Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 4, "АВК"-"АВР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 4, "АВК"-"АВР")

АВКСЕНТИЯ СВЯТОГО ГОРА

АВКСЕНТИЯ СВЯТОГО ГОРА [греч. ̀λδβλθυοτεΑγιος Αὐξέντιος], в 12 км к юго-востоку от Халкидона, первоначально называвшаяся Скопа, где в визант. время располагалось неск. мон-рей. Получила свое имя от подвизавшегося здесь в уединении прп. Авксентия Вифинского (V в.), примеру к-рого в дальнейшем следовали и др. отшельники. С именем этого святого связано возникновение жен. мон-ря Трихинареи (τῆς Τριχιναρέας, от τριχινός - власяница), ставшего предметом его особой заботы, а к сер. VIII в. здесь образовалась и муж. обитель, основанная прп. Стефаном Новым и освященная в честь св. Авксентия. Оба мон-ря были разрушены в 760 г. по приказу имп. Константина V, а многие из монашествующих, в т. ч. и сам св. Стефан, казнены в К-поле. Сведения о возрождении этого места как монашеского центра относятся уже к XII-XIII вв., когда здесь существовали мон-ри в честь св. Стефана Нового, святых апостолов и 5 святых (см. Евстратий, Авксентий и др.). На горе св. Авксентия подвизался буд.Патриарх К-польский Афанасий I (1289-1293; 1303-1309).

Ист.: BHG, N 199, 201, 202, 203.

Лит.: Pargoire J., Clugnet L. Mont Saint-Auxence: Étude historique et topographique. Vie de Saint Auxence // BHO. P., 1904. T. 5/6; Janin. Grands centres. P. 43-50.

А. М. Крюков

АВКСИВИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВКСИЛИЙ

АВКСИЛИЙ [лат. Auxilius, франц. Ausile - помощник] († 483), сщмч. (пам. зап. 26 янв.), еп. Фрежюса. Монах из мон-ря Лерен; за суровость аскезы его сравнивали с егип. и палестинскими подвижниками. Когда область захватил вестгот. кор. арианин Эврих (466-484) и начал гонения на православных, А. в числе многих епископов претерпел мученическую кончину. Его останки перенесли в близлежащий г. Каллас, где в его честь была построена часовня. Вероятно, он упоминается под искаженным именем Анциол (лат. Antiolus) в письме Сидония Аполлинария к еп. Принципию Суассонскому (Ep. VIII, 14 // PL. 57. Col. 612).

Лит.: Girardin G. F. Histoire et office de S. Ausile, martyr, évêque de Fréjus, patron de Gallas. Brignoles, 18372; Heurtebize B. Ausile // DHGE. T. 5. Col. 769.

А. И. М.

АВКСИЛИЙ АНТИОХИЙСКИЙ

АВКСИЛИЙ АНТИОХИЙСКИЙ (пам. греч. 27 нояб.) - см. Василий, А. и Сатурнин.

АВКСИЛИЙ ИРЛАНДСКИЙ

АВКСИЛИЙ ИРЛАНДСКИЙ [ирл. Assaiel] († ок. 460), свт. (пам. зап. 19 марта); ученик св. Аматора; ок. 439 г. начал проповедь Евангелия в Ленстере (Вост. Ирландия), где стал епископом в Килл-осси (совр. графство Килдэр). Вместе с еп. Иссернином А. И. встречался со св. Патриком Ирландским.

Лит.: Muirchus. Vita S. Patricii // AnBoll. 1882. T. 1. Fasc. 4; Haddan, Stubbs. Councils. T. 2. P. 328-330 [пастырское послание с 30 канонами].

А. Р. Ф.

АВКСИЛИЯ

АВКСИЛИЯ [лат. Auxilia, франц. Aussille - помогающая], мц. (пам. зап. 4 сент.). Святая дева, о времени и подробностях жизни к-рой известий не сохранилось, с древности почиталась в Бургундии в городах Тиль и Преси (совр. Тиль-Шатель и Преси-су-Тиль, Вост. Франция).

Ист.: ActaSS. Sept. T. 12. P. 4.

Лит.: DHGE. T. 5. Col. 782.

А. И. М.

АВКТ, ТАВРИОН И ФЕССАЛОНИКИЯ

АВКТ, ТАВРИОН И ФЕССАЛОНИКИЯ [греч. Αὔκτος - приумноженный, Ταυρίων - бычий, Θεσσαλονίκη - фессалопобедительница], мученики Амфипольские (пам. 7 нояб.). Св. Фессалоникия, дочь Клеона, знатного и богатого жреца бога Диониса, обратилась ко Христу. Когда отец, стараясь вернуть ее к языческой вере, ничего не добился, он высек ее воловьими жилами, разбил ребра палками и, лишив наследства, выгнал из дома. Св. дева поселилась в маленьком имении, доставшемся ей от покойной матери. Христиане А. и Таврион вступились за нее, обличая жестокость Клеона. Тогда тот выдал их наместнику Торибию, к-рый приказал бить их палками, затем камнями; печь, в к-рую кинули мучеников, чудесно погасла от дождя; пускали в них стрелы, рвали тела железными орудиями и, наконец, бросили в залив. Когда святые спаслись от этих пыток, наместник приказал усечь их мечом.

Тела А. и Тавриона были погребены вместе с др. мучениками на месте их казни, в г. Амфиполь (Македония). Св. Фессалоникия исповедовала Христа и почила в мире, по др. версии, скончалась от мучений. Краткое житие святых переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского, в XVI в. под 7 нояб. включено в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 138-139).

Иконография

Мученичество святых представлено: на миниатюре Минология Василия II - перед Фессалоникией мавр усекает средовека А., юноша Таврион стоит в ожидании казни рядом (Vat. Gr. 1613. P. 167, 976-1025 гг.); в настенном минологии в нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- А. и Таврион изображены на крестах, их расстреливает лучник, погрудное изображение Фессалоникии представлено в верхнем регистре, над мучениками; святая в мафории, в правой руке крест, левая - в жесте приятия благодати. В настенном минологии ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), ок. 1376 г., представлено погрудное изображение 3 мучеников.

Лит.: SynCP. P. 202-204; ЖСв. Ноябрь. С. 143-144; Bardy G. Auctus // DHGE. T. 5. Col. 293; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 63; НКС. Т. 2. С. 253.

Иконогр.: Menol Bas. Tav. 167; Kaster K. S. // LCI. Bd. 5. Sp. 291; Миjовић. Менолог. C. 325, 348.

А. Ю. Виноградов, Е. А. Луковникова

АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - находился в Тотемском у. Вологодской губ., при впадении р. Авнежи в р. Сухону. Источниками сведений об основании А. м. являются «Сказание об обретении мощей Григория и Кассиана Авнежских», а также Житие прп. Стефана Махрищского, составленное игум. Данилова мон-ря Иоасафом (после 1560). Основан не ранее 1370 г. прп. Стефаном Махрищским и его учеником сщмч. Григорием Авнежским. На пожертвования местного богатого землевладельца Константина Дмитриевича (в иночестве Кассиана) в мон-ре в 70-х гг. XIV в. были выстроены 2 храма: во имя Св. Троицы и во имя вмч. Георгия Победоносца, а также кельи для братии. Вскоре св. вел. кн. Димитрий Донской прислал в обитель богатый вклад и церковные книги и отозвал прп. Стефана в Москву. Уезжая, прп. Стефан назначил настоятелем обители иером.

Григория, а келарство поручил иноку Кассиану. В июне 1392 г., во время набегов казанских татар и вятчан, мон-рь был сожжен, а настоятель Григорий и келарь Кассиан убиты (по др. версии иноки были убиты разбойниками, хотевшими завладеть монастырским имуществом). В 1524 г. крестьянином Феодором были обретены мощи преподобных Григория и Кассиана, над их гробами выстроена часовня. В 1560 г. по повелению царя Иоанна IV Васильевича Грозного и по благословению свт. Макария, митр. Московского, обитель возобновилась трудами игум. Стефанова Махрищского мон-ря Варлаама (с 1570 еп. Суздальский и Тарусский). На месте разрушенной часовни был вновь построен Троицкий храм с приделом вмч. Георгия Победоносца, а также Благовещенский храм, трапезная и кельи. В это же время А. м. был приписан к Махрищскому мон-рю. В Смутное время Авнежский и Махрищский мон-ри сильно пострадали, и в 1615 г. по указу Михаила Федоровича обе обители были приписаны к Троице-Сергиеву мон-рю. В 1764 г. А. м. был упразднен, а Троицкий храм, в к-ром под спудом находились мощи угодников, обращен в приходской. К 2000 г. храм не сохранился, на Авнежском погосте уцелела лишь полуразрушенная колокольня.

Лит.: Волков П. Сказание об упраздненном Троицком Авнежском монастыре и о преподобных его основателях // Вологод. ГВ. 1846. № 8, 9; Мелетий, иером. Исторические сведения об упраздненном Авнежском Троицком монастыре Вологодской епархии // Вологод. ЕВ. 1869. № 10. С. 351-359; № 11. С. 383-406; № 12. С. 433-447; Зверинский. Ч. 2. С. 44; Преподобные Григорий и Кассиан Авнежские // Вологод. ЕВ. 1900. № 9-

10. Приб.; СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 407-408; Свистунов М. А. И в погибели нетленны: Сказание об Авнежском Троицком монастыре (легенды и факты). Вологда, 1991.

К. О. Козлов

АВОРИЙ

АВОРИЙ [англ. ivory - слоновая кость; предмет, сделанный из слоновой кости], термин, принятый для обозначения разнообразных предметов из резной слоновой кости (консульские диптихи, иконы, пластины для облицовки ларцов, пиксиды и т. д.) позднеантичной и средневек. эпох. Это название преимущественно употреблялось рус. историками искусства и историками 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. Встречается в трудах Н. П. Кондакова, Н. В. Покровского, Ф. И. Успенского и др.

К. Н. Гаврилин

АВРААМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВРААМ I

АВРААМ I [груз. აბრაჰამ], Католикос-Патриарх Грузии (1282-1310). Время его предстоятельства пришлось на период монг. ига в Грузии. В 1289 г. А. сопровождал царя св. мч. Димитрия II Самопожертвователя в Золотую Орду. Царя ждала смертная казнь как соучастника заговора 1289 г. эмира Буги против ордынского хана Аргуна. В случае отказа царя явиться в Орду Грузию постигло бы новое монголо-татар. нашествие и разорение. А. благословил решение царя пожертвовать собой во имя спасения страны. После вынесения смертного приговора А. принял от царя исповедь, причастил его и был свидетелем его казни. Патриарх тайно вывез останки Димитрия II в Грузию, чтобы предать их родной земле и поклоняться им как мощам мученика. Короновал на царство сына Димитрия II - Давида VIII. Во время царствования последнего (1292-1311) неоднократно вел сложные и опасные переговоры с монголами.

Ист.: ჟამთააღმწერელი // КЦ. 1959. Т. 2. С. 151-167.

Лит.: Груз. каталикосы - патриархи. Тбилиси, 2000. С. 62-64.

З. Д. Абашидзе

АВРААМ I АЛБАТАНЕЦИ

Авраáм I Албатанеци́ [арм. Աբրա(?)ամ Աղբաթաճեցի], Армянский католикос (в 606/07-610/15). Родом из с. Албатанк в гаваре Рштуник (обл. в Васпуракане, к юго-востоку от оз. Ван). Был епископом этого гавара, на Двинском Соборе 607 г. избран католикосом. Почти сразу же по восшествии на престол А. А. потребовал от Католикоса Грузии Кариона I (599-614/6) перейти с груз. богослужебного языка на арм. (вероятно, стремясь утвердить монофизитскую догматику). В ответ на его отказ А. А. отлучил Кириона, и в итоге окончательно оформился раскол между монофизитской Армянской и халкидонитской (правосл.) Грузинской Церковью, явившийся результатом длительного процесса как исторического, так и догматического развития. Во время последней из византино-персид. войн (602-628) ревностный антихалкидонит А. А. активно поддерживал Сасанидов. После ликвидации персами правосл. Армянского Католикосата в Аване (602/03) А. А. стал единоличным католикосом всех армян.

Лит.: Джавахов И. История церковного разрыва между Грузией и Арменией. СПб., 1908; История армянского народа. Ереван, 1984. С. 52, 289, 294, 612 [на арм.; библиогр.]; Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). М., 1994. С. 61.

В. А. Арутюнова-Фиданян

АВРААМ II АБАЛАКИ

АВРААМ II АБАЛАКИ [груз. აბრაამ აბალაკი], Католикос-Патриарх Грузии (ок. 1492-1497). Поддерживал царя Картли Константина (1478-1505) в стремлении противостоять распаду единого Грузинского гос-ва и пытался сохранить власть Мцхетского Патриархата над объединенной Грузией. В связи с этим ок. 1497 г. предпринял поездку по всей Кахети и заново установил границы нек-рых владений Патриархата. При А. А. были расширены владения Мцхетского Патриаршего собора Светицховели, о чем свидетельствует грамота, данная А. А. в 1497 г. храму Богородицы в с. Метехта.

Лит.: Жордания. Хроники. 1897. Т. 2 (на груз. яз.); ПГП. 1970. Т. 3; Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси. 2000. С. 81-82 (на груз. яз.).

З. Д. Абашидзе

АВРААМ БАР ДАШАНДАДАД

АВРААМ БАР ДАШАНДАДАД [сир. АВРААМ БАР ДАШАНДАДАД АВРААМ БАР ДАШАНДАДАД АВРААМ БАР ДАШАНДАДАД ], сир. несторианский богослов VIII в. Род. в сел. Бет-Саяде. Будучи от рождения калекой (отсюда прозвание - букв. «хромой»), был принесен своей матерью к Бабаю Младшему Нисибинскому в Кефар-Уззел, где тот основал школу церковного пения. Согласно «Истории монахов» Фомы Маргского, Бабай предсказал отроку великое будущее: «Это будет отец отцов и глава учителей; имя и учительство его будут славны на всем Востоке». А. Д. преподавал экзегетику в Башушской школе в Сафсафе. В числе его учеников были буд. несторианские католикосы Тимофей I и Ишо бар Нон, а также Абу Нух аль-Анбари, секретарь мусульм. правителя Мосула Абу Мусы ибн Мусабы. В «Каталоге» Авдишо бар Брихи А. Д. назван автором «Книги увещания», слов о покаянии (вариант прочтения названия: о желании, об алчности), ряда писем, «Книги о царском пути», прений с иудеями, «Толкований на слова монаха Марка». В рукописях дошли отрывки из «Толкований» (Brit. Mus. Add. 17 270) и «Трактат об отшельничестве» (издан).

Соч.: Treatise on Eremitism // Mingana A. Woodbrooke Studies. Camb., 1934. Vol. 7: Early Christian Mystics. P. 185-197, 248-255.

Лит.: Baumstark. Geschichte. S. 214; Ortiz de Urbina. PS. P. 142.

Е. H. Мещерская

АВРААМ БЕТ-РАББАНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВРААМ ЗЕНАКСКИЙ

АВРААМ ЗЕНАКСКИЙ [Абраам Зенакаци; арм. Աբրա(?)ամ Զեճակացի՛ Խռստռվաճռղ] (V в.), исп., арм. еп., писатель. Род. в сел. Зенак, обл. Тайк (совр. Сев.-Вост. Турция). Во время антииран. восстания армян под предводительством Вардана Мамиконяна (450-451) присоединился к попавшим в плен нахарарам (см. Гевондиане) и Католикосу Иосифу с его окружением; вместе с ними был депортирован в Иран, где глава Армянской Церкви и большинство его спутников приняли мученическую смерть. После того как в 462 г. А. З. смог вернуться в Армению, Католикос Гют рукоположил его во епископа гавара Бзнуник (области на северо-западе оз. Ван). А. З. перевел с сир. на арм. язык сочинение Маруты Майферкатского «Мученики Востока», известное также как «Деяния сирийских мучеников». Фома Арцруни упоминает о не дошедшем до нас историческом труде А. З., посвященном войне Варданидов.

Лит.: Ակիճեաճ Ն·՛ Տեր-Պռղռսեաճ Պ· // Hms. 1970. T. 84. P. 385-410; Esbroeck M. van. Abraham le Confesseur (Ve siècle), traducteur des passions des martyrs perses // AnBoll. 1977. T. 95. P. 169-179; Тер-Петросян Л. «Восточные мученики» Абрахама Исповедника (текстол. исслед.). Ереван, 1976 (на арм. яз.).

В. А. Арутюнова-Фиданян

АВРААМ КАШКАРСКИЙ

АВРААМ КАШКАРСКИЙ [Великий; сир. АВРААМ КАШКАРСКИЙ АВРААМ БАР ДАШАНДАДАД , Аврахам д-Кашкар] (ок. 503, Кашкар (Васит, Юж. Месопотамия) - 8.01.588), восточносир. несторианский аскет и богослов. Подвизался при католикосе Мар Абе, известен как реформатор восточносир. монашества. Учился в Нисибинской школе в период, когда ее возглавляли Авраам Бет Раббанский и Иоханнан. Затем совершил миссионерскую поездку в Хиру, где обратил в христианство нек-рых арабов, и паломничество на Синай. Став отшельником, обосновался в пещере на г.

Изла в обл. Тур-Абдин, где позже им был основан «Великий монастырь». Ученики А. К. носили особое одеяние, отличавшее их от монофизитов, и выстригали тонзуру. Для них А. К. составил более строгий сравнительно с общежительными мон-рями устав, переработанный позднее его учеником и преемником Дадишо из Бет-Дарайе († 604). Один из биографов А. К. называет 24 его учеников, каждый из к-рых впосл. основал собственную обитель. Возможно, учеников было больше, поскольку ко времени араб. завоевания (сер. VII в.) в Персии насчитывалось до 60 мон-рей, реформированных в соответствии с уставом А. К., на века определившим особый облик несторианского монашества. Известна приписываемая А. К. молитва в «Халдейском часослове». Несториане чтут память «отца монахов» А. К. в шестую пятницу после Богоявления.

Соч.: Regulae monasticae saec. VI ab Abrahamo fundatore et Dadjesu rectore conventus Syrorum in Monte Izla conditae / Ed. J.-B. Chabot // Rendiconti della Reale Academia dei Lincei. Ser. 5. R., 1898. T. 7. P. 33-59, 77-102; Syriac and Arabic Documents Relative to Syrian Ascetism / Ed. A. Vööbus. Stockholm, 1960. P. 150-175; Budge E. A. W. The Book of Governors: The Historia Monastica of Thomas Bishop of Margâ A. D. 840. L., 1893. T. 1. P. CXXXIV sq. [англ. пер.]; Braun O. Ausgewählte Akten persischer Märtyrer. Anhang: Ostsyrisches Mönchsleben. Kempten, 1915. (BKV; 22). S. 318-331, 287f. [нем. пер.].

Лит.: Nau F. Histoires d'Abraham de Kaskar et de Balai de Nisibe // ROC. 3 sér. P., 1918-1919. T. 1 (21). P. 161-172; Райт. Очерк. С. 82-83; Baumstark. Geschichte. S. 130-131; Hermann Th. Bemerkungen zu den Regeln des Mar Abraham und Mar Dadischo vom Berge Izla' // ZNtW. 1923. Bd. 22. S. 286-299; Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 28, Anm. 5; Van den Ploeg J. Oude-syrisch monniksleven. Leiden, 1942.

А. В. Муравьев

АВРААМ КЛЕРМОНСКИЙ

АВРААМ КЛЕРМОНСКИЙ [лат. Abraham Claromontanus] (ок. 400-476 или 477), прп. (пам. зап. 15 июня). О житии А. К. сообщают Григорий Турский и Сидоний Аполлинарий. Род. в Персии, на берегах Евфрата, воспитан христианином; с детства имел склонность к подвижнической жизни и часто посещал местных отшельников. По одной из версий жития, во время гонений на христиан при шаханшахах Йездигерде I (399-420) и Бахраме Гуре (Варахране V, 420-438) был посажен в темницу. Проведя в неволе 5 лет, переселился в Галлию. По др. версии, А. К. решил отправиться в Египет, чтобы подвизаться там в пустынножительстве, но по пути попал в плен к язычникам, от к-рых много претерпел за Христа. Через 5 лет ему удалось чудесным образом спастись из плена и сесть на корабль, отправлявшийся в Галлию. Прибыв туда, он поселился отшельником близ г. Клермон (Овернь, Центр. Франция). Подвижническая жизнь преподобного привлекла к нему множество учеников. Вскоре (ранее 473) он был рукоположен во священника и избран настоятелем мон-ря св. Кириака (Сен-Сир); похоронен в своем мон-ре. В ср. века почитался как чудотворец, помогающий при глазных болезнях и лихорадке.

Ист.: Gregorius Turonensis. Vita Patrum // PL. T. 71. Col. 1020-22; ActaSS. Iun. Т. 3. Col. 534-536; MartRom. P. 238, 7.

Лит.: BHL, N 14; Sfair P. // BiblSS. T. 1. P. 119.

А. Р. Фокин

АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ

АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ - прп. (пам. греч. 26 или 24 марта). Его имя отсутствует в «Синаксаристе» Никодима Святогорца, в греч. печатных Минеях. В К-польском синаксаре А. Л. упомянут под 26 марта без подробностей, но в одной из афонских рукописей (Laur. I. 70), где память святого приводится 24 марта, сообщается следующее: «Блаженный отец наш Авраам, с младенчества избрав для себя ангельское монашеское житие, стал монахом и раздал все имущество свое бедным. И стал он лучшим образцом и примером для всех. Посему многие люди из окрестных городов, заслышав о его славе и добродетели, приходили к нему пользы ради. Он же, не вынеся скопления народа, отправился на Латрийскую гору и там еще более предавался воздержанию, бдению, посту, молитве и слезам и спал на голой земле. И, превзойдя добродетелью всех пребывавших там и наставив их ко спасению, отдал Богу душу».

Лит.: Σωφόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 4.

М. В. Грацианский

АВРААМ НАТФАРСКИЙ

АВРААМ НАТФАРСКИЙ (VI в.), прп. (пам. сиро-халд. 3 марта). После того как родители А. Н., исповедовавшие Христа, были замучены в гонение (340-379) при Шапуре II, он удалился в пещеру, расположенную рядом с древним г. Натфар, и пробыл там 3 года. Затем А. Н. нек-рое время путешествовал по Египту и Палестине, по возвращении откуда занялся проповедью среди еретиков и учительством. После кончины святого Иов, один из его учеников, устроил мон-рь на том месте, где преподобный провел свои последние годы. А. Н. известен как автор сочинений о монастырской жизни и против еретиков, а также комментариев на Евангелие (нек-рые сохранились в переводе на араб. язык).

Лит.: Assemani. BO. T. 1. P. 464; Ignace Éphrem II Rahmani. Studia Syriaca. Mont. Liban, 1904. P. 36-38, 66; Duval R. La littérature syriaque. P., 19073. P. 144-145, 223; Zotenberg Н. Catalogue des manuscrits syriacques de Paris. P., 1874. Ms. 239, n. 19. P. 44-49; Bedjan P. Liber Superiorum. P., 1901. P. 467-468; Paradisus Patrum. P., 1897. P. VII, 1001; Budge E. W. The book of Paradise. L., 1904. T. 1. P. LXII; T. 2. P. 1001-1075.

М. В. Ткаченко

АВРААМ ПРОСТЕЦ

АВРААМ ПРОСТЕЦ [Дитя] (IV в.), прп. Египетский (пам. копт. 27 окт.). Согласно рассказу аввы Нисфероя, приведенному в «Беседах отцов» прп. Иоанна Кассиана, А. П. получил прозвание Дитя (или Простец) за невинность и простоту нрава. Ведя строгую аскетическую жизнь, преподобный иногда выходил из пустыни и участвовал в уборке урожая. А. П. исцелил женщину, у к-рой пропало молоко, и тем спас ее ребенка от голода. В др. раз толпа насмешников потребовала от святого исцелить хромого для доказательства истинности христ. веры. Когда А. П. призвал имя Христово и потянул уже иссохшую ногу, искривленное колено распрямилось, и хромой снова смог ходить. Возможно, А. П. тождествен авве Аврааму, к-рый дает наставления в последней из бесед Кассиана, и тогда его житие можно дополнить новыми деталями: презрев мирские блага, А. П. не только удалился от родных в суровую пустыню, но и не принимал от них никаких приношений. Свою келью преподобный построил в 4 тыс. шагах от Нила, чтобы каждый раз, когда возникнет необходимость, проделывать долгий путь за водой. Призывая к бегству от мира и аскетизму ради Господа, А. П. в своем поучении советует подвижникам сообразовывать меру монашеских подвигов с собственными силами и не отказываться от необходимых послаблений и утешения общением с др. братьями, между к-рыми существует духовный союз, гораздо более крепкий, чем родство по крови. Вероятно, этому же святому отшельнику принадлежат три аскетические максимы, содержащиеся в «Изречениях святых отцов».

Ист.: Достопамятные сказания. С. 40-42; Изречения египетских отцов. [Гл.] 79. С. 49-50; Иоанн Кассиан. Собеседования. XV 4-5; XXIV // Писания. С. 443, 606-633.

Лит.: DHGE. T. 1. Col. 171.

М. В. Грацианский

АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВРААМИЕВ СМОЛЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВРААМИЙ

АВРААМИЙ - св.- см. Авраам, св.

АВРААМИЙ [АВРАМИЙ] БОЛГАРСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВРААМИЙ АЛАТЫРСКИЙ

АВРААМИЙ АЛАТЫРСКИЙ († 11.08.1837), настоятель алатырского в честь Св. Троицы муж. мон-ря. Подвизался в Саровской пуст., был другом прп. Серафима. В 1796 г. был возведен в сан игумена алатырского Свято-Троицкого мон-ря, в 1798 г.- в сан архимандрита. Ввел в мон-ре строгий Саровский устав. В 1801 г. построил ц. во имя прп. Сергия Радонежского с приделом свт. Димитрия Ростовского, освященным в 1814 г., перестроил в 1805-1808 гг. храм Св. Троицы и пристроил к нему трехъярусную колокольню высотой ок. 50 м. В 1803 г. особо почитаемая в обители чудотворная Казанская икона Божией Матери его стараниями была украшена золоченым киотом и серебряной ризой; в 1806 г. в Ключевской пуст., приписанной к мон-рю с 1764 г., был построен каменный храм, освященный в честь этой иконы. В 1818 г. А. А. были построены настоятельские покои и помещение для братии и послушников, в 1825 г. к ним пристроено каменное двухэтажное здание братских келий. В 1827 г. по причине слепоты А. А. вышел за штат. Отличался строгой подвижнической жизнью.

Лит.: Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь. М., 1906; ЖПодв. Сентябрь. С. 5.

Н. Н. Крашенинникова

АВРААМИЙ БЕЛОКОПЫТОВСКИЙ

АВРААМИЙ БЕЛОКОПЫТОВСКИЙ (Щёголев Андрей Семенович; 16.10.1829, с. Лугань Мещовского у. Калужской губ.- 10.05.1902), прот. Род. в семье пономаря. В 1852 г. окончил Мещовское ДУ и Калужскую ДС, 4 года был домашним учителем. В 1856 г. женился и был рукоположен во пресвитера к храму Успения Пресв. Богородицы с. Ильинского Перемышльского у. В 1859 г. после смерти жены и сына хотел уйти в мон-рь, но не получил благословения, т. к. на его попечении оставалась двухлетняя дочь. Оставшись в селе, жил по-монастырски и готовил к монашеству дочь. Открыл в своем доме школу. В 1869 г. по благословению духовника был направлен в Казанскую жен. Боголюбивую общину, основанную в 1868 г. (с 1892 Казанский Белокопытовский мон-рь), где его дочь приняла монашество. 19 апр. 1869 г. был тайно пострижен в монашество с именем А. Совершал богослужение по Оптинскому уставу. Обладал даром провидения и исцеления. После смерти строительницы обители А. Е. Белокопытовой принял на себя подвиг старчества. В 1896 г. возведен в сан протоиерея, награжден наперсным крестом. Погребен в часовне Белокопытовского мон-ря. Известен случай исцеления по его посмертным молитвам.

Лит.: ЖПодв. Ноябрь. С. 417-458.

АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВРААМИЙ ЖИЗДРИНСКИЙ

АВРААМИЙ ЖИЗДРИНСКИЙ († 1855), пустынник. В 1814-1824 гг. подвизался в рославльских лесах в Якимовической пуст. (см. Рославльские подвижники). После ареста земским судом по обвинению в бродяжничестве переселился в жиздринские леса, вел строгую отшельническую жизнь, за свои вдохновенные, утешительные беседы получил прозвание «уст Божиих». Под его руководством А. Е. Белокопытова в 1868 г. устроила в своей усадьбе жен. общину (с 1892 казанский Белокопытовский мон-рь). Нес подвиг старчества.

Лит.: ЖПодв. Март. С. 133-135.

АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК

Прп. Авраамий Затворник. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент

Прп. Авраамий Затворник. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент

прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. ради тезоименитства 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Время жизни можно датировать приблизительно не ранее 2-й трети XIII - нач.

XIV в., т. к. о Печерских святых, живших до монголо-татар. нашествия, сохранились более подробные сведения. А. З. упоминается в числе святых «града Киева» в «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII вв.). Мощи святого почивают в Ближних пещерах между мощами прмч. Анастасия и преподобных 12 зодчих. Местная канонизация А. З. совершилась при установлении митр. Киевским свт. Петром (Могилой) празднования Собора преподобных отцов Ближних и Дальних пещер - в 1643 г. Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775, 1784 гг., согласно к-рым имена ряда Киевских святых дозволялось вносить в общецерковные московские Месяцесловы. В «Службе святых отец, иже во пещере преподобнаго Антония, близ Великаго монастыря [почивающих]» (Собор Ближних пещер) А. З. упоминается вместе с преподобными Агапитом Елладием как «другой Авраамий» (3-й тропарь 6-й песни канона) в отличие от прп. Авраамия Трудолюбивого. А. з. имеются общий тропарь и кондак как затворнику Киево-Печерскому (составлены в Киево-Печерской лавре в 50-х гг. XX в.).

Ист.: Описание о российских святых. С. 24.

Лит.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 1. Сентябрь. С. 160-162; Вып. 12. Ч. 2. Август. С. 190-191; Голубинский. Канонизация святых. С. 202-203, 210; Минея (МП). Сентябрь. С. 724; Октябрь. С. 803.

Игум. Андроник (Трубачев)

АВРААМИЙ И КОПРИЙ ПЕЧЕНГСКИЕ

АВРААМИЙ И КОПРИЙ ПЕЧЕНГСКИЕ - преподобные (пам. 4 февр. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых). В 1492 г. поселились на р. Печенге, построили ц. в честь Преображения Господня и основали Печенгский мон-рь (в 20 верстах к западу от Вологды, в Грязовецком у.). Основные сведения об А. и К. П. содержатся в «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII - XVIII в.), к-рое сообщает, что «в лето 7000» (условная дата, т. е. до 1492) А. и К. П. поселились на р. Печенге и поставили ц. в честь Преображения Господня - так был основан Печенгский мон-рь. Время кончины преподобных неизвестно. Мощи А. и К. П. почивали под спудом в Преображенском храме мон-ря. Печенгский мон-рь был закрыт в 1764 г., церковь обращена в приходскую (погост Владимирско-Печенгский). По «Иконописному подлиннику» Г. В. Филимонова (под 25 сент.), «Авраамий подобием сед, брада аки Кирилла Белозерскаго, ризы преподобническия; Коприй подобием аки Александр Невский, ризы монашеския» (Филимонов. С. 33). Время отдельной местной канонизации неизвестно, в 1841 г. они вошли в Собор Вологодских святых, установленный еп. Вологодским Иннокентием (Борисовым), имена А. и К. П. включены в 3-й тропарь 9-й песни канона службы всем святым земли Вологодской (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 464).

Ист.: Описание о российских святых. С. 129.

Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1862. Февр. С. 23; Голубинский. Канонизация святых. С. 314; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 7-8; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковию и местночтимых. Вологда, 1890. С. 363-364; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 6. Февр. С. 46-47; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1 (4 февр.); Филимонов. Иконописный подлинник.

Игум. Андроник (Трубачев)

АВРААМИЙ ИГУМЕН

АВРААМИЙ ИГУМЕН († между 1377 и 1399, возможно, 1392), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Упоминается в «Палинодии» (1621) архим. Захарии Копыстенского (в 1624-1626 настоятель Киево-Печерского мон-ря), в «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII вв.) помещен в числе святых «града Киева» и отличается от преподобных Авраамия Затворника и Авраамия Трудолюбивого Киево-Печерских. Архиеп. Филарет (Гумилевский) указывал также, что «на старинной иконе Печерских чудотворцев Антониевой пещеры преподобный Авраамий назван игуменом». Несмотря на это, архиеп. Филарет и вслед за ним архиеп. Димитрий (Самбикин) приводят сведения об А. И. и о прп. Авраамии Затворнике слитно, под 21 авг. Архим. Леонид (Кавелин) и Н. П. Барсуков ясно различают 3 преподобных Киево-Печерских с именем А. Кончина А. И., как и др. игуменов, датируется в «Описании» условно: «Преставися в лето 6000». Среди игуменов Киево-Печерского мон-ря был только один с именем А.- между игуменами Давидом (упом. в 1377) и Никитой (упом. в 1399). А. И. был погребен в Киево-Печерском мон-ре, но где именно - неизвестно, неясно также время его канонизации к местному почитанию.

Ист.: Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных граммат и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. К., 18473. С. 137; Описание о российских святых. С. 19.

Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1864. Август. С. 84; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 12. Ч. 2: Август. С. 109-110; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 8; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 10-11.

Игум. Андроник (Трубачев)

АВРААМИЙ КОЖЕЕЗЕРСКИЙ

АВРААМИЙ КОЖЕЕЗЕРСКИЙ - прп. (пам. 27 июня) - см. АНТОНИЙ (АВРААМИЙ) КОЖЕЕЗЕРСКИЙ

АВРААМИЙ КОРЯЖЕМСКИЙ

АВРААМИЙ КОРЯЖЕМСКИЙ - прп.- см. Авраамий, прп., игум. мон-ря во имя Всемилостивого Спаса.

АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ

Псковский († 24.09.1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), первый игум. мон-ря в честь Преображения Господня, основанного, вероятно, в 1-й пол. XII в. на месте древнего поселения Мирожи, посада Пскова (см. Псковский Мирожский мон-рь). Его имя и время кончины указаны в святцах XVII в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 297; Т. 1. С. 355), в «Описании о российских святых», известном в списках кон. XVII - нач. XVIII в. Ко времени настоятельства А. М. относится строительство в мон-ре каменного собора в честь Преображения Господня с сохранившимися мирожскими фресками XII в. А. М. погребен в родном мон-ре, возможно в Преображенском соборе. Время его местной канонизации неизвестно, вероятно, она совершилась до нач. XVII в. и была подтверждена включением имени А. М. в Собор Псковских святых, установленный 10 апр. 1987 г. по инициативе митр. Псковского и Порховского Иоанна (Разумова).

Ист.: Описание о российских святых. С. 51-52.

Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1865. Сентябрь-декабрь. С. 110-111; Апрель. Чернигов, 1862. С. 92; Василев Н. Н. Псковский Спасо-Мирожский мужеский третьеклассный монастырь. Псков, 1868; Строев. Списки иерархов. Стб. 389; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 1. Сентябрь. С. 175; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 7; Успенский А. П. Фрески церкви Спаса Преображения Спасо-Мирожского монастыря. М., 1910; СИСПРЦ. С. 2; Голубинский. Канонизация святых. С. 314.

Игум. Андроник (Трубачев)

АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ

АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ († сер. XV в.), Олонецкий, прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), ученик прп. Корнилия Палеостровского. Об А. П. известно из «Сказания о жизни преподобнаго Корнилия Палеостровского» (ГИМ. Барс. № 863. Л. 4об.- 6, нач. XIX в.). А. П. пришел к прп. Корнилию, когда тот уже поселился в каменной пещере на о-ве Палье («Вспальев») Онежского оз. Общежительный Палеостровский мон-рь был устроен прп. Корнилием не позднее 1415-1421 гг. (этим временем датируется самый древний акт мон-ря - данная грамота Толвуйской земли на Палий о-в с малыми островами (ГВНиП. № 90. С. 147). Вместе с др. учениками А. П. строил храмы в честь Рождества Пресв. Богородицы, прор. Илии и свт. Николая, кельи для братии.

Поскольку прп. Корнилий бóльшую часть времени проводил в затворе, он уже при жизни должен был назначить себе преемника, к-рым стал А. П. После кончины прп. Корнилия (ок. 1420) А. П. похоронил его в пещере на месте подвигов, а впосл. обрел его святые мощи и положил под спудом в соборном храме в честь Рождества Пресв. Богородицы. Мощи А. П. покоились под спудом в соборном храме, рядом с прп. Корнилием. Время местной канонизации неизвестно. В 1613 г. Палеостровский мон-рь подвергся разорению от польско-литов. интервентов, впосл., в 1687-1689 гг., мон-рь был разорен разбойниками из раскольников, и бо́льшая часть архива пропала. Местное почитание обоих начальников мон-ря засвидетельствовано на протяжении всего XIX в. Архиеп. Сергий (Спасский) указывал общую память преподобных Корнилия и А. Палеостровских на 21 авг. и ставил их обоих в раздел местночтимых святых (Т. 2. Ч. 1. С. 253). Архим. Никодим (Кононов) в 1910 г. отмечал, что память А. П. «доныне благоговейно чтится служением панихид», но не привел никаких свидетельств об офиц. отмене прежнего почитания (С. 43). Местная канонизация А. П. была подтверждена включением его имени в 1974 г. в Собор Карельских святых, в 1981 г.- в Собор Новгородских святых.

Ист.: Корецкий В. И. Новгородские грамоты XV в. из архива Палеостровского монастыря // АЕ за 1957 г. М., 1958. С. 437-451.

Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Август; Преподобные обонежские пустынножители. Петрозаводск, 1868; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 316-317; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 12. Ч. 2: Август; Голубинский. Канонизация святых. С. 332; Сергий (Спасский). Месяцеслов; Никодим (Кононов). Олонецкий Патерик. Петрозаводск, 1910; Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших // ЖМП. 1974. № 12. С. 16-21; Минея (МП). Ч. 2. Август. С. 363-364; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 36.

Игум. Андроник (Трубачев)

АВРААМИЙ ПИНЕЖСКИЙ

АВРААМИЙ ПИНЕЖСКИЙ - прп. (пам. 21 июня). Время жизни и канонизации святого к местному почитанию неизвестно. Как чудотворец он отмечен в святцах Симона (Азарьина) 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. № 201. Л. 321). Е. Е. Голубинский предполагал, что А. «может быть основатель или один из настоятелей монастыря Похвалы Пресвятыя Богородицы, который находился на Пинежском волоку Двинской области, в нынешней Архангельской губернии» (С. 345).

Лит.: Голубинский. Канонизация святых.

Игум. Андроник (Трубачев)

АВРААМИЙ РАНЕНБУРГСКИЙ (Андрей Степанович Арестов)

АВРААМИЙ РАНЕНБУРГСКИЙ (Андрей Степанович Арестов) (Андрей Степанович Арестов; † 1871, раненбургская Петропавловская пуст.), инок. Из семьи священника. Окончил Рязанскую ДС. 14 июня 1853 г. принял монашество в раненбургской Петропавловской пуст., где и подвизался, под видом юродства скрывая своё благочестие и подвиги. Был прост, снисходителен, любвеобилен, нестяжателен и мудр. Имел дар прозорливости.

Лит.: Корсунский И. Раненбургская Петропавловская пустынь. Рязань, 1895. С. 90; ЖПодв. Август. С. 70-71; Василий Доронкин, свящ.Памятка о Раненбургской Петропавловской Пустыни Рязанской губернии // Русский инок. 1912. № 4.

АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ

АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ - прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Время жизни А. Т. можно датировать приблизительно 2-й пол. XIII - нач. XIV в., т. к. о Печерских святых, живших до монголо-татар. нашествия, сохранились более подробные сведения. В «Тератургиме» иером. Афанасия (Кальнофойского) (1638) А. Т. упоминается как «преподобный старец Авраамий многотрудный». Архиеп. Филарет (Гумилевский) предполагал, что А. Т. «в последнее время своей жизни подвизался в пещере и здесь после молитвы трудился над приготовлением всего нужного для пещерной братии, чем и заслужил название трудолюбивого» (С. 110). Мощи почивают в Ближних пещерах, в трапезе между прп. Исаиею Нифонтом. Местная канонизация А. Т. совершилась при установлении митр. Киевским свт. Петром (Могилой) празднования Собора преподобных отцов Ближних и Дальних пещер - в 1643 г. Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775, 1784 гг., согласно к-рым имена ряда Киевских святых (в т. ч. А. Т.) дозволялось вносить в общецерковные московские Месяцесловы.

Ист.: Афанасий (Кальнофойский), иером. Описание лавры Киево-Печерской и обеих пещер, с частью города Киева, по планам, им изданным при книге своей «Тератургиме» // Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных грамат и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. К., 1847. С. 291.

Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1864. Август; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 1: Сентябрь. С. 160-161; Вып. 12. Ч. 2: Август. С. 109-110, 190; Голубинский. Канонизация святых. С. 202-203, 210.

Игум. Андроник (Трубачев)

АВРААМИЙ УГЛИЧСКИЙ

АВРААМИЙ УГЛИЧСКИЙ († май 1611), игум. угличского Богоявленского муж. мон-ря в нач. XVII в., иногда ошибочно именуется Амвросием. Подробных сведений об А. У. нет. О мученической кончине А. У. известно из «Угличского летописца», к-рый сохранился в неск. списках XVIII в. В мае 1611 г. Богоявленский мон-рь был окружен отрядом польск. интервентов, к-рые обложили деревянные стены мон-ря хворостом и дровами и подожгли. В огне и от рук ворвавшихся в обитель интервентов вместе с А. У. погибли 37 иноков и ок. 300 угличских мирян. Панихидную память А. У., убиенных иноков Богоявленского мон-ря и более 300 мирян установлено творить 14 мая и в субботу мясопустную.

Ист.: Угличский летописец // Тр. ЯГУАК. М., 1890. Вып. 1. С. 123-124.

Лит.: Головщиков К. Д. Деятели Ярославского края. Ярославль, 1898. Вып. 1. С. 37; Киссель Ф. Х. История города Углича. Углич, 1844, 19942. С. 341-342; Ярославский К. Исторические сведения о бывших и существующих угличских монастырях с хронологическим перечнем начальствовавших лиц и с указателем источников и пособий для полного описания монастырей // Яросл. ЕВ. Ярославль, 1887. № 24. Ч. неофиц. С. 388-389.

В. В. Денисов

АВРААМИТОВ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ

АВРААМИТОВ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ [греч. ̓Αβραμιτῶν], в К-поле, был основан, по преданию, имп. Константином Великим для некоего мон. Аврамия (Patria CP. III 143). Это сообщение нельзя считать достоверным, т. к. до посл. четв. IV в. мон-ри в К-поле неизвестны. В Житии св. Матроны, прославившейся во времена имп. Маркиана (450-457), упомянут игум. этой обители Акакий (впрочем, и этот источник позднего происхождения не внушает доверия исследователям). По сведениям Иоанна Мосха (Луг духовный. Гл. 97), подлинным основателем мон-ря следует считать прп. Авраама, еп. Эфесского (кон. V - сер. VI в.), также учредившего мон-рь Византийцев в Иерусалиме. В 766/67 г. иконоборец-патриарх Никита приказал снять или замазать иконы (Theoph. Contin. P. 443); впрочем, возможно, что это сообщение относится к мон-рю Авраамия, основанному в V в. Согласно житию св. Анны (Евфимиана), Патриарх Тарасий (784-806) восстановил находившийся в запущении мон-рь Авраамитов не позднее 787 г., поскольку на VII Всел. Соборе в Никее уже присутствовал игум. мон-ря «Богородицы Авраамитов» Симеон. Главной святыней А. Б. м. почитался Нерукотворный Образ Богоматери (Ахиропиитос). При императоре-иконоборце Феофиле (829-842) монахи-авраамиты защищали иконы и не раз обличали его в ереси, за что были подвергнуты бичеванию и изгнаны из К-поля, но нашли убежище в мон-ре Предтечи в Фовероне на берегу Боспора, где приняли мученический венец (Theoph. Contin. P. 101). В католич. Церкви память мучеников-авраамитов отмечается 8 июля.

Лит.: Janin. Églises et monastères. P. 4-6.

И. В. Тамаркина

АВРААМИТЫ

1) сир. еретики IX в.; арабы называли их «брахиниах», по имени возглавлявшего их Ибрагима, или Авраама, Антиохийского. Они отрицали божественность Христа. Рассматриваются в качестве ответвления павликиан; 2) секта богемских деистов (см. Деизм), считавших, что они сохранили религию праотца Авраама, к-рой он держался до обрезания. Верили в Единого Бога, но отрицали Троицу, первородный грех и вечность адских мук. Не признавали значения Библии, за исключением 10 заповедей и молитвы Господней. После того как они не были признаны в качестве терпимой религии в Богемии, австр. имп. Иосиф II в 1783 г. изгнал их в Трансильванию. Часть из них была обращена в католичество.

Лит.: Weisskopf J. Abrahamiten // LTK. Bd. 1. Sp. 65.

В. В. Шмалий

АВРААМОВ

Егорий Авраамов. Феодоровская икона Божией Матери. 1702 г. (ГИМ)

Егорий Авраамов. Феодоровская икона Божией Матери. 1702 г. (ГИМ)

Егорий, иконописец 1-й пол. XVIII в.; жил в Полянской слободе, пригороде Костромы. Вероятно, был потомственным иконописцем: в документах Оружейной палаты под 1660 г. упоминается о костромском худож. Богоявленского мон-ря Аврааме Парфеньеве (Забелин. С. 34), возможно отце А. В 1735 г. А. вместе с сыном Семеном участвовал в росписи стен в ц. ап. Иоанна Богослова в Богословской слободе Костромы, о чем сообщалось в надписи на сев. стене храма. Сохранилась икона 1702 г. (ГИМ) - список «в меру и подобие» с чудотворной Феодоровской иконы божией Матери XIII в.,- написанная А. по заказу «посадского человека» И. Емельянова. На нижнем поле пространная надпись полууставом с текстом Сказания о чтимой иконе из Пролога XVII в. и пояснением, что образ написан с «добрым о Господе намерением, рачительным же и неотложным к Ея милости тщательством». Художественную манеру А. можно отнести к направлению школы Г. Никитина, сохранявшей местные традиции костромской иконописи.

Лит.: Забелин И. Е. Материалы для истории русского иконописания. М., 1850. С. 34; Покровский Н. В. Памятники церковной старины в Костроме. СПб., 1909. С. 47-48, табл. XVIII; Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII в.: Словарь. М., 1910. С. 202; 1000-летие русской художественной культуры: Кат. М., 1988. С. 356-357. Табл. С. 125.

Л. А. Корнюкова

АВРАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВРАМИОС

Аврáмиос [греч. ̓Αβράμιος] Иоанн (ок. 1650, Венеция - 1718, Вена), греч. ученый, книгоиздатель и переводчик. Из семьи критских греков. Получил начальное образование под руководством Илии Минятия, затем стал диаконом греч. храма св. Георгия в Венеции; издавал греч. книги. В 1694-1699 гг. преподавал на о-ве Закинф. Затем вернулся в Венецию, где был священником и преподавателем в греч. школе. Из-за конфликта с униатом Мелетием Типальдом, митр. Филадельфийским (резиденция к-рого находилась в Венеции), А. был вынужден в 1709 г. уехать в Бухарест, где сотрудничал с Антимом Ивериану, митр. Валашским, занимаясь печатанием греч. книг. А. написал неск. проповедей на церковные праздники (неопубл.), составил сборник эпиграмм на древнегреч., лат. и итал. языках (часть из к-рых сочинил сам) ̓Απανθίσματα ποιητικά (Поэтическая антология. Венеция, 1709). По заказу валашского господаря Константина Брынковяну А. перевел с итал. на греч. язык кн. «Fiore di philosophi» под названием Γνωμικὰ παλαιῶν τινῶν φιλοσόφων (Изречения некоторых древних философов. Тырговиште, 1713). Вместе с Антимом Ивериану А. был замешан в заговоре против валашского господаря Н. Маврокордата (осень 1716) и нек-рое время провел в заключении.

Лит.:

Legrand. Bibl. hell. XVII s. Vol. 3; idem. Bibl. hell. XVIII s. Vol. 1; Knös. L'histoire. P. 343-344; Oikonomides D. V. ̓Ιωάννης ̓Αβράμιος ὁ Κρῆς // ̓Αθηνᾶ. 1950. T. 44. σ. 59-93; idem. Ioann Avramie. Bukarest, 1944; ΘΗΕ. T. 1. Σ. 73-75; Karathanases A. E. Οἱ ῾Ελληνες λόγιοι στὴν Βλαχία. Θεσσαλονίκη, 1982. Σ. 155-157; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 120.

И. В. Т.

АВРАМИОТИССА, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

АВРАМИОТИССА, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - см. Евхаитская икона Божией Матери.

АВРАМОВ Михаил Петрович

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВРАМОВИЧ

Аврáмович [серб. Аврамовић] Димитрие (15.03.1815, с. Свети-Иван-Шайкашски (Пешт) - 1.03.1855, Нови-Сад), серб. художник и писатель. Учился в Пеште, в Нови-Саде окончил школу и гимназию, во время учения в к-рой проявились любовь и способности к живописи. Поступил в мастерскую к малоизвестному худож. Мише из Талияна, где писал небольшие иконы на стекле и самостоятельно изучал технику живописи. В 1835 г. поступил в Академию художеств в Вене и с отличием закончил ее через 2 года. Часть суммы за обучение А. внес митр. Бачский Стефан (Станкович), желая поддержать талантливого юношу. Своими способностями А. обратил на себя внимание учителей Академии и вскоре был приглашен расписывать Белградский кафедральный собор (см. Белград), где по поручению Будимского митр.

Михаила создал иконостас и ряд фресок (1841-1845), придав серб. святым национальные черты. По поручению кн. Карагеоргиевича расписал иконостас церкви в Тополе (1845-1846). В 1846 г. отправлен в командировку Министерством просвещения Сербии по старинным серб. и афонским мон-рям и храмам с задачей изучения серб. техники иконописи. В качестве отчета представил министерству в 1847 г. труд «Описание древностий у Светой (Атонской) гори», вышедший в том же году в Белграде с 13 литографиями и содержащий описание грамот серб. властителей и изображения монастырских святынь. В том же году А. был отправлен в новую командировку на Афон, в К-поль и Солунь, после чего издал кн. под названием «Света Гора са стране вере, художества и повестнице» (1848). В 1852-1853 гг. А. писал иконы для иконостаса церкви Врдникского Вознесенского мон-ря (Раваница) на Фрушка-Горе, для часовни в резиденции митрополита в Белграде и 6 запрестольных икон для церкви родного села. В 1855 г. занимался росписями ц. св. Иоанна в Нови-Саде. Скончался, не завершив работы. Похоронен у алтаря ц. св. Иоанна.

А. занимался переводом научного наследия И. Й. Винкельмана и опубликовал неск. фрагментов из его «Истории искусств Древнего мира» в газ. «Српски народни лист» в 1843 г.

Соч.: Описание древностий у Светой (Атонской) гори. Београд, 1847; Света Гора са стране вере, художества и повестнице. Београд, 1848.

Лит.: Коларић М. Димитриjе Аврамовић. Београд, 1955; Васић П. Димитриjе Аврамовић и његово доба // Летопис Матице српске. Нови Сад, 1970. књ. 406. св. 4. С. 415-426; Медаковић Д. Српска уметност у 19. веку. Београд, 1981. С. 99-107; Вуjовић Б. Саборна црква у Београду. Београд, 1996. С. 65-132.

С. Милеуснич

АВРЕЙ

АВРЕЙ († ок. 450 или 460), сщмч. (пам. зап. 16 июня), еп. Майнцский. Согласно житию, вел отшельническую жизнь на Рейне, активно обличал ариан, за что был отправлен в изгнание. Стал епископом Могонциака (совр. Майнц), вместе со своим диаконом был заключен в темницу гуннами (450) или, по др. источникам, вандалами (460), бежал в Тюрингию, вновь попал в тюрьму и был обезглавлен близ Рустенфельде. Франк. кор. Дагоберт I воздвиг над могилой А. храм; в 808 г. состоялось обретение и перенесение мощей А.

Лит.: ActaSS. Iun. T. 2. 1701. P. 43-93.

А. С. Небольсин

АВРЕЛИАН

АВРЕЛИАН [лат. Aurelianus] (III-IV вв.), свт. (пам. зап. 10 мая, 17 нояб.), еп. Лиможский; ученик св. Марциала и его преемник на кафедре г. Лимож (Центр. Франция); позднее предание, сообщающее о его жизни в апостольские времена, исторически мало достоверно.

Ист.: ActaSS. Maii. T. 2. Col. 282; Jun. T. 8. Col. 292.

Лит.: Jadin L. // DHGE. T. 5. Col. 717-718.

А. Р. Фокин

АВРЕЛИАН ИЗ РЕОМЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВРЕЛИЙ

АВРЕЛИЙ [лат. Aurelius] († 475?), свт. (пам. зап. 9 нояб.), еп. Ридицийский. Согласно сохранившимся лат. версиям жития, А. был епископом арм. г. Ридицио (город с таким названием в Армении неизвестен; Д. Рендич-Миоцевич отождествляет его с г. Ридер в Далмации). Когда на Западе начались гонения ариан на правосл. епископов, в Армению был изгнан свт. Дионисий Медиоланский, к-рый близко сдружился с А. После кончины свт. Дионисия († до 362 г.) А. отправился с его останками в Медиолан и передал их пастве. По настоятельным просьбам занимавшего тогда кафедру свт. Амвросия Медиоланского он остался в городе и здесь вскоре скончался. Благодарные христиане похоронили А. рядом со св. Дионисием. С исторической т. зр. в этих житиях, содержащих хронологические и фактические противоречия, подтверждается лишь факт прибытия А. в Милан, где сохранилось надгробие с надписью: Aurelius civitatis Riditionis episcopus (CIL. V 6183). В IX в. мощи А. были перенесены в Германию, в мон-рь Хиршау, где святой особо почитается.

Ист.: BHL. T. 1. P. 130; ActaSS. Nov. T. 4. P. 128 sq.

Лит.: AnBoll. 1899. T. 17. P. 80, 190 sq.; 1921. T. 39. P. 390-391; Muyldermans J. Aurelius (31) // DHGE. T. 5. Col. 743-744; Rendić-Mioсević D. Nuovi apporti all'ubicazione della sede di Aurelius Civitatis Riditionis Episcopus dell'iscrizione CIL V 6183 // Studi in Memoria di Giuseppe Bovini. Ravenna, 1989.

П. Б. Михайлов

АВРЕЛИЙ ВИКТОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВРЕЛИЙ И ПУБЛИЙ

АВРЕЛИЙ И ПУБЛИЙ (II в.), священномученики (пам. зап. 12 нояб.). В мартирологе Беды Достопочтенного названы Африканскими епископами. А. и Публий известны из сочинения Евсевия Кесарийского, приводящего их подписи в письме еп. Антиохийского Серапиона против монтанистов: «Аврелий Квириний мученик» и «Элий Публий Юлий, епископ Девельта, Фракийской колонии». Место и обстоятельства подвига этих святых неизвестны.

Ист.: Евсевий. Церк. ист. V 19; PG. 20. Col. 481; Bedae Martyrologia // PL. 94. Col. 1102.

Лит.: Duchesne L. Histoire ancienne de l'Église. P., 1906. T. 1. P. 270 sq.: DHGE. T. 1. P. 741-742.

О. Н. З.

АВРЕЛИЙ МАРК

АВРЕЛИЙ МАРК - см. Марк Аврелий.

АВРЕЛИЯ

АВРЕЛИЯ [Aurelia, от лат. aurum - золото; древнерим. родовое имя] (IV в.?), св. (пам. зап. 15 или 16 окт.); почиталась с раннего средневековья в 3 основных центрах: в Страсбурге, Регенсбурге и по берегам Боденского оз. Согласно страсбургской традиции, А. была сподвижницей св. Урсулы и претерпела мученическую кончину в Колонии Агриппина (совр. Кёльн, Германия) в гонение Диоклетиана. В регенсбургской традиции она отождествляется с блж. Аврелией († 1027), дочерью франц. кор. Гуго Капета (правил с 987), подвизавшейся в мон-ре св. Эммерама в Регенсбурге при еп. Вольфганге (972-994). В Брегенце на берегу Боденского оз. почиталась рим. дева Аврелия, к-рой была посвящена часовня, найденная св. Колумбаном и обращенная в языческое капище.

Ист.: BHL, N 818; ActaSS. Oct. 1845. T. 7. P. 27-31; Wettin. Vita Galli // MGH, Scr. Mer. T. 4. P. 260.

Лит.: Endres J. A. // HPBl. 1915. Bd. 156. P. 527-537; Pfleger L. // DHGE. T. 5. Col. 714-715; Braun. Tracht und Attribute. S. 110.

А. С. Н.

АВРЕЛИЯ И НЕОМИЗИЯ

АВРЕЛИЯ И НЕОМИЗИЯ (X в.?), святые (пам. зап. 25 сент.); почитаются в г. Ананьи (Центр. Италия). По местному преданию, 2 юные девы из царского (возможно, арм.) рода, спасаясь от мусульм. нашествия, отправились из Азии в Рим поклониться могилам святых апостолов; по пути они попали в плен к сарацинам, отряды к-рых грабили в то время Римскую обл.; счастливо избавившись от опасности, они нашли убежище в замке Мацерата близ Ананьи. После их смерти прославленные чудесами мощи святых были перенесены в мон-рь св. Репараты; в наст. время они находятся в кафедральном соборе Ананьи.

Ист.: ActaSS. Sept. T. 7. P. 137-141.

Лит.: Ambrosi de Magistris R. Storia di Anagni. R., 1889. T. 1. P. 292.

А. Р. Ф.

АВРЕЯ

АВРЕЯ [Хриса; греч. Χρυσῆ], прмц. Остийская (пам. зап. 24 авг.) - см. Остийские мученики.

АВРЕЯ АМЬЕНСКАЯ

АВРЕЯ АМЬЕНСКАЯ (VIII в.), прп. (пам. зап. 4 окт.), род. в Амьене (Франция). В юном возрасте оставила мирскую жизнь, присоединившись к св. Ульфе, ведшей отшельническую жизнь в мест. Бове. Вскоре у них появилось множество последовательниц, к-рые обратились к св. Ульфе с просьбой быть их наставницей. Получив разрешение у церковных властей, Ульфа основала мон-рь (Кастийон в Амьене) и поставила во главе его А. А., сама продолжила жизнь в уединении и вскоре умерла (31 янв. 789). Дата смерти А. А. неизвестна.

Лит.: Ledieu A. Aure (2) // DHGE. T. 5. Col. 706.

П. Б. М.

Предыдущая страница Следующая страница