Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
АЙВАЗОВ Иван Георгиевич

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К

АЙВАЗОВ Иван Георгиевич

Иван Георгиевич (13.02.1872, г. Мариуполь Екатеринославской губ.- 17.12.1964, г. Павлоград Днепропетровской обл.), богослов, публицист, миссионер. Род. в семье матроса. Закончил Екатеринославскую ДС, затем КазДА (1898) со степенью канд. богословия. С 1899 г. исполнял обязанности противосектантского миссионера в Тамбовской епархии, с 1902 г.- в Екатеринославской, с 1903 г.- в Харьковской епархиях. С 1912 г. магистр богословия. В 1912-1913 гг. доцент МДА по кафедре истории и обличения рус. сектантства. Указом Святейшего Синода от 9 июня 1913 г. переведен в СПбДА, где преподавал до 1917 г. В 1912-1916 гг. сотрудник и редактор ж. «Голос Церкви», в 1915-1917 гг. редактировал ж. «Душеполезное чтение». В 1918 г. московский епархиальный миссионер-проповедник. За миссионерскую деятельность получил орден св. Анны 3-й степени. 23 окт. 1919 г. арестован в Петрограде, 16 нояб. отправлен в Москву, с дек. 1919 г. находился в Новопесковском и Ивановском лагерях в качестве заложника, после освобождения вернулся в Петроград. В 1920-1926 гг. работал в гос. учреждениях Петрограда (Ленинграда). 26 марта 1927 г. арестован в Ленинграде, 13 янв. 1928 г. приговорен к 3 годам ссылки и отправлен в Йошкар-Олу. В 1933 г. поселился в Павлограде, где организовал архив. После выхода на пенсию в 1937 г. занимался богословием, в 40-50-х гг. писал статьи и заметки для ЖМП.

А. в течение многих лет сочетал практическую миссионерскую деятельность с научной. Его работы публиковались отдельными изданиями и в журналах «Миссионерское обозрение», «Миссионерский противомусульманский сборник», «Голос Церкви», «Душеполезное чтение», «Церковный вестник», «Вера и разум», «Голос истины». А. занимался изучением рус. сект, в особенности хлыстов, скопцов, духоборов и молокан. В своих работах он стремился к строгой документальности, определял происхождение и подлинность изучаемых материалов. Собранные им данные позволяют осветить многие вопросы зарождения и распространения сектантства в России. В конце жизни А. написал «Курс обличения русских сектантов-рационалистов» (1954, неопубл.), посвященный вопросу интерпретации Свящ. Писания и Свящ. Предания в различных сектах рационалистического толка, а также критике учения баптистов о свободном понимании Библии.

Соч.: Беседа с сектантами о субботе и воскресном дне. М., 19104; О Слове Божием или об источниках христианского вероучения. СПб., 1914; Беседа с молоканами о водном крещении. СПб., 1914; Беседа с сектантами о крещении младенцев. СПб., 1914; Беседа с сектантами о Кресте Христовом. СПб., 1914; Христовщина. Пг., 1915. Т. 1-3; Материалы для исследования секты скопцов. М., 1916-1917. 2 т.; Материалы для исследования сект духоборов и молокан. М., 1917; О соединении Церквей // ЖМП. 1945. № 5; Краеугольный камень Церкви Христовой // Там же. 1947. № 6; Догмат искупления // Там же. 1952. № 1; О почитании Креста Господня // Там же. 1957. № 3.

Лит.: Некролог // ЖМП. 1965. № 4; Федорович Я. Анализ противосектантских трудов И. Г. Айвазова, прот. Д. Боголюбова и И. К. Перетрухина: Курс. соч. / МДА. Загорск, 1980; Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России // ЦИВ. 1999. № 2-3. С. 33-34, 152.

В начало энциклопедии