Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 16, "АМА"-"АМО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 16, "АМА"-"АМО")

АМАТ

АМАТ [лат. Amatus] († 13.09.690), свт. (пам. зап. 13 сент.), еп. Седуна (совр. Сьон, Швейцария). В ходе репрессий против бургундской знати, учиненных майордомом франк. кор. Теодориха III Эброином, сослан в мон-рь Перон (близ Сен-Кантена, Сев. Франция), затем переведен в Мариколанский мон-рь (Брёй-Мервиль близ Лилля), где скончался в добровольном затворе. 1 мая 870 г. мощи перенесены в Дуэ (близ Лилля). Упомянут в житии св. Риктруды, составленном мон. Хукбальдом в нач. Х в. Житие А. составлено в XII в. неизвестным клириком из Санса, к-рый неверно отождествил А. с одноименным епископом Сеноны (совр. Санс, Франция), согласно поздним (XII в.) епископским спискам занимавшим кафедру в 614-627 гг.

Ист.: BHL, N 60-61; Acta SS. Sept. T. 4. Р. 120-133.

Лит.: AnBoll. Vol. 73. P. 124 sq., 138; Besson M. Amí (2) // DHGE. T. 2. Col. 1144-1145.

А. В. Постернак

АМАТОР

АМАТОР [лат. Amator - любящий, франц. Amateur, Amatre] (ок. 344 - ок. 418), свт. (пам. зап. 1 мая), еп. г. Оксер (Франция). Происходил из знатной семьи. Был в девственном браке с прав. Мартой. В 388 г. избран епископом после Елладия. Построил новый кафедральный собор во имя первомученика Стефана; открыл в Антиохии и привез в Галлию мощи святых Кирика и Иулитты. А. похоронен в выкопанной им самим пещере на горе Монтартр. В XI в. его мощи были перенесены в кафедральный собор Оксера. Житие А., приписываемое его ученику и преемнику св. Герману, в действительности создано в VI в. свящ. Стефаном Африканским.

Ист.: BHL, N 356; ActaSS. Maii. T. 1. P. 50-52; PL. 138. Col. 222-224.

Лит.: Besson M. Amateur (3) // DHGE. T. 2. Col. 981-982; Louis R. L'Église d'Auxerre et ses évêques avant S. Germain // Saint Germain d'Auxerre et son temps. Auxerre, 1950. P. 39-88; Kirsch J. P. // LTK. Bd. 1. Sp. 420; Picard J. Ch. Auxerre, la topographie chrétienne des cités de la Gaule. P., 1976. P. 18-25; LexMA. Bd. 1. Sp. 512.

А. И. Макаров

АМАТЭРАСУ ООМИКАМИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМБЕЛАКИОТИССЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМБЕЛОКИПИОТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМБИТУС

АМБИТУС [лат. ambitus - объем], категория григорианского лада (церковного тона - см. Григорианское пение; Modus), обозначающая диапазон мелодии, совокупность звуков от нижней до верхней ее границы. В хоральном репертуаре различают узкообъемные мелодии, укладывающиеся в кварту, и мелодии с расширенным объемом. Пожалуй, самый большой А. (2 октавы) имеет офферторий «Tollite portas» (Поднимите врата) на текст Пс 23. 7, 9. В теории григорианских ладов А. является основным определителем разновидности парных ладов с общим заключительным тоном - финалисом. А. нечетного тона (см. Автентический лад) лежит квартой выше четного (парного) тона (см. Плагальный лад) (А. дается в совр. буквенной записи)

Как термин модальной теории А. стал регулярно употребляться в трактатах XIV-XV вв. (впервые - в анонимной «Summula musicae Guidonis», позже - у Гобелина, Адама Фульдского, Тинкториса и мн. др.), хотя понятие «А.» существовало несомненно раньше. В значении объема мелодии это слово впервые употребил Гвидо д'Ареццо в 15-й главе трактата «Микролог» (ок. 1025).

Лит.: Guidonis Aretini Micrologus. Cap. XV / Ed. by J. Smith van Waesberghe // Corpus scriptorum de musica / American Inst. of Musicology. [N. Y.], 1995. Vol. 4. P. 169; PL. 41. Col. 395; Sherr R., Powers H. Ambitus // NGDMM. L., 1980. Vol. 1. P. 11.

С. Н. Лебедев, Н. И. Ефимова

АМБРОЗИАНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМБРОЗИАСТЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМБУЛАТОРИЙ

АМБУЛАТОРИЙ [лат. ambulatorium - место для прогулок], обход вокруг завершающей центральный неф алтарной апсиды, образованный продолжениями соединяющихся друг с другом боковых нефов. Прообразом А., где место алтарной апсиды занимает колоннада, являются кладбищенские базилики Рима 1-й пол. IV в. (Сан-Себастьяно (Memoria Apostolorum) на Аппиевой дороге, Санти-Марчеллино-э-Пьетро с мавзолеем св. Елены на Лабиканской дороге и др.). Возникновение обходов в этих базиликах по своей функции связано с прохождением погребальных процессий, а по форме - с позднерим. мавзолеями с обходами (подобный, но более поздний, сер. IV в., в ц. Санта-Костанца (мавзолей Константины) на Номентанской дороге в Риме).

На Востоке прообраз а. встречается в ранневизант. базиликах (собор в Милете (Турция), V-VI вв.; церковь № 2 в Питиунте (совр.

Пицунда, 2-я пол. V в.); ц. святых Апостолов в Аназарве (Турция), VI в., но в целом для них нехарактерен. Вместе с тем имеется параллель а.- система помещений по сторонам и за алтарной апсидой, образующих обход вокруг нее (ц. вмч. Димитрия в Фессалонике (Греция), кон. V в.; ц. св. Феклы в Мериамлыке (Турция), ок. 480; собор в Ишхане (Турция), VII-XI вв.). Оба архитектурных решения могут быть связаны с почитанием святынь.

А. как таковой развивается лишь на Западе, изначально в каролингской и романской архитектуре Франции. Его возникновение связано с криптами под апсидами ряда храмов, привлекавшими паломников для поклонения реликвиям и поэтому нуждавшимися в обходах (напр., ц. Сен-Филибер-де-Гран-Льё близ Нанта, ок. 814-847; ц. Сен-Жермен в Осере, ок. 850-859). А. в сочетании с венцом капелл, повторявший в своем плане крипту, также впервые появился в архитектуре франц. храмов (ц. Сен-Мартен в Туре, при одной из ее перестроек в 903-918 или 997-1014, собор в Клермон-Ферране, до 946). В нач. XIII в. бенедиктинцы ввели А. в архитектуру англ. храмов, где его назначение связывалось с необходимостью прохода к вост. заалтарным часовням, а не только к капеллам самого а. Внешняя стена, ограничивающая а., обычно имела полукруглое, реже - прямоугольное очертание (соборы Англии). Двойные а. появились в готической архитектуре (собор Нотр-Дам в Париже, 1163-1257).

Лит.: Grabar A. Christian Architecture, East and West // Archaeology. 1949. Vol. 2. N 2; Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture, 800-1200. Harmondsworth, 1959, 19794; Krautheimer R. Mensa-Coemeterium-Martyrium // Cah. Arch. 1960. Vol. 11. P. 15-40; Ambulatory // The New Encyclopaedia Britannica. Chicago, 1993. Vоl. 1. P. 321; Yarwood D. Encyclopedia of Architecture. N. Y.; Oxf., 1986. P. 22-23; Delvoye Ch. Apsis // RBK. Bd. 1. S. 256; он же. Basilika // Ibid. Bd. 1. S. 524-526; Heywood St. Ambulatory // The Dictionary of Art. 1996. Vol. 1.

А. М. Высоцкий, А. Ю. Казарян

АМВОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМВРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМВРОСИАНСКИЙ ОБРЯД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМВРОСИАНСКОЕ ПЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМВРОСИАНЦЫ

АМВРОСИАНЦЫ - католич. духовные объединения.

«Братья св. Амвросия» (лат. Fratres S. Ambrosii), первоначально сообщество еремитов, основанное в сер. XIV в. знатными жителями Милана Александром Кривелли, Антонием Пьетрасанта и Альбином Безоцци. В 1375 г. преобразовано в орден, следовавший уставу блж. Августина (см. Августина устав), в богослужении - амвросианскому обряду. В 1441 г. папа Евгений IV объединил многочисленных к тому времени А. с подобными им аскетическими общинами в «Конгрегацию братьев св. Амвросия в Миланском лесу» (Congregatio fratrum S.

Ambrosii ad Nemus Mediolanensis). Однако ввиду упадка к XVII в. конгрегация была распущена папой Иннокентием X (1646). Главный мон-рь А. в Реканати превратился в место паломничества.

«Облаты св. Амвросия и Карло Борромео» (Oblati S. Ambrosii et Karoli Borromeо), конгрегация, основанная в Милане в 1578 г. кард. св. Карло Борромео для пастырского миссионерского служения, преподавания в семинариях, помощи бедным. В нач. XVII в. пришла в упадок, но в 1854 г. была восстановлена Миланским архиеп. Ромилли. В Лондоне по инициативе кард. Маннинга в 1857 г. появился филиал конгрегации. В 1877 г. деятельность общины была одобрена рим. престолом.

«Монахини св. Амвросия» (Nonnae S. Ambrosii), жен. монашеский орден, относящийся к числу «созерцательных» и следующий уставу блж. Августина. Основан блж. Катариной Мориджья из Палланцы ок. 1470 г. близ Сакро-Монте в Вареcе (под Миланом). С 1474 г. подчинялся конституциям А. Распущен в 1798 г. В 1822 г. возрожден под именем «Agostiniane Ambrosiane» для целей духовного просвещения, в наст. время имеет 3 обители в Ломбардии (см. также Аннунциаты).

Лит.: Del Fratre A. Il monastero delle Agostiniane Ambrosiane nel Sacro Monte di Varese. Mil., 1922; Heimbucher M. Die Orden und Kongregationen der Katholischen Kirche. Paderborn, 1934. Bd. 2. S. 242-243, 560-561, 598-599; Boaga E. La soppressione innocenziana dei piccoli conventi in Italia. R., 1971.

Н. Ф. Усков

АМВРОСИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМВРОСИЙ АУТПЕРТ

АМВРОСИЙ АУТПЕРТ [лат. Ambrosius Autpertus, Antbertus, Ansbertus] († 30.01.784, по пути в Рим), св. (пам. зап. 19 июля). Монах ордена бенедиктинцев, теолог. С 777 г. аббат мон-ря св. Винцентия в Вольтурне (совр. Кастель-Вольтурно), в 778 г. сложил с себя сан. А. А. занимался изучением творений святых отцов, мариологией. Разделяя церковное учение о Боговоплощении, А. А. выражал сомнение в возможности телесного вознесения Богоматери на небеса. В средневек. церковной традиции получил распространение комментарий А. А. к Апокалипсису, составленный между 758 и 767 гг.

Соч.: Ambrosii Autperti Opera / Cura et stud. R. Weber. Turnholti, 1975-1979. 3 vol.

Лит.: Winandy J. L'œuvre littéraire d'Ambroise Autperte // RBén. T. 60. P. 93-119; idem. Ambroise Autperte, moine et théologien. P., 1953.

Н. Д. Прокофьева

АМВРОСИЙ КАЛУЖСКИЙ (Иванов Василий Федорович)

АМВРОСИЙ КАЛУЖСКИЙ (Иванов Василий Федорович) (Иванов Василий Федорович; 14.01. 1879, с. Копыл Борисоглебского у. Тамбовской губ.- 15.10.1978, с. Спас-Прогнанье Жуковского р-на Калужской обл.), схиархим.

Схиархим. Амвросий (Иванов)

Схиархим. Амвросий (Иванов)

Род. в семье отставного солдата, в 9 лет лишился отца, жил с матерью на попечении дяди. В 1897 г. поступил в Оптину пуст., где нес послушания на клиросе и в братской кухне, с 1898 г. служил регентом в больничном храме. В 1903 г. по благословению еп. Калужского Вениамина (Муратовского) в ответ на ходатайство настоятеля Пафнутиева Боровского мон-ря перешел в эту обитель на должность регента для улучшения церковного пения.

Преподавал церковное пение в церковноприходской школе. В 1911 г. еп. Калужским Александром (Головиным) был пострижен в монашество с именем Амвросий, в 1913 г. рукоположен во иеромонаха. Преподавал церковное пение в монастырской школе псаломщиков. В 1917 г. награжден благодарственной грамотой. В 1918 г. 2 месяца работал в тыловом ополчении, после чего тяжело заболел; в 1919-1920 гг. служил на приходе в Воронежской епархии. Вернулся в Боровский мон-рь в 1921 г. В 1922 г. награжден наперсным крестом. В 1923 г. после закрытия обители отправлен в с. Иклинское Боровского р-на. В 1930 г. арестован и сослан в Семипалатинск на поселение, работал кочегаром и псаломщиком в действующем храме. В 1933 г. вернулся в Иклинское. С 1940 г., после закрытия храма, А. К. работал в колхозе. С 1942 г. служил в Спасо-Преображенском храме с. Спас-Прогнанье, неподалеку от Боровского мон-ря. В 1948 г. возведен в сан игумена, в 1955-м награжден палицей, в 1962 г. возведен в сан архимандрита. Приняв подвиг старчества, стал продолжателем оптинской традиции, совершил большое число тайных постригов в монашество, образовал в с. Софьинка Калужской обл. тайный жен. мон-рь. В 1968 г. принял постриг в схиму. В 1976 г. вышел за штат, продолжал управлять хором Спасо-Преображенского храма. Обладал даром прозорливости, исцеления душевных и телесных недугов. Погребен в склепе Благовещенского придела Спасо-Преображенского храма.

Лит.: Некролог // ЖМП. 1979. № 8. С. 42; Затомская О. К. Свет Оптиной: Жизнеописание подвижника ХХ века Калужского старца Амвросия (Иванова Василия Федоровича). Спас-Прогнань, 1998.

Н. Н. Крашенинникова

АМВРОСИЯ

АМВРОСИЯ (Ключарёва Александра Николаевна; 1820 - 23.08. 1881), схим. Шамординская. В 1860 г. по благословению прп. Макария (Иванова) супруги Ключарёвы, Фёдор Захарович, богатый тульский помещик, и Александра Николаевна, решили уйти из мира. Ф. З. Ключарёв поступил в скит Оптиной пуст. под духовное руководство прп. Макария, принял постриг (принял схиму, † 21 нояб. 1872, погребен в Оптиной пуст.). А. Н. Ключарёва поступила в белёвский Крестовоздвиженский жен. мон-рь, где после 1862 г. приняла постриг с именем А. Впосл. стала духовной дочерью прп. Амвросия (Гренкова), жила в отдельном корпусе гостиного двора Оптиной пуст. В 1875 г. по благословению прп. Амвросия А. приобрела имение Калыгино близ дер. Шамордино, в к-ром поселила внучек-близнецов Веру и Любовь, крестных дочерей прп.

Амвросия. Потерявшие при рождении мать, девочки отличались редким благочестием, стремились к иноческой жизни и не раз говорили, что проживут не более 12 лет. По настоянию прозорливого старца А. сделала оговорку в завещании, что в случае смерти девочек в имении будет основана жен. община. А. также приобрела близлежащие села Руднево, Преображенское и Акатово. В имении возникло своеобразное иноческое общежитие: с внучками А. поселились в качестве послушниц нек-рые из бывш. крепостных Ключарёвых и их родственницы. В 1881 г. А. мирно скончалась и была погребена в Оптиной пуст. Внучки А. по благословению прп. Амвросия были помещены в Орловский пансион, 31 мая 1883 г., приехав в Оптину пуст., они заболели дифтеритом и через неск. дней скончались в возрасте 12 лет. В 1884 г., по предречению прп. Амвросия, на средства от имений, купленных А., в Калыгино был основан Шамординский Амвросиев жен. мон-рь.

Лит.: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Серг. П., 1992р; Четвериков С., прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества. Шамордино, 1912, 1998р; Чулкова Н. Описание могил Оптиной Пустыни и Скита / Б-ка Оптиной Пустыни. 1925. Ркп.; Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1996; Ильинская А. Судьбы Шамординских сестер. М., 1999.

Мон. Екатерина (Филиппова)

АМДА МИКАЭЛЬ

АМДА МИКАЭЛЬ [эфиоп. АМДА МИКАЭЛЬ  - столп Михаила], эфиоп. св., военачальник 2-й пол. XV в. При жизни А. М. прославился как выдающийся полководец, в течение многих лет успешно защищавший пограничные области от мусульм. набегов. После смерти царя Баэда Марьяма А. М. вмешался в борьбу за престол, но его ставленник потерпел поражение, и победитель велел казнить А. М. В 1525 г., когда опасность набегов мусульман возросла, молодой царь Лебна Денгел счел нужным публично реабилитировать А. М., перенести его прах в царскую усыпальницу, собор Атронса Марьям, и установить день празднования памяти святого. Было составлено краткое житие А. М., автор к-рого создал идеальный образ этого военачальника-христианина: А. М. «обновил все церкви своим иждивением, и преследовал утеснителей и злодеев во дни свои, и разорил все города язычников направо и налево молитвою и постом и помощью святых, так что они подчинились царям и принесли дань». Память А. М. Эфиопская Церковь чтит 3 хэдара (30/31 окт.; см. Календарь эфиопский); перенесение мощей отмечено в синаксарях под 29 сэне (23 июня).

Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 3 (прим. 1), 18 (прим. 2), 205-206; Taddese Tamrat. Church and State in Ethiopia, 1270-1527. Oxf., 1972. Р. 286-292; idem. Problems of Royal Succession in 15th Century Ethiopia // IV Congr. Intern. di Studi Etiopici. R., 1974. T. 1. P. 501-536; Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. С. 151-162.

С. Б. Чернецов

АМЕЛИНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМЕЛИЯ

АМЕЛИЯ [лат. Amelia] († ок. 177), мц. Лугдунская (пам. зап. 2 июня). Упоминается в мартирологе Иеронима; возможно, это искаженное имя св. Эмилии, одной из сподвижниц сщмч. Пофина, еп. Лугдуна (совр. Лион, Франция).

Ист.: MartHieron. P. 72-73.

Лит.: Quentin H. Amélie // DHGE. T. 2. Col. 1180.

А. И. М.

АМЕНАПРКИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМЕРИКАНО-АВСТРАЛИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМЕРИКАНО-КАНАДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМЕРИКАНО-КАНАДСКАЯ И АВСТРАЛИЙСКО-НОВОЗЕЛАНДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМЕРИКАНСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМЕРИКАНСКАЯ БАПТИСТСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМЕРИКАНСКИЕ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОСТОКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМЕРИКАНСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕСТНИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМЕША СПЕНТА

АМЕША СПЕНТА [авест.- бессмертные святые, среднеперсид. Амшаспанд], в зороастризме 6 высших духов, созданных богом. Семантика слова «святой» здесь отличается от библейской: акцент делается на «изобильности», «щедрости». В Гатах все они обладают индивидуальностью, но могут рассматриваться и как различные проявления творца. «Они - одной Мысли, одного Слова, одного Дела… Они - творцы, создатели и делатели, защитники и хранители творений Ахура-Мазды» (Яшты 19: 16, 18). Образы А. С. коренятся в индоиранской мифологии. Достаточно точные аналоги А. С. можно найти в ведах.

В число А. С. входят: Воху Мана, Аша Вахишта, Хшатра Вайрья, Спента Армайти, Хаурватат, Амертат. Особенно важны из них Аша Вахишта и Воху Мана. Аша Вахишта (Лучшая Праведность) - дух божественной истины и космического закона.

Видевдат (см. Авеста) заканчивается следующими словами: «Есть лишь один путь, этот путь Истина, все остальное - беспутье». Не случайно в авестийской этике особое значение придавалось воздержанию от лжи. Воху Мана (Благая Мысль) - дух божественной мудрости и любви, считалось, что он встречает души праведных в раю. Хшатра Вайрья (Желанная Власть) ассоциируется с божественной силой и властью. Спента Армайти (Святое Благочестие) - дух религ. верности, помогающий верующим. Хаурватат (Целостность) и Амертат (Бессмертие), обычно упоминаемые рядом, связаны соответственно с физическим здоровьем и с бессмертием, к-рого удостаивается праведный зороастриец.

В ряде текстов А. С. рассматриваются как покровители: Воху Мана - покровитель животных (особенно скота), Аша Вахишта - огня, Хшатра Вайрья - металлов, Спента Армайти - земли, Хаурватат - воды, Амертат - растений. Бережное отношение к стихиям возводилось в религ. обязанность для зороастрийца. Борьба с грязью, плесенью, гнилью воспринималась как одна из форм битвы с мировым злом.

Лит.: Darmesteter J. Haurvatat et Ameretat. P., 1875; Easton M. W. The divinities of the Gathas // J. of the American Oriental Society. 1893. N 15. P. 189-206; Colpe C. Reflections on the History of the Amesa Spanta Conceptions // XXIX Congrès Intern. des Оrientalistes: Resumes des communications. P., 1973.

Г. Г. Ястребов

АМИДА

АМИДА - см. в ст. «Иудейское богослужение».

АМИДАИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМИКТ

АМИКТ [лат. amictus - покрывало], одно из облачений священнослужителей (включая субдиакона) католич. Церкви.

Амикт

Амикт

Представляет собой небольшой льняной плат квадратной или прямоугольной формы. Этимологически слово «А.», вероятно, восходит к слову «анаволий» (V. Ermoni). Первые упоминания об употреблении термина «А.» в указанном значении относятся к IX в. (Amalarii episcopi De Ecclesiasticis officiis II. 17 // PL. 105. Col. 1094). Появление А. как особого предмета облачения можно возводить к VIII в. (H. Thurston). Облачаясь в казулу или далматику, священнослужитель прежде возлагал А. на голову, тем самым оберегая укладку волос, затем А. откидывали назад, чтобы защитить дорогую ткань казулы или далматики от загрязнения. В ср. века А. часто украшался по внешнему краю вышитой полосой. В более позднюю эпоху А. надевали под альбу, закрывая воротник сутаны,- так его носят и в наст. время. Практика одевания А. поверх альбы сохранилась в богослужении амвросианского обряда. Для удобства ношения к А. могут пришиваться ленты. А. усваивается определенный символизм: в чине ординации субдиакона говорится, что А. «сдерживает речь»; в молитве на облачение в А., упраздненной в ходе литургической реформы после Ватиканского II Собора, он назван «шлемом спасения».

Лит.: Thurston H. Amice // The Catholic Encyclopedia. N. Y., 1907 (http://www.newadvent.org/cathen/01428c.htm) [Электр. ресурс]; Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient. Freiburg, 1907; Ermoni V. Amice // DACL. Т. 1. Col. 1597-1599; Norris H. Church Vestments. N. Y., 1950; Shetler J. Amice // http://www.ghgcorp.com/shetler/catholic/vestments/amice.html [Электр. ресурс].

Э. П. Л.

АМИНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМИРАНАШВИЛИ

АМИРАНАШВИЛИ [груз. ამირანავილი] Шалва Ясонович (26.03. 1899, пос. Они Кутаисской губ.- 9.02.1975, Тбилиси), искусствовед, деятель культуры, чл.-кор. АН СССР (1943), академик АН Груз. ССР (1955), заслуженный деятель науки ГССР (1959).

Ш. Я. Амиранашвили

Ш. Я. Амиранашвили

Учился на философском фак-те Московского ун-та (отд-ние истории и теории искусства (1918-1922)). В 1923-1925 гг. работал в Москве и Ленинграде. С 1925 г. вел педагогическую деятельность в ГУГ и АХ Грузии. С 1928 г. работал в ГМИГ, в 1939-1975 гг. был его директором; в 1991 г. музею было присвоено имя А. Один из первых исследователей истории груз. искусства, внесший значительный вклад в изучение христ. памятников на территории Грузии и всего Закавказья. Труды А. появились вслед за первыми опытами публикации общих работ по груз. искусству, предпринятых И. А. Орбели, Г. Н. Чубинашвили, Н. И. Толмачевской. Поскольку огромное количество памятников средневек. груз. архитектуры, монументальной живописи, прикладного искусства не было опубликовано, в сочинениях А. центральное место отводилось первоначальной обработке материала: датировкам, расшифровке эпиграфики, описанию структуры сооружений, иконографической программы росписей, художественных средств выражения и живописной техники. Вместе с тем А. создал систематические исторические обзоры груз. искусства и монументальной живописи. Чрезвычайно ценно его исследование специфики местной иконографии, в т. ч. иконографии груз. святых. Заслуга А.- анализ груз. искусства в его контактах не только с К-полем, но и с восточнохрист. странами - Сирией, Палестиной, Каппадокией, с к-рыми Грузия была связана независимо от Византии. В качестве директора ГМИГ А. внес значительный вклад в работу по комплектованию коллекции музея, охране и реставрации памятников Грузии, копированию памятников груз. искусства, в частности, в 1936 г. он пригласил Т. С. Шевякову для копирования груз. фресок. Активно содействовал возвращению в страну культурных ценностей, вывезенных за рубеж после 1917 г.

Соч.: Убиси. Тбилиси, 1929; Иранская живопись XVII-XIX вв. Тбилиси, 1941; Бека Опизари. Тбилиси, 1956; История грузинской монументальной живописи. Тбилиси, 1957. Т. 1; История грузинского искусства. Тбилиси, 1950-1971. 4 т.; Грузинская миниатюра. М., 1966; Хахульский триптих. Тбилиси, 1972; Грузинский художник Дамиане. Тбилиси, 1974.

Э. П. И.

АМИРУЦИ ГЕОРГИЙ

АМИРУЦИ ГЕОРГИЙ - см. Георгий Амируци.

АМИС

АМИС [греч. ̓Αμισός; совр. Самсун, Сев. Турция), город на юж. побережье Чёрного м. Возник как греч. колония в VII в. до Р. Х. на стратегически важной дороге, соединявшей побережье Чёрного м. с г. Амасией. Входил в состав Понтийского царства, в 71 г. до Р. Х. завоеван рим. полководцем Помпеем и присоединен к Римской империи, позже был важным экономическим и культурным центром Византийской империи. С 80-х гг. XII в. до 1204 г. город находился под властью турок-сельджуков. В 1204-1214 гг. входил в Трапезундскую империю, затем вновь в составе мусульм. гос-в - Румского султаната и Синопского эмирата. В XIII-XV вв. существовало 2 расположенных рядом города - греч. А. (или Аминс, ̓Αμινσός) и тур. Самсун (от искаженного εἰς ̓Αμισόν). С 80-х гг. XIII в. до 1441 г. здесь также находились генуэзская фактория и замок под названием Симиссо. В 1420 г. город был присоединен к Османской империи. В наст. время - один из крупнейших центров Турции (население более 200 тыс. чел.).

Христианство в А. проповедовал св. ап. Андрей Первозванный. В перечнях епископий К-польского Патриархата А. стоит на 1-м месте среди кафедр Амасийской митрополии. Местные епископы упоминаются с 451 г., когда на Всел. IV Соборе присутствовал представитель еп. Антония Амисского; из его преемников известны: Ерифрей (сер. V в.), св. Флор (кон. VI в.; пам. 18 дек.), Тиверий (упом. 680), Лев (упом. 787), Василий (упом. 878). В эпоху крестовых походов в А. появилась также кафедра католич. епископа, существовал мон-рь францисканцев. О правосл. епископах А. с XII в. в источниках не упоминается. В османскую эпоху в городе продолжал действовать храм во имя Св. Троицы, имелись христ. образовательные и благотворительные учреждения. По Лозаннскому договору 1923 г. греко-правосл. община А. (в 1922 составлявшая 20 тыс. чел., 1/2 населения города) была переселена на территорию Греции. В наст. время А.- титулярная митрополия К-польского Патриархата.

Лит.: Καντώνης Α. Γ. ̓Αμισός // ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 359-361; Bryer A., Winfield D. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. Wash., 1985. T. 1. Р. 92-95; Карпов С. П. Итальянские морские республики и Южное Причерноморье в XIII-XV вв. М., 1990. С. 84-89.

С. П. Карпов

АМИТАБХА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМИШИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АММАН

АММАН [нем. Ammann] Якоб, меннонитский старейшина, основатель движения амишей. А. родился в г. Эрленбах (Швейцария), но точная дата его рождения неизвестна. В 1696 г. следы А. обнаруживаются в г. Маркирх (Эльзас; совр. Сент-Мари-о-Мин), где 27 февр. он подписывает петицию от имени братьев по вере против принудительной воинской службы, в 1704 и 1708 гг. отвечает на запросы властей о количестве меннонитских семей, проживающих в этом районе. Более поздних документальных сведений, касающихся А., за исключением записи о крещении его взрослой дочери в Реформистской Церкви Эрленбаха в 1730 г., нет; полагают, что А. скончался незадолго до этого события.

В 1693 г. А. предложил конгрегациям швейцар. братьев собираться и совместно причащаться 2 раза в год вместо одного, ввести практику «умовения ног» во время богослужения, принятую у голл. меннонитов, дополнить существовавшую практику церковного отлучения наложением запрета на любые социальные контакты с отлученными (нем. Meidung), а также изгонять солгавших и вступивших в брак с нечленами общины. Эти предложения не были одобрены швейцар. братьями, и вскоре А. переехал в Эльзас, где его идеи получили почти единодушную поддержку. В течение 1693-1697 гг. А. становится главой общины в Маркирхе и создает новое религ. движение, позднее получившее название по имени его создателя - амиши.

Лит.: Mennonite Encyclopedia. Hillsboro (Canada), 1955. Vol. 1. P. 98-99; Nolt S. M. A History of the Amish. Intercourse (Pa.), 1992; Hostetler J. A. Amish Society. Baltimore, 1994.

И. Р. Леоненкова

АММАНН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АММАР АЛЬ-БАСРИ

АММАР АЛЬ-БАСРИ [араб.АММАР АЛЬ-БАСРИ АММАР АЛЬ-БАСРИ АММАР АЛЬ-БАСРИ ], видный несторианский богослов 1-й пол. XI в., получивший известность прежде всего как полемист с исламом. Полемике с мусульм. богословами-мутазилитами А. посвятил «Книгу доказательства» (Китаб аль-бурхан) и «Книгу вопросов и ответов» (Китаб аль-масаил ва-ль-аджвиба), написанные в форме опровержений. В своих произведениях он затрагивает практически все основные вопросы христианско-мусульм. полемики: учение о Св. Троице и Боговоплощении, жизнь буд. века, достоверность Евангелий, опровержение богодухновенности Корана и пророческого достоинства Мухаммада и др. Несмотря на свой апологетический характер, произведения А. представляют собой одну из первых попыток построения целостной системы христ. богословия на араб. языке.

Лит.: Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 106-107, 210-211, 410; Hayek M. ‘Ammar al-Basri, la première somme de théologie chrétienne en langue arabe, ou deux apologies du christianisme // Islamochristiana. 1976. T. 2. Р. 69-133.

Cвящ. Олег Давыденков

АММИАН МАРЦЕЛЛИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АММИНАДАВ

АММИНАДАВ - см. Родословие Иисуса Христа.

АММОН

АММОН [Амон, Амун, Аммун, Пиамон; копт. ammwn, amwn, amoun, ammwne, piamwn, греч. ̀ρδβλθυοτεΑμμων, ̓Αμοῦν, ̓Αμμοῦν, ̓Αμμώνιος, ̓Αμμωνᾶς] - см. также Аммоний.

АММОН ДИАКОН

АММОН ДИАКОН [Аммун], сщмч. Ираклийский (пам. 1 сент.) - см. Сорок дев постниц и Аммон диакон, учитель их.

АММОН, ЗИНОН, ПТОЛЕМЕЙ И ФЕОФИЛ

АММОН, ЗИНОН, ПТОЛЕМЕЙ И ФЕОФИЛ († 249), мученики Александрийские (пам. зап. 9 дек.). Их подвиг во время гонения при имп. Деции описан в письме еп. Александрийского Дионисия к Фавиану Антиохийскому, цитируемом Евсевием Кесарийским. Воины А., Зинон, Птолемей и Ингений, а также старец Феофил, присутствовавшие на суде некоего христианина, заметив, что тот из страха готов отречься от Христа, стали жестами подбадривать его, а затем сами взошли на помост и открыто исповедали свою веру.

Ист.: Евсевий. Церк. ист. VI 41. 20-22; ActaSS. Iun. T. 1. P. 31.

АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АММОН НИТРИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АММОН ТАВЕННИСИОТ

АММОН ТАВЕННИСИОТ († ок. 400), прп. (пам. 26 янв.). В греч. и лат. версиях «Истории монахов» А. Т. назван настоятелем (греч. πατὴρ μοναχῶν, лат. pater monachorum - отец монахов) 3000 тавеннисиотских иноков в Фиваиде, вероятно одного или неск. пахомиевских мон-рей. Источники подчеркивают аскетическое воздержание и смирение А. Т. и его братии.

Память, приводимую в греч. синаксарях на 26 янв., относят либо к этому подвижнику, либо к ученику прп. Антония Аммону, еп. Оксиринхскому. Память святому переведена на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. внесена под 26 янв. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 420).

Ист.: Hist. mon. Aeg. P. 39-40; Rufinus. Hist. mon. 3 (рус. пер.: Руфин. Жизнь отцов. С. 31-32); Созомен. Церк. ист. VI 28.

А. А. Войтенко

АММОН, УКРОТИТЕЛЬ ЗМЕЙ

АММОН, УКРОТИТЕЛЬ ЗМЕЙ [Аммун], прп. О нем сообщается в лат. и греч. версиях «Истории монахов». Подвизался в пещере в пустыне и часто подвергался нападениям разбойников, пока наконец не привел в свою пещеру 2 огромных «драконов» (греч. δράκοντας, лат. dracones) и повелел им охранять жилище. Увидев «драконов», разбойники от ужаса полумертвыми пали на землю. Подвижник вышел к незадачливым грабителям, поднял их с земли и, укорив в том, что дикие звери оказались добрее их, подчинившись ему по Божией воле, пригласил бывш. разбойников разделить с ним трапезу. После этого случая разбойники раскаялись и стали монахами. Их раскаяние было столь глубоко и искренне, что по их молитвам стали совершаться чудеса и знамения. Сообщается также, что преподобный сумел, призвав имя Христа, умертвить дракона, опустошавшего прилегающие к пустыне селения, а также излечить мальчика, лишившегося рассудка после встречи с этим зверем.

Ист.: Hist. mon. Aeg. 9. P. 71-75; Rufinus. Hist. mon. 8. P. 307-310 (рус. пер.: Руфин. Жизнь отцов. С. 53-55).

А. А. Войтенко

АММОНАРИЯ

АММОНАРИЯ [Аммониария; лат. Ammonaria, Ammoniaria] († 250), мц. Александрийская (пам. зап. 12 дек., пам. копт. 15 дек.). Претерпела мученическую смерть в гонение имп. Деция.

Лит.: Janin R. Ammonaria // DHGE. T. 2. Col. 1311.

АММОНАФА

АММОНАФА [греч. ̓Αμμωναθᾶς] (IV в.), прп. (пам. 12 дек. и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших). Подвизался в Пелусии (совр. Египет). В сб. «Апофтегмата патрум» (Изречения отцов) приводится рассказ о чуде, совершенном А. Однажды от монахов обители, в к-рой жил преподобный, вопреки закону стали требовать выплаты подушной подати. Братия, посовещавшись, решила направить неск. человек к императору с ходатайством, но А. запретил делать это, призвав всех в течение 2 недель хранить безмолвие в своих кельях и строго поститься. А. обещал, что сам все устроит. 2 недели преподобный провел в безмолвии, никуда не отлучаясь из мон-ря, и монахи стали роптать, что он пренебрег их делом. На 15-й день А. принес на монастырское собрание имп. грамоту, освобождавшую мон-рь от налогов. По объяснению святого, ночью накануне собрания он ходил к императору, получил грамоту, явился в Александрию, показал грамоту правителям области и вернулся в мон-рь.

Ист.: Достопамятные сказания. С. 44.

Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 31; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 370.

Иконография

А. представлен полуфигурно с недлинной бородой в настенном минологии нартекса архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.

Лит.: Миjовић. Менолог. C. 367.

АММОНИЙ

АММОНИЙ - мч. (пам. зап. 8 сент.). Многие мартирологи упоминают о его славной кончине в Александрии вместе с др. мучениками (их число колеблется от 8 до 45). Время мученичества неизвестно.

Ист.: ActaSS. Oct. T. 13. P. 206.

Лит.: Janin R. Ammonius (3) // DHGE. T. 2. Col. 1313-14.

АММОНИЙ, АЛЕКСАНДР И 20 ДРУГИХ

АММОНИЙ, АЛЕКСАНДР И 20 ДРУГИХ - мученики (пам. кипр. 9 февр.), ученики Оригена, пострадавшие в г. Солы на Кипре; в нек-рых синаксарях местом их мученичества ошибочно названа Сиена в Египте.

Ист.: ActaSS. Febr. T. 2. P. 292-293.

Лит.: Delehaye. Les saints de Chypre. P. 234-235; Κυπριανός. ῾Ιστορία τῆς Κύπρου. Σ. 518.

АММОНИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

АММОНИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (III в.), христ. писатель. Евсевий Кесарийский (ок. 260 - ок. 340) в письме к Карпиану упоминал о том, что его «каноны», или таблицы для поиска параллельных мест в Четвероевангелии, восходят к труду А. А., составившего на основе Евангелия от Матфея синопсис 4 евангелистов - «Диатессарон», одноименный с сочинением Татиана Сирийского. Этот труд был переведен на латынь Виктором, еп. Капуанским (Ɨ 544). Евсевий также упоминал некоего А. А., к-рый, согласно Порфирию, был христианином и учителем Оригена, но затем уклонился в язычество. Евсевий с этим решительно не соглашался и настаивал на том, что А. А. «до последнего часа держался чистого и совершенного любомудрия», о чем свидетельствуют его труды, к-рые широко его прославили, напр. его кн. «О согласии Моисея с Иисусом» (Евсевий. Церк. ист. VI 19. 1, 9-10). Это сочинение, впрочем, как и др., связанные с именем А. А., не сохранилось. Замечание Евсевия о существовании А. А. (по Порфирию) дало основание нек-рым исследователям отождествлять упомянутого А. А. с Аммонием Саккосом (175-242). Однако речь, вероятнее всего, должна идти об Аммонии, еп. Тмуитcком (в Н. Египте), ученике и друге Оригена, к-рый также известен как критик богословских взглядов Дионисия Великого, еп. Александрийского (Ɨ 264/65), в к-рых он усматривал субординационизм.

Ист.: Harnack. Geschichte. Bd. 1. S. 406-407; Salaville S. Ammonius (6) // DHGE. T. 2. Col. 1314-1317; Eusebii Epistola ad Carpianum // Nestle-Aland. NTG. S. 73-74.

Лит.: Zahn Th. Der Exeget Ammonius // ZKG. 1920. Bd. 38. S. 1-22; Bardenhewer. Bd. 2. S. 198-202; Altaner. Patrologie. S. 517.

АММОНИЙ ДОЛГИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АММОНИЙ ОТРОК

АММОНИЙ ОТРОК - мч. Никомидийский (пам. 4 сент.) - см. Вавила Никомидийский и др.

АММОНИТЯНЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АММУН

АММУН - см. Аммон.

АМОЙ

АМОЙ (IV в.), прп. (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших); егип. святой, подвизавшийся в Нитрийской пустыне (в местности Келлии), сподвижник аввы Исайи и аввы Пимена. Неск. изречений А. сохранилось в сб. «Апофтегмата патрум» (Изречения отцов), содержащем скудные сведения о его жизни. Отличительной чертой преподобного были необыкновенное смирение и молитвенная сосредоточенность. По пути в церковь А. не позволял никому из своих учеников идти рядом, чтобы не отвлекаться на посторонние разговоры, делая исключение только для обращающихся к нему за духовным советом. Когда А. заболел, то, лежа в келье неск. лет, ни разу не взглянул на то, что его окружало. По своему глубокому смирению А. однажды сказал брату, к-рый пришел к нему за наставлением и в течение 7 дней так и не получил ответа: «Иди и внимай себе, а мои грехи сделались мрачной стеной между мной и Богом».

Ист.: Достопамятные сказания. С. 38-39; Изречения египетских отцов. [Гл.] 100, 101, 105. С. 53-54.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 530.

АМОН

АМОН [Аммон; евр. АМОН , АМОН - художник, мастер], царь Иудеи (642-640 до Р. Х.) (4 Цар 21. 18-26; 2 Пар 33. 21-25). Один из младших сыновей царя Манассии, вступивший на престол в возрасте 22 лет. В течение своего правления А. подражал своему отцу в идолопоклонстве. А. был убит слугами в результате придворного заговора. В свою очередь заговорщики были убиты «народом земли» (см. Ам-ха-Арец), поставившим царем восьмилетнего сына А.

Иосию. Молчание библейского текста относительно причин этого убийства породило различные гипотезы. По одной версии, А. был убит в результате растущей неприязни к его проассир. политике. Это мнение подтверждается сведениями о повсеместном восстании против ассир. царя Ашшурбанипала и его смещении с престола между 640-635 гг. до Р. Х. (A. Malamat). Религ. мотивацию убийства А. приводит Э. Нильсен, к-рый обращает внимание на борьбу между иерусалимским священством и приверженцами насаждаемых при Манассии и А. языческих религ. обычаев. Эта т. зр. находит основание в тексте Свящ. Писания, где утверждается, что А. «делал неугодное в очах Господних» (4 Цар 21. 20; 2 Пар 33. 22). А. также упомянут в родословии Иисуса Христа (Мф 1. 10).

Лит.: Казанский И. Состояние иудейского царства при Езекии, Манасии, Аммоне и Иосии // ЧОЛДП. 1875. Т. 2. С. 144-172; Malamat A. The Historical Background of the Assassination of Amon, King of Judah // IEJ. 1953. Vol. 3. P. 26-29; Nielsen E. Political Conditions and Cultural Developments in Israel and Judah During the Reign of Manasseh // Proc. of the 4th World Congr. of Jewish Studies. Jerusalem, 1967. Vol. 1. P. 103-106.

Диак . Павел Гумеров

АМОНИТ

АМОНИТ - мч.- см. Мелитинские мученики.

АМОР

АМОР [Амур; лат. Amor], исп. (пам. зап. 8 окт.). Точное время жизни неизвестно, возможно IX в. Род. в Аквитании, с юных лет отличался благочестием, подвизался отшельником у могилы св. Серватия в Маастрихте (совр. Нидерланды), проповедовал Евангелие среди местного населения. Основатель жен. мон-ря Мюнстербильзен (около г. Тонгра, флам. Тонгерен, Бельгия), где и был похоронен. Иногда он необоснованно отождествляется со св. Амором (пам. зап. 17 авг.). А. упоминается в многочисленных мартирологах; житие его составлено в XI в. Эгбертом, диак. из Льежа. Почитание А. особенно распространено в городке Билзен (обл. Лимбург, совр. Бельгия).

Ист.: BHL, N 392-393; ActaSS. Oct. T. 6. P. 335-348.

Лит.: Richard P. Amour (2) // DHGE. T. 2. Col. 1336-1337.

А. И. Макаров

Предыдущая страница Следующая страница