Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "Е" (часть 2, "ЕВГ"-"ЕВС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е" (часть 2, "ЕВГ"-"ЕВС")

ЕВГЕНИЙ, КАНДИД, ВАЛЕРИАН И АКИЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВГЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВГЕНИЯ ГОГЕНБУРГСКАЯ

ЕВГЕНИЯ ГОГЕНБУРГСКАЯ [лат. Eugenia de Hohenburgo; франц. Eugénie de Hohenbourg] (VIII в.), св. католич. Церкви (пам. 16 сент.), дева, аббатиса мон-ря Гогенбург (впосл. Одилиенберг, ныне Мон-Сент-Одиль). В Житиях св. Одилии (Оттилии), основательницы мон-ря Гогенбург, и св. Атталы, сестры Е. Г., говорится, что святая была дочерью Эльзасского герц. Адальберта и племянницей св. Одилии. Став ее преемницей, аббатисой мон-ря, Е. Г. управляла им 15 лет. Сохранился диплом от 722 г. с подписью Е. Г. о пожаловании ее братьями мон-рю Гогенаугия (близ совр. Страсбура), основанному герц. Адальбертом. После смерти Е. Г. аббатисой стала ее сестра Гунделинда.

Е. Г. была похоронена близ могилы св. Одилии, но в 1622 г. захоронение было разрушено, а мощи перенесли в Оберенхайм (ныне Оберне, Франция). В 1624 г. большая часть мощей была возвращена в Гогенбург; во время вторжения швед. армии в Эльзас в 1632 г. они были уничтожены. Мощи, оставшиеся в Оберенхайме, хранятся там по настоящее время.

Ист.: ActaSS. Sept. T. 5. P. 332-335.

Лит.: Alter J. St. Eugénie ou un ange de la charité chrétienne au VIIIe siècle. P., 1868; Clauss J. Die Heiligen des Elsass im ihren Leben, ihrer Verehrung und ihrer Darstellung in der Kunst. Düsseldorf, 1935; Zimmermann A. M. Kalendarium benedictinum: die Heiligen und Seligen d. Benediktinerordens und seiner Zweige. Metten, 1937. Bd. 3. S. 59, 61-62; Barth M. Die hl. Odilia, Schutzherrin d. Elsass. Strasbourg, 1938. 2 Bde; Burg A. M. Histoire de l'Église d'Alsace. Colmar, 1946; Aubert H. Eugénie de Hohenburg // DHGE. T. 15. Col. 1376; Zimmerman A. M. Eugenia // BiblSS. Vol. 5. Col. 180.

И. Ф. Афанасьев

ЕВГЕНЬЕВ Андрей Иванович

Андрей Иванович (1833, Чернигов - 3.08.1890, С.-Петербург), педагог по вокалу, хоровой дирижер, композитор. В 1849 г. окончил С.-Петербургское театральное уч-ще, где обучался пению и игре на духовых инструментах; кроме того, брал уроки по теории музыки у И. К. Гунке и по инструментовке у О. И. Дютша. Впосл. преподавал сольное и хоровое пение в ин-тах и жен. гимназиях С.-Петербурга, занимался хормейстерско-исполнительской деятельностью. С 1849 по 1869 г. служил в имп. театрах в качестве хормейстера, репетировал с хором и готовил партии с солистами Итальянской оперы. Преподавал пение в театральном уч-ще (1850-1860), теорию музыки в С.-Петербургской консерватории (1863-1864), пение в Кронштадтском морском училище (70-е гг.). В 1880-1883 гг. руководил музыкально-драматическим кружком, к-рый в апр. 1883 г. поставил оперу П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Неоднократно открывал музыкальные школы или классы сольного и хорового пения в С.-Петербурге (в кон. 60-х и в 80-х гг.), в Харькове (в 1871-1872), в Кронштадте (в 1-й пол. 70-х гг.).

Небольшое композиторское наследие Е. включает несколько романсов и хоровых сочинений, сочинения для фортепиано, хоровые аранжировки и переложения для фортепиано в 4 руки отрывков (попурри) из опер М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова.

В 1900-х гг. было издано 3 муз. сочинения Е.: «Буди милость Твоя, Господи» (причастен для смешанного хора), «Свят Господь Бог наш», «Взыде Бог» (причастен Вознесению Господню) (2 последних для жен. хора).

Соч.: Элементарная школа пения, приспособленная к самоучению. СПб., [б. г.]. М.[: А. Гутхейль, б. г.2]; Заметка о преподавании пения в жен. гимназиях // Рус. муз. вестн. 1881. № 10-11; То же. СПб., 1888.

Лит.: [Некролог] // Новое время. 1890. № 5184; То же // ИВ. 1890. Кн. 10. С. 276; Муз. энцикл. М., 1982. Т. 6. Стб. 755.

А. А. Наумов

ЕВГИППИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВГРАФ Васильевич Еварестов

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВДЕМОН

ЕВДЕМОН - мч. Фракийский (пам. греч. 20 авг.) - см. в ст. Севир, Мемнон и 37 мучеников Фракийских.

ЕВДЕМОН I

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВДЕМОН II

ЕВДЕМОН II (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1700-1705). Был поставлен на Патриарший престол по смерти своего дяди, католикоса-патриарха Иоанна X (Диасамидзе; 1688-1692; 1695-1700), царем Кахети Ираклием I (Назарали-ханом) (1688-1691, 1696-1703; царь Картли в 1688-1703). Интронизация Е. была подтверждена грамотой иранского шаха (КЦ. Т. 4. С. 478). Е. был сторонником политического курса Ираклия I, преемником к-рого стал Вахтанг VI Багратиони (джанишин Картли в 1703-1712; царь Картли в 1716-1724). Груз. историк Вахушти Багратиони писал, что богобоязненный и боголюбивый Е. был весьма трудолюбив, уважал духовенство, строил церкви, украшал кресты и иконы, отличался милосердием, мудростью (Там же. С. 481). В 1705 г. царь, собиравшийся провести реформы в гос-ве, созвал Церковный Собор, на к-ром Е. был смещен и «обвинен в невежестве», на Патриарший престол был избран вернувшийся из России Доментий IV (Багратиони; 1705-1741), брат Вахтанга VI и его политический единомышленник (Там же).

Ист.: Вахушти Багратиони. История царства Грузинского // КЦ. 1973. Т. 4. С. 476, 478; ПГП. 1970. Т. 3. С. 627, 635, 636.

Лит.: Ломинадзе Б. Мат-лы XVII-XVIII вв. по истории хронологии Грузии // Мат-лы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1951. Вып. 29. С. 176 (на груз. яз.); Качарава Э. Евдемоз II (Диасамидзе) // Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 116-117 (на груз. яз.).

Э. Качарава

ЕВДОКИМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВДОКИМ НОВОЯВЛЕННЫЙ

ЕВДОКИМ НОВОЯВЛЕННЫЙ [Евдоким Ватопедский; греч. Εὐδόκιμος ὁ Νεοφανής], прп. (пам. греч. 5 окт.). В 1840 г. во время ремонта усыпальницы мон-ря Ватопед были обретены благоуханные мощи неизвестного инока с иконой в руках. Судя по одежде, он скончался в 1-й пол. XVII в. От мощей начались исцеления. Братия Ватопеда с благословения К-польского патриарха решила дать ему символическое имя Евдоким, т. е. прославленный или данный по благоволению. С тех пор он чествуется на Афоне как Е. Н. Благоухание от мощей исходит и в наст. время.

Ист.: Ϫουκάκης. ΜΣ. 1949. Τ. 10. Σ. 59-67; Афонский патерик. М., 1897, 2002р. Ч. 2. С. 212-218.

Лит.: Μαρτζέλος Γ. Οἱ ῞Αϒιοι τῆς Μονῆς // ῾Ιερὰ Μεϒίστη Μονὴ Βατοπαιδίου. Παράδοση, ἱστορία, τέχνη. ῞Αϒιον ῎Ορος, 1996. Τ. 1. Σ. 112.

Э. П. А.

ЕВДОКИМОВ Дьяконов Василий

ЕВДОКИМОВ Дьяконов Василий (Дьяконов Василий; † 1725?), государев певчий дьяк с нояб. 1683 г., уставщик в 1718-1723 гг., автор партесных гармонизаций. В хоре царя Петра I Алексеевича с 1689 г. Документы о продвижении по службе и о росте оклада Е., о его награждениях в честь церковных праздников собраны Н. П. Парфентьевым. Е. сопровождал царя вместе с группой государевых певчих дьяков в морском походе к Азову (1699), «в походе на Воронеж» (1701), в Астрахань (1722), а также в заграничном «походе», проехав от «Гданциха» (Данцига) до «Мекленбургской земли» весной 1716 г. Указом от 2 мая 1722 г. Е. как уставщику государевых певчих дьяков было поручено экзаменовать («апробировать») певчих «соборной церкви» (бывш. хора патриарших певчих дьяков) и письменно свидетельствовать «о надлежащем пения знании», отправляя доношения Святейшему Синоду (см.: РДМДМ.

Т. 2. Кн. 1. С. 60, 94). 14 дек. 1722 г. «надворный уставщик» Е. «объявил в Синоде указ Его Императорского Величества, чтобы сделать вновь и напечатать службы для викторий 27 июня, 30 августа, 28 сентября и на тезоименитство Ея Императорского Величества 24 ноября - мученице Екатерине, стихиры, литии и стиховны, тропари и кондаки, синаксари с литиями и величания» (см.: ОДДС). Рукописи этих служб (4-голосные партесные гармонизации знаменного и греч. распевов) хранятся в РГАДА (Ф. 380. Оружейная палата. Оп. 2. Ч. 7), нек-рые из них (на 30 авг.) принадлежат государеву певчему дьяку И. М. Протопопову, прочие не имеют указаний об авторстве. Возможно, Протопопов стал уставщиком после смерти Е. (см.: Плотникова. 2004).

Лит.: ОДДС. 1878. Т. 2. Ч. 2: (1722 г.). С. 603-605; Музыка на Полтавскую победу / Сост., публ., исслед. и коммент.: В. Протопопов. М., 1973. (ПРМИ; 2); Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты Российского государства XVI-XVII вв.: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челябинск, 1991. С. 197; Муз. Петербург: Энцикл. слов. СПб., 1999. Т. 1: XVIII в. Кн. 3. С. 97; Металлов В. М. Патриаршие, бывшие синодальные певчие // РДМДМ. Т. 2. Кн. 1. С. 60, 94; Плотникова Н. Ю. Партесные рукописи в собрании Оружейной палаты в РГАДА // ЕжБК, 2003. С. 485-493; она же. Государев певчий дьяк И. М. Протопопов и его партесные гармонизации // Музыка России: от ср. веков до современности: Сб. ст. / Ред.-сост.: М. Г. Арановский. М., 2004. Вып. 2. С. 30-50.

Н. Ю. Плотникова

ЕВДОКИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВДОКИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВДОКИЯ МАКРЕМВОЛИТИССА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВДОКИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ

Блж. Евдокия Суздальская. Роспись трапезной Горненского мон-ря, Иерусалим. 2006 г.

Блж. Евдокия Суздальская. Роспись трапезной Горненского мон-ря, Иерусалим. 2006 г.

(не позднее 1-й четв. XVIII в., Суздаль - 22.12.1776, там же), блж. (пам. 22 дек. и 23 июня - в Соборе Владимирских святых). Сведения о Е. С. крайне скудны. С 1726 г. подвизалась в Евфросиниевом суздальском в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне монастыре. Юродствовала, по рассказам современников, часто била себя по голове деревянной палкой или камнем.

На портрете, хранившемся до 1923 г. в настоятельских кельях обители, Е. С. изображена с обломком палки в руке; на ее голове, выше лба, заметны 2 желвака. Е. С. была похоронена за алтарем собора суздальского во имя святителя Василия Великого монастыря. На месте погребения почитатели подвижницы часто служили панихиды, а в 1825 г. был поставлен каменный памятник с железной кровлей, увенчанной крестом (не сохр.). По свидетельству настоятеля Васильевской обители игум. Модеста, в Суздале не было «почти ни одного помянника, где бы не было вписано имя» Е. С., «не бывает в городских храмах ни одной заупокойной литургии, во время которой при поминовении усопших по нескольку раз не возглашалось бы имя этой юродивой».

В 1982 г. по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) был установлен Собор Владимирских святых (23 июня, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери), в к-рый включена и Е. С. Подвижница изображена на иконе Собора Суздальских святых (кон. XX в.).

Лит.: Модест, игум. Суздальский Васильевский мон-рь. Владимир, 1874. С. 25-26; Димитрий (Самбикин). Тамбов, 1878. Вып. 2. С. 48; Голубинский. Канонизация святых. С. 323; Николай Михайлович, вел. кн. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 274; Минин С., свящ. Очерки по истории Владимирской епархии X-XX вв. Владимир, 2004. С. 130; Святые града Суздаля. Суздаль, 2004. С. 184-185.

А. В. Маштафаров

ЕВДОКСИАНЕ

ЕВДОКСИАНЕ - см. в ст. Евдоксий, еп. Германикийский, Антиохийский, К-польский.

ЕВДОКСИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВДОКСИЙ, АТТИК, АГАПИЙ, КАТЕРИЙ

Мученики Евдоксий, Аттик и Агапий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.156)

Мученики Евдоксий, Аттик и Агапий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.156)

[греч. Εὐδόξιος, ᾿Αττικός, ᾿Αγάπιος, Κατέριος] († ок. 320) и др., мученики Севастийские (пам. 3 нояб., пам. визант. 2 нояб.), пострадавшие в царствование имп. Лициния (по др. источникам, в правление имп. Деция). Воины Е., Ат. и К. за проповедь христианства претерпели различные истязания по приказу дукса Маркелла и архонта Авксана. Затем они были заключены в темницу, где их бичевали воловьими жилами и выбили зубы. В это же время были схвачены христиане Истукарий, Пактовий и Никтополион, к-рых били палками и подвергли др. пыткам, а затем сожгли вместе с упомянутыми выше воинами.

Краткое Житие Е., Ат., Аг., К. помещено в Минологии Василия II кон. X в. и в Синаксаре К-польской ц. кон. X в. под 2 нояб. В Синаксаре К-польской ц. и в Типиконе Великой ц. IX-X вв. вместе с этими святыми упомянуты мученики Марин, Океан, Евстратий и Товия (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 19; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 88).

При переводе древнерус. Пролога имена нек-рых мучеников претерпели значительное искажение (в этом виде они вошли в совр. календарь РПЦ). В визант. рукописях К. назван Картерием, Никтополион - Никополитианом (Синаксарь К-польской ц. и Минологий Василия II), Никополитом (Типикон Великой ц.) или Никополитаном (Crypt. Β. γ. IV, XII в.), Истукарий - Стираком (Синаксарь К-польской ц.), Стиракием (Минологий Василия II) или Ставракием (Патмосский список Типикона Великой ц.), Пактовий обычно именуется Товией, и только в Патмосском списке Типикона Великой ц. представлен др. вариант этого имени - Товил.

Ист.: PG. 117. Col. 139-142; SynCP. Col. 190; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 15; ЖСв. Нояб. С. 53.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 342; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 61.

Э. П. А.

ЕВДОКСИЙ, ЗИНОН И МАКАРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВДОКСИЯ

ЕВДОКСИЯ - мц. Канопская (пам. 31 янв.) - см. в ст. Кир и Иоанн, мученики-бессребреники.

ЕВЕИ

ЕВЕИ - палестинское племя, библейское - см. Ханаан.

ЕВЕЛПИСТ

ЕВЕЛПИСТ - мч. Римский (пам. 1 июня) - см. в ст. Иустин Философ и другие мученики Римские.

ЕВЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВЗОИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВИЛАСИЙ

ЕВИЛАСИЙ - мч. Кизический (пам. 6 февр.) - см. в ст. Фавста, Евиласий и Максим, мученики Кизические.

ЕВИЛМЕРОДАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВКАРП, БАРДОМИАН И 26 МУЧЕНИКОВ

ЕВКАРП, БАРДОМИАН И 26 МУЧЕНИКОВ [лат. Eucarpus], [лат. Bardomianus, Bardunianus], пострадали в рим. пров. Асия. Упоминаются под 25 сент. в мартирологах блж. Иеронима и Рабана Мавра. Цезарь Бароний внес их в Римский Мартиролог под тем же числом. Более подробные сведения о мучениках отсутствуют.

Ист.: ActaSS. Sept. Vol. 7. P. 57-58; MartHieron. Col. 125; MartRom. P. 415. N 5.

Лит.: Bardy G. Bardomianus // DHGE. Т. 6. Col. 775; Rimoldi A. Bardomiano (Bardoniano), Eucarpo e 26 compagni // BiblSS. Vol. 2. Col. 780.

О. И. Ф.

ЕВКАРПИЙ

ЕВКАРПИЙ - мч. Амисийский (пам. 23 янв.) - см. в ст. Климент, сщмч., еп. Анкирский.

ЕВКЛЕЙ

ЕВКЛЕЙ - мч. Пергийский (пам. 1 авг.) - см. в ст. Пергийские мученики.

ЕВКЛИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВКРАТ

ЕВКРАТ [греч. Εὐκράτης], прмч. (пам. греч. 21, 23 окт.). Время и место мученической кончины неизвестны. Память и стих Е. содержатся в визант. стишных синаксарях, где говорится, что он был обезглавлен (напр., ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г.). Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, предположил, что память Е. появилась в календарях в результате искажения имени сщмч. Сократа пресвитера (пам. греч. 23 окт. вместе с мц. Феодотой).

Ист.: ActaSS. Oct. T. 9. P. 4; Владимир (Филантропов). Описание. С. 522; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 401.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 326, 328; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1049; Mottironi S. Eucrate // BiblSS. Vol. 5. Col. 142; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 146.

Э. П. А.

ЕВЛАЛИЙ

ЕВЛАЛИЙ [греч. Εὐλάλιος] (сер. IV в.?), свт. (пам. греч. 29, 30 авг., суббота сырная). В визант. стишных синаксарях Е. упомянут как «иерарх, скончавшийся в мире» (SynCP. Col. 933), нек-рые исследователи, напр. Софроний (Евстратиадис), отождествляют его с Евлалием, еп. Лапифским (пам. кипр. 22 окт.). Однако, по мнению архиеп. Сергия (Спасского), Е. следует отождествлять с Евлалием, еп. Кесарии Каппадокийской, предшественником свт. Василия Великого (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 264). Согласно др. источникам, этим предшественником был еп. Кесарии Каппадокийской Евсевий (Greg. Nazianz. Or. 43. 37. 1), однако у историков церкви Сократа Схоластика (Socr. Schol. Hist. eccl. II 43) и Созомена (Sozom. Hist. eccl. IV 24) упомянут и еп. Кесарийский Евлалий или Евлабий, отец еп. Евстафия Севастийского, живший примерно в одно время с Евсевием. Вероятно, Е.- историческое лицо и действительно занимал Кесарийскую кафедру, однако в источниках очевидна неточность относительно времени его епископства.

Ист.: Fedalto. Hierarchia. T. 1. P. 19.

Лит.: ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1050; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 147.

О. Н. А.

ЕВЛАЛИЙ I

ЕВЛАЛИЙ I [Евлале, Евлати, Евлавиос; груз. ევლალე], католикос Картли (Мцхетский) (30-е гг. VI в.). Согласно груз. хронике «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли) и сведениям груз. историка XI в. Джуаншера, Е. взошел на престол во время царствования груз. царя-эрисмтавари Парсмана Схваи, сменив первого католикоса-грузина Савву I (20-30-е гг. VI в.). Оба источника свидетельствуют, что во время предстоятельства Е. в Грузию пришли родоначальники груз. монашества - прп. Иоанн Зедазнийский и 12 сир. отцов. В «Хронографической истории» Мхитара Айриванеци Е. упоминается под именем Елта (Мхитар Айриванеци. 1990. С. 36).

Ист.: Обращение Картли: Шатбердский сб. X в. / Ред.: Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1979. С. 326 (на груз. яз.); Джуаншер. Житие Вахтанга Горгасали // КЦ. 1955. Т. 1. С. 307, 315; Мхитар Айриванеци. Хронографическая история / Ред.: Л. Давлианидзе-Татишвили. Тбилиси, 1990 (на груз. яз.).

Лит.: Абашидзе З. Д. Евлале (Евлати, Евлавиос) I // Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 23 (на груз. яз.).

З. Абашидзе

ЕВЛАЛИЙ II

ЕВЛАЛИЙ II - католикос Картли (Мцхетский) (664-668). Его имя упоминается в списке католикосов груз. хроники «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли. 1979. С. 327). Известно, что он сменил на престоле католикоса Тавпечага II (50-60-е гг. VII в.), а его преемником в свою очередь стал Иоиль (Иовель) II (668-670).

Ист.: Обращение Картли: Шатбердский сб. X в. / Ред.: Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.).

Лит.: Абашидзе З. Д. Евлале II // Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 31-32 (на груз. яз.).

З. Абашидзе

ЕВЛАЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВЛАМПИЙ

ЕВЛАМПИЙ [греч. Εὐλάμπιος], мч. (пам. 3 июля) - см. в ст. Диомид, Евлампий, Асклипиодот и Голиндуха, мученики.

ЕВЛАМПИЙ И ЕВЛАМПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВЛОГИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВЛОГИЙ I

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВЛОГИЙ II

ЕВЛОГИЙ II - патриарх Александрийский (нач. XII в.). Известен как автор несохранившегося сочинения против ереси богомильства, распространившейся на Балканах в то время, и ересиарха Василия, казненного по приказу имп. Алексея Комнина ок. 1110 г. А. фон Гутшмид высказал предположение, что Е.- псевдоним неизвестного автора, появившийся под влиянием богословского авторитета свт. Евлогия I Александрийского.

Лит.: Gutschmid A., von. Verzeichniss der Patriarchen von Alexandrien // Idem. Kleine Schriften. Lpz., 1890. Bd. 2. S. 488; Лопарев. Каталог алекс. патриархов. С. XL; Grumel V. La Chronologie. P., 1958. P. 444.

Э. П. Г.

ЕВЛОГИЙ ПРОРОК

ЕВЛОГИЙ ПРОРОК [Юродивый, Салос; груз. ევლოგი წინასწარმეტყველი, სალოსი; греч. Εὐλόϒιος ὁ Σαλός], блж. (пам. груз. 1 апр.) Грузинской Православной Церкви, ясновидец (XII-XIII вв.). Сведения о Е. П. содержатся в 2 Житиях св. царицы Тамары (1184-1207/13) (КЦ. 1959. Т. 2. С. 85-99, 136-138). Е. П., монах, современник царицы, в 1203 г. сопровождал царскую свиту и груз. войско в Басиани, к месту битвы с тур. султаном Рукнаддином. Сражение вел супруг царицы Давид Сослан. Св. Тамара, Е. П., свт. Иоанн Шавтели и др. молились в мон-ре Вардзиа перед Вардзийской иконой Божией Матери о даровании победы грузинам в нерaвной битве (200 тыс. грузин против 400-тысячной армии турок). Прибыв в мон-рь Одзрхе, царица молилась за литургией об исходе битвы. Внезапно Е. П., взирая на небо, трижды упал на землю, затем со словами «Вот милость Бога!» взбежал на ближайшую горку. Прп. Иоанн Шавтели растолковал поведение блаженного царице, объяснив, что тот получил знак о благополучном исходе битвы. Позже подтвердилось, что именно в этот час грузины разбили войско султана (Там же. С. 99, 138). Грузинская Церковь отмечает память Е. П. в один день с прп. Иоанном Шавтели.

Э. Габидзашвили

ЕВЛОГИЙ СТРАННОПРИИМЕЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВЛОГИЙ ЮРОДИВЫЙ

ЕВЛОГИЙ ЮРОДИВЫЙ - см. Евлогий Пророк.

ЕВЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВМЕНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВНАПИЙ САРДСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВНИКИАН

ЕВНИКИАН - мч. Критский (пам. 23 дек.) - см. в ст. Критские мученики.

ЕВНИКИЯ

ЕВНИКИЯ - мц. Сирийская (пам. 28 окт.) - см. в ст. Терентий, Неонилла и др. мученики Сирийские.

ЕВНОИК

ЕВНОИК - мч. Севастийский (пам. 9 марта) - см. в ст. Севастийские мученики.

ЕВНОМИЙ

ЕВНОМИЙ [греч. Εὐνόμιος], епископ Веррии Фракийской (кон. IV в.). Защитник тринитарных взглядов Аполлинария, еп. Лаодикии Сирийской. С именем Е. связаны 2 фрагмента из послания к некоему Зосиме. Они сохранились в позднейшей патристической компиляции «Учение отцов о воплощении Слова» (Doctrina Patrum. P. 309, 312). Судя по фрагментам, время жизни и деятельности Е.- 70-80-е гг. IV в. Сторонник Аполлинария, Е. считает, что Иисус Христос, «воплощенный из простого, стал составным» (σαρκωθείς, ἀλλ᾿ ἐξ ἁπλοῦ ϒέϒονε σύνθετος), а «не двухприродным» (οὐ ϒέϒονε διφυής) и «у Него как у Единого одна природа, одно желание и одно действие» (μίαν αὐτοῦ δὴ σαφῶς ὡς νὸς τήν τε φύσιν κα τὴν θέλησιν κα τὴν ἐνέρϒειαν). Своими оппонентами Е. называл отцов каппадокийцев (κατὰ τὴν τῶν Καππαδοκῶν), начавших развивать учение о двух природах во Христе. Сложно сказать, какое влияние могли иметь взгляды Е. на последующую христологию. Несомненно, близкие к его взглядам выражения можно найти у монофизитских и даже более поздних монофелитских авторов. Однако собственно имя Е. ни у кого из позднейших авторов, кроме составителя «Учения отцов о воплощении Слова» (VI в.), не обнаружено.

Ист.: Lietzmann H. Apollinarius von Laodicea und seine Schule. Tüb., 1904. Bd. 1. S. 153, 276-277; Doctrina Patrum de incarnatione Verbi / Ed. F. Diekamp. Münster, 1907.

Д. В. Зайцев

ЕВНОН

ЕВНОН [груз. ევნონ], католикос Картли (Мцхетский) (ок. 40-х гг. VII в.). Из груз. хроники «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли. 1979. С. 327) известно, что Е. сменил на престоле католикоса Самуила V (30-е гг. VII в.) и его предстоятельство пришлось на период царствования эристава Степаноза II (ок. 627-650).

Ист.: Обращение Картли: Шатбердский сб. X в. / Ред. Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.).

Лит.: Абашидзе З. Д. Евнон // Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 31 (на груз. яз.).

З. Абашидзе

ЕВНУГОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВНУХ ФИЛАНТРОПИНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВОРА И ЕВНОЙ

Мученики Евора и Евной. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 179)

Мученики Евора и Евной. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 179)

[греч. Εὐβόρης (Εὐβόρη) κα Εὐνόη (᾿Ενόη)] († 341), мученики Персидские (пам. греч. 20 окт.), ученики сщмч. Милия, еп. Персидского (пам. 10 нояб.). После смерти своего наставника по приказу персид. царя Шапура II Е. и Ев. были побиты камнями. При переводе на греч. язык сир. Жития сщмч. Милия имена его учеников - пресв. Аборсама и диак. Синоя (Синая) были транскрибированы как Евора и Сеной. При последующей переписке рукописей имя Сеной превратилось в Еной и затем в Евной. В этой форме имена мучеников были внесены в совр. календари Греческих Церквей.

Казнь Милия, Е. и Ев. произошла 13 нояб., но из-за празднования в этот день памяти свт. Иоанна Златоуста память Милия была перенесена на 10 нояб. В греч. стишных синаксарях отдельное чествование его учеников было помещено под 20 окт. (напр., ГИМ. Син. греч. 353, 1-я пол. XIV в. Владимир (Филантропов). Описание. С. 522) и оттуда перешло в греч. печатные Минеи и «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца.

Ист.: BHО, N 772; BHG, N 2276; Bedjan. Acta. T. 2. P. 270-275; SynCP. Col. 220-222; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 394; ЖСв. Нояб. С. 197-200.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 325, 350; Т. 3. С. 463-464; Εὐβόρη // ΘΗΕ. Τ. 5(1). Σ. 295; Sauget J.-M. Miles, Aborsam et Sinai // BiblSS. Vol. 9. Col. 482-484; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 122, 336.

ЕВПЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВПОР

ЕВПОР - мч. Критский (пам. 23 дек.) - см. в ст. Критские мученики.

ЕВПРАКСИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВПРАКСИЯ (АДЕЛЬГЕЙДА) ВСЕВОЛОДОВНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВПРАКСИЯ ОЛИМПИЙСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВПСИХИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВПСИХИЙ И КАРТЕРИЙ

ЕВПСИХИЙ И КАРТЕРИЙ - мученики Кесарие-Палестинские (пам. греч. 5 и 15 нояб.) - см. в ст. Домнин, мч. (пам. греч. 5 нояб.).

ЕВРАЗИЙСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВРЕИНОВ Александр Николаевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВРЕЙСКИЙ ЯЗЫК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВРЕТ

ЕВРЕТ [греч. Εὐρήτος], мч. упоминание о нем сохранилось только в Житии прп. Феодора Сикеота (кон. VI - 1-я пол. VII в.; BHG, N 1748), где говорится, что в юности Феодор посещал церковь в Иополе (Илиополе (?), М. Азия), в к-рой совершалась память Е.

Ист.: [Георгий], игум. Житие прп. Феодора, архим. Сикеотского / Пер., вступ. ст., коммент.: Д. Е. Афиногенов. М., 2005. С. 34.

ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСЕВИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСЕВИЙ ГАЛЛИКАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСЕВИЙ И ФИЛИК

ЕВСЕВИЙ И ФИЛИК - мученики (пам. греч. 7, 19, 20 окт.) - см. в ст. Иулиан и Кесарий, мученики.

ЕВСЕВИЙ, НЕОН, ЛЕОНТИЙ И ЛОНГИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСЕВИЙ, НЕСТАВ И ЗИНОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСЕВИЙ, ХАРАЛАМПИЙ, РОМАН, МЕЛЕТИЙ (ТЕЛЕТИЙ), ХРИСТИНА

ЕВСЕВИЙ, ХАРАЛАМПИЙ, РОМАН, МЕЛЕТИЙ (ТЕЛЕТИЙ), ХРИСТИНА [греч. Εὐσέβιος, Χαραλάμπιος, ῾Ρωμανός, Μελέτιος, Χριστῖνα], мученики (пам. греч. 30, 31 мая). Память этих мучеников, сожженных в Никомидии, отмечается в большинстве визант. календарей под 30 мая: в Синаксаре К-польской ц. кон. X в. (SynCP. Col. 717), в Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 76; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 300), в синаксарях семейства В по классификации И. Делеэ (PG. 117. Col. 481), в Петровом Синаксаре РНБ Греч. 240, 1249 г. (протограф XI в.). Однако в византийских стишных синаксарях они делятся на 2 группы мучеников: память Р. и М., «усеченных мечом», отмечается 30 мая, а память «сожженных» Е. и Х. переносится на 31 мая (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.). Имя Христины при этом опускается. В таком виде упоминание об этих мучениках вошло в печатные греч. Минеи и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца.

В Мартирологе блж. Иеронима 30 мая отмечается память никомидийских царедворцев, на основании чего архиеп. Сергий (Спасский) предположил, что пострадавшие относятся к числу придворных христиан, казни и пытки к-рых происходили после 2 пожаров в никомидийском дворце Диоклетиана (303). Однако Делеэ, опираясь на сведения Карфагенского календаря, считает, что чтение «Никомидия» появилось в результате искажения названия африкан. обл. Нумидия.

В Патмосском списке Типикона Великой ц. IX-X вв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 76) уточняется, что мученики были сожжены в церкви.

Согласно Синаксарю К-польской ц., Иерусалимскому списку Типикона Великой ц. (X в.) и Петрову Синаксарю, собор (синаксис) в честь этих мучеников совершался в ц. вмц. Евфимии близ ц. св. Лаврентия в Петрии. По Патмосскому списку Типикона Великой ц., храм вмц. Евфимии находился в квартале Дексиократианы.

Ист.: PG. 117. Col. 481; SynCP. Col. 719; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 152-153.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 162-163; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1084; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 150.

ЕВСЕВИЙ-ЕФРЕМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСЕВИОТ

ЕВСЕВИОТ - мч. (пам. греч. 26, 27, 28 мая) - см. Алипий и Еввиот, мученики.

ЕВСЕВИЯ

ЕВСЕВИЯ [греч. Εὐσεβία] (нач. IV в.), прав. Евхаитская (пам. визант. в субботу накануне Крестопоклонной недели Великого поста). Сохранился панегирик Е. (BHG, N 632), написанный Иоанном Мавроподом, митр. Евхаитским (ок. 1000 - после 1075-1081), содержащий крайне мало сведений о жизни Е. Согласно этому тексту, Е. род. в Риме, происходила из благородного рода, но отказалась от почета и богатства. В нач. IV в., во время преследований христиан при императорах Максимиане (286-305, 307-308) и Максимине (309-313), Е. была приговорена к ссылке, однако бежала и нашла прибежище в г. Евхаиты (пров. Еленопонт). Дата смерти Е. неизвестна.

Ист.: Lagarde P., de. Iohannis Euchaitorum metropolitae quae in codice Vat. gr. 676 supersunt. Gött., 1882. Amst., 1979r. P. 202-207.

Лит.: Janin R. Eusebia, matrona di Euchaita // BiblSS. Vol. 5. Col. 243.

Ю. А. Казачков

ЕВСЕВОН МАККАВЕЙ

ЕВСЕВОН МАККАВЕЙ - мч. (пам. 1 авг.) - см. в ст. Маккавеи.

ЕВСЕЕВ Иван Евсеевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСИГНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСИКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСТАСИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСТАФИАНЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСТАФИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСТАФИЙ I

ЕВСТАФИЙ I [греч. Εὐστάθιος] († кон. 1025), свт. (пам. греч. 31 мая), патриарх К-польский (июль 1019 - нояб./дек. 1025). Сведений о его жизни сохранилось немного. Е. был протопресвитером церквей Большого дворца в К-поле и взошел на Патриарший престол после смерти патриарха Сергия II. По свидетельству визант. хрониста Георгия Кедрина, Е. был в преклонном возрасте и с трудом выдерживал длительные патриаршие службы (Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 479).

Ок. 1024 г. Е. по указанию имп. Василия II Болгаробойцы отправил посольство в Рим к папе Иоанну XIX с богатыми дарами с целью добиться от папы признания за К-польским патриархом титула «Вселенский» (Rodulfus Glaber. Historiae sui temporis. IV 1 // PL. 142. Col. 669-672). Предположительно папа Иоанн XIX согласился признать за К-польским патриархом этот титул.

Однако известие об этом вызвало недовольство на Западе, сообщал в письме папе аббат мон-ря Сен-Бенинь в Дижоне (Франция) Вильгельм. Не желая идти против мнения собственной паствы, папа был вынужден отказаться от этого предложения, и посольство византийцев вернулось, ничего не добившись (Hugo Flavinicensis. Chronicon. II 17 // PL. 154. Col. 240-242). Сведения об этих переговорах сохранились только в лат. источниках. От Патриаршества Е. сохранились синодальная грамота от 12 сент. 1019 г. о снятии запрета с Николая Агиоматика на служение в пределах столицы (Laurent V. Act du patriarche Sergius II. Acte du patriarche Eustathe. Acte du patriarche ďAnchialos // EO. 1934. Vol. 33. P. 305-309), датируемое маем 1024 г. синодальное постановление о монастыре св. Епифания в Керасунте (Ficker G. Das Epiphanios Kloster in Kerasus und der Mitropolit Alaniens // BNGJ. 1922. Bd. 3. S. 94-95) и др. (см.: RegPatr, N 825-828). Сохранилось также Жизнеописание Е., составленное неизвестным автором (BG. Vol. 10. P. 226).

Лит.: Hergenröther J. Photius Patriarch von Constantinopel: Sein Leben, seine Schriften und das griechische Schisma. Regensburg, 1869. Bd. 3. S. 729-730; Γεδεών. Πίνακες. 1890. Σ. 317; Darrouzès J. Eustathe de Constantinople // DHGE. T. 16. Col. 23-24; Κωνσταντινίδης Ι. Χ. Εὐστάθιος // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1090-1091; Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-лат. споров IX-XII вв. М., 2006. С. 107-121.

Р. Б. Буганов

ЕВСТАФИЙ II

ЕВСТАФИЙ II († 16.08.1309?), свт. (пам. 16 авг.), архиеп. Сербский в 1292-1309 гг. 3 февр. 1292 г. был избран на престол Сербской архиепископии после смерти архиеп. Иакова. Скудные сведения о жизни Е. изложены в Житии архиеп. Даниила II, написанном одним из учеников последнего. Е. вел строгую подвижническую жизнь и как ревностный пастырь заботился о «вверенном ему стаде». Обновил мон-рь Жича, опустевший после «нашествия безбожного языка куманского» (т. е. татар - орды хана Ногая, выступившей в 1291 на стороне болг. удельного правителя Шишмана). При нем «многогрешный чернец Герман» из мон-ря Милешева и св. Григорий II, еп.

Рашский, в мон-ре Печ написали для афонского мон-ря Хиландар т. н. Рашскую Кормчую (ГИМ. Воскр. 29-перг; РГБ. Унд. 25; см.: Стоjановић. Записи. Књ. 1. № 38, 40; Књ. 3. № 5543), была расписана ц. св. Ахиллия в Арилье, где Е. был изображен на зап. стене наоса храма (Бабић Г. Низови портрета српских епископа, архиепископа и патриjарха у зидном сликарству, XIII-XVI в. Београд, 1979. С. 322).

В период его управления в Сербской Православной Церкви (СПЦ) были учреждены Браничевская и Лимская епархии (кафедра в монастыре св. апостолов Петра и Павла на р. Лим), Ибарская епархия была преобразована в Звечанскую (см.: Косик В. И. Баньская епархия // ПЭ. Т. 4. С. 307), а из Охридской архиепископии в юрисдикцию СПЦ перешла Скопская епархия. Е. помог кор. Стефану Урошу II Милутину восстановить мирные отношения с Византией после военного конфликта нач. 90-х гг. XIII в., в 1298-1299 гг. вел переговоры с визант. посланником Феодором Метохитом, посещавшим неск. раз Сербию. В кон. окт. 1301 г., в период конфликта кор. Милутина с жителями Дубровника, Е. посетил приморье и попросил дубровчан прислать в Сербию делегацию для переговоров. При согласии кор. Милутина Е. на Соборе, созванном в Сербии, а не на Соборе хиландарского братства поставил иером. Даниила (впосл. архиепископ Сербский Даниил II) игуменом мон-ря Хиландар.

Вскоре после смерти Е. был прославлен в лике святых. Житие Е. и служба ему неизвестны, сведений о его почитании на Руси нет.

Лит.: Српски jерарси. С. 215-216; Милеуснић С. Свети срби. Нови Сад, 2000. C. 61-62; Слиjепчевић Ђ. Историjа. Књ. 1. C. 151-153.

Иером. Игнатий (Шестаков)

ЕВСТАФИЙ АПСИЛЬСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСТАФИЙ ИЗ ЯНИНЫ

ЕВСТАФИЙ ИЗ ЯНИНЫ [Εὐστάθιος ἐξ ᾿Ιωαννίνων] (1-я пол. XVIII в.?), греч. мелург. Сочинения Е. из Я. появляются в списках 1-й пол. XVIII в. Поскольку большая часть его рукописей афонского происхождения, можно предположить, что Е. из Я. подвизался на Св. Горе. Историк визант. музыки Г. Пападопулос в «Лексиконе» упоминает о нем кратко: «Имеются его херувимские. Время жизни неизвестно» (Παπαδόπουλος Γ. Λεξικόν τῆς Βυζαντινῆς Μουσικῆς. ᾿Αθῆναι, 1995. Σ. 86). В певч. рукописях, содержащих его произведения, ни о его имени, ни о его происхождении информации не обнаружено. Известен благодаря херувимской 3-го гласа, к-рая содержится в 9 рукописях (Ath. Pantel. 969. Fol. 145, XVIII в.; 972. Fol. 251, XVIII в.; Ath. Vatop. 1437. Fol. 156-161, 1763 г.; Ath. Stauronik. 234. Fol. 257, XVIII в.; Ath. Laur. 1024. Fol. 323v, 1747 г.; Athen. Bibl. Nat. 893. Fol. 194-199, 1747 г. и др.).

Лит.: Καραϒκούνης Κ. Χ. ῾Η παράδοση κα ἐξήϒηση τοῦ μέλους τῶν Χερουβικῶν τῆς βυζαντινῆς κα μεταβυζαντινῆς μελοποιΐας. ᾿Αθῆναι, 2003. Σ. 440-441.

Г. Анастасиу

ЕВСТАФИЙ МОНАХ

ЕВСТАФИЙ МОНАХ - автор небольшого послания «О двух природах во Христе», адресованного некоему Тимофею, к-рое датируется сер. или 2-й пол. VI в. Е. М. стремился доказать, что богословие ересиарха Севира, патриарха Антиохийского, противоречит святоотеческому учению. С этой целью Е. М. пространно цитирует Севира и др. монофизитских богословов, среди к-рых - Диоскор, архиеп. Александрийский, и Тимофей II Элур, патриарх Александрийский. Цитаты Е. М. из «Послания из Гангры» Диоскора, «Опровержения Халкидонского Собора и Томоса Льва» Тимофея Элура, а также из «Послания к Иоанну Никиоту» Севира Антиохийского являются единственными сохранившимися фрагментами этих сочинений.

Кроме того, сочинение Е. М. содержит неск. греч. параграфов «Гомилии на Рождество» Севира Антиохийского, сохранившейся только в сирийском переводе, и нек-рых др. его сочинений, в т. ч. «Филалета». Христология послания Е. М. близка к христологии Леонтия Византийского и отличается строго «халкидонским» характером.

Соч.: CPG, N 6810; Epistola ad Timotheum scholasticum: De duabus naturis adversus Severum // PG. 86. Col. 901-942; Idem // Pamphilus Theologus. Opus / Ed. J. Declerck. Eustaphius Monachus. Opus / Ed. P. Allen. Turnhout; Leuven, 1989. P. 391-474.

Лит.: Loofs F. Leontius von Byzanz und die gleichnamigen Schriftsteller der griechischen Kirche. Lpz., 1887. Bd. 1: Das Leben und die polemischen Werke des Leontius von Byzanz. S. 54-59; Lebon J. Le monophysisme Sévérien: Étude hist., lit. et théol. sur la résistance monophysite au concile de Chalcédoine jusqu'à la constitution de l'église jacobite. Lovanii, 1909. P. 307-308, 350, 373-375; Richard M. Opera minora. Turnhout, 1976. Vol. 1: Les florilèges diphysites du Ve et du VIe sièc. P. 721-748; Allen P. Greek Citations from Severus of Antioch in Eustathius Monachus // Orientalia Lovaniensia Periodica. Leuven, 1981. T. 12. P. 261-264; Darrouzès J. Eustathe // DHGE. T. 16. P. 26; Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg; Basel; W., 1989. Bd. 2/2: Die Kirche von Konstantinopel im 6. Jh. S. 277-285.

М. В. Грацианский

ЕВСТАФИЙ МЦХЕТСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСТАФИЙ РОМЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСТАФИЙ, ФЕСПЕСИЙ И АНАТОЛИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница