Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГРИ"-"ГРУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГРИ"-"ГРУ")

ГРИГОРИЙ

Сщмч. Григорий Воинов. Таганская тюрьма. Фотография. 1937 г.

Сщмч. Григорий Воинов. Таганская тюрьма. Фотография. 1937 г.

Александрович Воинов (Войнов; 26.01.1875, с. Никольское Рузского у. Московской губ.- 8.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 25 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших ), прот. Из семьи псаломщика. Окончил в 1898 г. Вифанскую ДС; служил учителем и воспитателем в московском Сергиевском ремесленном приюте и в церковноприходской школе при храме Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот в Москве.

27 июня 1900 г. рукоположен во иерея к Троицкой ц. с. Троицкое Московского у. С 20 сент. 1919 г. одновременно работал делопроизводителем на Московском капсюльном заводе.

7 мая 1922 г. арестован по обвинению в «антисоветской агитации» за то, что во время кампании по изъятию церковных ценностей просил оставить серебряный крест, пожертвованный храму в XVII в. Был в заключении во внутренней тюрьме ОГПУ на Лубянке, затем в Лефортовской и Таганской тюрьмах. Являлся одним из обвиняемых на 2-м московском процессе 1922 г. (27 нояб.- 13 дек.) против духовенства и мирян. Виновным себя не признал. Приговорен Московским революционным трибуналом к 3 годам заключения. По решению ВЦИК от 16 февр. 1923 г. срок наказания был сокращен по амнистии, и Г. освободили. Вернулся к иерейскому служению в Троицкой ц. в Троицком. В 1928 г. возведен в сан протоиерея. 20 июня 1931 г. переведен в Михаило-Архангельский храм в с. Кубинка Звенигородского р-на Московской обл. Награждался набедренником (1907), скуфьей (1912), камилавкой (1916), наперсным крестом (1924).

27 нояб. 1937 г. арестован и помещен в Таганскую тюрьму после доноса, что он демонстративно покинул митинг по выдвижению наркома НКВД Н. И. Ежова кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР. Не признал предъявленных обвинений в «контрреволюционной деятельности». 3 дек. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. Погребен в безвестной общей могиле. Имя Г. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 22 февр. 2002 г.

Арх.: Архив УФСБ по Москве и Моск. обл. Д. 1103. Т. 5, 12; ГАРФ. Ф. 10035. Д. 19539.

Лит.: Бутовский полигон. Вып. 4. С. 53; Дамаскин. Кн. 6. С. 397-399; ЖНИР: Моск. Нояб. С. 230-233.

Игум. Дамаскин (Орловский)

ГРИГОРИЙ I

ГРИГОРИЙ I - патриарх Александрийский (1235-1243; по Дж. Федальто, 1243-1263). Сведений о его жизни не сохранилось. Известно, что во время его Патриаршества предстоятелем Коптской Церкви был Кирилл III Лаклах, к-рый грешил симонией, чем вызвал недовольство к себе со стороны паствы.

Лит.: Лопарев. Каталог алекс. патриархов. С. XLIV; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 584.

А. А. В.

ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ (II)

ГРИГОРИЙ (II) - патриарх Антиохийский (2-я пол. XV в.?). Существование этого патриарха малодостоверно. Он не упоминается ни в сохранившихся до наст. времени источниках XV в., ни в сочинениях позднейших араб. христ. летописцев патриарха Макария III Антиохийского и Павла Алеппского. Его не помещают в списки Антиохийских патриархов мн. ученые - от М. Ле Кьена до Ж. Насраллы. Все эти авторы считают, что 2-ю пол. XV в. почти целиком охватило Патриаршество Михаила III.

Араб. правосл. хронист XVIII в. Михаил Барик ад-Димашки дополнил традиц. список Антиохийских патриархов XV в. рядом имен (Марк, Иоаким, Г.), извлеченных им из недатированных рукописей, приписанных им к доосманской эпохе. В таком же порядке эти лица приведены еп. Порфирием (Успенским), к-рый относил их Патриаршество ко 2-й пол.

XV в. Церковный историк сер. XIX в. патриарх Констанций К-польский также указывал эти имена в своем списке Антиохийских предстоятелей, присвоив каждому из них и даты правления. В частности, Патриаршество Г. он датировал 1493-1511 гг. без всяких обоснований и ссылок на источники.

К. Каралевский в версии перечня Антиохийских патриархов воспроизводит имена Марк и Иоаким, к-рые действительно фигурируют в материалах папского посольства на Ближ. Восток 1458-1459 гг. (впрочем, аутентичность этого посольства оспаривается), но вместо Г. историк помещает имя некоего Михаила IV с датами Патриаршества 1470/74-1484, к-рый, видимо, является «раздвоившимся» Михаилом III. Р. Асад в описании истории Антиохийской Православной Церкви приводит как мнение Констанция, так и версию о полувековом предстоятельстве патриарха Михаила III (1451-1497). Последнему варианту автор отдает предпочтение.

Слабая изученность истории Антиохийской Церкви мамлюкской эпохи вынуждает пока оставить вопрос о Патриаршестве Г. открытым.

Лит.: Михаил Бурейк. Список Антиохийских патриархов // ТКДА. 1874. № 6. С. 424; Порфирий (Успенский), еп. Восток Христианский: Сирия // ТКДА. 1875. № 12. С. 94; Karalevskiy K. Antioche // DHGE. T. 3. Col. 633-634, 700; Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l'Église melchite du Ve au XXe siècle. P.; Louvain, 1981. Vol. 3. Pt. 2. P. 79; Асад Р. Каниса-т мадина-т Алла Антакия аль-Узма. Бейрут, 1988. Т. 2. С. 347-348 (на араб. яз.).

К. А. Панченко

ГРИГОРИЙ II

ГРИГОРИЙ II - патриарх Александрийский (1308-1354/55, по Дж. Федальто, 1316?-1354?). В т. н. Дионисиевском каталоге Александрийских патриархов время его Патриаршества приходится на 1268-1300 гг. (Порфирий (Успенский). Алекс. патриархия. С. 8. № 79), что скорее всего неверно. В. Грюмель и Ж. Насралла датируют его избрание на кафедру 1315 г. Во время Патриаршества Г. положение правосл. Церкви в Египте было тяжелым. После своего избрания он отправил послание патриарху К-польскому Иоанну XIII Глике. Это послание было опубликовано Ф. Миклошичем и Й. Мюллером вместе с ответным письмом К-польского патриарха, пригласившего его приехать в К-поль (Miklosich, Müller. Vol. 1. P. 20-25). По мнению Насраллы, Г., приняв приглашение, остался в К-поле, однако Халил Самир считает, что Г. жил в Каире, о чем свидетельствует араб. рукопись Синайского мон-ря (Sinait. Аrab. 102), переписанная иеродиак. Сабой Ясой в 1320 г. в Каире.

По мнению Халила Самира, Г. скопировал греко-араб. Евхологий (Sinait. Аrab. 102), к-рый подарил ц. Мар-Саба, находившейся в порту Александрии. Особенностью этой рукописи является служба на освящение нильской воды, совершаемая в субботу перед праздником Пятидесятницы (Fol. 127v - 175v). Греч. текст Евхология был издан А. А. Дмитриевским (1901) и М. Блэком (1938), палестино-арам.- Г. Мерголиутом (1896), араб. текст остается неизданным (см. ст. Водоосвящение).

Рукопись Sinait. Аrab. 258 свидетельствует, что Г. хорошо писал как по-арабски, так и по-гречески. Он начал перевод на арабский с греческого Иерусалимского устава, но завершить его не смог (перевод устава завершил некий Абу-ль-Фатх в 1335). Из араб. рукописи 1594-1595 гг. (Mar Elias Shuwayya Manuscript 30) известно, что Г. также назвали Григорием аc-Синаити. Можно предположить, что Г. был монахом Синайского мон-ря, что в свою очередь объясняет находки там его рукописей.

Под именем Григория, патриарха Александрийского, сохранилось послание (написанное ямбическим стихом) к Феодору, еп. Месопотамии Сирийской, не соблюдавшему Господских и Богородичных праздников, дней памяти апостолов и св. Иоанна Крестителя и употреблявшему мясо по средам и пятницам. Однако неясно, принадлежит ли оно Г. или написано его преемником - Григорием III.

Лит.: Лопарев. Каталог алекс. патриархов. С. XLIV; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 585; Grumel V. La chronologie. P., 1958. P. 144; Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l'Église melchite du Ve au XXe siècle. P.; Louvain, 1981. Vol. 3. Pt. 2. P. 58, 62, 149; Samir Kh. Gregory II // CoptE. Vol. 4. P. 1182-1183.

А. А. В.

ГРИГОРИЙ II КИПРСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ III

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ III МАММА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ IV

ГРИГОРИЙ IV - патриарх К-польский (17 апр.- 16 июня 1623). Был епископом Амасии; из-за того что не видел одним глазом, получил в К-поле прозвище Кривоамасийский (Στραβοαμασείας). Принадлежал к партии противников патриарха Кирилла I Лукариса. После вторичного низложения патриарха Кирилла Г. был возведен на престол при содействии франц. посланника в Османской империи. Спустя 2 месяца был низложен из-за неуплаты денежного взноса османскому правительству и сослан на о-в Родос. Осужден К-польским синодом за склонность к различным еретическим учениям и связь с католиками.

Лит.: ΘΗΕ. T. 4. Col. 736; Οἱ πατριάρχες τοῦ Γένους. Βόλος, 1995. Σ. 62-63; Рансимэн С. Великая Церковь в пленении: История Греческой Церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г. СПб., 2006. С. 239, 276.

ГРИГОРИЙ IX

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ V

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ VI

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ VII

ГРИГОРИЙ VII (Зервудакис или Папаставрианос) (1850, о-в Сифнос - 17.11.1924, Стамбул), Патриарх К-польский (с 6 дек. 1923). Обучался в Халкинской богословской школе и в европ. ун-тах. С 1887 г. епископ Мир Ликийских и протосинкелл Родосской архиепископии, затем занимал пост синкелла при патриархе Германе V. В 1892 г. рукоположен в сан митрополита Серрского; в 1909 г. переведен на кафедру митрополита Кизика; с 1913 г. митрополит Халкидона. Избран на Патриарший престол после отречения патриарха Мелетия IV. В краткий период Патриаршества Г. главной его заботой была организация помощи греч. беженцам из М. Азии, переселившимся в балканскую Грецию после малоазийской катастрофы 1922 г. При нем была признана автокефалия Польской Православной Церкви и Соборным постановлением от 23 февр. 1924 г. К-польской Церковью был официально принят григорианский календарь.

Лит.: ΘΗΕ. T. 4. Col. 746; Οἱ Πατριάρχες τοῦ Γένους. Βόλος, 1995. Σ. 136.

ГРИГОРИЙ VIII

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ X

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ XI

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ XII

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ XIII

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ XIV

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ XV

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ XVI

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ АГИОРИТ

ГРИГОРИЙ АГИОРИТ - см. Григорий Гликис, прп., иером., визант. мелург, доместик.

ГРИГОРИЙ АКИНДИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ АСВЕСТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ БАКУРИАНИ

ГРИГОРИЙ БАКУРИАНИ - см. Григорий Пакуриан.

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ БОРИСОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ БУНИС АЛИАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ ВАЛААМСКИЙ

ГРИГОРИЙ ВАЛААМСКИЙ - см. в ст. «Рукописание шведского короля Магнуса».

ГРИГОРИЙ ГЛИКИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ ДЕКАПОЛИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ ДОДОРКЕЛИ

ГРИГОРИЙ ДОДОРКЕЛИ (Вахвахишвили) (XVII-XVIII вв.), гимнограф - см. ст. Кетеван, вмц. Грузинской Православной Церкви.

ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ И КАССИАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ ИЗ РИМИНИ

ГРИГОРИЙ ИЗ РИМИНИ - см. Григорий Риминийский.

ГРИГОРИЙ ИЗ САНОКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ КАППАДОКИЕЦ

ГРИГОРИЙ КАППАДОКИЕЦ - еп. Александрийский (18 марта 339 - 25 июня 345). Происходил из Каппадокии. Ставленник проарианской партии Евсевия, еп. Никомидийского, пользовавшегося покровительством имп. Констанция II. Рукоположен Антиохийским Собором в кон. 338 или нач. 339 г., после принятого там же осуждения и низложения свт. Афанасия I Великого (основной кандидат, Евсевий, буд. еп. Эмесский, отказался от предложения занять Александрийскую кафедру). Свт. Афанасий во избежание конфликта внутри городской общины Александрии 18 марта 339 г. тайно покинул город накануне приезда туда Г.

К. и вскоре отправился в Рим. Г. К. въехал в Александрию и вступил на престол при поддержке префекта Египта Филагрия и войска: по оценке Сократа Схоластика, в город было введено 5 тыс. солдат. Но властям не удалось избежать беспорядков и поджога: была сожжена ц. Дионисия. В 341 г. Г. К. присутствовал на Антиохийском Соборе и участвовал в освящении «Золотого храма» - новой главной городской церкви. Г. К. был осужден Сардикийским Собором. О правлении Г. К. в Александрии почти ничего не известно. Феодорит сообщает, что он снискал всеобщую ненависть (II 4). Но рассказ Созомена (III 7) позволяет предположить, что Г. К. придерживался относительно умеренной политики по сравнению с занимавшим Александрийскую кафедру позднее Георгием Каппадокийцем. Сведения Феодорита Кирского о том, что Г. К. был убит в Александрии (II 4), считаются недостоверными. После смерти Г. К. имп. Констанций позволил свт. Афанасию вернуться в Александрию.

Ист.: Athanas. Alex. Apol. contr. ar.; Socr. Schol. Hist. eccl. II 10, 11, 14, 29; Sozom. Hist. eccl. III 5-7; Theodoret. Hist. eccl. II 4, 8; Chron. Pasch.

Лит.: Simonetti. La crisi ariana; Barnes T. D. Athanasius and Constantius: Theology and Politics in the Constantinian Empire. Camb., 1993.

И. Н. Попов

ГРИГОРИЙ КИПРСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ КЛИДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ МОЛЧАЛЬНИК

ГРИГОРИЙ МОЛЧАЛЬНИК (Горняцкий), прп. (пам. греч. и серб. 7 дек.) - см. Григорий Новый, прп.

ГРИГОРИЙ НОВЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ НОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ ПАКУРИАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ ПОЛОНИНСКИЙ

ГРИГОРИЙ ПОЛОНИНСКИЙ († после 1268), вероятно, настоятель Полонинского мон-ря. Упоминается только в Галицко-Волынской летописи кон. XIII в. (в части, созданной летописцем волынского кн. Василько Романовича) в связи с событиями 1254/55 и 1267/68 гг. В 1-й раз речь идет о том, что «в Полонину ко Григорьеви в манастырь» пришел сын вел. кн. Литовский Миндовга кн. Войшелк из своей вотчины в Новогородке (ныне Новогрудок, Белоруссия) в верховьях р. Неман. Недавно крестившийся Войшелк принял здесь монашество и провел «в манастыри у Григорья» 3 года. Очевидно желая объяснить выбор Войшелка, летописец замечает: «Григореи же бяшет человек свят, якогоже не бысть перед ним и ни по нем не будет».

Получив благословение Г. П., князь-инок отправился на Афон, однако не достиг Св. Горы, вернулся в Новогородок и основал там мон-рь. Через 12 лет после пострижения Войшелк был вынужден на короткий срок вернуться на княжение в связи с убийством отца, затем вновь удалился за монастырские стены - на этот раз в Данилов мон-рь в Угровске (на Зап. Буге, к югу от совр. Бреста). Поскольку Г. П. был еще жив, Войшелк пригласил его к себе, тот пришел и наставил князя-инока «на путь чернечьскии». Это все, что известно о Г. П.

Невозможно определить хотя бы приблизительно местоположение Полонинского мон-ря, игуменом, а быть может, и основателем к-рого являлся Г. П. Его искали то в окрестностях Новогородка, где обнаруживается село с названием Полонное (или Полонка) (Барсов), то в волынском г. Полон(н)ый в верховьях р. Случь (митр. Макарий (Булгаков); историк, однако, заблуждался, помещая Полон(н)ый между Владимиром-Волынским и Луцком), то в Прикарпатье, где термином «полонина» именуются долины в предгорьях (Дашкевич, Мицко, Котляр). Согласно католич. описаниям XVIII в., мон-рь находился близ Галича (Голубинский). Однако эти мнения не более чем догадки, ясно лишь, что Г. П. подвизался где-то в Галицко-Волынском княжестве, т. к. кн. Войшелк приезжал к нему после своего посещения двора вел. кн. Даниила Романовича в Галиче.

Ист.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 859, 867; Галицько-Волинський лiтопис: Дослiдж., текст, комент. / За ред. М. Ф. Котляра. К., 2002. С. 127, 130, 310.

Лит.: Барсов Н. П. Географический словарь Русской земли (IX-XIV ст.). Вильна, 1865. С. 164; Дашкевич Н. П. Княжение Даниила Галицкого по рус. и иностр. известиям. К., 1873. С. 65; Мицко I. Монастирi Подгiр'я XIII-XIV ст. // Галицько-Волинська держава: Предумови виникнення, iсторiя, культура, традицiï. Львiв, 1993. С. 71; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 82, 104, 140, 527; Голубинский. История РЦ. Т. 1. Ч. 2. С. 601, 751.

А. В. Назаренко

ГРИГОРИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ РИМИНИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ САВВАИТ

ГРИГОРИЙ САВВАИТ [греч. Γρηϒόριος ὁ Σαββαΐτης], иером., греч. мелург (нач. XVII в.?). Чаще всего из его творений в рукописях встречаются пасапноарии - стихи «Всякое дыхание» и «Хвалите Его, вся силы Его» перед чтением Евангелия на утрене - на 4-й глас (Xeropot. 329, 1-я пол. XVIII в., 272, сер. XVIII в.; Doch. 407, сер. XVIII в.; Pantel. 972, сер. XVIII в.; БАН. РАИК № 52, сер. XVIII в.; Paul. 37, 2-я пол. XVIII в., 132, 1774 г.), во мн. списках - украшенные Германом, митр. Нов. Патр (Ivir. 951, 2-я пол. XVII в.- автограф Германа, 970, 1686 г., 998, сер. XVIII в.; Stauronicet. 165, ок. 1665-1685 гг.; Xeropot. 317, нач. XVIII в.; Gregor. 6, нач. XVIII в., 43 [47], 1-я пол. XVIII в.; Athen. O. et M. Merlier. 12, 1730-1750 гг.; Cutl. 630, сер. XVIII в.; Doch. 332, 1760 г.; Pantel. 1007, сер.- 2-я пол. XVIII в.; РНБ. Греч. № 132, посл. треть XVIII в., № 237, посл. четв. XVII в.; Lesb. Leim. 8, кон. XVIII в.).

Г. С. также составил напев матимы (стихиры на стиховне) апостолам Петру и Павлу «Светильники великия» на 1-й глас τετράφωνος (Pantel. 952, 2-я пол. XVIII в.). Возможно, Г. С. принадлежат матимы, надписанные как «творения Григория, иеромонаха»: «Днесь память твою вси, Фома апостоле, совершаем» 4-го гласа (Dionys. 571, 1807 г.), св. первомч. Стефану «Радуйся в Господе» 4-го плагального (8-го) гласа (Pantel. 926, 2-я пол. XVIII в.) (см. также рукописи: Pantel. 925, кон. XVII - нач. XVIII в.; Xeropot. 329; Doch. 334, 1726 г.).

Лит.: Χατζηϒιακουμής. Χειρόϒραφα Τουρκοκρατίας. Τ. 1. Σ. 287; Στάθης. Χειρόϒραφα. Τ. 1-3; Герцман Е. В. Греч. муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996-1999. Т. 1-2; он же. В поисках песнопений Греч. Церкви. СПб., 1996. С. 201.

С. И. Никитин

ГРИГОРИЙ СВЯТОГОРЕЦ

ГРИГОРИЙ СВЯТОГОРЕЦ [греч. Γρηϒόριος ὁ ῾Αϒιορείτης] (XIV в.), прп. (пам. греч. 6 апр.). Именуется также Византийским, т. к. происходил из г. Виза́нтия, т. е. К-поля. Подвизался в пределах Великой Лавры в скиту Глоссия в молчании, творя умную молитву (упом. ок. 1308), и стал наставником свт. Григория Паламы в «трезвенном любомудрии» (Афонский патерик. С. 341). В Житии прп. Максима Кавсокаливита говорится, что за высоту подвижнической жизни Г. С. сподобился принимать пищу из рук ангелов. Упоминается в службе, составленной прп. Никодимом Святогорцем в честь св. отцов, во Св. Горе Афонской просиявших (Собор Афонских преподобных, 2-я Неделя по Пятидесятнице).

Ист.: PG. 151. Col. 568 [Филофей Коккин, патр. К-польский. Похвальное слово в честь свт. Григория Паламы]; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 197; Афонский патерик. М., 2002р. Т. 1. С. 341.

Лит.: Γεράσιμος ὁ Μικραϒιαννανίτης. Γρηϒόριος ὁ ῾Αϒιορείτης // ΘΗΕ. T. 4. Σ. 707; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 104; PMBZ, N 4497.

Э. П. А.

ГРИГОРИЙ СЕДНЕВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ СИЛИВРИЙСКИЙ

ГРИГОРИЙ СИЛИВРИЙСКИЙ [греч. Γρηϒόριος ἐκ Σηλυβρίας] (1-я пол. XV в.), иером., визант. мелург. В работе митр. Софрония (Евстратиадиса), а также в рубриках нек-рых рукописей указано, что Г. С. был дядей и учителем Мануила Хрисафа (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Λεοντοπόλεως. Θρᾶκες μουσικοί // ΕΕΒΣ. 1936. Τ. 12. Σ. 46-75; Ivir. 977, Fol. 7, кон. XV - нач. XVI в.). Г. С. приписываются следующие анаграмматизмы: «Едина и единаго вводяща» (Μόνη καὶ μόνον εἰσάϒουσα) (из стихиры на Рождество Богородицы «Сей день Господень, радуйтеся, людие») 2-го плагального гласа νενανο (Ivir. 977, кон. XV - нач. XVI в., 964, 1562 г.; Paul. 128, нач. XIX в.); «И настави на стезю» (Καὶ ὁδηϒήσον ἐν τῇ τρίβῳ) (из стихиры на Преображение «Иже на горе Фаворстей») 2-го гласа (Athen. Bibl. Nat. 732, s. a.), «Но посли якоже обещал еси нам» (᾿Αλλ᾿ ἀπόστειλον ὡς ὑπέσχου ἡμῖν) (из стихиры на Вознесение «Господи, апостоли») 2-го плагального гласа (Athen. Bibl. Nat. 734, s. a.). Автор калофонического мелоса умилительной стихиры 1-го гласа «Ин тя мир душе ожидает» (῎Αλλος σε κόσμος ψυχὴ ἀναμένει) (Ivir. 999, сер. XVII в.). Возможно, в нек-рых поздних рукописях под Г. С. подразумевается Григорий Бунис Алиат, поскольку последний был также родом из Силиврии (Силимврии) (Brux. IV. 515. Fol. 18r, XVIII в.; РНБ. Греч. № 132. Л. 27 об., посл. треть XVIII в.).

Лит.: Στάθης. Χειρόϒραφα. Τ. 3; idem. ᾿Αναϒραμματισμοὶ καὶ μαθήματα. Σ. 167-168, 190, 199.

Э. П. М.

ГРИГОРИЙ СИНАИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ ТОПИНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ ХАНДЗТИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИС АЛБАНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИС АРШАРУНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИС АХТАМАРЦИ

Григо́рис Ахтамарци́ [Григор; арм. Գրիգռրիս Աղթամարցի] (1480? - 1544), Ахтамарский католикос (с 1515), арм. религ. поэт. Из княжеского рода. В арм. рукописях сохранилось множество колофонов, содержащих биографические сведения о Г. А.; в них, в частности, сообщаются имена его родителей (отец Искендер и мать Шахум) и братьев (Амир Гаводзибек (Гурген) и Смбат). Г. А. получил образование в школе при Ахтамарском Католикосате у рабунапета Григора Арчишеци (упом. его в стихотворениях как учителя) и вардапета Овсепа Ахтамарци. После избрания католикосом Г. А. ок. 30 лет был архипастырем Васпуракана.

Г. А. писал стихи на такие темы, как отношения души и тела («Мой сад»), любовь («Восхваляю тебя - ангела телом»), красота («Луна, полная красой солнечного сияния»), цветение («Цветы сказали: «Остановись»»), весна («Посвящение весне»), грех («Тысячу раз горе тому, кто запачкан грехом»), возвеличивание мучеников («Посвящение мученику Аствацатуру Хтаеци») и др.; следуя традициям арм. лит-ры, он широко пользовался аллегорией. Его перу принадлежат четверостишия-кафы (приблизительно 170 каф «Истории Александра Великого», неск. каф «Истории Медного Града»), в к-рых прослеживается персид. влияние. Возможно, Г. А. знал персид. и араб. языки. Миниатюры в рукописи, содержащей «Историю Александра Великого», выполнены Г. А. (Иерусалим. Б-ка Арм. Патриархата. № 473).

Соч.: Кафы «Истории Александра» // Костанянц К. Григорис Ахтамарци и его стихи. Тифлис, 1898 (на арм. яз.); Ակիճեաճ Ն· Գրիգռրիս Աղթամարցի եւ իր տաղերը (Акинян Н. Григорис Ахтамарци и его стихи. Вена, б. г.); Авдалбекян М. Григорис Ахтамарци (XVI в.): Исслед., крит. тексты и коммент. Ереван, 1963 (на арм. яз.); Стихи / Изд.: М. Авдалбекян. Ереван, 1984 (на арм. яз.); Теза И. Стихотворение «Мой сад» Григора Ахтамарци // Базмавеп. 1907. Т. 65. С. 19-21 (на арм. яз., с итал. пер.); Григорис Ахтамарци / Пер.: М. Синельников, С. Спасский // Поэты Армении: [Сб.] Л., 1979. С 201-206.

Лит.: Ակիճեաճ Ն. Գրիգռրիս կաթռղիկռս Աղթամարցի // HAms. 1955. Т. 69. P. 136-169; История всемирной лит-ры. М., 1985. Т. 3. С. 533-535.

М. Э. Ширинян

ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЯ САКРАМЕНТАРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРОВИЧА ЛИСТОК

ГРИГОРОВИЧА ЛИСТОК - см. Рильские глаголические листки.

ГРИГОРОВИЧА МИНЕЯ

ГРИГОРОВИЧА МИНЕЯ - см. статьи Добриан, Одесская Минея В. И. Григоровича.

ГРИГОРОВИЧА ПАРЕМИЙНИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРОВИЧ-БАРСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРОВИЧЕВО ЕВАНГЕЛИЕ

ГРИГОРОВИЧЕВО ЕВАНГЕЛИЕ - см. Мариинское Евангелие.

ГРИГОРОВИЧИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРЬЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИЛИХЕС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИЛЛЬМАЙЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИМБАЛЬД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИМЛАК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИММ Давид Иванович

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИНДАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИНЕВИЧ

ГРИНЕВИЧ [польск. Hryniewicz] Вацлав (23.07.1936, с. Ломазы, Люблинское воеводство, Польша), польск. теолог, проф. Люблинского католич. ун-та Иoaннa Пaвла II (КУЛ), руководитель кафедры правосл. богословия, свящ. Конгрегации облатов Марии Непорочной, член Международной смешанной комиссии по богословскому диалогу между католич. и правосл. Церквами (1980-2005), член «Societas Oecumenica» (European Society for Ecumenical Research). 26 июня 1960 г. принял священнический сан. В 1960-1966 гг. учился на теологическом фак-те КУЛ, в 1963 г. защитил магист., а в 1966 г. докт. диссертации по теологии. С 1 сент. 1964 г. научный сотрудник КУЛ. В 1968-1970 гг. проводил исследования в области правосл. богословия в Бельгии, Великобритании, Италии, Франции. В 1975 г. стал руководителем секции сравнительного и экуменического богословия КУЛ. С 1984 г. занимал должность неординарного, а с 1992 г.- ординарного профессора в том же ун-те. В 1983 г. возглавил кафедру правосл. богословия и стал зам. директора Экуменического ин-та КУЛ, а с 1997 г.- его директором.

Г.- автор ок. 850 научных работ (ок. 200 из них переведено на иностранные языки), среди к-рых более 20 книг; участник мн. международных научных конференций, член редколлегий ряда изданий, имеет церковные и общественные награды. Ему принадлежат неск. богословских монографий, посвященных пасхальной проблематике, в т. ч. касающихся Др. Руси и таких ее представителей, как митр. Иларион и свт. Кирилл Туровский, труды о возможностях и перспективах диалога между Церквами.

Соч.: Chrystus nasza Pascha. Lublin, 1982; Nasza Pascha z Chrystusem. Lublin, 1987; Bóg naszej nadziei. Opole, 1989; Pascha Chrystusa w dziejach człowieka i wszechświata. Lublin, 1991; Kościoły siostrzane: Dialog katolicko-prawosł. (1980-1991). Warsz., 1993; Staroruska teologia paschalna w świetle pism św. Cyryla Turowskiego. Warsz., 1993; Chrystus zmartwychwstał: Motywy paschalne w pismach metropolity Iłariona (XI w.) Warsz., 1995; Przeszłość zostawić Bogu: Unia i uniatyzm w perspektywie ekumenicznej. Opole, 1995; Dramat nadziei zbawienia. Warsz., 1996; Hermeneutyka w dialogu. Opole, 1998; Na drogach pojednania. Warsz., 1998; Nadzieja uczy inaczej. Warsz., 2003; Dlaczego głoszę nadzieję? Warsz., 2004; Kościół jest jeden. Kraków, 2004; Bóg wszystkim we wszystkich: Ku eschatologii bez dualizmu. Warsz., 2005; Challenge of Our Hope: Christian Faith in Dialogue. Wash., 2006.

Лит.: Polak G. Kto jest kim w Kościele. Warsz., 1996. S. 128; Romaniuk R. Wacław Hryniewicz // Nowe książki. 2004. № 4.

Ю. А. Лабынцев, Л. Л. Щавинская

ГРИНЕУС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИНКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИНЬОН ДЕ МОНФОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИСБАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИШАКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРОБ ГОСПОДЕНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРОБОКОПАТЕЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРОДНЕНСКАЯ И ВОЛКОВЫССКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ГРОДНЕНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРОДНЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРОДНЕНСКИЙ КОЛОЖСКИЙ ВО ИМЯ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРОЗДОВ

Гро́здов Христофор Николаевич (4.04.1854, Псковская губ.- 21.11.1919, Петроград), муз. деятель, педагог, композитор, издатель, исследователь груз. церковного пения и народной музыки. Род. в семье сельского священника. По окончании Рижской ДС обучался в МДА (1873-1877). С 1881 г. служил в ведомстве народного образования в Тифлисской и Бакинской губерниях. Живя в Грузии, записывал, изучал и издавал муз. фольклор; был знатоком местных церковнопевч. традиций. В 1899 г. переведен в польск. г. Петроков на должность инспектора народных уч-щ Лодзинской учебной дирекции. Как в Закавказье, так и в Польше организовывал хоры и оркестры учащихся, делал обработки народных песен.

С 1904 г. инспектор музыки Придворной певческой капеллы, с 1912 г. помощник ее начальника. В репертуаре капеллы находилось неск. сочинений и обработок Г., в частности хор на его текст «Покаянная молитва о Руси» (изд. 1909), получивший широкую известность. Сотрудничал с Регентским уч-щем С. В. Смоленского. Писал рецензии на новые духовно-муз. издания для ж. «Хоровое и регентское дело».

16 марта 1914 г. Г. прочел лекцию перед первым в столице концертом груз. церковной музыки (зал Дворянского собрания), в к-ром хорами под упр. А. А. Архангельского и К. Потсхверашвили исполнялись груз. песнопения и их обработки, выполненные М. М. Ипполитовым-Ивановым, З. Палиашвили, Потсхверашвили, Н. С. Кленовским, Н. И. Компанейским, А. Д. Кастальским. Консультантом 3 последних композиторов был Г., предоставивший им рукопись литургии кахетинского распева, к-рая была записана в 40-х гг. XIX в. его тестем А. Е. Мревлишвили с голоса архим. Шуамтинского мон-ря Софрония.

Г. вдохновил Кастальского, с к-рым дружил, на создание хоров «Былинка» и «Слава» (1902) и хорового цикла «Песни к Родине» (1904). Под влиянием Г. написана композиция Ц. А. Кюи «Песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа»» (1914). Во время первой мировой войны Г. сочинил неск. солдатских хоров (нек-рые - под псевд. К. Акаури).

После Октябрьской революции Г. служил преподавателем методики хорового пения в Петроградской Народной хоровой академии (бывш. Придворной певч. капелле) и способствовал сохранению этого учреждения. Будучи председателем художественного и педагогического советов академии, содействовал включению в репертуар ее хора церковной музыки.

Арх.: ГЦММК. Ф. 370 [личн. фонд Г.].

Лит.: Саруханова И. М. Х. Н. Гроздов: (Мат-лы к биографии) // Из прошлого рус. музыки. Л., 1973. С. 158-164; А. Д. Кастальский и Х. Н. Гроздов // РДМДМ. Т. 5. М., 2006 (в печати).

С. Г. Зверева

ГРОМАНН

Гро́манн [нем. Grohmann] Адольф (1.03.1887, Грац - 21.09.1977, Инсбрук), австр. востоковед. Учился в Венском ун-те, где в 1911 г. защитил дис. «Видения апы Шенуте из Атрипа на эфиопском, арабском и коптском языках», опубликованную в 1913-1914 гг. В 1915 г. получил звание доцента в том же ун-те. В 1923-1945 гг. заведовал кафедрой семит. филологии в Немецком ун-те Праги, в 1949-1956 гг. был профессором вспомогательных дисциплин исламской истории Каирского ун-та, с 1956 г. почетный профессор Инсбрукского ун-та.

В 1918 г. Г. написал большую ст. «О происхождении и развитии эфиопской письменности», в к-рой проследил возможные параллели с северо- и южноараб. алфавитами, обозначение гласных, затронул и нек-рые др. вопросы. В 1919 г. опубликовал труд «Эфиопские гимны Марии», рус. арабист и эфиопист И. Ю. Крачковский назвал эту работу основной для изучения духовной поэзии эфиопов, содержащей историко-лит. анализ и исследование сложной и запутанной эфиоп. стихотворной формы (Крачковский. С. 120).

Будучи учеником Н. Родоканакиса, австр. знатока южноараб. и араб. древностей, Г. продолжил дело учителя. Среди работ в этой области следует упомянуть «Введение и хрестоматия в арабские папирусы» и «Арабскую палеографию».

Соч.: Die im Äthiopischen, Arabischen und Koptischen erhaltenen Visionen Apa Schenute's von Atripe // ZDMG. 1913. Bd. 67. S. 187-267; 1914. Bd. 68. S. 1-46; Über den Ursprung und die Entwicklung der äthiopischen Schrift // Archiv für Schriftkunde. 1918. Bd. 1. S. 57-87; Äthiopische Marienhymnen // ASGW. 1919. Bd. 33. N 4; Einführung und Chrestomathie zur arab. Papyruskunde. Praha, 1954; Arabische Paläographie. W., 1967-1971. 2 Bde.

Лит.: Крачковский И. Ю. Введение в эфиопскую филологию. Л., 1955. С. 65, 120, 121, 148, 149, 153, 154; Gottschalk H. L. Adolf Grohmann // Almanach für das Jahr 1978 / Österreichische Akad. d. Wiss., 1978. W., 1979. S. 331-341.

С. Б. Чернецов

ГРОМОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРОМОГЛАСОВ

И. М.- см. Илия Громогласов, сщмч., прот.

ГРООТЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРОСВИТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРОССЕТЕСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРОССУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРОТТАФЕРРАТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРОХЕО

Иоанн де - см. Иоанн де Грохео.

ГРОЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРОШ СВ. ПЕТРА

ГРОШ СВ. ПЕТРА - см. Денарий св. Петра.

ГРУБЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница