Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 8, "АДИ"-"АЗЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 8, "АДИ"-"АЗЕ")

АДИАФОРИСТСКИЕ СПОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДИ-БУДДА

АДИ-БУДДА [санскр. АДИ-БУДДА -АДИ-БУДДА ], первобудда в буддизме ваджраяны, олицетворяющий вневременное единство всех будд и бодхисаттв, мифологический образ Тела Закона (дхарма-кайя), из к-рого производятся все будды созерцания (Тело наслаждения), земные будды (Тело воплощения) и все мироздание. Но А. не является богом-творцом, поскольку творение множества - это иллюзия (майя) индивидуального сознания, подлинная же реальность едина и нерасчленима. Представления об А.- продолжение учения махаяны о трех телах Будды (трикайя), еще один способ выражения невыразимого единства абсолюта. Его называют четвертым, объединяющим Телом Будды, или Самосущностным Телом (свабхавика-кайя). Как термин впервые упоминается в тантрических текстах VII в., развитие доктрины относится к Х-XI вв. в учении Калачакры (Колесо времени), получившем распространение в гималайских странах, Тибете, Монголии и России. В Китае, Корее и Японии образ А. развивался и преломлялся иначе, напр. в виде вселенского Будды Вайрочаны в школе сингон (см. Чжэнянь).

Лит.: Гюнтер Г., Трунгпа Ч. Заря тантры. СПб., 1993; Экан И. Подвижник огня. М., 1996.

В. П. Андросов

АДИШИ

АДИШИ - с.- см. в статье Сванети.

АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДМА

АДМА [евр. АДМА АДМА ; ср.АДМА АДМА - земля, почва], один из 5 городов (Быт 14), цари к-рых во времена Авраама заключили союз и восстали против царя Элама, подчинившего своей власти Месопотамию и часть Вост. Средиземноморья (ок. 1770 до Р. Х.). В сражении в долине Сиддим союзники были разбиты, а Лот взят в плен (Быт 14. 2-12). О гибели А. и Севоима вместе с Содомом и Гоморрой (Быт 19. 24-28) дважды сообщается в Библии: подобно Содому и Гоморре, А. и Севоим выступают как символ гнева Божия (Втор 29. 22-23); через прор. Осию Господь напоминает Израилю об участи А. и Севоима (Ос 11. 8). Местонахождение А. точно не установлено (об археологических исследованиях - см. Содом, Севоим).

Лит.: Albright W. F. The Expedition of Xenia Theological Seminary and the American Schools // BASOR. 1924. Vol. 14. P. 1-12; Pressler C. J. Admah // ABD. Vol. 1.

Свящ. Афанасий Гумеров

АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДМИНИСТРАТОР

АДМИНИСТРАТОР - в структуре католич. Церкви общее название различных должностей управляющих: апостольский А., приходской А., управляющий церковным имуществом.

1. Апостольский (лат. apostolicus) А., управляющий от имени папы еп-ством, его частью или объединением еп-ств либо уполномоченный папы перед группой лиц. А. может назначаться на определенный срок или на неопределенное время и м. б. смещен в любой момент. Иногда получает право пастырского служения, причем все права и обязанности А. подробно фиксируются в папской грамоте о его назначении. В Кодексе канонического права (1983) отдельно рассматривается должность диоцезального (diocesanus) А., к-рая является вспомогательной в церковной структуре. Диоцезальный А. должен быть избран коллегией советников или кафедральным капитулом в течение 8 дней по получении известия о том, что епископская кафедра осталась вакантной.

На него возлагается обязательство известить Римский престол о своем избрании. Когда избрание А. утверждено Римом, он обретает власть и полномочия епископа. А. должен избираться из числа священников, отличающихся ученостью и благоразумием, чей возраст превысил 35 лет. А. получает лишь временное управление еп-ством, его обязанности прекращаются после назначения нового епископа (CIC can. 421-430). Если А. назначается в невакантные еп-ства, пастырская власть принадлежит епископу и генеральному викарию.

2. Приходской (paroeciales) А. обладает правом и обязанностями управлять приходом в отсутствие настоятеля. Назначается епископом в случае вакантности прихода или если перед приходским настоятелем встают препятствия в исполнении его обязанностей по причине пленения, изгнания или ссылки, недееспособности или слабости здоровья. Назначенный А. получает те же права и обязанности, что и приходской настоятель, при условии, что он не будет совершать того, что может нанести вред правам настоятеля или причинить ущерб приходскому имуществу (CIC can. 539, 540).

3. Управляющий церковным имуществом (bonorum ecclesiasticorum) - должность, существующая на всех ступенях церковной иерархии, от Римского папы, к-рый считается верховным А. и управляет всем имуществом католич. Церкви (А. supremus), до А.- управляющего имуществом прихода.

Лит.: McDonough T. J. Apostolic Administrators // Canon Law Studies. 1941. Vol. 139. P. 8-43; Eichmann E., Mörsdorf K. Lehrbuch des Kirchenrechts auf Grund des Codes Iuris Canonici. Paderborn, 1953. T. 1-2; Каноническое право: О Народе Божием / Сост. И. Юркович. М., 1995. С. 117, 144-145.

Н. Д. Прокофьева

АДОЛЬФ

АДОЛЬФ [лат. Adolfus, из древневерхненем. Adalwolf - благородный волк] († ок. 780) (пам. зап. 17 июня), был предположительно еп. Утрехтским или Маастрихтским (совр. Нидерланды). Возможно, брат св. Ботульфа Айкенхойского. Достоверных сведений о его жизни нет.

Лит.: LNH. S. 115.

АДОН

АДОН [Адо; средневековолат. Ado, Addo, сокр. форма от нем. Adolf] (ок. 819-874 или 875), свт. (пам. зап. 16 дек.), архиеп. Вьеннский. Род. в знатной семье. Был монахом в мон-ре Ферьер (Франция), где обучался у известного ученого Лупа; преподавал богословие в мон-ре Прюм (Зап. Германия). Совершил паломничество в Рим и Равенну (Cев. Италия), где обнаружил старинный мартиролог (т. н. малый рим.); на его основе, используя также жития святых, А. составил свой мартиролог, дополняющий известный в редакции Флора мартиролог Беды Достопочтенного. А. работал над этим сочинением, законченным в 858 г., вероятно, в Лионе, под покровительством еп. Ремигия. Летом 860 г. А. был избран архиепископом Вьеннским. Он поддержал папу Николая I, признавшего незаконным развод кор. Лотаря II, владетеля Лотарингии и Бургундии. Ок. 874 г. А. написал «Chronicon de sex aetatibus mundi» (Хронику шести мировых эпох), продолжившую сочинение Беды Достопочтенного, в к-рой изложены события с 813 г. Составил жития святых меровингской эпохи Дезидерия и Теодора Вьеннского.

Соч.: PL. 123. Col. 23-138 [Chronicon], 139-435 [Martyrologium], 436 sq. [Legendа]; Le martyrologe d'Adon: Ses deux familles, ses trois recensions / Texte et comment. par J. Dubois et G. Renaud. P., 1984.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 68-69; Ebert G. Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters. B., 1880. Bd. 2. S. 384-387; Achelis H. Die Martyrologien, ihre Geschichte und ihre Zeit. B., 1900; Kremers W. Ado von Vienne. Steyl, 1911.

А. С. Небольсин

АДОНАЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДОНИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДОНИСЕДЕК

АДОНИСЕДЕК [евр. АДОНИСЕДЕК , АДОНИСЕДЕК  - Господь мой праведен, Господин мой - Цедек], ханаанский царь Иерусалима (Нав 10. 1-3). Имя А. теофорное (ср. Мелхиседек). Хотя Це́дек (угаритское Цадук) как имя божества больше не встречается в Библии, это имя, возможно, носил ханаанский бог, к-рый считался покровителем Иерусалима.

Царь А. объединил 5 юж. ханаанских городов - Иерусалим, Хеврон, Иармуф, Лахис и Еглон - и напал на жителей Гаваона за то, что они заключили союз с Израилем. Иисус Навин с войском израильтян поразил ханаанских царей. Во время их бегства Господь побивал их градом, посланным с неба. По молитве Иисуса Навина солнце остановилось и не заходило, пока Израиль не победил хананеев. А. вместе с др. царями спрятался в пещере в Македе, но все были схвачены и убиты (Нав 10. 1-27).

Лит.: Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. Серг. П., 1907; Baudissin W. W. von. Kyrios als Gottesname im Judentum. Giessen, 1929. Bd. 3; Schley D. G. Adoni-Zedek // ABD. Vol. 1.

Cвящ. Афанасий Гумеров

АДОНИЯ

АДОНИЯ [евр. АДОНИЯ АДОНИЯ  - мой господин - Господь, Ягве - Господь], четвертый сын царя Давида от Аггифы, рожденный в Хевроне (2 Цар 3. 4). Давид обещал своей жене Вирсавии передать царство их сыну Соломону (3 Цар 1. 17). А. после смерти своих братьев Амона и Авессалома стал добиваться права наследования царства (3 Цар 1. 5). Притязания А. были поддержаны вступившими с ним в заговор военачальником Иоавом и первосвященником Авиафаром. Против заговорщиков выступили прор. Нафан, первосвященник Садок и начальник царской гвардии Ванея. Они убедили Вирсавию напомнить Давиду о его обещании. Прор. Нафан также упрекнул Давида за то, что тот не сообщил ему о предстоящем воцарении А. Давид официально подтвердил наследственные права Соломона, к-рого Садок помазал на царство у потока Гион близ Иерусалима (3 Цар 1. 8-39). Собравшиеся на пир заговорщики, услышав шум и ликование в городе по поводу воцарения Соломона (3 Цар 1. 41), в страхе разошлись по домам. Сам А. искал спасения у жертвенника (3 Цар 1. 49-50) (см. Убежище). Соломон поклялся сохранить жизнь А. при условии, что тот ничего не будет предпринимать против него (3 Цар 1. 52-53), но А. после смерти Давида возобновил свои притязания на царство, добиваясь у Соломона разрешения на брак с последней наложницей Давида Ависагой сунамитянкой (3 Цар 2. 13-21), что в соответствии с существовавшим обычаем было правом только преемника царской власти (2 Цар 3. 7; 16, 21). Соломон счел это нарушением условий помилования, и А. был казнен по его приказу (3 Цар 3. 24-25).

Лит.: Богородский Я. А. Еврейские цари. Каз., 1884.

Г. В. Рудницкий

АДОНЦ Николай Георгиевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДОПИСЬ, АДОПИСНАЯ

АДОПИСЬ, АДОПИСНАЯ [адописанная], слова, относящиеся гл. обр. к характеристике икон, на к-рых под красочным слоем или под левкасом были обнаружены изображения диавола. Впервые подобный случай описан в житии св. Василия Блаженного и относится предположительно к XVII в. Упоминание подобных изображений встречается в газетных публикациях и лит-ре 2-й пол. XIX в., причем речь в них идет о поздних иконах «дешевого и неискусного письма». Объяснение этому явлению дается различное: «игра» в нераспознание «антихристовой прелести»; попытка староверов отучить народ от икон «фряжского» письма; уловка иконоторговцев-офеней, стремящихся нажиться на продаже сначала «порченых», а затем, после выявления ими же порчи, «правильных» икон (Н. С. Лесков); провокация «жидовствующих» (И.

И. Кузнецов); под сомнение ставится «достоверность таких фактов, как писание на одной доске рожи диавольской и лика святительского» (Н. И. Толстой). Слово «А.», встречающееся в Прологе под 13 нояб. по поводу рассечения еретических савелианских (см. Савелианство) хоругвей, приводится в «Полном церковнославянском словаре» (сост. свящ. Г. Дьяченко. СПб., 1900, 1993р. С. 6) и объясняется как «написанный во аде, в подземном мучилище». Выражение «адописные иконы» известно в среде староверов, хотя ни в одном языковом словаре оно не зафиксировано. В наст. время слово «А.» в качестве иронической оценки бытует в среде реставраторов, иконописцев, искусствоведов, обозначая непрофессиональное, искажающее смысл образа иконное письмо.

Лит.: Лесков Н. С. Адописные иконы // Русский мир. 1873. № 192. С. 1-2; Кузнецов И. И. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради московские чудотворцы. М., 1910. С. 305; Толстой Н. И. Из заметок по славянской демонологии. 2. Каков облик дьявольский? // Народная гравюра и фольклор в России XVIII-XIX вв. М., 1976. С. 310-311; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие в Императорской России. М., 1995. С. 127, 210-211, 254; Иванов С. А. «Адописные иконы» в контексте позднесредневековой русской культуры // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 385-391.

М. С. Трубачева

АДОПЦИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДРААЗАР

АДРААЗАР [евр. АДРААЗАР  АДРААЗАР  - (бог) Гадад, мой помощник] бен Рехоб, царь Арам-Цобы (Сувы) (ок. 1000-970 до Р. Х.), одного из главных арам. гос-в Сирии, расположившегося к востоку от г. Хамата (библейский Имаф). В начале своего правления А. объединил Арам-Цобу с соседним арам. царством Арам-Рехоб, откуда, видимо, был родом, и стал правителем на территории от Юж. Сирии (включая Дамаск) до Евфрата. Ок. 990 г. столкнулся с восстанием зависимых областей, прежде всего Хамата; пытался покорить восставших, но был разбит близ Хамата на Евфрате вмешавшимся в конфликт израильским царем Давидом (2 Цар 8. 3). А. признал себя его вассалом и утратил власть над большей частью своих прежних владений. Объединившись с Дамаском, А. пытался освободиться от зависимости, но был вновь разбит Давидом при Евфрате и вторично покорился израильскому царю (2 Цар 8. 5-6). Однако в конце правления Давида (ок. 975 до Р. Х.) А. вместе с зависимыми от него князьями, соседними племенами и присоединившимися к ним аммонитянами вновь поднял восстание. И опять войска союзников были разбиты военачальником царя Давида Иоавом и самим царем Давидом, после чего все зависимые от А. князья покорились Израилю (2 Цар 10. 6-19). Сама же Арам-Цоба в уменьшенном размере сохраняла независимость вплоть до завоевания ее Ассирией в 732 г. до Р. Х.

Лит.: Bailey R. C. Hadadezer // ABD. Vol. 1; Pitard W. T. Zobah // ABD. Vol. 6.

А. А. Немировский

АДРИАН I

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДРИАН II

АДРИАН II (792-14.12.872, Рим), папа Римский (14.12.867-14.12.872). Родственник предыдущих пап, Стефана V и Сергия II. При его предшественнике Николае I авторитет папства возрос, но А. оказался не в состоянии поддерживать его на этом уровне. А. пытался воспользоваться династическими распрями Каролингов для укрепления папской власти. В столкновении между королями Людовиком II и Карлом Лысым А. принял сторону Людовика и вступил в полемику с архиеп. Гинкмаром Реймсским, выступавшим от имени Карла и отклонившим право папы вмешиваться в светские дела. Пользуясь разладом во франк. Церкви, А. на основании Лжеисидоровых декреталий взял на себя роль арбитра в спорах епископов; в ответ Гинкмар отверг притязания А. на вмешательство в дела франк. Церкви. В 868 г. А. издал положение, по к-рому дети, отданные в мон-рь, должны были оставаться там всю жизнь, а также запретил браки духовным лицам. А. утвердил использование слав. языка в литургии святых Кирилла и Мефодия. Назначив Мефодия архиепископом Сирмия, А. добился верности моравов Риму. Легаты А. участвовали в К-польском Соборе 869-870 гг. (в католич. традиции т. н. 8-й Всел. Собор), низложившем Патриарха Фотия. Ради воссоединения Зап. и Вост. Церквей А. принял 21-е прав. Собора, признававшее К-польскую Патриархию второй по значению после Римской кафедры. Однако вслед за Николаем I он отказался признать подчинение Болгарской Церкви К-полю.

Лит.: PL. 122. Col. 1259-1322; MGH, Epр. Vol. 6. P. 691-765; Vol. 7. P. 449; Jaffé. RPR. Vol. 1. Р. 368-375; Vol. 2. Р. 703, 745; LР. P., 1886-1892. Vol. 2. Р. 173-190; Vol. 3. Р. 125; Seppelt. Geschichte. Bd. 2; Dvornik F. Les Slaves, Byzance et Rome au XIe siècle. P., 1926; idem. The Photian Schism. Camb., 1948; Jugie M. Le schisme byzantin. P., 1941; Brezzi P. Roma e l'impero medioevale. Bologna, 1947.

Н. Д. Прокофьева

АДРИАН III

Св. Адриан III, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. Vitis pontificum. 1626)

Св. Адриан III, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. Vitis pontificum. 1626)

(Ɨ 09.885, близ Модены), св. католич. Церкви (пам. зап. 8 июля), папа Римский (17.05.884-09.885), первый изменивший при избрании свое имя (в миру Агапит). Римлянин по происхождению, А. был возведен на папский престол после долгой борьбы партий. Короткий понтификат А. пришелся на трудное время. Когда он занял Римскую кафедру, в Риме был голод и происходили волнения. А. заключил соглашение с визант. имп. Василием I и направил ему неск. восторженных посланий. А. умер по дороге на съезд в Вормс, куда был вызван имп. Карлом Толстым (881-887) для разрешения вопроса о престолонаследии во Франкском гос-ве и обсуждения растущей сарацинской угрозы (см. Арабские завоевания). По сообщению хрониста XIII в. Мартина из Троппау, А. принадлежит декрет, согласно к-рому для вступления папы на престол не требовалось присутствия имп. посла, что исключало вмешательство императора в процесс избрания пап. Тот же хронист сообщает, что А. намеревался после смерти бездетного Карла Толстого передать имп. корону одному из итал. князей; однако эти сведения недостоверны и научной традицией отвергаются. Канонизирован католич. Церковью в 1891 г.

Лит.: Jaffé. RPR. Vol. 1. P. 426; Vol. 2. P. 705; LP. Vol. 2. N 225; Vol. 3. N 127; Martini Oppaviensis Chronicon summorum pontificum imperatorumque // MGH, SS. Vol. 22. P. 429; Seppelt. Geschichte. Vol. 2; Haller E. Das Papsttum. Stuttg., 1950. Bd. 2.

Н. Д. Прокофьева

АДРИАН IV

Адриан IV, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. Vitis pontificum. 1626)

Адриан IV, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. Vitis pontificum. 1626)

(1110/20-1.09.1159; мирское имя - Николай Брейкспир), папа Римский (4.12.1154-1.09.1159). Род. в Англии; принял постриг в мон-ре св. Руфа возле Авиньона, в 1146 г. стал епископом Альбано, с 1149 г.- кардинал-епископ Остии. В нач. 50-х гг. XII в. руководил созданием Норвежской (Тронхейм) и реформой Шведской Церквей. В его понтификат начался конфликт Римской курии с римско-герм. имп. Фридрихом I Барбароссой. А. поначалу поддерживал мирные отношения с императором, стараясь, однако, сохранить независимость папского престола. После коронации Фридрих I приказал схватить мятежника Арнольда Брешианского и выдать его префектам Рима. Однако с отъездом императора в Германию, опасаясь усиления норманнов, контролировавших с сер. XI в. Юж. Италию, в 1156 г. А. заключил союз с их кор. Вильгельмом I (1154-1166). Это привело его к ссоре с Фридрихом I, претендовавшим на главенство в Италии. В 1158 г. возник новый конфликт из-за притязаний императора на право сбора налогов в североитал. городах (т. н. regalia). В 1159 г. началась открытая война между папой, поддержавшим его союзом североитал. городов, и имп. Фридрихом I, продолжавшаяся после смерти А. до 1177 г. (см. Александр III, папа). Возможно, в целях расширения территории, подконтрольной Римской Церкви, А. подвигнул англ. кор. Генриха II (1154-1189) на завоевание Ирландии.

Ист.: Gesta Friderici I imperatoris / Hrsg. von O. Freising. Hannover, 1978.

Лит.: Almedingen E. M. The English Pope. L., 1925; Ullmann W. The Pontificate of Adrian IV // CHJ. 1955. Vol. 11; Deér J. Papsttum und Normannen. B., 1972.

О. С. Воскобойников

АДРИАН V

Адриан V, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. Vitis pontificum. 1626)

Адриан V, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. Vitis pontificum. 1626)

(ок. 1205-18.08.1276, Витербо, Италия; мирское имя - Оттобоно Фиески), папа Римский (11.07- 18.08.1276). Происходил из генуэзского рода графов Лаванья, племянник папы Иннокентия IV, к-рый в 1251 г. сделал его кардиналом-диаконом ц. св. Адриана в Риме. В 1265 г. Фиески был направлен в Англию в качестве легата, чтобы добиться примирения кор. Генриха III с восставшими баронами. После успешного завершения миссии стал одним из наиболее влиятельных кардиналов курии. А. был избран папой 11 июля 1276 г., но не был рукоположен, помазан и коронован. Спустя неск. дней после избрания А., уже серьезно больной, перебрался в Витербо, где и скончался.

Лит.: LP. Vol. 2. N 457; Potthast A. Regesta Pontificum Romanorum ab 1198 ad 1304. B., 1875. Bd. 2. N 1709; Schöpp N. Papst Hadrian V (Kardinal Ottobuono Fieschi). Heidelberg, 1916.

А. Ю. Серегина

АДРИАН VI

Адриан VI, папа Римский. Гравюра (Panvinio O. Accuratae effigies pontificum. 1573)

Адриан VI, папа Римский. Гравюра (Panvinio O. Accuratae effigies pontificum. 1573)

(1459, Утрехт, совр. Нидерланды - 14.09.1523, Рим; мирское имя - Адриан Флоренц Дедал), папа Римский (9.01.1522-14.09.1523). Происходил из семьи плотника. Получил образование в школе Братьев общей жизни в Утрехте, изучал теологию в ун-те Лувена (флам. Лёвен, Бельгия), затем стал его профессором и канцлером (1497). В 1507 г. римско-герм. имп. Максимилиан I пригласил его в качестве наставника к внуку, буд. имп. Карлу V. В 1516-1518 гг. стал епископом Тортосы (Испания), инквизитором Арагона, а затем и Кастилии, с 1517 г.- кардиналом Утрехтским. Основными задачами своего понтификата А. считал реформирование церковной жизни, борьбу с протестант. Реформацией и организацию крестового похода против турок. Однако попытки реформирования Римской курии оказались безуспешными и вызвали лишь враждебность кардиналов. А. был готов признать ответственность курии за недостатки в церковной жизни, но противостоял любым догматическим изменениям, требуя от нем. князей неукоснительного выполнения Вормсского эдикта 1522 г., запрещавшего учение Лютера. После завоевания о-ва Родос (Эгейское м.) турками-османами в 1522 г. папа призвал христ. государей заключить трехлетнее перемирие под страхом церковных взысканий. Попытка организации крестового похода провалилась из-за войны между римско-герм. императором и франц. королем.

Лит.: Hocks E. Der letzte deutsche Papst, Adrian VI. Freiburg, 1939; Mercati A. Diarii di concistori del pontificato di Adriano VI. R., 1951. (ST; N 157); Posner J. Der deutsche Papst Adrian VI. Recklinghausen, 1962.

А. Ю. Серегина

АДРИАН Александрович Троицкий

Александрович Троицкий (12.06.1872 (по др. данным, 26.08.1870), с. Билярское Чистопольского у. Казанской губ.-15.02.1938, г. Йошкар-Ола (?)), сщмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи диакона. По окончании Чебоксарского ДУ поступил в Чебоксарское городское уч-ще, курс которого не закончил. В 1890 г. выдержал экзамен на должность псаломщика. В 1893 г. получил звание сельского учителя, с 1894 г. преподавал в соляновской церковноприходской школе в Казанской губ. С 5 авг. 1896 по 20 нояб. 1897 г. служил псаломщиком в чебоксарской Михаило-Архангельской ц. В 1897-1899 гг. А. находился на военной службе, по увольнении с которой 23 февр. 1899 г. поступил на должность псаломщика Покровской ц. г. Чебоксар.

2 марта 1903 г. рукоположен во диакона к церкви с. Пестрецы Казанского у. и губ. 11 апр. 1910 г. рукоположен во иерея к Троицкой ц. с. Сурты (Михайловское) Царёвококшайского у. Казанской губ. В разные годы А. состоял законоучителем Суртовской двухклассной школы Мин-ва народного просвещения, Выползовского земского училища, Суртовского ремесленномго уч-ща; был заведующим и законоучителем Негодяевской церковноприходской школы. В 1913 г. назначен старшим помощником царёвококшайского благочинного, вскоре возведен в сан протоиерея. В 1918 г. А. был арестован по подозрению в участии в крестьянском восстании в дер. Княжна и заключен в казанскую тюрьму. Обвинение не подтвердилось, и после двухнедельного пребывания в заключении он был освобожден. 28 дек. 1937 г. А. был арестован по обвинению в организации контрреволюционной группы, ведении работы по разложению колхоза, агитации против выборов в Верховный Совет и заключен в йошкар-олинскую городскую тюрьму. Виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД Марийской АССР от 13 февр. 1938 г. Имя А. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2002 г.

Арх.: ГАРМЭ. Ф. 148. Оп. 1. Д. 11, 12; Ф. Р-1086. Оп. 8. Д. 602.

Лит.: Трагедия народа: книга памяти жертв политических репрессий Республики Марий Эл. Йошкар-Ола. Т. 1. 1996. Т. 2. 1997; ЖНИР. Февр. С. 10-11.

АДРИАН И ЕВВУЛ

АДРИАН И ЕВВУЛ († ок. 308), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 3, 4 или 7 февр., 5 или 7 марта). Известны из рассказа Евсевия Кесарийского. А. и Еввул происходили из мест. Ванея (или Влания). Услышав о страданиях и подвижничестве мучеников в Кесарии Палестинской, они пришли туда, чтобы утешить и ободрить их. Когда об этом стало известно, святых схватили и представили на суд префекта Фирмилиана. После отказа отречься от Христа А. и Еввула били по спине и ребрам, жгли бока и, наконец, бросили львам. Но несмотря на то что даже дикие звери поклонились А. и припали к его стопам, он был усечен мечом. Та же участь постигла и Еввула.

Краткое житие мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно вновь было переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. включено под 3 февр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 3-4).

Гимнография

Память А. и Еввула содержится во многих Месяцесловах: в Типиконе Великой ц. (IX-X вв., Mateos. Typicon. Т. 1. P. 224-225), в Петровом Синаксаре (XI в.) и др. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 32). Служба им неизвестна. В греч. афинской печатной Минее под 3 февр. по 6-й песне канона на утрене помещен ямбический стих (Θεβρουάριος. Σ. 44).

Иконография

На миниатюре Минология Василия II представлена мученическая кончина святых (А. обезглавлен, Еввул - перед палачом), оба святых изображены средовеками, Еввул седовлас (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 368). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., описывает А. молодым человеком с округлой бородой, а Еввула юношей «с бородою, едва показавшеюся» (Ч. 3. § 22. Февраль. 3).

Ист.: Eusebii. De martyribus Palestinae, 11 // PG. 20. Col. 1511-1512; ActaSS. Martii. 1668. T. 1. P. 364.

Лит.: SynCP. P. 440-441; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 10.

Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 207; Kaster G. // LCI. Bd. 5. Sp. 38.

А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова

АДРИАН И НАТАЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДРИАН КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ

АДРИАН КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ († 709), прп. (пам. зап. 9 янв.). Монашествовал близ Неаполя (Италия). Папа Виталиан хотел поставить его на Кентерберийскую епископскую кафедру, но А. К. уклонился от этого, и вместо него был посвящен св. Феодор Кентерберийский, к-рого А. К. сопровождал в 669 г. в Англию. Там А. К. был назначен настоятелем мон-ря святых апостолов Петра и Павла в Кентербери. Один из самых образованных людей Запада той эпохи, А. К. много сделал для развития науки в Англии, преподавал греч. и лат. языки, переводил на староангл. Его учеником был св. Альдхельм. А. К. ввел традицию рим. григорианского пения в церквах Англии.

Ист.: ActaSS. Jan. T. 1. P. 695.

Лит.: Horstmann C. Nova Legenda Angliae. Oxf., 1901; Zimmermann А. Kalendarium Benedictinum. Metten, 1933. Bd. 1. P. 63.

А. С. Н.

АДРИАН МОНЗЕНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДРИАН НОВЫЙ

Мч. Адриан Новый. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент

Мч. Адриан Новый. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент

(† ок. 251), мч. Коринфский (пам. 17 или 16 апр.). По данным нек-рых источников, пострадал в Коринфе. Язычники силой заставили его войти в их храм, но А. Н. опрокинул алтарь с лежавшими на нем приношениями. Его подвергли различным пыткам: секли розгами, сломали челюсть, выбили зубы, бросили в печь.

Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно вновь было переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. включено под 17 апр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 81, 86). Изображение А. Н. имеется на рус. минейной иконе на апр., нач. XVII в. (ЦАК МДА).

Ист.: ActaSS. Apr. T. 2. P. 404; SynCP. P. 605, 608; ЖСв. Апрель. С. 256.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 145.

АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДРИАН РИМСКИЙ

АДРИАН РИМСКИЙ - мч. (пам. зап. 1 марта). Известно лишь, что он происходил из Рима. В наст. время мощи его почивают: глава - в ц. Санта-Мария-делла-Вита в Риме, тело - в мон-ре св. Иоанна Крестителя в Болонье.

Лит.: ActaSS. Mart. 1668. T. 1. P. 23.

М. В. Т.

АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ

АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ († ок. 1632), прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), пустынник, подвизался при игум. Соловецкого мон-ря Рафаиле (1632-1636), близ озера, «от двинского наволока в средину острова за два поприща, идеже бысть поставлена келлия игумена преподобнаго Иринарха» (РНБ. Солов. № 1195/1366. Л. 36-37). Погребен там же, «близ келлейцы». Состоялась ли в XVII-XVIII вв. местная канонизация А. С., как и др. пустынножителей Соловецких, неизвестно, но память «преподобнаго отца нашего Андрия, пустынника Соловецкого монастыря» в день 26 июня отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. № 201. Л. 322). Имя А. С. в нач. XIX в. было внесено также в «Верное и краткое исчисление... преподобных отец Соловецких» (РНБ. Солов. № 1195/1366), а в нач. XX в.- в «Архангельский патерик». Местное почитание А. С. подтверждено включением его имени в Собор Соловецких святых, установленный в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. День тезоименитства А. С. м. б. положен 26 авг. (пам. мч. Адриана).

Лит.: Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям и исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1900. С. 19; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 50; Соловецкий православный церковный календарь / Изд. Соловецкой обители. [М.], 1999. С. 107-108.

Игум. Андроник (Трубачев)

АДРИАН УГЛИЧСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДРИАН ЮГСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДРИАНОВ ПОШЕХОНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДРИАНОВА-ПЕРЕТЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДРИАНОВСКАЯ ИКОНА УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

АДРИАНОВСКАЯ ИКОНА УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ - см. Успения Адриановская икона Божией Матери.

АДРИАНОПОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДСОН

А́дсон [лат. Adso] (910 или 915, Монтье-ан-Дер, совр. деп. В. Марна, Франция - 992, о-в Астипалея, Эгейское м.), западноевроп. средневек. педагог и писатель. Происходил из знатного франк. рода. Ребенком был отдан на воспитание в мон-рь Люксёй. С 934 г. руководил школой в мон-ре Сент-Эвр (Туль), с 968 г. аббат мон-ря Монтье-ан-Дер. Был дружен с Гербертом Аурилакским (см. папа Сильвестр II). Собирал античные рукописи, составлял сборники житий и сказаний о чудесах святых; 6 из этих сборников сохранились. Наиболее значительное его соч.- «О месте и времени антихриста» (949-954), написанное по заказу Герберги, жены западнофранк. кор. Лотаря, сестры римско-герм. имп. Оттона I Великого. А. считал, что конец света должен совпасть с падением христ. империи. Она уже почти разрушена, но ее «достоинство» (dignitas) живет в «королях франков, которые должны владеть Римской империей». Величайший из этих королей получит скипетр и корону, положит их на Масличную гору (см. Елеонская гора), и тогда настанет полнота времен. В этом окрашенном в апокалиптические краски политическом сочинении выразились притязания франк. королей на мировое господство (в средневек. его понимании). Распространенное св. Альбуином в XI в., это учение имело большое влияние на эсхатологию и политическую пропаганду средневековья. А. умер на острове в Эгейском м. во время путешествия в Св. землю.

Соч.: Epistola ad Gerbergam reginam de ortu et tempore Antichristi // Sibyllinische Texte und Forschungen. Münch., 1898.

Лит.: Erdmann C. Das ottonische Reich als Imperium Romanum // Deutsches Archiv für Geschichte des Mittelalters. 1943. Bd. 6. S. 426-433; Konrad R. De ortu et tempore Antichristi: Antichristvorstellung und Geschichtsbild des Abtes Adson von Montier. Münch., 1964.

О. С. Воскобойников

АДУЛА ПФАЛЬЦЕЛЬСКАЯ

АДУЛА ПФАЛЬЦЕЛЬСКАЯ [древневерхненем. Adula, Adela, Adele, Adolana - благородная] († ок. 734), прп. (пам. зап. 24 дек.). Основательница и первая настоятельница жен. мон-ря Пфальцель близ Трира (Германия).

Лит.: Ewig E. // Trierer Zschr. 1952. Bd. 21. S. 136.

А. С. Н.

АДУЛИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДХАНИ

АДХАНИ [эфиоп. АДХАНИ  - спаситель] (1-й пол. XIV в.), св. Эфиопской монофизитской Церкви, один из учеников св. Такла Хайманота, много сделавший для организации монашеской общины своего учителя. Его усилия нашли поддержку со стороны митрополичьего престола: митр. Эфиопский Яэкоб (1337-1344) назначил его благочинным обл. Дамот, наряду с 11 учениками Такла Хайманота, назначенными в др. области Эфиопии. А. и сам оставил немало учеников, и его имя часто упоминается в эфиоп. житийной лит-ре. Неопубликованная рукопись его жития хранится в мон-ре Кей-Афар Марьям в обл. Уолло.

Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 177, 392-394; Taddese Tamrat. Church and state in Ethiopia: 1270-1527. Oxf., 1972. P. 176; Kenefe-Rigb Zelleke. Bibliography of the Ethiopic Hagiographical Traditions // J. of Ethiopian Stud. 1975. Vol. 13. Fasc. 2. P. 61-62.

С. Б. Чернецов

АДЪЮТОР

АДЪЮТОР [лат. Adiutor - помощник] (V в.), сщмч. Африканский (пам. зап. 1 сент.), один из африкан. епископов, пострадавший от вандалов (см. Приск и др.). По преданию, вместе с 11 спутниками был пущен в море на утлом судне, к-рое чудесным образом было прибито к берегам Кампании (Юж. Италия). Почитался в городах Кава и Беневенто; главный покровитель Беневенто, где в кафедральном соборе хранятся его мощи.

Ист.: ActaSS. Sept. T. 1. P. 209-215.

Лит.: Audollent A. Adjutor (Adjutorius) // DHGE. T. 1. Col. 573.

А. И. Макаров

АДЫГЕЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЕТИЙ

АЕТИЙ [греч. ̓Αέτιος, от ἀετός - орел], мч. Аморийский (пам. 6 марта) - см. Аморийские мученики, 42.

АЗА

АЗА [греч. ̀Αζης], мч. (пам. греч. 21 окт., 15 нояб.). Из синаксарей известен лишь день его памяти и то, что он претерпел мученическую кончину через сожжение.

Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 12.

АЗА ЧУДОТВОРЕЦ, 150 ВОИНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЗАДАН

АЗАДАН [Аза; греч. ̀ρδβλθυοτεΑζας, ̓Αζᾶς], мч. Персидский (пам. 10 апр.) - см. Иаков, А. и Авдикий.

АЗАЗАИЛ

АЗАЗАИЛ [сир. АЗАЗАИЛ , АЗАЗАИЛ ], мч. Римский († ок. 304; пам. сир. 12 мая). Его житие содержится в сир. рукописи XV в. из Иерусалима. А. впервые упоминается в хронике Михаила Сирийца (XII в.). В XIII в. в сир. рукописях встречаются упоминания мон-ря и храма, носящих его имя; известно также сообщение о захвате образа этого святого курдами в ц. Кафарза (1416). Несмотря на достаточно широкое почитание А. на Востоке, достоверных сведений о нем нет. Возможно, что имя А. просто перевод греч. имени Панкратий (всесильный, всемогущий), т. к. обстоятельства его жития схожи со сказанием о мученичестве св. Панкратия Римского, фригийского отрока, память к-рого (тоже 12 мая) праздновалась в Риме с VI в. Согласно житию, А. был доставлен из Самосаты в Рим в возрасте ок. 15 лет по обвинению в исповедании христианства. Видя его юность и красоту, имп. Максимиан обещал спасти ему жизнь, если он почтит языческих богов, но А. вступил с ним в спор о вере и за свою твердость был обезглавлен. В Риме были сооружены мон-рь и храм, где покоились мощи А. Неизвестный редактор жития сообщает, что эти мощи чудесно уцелели в огне, когда Никейский еп. Абхай подверг их испытанию.

Ист.: Histoire de saint Azazaïl / Texte syriaque inédite avec introd. et trad. franç. des actes grecs de St. Pancrace par fr. Macler. P., 1902; Behnsch O. Rerum saeculo quinto decimo in Mesopotamia gestarum librum. Vratislaviae, 1838. P. 8.

Лит.: Nau F. Azazail // DHGE. T. 5. Col. 1340-1341; Baumstark. Geschichte. S. 96-97; Ortiz de Urbina. PS. P. 185-186.

А. И. Макаров

АЗАЗЕЛ

АЗАЗЕЛ - см.: 1) Козел отпущения; 2) в ст. Демонология.

АЗАИЛ

АЗАИЛ [евр. חזהאל, АЗАИЛ  - Бог видит], наиболее могущественный из дамасских царей (ок. 842-797 до Р. Х.). В молодости был дружинником царя Венадада (Адад-эзера). В 853 г. до Р. Х. получил от прор. Илии предсказание о своем грядущем царствовании в Дамаске (3 Цар 15. 17-19). Услышав от прор. Елисея во время болезни Венадада, в 842 г. до Р. Х., подтверждение этого пророчества, а также что ему предстоит стать властителем Израиля, А. задушил больного царя мокрым шерстяным покрывалом и занял престол Дамаска (4 Цар 8. 7-15). В 841 г. до Р. Х. он разбил израильского царя Иорама при г. Рамоф (4 Цар 8. 28-29; 9. 14-15), но и сам был разгромлен ассирийцами при горе Ермон, к-рым, однако, не удалось взять Дамаск (хроника ассир. царя Салманассара III упоминает о нем как об основном противнике ассирийцев с 841 до Р. Х.). В 838 г. до Р. Х. он отбил второе и последнее наступление ассирийцев; те больше не нападали на Дамаск. В 30-х гг. IX в. до Р. Х. А. совершил обширные завоевания в пограничных областях Израиля, нанеся поражения Ииую и захватив все израильские владения к востоку от Иордана до р. Арнон (4 Цар 10. 32-33). В кон. IX в. до Р. Х. А. вновь начал войны с Израилем и, нанеся поражение царю Иохазу, ок. 800 г. вторгся далеко на юго-запад, захватил г. Геф, угрожал Иерусалиму. Иудеи смогли откупиться от него только сокровищами храма (4 Цар 12. 17-18). Держава А. простиралась на всю Сирию и Израиль к югу от г. Хамата (последний подчинялся уже ассирийцам) вплоть до его смерти. Ее военную мощь удалось сломить израильскому царю Иоасу, к-рый нанес поражение сыну и преемнику А.- Венададу III (4 Цар 13. 24-25). Прор. Амос упоминает А. как символ могущества державы Арам-Дамаска, на к-рую должно пасть Божие наказание (Ам 1. 4).

Лит.:

Mazar B. The Aramaean Empire and Its Relations with Israel // BiblArch. 1962. Vol. 25. Р. 98-120.

А. А. Немировский

АЗАРИЙ

АЗАРИЙ - иером.- см. Захария Копыстенский.

АЗАРИЯ

АЗАРИЯ (Азарий) († после 1674), инок Соловецкого мон-ря, один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг. Прежде исполнявший должность будильщика, А. стал келарем мон-ря в окт. 1666 г., когда соловецкая братия, считавшая архим. Варфоломея нетвердым в деле защиты старой веры, решила заменить келаря и казначея др. иноками из своей среды. Время келарства А. (окт. 1666 - сент. 1669) совпадает с 1-м этапом сопротивления братии мон-ря церковной реформе Патриарха Никона. Под руководством А. 15 сент. 1667 г. состоялся монастырский Собор, рассмотревший привезенные в мон-рь новопечатные книги и отказавшийся совершать по ним богослужение. Ослушавшись Патриаршего наказа и указа царя, братия не приняла также переведенного на Соловки нового архим. Иосифа.

А. участвовал в составлении 4-й (на подлиннике имеется подпись А.) и 5-й соловецких челобитных, посланных в сент. 1667 г. царю Алексею Михайловичу. 5-я челобитная, содержащая подробное и аргументированное изложение позиции соловецких иноков по вопросам церковной реформы, получила широкое распространение в старообрядческой среде в XVII-XX вв. От имени А., казначея Симона, соборных старцев, братии и трудников 16 июля 1669 г. была составлена 6-я челобитная, объяснявшая причины высылки из мон-ря противников восстания и ссыльных. В 1669 г. под руководством А., архим. Никанора и их единомышленников в осажденном Соловецком мон-ре был проведен ряд радикальных реформ, связанных с отказом от новопечатных книг и четвероконечных крестов; отменено моление за царя и Патриарха и начата подготовка к вооруженному сопротивлению окружившему мон-рь царскому войску. Бо́льшая часть братии не была готова к принятию столь смелых решений, в обители произошла смена руководства, и 37 зачинщиков восстания, принадлежавших к радикальному крылу (в т. ч. А.), 11 сент. 1669 г. были высланы из мон-ря в Сумский острог, где 5 лет содержались под стражей. В мае 1674 г. А. принес покаяние, о чем воевода И. А. Мещеринов доложил царю. В 1674 г. А. был послан «под начал» в Николо-Корельский мон-рь. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Лит.: Три челобитные. СПб., 1862; МДИР. М., 1878. Т. 3: Сырцов И. Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII в. Кострома, 1888; Барсов Е. В. Новые материалы для истории старообрядства XVII-XVIII вв. М., 1890. С. 50, 83, 104; Барсуков Н. А. Соловецкое восстание (1668-1676). Петрозаводск, 1954; Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. СПб., 1995; Чумичева О. В. Соловецкое восстание (1669-1676). Новосиб., 1998.

Е. М. Юхименко

АЗАРИЯ ПОСТНИК КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ

АЗАРИЯ ПОСТНИК КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ - прп. Время жизни А. П. неизвестно, но скорее всего приходится на 2-ю пол. XIII - нач. XIV в., т. к. о Киево-Печерских святых, живших до монг. нашествия, сохранились более подробные сведения. Упоминается в «Описании о российских святых» (в списке, опубликованном Н. П. Барсуковым по рукописи П. И. Савваитова) в числе святых «града Киева... и в пещерах». Дата канонизации А. П. к местному почитанию неизвестна. В «Тератургиме» иером. Афанасия Кальнофойского и в службе Киево-Печерским преподобным сведений о нем нет. Возможно, что почитание святого со временем было утрачено.

Ист.: Барсуков. Источники агиографии. С. II.

Лит.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 12. Ч. 2. Август. С. 191; Минея (МП). Февраль. С. 766-767; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 547; Кабанець Е. П. Iсторiя печерськоï канонизацiï та стислi вiдомостi про печерських святих // Дива печер Лаврських. К., 1997. С. 47-72.

Игум. Андроник (Трубачев)

АЗАТ СКОПЕЦ

АЗАТ СКОПЕЦ [греч. ̓Αζάτ] мч. Персидский (пам. 20 нояб.) - см. Нирса, сщмч., и др. мученики Персидские

АЗАТ СКОПЕЦ И С НИМ 1000

АЗАТ СКОПЕЦ И С НИМ 1000 - мученики Персидские (пам. 14 и 17 апр.) - см. Симеон, сщмч., еп. Персидский

АЗБУКА

АЗБУКА - см. Алфавит.

АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЗБУКОВНИКИ

АЗБУКОВНИКИ - древнерус. сборники энциклопедического характера, в к-рых статьи расположены в алфавитном порядке. В основе А. лежат словари XIII-XVI вв., содержащие переводы и толкования заимствованных и трудных для понимания церковнослав. слов из Свящ. Писания,- словари-ономастиконы, словари символики (приточники), словари славяно-рус., а также словари-разговорники. Древнейшим считается список толкований, приложенный к Новгородской Кормчей 1282 г., самым ранним церковнославянско-рус. словарем является «Толкование неудобь познаваемыхъ в писанныхъ речемь» (XIV-XV вв.), положенное в основу более пространных словарей; в сер. XV в. на Афоне рус. книжником был создан русско-греч. словарь-разговорник «Речь тонкословия греческого», включивший в себя слова, фразы и обрывки диалогов.

Складывание собственно А., число статей в к-рых достигало неск. тысяч, относится ко 2-й пол. XVI в. и связано с деятельностью прп. Максима Грека, составившего трехъязычный лексикон с нек-рыми филологическими пояснениями - «Толкование именам по алфавиту». В рус. А. активно использовались «Лексис» и Грамматика Лаврентия Зизания (Вильно, 1596). А. служили для толкования отдельных чтений из Свящ. Писания, были нормативными справочниками для переписчиков и справщиков книг. В XVII в. А. распространялись во множестве списков и все больше приобретали черты учебных книг универсального характера.

Изд.: Сахаров И. П. Сказания русского народа. СПб., 1849. Т. 2. Кн. 5; Буслаев Ф. И. Дополнение и прибавления ко второму тому «Сказаний русского народа» И. Сахарова // АИЮС. М., 1850. Кн. 1. Отд. 4. С. 1-31; Ковтун Л. С. Лексикография в Московской Руси XVI - начала XVII в. Л., 1975. С. 268-231; она же. Азбуковники XVI - начала XVII вв. (старшая разновидность). Л., 1989. С. 136-292.

Лит.: Баталин Н. И. Древнерусские азбуковники // Филол. зап. Воронеж, 1873. Вып. 3-5; Карпов А. Азбуковники, или Алфавиты иностранных речей по спискам Соловецкой библиотеки. Каз., 1878; Алексеев М. П. Словари иностранных слов в русском азбуковнике. Л., 1968; Ковтун Л. С. Древние словари как источник русской исторической лексикологии. Л., 1977; она же. Азбуковники // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 10-23.

Б. Н. М.

АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЗБУЧНЫЕ СТИХИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЗБУЧНЫЕ СТИХИРЫ

АЗБУЧНЫЕ СТИХИРЫ - см. Алфавитные стихиры.

АЗЕЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница