Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 9, "АЗЕ"-"АКВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 9, "АЗЕ"-"АКВ")

АЗЕК

Азе́к [Азека; евр. АЗЕК , АЗЕК ], г. в Сев. Иудее. Впервые упоминается в библейском рассказе о победе Иисуса Навина над 5 амморейскими царями (Нав 10. 10-11); далее - в описании городов колена сынов Иудиных (Нав 15. 35); в истории Давида и Голиафа (1 Цар 17. 1); в рассказе об укреплении городов Ровоамом (922-915 до Р. Х.) (2 Пар 11. 9) и в ассир. надписи из Британского музея, сообщающей о походе Саргона II 712 г. против правителя Ашдота. А.- один из двух последних оплотов Иудеи против вавилонян (Иер 34.

7; лахишский текст № 4 (ANET, 322)), взятый Навуходоносором (ок. 588), а после плена заселенный «сыновьями Иуды» (Неем 11. 30). Евсевий Кесарийский помещает его между Элевтерополем (совр. Бет-Гуврин) и Иерусалимом (Ономастикон 18. 10).

В XIX в. А. на основе письменных источников был отождествлен с совр. Телль-Захария, холмом в 9 км от Бет-Гуврина. Уже на мозаичной карте из Медевы (2-я пол. VI в.) эта местность названа ΒΕΘΖΑΧΑΡ (т. е. Бет-Захария, совр. Кефар-Захария). Рядом изображена большая церковь с портиком и тремя проемами в верхнем ярусе, полукруглым двором и стоей, с подписью: «Памятник Святому Захарии». М. Ави-Йона предложил видеть в нем новопостроенный комплекс вокруг гробницы прор. Захарии, но уже в «Паломнике Пьяченцы в Святую Землю» (570) (см. Пьяченцы Паломник) говорится о посвящении храма Захарии, отцу Иоанна Предтечи.

Холм Телль-Захария возвышается над долиной на 117 м, имеет крутые склоны и плоскую вершину. В 1898-1899 гг. на этом месте были произведены археологические раскопки Ф. Дж. Блиссом (Палестинский исследовательский фонд) по новой тогда стратиграфической методике (см. Археология). Были изучены слои от 3000 г. до Р. Х. вплоть до эпохи эллинизма, а собранные материалы легли в основу хронологии палестинской керамики «библейского периода».

Лит.: Bliss F. J., Macalister R. A. C. Excavations in Palestine: During the Years 1898-1900. L., 1902; Avi-Yonah M. Madaba Map. Jerusalem, 1954; Аlbright W. F. The Archaeology of Palestine. Harmondsworth, 1960. P. 30-31; Stern E. Azekah // EAEHL. Vol. 1. P. 141-143 [библиогр.]; Azekah // OEANE. Vol. 1. P. 243; Stern E. Azekah // ABD. Vol. 1. P. 537-539.

Л. А. Беляев

АЗЕЛЛА

АЗЕЛЛА [лат. Asella, греч. ̓Ασέλλα] (ок. 334 - после 405), прав. (пам. зап. 6 дек.). Блж. Иероним, посвятивший ей похвальное слово, называет А. «цветком Господа» и сообщает, что она жила в Риме, в возрасте 10 лет постриглась в монахини и с 12 лет многие годы жила в затворе. Нек-рые считают ее сестрой св. Марцеллы Римской на основании одного места из письма Иеронима (Ep. 45, 7), хотя слово «сестра» указывает скорее на духовное, чем на кровное, родство. Ок. 405 г. Палладий Еленопольский посетил А. в Риме, где в ее доме проходили собрания, на к-рых присутствовали многие новообращенные христиане.

Ист.: BHL, N 723; Hieronymus. Ep. 24 ad Marcellam; Ep. 45 // PL. 22. Col. 427-428; 480-484; Palladius. Lausaic, 41. T. 2. P. 129, 219, n. 78; Палладий. Лавсаик. Гл. 116.

Лит.: Gorce D. Asella // DHGE. T. 4. Col. 915-917.

А. И. Макаров

АЗЕРБАЙДЖАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЗИК

А́зик [лат. Asicus, ирл. Assic] (V в.), еп., исп. (пам. зап. 27 апр.). Один из первых ирландцев (мастер по литью металла), обращенных в христианство св. Патриком. Годы его пастырского служения прошли в местности Донегал на севере Ирландии. Более точных сведений не сохранилось.

Лит.: Lives of the Irish Saints and Martyrs. N. Y., 1870. P. 115; Lives of the Irish Saints. Dublin, 1875. T. 4. P. 506; Insula Sanctorum, or Ireland's Ancient Schools and Scholars. Dublin, 1893. P. 161.

П. Б. М.

АЗИМО

А́зимо [лат. Asimo] (V в.), свт. (пам. зап. 19 янв.). Первый епископ г. Кур (Швейцария), присутствовал на церковном Соборе в Милане (451). Проповедовал Евангелие среди жителей Альп. Почти всю жизнь А. прожил в башне древней рим. крепости.

П. Б. М.

АЗИРИАН И ЕПИМАХ

АЗИРИАН И ЕПИМАХ [Ираклий], мученики Египетские (пам. копт. 31 окт.). Время жизни неизвестно; возможно, их следует отождествлять со святыми Епимахом Новым Александрийским и Гордианом Римским, память к-рых по Римскому мартирологу совершается 10 мая.

АЗКИР

АЗКИР [эфиоп. АЗКИР , происхождение и этимология имени неизвестны] (V в.), мч., свящ., пострадавший от южноарав. иудеев. Его житие существует наряду с синаксарной в более полной версии, очевидно переведенной на геэз с араб. языка в XIV-XV вв. Оригинал его был скорее всего написан по-сир. не ранее 2-й четв. VI в. Согласно житию, А. проповедовал христианство в Награне при царе Химьяра Сарабхиле (Сарабхеле) Данкэфе (Шарахбиил Яккуф, 2-я пол. V в.), был схвачен по приказу 2 наместников этого поселения - За-Сээлбана и За-Кефана (т. е. представителей знатных сабейских родов зу Сулубан и зу Кайфан) - и брошен в темницу, но и там продолжал проповедовать и крестить новообращенных. Доставленный по повелению царя в Зафар, А. защищал веру Христову в диспуте с находившимися при дворе иудеями. По наущению одного из раввинов царь осудил его на распятие и сожжение живьем в Награне, дабы устрашить новообращенных, но святой вышел невредимым из огня. После неудачной попытки побить мученика камнями иудеи отсекли ему голову мечом. Вместе с А. мученического венца удостоились 38 награнских христиан, клириков и мирян. Их память отмечается в Эфиопии 24 хэдара (20 или 21 нояб.). Насыщенное южноарав. реалиями житие А. свидетельствует о том, что политика преследования христиан стала проводиться проиудейски настроенными царями Химьяра задолго до убиения в кон. 523 г. награнских мучеников.

Лит.: Conti Rossini C. Un documento sul cristianesimo nello Iemen al tempi del re ŠarАЗКИР bl Yakkuf // Rendiconti della Reale Accad. dei Lincei, Cl. di scr. morali, stor. e filolog. 1910. Vol. 19. Ser. 5. P. 705-750 [изд., пер., исслед. жития]; Ryckmans J. Le christianisme en Arabie du Sud préislamique // Atti del Convegno intern. sul tema: L'Oriente cristiano nella storia della civiltà (Roma, 31 marzo - 3 aprile 1963; Firenze, 4 aprile 1963). R., 1964. P. 421-422, 435, 442-443; Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье. М., 1985. С. 159, 162.

С. А. Французов

АЗОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

АЗОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 авг.), почитание начинается при царевне Софье Алексеевне, со времени начала русско-турецкой войны в 1686 г. под предводительством кн. В. В. Голицына. Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 хранилась в Историческом музее им. Александра III, в наст. время местонахождение неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л. Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого. Особенность иконографии - изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу - символы государственности. Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Св. Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже - конный воин, поражающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши.

В 1696 г., после победы под Азовом, Ильинская Черниговская икона Богоматери была преподнесена настоятелем Болдинского Троице-Ильинского мон-ря в Чернигове архим.

Лаврентием (Крщановичем) с братией царю Петру I. В нижней части этой иконы помещено изображение А. и., расположенное над топографической картой-планом дислокации рус. и тур. войск (слева); схематичным планом города-крепости и аллегорической фигурой Времени (в центре); крестным ходом из Троицкого собора Болдинского мон-ря, возглавляемым Московским Патриархом Адрианом (справа) (ныне хранится в Музее истории религии, С.-Петербург; др. икона того же времени и подобной иконографии хранится в ГТГ). Особой службы иконе составлено не было.

Лит.: Борин В. Два памятника иконографии XVII и XVIII вв.: Икона Азовской Божией Матери и прорись с нее // Светильник. 1914. № 8. С. 2-12; Борин В. Памятники Азовских походов // Там же. 1914. № 11-12. С. 27-34; Русская живопись XVII-XVIII вв.: Кат. Л., 1977. С. 103; Russische Ikonen und Kultgeräte aus St. Petersburg. Köln, 1991. № 31, ил. 29; Великие и чудотворные / Сост. В. Е. Суздалев. Н. Новг., 1994. С. 40; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в Имп. России. М., 1995. С. 358-360.

Е. В. Буренкова

АЗОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

АЗОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ - образована в 1700 г. План учреждения епархии в Приазовье возник вскоре после завоевания Азова рус. войсками в 1696 г. В проекте освоения завоеванных территорий, поданном в 1700 г. царю Петру I Иерусалимским Патриархом Досифеем II, предусматривалось учреждение в Приазовье митрополии по образцу греч. митрополичьих округов, с подчиненными епископиями. Митрополичья кафедра в Азове была создана в том же году, однако не как митрополичий округ. На Азовскую кафедру был назначен Досифей (Хореско), бывш. митр. Сочавский и Молдовлахийский, проживавший в России с 1696 г., после освобождения из польск. плена; митр. Досифей скончался в Москве в 1701 г., так и не прибыв в Азов. 21 июня 1701 г. на Азовскую митрополию был назначен Парфений (Небоза), бывш. митр. Лаодикийский. В Азов митр. Парфений также не прибыл, 3 дек. 1703 г. он был переведен на Холмогорскую кафедру. После него архиереи на Азовскую кафедру не назначались. Митрополия не имела четких границ, возможно, к ней были приписаны донские городки. С 1704 г. Азов, по всей вероятности, находился в ведении Патриаршего Духовного приказа; функции духовного управителя были возложены на архим. Азовского во имя Иоанна Предтечи мужского мон-ря (Материалы по истории Воронежской и соседних губерний / Собр. и изд. Л. Б. Вейнберг. Воронеж, 1888. Вып. 12, № 534. С. 1227-1230). По договору 5 апр. 1712 г., заключенному после прутского похода 1711 г., Азов и Приазовье вновь отошли к Турции.

Повторно вопрос об учреждении архиерейской кафедры в Азове был поднят правительством императрицы Екатерины II в 1771 г. (до офиц. вхождения Приазовья в состав России по Кючук-Кайнарджийскому трактату в 1774). В состав Азовской епархии предполагалось включить города Азов, Таганрог (в 1770 приписаны к Воронежской епархии), крепости Днепровской линии, территории Нижнедонского бассейна, а также правосл. храмы Крыма, что должно было укрепить рус. влияние в Новороссии. Проект был отклонен Святейшим Синодом, предложившим передать названные территории в состав Воронежской епархии. 9 сент. 1775 г. Азовская губ. (образована в том же году) вошла в состав новоучрежденной Славянской и Херсонской епархии (см. Днепропетровская епархия). В 1934-1937 гг. существовала Азовско-Черноморская обновленческая епархия во главе с «митрополитом» Петром (Сергеевым).

Лит.: ИРИ. Ч. 1; Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви. М., 1892. Вып. 1; Покровский И. М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церк.-ист., стат. и геогр. исслед. Каз., 1897. 2 т.; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI-XVII вв. Серг. П., 19142.

Д. А. Миндич

АЗОВСКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЗОВСКО-ДОНЕЦКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (НОВОДОНЕЦКИЙ ПРЕДТЕЧИЕВ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЗОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Ростовской епархии, учреждалось дважды. В первый раз просуществовало с 6 июля по 27 окт. 1927 г., когда Азовским епископом был Серафим (Силичев). Второй раз было учреждено постановлением Свящ. Синода от 10 апр. 1989 г. Почти 4 года епископом Азовским был Сергий (Полеткин) - с 5 мая 1989 по 23 февр. 1993 г. С перемещением еп. Сергия на самостоятельную Самарскую и Сызранскую епархию нового назначения на А. в. не последовало, и его можно считать прекратившим существование.

Лит.: Губонин М. Е. История иерархии Русской Православной Церкви. Ч. 1. Ркп.

П. Н. Г.

АЗОТ

АЗОТ - см. Ашдод, город филистимлян.

АЗУРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

АЗУРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Миасинская] (празд. 1 сент.). Согласно преданию, А. и. находилась в мон-ре Богоматери, основанном в V в. прп. Акакием, еп. Мелитинским, в местности Миасины (отсюда второе название иконы), на р. Азур вблизи одноименного озера, в окрестностях Мелитины (М. Армения). Во время правления имп.-иконоборца Льва III Исавра (717-741) А. и. из-за боязни ее уничтожения гонителями иконопочитания была погружена иноками в озеро, из глубин к-рого она чудесным образом всплыла (856 или 864), ознаменовав окончание эпохи иконоборчества. Явившаяся икона была вновь помещена в тот же мон-рь. В память чудесного обретения образа был установлен праздник - Собор Богородицы в Миасинах, в XI в. особенно торжественно отмечавшийся в Халкопратийском храме К-поля (1 сент.). В XI в. память обретения А. и. (Собор Богородицы в Миасинах) была включена в синаксарь, в частности в его стишную (метрическую) редакцию, откуда попала во все позднейшие месяцесловы. Древняя А. и. неизвестна. На поздних ее воспроизведениях (с нач. XIX в.) представлен образ Богоматери Одигитрии с Младенцем Иисусом на правой руке. Подробное описание иконографической композиции обретения А. и. содержит Сводная редакция иконописного подлинника (нач. XVIII в.) под 1 сент. Отдельная служба в честь А. и. и древние сказания о ней неизвестны. Двустишие в память ее чудесного обретения было написано (вместе с др. проложными стихами) не позднее 1050 г. Христофором Митилинским; на слав. язык переведено в Сербии в 1-й пол. XIV в. На основании стиха и проложной памяти иером. Иоанникий (Галятовский) написал кратчайшее сказание для соч. «Небо Новое», используемое всеми позднейшими авторами, писавшими об иконах Богоматери.

Лит.: Пролог. М., 1641. Сент.-февр. Л. 1 (и поздн. изд.); Иоанникий (Галятовский), иером. Небо Новое, з новыми звездами сотворенное. Львов, 1665. Л. 68; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 266; Т. 3. С. 349.

А. А. Турилов

АИАЛОН

АИАЛОН [евр. אילון, АИАЛОН ], город к северо-западу от Иерусалима. А. (под именем Айалуна) упомянут в амарнских письмах (как город, «отпавший к хапиру»,- № 273). Неоднократно встречается в ВЗ: среди городов, по жребию принадлежавших Данову колену (Нав 19. 42), к-рый, однако, остался незавоеванным (Суд 1. 35); как город левитов, предназначенный для потомков Каафа (Нав 21. 24; 1 Пар 6. 69-70). Заселялся также ефраимитами (1 Пар 6. 69) и потомками Вениамина (1 Пар 8. 13; 2 Пар 11. 10). Город с таким именем упомянут также в колене Зевулоновом (Суд 12. 12). А. отождествляют с Телль-эль-Квока (совр. Ялу, 22 км к северо-западу от Иерусалима), возвышающимся над Аиалонской долиной у Иерихона. Древнейшие слои памятника восходят к среднебронзовому веку. Археологически мало изучен.

Лит.: Abél F. M. Géographie de la Palestine. P., 1938. Vol. 2. P. 241; Kraeling E. G. Bible Atlas. Jerusalem, 1956.

Л. А. Беляев

АИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АИФАЛ

АИФАЛ [греч. ̓Αειθαλᾶς, от сир. АИФАЛ ], сщмч. Персидский (пам. 1 сент., 3 нояб.) - см. Акепсим, Иосиф и А.

АЙ

АЙ - город - см. Гай.

АЙВАЗОВ Иван Георгиевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЙГУЛЬФ

АЙГУЛЬФ [древневерхненем. Aigulf, Ayou, Egolf - сильный волк] (ок. 630, Блуа, Франция - 676), прмч. (пам. зап. 3 сент.). После 650 г. принял монашество в мон-ре Флёри близ Нарбона (Юж. Франция); с 670 г. настоятель бенедиктинского мон-ря Лерен. Был схвачен недовольной его преобразованиями братией и убит вместе с др. монахами (по др. источникам, убит сарацинами). А. почитался как целитель бесноватых.

Ист.: ActaSS. Sept. T. 1. 1746. P. 728-763.

Лит.: Moris H. L'abbaye de Lerins. P., 1909. P. 23.

А. В. П.

АЙДАН

АЙДАН [лат. Aidan, Aedhan] (Ɨ 651, Бамборо, Нортумбрия), свт. (пам. зап. 31 авг.). Учился у св. Сенана в Инискати, затем монах мон-ря Айона (на одноименном острове у юго-зап. побережья Шотландии); приглашен кор. Освальдом в Нортумбрию (Сев. Англия) для обращения в христианство англосаксов. С 635 г. епископ Нортумбрии. Основал мон-рь Линдисфарн на о-ве Холи-Айленд (у побережья Нортумбрии), где был погребен, но после Собора в Уитби (664) часть мощей А. была перенесена в Айону.

Ист.: Beda. Historia ecclesiastica gentis Anglorum. III 3, 14-17, 25, 45 sqq.

Лит.: Zimmermann A. Kalendarium Benedictinum. Metten, 1933. Bd. 2. S. 644; BiblSS. T. 1. P. 625-627; Delius W. Geschichte der irischen Kirche. Münch.; Basel, 1954.

А. В. П.

АЙДАНОВАЦКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

АЙДАНОВАЦКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [серб. Аjдановац манастир] Нишской епархии Сербской Православной Церкви, расположен в Юж. Сербии (Югославия), в предгорьях хребта Ястребац близ Айдановаца, в окрестностях г. Прокупле. Согласно народному преданию, основан кор. Милутином Урошем II. Сохранившаяся настенная надпись ц. вмч. Георгия сообщает о том, что фрески были написаны в 1492 г., и содержит имена 2 игуменов - Даниила и Матфея. Это письменное свидетельство и архитектура храма дают возможность предположить, что церковь воздвигнута ок. 1485 г. Она представляет в плане вытянутый прямоугольник, однонефная, с круглыми апсидами, перекрыта двускатной кровлей. Обновлялась в 1887 и 1907 гг. Вследствие военных действий в 1916-1918 гг. во время первой мировой войны монашеские кельи были разрушены. С помощью гос-ва и на народные пожертвования обитель была восстановлена. До 1936 г. храм вмч. Георгия числился приходским. Росписи сохранились частично. В мон-ре проводились реставрационные работы и консервация фресок, завершившиеся в 1996 г. В 2000 г. в обители жил один иеромонах.

Лит.: Шупут М. Споменици српског црквеног градитељства XVI-XVII века. Београд, 1991. С. 22-23; Милеуснић С. Водич кроз манастире у Србиjи. Београд, 1995. С. 13-14; Петковић С. Српска уметност у XVI и XVII веку. Београд, 1997. С. 15, 26, 28; Споменичко наслеђе Србиjе. Београд, 1998. С. 86.

С. Милеуснич

АЙИ

АЙИ [Альи; лат. de Alliaco, франц. d'Ailly] Пьер д' (1350, Компьень - 9.08.1420, Авиньон), франц. кардинал, проповедник. А. учился в Парижском ун-те (Наваррский коллеж), в 1368 г. магистр искусств, в 1381 г. д-р теологии, с 1384 г. ректор Наваррского коллежа, с 1389 г. канцлер Парижского ун-та и исповедник франц. кор. Карла VI. С 1397 г. епископ Камбре. Сторонник соборного движения, участник Пизанского Собора 1409 г., где способствовал избранию на папский престол Александра V, на к-рого возлагались надежды по прекращению схизмы в католич. Церкви. Для Иоанна XXIII составил программу реформ Церкви (Capita Agendorum) в духе идей соборного движения и ограничения власти Римского понтифика. С 1412 г. кардинал, легат Иоанна XXIII к римско-герм. имп.

Сигизмунду Люксембургу. С 1414 г. участвовал в Констанцском Соборе. После Собора назначен папским легатом в Авиньоне, где и умер. Поддерживал идею примата Собора над папой, отрицал непогрешимость папы и доказывал, что епископы и священники получают власть не от Римского престола, но непосредственно от Христа. Сторонник католич. реформы, проект к-рой изложил в «Трактате о реформации Церкви» (1416), отстаивая идеи соборного движения и необходимости объединения всей Церкви вокруг Христа, а не папы. Этот трактат использовался позднее в работе Тридентского Собора. Автор многочисленных теологических и естественнонаучных сочинений, впрочем содержавших мало оригинальных взглядов. А. как мыслитель испытал влияние номинализма. Интересовался астрономией и астрологией. В соч. «Imago mundi» (Образ мира) отстаивал идею шарообразности Земли, повлиявшую на взгляды Христофора Колумба.

Соч.: Tractatus de Oratione Dominica. P., 1483; Tractatus exponibilium Magistri Petri de Aillyaco. P., 1494; Jardin de dévotion. Antw., 1487; Tractatus de materia concilii generalis // Meller B. Studien zur Erkenntnislehre des Peter von Ailly. Freiburg, 1954; Le recueil épistolaire autographe de Pierre d'Ailly et les notes d'Italie de Jean de Montreuil. Amst., 1966; Questiones super libros Sententiarum cum quibusdam in fine adjunctis. Fr./M., 1968; Tractatus et sermones. Fr./M., 1971; Concepts and Insolubles / An annot. transl. by P. V. Spade. Dordrecht; Boston, 1980; Imago mundi. Madrid, 1980.

Лит.: McGowan J. P. Pierre d'Ailly and the Council of Constance. Wash., 1936; Lieberman М. Gerson et d'Ailly // Romania. P., 1957-1960. Vol. 79-81; Oakley F. The Political Thought of Pierre d'Ailly: The Voluntarist Tradition. New Haven, 1964; Pluta O. Die philosophische Psychologie des Peter von Ailly: Ein Beitrag z. Geschichte d. Philosophie des späten Mittelalters. Amst., 1987.

А. Ю. Серегина

АЙЛЕРАН МУДРЫЙ

АЙЛЕРАН МУДРЫЙ [ирл. Ailerán] (Ɨ 665), св. (пам. зап. 29 дек.), раннесредневек. ирл. богослов, главный лектор в монастырской школе Клонард в Ирландии, представитель аллегорической школы экзегетики. А. М. принадлежат труды «Interpretatio mystica» (Мистическое толкование) и «Interpretatio moralis progenitorum Christi» (Толкование последователей Христа с т. зр. морали), мнемонические стихи, посвященные евсевианскому канону, а также не дошедшие до нас соч. по грамматике «Rethorica Ailerani» и житие св. Бригитты.

Соч.: Interpretatio mystica // PL. 80. Col. 327-342; Canon Evangeliorum // PL. 101. Col. 729.

Лит.: Kenney J. The Sources of the Early History of Ireland. N. Y., 1929; Brunhölzl F. Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters. Münch., 1975. Vol. 1.

Н. Д. Прокофьева

АЙМАРД

АЙМАРД [древневерхненем. Aymard, Aimar, Ademar - благородный и знаменитый] († 963 или 965), прп. (пам. зап. 5 окт.); с 942 или 948 г. настоятель мон-ря Клюни (Франция). Активный сторонник клюнийской реформы, к к-рой привлекал др. мон-ри; проявил себя как талантливый организатор. В 954 г. ослеп и передал управление мон-рем Майолю.

Лит.: Sackur E. Die Cluniazenser bis zur Mitte des 11. Jh. Halle, 1892-1894. Bd 2. S. 205-209; Zimmermann А. Kalendarium Benedictinum. Metten, 1933. Bd. 3. S. 136; Schmitz Ph. Geschichte des Benediktinerordens. Einsiedeln, 1947. Bd. 1. S. 131.

А. С. Н.

АЙМОИН ИЗ ФЛЁРИ

АЙМОИН ИЗ ФЛЁРИ [лат. Aimoinus Floriacensis] (ок. 965, Франк, совр. деп. Жиронда - после 1008), монах-бенедиктинец, западнофранк. историограф и агиограф. В 980-985 гг. стал монахом мон-ря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри). Ок. 987 г. по поручению аббата Аббона из Флёри, приближенного кор. Роберта II (996-1031), А. из Ф. приступил к работе над историей франк. королей (Gesta regum Francorum, или Historia Francorum), к-рая, возможно, по причине опалы Аббона была доведена лишь до 654 г. Этот труд был продолжен в XI в. в Сансе и Сен-Жермен-де-Пре, а в XIII в. был включен в «Великие хроники Франции» (Grandes Chroniques de France). А. из Ф. составил также Житие Аббона, несохранившуюся историю аббатов Флёри и 3 сочинения во славу покровителя аббатства святого Венедикта Нурсийского: проповедь, стихотворное сообщение о перенесении его мощей и 2 книги «Чудес св. Венедикта» (Miracula Sancti Benedicti), к-рые относятся к числу наиболее значительных агиографических сочинений средневековья и содержат важные сведения по истории мон-ря, его приоратов, политической и социальной жизни во Франции XI в.

Соч.: PL. 139. Col. 387-414, 627-870; Historia Francorum // Recueil des historiens des Gaules et de la France / Ed. M. Bouquet. T. 3. P. 21-143; Miracula Sancti Benedicti / Ed. E. de Certain. Р., 1858; Vita Abbonis abbatis Floriacensis // PL. 139. Col. 375-414. Лит.: Lemarignier J.;F.Autour de la royauté française du IXe au XIIIе s. // Bibliothèque de l’École des Chartes. 1956. Vol. 113. P. 5-36; Vidier A. L’historiographie à Saint Benoit-sur-

Loire et les miracles de Saint Benoit. P., 1965.

Н. Ф. Усков

АЙНАЛОВ Дмитрий Власьевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЙН-КАРЕМ

АЙН-КАРЕМ - сел. юго-западнее Иерусалима, почитаемое как одно из возможных мест рождения Иоанна Предтечи, где располагался дом его родителей, праведных Захарии и Елисаветы. Лк 1. 39 описывает это селение как расположенное в гористой стране. Идентификация основана на совпадении расстояния от Иерусалима (7,5 км), к-рое архидиак. Феодосий, совершивший в 530 г. паломничество, называет в своем описании Св. земли (De situ terrae sanctae // CSEL. Т. 39. 1898), и на упоминании о праздновании в А.-К. памяти св. Елисаветы (28 авг.) в груз. лекционарии (до 638). О «церкви Бет-Захария» («дом Захарии») писали средневек. авторы, в т. ч. в своем «Хождении» игум. Даниил, к-рый упоминает и вторую ц. св. Елисаветы близ А.-К. («полверсты» от дома Захарии), на месте, где мать Иоанна Предтечи с ребенком спасалась от слуг царя Ирода (традиция, сохранившаяся в апокрифическом Первоевангелии Иакова).

Возможно, что А.-К.- это ветхозаветный Карем, город в колене Иуды (Нав 15. 59). Местность была освоена уже в эпоху средней бронзы; непрерывное обитание фиксируется с эпохи эллинизма до араб. нашествия. Со времени средневековья сохранились 2 церкви - св. Иоанна Крестителя, с 1674 г. принадлежавшая ордену францисканцев, построившему вокруг нее мон-рь, и Посещения в честь встречи Девы Марии и Елисаветы после Благовещения (Лк 1. 39-45), построенная на месте дома праведных Захарии и Елисаветы. Вокруг обеих францисканцы провели раскопки (1938 и 1941-1942 соответственно), обнаружив ряд вырубленных в скале помещений погребального и хозяйственного назначения. Оба храма возникли, вероятно, в визант. эпоху, но их нынешние объемы принадлежат XI-XII вв. В А.-К. находятся рус. Горненский мон-рь (основан в 1871), где хранятся почитаемая икона Казанской Божией Матери, столб от дома праведных Захарии и Елисаветы, камень, на к-ром проповедовал Иоанн Креститель; источник Девы Марии, к к-рому, по преданию, ходила Богородица, когда жила у своей родственницы Елисаветы, протекающий между рус. Горненским мон-рем и францисканским мон-рем Посещения; католич. мон-ри Сестер Сиона (основан в 1860) и Сестер Розария (основан в 1910).

Лит.: Saller S. J. Discoveries at St. John's: Ein Karim, 1941-1942. Jerusalem, 1946; Bagatti B. Saint Jean-Baptiste dans les souvenirs de sa Patrie. Jerusalem, 1980; Finegan J. The Archaeology of the New Testament: The Life of Jesus and the Beginning of the Early Church. Princeton (N. J.), 1992. P. 3-4; Беляев Л. А. Христианские древности. М., 1999; Святая Земля: Ист. путев. по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана / Ред. М. В. Бибиков. М., 2000. С. 88-89.

Л. А. Беляев

АЙНОВ РЕЛИГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЙСФЕЛЬДТ

АЙСФЕЛЬДТ [нем. Eissfeldt] Отто (1.09.1887, Нортхайм, Н. Саксония - 23.04.1973, Галле, совр. Галле-ам-дер-Зале), нем. протестант. теолог, ориенталист, текстолог. Образование получил в Гёттингене (1905, 1907) и Берлине (1906). В 1913 г. защитил докт. дис. «Притча в Ветхом Завете» (Der Maschal im Alten Testament // BZAW. 1913. Bd. 24). Профессор по кафедре ВЗ ун-тов Берлина (1913-1920) и Галле (1921-1959). Автор ок. 380 монографий и 900 рецензий во всех областях ВЗ и библеистики. Участвовал вместе с А. Альтом в научных изданиях текста евр. Библии (3-е изд. «Biblia Hebraica» под руководством Р. Киттеля (с 1937) и «Biblia Hebraica Stuttgartensia», для к-рой подготовил материалы к кн. Бытия (1969)). Особое внимание уделял лит. анализу источников Пятикнижия на основе предложенной им версии документальной гипотезы (см.

Пятикнижие) о том, что наряду с Ягвистом (IX или VIII в. до Р. Х.), древним источником Пятикнижия, выделялся еще «светский источник» (Laienquelle) (X в. до Р. Х.). Анализировал источники, вошедшие и в др. книги ВЗ: кн. Судей, 1-ю и 2-ю книги Царств. Автор ставшего классическим «Введения в Ветхий Завет» (Einleitung in das Alte Testament), построенного на принципах литературно-критического и исторического анализа канонических текстов. На основе анализа письменных источников и результатов археологических исследований А. пытался реконструировать религ. и светскую историю Др. Израиля. Издал ряд религиеведческих работ по истории семитских религий финикийско-угаритского ареала, участвовал в дешифровке и лексикографии текстов из Угарита, исследовал возможные взаимовлияния между ханаанской и древнеевр. религией эпохи прор. Моисея, полемизируя с созданной А. Альтом концепцией религии ветхозаветных патриархов, гипотезой М. Нота о том, что до возникновения гос-ва израильские племена были объединены в сакральный союз 12 племен, и идеей девтерономистской историографии (см. Второзаконие).

Соч.: Einleitung in das AT. Tüb., 1934. 19643; Quellen des Richterbuches. Lpz., 1925; Die Komposition der Samuelisbücher. Lpz., 1931; Die Genesis der Genesis. Tüb., 1958; Die Komposition der Sinai-Erzählung. B., 1966; Stammessage und Menschheitserzählungen in der Genesis. B., 1965; Der Gott Bethel. Tüb., 1930; Ibid. // Kleine Schriften. 1962. Bd. 1. S. 206-233; El im ugaritischen Pantheon. B., 1951; Hexateuch-Synopse. Darmstadt, 1962; Kanaanäisch-ugaritische Religion. Leiden; Köln, 1964. S. 76-91. (Handbuch d. Orientalistik; Bd. 8); Wörterbuch der ugaritischen Sprache / Hrsg. v. J. Aistleitner. B., 1963. 19744.

Лит.: библиогр. см. Eissfeldt O. Kleine Schriften / Hrsg. v. R. Sellheim, F.Maass. Tüb., 1973. Bd. 5. S. 222-287; 1979. Bd. 6. S. 15-18.

А. Ю. Миронов

АЙТАЛЛАХ

АЙТАЛЛАХ [Айталла, Италлаха; сир. АИФАЛ , арм. Այյթալլա, греч. ̓Αιθαλά], еп. Эдесский (на кафедре 324/25-345/46), один из отцов Всел. I Собора в Никее. В сир. традиции ему приписывается сохранившееся лишь по-армянски послание «Ко христианам, иже во Персидских пределах суть». В нем дается историческая справка о рим. императорах от Диоклетиана до Константина Великого, сообщается о ходе и итогах Никейского Собора, приводится Символ веры, имеющий текстуальные расхождения с Никейским Символом (по-видимому, подвергшийся интерполяции частью из древних сир. исповеданий, частью - из К-польского Символа 381 г.), рассматривается вопрос о дате празднования Пасхи, причем осуждается вычисление этой даты, т. к. христиане празднуют Воскресение Господа на каждой Евхаристии, а не только раз в году. Учение о Св. Троице излагается христологически: «Тело Христово именуется Богом, а Его Божество называется Духом, и Силою, и Словом, и Светом»; все земные естества состоят из 4 элементов, сущность всех тварей, включая ангелов, ограничена их природой, а использование свободной воли делает их добрыми либо злыми. По мнению Д. Банди, этот документ не является подлинным и возник в среде сир. христиан между 410 и 428 гг.

Изд.: Թռրռսիաճ Յ· // Բաևմավեպ. 1911. С. 555-567; Thorossian I. Aithallae episcopi Edesseni epistola ad Christianos in Persarum regione de fide. Venetiis, 1942.

Лит.: Baumstark. Geschichte. S. 31; Honigmann E. La liste originale des Pères de Nicée // Byz. 1939. Т. 14. P. 46 (N 73), 62; Ortiz de Urbina I. Patrologia Syriaca. R., 1958. P. 78; De Durand G.-M. Un document sur le Concile de Nicée // RSPhTh. 1966. Т. 50. P. 615-627; Ibrâhîm H., Poggi V. É possibile identificare Itallâhâ de Dialogo cristologico del Vaticano Siriaco 173? // OСP. 1977. T. 43. P. 379-383; Bundy D. The Letter of Aitallah (CPG 3340): theology, purpose, date // OСA. 1983. T. 221: [III Symposium Syriacum]. P. 135-142; idem.

The Creed of Aitallah: A study in the history of the early Syriac Symbol // Ephemerides Theologicae Lovanenses. 1987. T. 63. P. 157-163.

А. В. Муравьев

АЙЮБИДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЙЯ

АЙЯ [лат. Aya, Agia] (Ɨ между 707 и 709), прп. (пам. зап. 18 апр., 20 мая). Дочь арденнского гр. Брунульфа, родственница св. Вальдетруды. После смерти мужа или, по др. источникам, после его удаления в мон-рь отдала свое имущество в жен. обитель св. Вальдетруды в Монсе (пров. Эно, совр. Бельгия), где приняла монашество и вела строгую иноческую жизнь. А., после своей кончины явившаяся родственникам и разрешившая спор о наследстве между ними и причтом Монса, почитается как помощница в разрешении судебных тяжб.

А. В. Постернак

АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ В РОССИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ В РОССИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКАДЕМИИ НАУК БИБЛИОТЕКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКАДЕМИИ ПАПСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКАДЕМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКАДЕМИЯ НАУК

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКАКИАНСКАЯ СХИЗМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКАКИЙ

АКАКИЙ [греч. ̓Ακάκιος - незлобивый] (нач. V в.), свт. (пам. вост. 9 апр.), еп. г. Амида в Сев. Месопотамии (совр. Диярбакыр, Юго-Вост. Турция). В 419 г. был отправлен имп. Феодосием II с посольством в Персию. Патриарх Церкви Востока Ябаллах II воспользовался его присутствием, чтобы созвать Собор в Селевкии-Ктесифоне (420), на к-ром персид. христиане признали правила Всел. I Собора и ряда Поместных Соборов (Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского и Лаодикийского). По возвращении в Амиду А. продал священные сосуды из городских церквей, чтобы выкупить 7 тыс. персид. пленных, захваченных во время войны 421-422 гг., к-рых ромейские воины не хотели отпускать, но и не могли прокормить. Снабдив их припасами, А. отправил их на родину.

Ист.: Сократ. Церк. ист. VII 21.

Лит.: Synodicon orientale. P., 1902. P. 255; DHGE. T. 1. Сol. 244; Labourt J. Le christianisme dans l'empire perse. P., 1904. P. 101; Duval R. La littérature syriaque. P., 19073. P. 343.

М. В. Г.

АКАКИЙ И 10 000 ВОИНОВ

АКАКИЙ И 10 000 ВОИНОВ [Ахатий], мученики Араратские. По сообщению актов, подлинность к-рых вызывает сомнение, эти мученики были рим. воинами эпохи имп. Адриана (117-138) и Антонина Пия (138-161). Во время похода против мятежных сир. племен «годаренов и евфратезиан» после чудесного явления ангела они во главе со своим начальником А. были обращены в христианство. Одержав победу, воины ушли на г. Арарат для созерцательной жизни. Попытки императоров заставить их вернуться к военной службе и языческим жертвоприношениям оказались тщетны, и после долгих пыток и сопровождавших их многочисленных чудотворений воины-христиане были распяты на той же горе. Эти мученики не были известны вплоть до 1371 г., когда их легендарная история была записана венецианским агиографом Петром Натальским. Лишь в конце ср. веков память их была занесена почти во все зап. календари под 22 июня и А. был провозглашен одним из 14 «святых помощников», что принесло ему широкое почитание. Кард. Бароний (1538-1607) включил этих мучеников в мартиролог Римской Церкви. Мощи их находились сразу в неск. местах. Но эти святые неизвестны на христ. Востоке, в т. ч. и в Армении. В 1969 г. католич. Церковь, признав апокрифичность истории этих мучеников, прекратила их почитание.

Ист.: BHL, N 20-24; ActaSS. Jun. T. 4. P. 182-187.

Лит.: LTK2. Bd. 1. Sp. 235.

А. И. Макаров

АКАКИЙ НОВЫЙ

Апамейский († 322 или 323), мч. Милетский (пам. 28 июля). В гонение имп. Лициния юный А. Н. предстал на суд императора и по его приказу был подвергнут пыткам. Эпарх Терентий приказал бросить его в котел с кипящей смолой, маслом и жиром, откуда А. Н. вышел невредимым. Вскоре мученик последовал за Терентием в Аполлонию и Апамею, где молитвой сокрушил идолов в языческом храме. После этого А. Н. был передан трибуну Зеликинфию, к-рый приказал поместить мученика после побоев в клетку ко львам. Чудесно избавившись от хищников, А. Н. был вновь избит и ввергнут в печь с кипящей смолой; святой вновь чудесным образом спасся, а Зеликинфий, решивший проверить, не остыла ли печь, сгорел в огне. Переданный на суд правителя Посидония, мученик был в оковах отправлен в Милет, где по его молитве упали и разбились статуи богов. Когда А. Н. был обезглавлен, из раны чудесным образом истекли кровь и молоко. Тело мученика было погребено пресв. Леонтием в г. Синнада (Фригия), на земле знатного горожанина Доримедонта, пострадавшего затем вместе со св. Трифоном.

Гимнография

Память А. Н. довольно редко встречается в визант. Месяцесловах. Она зафиксирована в памятниках X-XI вв.- Минологии Василия, Типиконе Великой ц., Петровом синаксаре (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 227), отмечена в печатных греч. и слав. Минеях. Память об обретении мощей А. Н. переведена на слав. язык в составе Стишного Пролога в 1-й пол. XIV в. В XVI в. внесена под 15 сент. в ВМЧ. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 40).

Служба этому святому неизвестна.

Лит.: SynCP. P. 852-854; ЖСв. Июль. С. 644-645; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 21.

А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова

АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ

АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 12.04.1730), прп. (пам. греч. 12 апр., 2-я неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных). Род. в сел. Голица в Эпире (Сев.-Зап. Греция); происходил из благочестивой семьи, в крещении был назван Анастасием. Когда Анастасий достиг совершеннолетия, мать решила его женить, но юноша отказался от брака, желая посвятить себя иноческой жизни. Стремясь служить Богу в удалении от мира, Анастасий в возрасте 22 лет направился в пределы Загоры и там поступил в мон-рь Суровия, близ сел. Макриница, основанный св. Дионисием Олимпийским во имя Св. Троицы, где и принял монашеский постриг с именем А. В первую ночь после пострижения он удостоился видения: в руке его явился горящий светильник, озаряющий все вокруг, что предзнаменовало его буд. добродетельную жизнь. По совету опытных старцев А. навсегда удалился из обители на Св. гору Афон, где он посетил известных подвижников. По их совету А. остался в местности Кавсокалива, поселившись там в келье при ц. в честь Преображения Господня. Особую роль в духовной жизни А. играло молитвенное почитание прп. Максима Кавсокаливита. Когда демоны наводили на А. уныние, он призывал этого святого и чувствовал его предстательство. Неоднократно прп. Максим чудесно являлся ему, облаченный в священнические одежды, озаренный небесной славой и в сопровождении монахов. Кроме подобных откровений А. удостоился получить от Бога дар прозорливости. С течением времени число учеников у А. все более увеличивалось. О своей кончине 97-летний А. знал за неск. дней, о чем и сообщил иноку Афанасию, пришедшему из скита св. Анны посетить его.

Лит.: Афонский Патерик. Ч. 1. Апрель. С. 351-362; Περαντώνης. Λεξικόν. Τ. 1. Σ. 54; Γκάλιος Ν. Χρ. ̀λδβλθυοτεΟσιος ̓Ακάκιος ὁ Καυσοκαλυβίτης. ̓Αθῆναι, 1993.

Архим. Георгий (Тертышников)

Иконография

Преподобный А. изображается как старец, с бородой, в монашеском одеянии (в рясе, мантии, с кукулем на голове). Его изображение есть на гравюре Парфения Закинфиота «Святая Троица, скит Кавсокаливион и двое святых» (1-я пол. XIX в., Афон). Второй святой, изображенный на этой гравюре,- прп. Максим Кавсокаливит.

Иконогр.: Papastratos D. Papers icons: Greek Orthodox Religious Engraving, 1665-1899. Athens, 1990. Vol. 2. Cat. N 440. P. 411.

Н. В. Г.

АКАКИЙ ПРЕСВИТЕР

АКАКИЙ ПРЕСВИТЕР - сщмч. (пам. 19 мая) - см. Патрикий, еп. Прусы.

АКАКИЙ СЕЛЕВКИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКАКИЙ СОТНИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКАКИЙ ХАЛКЕОПУЛОС

АКАКИЙ ХАЛКЕОПУЛОС [греч. ̓Ακάκιος Χαλκεόπουλος] (2-я пол. XV - нач. XVI в., о-в Крит), выдающийся греч. дидаскал псалтического искусства. Автор теоретического трактата о визант. музыке «Точное изложение музыки» (Τά τῆς Μουσικῆς ̓Ακριβολογήματα, ркп. Athen. Nat. Bibl. Gr. N 917) и мн. др. сочинений, посвященных гл. обр. истолкованию симиографии. Деятельность А. Х. предшествовала разработке в визант. нотации принципов, аналогичных древнерус. «розводу», т. е. оформлению аналитической записи мелоса с помощью «тесисов» (θέσεις) - знаков, дающих расшифровку невм, в т. ч. «безгласных» (ἄφωνα) хирономических знаков (см. Ипостась (муз.), Хирономия). В этой же рукописи А. Х. говорит, что он, «чтобы не остались они (т. е. формы его истолкования.- Ред.) неподвижными и бездейственными», «превратил формы в текст», т. е. записал мелос аналитическим способом краткой древней симиографии. Таким же образом он записал весь Анастасиматарий. А. Х. пел в храме св. Екатерины в Хандаке (Ираклион) на Крите. Теоретическое сочинение А. Х. подготовлено к изданию Г. Статисом в серии «Corpus Scriptorum de Re Musica» (Вена).

Лит.: Στάθης Γ. Θ. «Δειναὶ θέσεις» καὶ «ἐξήγησις» // Θεολογία. ̓Αθῆναι, 1982. Τ. 43. Τεῦχος 3. Σ. 768-769.

Г. Статис

АКАЛА КРЭСТОС

АКАЛА КРЭСТОС [эфиоп. АКАЛА КРЭСТОС  - тело Христово] († 30.09.1707), эфиоп. монофизитский богослов, сторонник и выразитель доктрины «помазания», в к-рой особый христологический смысл признавался за Помазанием Иисуса Христа. Полемизируя в окт. 1681 г. на Соборе в г. Аринго со своими оппонентами, сторонниками доктрины «соединения», главным из к-рых был его родной брат авва Николавос, А. К. заявил: «Не соединением прославилась [плоть], но когда была помазана, была прославлена Духом Святым и стала Сыном Существенным». Относительно же роли «соединения» как такового он говорил, что «во время соединения Слова с плотью [Слово] обеднело, плоть же соединением со Словом стала Словом». Собор отверг подобную т. зр., провозгласив принцип «прославилась плоть соединением», а А. К. с его сторонниками были отлучены и изгнаны из этих мон-рей. Однако на этом дело не кончилось, потому что нашлись, по выражению В. В. Болотова, «политические дельцы, которые шли далее нравственной поддержки осужденным и готовы были эксплуатировать их одушевление для политических смут». В 1707 г. они задумали низложить царя Такла Хайманота и убедили сторонников «помазания», что начинают гражданскую войну ради торжества их доктрины. В решающей битве 30 сент. 1707 г. отлученные «помазанники» пошли в первых рядах мятежных войск и пали в бою. В их числе был и А. К.

Лит.: Болотов В. В. Несколько страниц из церковной истории Эфиопии // ХЧ. 1888. № 1-2; Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 273-274; Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XVII в. М., 1990. С. 228-229.

С. Б. Чернецов

АКАНФ

Аканф. Мозаика базилики Сан-Клементе в Риме. XII в.

Аканф. Мозаика базилики Сан-Клементе в Риме. XII в.

[греч. ἄκανθος], термин для обозначения декоративного мотива, основанного на форме листьев одноименного растения, распространенного на территории Средиземноморья. Использовался в архитектуре, скульптуре и живописи античного и христ. мира на протяжении средневековья, особенно в капителях коринфского ордера раннехрист. и визант. времени, часто имел символический смысл: дарованный Спасителем образ вечной жизни буд. века, пребывания в раю. В памятниках V-VI вв. форма листьев А. была стилизована, приобрела орнаментальную структуру и включалась в скульптурные капители с глубоким сквозным сверлением (церкви св. Полиевкта (524-527), мучеников Сергия и Вакха (до 536), Св. Софии в К-поле (532-537)). Впосл. А. вошел в декор импостных капителей, архитравов и архивольтов, а также алтарных преград (ц. Богородицы в мон-ре Осиос Лукас в Фокиде (Греция), сер. Х в.). В визант., арм., романском и древнерус. искусстве А. часто был составным элементом изображения процветшего креста. Таковы кресты на многих арм. хачкарах, на Корсунских вратах Софийского собора в Новгороде XI-XII вв. и проч. Ярким примером использования А. в живописи как райского символа являются мозаики свода вимы ц. Сан-Витале в Равенне, ок. 547.

Лит.: Kautsch R. Kapitellestudien. B.; Lpz., 1936. S. 5-152; ODB. 1991. Vol. 1. P. 9.

О. Е. Этингоф

АКАТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКАФИСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКАФИСТНАЯ ЗОГРАФСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКАФИСТНАЯ ХИЛАНДАРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКАФИСТНИК

Малая подорожная книжица. Изд. Ф. Скорина. Вильно, 1522

Малая подорожная книжица. Изд. Ф. Скорина. Вильно, 1522

рукописный или печатный сборник, по преимуществу или полностью состоящий из акафистов, число и состав к-рых в разных списках и изданиях может существенно отличаться. Как тип книги А. оформился не ранее сер. XIV в., когда были написаны седмичные акафисты на все дни недели (см. Седмичный богослужебный круг). На слав. язык эти акафисты, входящие в состав седмичных служб, в свою очередь входящих в восследования к Псалтири, были переведены не ранее 2-й пол.

XIV в. (списки с XV в.), вероятно в К-поле или на Афоне.

Первое печатное издание А., содержащее седмичные акафисты, осуществлено ок. 1522 г. в Вильне Ф. Скориной (включившим в него 2 своих акафиста с именными акростихами: Пресладкому имени Иисусову и Иоанну Предтече) в составе «Малой подорожной книжицы» (Псалтири с восследованием). Это издание послужило основой для значительного числа рукописных А. XVI-XVII вв.; оно было прототипом рус. Молитвослова XVIII-XX вв.

В XVII-XVIII вв. А. многократно издавались укр. и белорус. типографиями (старшие издания - К.: тип. Лавры, 1625, 1629; Вильно: тип. Братства, 1628), на московском Печатном дворе в XVII в. и в синодальных типографиях Москвы и Петербурга в XVIII в. эта книга не печаталась. Акафисты рус. святым и праздникам в состав печатных А., как правило, не включались. Многие издания А., в особенности с кон. XVII в., представляют высокие образцы книгопечатного искусства, богато украшенные гравюрами и орнаментикой в стиле барокко.

В XX в. А. нередко называются сборники, состоящие из одних акафистов, набор к-рых произволен в отличие от набора акафистов в А. XVI-XVIII вв.

Лит.: Никольский К., прот. Обозрение богослужебных книг Российской Церкви по отношению их к Церковному Уставу. СПб., 1858. С. 300-303; Попов А. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода: История их происхождения и цензуры. Каз., 1903; Лукьяненко В. И. Каталог белорусских изданий кирилловского шрифта XVI-XVII вв. Л., 1973, 1975. Ч. 1-2; Запаско Я., Iсаєвич Я. Пам'ятки книжкового мистецтва: Каталог стародрукiв, виданих на Украïнi. Львiв, 1981-1984. Кн. 1-2 (2 ч.); Францыск Скарына i яго час: Энцикл. даведнiк. Мiнск, 1988. С. 231-235; Вознесенский А. В. Канонник как тип книги у старообрядцев // ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 355-368; Желтов М. С., Правдолюбов С., прот. Богослужение Русской Церкви. Х-ХХ вв. // ПЭ. М., 2000. Т.: РПЦ. С. 503-515.

А. А. Турилов

АК-БЕШИМ

АК-БЕШИМ - городище - см. Суяб.

АКВАВИВА

АКВАВИВА [итал. Aquaviva] Клаудио (14.09.1543, Неаполь - 31.01.1615, Рим), генерал ордена иезуитов с 1581 г. Младший сын герц. Атри, изучал право в Перудже, в 1567 г. вступил в орден иезуитов, с 1576 г. провинциал в Неаполе. Во время правления А. ордену пришлось столкнуться с немалыми внешними и внутренними трудностями. Орден был вовлечен в борьбу с протестантами, а на рубеже XVI-XVII вв. его членов изгоняли из ряда стран, причем даже из католич.: в 1595-1603 гг.- из Франции, а в 1605 г.- из Венеции. А. вынужден был противостоять также внутренней оппозиции - движению испан. иезуитов 80-х гг. XVI в., стремившихся расширить полномочия провинциалов и провинциальных собраний, укрепив одновременно связи провинций с национальными монархиями («испанская схизма»). Это движение было поддержано кор. Испании Филиппом II, стремившимся поставить испан. иезуитов под свой контроль, а потому генералу пришлось проявить максимум дипломатических способностей в улаживании конфликта. Ситуация осложнялась попыткой испан. инквизиции во главе с доминиканцами, давними соперниками иезуитов, рассмотреть устав иезуитов на предмет соответствия католич. вероучению, а также антипатией Климента VIII, желавшего усилить контроль папского престола над генералом ордена, лично к А. Тем не менее ордену при А. удалось расширить ряды своих членов и увеличить число коллегий более чем вдвое. Помимо традиц. миссионерства в Нов. Свете, Эфиопии, Индии, Японии и Китае иезуиты при А. стали активнее работать во всех странах Зап. Европы, особенно в протестант.

Соч.: Instructio pro superioribus ad augendum conservadumque spiritum in Societate Jesu. R., 1606.

Лит.: Sommervogel С. Bibliothèque de la Compagnie de Jésus. Brux.; P., 1890. Vol. 1. Р. 480-491; Guibert J. de. La spiritualité de la Compagnie de Jésus. R., 1913; Schneider B. Archivium Historicum Societatis Jesu. R., 1957. Vol. 26. P. 3-56; LTK2. Bd. 1. S. 114.

А. Ю. Серегина

АКВИЛЕЙСКИЙ ОБРЯД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКВИЛЕЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКВИЛИН

АКВИЛИН [лат. Aquilinus - орлиный], свт. (пам. зап. 29 янв.). По преданию, еп. г. Колония Агриппина (Кёльн) во времена имп. Александра Севера (222-235). Ему приписывается погребение останков девушек, сподвижниц св. Урсулы.

АКВИЛИН, ГЕМИН, ГЕЛАСИЙ, МАГН, ДРУГИЕ ГЕМИН И ГЕЛАСИЙ, ДОНАТ И ДОНАТА, ИППОЛИТ, БОСТРЕН И СИМФОРИАН

АКВИЛИН, ГЕМИН, ГЕЛАСИЙ, МАГН, ДРУГИЕ ГЕМИН И ГЕЛАСИЙ, ДОНАТ И ДОНАТА, ИППОЛИТ, БОСТРЕН И СИМФОРИАН - мученики Италийские (пам. зап. 4 февр.). Упомянуты в Римском мартирологе. Пострадали, вероятно, в III в. в г. Форум Семпронии (Фоссомброне, Центр. Италия). Время и обстоятельства мученичества неизвестны.

Предыдущая страница Следующая страница