Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 10, "АКВ"-"АЛА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 10, "АКВ"-"АЛА")

АКВИЛИН, ГЕМИН, ЕВГЕНИЙ, МАРКИАН, КВИНТ, ФЕОДОТ, ТРИФОН

АКВИЛИН, ГЕМИН, ЕВГЕНИЙ, МАРКИАН, КВИНТ, ФЕОДОТ, ТРИФОН († ок. 484), мученики Африканские (пам. зап. 4 янв.); упомянуты в мартирологе Иеронима, но время, место и обстоятельства их мученичества неизвестны. Предполагают, что они пострадали при кор. вандалов арианине Гунерихе (477-484). Акты не сохранились.

АКВИЛИН, ЕВАНГЕЛИЙ И С НИМИ 14

АКВИЛИН, ЕВАНГЕЛИЙ И С НИМИ 14 [Аккул], Еванге́лий и с ними 14, мученики Александрийские (пам. зап. 27 мая). Упомянуты в мартирологе Иеронима. Время и обстоятельства мученичества неизвестны. Сообщается, что А. был пресвитером.

Ист.: ActaSS. Maii. T. 6. P. 678; MartHieron. P. 67.

Лит.: Salaville S. Accule // DHGE. T. 1. Col. 273.

А. И. М.

АКВИЛИН И ВИКТОРИАН ИСАВРИЙСКИЕ

АКВИЛИН И ВИКТОРИАН ИСАВРИЙСКИЕ - мученики (пам. зап. 16 мая). Происходили из провинции Исаврия (М. Азия). Время и обстоятельства мученичества неизвестны. Отмечены в мартирологе Беды Достопочтенного.

АКВИЛИН, СПЕРАТ, КИВИН, ФЕЛИКС, КРЕСКИН, ЛУТАТ, НАЗАРИЙ, ВЕТУЗА, ГЕНЕРОЗА, ЯНУАРИЙ, ДРУГОЙ ЯНУАРИЙ, ТИТИАН, НЕССА

АКВИЛИН, СПЕРАТ, КИВИН, ФЕЛИКС, КРЕСКИН, ЛУТАТ, НАЗАРИЙ, ВЕТУЗА, ГЕНЕРОЗА, ЯНУАРИЙ, ДРУГОЙ ЯНУАРИЙ, ТИТИАН, НЕССА [Акиллин], Спера́т, Киви́н, Фе́ликс, Крески́н, Лута́т, Наза́рий, Вету́за, Генеро́за, Януа́рий, друго́й Януа́рий, Титиа́н, Не́сса (пам. зап. 18 июля), мученики, пострадавшие в Африке; упоминаются в мартирологе Иеронима. Возможно, это искаженные имена Сциллианских мучеников (пам. зап. 17 июля).

АКВИЛИНА

АКВИЛИНА - св.- см. Акилина, св.

АКВИЛОНОВ Евгений Петрович

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКЕЛДАМА

АКЕЛДАМА [греч. ̓Ακελδαμᾶ, от арам. АКЕЛДАМА АКЕЛДАМА , АКЕЛДАМА АКЕЛДАМА  - поле (село) крови], с нач. I в. по Р. Х.- название пустынного места южнее Иерусалима, где совершил самоубийство Иуда Искариот (Деян 1. 19). Это место, купленное иудейскими первосвященниками и старейшинами за 30 сребреников - «цену крови» Христа, к-рые вернул им раскаявшийся Иуда, в Евангелии также названо «землей горшечника», где хоронили странников (Мф 27.

6-7). Юж. часть Иерусалима - долина Еннома - уже в VI в. до Р. Х. была связана с горшечниками. Здесь, за воротами Харшиф («ворота черепков»), прор. Иеремия разбил кувшин (Иер 19. 2, 10), предвещая приближавшееся вавилонское завоевание; по словам пророка, место пророчества - долина Еннома - станет называться «долиной убиения» (Иер 19. 6). Долина Еннома еще при царях Ахазе и Манассии была осквернена языческим богослужением (4 Цар 23. 10). К I в. по Р. Х. это было место, куда выбрасывались отходы, поэтому оно оставалось пустынным и здесь не запрещалось хоронить странников.

По традиции А. локализуется там, где долина Еннома переходит в долину Кедрон, на юж. склоне «горы Злого cовещания» (Antonius Placentinua. Itinerarium // CSEL. T. 177. P. 208; Beda Venerabilis. De loci sanctis 3. 7). Здесь сохранились руины средневек. кладбища, недалеко расположен греч. жен. мон-рь прп. Онуфрия Великого.

Лит.: Lake K. The Beginnings of Christianity. Grand Rapids, 1965. Pt. 1: The Acts of the Apostles; Спутник паломника по Святым местам. П., 1984. С. 39-40; Smith R. W. Akeldama // ABD. Vol. 1; Finegan J. The Archaeology of the New Testament: The Life of Jesus and the Beginning of the Early Church. Princeton; N. Y., 1992; Святая Земля: Ист. путев. по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана / Ред. М. В. Бибиков. М., 2000. С. 80-81.

АКЕПСИЙ И АИФАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКЕПСИМ

АКЕПСИМ [Акебшема; сир. АКЕПСИМ , греч. ̓Ακεψιμᾶς] (IV в.), прп. Антиохийский (пам. 3 нояб., греч. 13 февр., 29 янв.). Сир. отшельник, живший во времена имп. Феодосия I. В течение 60 лет А. подвизался в тесной земляной келье, непрестанно пребывая в общении с Богом и избегая людей; пищу ему подавали через узкое отверстие, устроенное так, что его никто не мог увидеть. За водой А. ходил только ночью раз в неделю. Однажды святой шел на источник и его увидел пастух, к-рый принял А. за зверя и поднял пращу, чтобы бросить в него камень; его рука застыла и была неподвижной, пока А. не набрал воды и не скрылся из виду. В др. раз некий человек из праздного любопытства попытался тайно увидеть отшельника и забрался на дерево вблизи кельи А.; тотчас половину его тела парализовало, и провинившийся смог исцелиться по молитве святого только тогда, когда срубил дерево, с к-рого хотел увидеть преподобного. За 50 дней до кончины, предчувствуя ее приближение, А. вышел из затвора, чтобы принять всех желавших с ним встретиться. Среди посетителей был и местный епископ, посвятивший А. в духовный сан. Через нек-рое время А. почил в мире.

Ист.: BHG, N 14; Феодорит. Церк. ист. IV 28; он же. История боголюбцев. 15. С. 227-229; SynCP. P. 191.

Лит.: ЖСв. Ноябрь. С. 52; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 22.

О. Н. З.

АКЕПСИМ, ИОСИФ И АИФАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКЕФАЛЫ

АКЕФАЛЫ [греч. ἀκέφαλοι - безглавые], в эпоху христологических споров название, прилагавшееся к различным церковным партиям. В частности, так называли тех участников Всел. III Собора (Эфес, 431), к-рые не последовали ни за свт. Кириллом Александрийским, ни за Иоанном Антиохийским. В кон. V в. это название получили члены Александрийской Церкви, отделившиеся от Патриарха Петра Монга после того, как тот в 482 г. принял «Энотикон» имп. Зинона; причиной отделения явилось то, что в этом документе не содержалось анафемы Всел. IV Собору (Халкидон, 451). В раскол, к-рый возглавили пресвитеры Иоанн и Юлиан, диаконы Элладий и Серапион и софист Павел, оказались вовлечены многочисленные монахи и нек-рые члены клира; однако раскольники не имели епископского возглавления, чем и объясняется название секты.

Из среды А. вышел буд. вождь монофизитского движения Севир, Антиохийский патриарх (512-519). Оставшись без епископов, раскольники обрекли себя на плачевное существование: со смертью последнего пресвитера они фактически лишились священства. Для совершения таинства Крещения А. использовали богоявленскую воду, а причащались раз в год, в день Пасхи, по маленькой частице, сохраняя Св. Дары с древних времен. Воссоединение егип. А. с монофизитской Церковью произошло при Александрийском патриархе Диоскоре II (516-517), к-рый анафематствовал Халкид. Собор. Впосл. слово «акефал» сделалось у правосл. авторов (напр., у свт. Софрония Иерусалимского, прп. Иоанна Дамаскина и др.) наименованием монофизитов вообще, поскольку те не имели единого общепризнанного главы.

Ист.: Евагрий. Церк. ист. III 17-23; Иоанн Дамаскин, прп. Послание... яковиту // Творения / Пер. свящ. М. Козлова, Д. Е. Афиногенова. М., 1997. (Святоотеч. наследие; Т. 3). С. 154-193; О сложной природе против акефалов // Там же. С. 194-201; Софроний Иерусалимский, свт. Соборное послание // ДВС. Т. 4. С. 159.

Лит.: Renaudot E. Historia Patriarcharum Alexandrinorum. P., 1713. P. 130; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 332; Кулаковский. История. С. 349-350; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 1199-1200; Meyendorff J. Imperial Unity and Christian Divisions. Сrestwood (N. Y.), 1989. P. 203.

Свящ. Олег Давыденков

АКИВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКИЛА

АКИЛА [Аквила; греч. ̓Ακύλας, лат. Aquilas от aquila - орел], мч. (пам. греч. 20, 23 или 25 марта); в древних греч. синаксарях назван епархом; усечен мечом. Время мученичества неизвестно.

Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 23.

АКИЛА И ИЛАРИЙ

АКИЛА И ИЛАРИЙ - мученики (пам. греч. 14 июля); побиты камнями, время мученичества неизвестно.

Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 23.

АКИЛА И ПРИСКИЛЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКИЛИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКИЛИНА И КАЛЛИНИКА

АКИЛИНА И КАЛЛИНИКА [Аквила; лат. Aquila] И Каллини́ка († ок. 250), мученицы (пам. 9 мая; зап. 24 июля), сподвижницы св. Христофора, обращенные им в христианство и претерпевшие мученичество через усечение глав. В нек-рых мартирологах вместо них упоминаются воины Акила и Никита, спутники св. Христофора. Память святым мученицам переведена на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. она внесена под 9 мая в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 156).

А. И. М.

АКИМИТЫ

АКИМИТЫ [греч. ἀκοιμῆται - неусыпающие], монашеская община последователей св. Александра К-польского (V в.), принесшего из Сирии особый устав монашеского жития, предусматривавший более строгие ограничения во владении имуществом и увеличение продолжительности общей молитвы за счет времени, отводившегося на рукоделие. Особенностью обители А. было то, что монахи, разделившись на 3 смены, служили непрерывно в течение дня и ночи (отсюда ее название). Первоначально община была многонациональной по своему составу и богослужение совершалось на греч., лат. и сир. языках. Согласно житию св. Александра, вначале он обосновался со своими последователями в К-поле, однако после 420 г. переселился на азиатский берег Босфора, в Гомон. Точная датировка этого события является предметом дискуссии, причем не исключено, что новый мон-рь был основан уже после смерти первого игумена А. (430). Его преемник Иоанн счел выбранное место неудобным и перенес обитель поближе к столице, в Иринеон (совр. Чубуклу, Турция). При Иоанне и сменившем его св. Маркелле мон-рь достиг наибольшего расцвета: в сер. V в. он насчитывал не менее тысячи насельников. Многие А. стали епископами, а в 465 г. часть монахов переселилась в новую обитель, основанную патрикием Студием, положив тем самым начало Студийскому мон-рю. Видная роль, к-рую А. играли в церковно-политической борьбе того времени, проявилась в их противостоянии гот. клану Аспара, занимавшему ключевые позиции в Византийской империи в сер. V в. Кроме того, мон-рь стал центром противостояния монофизитству: сам св. Маркелл принял активное участие в подготовке Всел. IV Собора. В этой борьбе А. опирались на авторитет Римской Церкви, позицию к-рой они всячески поддерживали в годы Акакианской схизмы. Однако именно папа Римский Иоанн II в 534 г. отлучил нек-рых А., чье неприятие монофизитского учения не позволило им согласиться с формулой скифских монахов «Единый от Св. Троицы распят». Позднейшие сведения об А. относятся к IX в., когда их община уже находилась в К-поле. В 1216 г. игумен А. Максим II ненадолго стал Патриархом в Никее.

Лит.: Vailhé S. Acémètes // DHGE. T. 1. Col. 274-282; Pargoire J. Acémètes // DACL. T. 1. Col. 307-321; Grumel V. Acémètes // DSAMDH. T. 1. Col. 169-175; Θουντούλης Ι. Μ. ῾Η εἰκοσιτετράωρος ἀκοίμητος δοξολογία. ̓Αθῆναι, 1963; Janin. Églises et monastères. P. 16-17; idem. Grands centres. P. 13-15; Wölfle E. Der Abt Hypatios von Ruphinianae und der Akoimete Alexander // BZ. 1986. Bd. 79. S. 302-309.

А. М. Крюков

АКИНДИН

АКИНДИН [греч. ̓Ακίνδυνος - пребывающий в безопасности], прп. (пам. 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в. Неоднократно упоминается в Киево-Печерском патерике: свт. Симон, еп. Владимирский, называл А. «святым мужем» (послание свт. Симона датируется временем с сент. 1225 по май 1226); Поликарп, инок Киево-Печерского мон-ря, написал к А. послание, где именовал его «пречестным архимандритом всея Руси». Поликарп сообщает, что он начал собирать и записывать сказания о Печерских подвижниках, т. к. он в свое время не сумел обстоятельно рассказать о них А., когда тот попросил Поликарпа это сделать. А. скончался после 1231 г. (в этом году он упоминается как участник поставления Ростовского еп. Кирилла II (ПСРЛ. Т. 1. С. 456)), но скорее всего его кончина случилась после 1233-1234 гг., т. к. это предполагаемая дата написания послания Поликарпа к А. Время канонизации А. к местному почитанию неизвестно, его имени нет в службе Киево-Печерским преподобным. А. упоминается в числе «святых града Киева» в «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.). В сер. 50-х гг. XVII в. память «преподобного отца Акиндина, архимарита Печерскаго монастыря» внес в свой Месяцеслов келарь ТСЛ Симон (Азарьин) (РГБ. МДА. № 201. Л. 332).

Ист.: ПСРЛ. Т. 1. С. 456; Патерик Киевского Печерского монастыря / Изд. Д. И. Абрамович. СПб., 1911; Описание о российских святых. С. 16.

Лит.: Кабанець Е. П. Iсторiя печерськоï канонизацii та стислi вiдомостi про печерських святих // Дива печер Лаврських. К., 1997. С. 47-72.

В. В. Василик

АКИНДИН ГРИГОРИЙ

АКИНДИН ГРИГОРИЙ - см. Григорий Акиндин.

АКИНДИН, ПИГАСИЙ, АНЕМПОДИСТ, АФФОНИЙ, ЕЛПИДИФОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АККАБЕ-СААТ

Акка́бе-саа́т [эфиоп. АККАБЕ-СААТ  - блюститель часов], один из высших титулов в Эфиопской Церкви, первоначально титул настоятеля древнего мон-ря Дабра-Либанос в обл. Шимезана в Сев. Эфиопии (не путать с одноименным мон-рем в южноэфиоп. обл. Шоа, к-рый появился лишь в самом кон. XIII в. и стал знаменитым монастырским центром Эфиопии). Сев. Дабра-Либанос в Шимезана был основан, по преданию, еще в VI в. аввой Мата, одним из «девяти преподобных», и название его можно перевести как «Гора Ливанская» или как «мон-рь Ливания» (Ливаний - греч. имя аввы Мата, сирийца по происхождению). В XI-XII вв. при дворе эфиоп. царей династии Загве настоятель этого мон-ря, носивший титул А.-с., имел право восседать слева от царского престола. Большое политическое и церковное значение титул получил в XIV-XVI вв., в царствование династии Соломонидов, значительно расширивших христ. царство на юг. Немалую помощь в этом им оказало эфиоп. монашество с центром в мон-ре св. Стефана на оз. Хайк. Именно настоятель Хайкского мон-ря, получавший от эфиоп. царей древний титул А.-с., осуществлял при дворе постоянную связь между гос. и монашескими институтами. Митрополитами Эфиопии до 1957 г. были копты, т. е. иностранцы, не всегда хорошо разбиравшиеся в эфиоп. реалиях, поэтому роль А.-с. оказывалась весьма важной и в политической, и в религ. жизни страны. После того как мон-рь Дабра-Либанос в Шоа в кон. XIII в. по своему значению затмил Хайкскую обитель, функция связующего звена между царской властью и эфиоп. монашеством перешла в XVII в. к настоятелю Дабра-Либаносскому, носившему титул эччеге; титул же А.-с. в XIX в. вышел из употребления.

Лит.: Тураев Б. А. Из жизни абиссинского монашества в XIV веке // ЗВОРАО. 1901. T. 13. C. XLVI-XLVIII; он же. «Богатство царей»: Трактат о династическом перевороте в Абиссинии в XIII в. // Там же. 1901. T. 13. C. 157-171; Taddese Tamrat. The Abbots of Dabra-Hayq, 1248-1535 // J. of Ethiopian Stud. Addis Ababa, 1970. Vol. 8. N 1. P. 87-117; idem. Church and state in Ethiopia: 1270-1527. Oxf., 1972.

С. Б. Чернецов

АККАД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АККАДСКИЙ ЯЗЫК

Статья большая, находится на отдельной странице.

АККЕРМАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Кишиневской епархии, титулярное. Восстановлено 10 дек. 1868 г. на месте Бендерского и Аккерманского вик-ства, упраздненного в 1821 г. и входившего в бывш. Молдовлахийский экзархат. Епископ пребывал в Кишиневе. Первым архиереем с 29 мая 1869 г. был еп. Петр (Троицкий), после смерти к-рого 10 окт. 1873 г. А. в. было упразднено. Вновь восстановлено в 1882 г. с назначением еп. Августина (Гуляницкого). В 1887-1902 гг. епископом Аккерманским был Аркадий (Филонов); в 1907-1911 гг.- сщмч. Никодим (Кротков); в 1911-1918 гг.- Гавриил (Чепур). А. в. просуществовало до 1918 г., когда румын. войска заняли Бессарабию и Кишиневская епархия неканонически была временно включена в юрисдикцию Румынской Церкви.

Лит.: Кишиневские ЕВ. 1893. № 6; Рункевич С. Кишиневская епархия // ПБЭ. Т. 10. Стб. 533-535.

АККЛАМАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АККО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АККОМОДАЦИЯ

АККОМОДАЦИЯ - см. в статьях Герменевтика библейская и Богодухновенность.

АКМОЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Омской епархии. Учреждено 26 янв. 1913 г. Первый Акмолинский еп. сщмч. Мефодий (Краснопёров) хиротонисан 10 февр. 1913 г., до 6 нояб. 1914 г. управлял А. в., к-рое затем вошло в состав Петропавловского вик-ства той же епархии. В 1919 г. А. в. было восстановлено, на него был назначен еп. Гавриил (Воеводин), к-рый в 1921 г. ушел на покой. В 1922-1924 гг. Акмолинских епископов не было. С 1924 г. А. в. временно управлялось еп. Иоанникием (Чанцевым), с 1925 г.- еп. Петропавловским сщмч. Иоанном (Троянским). С 14 марта 1929 г. епископом Акмолинским был Владимир (Горьковский), переведенный на др. вик-ство в том же году. Новых назначений на А. в. не последовало, и оно прекратило свое существование.

Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965; Акты свт. Тихона.

АКОЛУФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКОЛУФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКОНТИЙ

АКОНТИЙ (I-II вв.?), мч. Римский (пам. зап. 25 июля); упомянут в мартирологе Иеронима; пострадал близ Рима, вероятно при имп. Траяне (98-117). Обстоятельства мученичества неизвестны. Иногда его отождествляют с мч. Иакинфом.

Лит.: DHGE. T. 1. Col. 345.

АКРИВИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКРОНСКАЯ ЕПАРХИЯ БОЛГАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

АКРОНСКАЯ ЕПАРХИЯ БОЛГАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - см. Американо-Австралийская епархия Болгарской Православной Церкви.

АКРОПОЛИТ ГЕОРГИЙ

АКРОПОЛИТ ГЕОРГИЙ - см. Георгий Акрополит.

АКРОСТИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКРОТИРИАНИС ТОПЛУ, В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ И ИОАННА БОГОСЛОВА, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии. Относится к иконографическому типу Одигитрии. Явление иконы произошло в станице Аксайская в 1830 г., когда на Дону разразилась эпидемия холеры. А. и. была обретена в пустом доме по видению некой женщине. Молва о чудотворном образе стала быстро распространяться среди жителей. С явленной иконой во избавление от холеры был совершен крестный ход, к-рый возглавил свящ. Тимофей Попов; сам образ был поставлен в Троицкой ц. станицы. После спада эпидемии в станице началось прославление чудотворного образа. Архиеп. Афанасий (Телятев) повелел перенести А. и. в кафедральный собор Вознесения Господня в столицу донских казаков Новочеркасск. Там икона находилась до 1847 или 1848 г., пока вновь не разразилась эпидемия холеры. Тогда по ходатайству жителей Аксайской станицы икона была возвращена в Троицкую ц., где она снова явила чудодейственную силу. С этого времени по разрешению Синода с А. и. ежегодно совершался крестный ход в Новочеркасск, Ростов-на-Дону и ближайшие станицы. Особой службы А. и. нет; празднование в день Одигитрии Смоленской. В донском Старочеркасском Ефремовском жен. мон-ре А. и. был учрежден монастырский праздник - 16 авг., в день попразднства Успения Богородицы, когда в мон-рь приносился чудотворный образ. Достоверных сведений о судьбе А. и. после 1917 г. не имеется.

Лит.: Донские ЕВ. Новочеркасск, 1870. № 5. С. 149; 1877. № 9. С. 286-287; 1878. № 20. С. 758-759; 1916. № 32. С. 488; Поселянин Е. Богоматерь. С. 775.

Е. В. Буренкова

АКСАЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Донской епархии, титулярное. Учреждено 25 мая 1871 г., название получило по станице Аксайской. Местопребывание епископа - Новочеркасск. Первый Аксайский епископ - Никанор (Бровкович) (4 июля 1871 - 25 дек. 1876), выдающийся богослов и историк Церкви. Среди Аксайских архиереев наиболее известны: Флавиан (Городецкий) (2 февр.- 29 июня 1885), впосл. митр. Киевский, Августин (Гуляницкий) (30 сент. 1887 - 24 дек. 1888). В 1880-1885 гг. вик-ство не замещалось. После 1917 г. Аксайскими епископами были: в 1910-1919 гг.- еп. Ермоген (Максимов), в 1920-1921 гг.- еп. Модест (Никитин), в 1921-1922 гг.- еп. Митрофан (Гринев), в 1923 г.- еп. Захария (Лобов), с апр. по июль 1928 г.- еп. Серафим (Протопопов). В связи с гонениями на Церковь и недостатком архиереев А. в. после 1928 г. не замещалось и прекратило существование.

Лит.: Кириллов А. Донская епархия. Новочеркасск, 1896; Рункевич С. Донская епархия // ПБЭ. Т. 5. Стб. 11-13.

АКСАКОВ

И. С. Аксаков. Литография П. Ф. Бореля. 1869 г. (ГИМ)

И. С. Аксаков. Литография П. Ф. Бореля. 1869 г. (ГИМ)

Иван Сергеевич (26.09.1823, с. Куроедово (Надёжино) Белебеевского у. Оренбургской губ.- 27.01.1886, Москва), писатель, публицист, издатель, идеолог славянофильства. Сын С. Т.Аксакова, брат К. С.Аксакова. В 1842 г. окончил уч-ще правоведения в С.-Петербурге. До 1851 г. находился на гос. службе в Сенате в Москве, затем в Калужской уголовной палате, с 1848 г. чиновник по особым поручениям Мин-ва внутренних дел.

Службу совмещал с лит. творчеством. В марте 1849 г. А. был арестован по неподтвердившемуся подозрению в заговоре против существующей власти и вскоре освобожден под негласный надзор полиции. После ухода со службы посвятил себя лит-ре, издательской и общественной деятельности. В 1852 г. под редакцией А. вышел 1-й т. славянофильского «Московского сборника», 2-й т. был конфискован и уничтожен, после чего А. был лишен права издавать и редактировать. В 1858-1859 гг. он негласно редактировал журнал славянофильского направления «Русская беседа», впосл. издавал и редактировал газеты «День» (1861-1865), «Москва» (1867-1868), «Русь» (1880-1886). В 1858 г. А. совершил поездку за границу, в Лондоне посетил А. И. Герцена. Опубликовал в «Полярной звезде» социальную сатиру «Судебные сцены, или Присутственный день в уголовной палате» (1858). В годы русско-тур. войны 1877-1878 гг. А., будучи председателем Московского слав. об-ва, организовывал общественное мнение в поддержку славян за освобождение их от тур. владычества. Возглавлял Московский слав. комитет. Из лит. произведений А. наиболее известны неоконченная поэма из крестьянской жизни «Бродяга» (1852) и гражданская поэзия. (О мировоззрении А. см. ст. Славянофильство.)

Соч.: Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1886; Сб. стихотворений. М., 1886; Соч. М., 1886-1887. Т. 1-7; Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. М., 1888-1896. СПб., 1896. Ч. 1-2; Собр. соч. Пг., 1918; Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика. М., 1981; 19822.

Лит.: Сб. статей, напечатанных в разных периодических изданиях по случаю кончины И. С. Аксакова. М., 1886; Языков Д. Д. Литературная деятельность И. С. Аксакова // ИВ. 1886. Т. 24; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 318-344; Цимбаев Н. И. И. С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978; Самарин Ю. Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. М., 1997.

АКСЕЛЕРАЦИЯ

АКСЕЛЕРАЦИЯ [от лат. acceleratio - ускорение], ускорение роста и физического развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Отмечается в экономически развитых странах в течение последних 100-150 лет; наиболее четко проявляется во 2-й пол. XX в. Напр., по сравнению с 1890 г. в 1970 г. 13-летние мальчики стали выше на 13 см, а девочки - на 14,8 см, половое созревание происходит на 1-2 года раньше. Однако начиная с 80-х гг. стало наблюдаться замедление А., в отдельных странах (напр., в России) среди нек-рых социальных групп выявляется даже обратный процесс - деселерация. Причины А., как и деселерации, до сих пор точно не установлены. В качестве таковых называют улучшение питания, в особенности употребление продуктов, содержащих витамины и животные белки; развитие гигиены; увеличение количества браков между людьми разных национальностей и этнических групп; возбуждающее влияние на центральную нервную систему ускоренных темпов совр. городской жизни и др. Имеются данные об интеллектуальной А., т. е. ускорении умственного развития детей, вызванном резким увеличением информации, получаемой ребенком, хотя, по мнению многих специалистов, эти данные скорее свидетельствуют об имевшей ранее место недооценке интеллектуальных возможностей ребенка. Явление А. оказывает большое влияние на психику ребенка, что необходимо учитывать и в отношении церковной жизни детей. Так, при составлении программ воскресных школ и правосл. гимназий нужно принимать во внимание особенности развития совр. подростков, не копируя программы дореволюционной России. Однако следует предостеречь и против «искусственной А.», когда интеллектуальное развитие чрезмерно интенсифицируют, ставя перед ребенком завышенные требования. В литургической жизни можно наблюдать попытки нек-рых родителей приводить на исповедь детей до достижения ими 7-летнего возраста, что обычно кончается непониманием со стороны ребенка - это вызывается тем, что физиологическая и интеллектуальная А. не приводят к психологической А., ибо развитие душевной области детей происходит по др. законам, не сводящимся к влиянию окружающей материальной среды.

Лит.: Tanner J. M. Growth at adolescence. Oxf., 1962; Соловьева В. С. Обзор некоторых гипотез о причинах акселерации // Вопросы антропологии. 1967. Вып. 26; Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей. М., 1976; Акцелерация развития и состояние здоровья детей и подростков: Науч. обзор / Под ред. С. М. Громбаха. М., 1980; Гигиена детей и подростков / Под ред. В. Н. Кардашенко. М., 1988; Ростовые процессы у детей и подростков / Н. Н. Миклашевская и др. М., 1988.

В. П. Лега

АКСЕНОЙО

Аксено́йо [Ксенайа] - см. Филоксен, еп. Иерапольский.

АКСЕНТИЕВИЧ

АКСЕНТИЕВИЧ [серб. Аксентиjевић] Драгослав Павле (род. 20.04.1942, Белград), серб. певчий, регент и иконописец. Закончил Академию изобразительных искусств в Белграде со степенью магистра по классу проф. Мила Милуновича. Наряду с живописью занимается древней серб., визант. и греч. музыкой. Поет в сопровождении небольшого хора по нотным расшифровкам серб. невм (выполненным Ин-том музыкологии в Белграде), а также по сделанным им самим в Греции нотным записям устной певч. традиции. Успешно гастролировал на родине и за рубежом (Россия, США, Германия, Франция, Греция, Австрия и др.). В сент. 1988 г. получил первый приз за интерпретацию визант. напевов на Международном фестивале в Кардице (Греция), а в 1990 г.- приз Международного фестиваля в Москве и приз Радио Инсбрука (Австрия) за интерпретацию старинной музыки. Лауреат многих югославских премий. Участвовал в съемках фильма «Боj на Косову» (Косовская битва, 1989), в радио- и телепередачах и концертах. Прошло 8 персональных и неск. совместных с др. авторами выставок его работ. В храмах бывш. и сегодняшней Югославии А. написал 9 иконостасов.

Дискогр.: Духовна музика / EFT. W., 1984. 4 кассеты; Српски мелоди / PGP. Београд, 1987. Пластинка и кассета; Музика старе Србиjе / PGP. Београд, 1987. Компакт-диск; Musica Balcana / ТАС. L., 1988. Кассета; Србљак / изд. П. Аксентиjевића. Београд, 1989. Пластинка и кассета; Psalmi / Jugoton. Zagreb, 1990. Пластинка и кассета; Антологиja српске црквене музике по записима из музицких рукописа од XIV до XVII века. 3 компакт-диска [готовится к выпуску].

Д. Стефанович

АКСИОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКСУМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКСУМСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

АКСУМСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. ῾Ιερά Μητρόπολις ̓Αξώμης], епархия Александрийской Православной Церкви. Во времена проповеди ап. Матфея на территории Африканского Рога существовало Аксумское царство, правители к-рого с сер. IV в. начали исповедовать христианство. При свт. Афанасии Александрийском (328-373) первым епископом Аксумским был поставлен просветитель Эфиопии св. Фрументий, отправившийся туда вместе со своим братом, пресв. Эдесием. После Фрументия известны следующие Аксумские епископы: Феофил (арианин), св. Александр, Варфоломей, Иоанн, Иаков. С VII в. Аксумская епархия, как и вся Эфиопская Церковь, перешла в юрисдикцию монофизитской Коптской Церкви.

Правосл.

А. м. воссоздана в 1908 г., при Александрийском Патриархе Фотии (1900-1925); однако, поскольку этот акт не получил признания со стороны эфиоп. властей, митрополия долгое время не имела архипастыря. Лишь 16 нояб. 1931 г. Патриарх Мелетий поставил митрополитом Аксумским Николая, сирийца по происхождению. Кафедра митрополита (с 1979 им является Петр (Якумелос), ипертим и экзарх всей Эфиопии и Эритреи) находится в Аддис-Абебе. Его духовная юрисдикция распространяется на правосл. греков, эфиопов, русских, сербов, болгар, африканцев и европейцев, пребывающих на территории Эфиопии, Эритреи, Джибути и Сомали. Число правосл. христиан различных национальностей в Эфиопии не превышает 2 тыс. чел. При митрополии действуют различные учреждения, в т. ч. благотворительное братство «Св. Фрументий» (осн. в 1981), Высшая церковная школа в мон-ре св. Павла близ Аддис-Абебы (с 1986/87) и богословский колледж Св. Троицы (с 1994). Храмы: кафедральный собор св. Фрументия в Аддис-Абебе (построен ок. 1914), ц. Благовещения в Асмэре (Эритрея), ц. святых Константина и Елены в Джибути (1901).

Лит.: Κονιδάρης Γ. Ι. ̓Αξώμης, Μητρόπολις // ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 1024-1025; ῾Ημερολόγιον ̓Εκκλησίας ̓Αλεξανδρείας, 1999. Σ. 105-115.

Б. А. Нелюбов

АКСУМСКИЙ СОБОР БОГОМАТЕРИ СИОНСКОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКТ И ПОТЕНЦИЯ

АКТ И ПОТЕНЦИЯ - см. Возможность и действительность.

АКТ О ВЕРОТЕРПИМОСТИ

АКТ О ВЕРОТЕРПИМОСТИ [англ. Toleration Act] (1689), закон, принятый англ. парламентом в правление Вильгельма III и Марии II (SR., 1 Will. & Mary. C. 18), допускающий терпимость по отношению к диссентерам (пресвитерианам, конгрегационалистам, баптистам, квакерам), не признававшим офиц. Церкви Англии (см. Англиканская Церковь) и подвергавшимся за то суровым гонениям в период после реставрации монархии - с 1660 г. А. в. был инициирован по политическим соображениям Вильгельмом III, взошедшим на престол в результате гос. переворота и надеявшимся т. о., найдя поддержку у диссентеров, сплотить все протестант. силы в борьбе с католиком Яковом II Стюартом. Несмотря на то что А. о в. узаконил права диссентеров совершать собственное богослужение, он не привел к радикальному улучшению их положения. Они по-прежнему были лишены ряда гражданских и политических прав, в частности не могли занимать гос. должности. Отмена этих ограничений произошла лишь в 1828 г. Формально А. о в. не отменял предшествующих карательных законов, он лишь освобождал нек-рые группы диссентеров от наказаний, положенных согласно статутам, при условии, что они принесут присягу на верность королю как главе Церкви, а их пресвитеры подпишутся под Тридцатью девятью статьями (исключая статьи о Крещении в младенчестве для баптистов). Квакерам, принципиально отрицавшим принесение любых клятв, позволялось сделать вместо присяги торжественное заявление. Признание за диссентерами прав на совершение культа не освобождало их от уплаты десятины в пользу офиц. Церкви Англии. Действие А. о в. не распространялось на антитринитариев и англ. католиков.

Ист.: Statutes of the Realm. L., 1819. Vol. 6. P. 74; Documents, Illustrative of English Church History / Ed. H. Gee, W. Hardy. L., 1896. P. 654-664.

Лит.: Английская буржуазная революция XVII в. М., 1954; Hill Ch. Economic Problems of the Church. Oxf., 1956.

О. В. Дмитриева

"АКТ О НАСЛЕДОВАНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ПРЕСТОЛА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКТ О СУПРЕМАТИИ

АКТ О СУПРЕМАТИИ [англ. Act of Supremacy] (1534), законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII. Статут, принятый «парламентом реформации» по настоянию короля, провозглашал его «единственным Верховным главой» (Supreme Head) Церкви Англии, называемой Ecclesia Anglicana, со всеми вытекающими отсюда «титулами, почестями, достоинствами, привилегиями, юрисдикцией и доходами, присущими и принадлежащими достоинству Верховного главы Церкви» (SR., 26 Hen. VIII. C. 1). А. о с. наделял короля не только всей полнотой юрисдикции над Церковью, правом контролировать ее доходы и назначать на церковные должности (что в определенной мере было свойственно средневек. монархам и ранее), но и полномочиями, принадлежащими исключительно примасу Церкви: решать доктринальные вопросы, утверждать чин литургии, совершать визитации диоцезов, инспектировать духовенство, исправлять заблуждения и искоренять ереси.

Впрочем, Генрих VIII не претендовал на право совершать таинства и рукополагать в сан, оставляя эти функции архиепископу Кентерберийскому. Сам характер парламентского статута исключал развернутое теологическое обоснование предпринятого шага. Верховенство светского государя над Церковью Англии объявлялось непреложным историческим фактом, признаваемым англ. духовенством. Акт был аннулирован в период правления католички Марии Тюдор. При восшествии на престол Елизаветы I парламент восстановил А. о с. (1559) с нек-рыми изменениями. Елизавета I именовала себя не «Верховной главой», а «Верховной правительницей (Supreme Governor) во всех духовных и церковных делах» (SR. 1 Eliz. I. Р. 1), полагая, что женщина не может считаться главой Церкви. Это было продиктовано и политической необходимостью привлечь на свою сторону подданных, сохранивших католич. веру. В 1560 г. действие А. о с. было распространено на Ирландию. Принятие А. о с. сопровождалось требованием особой присяги на верность государю как главе Церкви и подписи каждого священника, должностного лица, члена университетской корпорации и школьного наставника. Подобной присяги потребовал и Карл II, восстановивший монархию и англикан. Церковь после периода гражданских войн и республиканского правления. При этом новой редакции А. о с. не было и он сохраняет свою юридическую силу (о роли правящего монарха в англикан. Церкви см. Англиканская Церковь).

Ист.: Statutes of the Realm. L., 1819. Vol. 3, 4.

Лит.: Neale J. E. The Elizabethan Acts of Supremacy and Uniformity // EHR. 1950. T. 65; Elton G. R. Reform and Reformation: England, 1509-1558. L., 1977; Elton G. R. The Tudor Constitution. Camb., 1987.

О. В. Дмитриева

АКТИСТИТЫ

АКТИСТИТЫ [греч. ἀκτιστῆται - нетварники, от ἄκτιστον - несотворенное), незначительная монофизитская секта в Египте VI в., о существовании к-рой сообщает Тимофей К-польский. Учение А. представляет собой развитие афтартодокетизма - христологической доктрины Юлиана Галикарнасского. В его учении заметна тенденция к устранению различия между божественным и человеческим во Христе с целью утверждения единства Его естества. А. полагали, что это различие еще не устраняется при исповедании плоти Христовой нетленной, если при этом не признать само человечество Христа несотворенным. Поэтому они считали, что преображенную в богочеловеческом единстве человеческую природу уже нельзя считать тварной. Это был последовательный шаг на пути устранения различия между божественным и человеческим во христе, но это противоречило основному положению афтартодокетов, считавших, что человечество Христово подобно человечеству первозданного Адама, к-рое, будучи нетленным, не было, однако, несотворенным. Приверженцы доктрины Юлиана назвали сторонников учения о несотворенности тела Христова «А.», а те дали своим противникам наименование «ктистолатры», т. е. поклоняющиеся твари.

Ист.: Timothei presbyteri De receptione haereticorum // PG. 97. Col. 4.

Лит.: Троицкий И. Изложение веры Церкви Армянской. СПб., 1875. С. 148-149; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 348-349, 358; Флоровский. Восточные Отцы V-VIII вв. С. 34.

Свящ. Олег Давыденков

АКТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКТЫ АРХЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

АКТЫ АРХЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ («Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею имп. Академии наук: Дополнены и изданы Высочайше учрежденной комиссией» - ААЭ), серия документов по истории России XIII-XVII вв., изданная Археографической комиссией на основе материалов, собранных в 1829-1830 гг. экспедицией П. М. Строева и Я. И. Бередникова (СПб., 1836. 4 т. Т. 1: 1294-1598 / Ред. Я. И. Бередников; Т. 2: 1598-1613 / Ред. Н. Г. Устрялов; Т. 3: 1613-1645 / Ред. К. С. Сербинович; Т. 4: 1645-1700 / Ред. А. А. Краевский). В ААЭ опубликовано 1420 документов: договорные грамоты великих и удельных князей; жалованные, тарханные, губные, таможенные, уставные, судные грамоты; материалы приказного делопроизводства. Около половины всех изданных актов происходят из синодальных, епархиальных, монастырских и церковных хранилищ, наиболее значительные комплексы взяты из архивов Троице-Сергиева, Кириллова Белозерского, Соловецкого мон-рей.

В ААЭ изданы важные источники по истории РПЦ: чины поставлений епископов и митрополитов 1456, 1559 и 1564 гг.; розыскное дело прп. Максима Грека 1525 г.; соборная грамота о бывш. троицком игум. Артемии 1554 г.; наказ царя Иоанна IV Васильевича свт. Гурию (Руготину) при учреждении Казанской епархии 1555 г.; соборное определение об учреждении в Москве поповских старост и десятских священников и диаконов 1594 г. и наказ им свт. Иова, Патриарха Московского, 1604 г.; грамоты и наказы по делам правосл. веры жителей областей, уступленных по Столбовскому миру Швеции, 1619-1629 гг.; дело о перенесении мощей Патриарха Иова 1652 г.; уставы и наказы духовенству и мон-рям различных епархий о церковном и монастырском благочестии; дела о расколе и др. К ААЭ издан «Указатель» лиц, географических названий и предметов (СПб., 1838).

Лит.: Павлов-Сильванский Н. П. Погрешности актов Археографической экспедиции // ЛЗАК за 1904. СПб., 1907. Вып. 17; Софинов П. Г. Из истории русской дореволюционной археографии. М., 1957; Эпштейн Д. М. История археографии в дореволюционной России: Учеб. пособие / Моск. ист.-арх. ин-т. М., 1977. [Вып. 1]: Период феодализма; 1979. [Вып. 2]: (Период капитализма).

Б. Н. Морозов

"АКТЫ ЗАПАДНОЙ РОССИИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКТЫ ИСТОРИЧЕСКИЕ

АКТЫ ИСТОРИЧЕСКИЕ («Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссиею» - АИ), издание документов, полученных гл. обр. из архивов Вильно, Могилёва, Витебска, а также хранилищ Москвы и С.-Петербурга (СПб., 1841-1842. 5 т. Т. 1: 1334-1598 / Гл. ред. прот. И. И. Григорович; Т. 2: 1598-1613 / Подгот. к изд. прот. И. Григорович; Т. 3: 1613-1645 / Подгот. к печати С. М. Строев и М. А. Коркунов; Т. 4: 1645-1676 / Гл. ред. прот. И. Григорович; Т. 5: 1676-1700 / Подгот. к изд. М. А. Коркунов). В АИ наряду с широким кругом законодательных, актовых и делопроизводственных источников по истории России XIV-XVII вв. опубликованы многочисленные материалы по истории РПЦ и ее взаимоотношений со светской властью и Вост. Патриархами: грамота свт. Феогноста, митр.

Киевского, на Червленый Яр 1354/55 г.; жалованные несудимые и тарханные грамоты мон-рям и церквам, в т. ч. 3 грамоты вел. кн. Олега Рязанского 1356-1402 гг.; послания Вост. Патриархов российским государям и митрополитам, а также новгородцам и псковичам XIV-XVI вв.; грамота польск. кор. Казимира IV свт. митр. Ионе о правосл. Церкви в Великом княжестве Литовском; образцы епископских грамот присяжной, настольной, отреченной; материалы, связанные с ересью жидовствующих (кон. XV в.), с ересью М. Башкина (сер. XV в.); уставные грамоты о монастырском общежитии, статьи из Стоглава 1551 г.; послание царя Иоанна IV Васильевича в Кириллов Белозерский мон-рь; материалы по истории осады Троице-Сергиева мон-ря в 1609 г.; грамоты Патриарха Никона властям Валдайского Иверского мон-ря 1653-1656 гг.; розыск о мученической кончине сщмч. Иосифа, митр. Астраханского († 1671), во время бунта Степана Разина; документы Соловецкого мон-ря от 1674 г.; соборные постановления и грамоты о духовном суде, распорядках и пошлинах, памяти о вотчинном монастырском управлении и др. К АИ существует именной и географический «Указатель» (СПб., 1843). Изданные Археографической комиссией «Дополнения к Актам историческим» (СПб., 1846-1872. 12 т.), охватывающие документы X-XVII вв., представляют собой самостоятельную серию.

Лит.: Софинов П. Г. Из истории русской дореволюционной археографии. М., 1957; Эпштейн Д. М. История археографии в дореволюционной России: Учеб. пособие / Моск. ист.-арх. ин-т. М., 1977. [Вып. 1]: Период феодализма; 1979. [Вып. 2]: (Период капитализма).

Б. Н. Морозов

АКТЫ МУЧЕНИКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКТЫ О ЕДИНООБРАЗИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКУТИОН

АКУТИОН [Акуций; лат. Acutio от acutus - острый], мч. Путеольский (пам. 21 апр.) - см. Ианнуарий, сщмч., еп. Беневентский

АКЦИДЕНЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКЧУРИН Сергей Васильевич

Сергей Васильевич (1722-1790), обер-прокурор Святейшего Синода (12.05.1774-28.07.1786). Род. в дворянской семье, отец - секретарь Канцелярии строений. По окончании гимназии при Академии Российской в 1754 г. А. поступил переводчиком в Коллегию иностранных дел. Во время русско-прусской войны (1756-1761) был определен для дипломатической переписки к главнокомандующему Главной армией гр. П. С. Салтыкову. А. обладал обширными познаниями, тонким и проницательным умом, поэтому, по свидетельству его непосредственного начальника А. Б. Бутурлина, ему поручались «все секретнейшие дела, сочинение реляций ко двору и иностранная корреспонденция».

В годы обер-прокурорства А. Святейший Синод РПЦ оказался в большой зависимости от гос. власти. Указом имп. Екатерины II от 28 мая 1781 г. А. был обязан предоставлять ежегодный финансовый отчет сенатскому обер-прокурору. 15 июля 1781 г. Екатерина II повелела А. объявить Святейшему Синоду, чтобы церковные власти на местах не допускали пострига в монашество молодых женщин и тем более молодых девиц. При А. императрица обычно направляла свои указы непосредственно Синоду, минуя обер-прокурора. Вследствие этого обер-прокурор терял возможность оказывать влияние на Синод. По отзывам современников, А. был «угодлив и низкопоклонен» и старался сохранять добрые отношения с влиятельными архиереями. 28 июля 1786 г. Екатерина II уволила его от должности без объяснения причин. А. был назначен сенатором и возведен в чин тайного советника. Ему были пожалованы орден св. Анны и деревня.

Лит.: Барсов Т. В. Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896; Благовидов Ф. В. Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и в первой половине XIX столетия: Опыт ист. исслед. Каз., 1899; РБС. Т. 1. С. 108-109.

В. А. Федоров

АЛАВАСТР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница