Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К

АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ

Прп. Акакий. Фреска ц. Спаса на Ковалёве в Новгороде. 1380 г.

Прп. Акакий. Фреска ц. Спаса на Ковалёве в Новгороде. 1380 г.

(1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля, 26 или 27, 29 нояб. и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных). Рассказ прп. Иоанна Савваита об А. С. передан в «Лествице» прп. Иоанна Лествичника (Слово 4 «О послушании»). Будучи послушником у одного сурового старца, юный А. С. подвергался постоянным поношениям и побоям, но со смирением принимал их и через 9 лет скончался после непродолжительной болезни.

Спустя 5 дней старец поведал о смерти послушника др. старцу; тот усомнился в этом, и, когда они пришли в склеп, где был похоронен А. С., спросил лежащего во гробе святого: «Акакий, умер ли ты?» - на что А. С., оказывая послушание и после смерти, ответил: «Обязавшемуся творить послушание невозможно умереть». Старец, бывший наставником А. С., был вразумлен этим чудом и провел остаток дней затворником в келье при гробнице.

Гимнография

Согласно большинству визант. Месяцесловов, память А. С. совершается 7 июля и 29 нояб. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 203, 370). В Типиконе Великой ц. (IX-X вв.) память А. С. отмечена 26 нояб. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 14-115). Согласно принятому ныне в РПЦ Уставу, служба А. С. с каноном (4-го гласа) Феофана Начертанного († 845) с акростихом «Акакия избраннаго послушателя песньми пою», стихирами и седальном (4-го гласа) «Светлостию веры» поется 29 нояб. на повечерии. В греч. печатных афинских Минеях это последование отсутствует. Сохранился лишь стишной синаксарь по 6-й песне канона утрени 26 нояб. (Νοέμβριος. Σ. ῎῝῾), во многих же греч. рукописях служба выписана 7 июля. По первому печатному рус. Типикону 1610 г. положено совершать службу с Аллилуия 7 июля.

Иконография

А. С. изображается молодым, с темными волосами и очень короткой темной бородой, в монашеском одеянии (ряса, мантия, кукуль на плечах, схима). Его облик соответствует описанию, данному в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в.: «Молодой, с бородою едва показавшеюся» (Ч. 3. § 13. № 60). Изображения А. С. сохранились в юго-зап. капелле кафоликона мон-ря Осиос Лукас, 30-е гг. XI в., в ц. Спаса Преображения на Ковалёве в Новгороде, 1380 г.,- в руке держит свиток с надписью «Чадо послушания не умирает николиже» (атрибуция Н. В. Квливидзе); на рус. минейной иконе на июль, нач. XVII в. (ЦАК МДА), изображен безбородым; в трапезной мон-ря Хиландар на Афоне, 1621 г.

Ист.: BHG, N 2010; Иоанн Лествичник. Лествица. IV 110. М., 1994р. С. 51-53; ЖСв. Ноябрь. С. 803-804.

Лит.: SynCP. P. 261-262; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 20; Halkin F. Le moin Saint Acacius // AnBoll. 1986. T. 104. P. 220; idem. Éloge du moine Acace // BZ. 1986. Bd. 79. S. 282-290.

Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 173; Millet. Athos. Pl. 113.1, 113.3; Квливидзе Н. В. Отражение литературы патериков в новгородских росписях XIV в. (в печати).

А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Н. В. Герасименко

В начало энциклопедии