскресения и Покрова 8 июня 1908), к-рый стал первым в Москве старообрядческим храмом, построенным после издания манифеста 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости». Имя А. помещено на закладной и памятной досках, в 1908 г. А. был избран старостой храма.

А. руководил подготовкой и работой Предсоборных совещаний и I и II Всероссийских соборов старообрядцев-поморцев (1909, 1912), на соборах выполнял обязанности секретаря и выступал с докладами. При активном участии А. проходили I Всероссийский съезд старообрядцев-поморцев по народному образованию (1911), Всероссийское совещание поморцев (апр. 1917), Высший духовный совет (1923), поместный собор в Кошлакове (20-е гг. XX в., Белгородская обл.). А. принимал участие в общестарообрядческих мероприятиях: прочел курс лекций «Старообрядчество и политика» в Старообрядческой народной академии (1918), сотрудничал в ж. «Старая Русь». Похоронен на Преображенском кладбище.

Соч.: О христианских кладбищах // Первый Всероссийский собор христиан-поморцев, приемлющих брак. М., 1909. Ч. 3. С. 59; Церковь и соборы // Второй Всероссийский собор христианского поморского церковного общества. М., 1913. С. 124-127.

Лит.: Предсоборные совещания // Первый Всероссийский собор христиан-поморцев, приемлющих брак. М., 1909. Ч. 5. С. 3-4: Приветствие собора своему секретарю Н. П. Ануфриеву // Второй Всероссийский собор христианского поморского церковного общества. М., 1913. С. 123; Старообрядческий церковный календарь на 1961 г. Вильнюс; Рига; М., [1960]. С. 55; Бондаренко И. Е. Из «Записок художника-архитектора» // Москва в начале XX в. М., 1997. С. 303; Хвальковский А. В., Юхименко Е. М. Морозовы-Викуловичи и поморский храм в Токмаковом переулке // Морозовы и Москва. М., 1998. С. 205-206; они же. Поморское староверие в Москве // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., 1999. С. 320-343.

Е. М. Юхименко

АНУФРИЙ

АНУФРИЙ - архиеп. Астраханский - см. Онуфрий.

АНУЧИН Дмитрий Николаевич

Дмитрий Николаевич (27.08.1843, Москва - 4.06.1923, там же), один из основоположников антропологии в России, академик (1896) и почетный член (1898) С.-Петербургской АН; президент имп. Об-ва естествознания, антропологии и этнографии (1890), хранитель Музея антропологии при МГУ, активный участник Антропологической выставки 1879 г., ряда Археологических съездов. С 1880 г. начал вести в МГУ курс антропологии (впервые в России); в 1885 г. основал кафедру географии. Сторонник теории эволюции и комплексных методов исследования, А. применял их в работах по сравнительной этнографии и археологии, стремился привлечь естественнонаучные знания к изучению истории религии. В работе «Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда» А. проанализировал погребальный обряд древнерус. князей, царей и высших иерархов Церкви. Согласно А., включенные в этот обряд обычаи (напр., вынос на особых санях) восходят к традиц. дохрист. представлениям и могут быть объяснены через аналогичные обряды, известные в религиях архаических культур. Как археолог А. исследовал религ. памятники финно-угров Приуралья, обычаи сибир. народов, историю освоения русскими Сибири. Редактор мн. журналов, активный публицист и просветитель, А. составил ок. 300 статей к энциклопедии Брокгауза и Ефрона по истории рус. науки и культуры.

Соч.: Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда. М., 1890; Лук и стрелы: Археол.-этногр. очерк. М., 1887; О людях русской науки и культуры. М., 1950.

Лит.: Карпов Г. В. Путь ученого. М., 1958; Левин М. Г. Д. Н. Анучин // Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Нов. сер. 1947. № 1; Толстов С. П. Д. Н. Анучин - этнограф // Там же.

Л. А. Беляев

АНФ

АНФ [греч. ̀ρδβλθυοτεΑνθος], прп. (пам. греч. 12 дек.). Время и место жизни неизвестны. Упомянут в ряде греч. синаксарей, в к-рых говорится, что преподобный скончался в мире (напр.: ГИМ. Син. греч. 354. Л. 159, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 530). Стих А. был переведен в составе слав. Стишного Пролога в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне) и помещен в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 238 (1-я паг.)).

Гимнография

Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени помещен общий стишной синаксарь А. и прп. Аммонафе(Μηναῖον. Δεκέμβριος. Σ. 172).

Лит.: ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 789; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 43.

АНФИЛОФЬЕВ

Семен, московский иконописец 2-й пол. XVII - нач. XVIII в., ученик Георгия Зиновьева. С 1679 г. состоял в штате иконописной мастерской Оружейной палаты в качестве ученика. Принимал участие в иконописных работах в московском Донском мон-ре; писал иконы для хором царицы Наталии Кирилловны (1684). В 1686 г. вместе с Федором Няниным и Мироном Кирилловым был послан в Александровскую слободу для письма и починки икон в соборе Александровского в честь Успения Божией Матери мон-ря. Принимал участие в поновлении икон для дворцовой Преображенской ц. (1688), в росписи в алтаре и приделах святых вмч. Димитрия Солунского и свт. Петра, митр. Московского, в Успенском соборе Московского Кремля (1688). В нач. XVIII в. писал иконостас для ц. Преображения Господня в с. Спасское Рузского у., в вотчине стольника И. Костюрина (1702), украшал храмы в с. Дубровки кн. И. Белосельского (1703), писал иконы праздничного и деисусного рядов в с. Рождествено (Бородино) Можайского у. ген.-адъютанта П. Т. Савёлова (1713).

Лит.: Викторов А. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов, 1613-1725 гг. М., 18832. С. 453; Забелин И. Е. Описание моск. ставропигиального Донского мон-ря. М., 1893. С. 154; Собко. Словарь художников. Т. 1. С. 226; Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. М., 1913. Т. 1. С. 280; М., 1910. Т. 2. С. 13-14; Николаева М. В. Иконостасные подрядные работы 1-й четв. XVIII в. // Филевские чтения. М., 2001. Вып. 10 [в печати].

Н . И . Комашко

АНФИМ

АНФИМ - мч. (17 окт.) - см. Косма и Дамиан, Аравийские мученики.

АНФИМ I

АНФИМ I († после 560), Патриарх К-польский (июнь 535 - нач. марта 536). До Патриаршества был митрополитом Трапезундским (занял эту кафедру после 518); упоминается среди правосл. епископов, принимавших участие в богословском собеседовании с монофизитами (весна 532). После кончины Патриарха Епифания при поддержке императрицы Феодоры занял К-польский престол, после чего сблизился с лидерами монофизитов Севиром Антиохийским (прибывшим в это время в К-поль) и Феодосием Александрийским. Папа Римский свт. Агапит I не признал каноничности поставления А. (за переход с одной кафедры на др. он называл его прелюбодеем). Опасаясь усиления влияния монофизитов при имп. дворе, папа в нач.

536 г. приехал в К-поль и сумел добиться от имп. Юстиниана I сместить А. с кафедры. На его место 13 марта папа Агапит рукоположил свт. Мину. В мае-июне 536 г. собравшийся в столице Поместный Собор заочно отлучил А., не явившегося на заседания, и лишил его священнического сана; осуждение было подтверждено имп. эдиктом (6 авг. 536). После низложения А., пользуясь покровительством Феодоры, вел затворнический образ жизни на ее половине имп. дворца, где оставался и после смерти императрицы, примирившись с Юстинианом.

Из сочинений А. сохранились отдельные фрагменты, а также неск. писем к монофизитским лидерам, включенные в «Церковную историю» Псевдо-Захарии Ритора (на сир. языке).

Соч.: CPG, N 7085-7088; Mansi. T. 11. Col. 440-441 (греч. фрагменты из речи к Юстиниану); Land J. P. N. Anecdota syriaca. L., 1875. T. 3. P. 299 sq. [переписка с Севиром и Феодосием Александрийским]; Rahmani I. E. Studia Syriaca. Sarfa, 1908. T. 3. Р. 23-25 [послание к Иакову Барадаю]; Historia Ecclesiastica Zacharii Rhetori vulgo adscripta, II / Ed. E. W. Brooks // CSCO. T. 39. 1921. Р. 141-148, 163-168; T. 42. 1924. P. 96-100, 111-113.

Ист.: Евагрий. Церк. ист. IV 9, 13, 36; Theoph. Chron. P. 217, 336-337.

Лит.: RegPatr. T. I/1. P. 228-231; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 381-384; Γεδεών. Πίνακες. Σ. 223-224; Janin R. Anthime (Ier) // DHGE. T. 3. Col. 531; Brock S. The Conversations with the Syrian Orthodox under Justinian (532) // OCP. 1981. T. 47. P. 87-121; ΕΠΛΒΙΠ. Τ. 2. Σ. 204-206.

М. В. Грацианский

АНФИМ II

АНФИМ II († 1628), Патриарх К-польский (18.06 - 22.09.1623). Происходил из богатой к-польской семьи; до избрания Патриархом был митрополитом Адрианопольским. После низложения Патриарха Григория IV избран (не без помощи иезуитов) на К-польский престол. Пробыв Патриархом 4 месяца, удалился на покой в Великую лавру на Афоне, где и скончался.

Лит.: Γεδεών. Πίνακες. Σ. 552-553; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 764.

Б. А. Нелюбов

АНФИМ III

АНФИМ III († 13.08.1842, Смирна), Патриарх К-польский (28.07. 1822 - 9.07.1824). Род. на о-ве Наксос; получил скромное образование. Был протосинкеллом Вселенской Патриархии, затем митрополитом Смирнским (с мая 1797 вместо избранного на К-польский престол Григория V). С окт. 1821 г. занимал Халкидонскую кафедру, после чего был избран на Патриарший престол. Время его Патриаршества пришлось на период Греческого восстания 1821 г. На Кипре турками были повешены неск. архиереев по подозрению в сочувствии восставшим; А. распорядился избрать нового архиеп. Кипрского. Несмотря на то что члены Синода К-польского Патриархата выступали за упразднение автокефалии Кипрской Церкви, Патриарху удалось убедить султана сохранить ее суверенные права. А. не позволил протестантам печатать в Патриаршей типографии Свящ. Писание в переводе на новогреч. язык. После 2 лет Патриаршества А. был низложен и сослан в Кесарию, а оттуда в Смирну, где и скончался; похоронен в ограде храма св. Иоанна Богослова.

Лит.: ИПЦ в XIX в. T. 1. С. 71; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 764-765.

Б. А. Нелюбов

АНФИМ IV

АНФИМ IV (Тамвакис; † 1878, о-в Принкипо), Патриарх К-польский (на кафедре с 21 февр. 1840 - 6 мая 1841 и с 19 окт. 1848 - 30 окт. 1852). Род. в К-поле; получил прекрасное образование, преподавал в греч. школе Диплокионийского прихода, служил Патриаршим протосинкеллом. Был избран митр. Иконийским (окт. 1825), позже митр. Ларисским (сент. 1835), затем митр. Никомидийским (авг. 1837). После ухода на покой ПатриархаГригория VI избран на К-польский престол, но вскоре власть оказалась сосредоточена в руках его брата, великого логофета, что вызвало нестроения в церковном управлении. Недовольное духовенство во главе с митрополитом Кизическим (буд. Патриарх Анфим V) добилось смещения А. В период 2-го Патриаршества А. издал томос о провозглашении автокефалии для Элладской Православной Церкви (29 июня 1850). Неск. ранее (окт. 1849) составил Окружное послание о присяге клириков К-польского Патриархата. Вынужденный вторично оставить кафедру, А. удалился на покой и скончался в глубокой старости.

Лит.: ИПЦ в XIX в. T. 1. С. 76; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 765.

Б. А. Нелюбов

АНФИМ V

АНФИМ V (Хрисафидис; † 12.06. 1842), Патриарх К-польский (на кафедре с 6.05.1841). Род. в г. Родосто (совр. Текирдаг, Турция). Был протосинкеллом Деркийской митрополии (до нояб. 1815); занимал митрополичьи кафедры Агафополя (с 1815), Анхиала (с апр. 1821) и Кизика (с июля 1831). Выступил против Патриарха Анфима IV и сменил его на кафедре. А. проявил себя как строгий и разумный администратор, но Патриаршество его было непродолжительно: через год он скончался. Погребен в храме Живоносного Источника.

Лит.: ИПЦ в XIX в. T. 1. С. 76; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 766.

АНФИМ VI

АНФИМ VI (Иоаннидис; 1782, о-в Куталис в Мраморном м.- 7.12. 1877), Патриарх К-польский (на кафедре 4 дек. 1845 - 18 окт. 1848, 24 сент. 1853 - 21 сент. 1855, 5 сент. 1871 - 30 сент. 1873). Принял постриг на Афоне; служил протосинкеллом Деркийской митрополии, затем возглавлял митрополии Серр (с нояб. 1829), Прусы (с июня 1833) и Эфеса (с апр. 1837). Трижды занимал К-польскую кафедру. Во время 1-го Патриаршества в окружном послании неодобрительно высказался по поводу 4-голосного пения, распространявшегося в греч. общинах Вены и Триеста. В 3-е Патриаршество А. созвал в К-поле большой Поместный Собор, осудивший болг. духовенство и народ за внесение в правосл. Церковь «националистического раскола». Обвиненный в непоследовательности в отношениях с Болгарской Православной Церковью, А. был вынужден оставить кафедру и уйти на покой.

Лит.: Теплов В. Греко-болгарский церковный вопрос. СПб., 1889; ИПЦ в XIX в. T. 1. С. 78; Κονιδάρης Γ. ï Η ἄρσις τοῦ βουλγαρικοῦ σχίσματος. ̓Αθῆναι, 1958; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 766.

Б. А. Нелюбов

АНФИМ VII

АНФИМ VII (Цацос; греч. Τσάτσος; 1827, Плисевица Филиатская (Эпир) - 6.12.1913), Патриарх К-польский (на кафедре 20.01.1895-30.01. 1897). Общее образование получил в Зосимовской школе в Янине, затем учился в Богословском уч-ще о-ва Халки (окончил в 1861) и в Афинском ун-те. Был профессором Зосимовской школы, проповедовал в Янине. В 1869 г. был избран еп. Парамифийским, в 1877 г.- митр. Эносским. В 1889 г. переведен на Анхиальскую кафедру, но не принял этого назначения; нек-рое время оставался в Янине; в 1893 г. был назначен на Корицкую кафедру; спустя год стал митр. Леросским, через полгода - К-польским Патриархом. Через 2 года А. вынужден был отречься от престола и удалился на о-в Антигона, где и скончался.

Во время преподавательской деятельности в Зосимовской школе А. написал трактат «О божестве Иисуса Христа» - опровержение работы Э.Ренана «Жизнь Иисуса»; там же издал сборник проповедей на Евангелие от Иоанна под названием «Наставник благочестия» (1892). А. ошибочно приписывается ответ на энциклику папы Льва ХIII (1894), призывавшую правосл. христиан переходить в католичество; в действительности ответ был составлен митр. Никомидийским Филофеем Вриеннием и митр. Хариупольским Германом Каравангелисом. А. является автором неопубликованного труда об отцах Церкви. Во время Патриаршества А. было восстановлено Богословское уч-ще на о-ве Халки, пострадавшее при землетрясении 1894 г., производилась постройка школ и мон-рей с разрешения тур. властей, на содержание Патриархии для каждой церкви был установлен определенный денежный взнос. При А. осуществлялось издание богослужебных книг, проявлялось попечение о церковном пении, возобновлена деятельность к-польского религ. братства «Возлюбите друг друга» (̓Αγαπᾶτε ἀλλήλους).

Лит.: ИПЦ в XIX в. T. 1. С. 84-85; Γρηγόρης Μ. Π. ̀ρδβλθυοτεΑνθιμος ὁ Ζ´ // ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 766-767.

Б. А. Нелюбов

Предыдущая страница Следующая страница