Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
АНАСТАСИМАТАРИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К

АНАСТАСИМАТАРИЙ

Анастасиматарий-Анфология протопсалта Хрисафа Нового. 1672 г. (Ath. Xeropot. gr. 128)

Анастасиматарий-Анфология протопсалта Хрисафа Нового. 1672 г. (Ath. Xeropot. gr. 128)

[греч. ̓Αναστασιματάριον от ἀναστάσιμα (στιχηρά) - воскресные (стихиры)], вид греч. певч. книги. Основу А. составляет собрание наиболее часто употребляемых песнопений Стихираря - воскресных стихир вечерни и утрени. Это прежде всего стихиры на Господи воззвах - воскресные самогласны («творение Иоанна Дамаскина»), восточны и богородичны догматики.

Воззвахи (κεκραγάρια) либо распределяются по гласам, либо выписываются в конце кодекса, где обычно помещается и 11 утренних евангельских стихир («творение Льва Мудрого»). Иногда в А. содержатся также хвалитные псалмы (πασαπνοάρια), ексапостиларии и песнопения литургии. По причине широкого распространения рукописных А. в начале или конце этих кодексов обычно помещали в сокращенном виде протеорию Пападики (Προθεωρία τῆς Παπαδικῆς) - введение в муз. теорию (напр., Athen. Acad. Bibl. Sideridou. gr. 6, 1725 г.). Часто встречаются рукописи смешанного типа (сборники), содержащие в начале или в конце А. Анфологию Пападики (напр., Lesb. Leim. gr. 286, после 1600 г.), Доксастарий - собрание праздничных и триодных стихир на «Слава» (напр., Lesb. Leim. gr. 242, после 1650 г.) или Ирмологий (напр., Стихирарь, А. и Ирмологий Хрисафа Нового - Lesb. Leim. gr. 239, 1672-1673 гг.).

Анастасиматарий протопсалта Петра Пелопоннесского. 1829 г. (Athen. Collectio Iohannis N. Hierodiaconi (Ciprioti))

Анастасиматарий протопсалта Петра Пелопоннесского. 1829 г. (Athen. Collectio Iohannis N. Hierodiaconi (Ciprioti))

Первые известные списки А. относятся к нач.- сер. XVII в. (напр., А. Мануила Хрисафа, ок. сер. XV в.- Lesb. Leim. gr. 288, ок. 1600 г.). В посл. трети XVII в. А. пополнился сочинениями протопсалта Великой ц. Хрисафа Нового (см. его автограф - Ath. Xeropot. gr. 128, 1672 г.). А., названный его именем, стал в рукописной традиции наиболее распространенным типом этой певч. книги. Еще более известным стал А. доместика и протопсалта Петра Пелопоннесского.

Митр. Хрисанф из Мадита († 1843) в «Теоретиконе» различает «древний» и «новый» виды стихирарного мелоса (παλαιὸν, νέον στιχηραρικὸν μέλος - § 402-403), присущие соответственно «древнему А.» и А. Петра Пелопоннесского. К числу песнопений, распетых 1-м видом мелоса, Хрисанф относит «славники», воскресны, хвалитны, подобны, самогласны и евангельские стихиры; новым видом мелоса, делящегося на медленный (ἀργόν) и сжатый, быстрый (σύντομον), были также распеты ексапостиларии, седальны, литургийные антифоны и входные стихи. А. Петра Пелопоннесского послужил основой для многочисленных печатных изданий А. (после 1820), содержащих помимо стихир на Господи воззвах воскресные седальны, каноны, а также великое славословие сжатого мелоса.

Лит.: Χρυσάνθου τοῦ ἐκ Μαδύτου Θεωρετικὸν Μέγα τῆς Μουσικῆς. Τεργέστη, 1832. Σ. 179-180; Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1. Σ. 30-41; idem. ̓Αναγραμματισμοὶ καὶ μαθήματα. Σ. 40.

Г. Статис

В начало энциклопедии